Не знаю с чего начать, хочу без терминов и заумностей. Писать буду от меры своего понимания, так что вы по мягче)
Давайте так, я буду рассказывать о типах, базе, затем о своей музыке, точнее о тех компонентах что есть и что с ними делать если у тебя штатная ММС, которую ты менять не хочешь, ну как я к примеру. (задр) С.
Начнем с самого простого, о звуковой полосе. Рисовать буду в паинте, для обычной наглядной простоты, вы же сюда зашли не для красивых картинок, а?
"Звуковая полоса", это тот спектр частот который выдает аудио-источник (магнитола), выглядит она примерно так:

"Звуковая полоса" состоит из частот, частоты делятся на несколько категорий.
1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) — это самые низкие ноты, от которых резонирует комната, а провода начинают гудеть. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект.
2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) — это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука. А ведь именно в этих частотах содержится энергия звука, которая заставляет вас пританцовывать под музыку, недаром основная энергия ритм-секции сконцентрирована именно в этом регистре.
3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) — здесь размещается почти весь ритм и аккомпанимент, это регистр гитары.
4) Средние средние ( от 500 Гц до 2.500 Гц) — соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. Музыку, в которой не хватает этих частот обычно называют "занудной" или "смурной".
5) Вехние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух. Это и называется "слушательской утомляемостью" и является проблемой большинства недорогих аккустических систем, которые искуственно усиливают данную часть спектра для "яркости" звучания. Ну это уже коммерческие штучки!
6) Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы встречаемся с самым сильным искажением высоких частот и где шипение пленки (для любителей кассетной записи) становится самым заметным, так как здесь очень мало других звуков, способных скрыть это. Хотя люди, теоретически могут слышать и более высокие тона, эти частоты считаются пределом восприятия. Но по большому счету, для хорошего звука — это маловато.
7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) наша последняя октава, это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей (если, конечно, медведь не наступил вам на ухо).
Что бы настроить систему, вам нужно знать то что описано выше.
Что бы не лезть в дебри, рассмотрим 2ух компонентную акустику, 2ух и 3ех полоски.
Двухкомпонентная акустика состоит из 2ух компонентов, динамика "широкополосника" и высокочастотного динамика (пищалки) и пассивного кроссовера.
Двух полосная система, состоит из двух динамиков среднечастотника и пищалки.
Трех полосная система состоит из МИД — баса, среднечастотника и пищалки.
Теперь давайте отойдем не много от звуковой полосы, а не много рассмотрим некоторые типы динамиков (компонентов) что бы понимать что настраивать и где:
Сабвуфер — это динамик воспроизводящий звуки самых низких частот звукового диапазона (примерно от 20 до 65 Гц).
МИД бас — динамик, воспроизводящий часть низких и средних низких частот. (примерно от 40-50 до 600 гц.)
Среднечастотник — динамик способный воспроизводить от 500гц до 5000Кгц)
Высокочастотник — динамик воспроизводящий от 5000Кгц и до 20000Кгц)
Для общего понимания, хочу отметить, что абсолютно любой динамик может воспроизвести все частоты, вопрос лишь в том, с какой громкостью?)
По этому производятся разные типы динамиков, существуют разные конструкции динамиков позволяющие мидбасу к примеру играть от 30 гц до 4000 Кгц, однако скажем тот же мидбас, играющий скажем 50гц в полную свою ширину (до 4000 Кгц) может на высокой громкости захрепеть или не выдовать более высокие частоты, для этого настройка и нужна, для этого и существуют такие компоненты в системе, способствующие разным частотам. (динамик играет то что он должен).
"Рыба гниет с головы" вся настройка, системы начинается с фильтров первого порядка, с магнитолы, вообще скажем так, для меня есть 3 типа порядка фильтров.
1) магнитола / процессор

2) усилитель

3) конденсаторы или кроссовер, пассивный к примеру. (он практически никогда не поддается настройке, в этом и есть вся беда)

На процессорных магнитолах, да уже и не только, вы сможете видеть ту же "звуковую полосу", но к которой добавили "срезы".
Срез — не что иное как, фильтрование каких либо частот. Срез позволяет динамику играть ту полосу, тот отрезок звуковой полосы на который он и рассчитан.
Фильтра представляют срезы, но есть подтипы фильтров LPF и HPF, а так же FULL, эт что такое?
FULL на усилители или в настройках головы, это когда сигнал идет в полную полосу, без срезов.
LPF фильтр низких частот где звуковая полоса будет играть от скажем самого 0 до какой то частоты.
HPF фильтр средних/высоких частот, где динамик с применением этого фильтра будет играть с установленной частоты.


С помощью процессорной магнитолы можно порезать все первым порядком, затем на усилители вторым порядком скажем довести до ума.
Теперь осталось рассказать о кривезне среза, он может быть разным, 6 на октаву, 12, 24 и тд. что это такое?
грубо говоря изобразим это так:

Если прям простыми словами, то кривизна среза это те частоты которые динамик будет играть, но тише чем скажем от 150 гц до 400 гц, это очень грубая зарисовка, чисто для понимания.
Стало не много понятно? что такое срезы? кривизна среза? но что еще настраивать? надеюсь что стало понятнее…
настраивать к примеру можно еще эквалайзер, я покажу эквалайзер с ММС он очень понятен

Эквалайзер, независимо от ваших срезов, по общей полосе на выходе сигнала из головы, искусственно его искажает, и вы будучи настроены по срезам, можете на краях срезов, в их стыках, искусственно увеличить громкость на одной из частот.
Ну скажем, с теоретической частью разобрались… начинаем самую сложную часть.
Перейдем к практике, моя магнитола, обладает только эквалайзером, по сути для автозвука она топор.
Но все же и такую систему можно настроить и заставить играть.
Выбор компонентов и их настройка.
Никто кроме конкретно тебя, хозяина, никогда не сможет подобрать для тебя акустику!
Перед тем что бы что то ставить себе, тебе нужно слушать! много слушать те динамики которые ты хочешь купить! Твои уши необмануть, что тебе комфортнее то и реализуй только так и стоит покупать динамики, без вопрос о том что бы поставить или как по циферкам настроить! все делается на сугобо личный твой слух, дорогой читатель! я что то разошелся, сейчас на постановку сцены потянет, а мы здесь не для этого.
Зайдем издалека, коротко по системе:
У меня остался с глупой молодости, относительно не плохой усилитель (правда староват, но 5 год играет без забот), проблема в том что он по своей сути довольно слаб он 4*70, это основное ограничение при выборе моих компонентов.
1) усилитель Focal Auditor R-4280
Режим работы кроссовера для каналов 1 и 2 : HPF / FULL
Режим работы кроссовера для каналов 3 и 4 : HPF / FULL / LPF
Фильтр ВЧ для каналов 1 и 2 : 60 — 1200 Гц
Фильтр ВЧ для каналов 3 и 4 : 100 — 2200 Гц
Фильтр НЧ для каналов 3 и 4 : 50 — 250 Гц
пришел в магазин, начал слушать среднечастотники, из нескольких пар выбранных под мощность усилителя, в пределах +-20 ватт от мощности моего усилителя в 70 ватт, больше всех понравился динамик Machete MM-60 достаточно высоко забирался, качественно играет, думал я что трехполоской обойдется, порежу данный динамик от 100 гц, громко музыку не слушаю типо SQ-шник (SQ — это соревнования на оформление звуковой системы и качество звучания, а SPL- на громкость и давление) динамик для моих ушей играет достаточно качественно, но понятие бас для него это нечто недосягаемое.
Machete MM-60
Диапазон воспроизводимых частот, Гц 110 — 10000
В паре с мачеткой, слушал разные рупора, от самых дорогих, до самых дешевых, от шелковых мелких твитеров, зацепили больше всего рупора TEAC TE-T100 они были чуть ли не самые дешевые, но в паре с мачетками они мне прям очень занравились.
TEAC TE-T100
Диапазон воспроизводимых частот, Гц 7000 — 20000
Сегодня я пришел к трехполоске, мидбас выбрать целая проблема, не говоря о том что бы правильно его оформить, создать объем, но я рискнул и купил Machete LW65A4 4OHM послушал этот динамик, он очень низко играет, но гитару, бас гитару он передает великолепно, не смотря на то что данный можно использовать просто как полноценный хороший среднечастотник, альтернативу так сказать Morel Tempo 6.
Machete LW65A4 4OHM
Диапазон воспроизводимых частот, Гц 30 — 3500
о них лайтовый обзор, но по сути хочу показать как они играют просто в паре с ВЧ, 5 минута 8 секунда.
Ну и сабовое звено у меня Machete M12D2 с коробом на около 60 литров + с настройкой порта 32гц
Питается от усилка ария 1000D
Мидбас и среднечастотник подключены от уся 4*70, твитера через конденсатор от головы, саб есть саб живет с моноблоком себе потихоньку.
В общем система собрано, получается так

Теперь к вопросу как это настроить?
Сначала нужно выявить, на какой громкости наше ГУ дает искажения:
Для этого нам можно либо записать фаил звука 1000 Кгц или по блютусу законектится и с помощью программы генерирующие частоты (привет андройд маркет или приложение Lound Sound в апсторе, для генерации звука)
подключившись выставляю кртуилку Gein на усилители на 11 часов на среднечастотном динамике и начинаю прибавлять громкость, до изменения звука.
Конкретно на моей переделанной ММС получается на громкости 70 из 100, начинает меняться звук, значит отныне, 70 это максимальная громкость для моего ГУ.
так как наши пищалки, запитаны не от усилителя (хотя их и можно так же через кондер запитать от пары ММ60) нужно геин на усилители чуть убавить что бы на МОЙ слух, пищалки играли хорошо в паре, для этого я использую повседневную музыку, с большим количеством высоких, на мое удивление регулировку геин я убавил 11 часов до 10.5.
Далее добавляю в цепочку мидбасс, прибавляю геин до 11 часов, слушаю музыку, мало, добавляю до 12 часов, самое то.
Тоже самое делаю с сабом что бы громкость была на уровне и ничего нигде не перекрикивало.
Срезы
Рупора штатно порезаны от 7000 примерно кондером, я ничего тут сделать не могу
ММ60, фильтр HPF порезал от 220 до их максимума ~9000
LW65a4 порезал фильтром HPF от 60 до максимума ~3300 (есть вариант их порезать на моем усилке от 250 до 10 гц)

Саб m12d2 порезал от 55 гц, так как усь дает величину среза сделать сделал около "6" и саб забирается до примерно 62гц, если заставить его играть выше то он гудит…
Каждый динамик играет как нужно, свою полосу, ярко и хорошо, кроме пищалки… пробую все выровнять эквалайзером

На мой слух все получилось так как я хотел, а это самое главное, я настроил под себя, сложного по сути ничего нет достаточно понимать что крутишь, да я понимаю, выкинь голову будет по лучше, но если выкинуть усь, эти компоненты и остальное станет вообще хорошо))) каждому свое! надеюсь чем то был полезен, статью писал около 4ех часов, взвешивая все, оч устал)





Комментарии 49
Очень крутая статья!
Спасибо, друг!
Подскажите, а что такое кроссовер
1,3 — картинка раздваивается сигнал магнитолы на основной динамик и пищалку.
Спасибо, классная статья получилась 👍👍👍
По настройке акустики не подскажите? Настраивал Gain синусом 315 Гц, искажений не слышно, хоть на всю Gain крути. Усилитель DLS MA22, гу jvc kd-x152, динамики focal 165a1
Ну начнём с того что лучше частоту взять выше 315, ибо это частота низкая. Я бы взял 2кгц
Пробовал 1кгц, просто громче становится, искажений не слышно как в интернете
Grunin977
По настройке акустики не подскажите? Настраивал Gain синусом 315 Гц, искажений не слышно, хоть на всю Gain крути. Усилитель DLS MA22, гу jvc kd-x152, динамики focal 165a1
Оукей, а какая громкость на магнитоле?
Максимум 35, я на 25 слушаю. На jvc в настройках есть выбор сильное(35 будет максимум) или слабое(25 тогда) усиление. Так во время езды удобнее, крутнул в полную до 25
По сути выключать усиление нужно, выставить громкость на скажем 50 (из 100%) и крутить геин, если искажений нет, поздравляю.
Геин ставим на 1 или 2 часа и успокаиваемся
А в полную гейн в любом случае лучше не ставит?
Никакого смысла в этом нет
Rivo
Оукей, а какая громкость на магнитоле?
Вот на 25 пробовал. Новичок я в этом, в интернете четко слышны искажения на том же 315. Здесь кручу гейн хоть в полную, просто громче. Индикатор на усилке не моргает
хорошая статья. хотелось бы запись про внешний процессор, опыт перенять, узнать что то новое. у меня все компоненты собраны, лежат дома идет плавный процесс вибро шумоизоляции автомобиля
Да помути узнавать нечего, по высоким выходам подключается устройство к штатной голове.
С устройства выходят линейные выхода, процессор сам обрабатывает звук. Настраиваете звук вы с помощью внешнего устройства подключаемого с помощью, шнурка компьютеру или Блютус к телефону или компу.
Умеет выравнивать звук, улучшает качество, настраиват временные задержки на конкретный канал, так же имеет доп настройки на канал срезы и тд…
Вообщем это как топовый пионер, только в разы лучше, а главным критерием плюса этого устройства, это подключение к штатной голове и возможность снять его в любой момент.
К примеру есть опыт не большой с аудисон бит тен.
При подключении данного девайса к штатной голове кии был удивлён невероятно)))
Diezel5663
хорошая статья. хотелось бы запись про внешний процессор, опыт перенять, узнать что то новое. у меня все компоненты собраны, лежат дома идет плавный процесс вибро шумоизоляции автомобиля
www.drive2.ru/l/533860175358985225/ Вот на это лучше внимание обрати, спасло людям миллионы нервных клеток)
правильно ли я понял (у меня pioneer 88rs2) что 3 линейная DSP… или… что то там в этом роде))) это и есть срезы на 3х частотах? И если кто знает чем стандартный режим DSP отличается от NW. В музыке чайник, магнитола досталась с авто. думаю как бороду причесать в проводке.
Кто-нибудь может мне немного объяснить?
Такая проблема, что нет настройки саба на магнитоле, только фильтр ВЧ и другие, но управления сабвуфером нет.
4-канальный усилитель, 2 динамика на фронт и саб мостом. ГУ pioneer s110ub. В начальной настройке если выбирать пункт тыл ас/саб, то работает только саб. А если тыл ас/тыл ас, то все работает, но нет управления сабвуфером. Что делать, у кого-нибудь было такое?
Прошу прощения. Вопрос дилетанта)))
Имею штатное ГУ (ММС) с регулировкой звука только эквалайзеом (низкие, средние, высокие). Хочу заменить штатные динамики.
На этот год рассматриваю покупку двухкомпонентных динамиков с кроссоверами в передние двери и коаксиальных в задние, причем подключать хочу через штатную проводку.
Вот сижу и думаю что без среза низких частот для мидбаса я его не запорю?
на следующий год только возможно установлю усилитель и заменю головное устройство на Teyes CC2.
Стоит сейчас покупать колонки и ставить их без усилка и новой головы?
Компоненты Oris Electronics JB-65S и коаксиалы Oris Electronics JB-502
Двух компонентные и коаксиальные динамики, условно говоря не режутся, так как имеют встроенные кросовер и конденсатор, которые в свою очередь режут динамик по частотам так как предусмотрел изготовитель
Смотрел видосы там говорили что обязательно надо до 60-80 Гц отрезать. Я и думал что мне пока так не сделать и будет ли нормально работать.
Двери зашумил только пока, вот хотел в этом году сделать первую часть музыки на штатке.
Играть то лучше должно чем со штатными динамиками?
Зависит от динамиков, если вы подъедете динамики не подходящей мощности будет играть не так как планировали, вопрос крайне не актуальный…
лучше или не лучше… зависит во первых от ваших ушей, ваших ожиданий и предпочтений, некоторым достаточно, некоторым нет.
Я скажу так, звук будет другим ибо динамики будут другие, а оправдают ли они ваши ожидания я не скажу, динамик слушатель должен выбирать сам на слух, затем создавать те условия при которых он прослушивал, скажем так.
Отлично понятно расписал.
Подскажи, то есть ты на штатке собрал без процессора? (Магнитола-усь-динамик)
И что за Прошивка магнитолы?
Пс: делал на своей, что-то не получилось у меня тогда.
Да собрал на шматке все вышло, прошивка сингл меню в бж есть
Спасибо)
Настраивать попа конечно но реально
Ну у меня пионер mvh-bt- 3 уся- саб и по паре мидов и по паре середин-твиттеры на мафоне. Относительно нормально, хочу может ещё раз попробовать на штатке, но в прошлый раз что-то не вышло у меня и я разобрал( что-то толи фонило толи ещё че)
Не вижу смысла уходить с данной сборки, фон не проблема, проблема в том что штаткой срезы не сделать, я вырезал мидбасс эквалайзером и опять же уткнулся не в идеальную работу саба, пришлось крутить басс будь на сабе, кое как выкрутился. Играет хорошо, многие даже шокированы но черт меня дернул взять 580 пионер поиграться, настроил так что звук действительно был идеальным.
Пришёл к тому что голову менять нужно либо 2 сделать как делал раньше. Опять же, не критично езжу с штаткой пока пойдёт, но как играет с пионером конечно не сравнить
Оставлю как есть) но на моем пионере тоже нет срезов к сожалению😂
Чисто эквалайзер 5 полос
Тонокомпенсация и фвч и остава только на фвч 12 или 24 и на сад также) 88-90 пион идеал😍
Rivo
Настраивать попа конечно но реально
У тебя с мафона уже выходят 3 пары rca, а на гранте через iso надо вытаскивать 2rca и потом Y разветвители и только тогда 3 rca получается у меня
У меня 2 пары рца, просто на усе есть выход для другого усилителя так же через межблоки
Привет, подскажи пожалуйста, получается для отдельно взятого динамика нужно регенировать определенную частоту и прослушать чтоб понять на каком уровне громкости начинаются искажения от ГУ, почему именно 1000 гц взял для проверки?!
Все правильно, по 1к кгц проще на мой слух понять, да и вообще, обычно голос начинает меняться в песне и появляется «каша»
вообщем можно на этой частоте пробовать проверять максимум громкости да?!
Да.
Включаешь генератор частот геин на 11 часов ставишь и прибавляешь громкость на магнитоле, на определенной громкости звук меняется скажем на 60 из 100 все ок, но на 61 звук подменялся.
60 это и есть максимум
vitalysleptsov
вообщем можно на этой частоте пробовать проверять максимум громкости да?!
И ещё момент при долгой работе некоторых Магнитолах происходит смешение искажения, скажем выставил ты на 60 это максимум но через 15 минут работы порог может упасть на 55 это не критично, но просто имей в виду
Спасибо за дельные советы!)
Не за что!
Извините, но когда вы рисовали звуковую полосу и соотношения к частотам, надо было написать, что вам кажется, что это должно выглядеть так. На самом деле там немного по другому. В общем посмотрите таблицу соотношения нот частотам и вот там разделение частот по октавам то, что вам нужно было изобразить на рисунке. Контроктава или нижний бас до 63Гц, большая октава или мидбас 63Гц-130Гц, малая октава или верхний бас (панч) 130-260Гц. Далее пять октав это СЧ от 260Гц до 8кГц.
Это всего лишь некие вершки, показывающие совершенно далекому человеку, что и как.
Но в целом спасибо за совет!
Очень полезная статья! несколько вопросов) как тебе этот мид-бас хорошо играет? и второй ты пищалки подключил к штатной проводке получается к ГУ?!
Данный мидбас нравится, но, надо сч искать к нему с такой же чувствительностью. И ксилолу что бы давал 100 ват на канал.
Да пищалки от гу, но провода тянул от гу к пищалкам другие, старые не на что не годятся
получается в разъем пиновый ГУ припаивал новые провода?
Привет.
Как всегда, — фундаментальная статья.
Спасибо
Не за что, как закончу с установкой трехполоске по феншую напишу ещё про саб не много
Много текста, но оооооочень полезно!
Стараюсь)
А что за меню стоит? У меня есть трёх полосная настройка звука, а вот много полос, такого нет.
Сингл меню, с моей оболочкой, эквалайзер находится в проигрователе.