Здравия желаю!
Сегодня хочу рассказать немного о доступном тюнинге моторов семейства змз-53/66 и т.д. Довольно часто встречаю записи людей, которые заморочились с установкой данного типа моторов на свои Волги, с вопросом, как можно улучшить отдачу мотора, какой карбюратор поставить, чтобы интереснее ехало. Думаю, могу предложить неплохой пакет.
В предыдущих записях я рассказывал о своих приключениях — перегоне Лешего домой из Финляндии. Я упоминал, что столкнулся с довольно неприятной проблемой — реально отвратительной динамикой на затяжных подъемах в горах. Более-менее короткие подъемы с небольшим уклоном можно изловчиться брать за счет разгона. Но на длинных горках тачка реально умирает и 3я передача, а часто и 2ая — единственно возможный режим езды. С учетом узких скандинавских дорог — пробка гарантирована.
Итак, рецепт дешевых доработок. Подойдет всем желающим — любителям понаваливать на Волге с змз-53/66/511 и просто владельцам всевозможных газонов/пазиков и т.п.
Карбюратор
Здесь сразу оговорюсь — я противник приколхаживания американского четырехкамерного карбюратора, особенно на 750cfm и особенно на впуск нового образца. Рекомендованный для данного мотора карбюратор — все, что не выше 390cfm, 450 максимум. Я использовал калькулятор на официальном сайте Holley по параметрам нашего мотора. Казалось бы, кашу маслом не испортишь, но все забывают о том, что при больших cfm на маленьком моторе падает скорость истечения и ухудшается смесеобразование. В лучшем случае четырехкамерный карбюратор будет работать только на первичных камерах. Подтверждают это эксперименты с вакуумным приводом вторичных камер — они просто могут не открываться на наших моторах, а владелец может и не подозревать, что по факту ездиит на двухкамернике. Поэтому мой выбор для ГАЗ-66 — К-96, ну или К-88/89, если не получится найти К-96. Это семейство зилокарбюраторов. 96-ой — это последнее поколение и отличается от К-88 отсутствием вакуумного ограничителя оборотов и наличием клапанов ЭПХХ. Не смотря на то, что карбюратор довольно редкий, они довольно часто продаются новыми, поскольку в автохозяйствах их часто выкорчевывали и ставили более привычный К-88 с закозленным ограничителем. Ограничитель я тоже убрал и не вижу в нем смысла. Перекрутить этот мотор сложно и если мозги на месте, то ограничитель не нужен.
Есть правда неприятный косяк. Довольно часто К-96 попадаются с дефектом литья — сплав на средней части карбюратора дефектный и деталь попросту рассыпается. Можно поступить как я — купить у деда новый бракованный К-96 и пару К-88 взять на сдачу, чтобы собрать один отличный карб. Приятный бонус — ЭПХХ позволяет сэкономить до 2х литров горючки на 100км, ну и плюс автомобиль станет немножко больше эко-френдли. В целом, расход практически не меняется по сравнению с К-126/135. ЭПХХ я пока не ставил — требует подключения блока управления, который у меня есть, даже два. Просто решил сначала отстроить все, потом ставить клапаны.
Мой вариант установки — поплавковой камерой назад.

Популярное мнение о том, что бенз отливает при трогании — бред сивой кобылы. Если уровень в поплавковой камере выставлен правильно — проблем не будет. Брал горку с уклоном 14%. Отливает масло в поддоне, — карбюратор работает как часы. Для подачи бенза придется удлинить шланг, поскольку штуцер подачи в камеру теперь дальше. Зиловская игла значительно надежнее (кстати без переделок станет и на К-126/135). При таком способе установки не нужно ничего делать с приводом от педали газа, возможно немного подрегулировать, чтобы заслонки закрывались при отпущенной педали.

Обязательно возникнет проблема с приводом подсоса. Многие забивают и вообще не подключают его, многие ставят длинный тросик. Я пошел другим путем. Карбюратор позволяет переворачивать держатель тросика привода. Я развернул держатель и закрепил тросик таким образом:

Осторожно, можно сломать мозг! Но, как ни парадоксально, это работает.
Сама жила тросика жестко закреплена на кронштейне, а рычаг заслонки двигает именно рубашка тросика. При вытягивании подсоса в кабине рубашка подпирает рычаг и заслонка закрывается. При выключении подсоса рубашка отходит обратно, а рычаг под действием штатной пружины возвращает заслонку в открытое состояние. Естественно, тросик нужно продеть в зажим рычага, но не зажимать — рычаг должен скользить по тросику. В итоге — рабочий подсос и ничего не нужно менять или серьезно переделывать. Работает надежно.
Еще один нюанс, который важно устранить. Перепускной канал между камерами карбюратора (на картинке выделен желтым кружком).

Как правило, площадка карбюратора на впуске выполнена в виде очков (бывает по-другому на впусках с подогревом или некоторых версиях без).

У меня все 4 впускных коллектора — 3 старого и один нового образца — с "очками". В таком случае перепускной канал не закрыт площадкой карбюратора и будет обильный подсос воздуха во впуск. Есть два варианта решения проблемы — эпокситная смола и алюминиевые опилки, либо проставка. Я на ГАЗ-66 пошел по пути установки проставки (здесь больше пространства под капотом). Для Волги буду заклеивать канал, чтобы сэкономить по высоте.
Воздушный фильтр я оставил родной. Во-первых, не надо ничего выдумывать, во-вторых, от него идет сосок на компрессор, и это надо учитывать при переделке. Был у меня родной зиловский постамент под фильтр, но он не подошел по росту и, кроме того, на него плохо садится сам фильтр.

Как ни крути — нужно переделывать. И я снова пошел другим путем и просто сделал свой переходник.

Возможно существует на рынке вариант переходника под разные виды воздушных фильтров для карбюраторов семейства К-88, но мне они не сильно доступны. Для Волги можно изготовить переходную пластину и приколхозить любой бумажный фильтр или тот же газоновский фильтр типа 3307.
Для желающих чего-нить погорячее, есть отличный вариант карбюратора — Rochester, 2jet от моторов на 5-6 литров.

Они обычно ставились на грузовые биг блоки и сочетают в себе удачную комбинацию простоты и производительности. Их часто меняют на блестящие четырехкамерники, потому найти б/у на рынке по доступной цене не составит особого труда.
Прелесть карбюратора в том, что отверстия крепления почти совпадают с нашими шпильками. Подогнать можно легким подпиливанием отверстий. По опыту соклубников знаю точно, что результат может быть лучше, чем у зилокарба. Но этот вариант естественно немного дороже.
Зажигание
Здесь минимальный необходимый комплект — бесконтактное зажигание от компании СОАТЭ. Коммутатор 131.3734, катушка Б-116-02 и распределитель, он же индуктивный трамблер — 24.3706-10 от того же СОАТЭ.

Все это собираем по схеме из книги "Автомобиль ГАЗ 53-12".

Я видел много всяких вариантов, вплоть до установки "Январей" от впрысковых моторов. Это, как по мне, передоз. Можно конечно заколхозить и датчики Холла от тазика, но я не вижу в этом особого смысла. Штатное бесконтактное зажигание дает вполне отличный результат во всем рабочем диапазоне оборотов. Замер параметров зажигания показывает погрешность искрообразования 1-2 градуса по коленчатому валу, что вполне допустимо. Для отстройки параметров зажигания был приобретен стробоскоп с функцией отстройки угла опережения, вот такой:

Замер на двигателе змз-6603 на 95ом бензине с комплектом зажигания от СОАТЭ показал довольно точную характеристику угла опережения, соответствующую эталону по букварю.

Для себя установил оптимальный угол опережения на холостых оборотах около 10-12 градусов при 550 об/мин. На 2000 об/мин угол составил 28 градусов по коленчатому валу (без учета вакуумного корректора).
Термостат
Этот пункт скорее абсолютная необходимость, чем тюнинг. Но я часто вижу, как из моторов выкорчевывают термостат, чтобы поднять давление масла и снизить риск перегрева. Я ехал из Финляндии без термостата и скажу с полной ответственностью — без него мотор вялый и шумный. Кроме того, маслом заливает задние цилиндры на обеих сторонах. Спустя некоторое время появляются перебои с искрообразованием в 4ом и 8ом цилиндрах из-за обильного наслоения горелого масла. В моем случае терморегулятор оторвался от рамки в месте пайки и термостат стал все время открыт.

Я поставил современный термостат на 80 градусов. Эта конструкция ощутимо надежнее. Пока работает как часы.
Итог
В результате описанных выше мер могу с уверенностью сказать — мотор конечно не стал мощнее на сто кобыл, но поведение явно изменилось в лучшую сторону. Леший конечно не разгоняется до сотни за 7 секунд, но на местных дорогах с ощутимыми уклонами в местах, где на 126ом карбюраторе я не мог ехать на 4ой передаче, сейчас я, пусть и без набора, но уверенно иду без перехода на 3ю. После регулировки клапанов и установки термостата мотор стал работать гораздо тише и мягче. Давление масла конечно стало ниже на прогретом моторе, но это при необходимости можно решить более вязкими маслами. Думаю, на более легком авто, например на Волге, прирост будет гораздо ощутимее.
Пока на этом все, но в следующих записях я обязательно расскажу о более кардинальных мерах по улучшению параметров мотора.
Stay tuned! ;)





Комментарии 83
На работе набрал жиклеров по номиналам
200-270-280-300-330
А не пробовал ставить электробензонасос низкого давления?!
Не, меня зиловский устраивает ;) Электрическим меньше доверяю.
Прошу совета по жиклерам в К88 ( карбюраратор снят с зил 131 с пробегом 400км еще с пломбами гос приёмки ссср) для установки на газ66 (мотор змз 511-513)
Заранее спасибо
www.drive2.ru/l/518341943122461795/
Спасибо как я понял только воздушные уменьшаем и все! Далее просто регулируем
Да, только их и ничего не трогать больше. Я же там написал. Регулировка холостого и все. Пользуйтесь на здоровье!
Спасибо ! Форум по 66 таких подробностей не дал :)
AngieNear
Да, только их и ничего не трогать больше. Я же там написал. Регулировка холостого и все. Пользуйтесь на здоровье!
Из за морозов пока только собираю инфу и запчасти ! :)
Ну обращайся, чем смогу — помогу.
Poll81
Спасибо как я понял только воздушные уменьшаем и все! Далее просто регулируем
Ускорительный насос может подзалипнуть, если карбюратор давно не использовался. Я про это тоже писал. И не забудьте грибок заглушить. Этого я не описывал, потому как у меня его нет.
В грибке вроде как мембрану протекают и все! Или что с ним сделать
Я бы вообще выкинул грибок и сделал жесткую связь тяги педали газа на ось заслонок. Там еще могут быть подсосы через грибок — все отверстия между грибком и корпусом карбюратора нужно заглушить. Пока можно просто вxоды грибка от ограничителя заткнуть на время настройки и т.п.
А можно немного поподробней как грамотно выкинуть грибок?! А то нашел одно дикое видео с отсверливанием заслонок! И переворотом оси ! Мож есть инфа поинтереснее?! Карбик промыл жиклеры поменял на 270е ! Еще раз огромное спасибо!
Пожалуйста. Ну я с зиловским не сталкивался. Но на 126ом просто заглушил пробками вход-выход, снял шток грибка с оси, и че-то мудрил для жесткой связи на тяге. Какой-то переходник колхозил, даже не помню, как оно там. Посмотю на своих запчасных, как оно выглядит, может подскажу больше.
Poll81
А можно немного поподробней как грамотно выкинуть грибок?! А то нашел одно дикое видео с отсверливанием заслонок! И переворотом оси ! Мож есть инфа поинтереснее?! Карбик промыл жиклеры поменял на 270е ! Еще раз огромное спасибо!
Вот основная сложность была связать элемент 55 и 56. В остальном я описал. Там сложно запутаться.
Ярослав, можно ссылку на стробоскоп?
Я правильно понял, если на крутом затяжном подъеме переходишь с высшей передачи на низшую, то мотор говно?
То вы еще на груженом советском камазе в горку не ездили))) Вот то овощ настоящий.
Ну где-то так ☺️. В моем понимании, если по дороге общего пользования на недогруженной машине (у меня-то кунг без оборудования) приходится снижать до 2ой, а иногда и первой, то мотора мало. Понятно, что горы, ну так и в совке их было много. Техника всё-таки военная, а там чем меньше скорость, тем удобнее мишень.
Правда, сейчас, после танцев с карбом не все так плачевно. А на КамАЗе не ездил груженом, только в детстве на пустом по автодрому — там он казался мечтой.
Я тут переживаю, что мне волговского мотора мало будет. Хотя газели с ним как то ездят и по пару тонн тягают. Но чтоб шишиговского было мало — это меня конечно озадачило.
Ну что газовская, что зиловская восьмерки никогда особой тяговитостью не славились. Помню как в детстве наблюдал за мучениями зилов, груженных сахарной свеклой, ползущих на гору. В моем газоне 4.7 тонны, с пустым кунгом. На четвертой часто не тянет даже на визуально пологих подъёмах, а на третьей я становлюсь затычкой на узких двухполосный дорогах-максималка 40. А есть и круче подъемы, поэтому приходится и маршрут прокладывать с умом. Волгиного хватит мотора, думаю: в Киеве и области таких дорог точно нет. А грязь месить пониженных рядов всегда хватит.
Себе присматриваю Дойц F6L912. Их при союзе ещё пытались ставить на ГАЗе на 66ой. Потом их таки начали выпускать по лицензии на газ 4301 — 542ые.
Мой газик с вышкой 5200 весил. Вышку я конечно ставить не буду, но он и без неё явно не пушинка будет, так как передний мост добавился. Конечно мне на нём свеклу в гору не возить, он так, для мелочи по хозяйству планируется, ну да ладно. Поживем увидим.
Я знаю, что генераторный мотор 32001 может иметь коленвал другой конструкции, не совместимый с динамическими нагрузками автомобиля. Я видел много информации про косяки с этими коленями — их гнет бананом. Колено там возможно упрощено из-за сниженных нагрузок в стационарных установках. Часто их покупают по ошибке и не могут проточить без биений. Вот на этот нюанс я бы обратил внимание.
Я не покупал мотор. Выменял на ненужную мне вещь. Поэтому сильно убиваться по нему не стану. Про другой коленвал слышал на стационарных Д-144, там конкретная разница есть — отсутствуют противовесы. Про волговские ничего такого не слыхал, думаю должен ездить нормально.
AngieNear
Я знаю, что генераторный мотор 32001 может иметь коленвал другой конструкции, не совместимый с динамическими нагрузками автомобиля. Я видел много информации про косяки с этими коленями — их гнет бананом. Колено там возможно упрощено из-за сниженных нагрузок в стационарных установках. Часто их покупают по ошибке и не могут проточить без биений. Вот на этот нюанс я бы обратил внимание.
Вскрыл вот. Правда я не моторист, хз куда смотреть. Коленвал как коленвал, противовесы имеются.
Там по-моему центральная шейка пустотелая, видно сквозное отверстие должно быть. Я не помню деталей и не нахожу тех записей. Ну оно ездить будет, че ему сделается, на многих уазиках такие ставили. Просто неясно как оно в плане ресурса, тем более на тяжёлой машине.
Да, пустотелая. Отверстия не видно, но мизинцем прощупывается.
Ну и х с ним)))
А какую функцию исполняет Перепускной канал между камерами карбюратора (на картинке выделен желтым кружком)?
Для чего его глушить?
Я же написал в статье выше. Перепускной канал выступает за пределы плоскости карбюратора на впуске и создает источник подсоса воздуха. На карбюраторе канал нужен по всей видимости для выравнивания вакуума во впуске моторов зил. Это должно быть описано в документации на карбюратор ;). Для нас он паразитный и его лучше заглушить.
yurkor1
А какую функцию исполняет Перепускной канал между камерами карбюратора (на картинке выделен желтым кружком)?
Для чего его глушить?
На зил-508 малый круг вентиляции картерных газов подходит во впускной трубе снизу в этот канал (img1.festima.ru/1/pRpTwptnWCbbd8Bx — видно отверстие во впуске в основе карбюратора). А канал в самом карбюраторе распределяет выхлопные газы равномерно в оба дифузора.
Нет. Канал вентиляции в ЗИЛе тупо выходит под карб в окно на две стороны.
А канал наверное как вы пишите для уравновешивания разрежения…
Скажите пожалуйста, а у Вас не осталось чертежа самопального варианта крепления воздушного фильтра?
А то с родными переходниками у меня гора "Арарат" получается…
Нет, я не делал его. Делается кольцо высотой в 1см и диаметром горловины карбюратора К126/135. А к кольцу уши по бокам под отверстия в корпусе К-88. И все, подойдет и под волговский и под газоновский фильтр. Образец здесь в статье показан. Я его делал под волгу, но потом приварил коромысло со шпилькой для крепления газоноского фильтра старого образца. Под газелевский/газон 3307 фильтр вообще поластина деляется по типу:
Как всегда на высшем уровне!
Приобрел себе к88а, буду кастрюлю по твоей схеме переделывать!
Спасибо :). Да, пока работает без нареканий. Капот примерял, до сантиметра там есть запас. Если что, возможно немного ниже проставками кастрюлю опустить. Единственное, мне кажется, у кастрюли ноздрю надо до овала обрезать, сильно мелкий вход для V8.
Я обрезал, такая же мысль была:)
Думаю и с другой стороны еще вырезать! Даже как то эстетичный стало, чем с отводом.
Да, если бы было две кастрюли, я бы тоже сделал два хобота, как на американцах.
Вот хоботы вообще не нравятся… Лучше воздухозаборник на капоте.
Не, я просто имел ввиду второе окно в кастрюле сделал бы овальное с отбортовкой, вот типа так: cdn.shopify.com/s/files/1…205.main.jpg?v=1522993623. Тут излишества ни к чему.
Тоже неплохо!
bombolet
Скажите пожалуйста, а у Вас не осталось чертежа самопального варианта крепления воздушного фильтра?
А то с родными переходниками у меня гора "Арарат" получается…
Отлично! Вот этот вариант мне очень нравиться!
AngieNear
Ого, какая красота! И магистрали уложены аккуратно, и провода правильного цвета, вах) Заметил накладки на клапанные крышки, что держат высоковольтные провода, белая зависть меня накрыла, вид просто сногсшибательный! Давно ищу такие же, но тщетно( уже думаю из пластика распечатать реплику что ли
Спасибо :) Да, наигрался я с магистралями будь здоров. А крышки, да, сам себе завидую. Тоже долго искал, хорошо друзья есть, знающие толк :)
Если вдруг у друзей есть ещё, дайте знать)
AngieNear
Кастрюлю лучше от 3102 искать, она грамотные сделана.
Наверное. Мне особо не приходилось выбирать, не скажу. И да, эта кастрюля так себе сделана… как и все современные з/ч.
Вот такая. У неё диаметр чуть больше и она повыше, фильтр в ней не сминается
Спасибо автору за техническую мысль! Сегодня поставил царь-карбюратор на ЗМЗ-523 (ГАЗ-66), предварительно сменив воздушные жиклеры с 500 на 280. Карбюратор был сухой, заслонка закрыта… ключ на старт… и… через 10 секунд подхват и запуск! И звук выхлопа реально стал зиловским…
Я рад, что понравилось! В нашем клубе прибыло :)
Вот видел на днях карб в видео одном. К-90. Подумал, что 96
А они все похожи — К88,89,90,96. И все детали взаимозаменяемы. Не скажу, чем конкретно отличается К-90, не держал в руках, но думаю мелочами.
Я это знаю. Работал с ними)
Если нужно, думаю, можно поговорить с автором видео, может поделится им)
Я автора не знаю, но я бы попробовал. Мне не помешал бы ещё один рабочий карб. Только со мной не особо хотят связываться — я далеко и мне слать далеко и неудобно. Некоторые открыто говорят: "мне влом с почтой связываться"
Комментарий удалён
Уменьшать их нужно, для обогащения смеси. Допустим, ДААЗовские или из К-151 подходят.
По комутатору советую www.vtnauto.com/ru/131.html. Зимний запуск и работоспособность ощутиму лучше СОАТЭ.
Интересно, не пробовал, и, если честно, уже устал от экспериментов. Я не думаю, что сильно почувствую разницу — мой при -5 заводится как часы, здесь уже морозы. Мой следующий этап — MSD-6AL-2. Об этом я тоже как-нибудь опишу, как только поставлю. Вот на многоискровом думаю увижу разницу.
131.3734-11 проверений на своем опите вариант! Но MSD несомненно круче!
Добрий день. Какую комбинацию жиклеров для ЗМЗ используете?
Зил стоит в стоке. Подбором буду заниматься, когда подключу кислородный датчик. Субъективно смесь не так уж прям нуждается в корректировке. Во всяком случае, ставишь сток, и если все правильно сделал, как я описал — сразу едет. Я при необходимости сделаю дополнительную запись с необходимыми изменениями.
Добрий день. Какую комбинацию жиклеров для ЗМЗ используете?
Возможно придется поиграться с воздушными жиклерами, но делать это буду только с реальными цифрами.
Езжу на К-88, простой, надежный, поставил сразу поплавками вперёд, на затяжных подъёмах скорее прирост идёт.
Езжу на К-88, простой, надежный, поставил сразу поплавками вперёд, на затяжных подъёмах скорее прирост идёт.
Переверни лапку подсоса.Тащить проще, чем толкать.
Так я и тащу. Все работает как и работало и двигается легко. На видео все видно.
Не, счас именно толкает.Просто лапка подсоса на карбах этой серии ставится в 2 положениях.Ставь как обычно на Зилах, там пк назад стоит и лапка соответственно перевернута.
Переверни лапку подсоса.Тащить проще, чем толкать.
Перевернуть лапку вверх мешает фильтр. Согласен, можно перевернуть так, чтобы работало, как в стоке, но не с фильтром. Так работает отлично, но за подсказку спасибо!
А, тогда да.Главно чтобы заслонка полностью закрывалась, это очень важно.
Грамотно ! И без извращений . Спасибо !
Пожалуйста! И спасибо за поддержку.
Здоровья Вам и Удачи !
Взаимно!
Так есть-же двухкамерники Holley на 390 cfm.
А на счет Rochester-а надо подумать.
Есть конечно, но я описал то, за что могу ручаться. Себе брал такой же. Наверняка и с Holley будет норм — это достойные карбюраторы. Единственное, чего грамотные американцы не используют почему-то — это Эдельброк. Поэтому и я его никогда не рассматривал.
Эдель тот-же Holley, только вылизан для красоты. Эдель скорее для выставок, чем для езды. Да и с креплением осей заслонок не всё хорошо. Holley в этом плане намного надёжней. В общем Эдель для пробегов "менее 500 км./год"
kashak-V8
Так есть-же двухкамерники Holley на 390 cfm.
А на счет Rochester-а надо подумать.
У них и 4-х камерники имеются с такой производительностью
350 — 2 камеры
390 — 2 или 4 камеры
390+ — 4 камеры
Отличная статья.
Спасибо, надеюсь будет полезно.
Вот я себе как раз Holley прикупил двухкамерный бу.
Какой модели?
AngieNear
Какой модели?