Сначала теория.
Крутящий момент двигателя. Это произведение силы на плечо рычага. Измеряется в "Ньютонах на метр" – Нм. 1 1 Нм — Это сила в 1 Ньютон приложенная к рычагу в 1 метр.
Мощность двигателя. Это величина работы двигателя (крутящий момент) совершенная за определенный момент времени.
Формула расчета:
P = М * N / 9549.
где
P — мощность в кВт
М — крутящий момент в Нм
N — обороты двигателя в об/мин
Если нужны л.с., то киловатты умножаем на 1.36
Т.О. Мощность величина переменная и зависит от оборотов и крутящего момента. Крутящий момент так же величина непостоянная, и он в свою очередь зависит от оборотов.
Если посмотреть на графики снятые с реальных авто на стенде, то видно, что пик мощности и пик крутящего момента не совпадают.

Рассмотрим график (достоверность оставим на совести, авторов )))), но он похож на настоящий по форме.):
Мы видим, что пик крутящего момента — 120 Нм — приходится примерно на 3300 оборотах, при этом мощность двигателя примерно 56 л.с. (по факту примерно 40 л.с.)
Пик мощности приходится на 5500 оборотах, при этом крутящий момент 85 Нм.
Что имеем.
Мощность влияет на преодоление различных сил, которые мешают автомобилю (Сила трения, аэродинамика и т.п.). Например вот таких — www.drive2.ru/l/466552746430956375/
Чем больше мощность, тем большее сопротивление сил автомобиль может преодолеть, тем быстрее он на трассе (с учетом веса, Cx и т.п.)
Ну и самое главное, когда вы начинаете движение, мощность двигателя совсем не главное. Смотрите на график, она минимальна. Тут главное крутящий момент,
Т.е. если взять 2 двигателя с одинаковой мощностью, но с разным крутящим моментом, то двигатель с большим моментом покажет лучшую динамику разгона.
И еще пример, если сравнивать одну модель авто с разными моторами, и одинаковой КПП, например,
— 1-й двигатель с меньшей мощностью, но большим крутящим моментом,
— 2-й двигатель с большей мощностью, но меньшим крутящим моментом.
На старте 1-й мотор будет иметь преимущество. Но только до того момента, пока силы сопротивления (трения, воздуха и т.п.) не достигнут определенного момента.
С этого момента, 2-й мотор будет отыгрывать отставание.
Если совсем просто, то 1-й — более динамичный, но скорость на трассе будет ниже 2-го
Ну и еще пример. Есть автомобиль ГАЗ-69, на нем ставились несколько модификаций двигателя ГАЗ-20
Если взять самую "заряженную" версию, то это 4-цилиндровый двигатель объемом 2.1 л. с максимальной мощностью 52-55 л.с. при 3600 об/мин.
Мощность маленькая, но проходимость очень приличная
А все дело в том, что крутящий момент 200 Нм при 2000 об/мин
А скорость…
Этот же двигатель ставился на "Победу", с аэродинамикой там гораздо лучше, чем у "Козлика", но на трассе показатели совсем не впечатляющие.
— максимальная скорость: 105 км/ч
— разгон до 100 км/ч: 46.00 с
Совсем краткий вывод
— если крутящий момент двигателя намного выше чем у конкурента-одноклассника, то авто будет более динамичным.
— если мощность выше чем у одноклассника, то на трассе машина будет быстрее.
Крутить или не крутить?
Почему, когда нужно получить максимальное ускорение, крутят двигатель ГОРАЗДО выше оборотов крутящего момента?
Тут вступает в действие Динамический фактор автомобиля.
Что за фигня?
В Учебниках как то все размыто…
Динамический фактор автомобиля представляет собой совокупность динамических характеристик, номограммы нагрузок автомобиля и графика контроля буксования его колес. Динамический фактор автомобиля дает представление о динамических свойствах автомобиля при заданных дорожных условиях и нагрузке автомобиля.
Или так…
Отношение крутящего момента на колесах, деленного на динамический радиус качения ведущих колес за вычетом разнообразных сил сопротивлений, к массе авто.
Там еще формулы разные всякие…
Но мы сейчас все сильно упростим, для понимания принципа. Представим, что КПД=1, передачи переключаются мгновенно, и т.п.
Тогда от заумных формул, мы придем к обычной арифметике )))
Напомню про такую табличку:

Итак, у нас идеальный Ланос и идеальным водителем между рулем и сидушкой.
На колесах имеем крутящий момент, равный:
M*P*КПД (M — крутящий момент двигателя, P — Передаточное значение трансмиссии)
Теперь собираем все в табличку крутящего момента на колесах в зависимости от оборотов и передачи:

Понятно, что значение получилось "от потолка", но принцип отражен верно.
Что видим?
Начинаем разгоняться на 1 передаче, после оборотов максимального крутящего момента ДВС крутящий момент на колесах начинает падать, а возможный крутящий момент на колесах при переходе на высшую передачу (Таблица 1) начинает расти.
Правило максимальной динамики разгона — переключится на следующую ступень надо, когда текущий крутящий момент на колесах сравняется с возможным.
Пример по нашим таблицам:
Мы выкрутили двигатель до 5000 оборотов (можно еще немного, но машина у нас условная с отсечкой на 5000), скорость 39 кмч. крутящий момент на колесах 280
Для этой скорости на 2-й передаче примерные обороты около 3000 и ожидаемым крутящем моментом на колесах
240-250
Дальше крутим на 2-й до 5000, скорость почти 70 кмч, момент на колесах 160,
Аналогично обороты этой скорости на 3-й чуть выше 3000, с моментом на колесах те же 160
И т.д.
А теперь почему не стоит крутить?
Когда нам быстро нужно уехать, мы плюем на расход. Но если мы хотим ездить экономно, то нужно помнить про удельный расход топлива. Тут www.drive2.ru/l/466552746430956375/ немного писал про это дело, но применительно к другой ситуации. Для нас важно, что удельный расход топлива начинает значительно расти начиная примерно с 3500 оборотов. Это без нагрузки. Если нагрузка увеличивается, то удельный расход начинает увеличиваться в разы, т.к. нам нужно компенсировать еще ко всему и падение крутящего момента двигателя. Поэтому мы должны стараться переключаться так, что бы использовать максимальный крутящий момент. Т.е. переключаться немного выше оборотов максимального крутящего момента, с таким расчетом, чтобы обороты возможного крутящего момента при переходе на повышенную были в пределах 2000-2500 оборотов.
Это примерно при достижении 3500 оборотов двигателя.
Ну и помнить, что нагрузка в разы увеличивает удельный расход, т.е. нужно плавно набирать скорость перед переключением на следующую передачу.
Общее правило.
1) Переключаемся на оборотах от максимального крутящего момента — 3400
2) Чем выше желаемая динамика разгона, тем больше крутим мотор при переключении. Но не больше оборотов максимальной мощности — 5500 оборотов.
Комментарии 12
Ланос — ни мощности, ни момента! :))
При последовательном переключении перадач 1-2-3 в зависимости от скорости манипуляций, наблюдается падение оборотов в среднем на 1 тысячу. Если нужно динамично ускориться, щёлкаю передачу в районе 4,5 тыщ. иначе ощущаются провалы, особенно при хорошо открытом дросселе.
В зависимости от программного чипа показатели варируются, но думаю не на много
Если крутить до 4000, то после переключения обороты около 3000. можно и до 4500))
Об этом и речь ;))
Sour42
Ланос — ни мощности, ни момента! :))
При последовательном переключении перадач 1-2-3 в зависимости от скорости манипуляций, наблюдается падение оборотов в среднем на 1 тысячу. Если нужно динамично ускориться, щёлкаю передачу в районе 4,5 тыщ. иначе ощущаются провалы, особенно при хорошо открытом дросселе.
В зависимости от программного чипа показатели варируются, но думаю не на много
да таких машин полно по соотношению возможности мотора к весу. Есть еще и хуже, но комфортнее и дороже.

А так, при желании ланос (даж 8 клапанный) может быть досточно бодрым, примерно до 120 кмч
Комментарий удалён
600? ну а если поделить на массу Камаза сколько выйдет? интересно прикинуть.
Комментарий удалён
Вов, не внимательно читал. Я писал про машины одного класса. А у твоего камаза сколько весу?
Стартовала Таврия 1,1 карбюр и ТАЗ жигуль 1,3
сперва ушла таврия до 60 км\ч когда обе разгонялись, а потом жигуль дадовил на скорости 80 км\ч и обошел.
теория подтвердилась практикой.
У ланоса 3700 об. максимальный крутящий момент. чтобы стартонуть и уехать быстро надо крутить до 5 тыс и переключаясь на повышенную чтобы было 3000-3500 оборотов тогда разгон будет максимальный.
Как писал foma144.
У ланоса 1.5 8кл насколько я помню макс крутящий момент при 3400)) то есть для эффективного разгона нужно держать обороты от 3000 до 4000!
У ШАНСА движек такой-же в книжке написано 3800 об. 2011г. мож под Е-3 заточен и обороты сместились. у Е-3 изначально все задушено.
У меня сейчас Е-0. все думаю на дино-стенд заехать глянуть как там изменилось. Цена то не заоблачная измерения бак бензина.
Вот за что нравятся статьи Сергея, так за простоту и доходчивость изложения для таких деревянных как я))
Простой вывод, если хотите получить максимальную мощность, нужно крутить двигатель, а переключать на высшую передачу нужно на оборотах, что бы после переключения обороты были чуть меньше оборотов максимального крутящего момента, т.е. не меньше 2500, а лучше 2700-2900. Тогда и динамика будет и двигателю легче справляться с нагрузками.
ну да, так и есть, только народ у нас понимает, что переключать надо на 2700-2900 и не учитывает, что после такого переключения обороты уменьшаются.
т.е. переключать на 3300-3500