Много выходных не всегда полезно )). Делать нечего. Закрадываются очередные мысли по апгрейду, весна, у маньяков обострение… Прочитав очередную подвесочную тему в ленте пришла мне мысль излить общественности некоторый личный опыт, накопленный за 12 лет возни с Приорой и до нее 2 года с десяткой. Не претендую на истину в последней инстанции, но если кому-то это поможет — буду рад.
Итак, речь пойдет о доработке подвески с целью улучшить управляемость, поскольку в стоке наша любимая Приора есть унылое говно и близко не дотягивающее до конкурентов. В процессе настройки мне всегда было нужно, чтобы 1) машина комфортно шла по трассе не шныряя от полосы к полосе. 2) машина резво заныривала в повороты и так же шустро из них выскакивала. Я не буду утомлять нудной теорией (ну почти), опишу только то, что можно сделать и на что оно влияет.
Управляемость любого аппарата в основном зависит от нескольких факторов. 1. Резина. 2. Настройка подвески. 3. Жесткость кузова. 4. Развесовка. Что первым делом делает новоявленный приоровод, когда хочет сделать из тачки карт? — Бежит в магазин за цветными железками )). И напрасно. Сам таким был, оглядываясь назад, могу сказать, что половина из того, что я покупал и ставил — бесполезная и ненужная груда железа. Пойдем по порядку.
Начинать надо с резины, господа. Перескакиваем на 15-й размер, конкретнее 195/50/15. Низкий профиль, жесткая боковина, индекс скорости V или W. Диски лучше ковку, вылет ЕТ 32 или даже 30. Уходите от заводского 38 или 35. Единственное — нужно будет подпилить в задних арках край бампера, иначе диски трут на кочках. По поводу износа подшипников — не волнуйтесь, у меня на дисках ЕТ 30 замена ступичных подшипников настала на 170 тыс пробега. Многие максималисты сразу берут полуслик )). Не советую так делать если не используете машину только для трека. Нет такого полуслика, который хорошо под дождем дорогу держит. Из того, что пробовал могу посоветовать mosautoshina.ru/i/tyre/kumho-ecsta-ps31-max.jpg
www.hankooktire.com/ru/im…s-ventus-k120-left-01.png или avatars.mds.yandex.net/ge…id7823995060344148893/9hq
Поставив нормальную резину вы вдруг обнаружите, что уже можно и немного позажигать, и что колеса в повороте у вас не подламываются. И вот теперь то у вас начинают азартно чесаться ручонки. Чего бы такого еще прикупить, чтоб кайфовые ощущения прогрессировали. Вот тут важно не сорваться в штопор. Включаем Скруджа МакДака и дожимаем сток подвеску.
Чтобы Приорик начал заныривать в повороты нам нужно попытаться его врожденную недостаточную поворачиваемость (привет от АвтоВАЗа) перевести в нейтральную или легкую избыточную. Как это сделать? В сток подвеске только двумя путями. 1. Давлением в шинах. 2. Развалом. Первое, что мы делаем — едем на развальный стенд и просим сделать две вещи. Во первых убрать по возможности все шайбы с сабель, что в идеальных условиях даст нам кастер 2 градуса 20 минут (у стока 40 минут). Во вторых делаем развал на передних колесах -1 градус, схождение в ноль. Послушав бурчание развальщика о долбаных гонщиках едем испытывать эту кухню на дорогу со змейкой. Вах-вах, машина хорошо заныривает в поворот и сносно из него выходит. Но из нас прет перфекционизм, поэтому более точно подстраиваем давлением в шинах. Мой рабочий вариант был 2,2 передняя ось, 2,5 задняя. Это не догма, попробуйте поплясать около этих величин. Вот при затратах в 1000 рубасов вы получаете вполне уже сносный пепелац, обставляющий сток машину на любой извилистой трассе. Алгоритм настройки простой — повышаем давление на передке — растет недостаточная поворачиваемость, на задке — избыточная. Совет. На зиму выравнивайте давление в колесах стараясь уйти к недостаточной поворачиваемости. Я в первую же зиму поймал на трассе вертолет, еле отловил машину.
Теперь о том, чего делать не стоит.
1. Не ставьте пластины отрицательного развала на заднюю ось. Если будете ставить — ставьте до 1,5 градуса. Логичный вопрос — почему, ведь все это делают )). Отвечаю — потому, что отрицательный развал на задней оси способствует росту недостаточной поворачиваемости на переднеприводной машине с макферсоном и задней балкой. Многие думают — на бумере есть, на фордах есть — значит так правильно. Господа, там ведущая ось сзади, это другая тема. Получается мы установкой этих пластин ухудшаем настройки полученные ранее. НО. Всегда есть это НО )). У меня такие пластины стоят, от них тоже есть плюс. И плюс этот заключается в хорошей курсовой устойчивости по прямой. Когда у вас отрицательных развал на обеих осях — машина держит прямую.
2. Не ставьте на переднюю ось жесткие пружины, стойки, стабилизаторы. Любое ужесточение упругих элементов на передней оси ведет к недостаточной поворачиваемости. Причем компенсировать это малореально, поскольку на задней оси почти нет пространства для маневра. Правильнее в нашей концепции ужесточать зад, особенно для компенсации влияния задних пластин.
3. Не выравнивайте машину. Многие в погоне за эстетикой стараются сделать так, чтобы от порогов до земли спереди и сзади было одинаковое расстояние. Это неправильно. Сейчас посложней момент. У Приоры (как и у любой машины) на каждой оси есть две точки — центр масс и центр вращения. Они расположены одна над другой по вертикали над центром оси. Если провести воображаемые линии от точек на передней оси к точкам на задней, то получим две оси — ось масс и ось вращения. На переднеприводной машине эти две оси имеют ниспадающий угол к задней оси. В хорошо управляемой машине ось масс должна быть приближенно горизонтальна. Чтоб так сделать в Приоре нужно задний центр масс немного приподнять и ось выравняется. Т.е. зад на вашей тачке должен быть на 2-2,5 см выше переда. Это не мое ноу-хау, так настраивали еще лукойловские восьмерки.
Ну и последнее, что относительно малой кровью можно предпринять — расширение колеи. Все знают, что на Калинах/Грантах колея уже шире, чем на Приоре. Обыдно, да? Но и мы кой-чего могем. В начале я уже писал, что нужно уходить от заводского вылета дисков. Это первый ход. Второй — проставки на ступицу. Расширение передней колеи убирает недостаточную поворачиваемость. Здесь главное не сорваться в штопор. Если вылет дисков 30-32, то проставки 10 мм на переднюю ось будет достаточно. Если вылет сток — можно ставить 15. Свыше сильно растет нагрузка на подшипник, знаю человека, меняющего ступичные раз в пол года с проставками 25 мм. Ставить одинаковые на обе оси смысла нет — эффекта не будет. Проставки надо брать легкие алюминиевые с опорой на бурт ступицы.
Вот в принципе, при вложении около 3000 рубасов вы получаете адекватный аппарат, который устроит большинство. Главное помнить, что при внесении любого дополнительного изменения, давление в колесах нужно подстраивать находя баланс.
Извиняюсь за много букв и отсутствие картинок. Если нужно копнуть глубже — тему можно продолжить.
По доработке подвески
Lada Приора Седан 2007, двигатель бензиновый 1.8 л, 3000 л. с., передний привод, механическая коробка передач — тюнинг
Машины в продаже

Курганинск
Лада Приора, 2008
350 000 ₽

Буйнакск
Лада Приора, 2017
340 000 ₽

Димитровград
Лада Приора, 2008
170 000 ₽

Славянск-На-Кубани
Лада Приора, 2009
250 000 ₽
Реклама


Комментарии 29
чётко
Подскажи, пож-та, что скажешь о независимой задней подвеске. есть мысли ее воткнуть вместо стока + отрицательные пластины SS20.
Для чего?
Сорян, про приору речь.
Я не об этом. Какова цель для затрат в 40 килорублей? К тому же на АП подвеске углы регулируются и пластины СС 20 там без надобности.
Поэтому и решил уточнить. Цена не пять грошей )) Если толк от нее. Я представлял, что от нее управляемость огонь и комфорт при езде. Вот и приценивался. а если + минимум, то не варик.
Если честно, я не очень понимаю смысл в установке этого девайса в Приору. Управляемость можно построить на балке, и более того, на Гольфах 1-4, 6-7, Ауди А2, все корейцы — сзади стоят аналогичные балки и при этом эти тачки хорошо рулятся. Посмотри на многорычажку Гольф 5 и сравни с АП. Увидишь разницу в первую очередь в разнесенных точках крепления к кузову, что дает аналог жесткого прямоугольного подрамника. От этого все плюшки. Если прямо хочешь улучшить именно балку, возьми балку Техномастер. Она скопирована с Гольфа 4 и имеет плавающие сайлендблоки. При этом стоит в 2 раза дешевле АП подвески.
Огромное спасибо за помощь ))
Подскажи у тебя на задней оси с занижением и развльными пластинами схождение в норме?
В плюс небольшой. Тебе точно надо? Если точно могу завтра распечатку поискать с последнего замера. Оно динамическое. Под нагрузкой в ноль становится. Ну или около того.
Я просто хз какие пластины брать СС20 или автопродукт, занижение -30-40, ваз 2114. СС20 типа компенсируют отрицательное схождение на сток высоте, но у меня чуть ниже стока.
А если вдуматься — тебе реально нужны эти пластины? Попробуй сделать впереди минус градус. Сзади то зачем тебе отрицательный развал?
Боюсь колеса будут задевать сзади за кромку крыла. 33 вылет 6.5 ширина 16 димаетр, 2114 машина) У тебя спереди -1 градус? изменилось что в поведении авто в отрицательную сторону?
От переднего все идет только в плюсы, если умеешь ездить и легкий закидон кормы зимой тебя не пугает ))). Минусы идут от заднего отрицательного. 6,5 ЕТ 33 по идее должны влезть если резина не 205. Прикинь без пластин одно колесо с учетом прыжка на кочке. Если не влезет — тогда уж надо думать о пластинах.
Ну да, сначала пружины пониже поставлю — а там посмотрю. А какие минусы от заднего отрицательного? И передний -0.5 или -1 если сделать резину жрать не будет? Какие изменения с разгоном/торможением? Резина 195 45 16
Передний можешь смело -1 делать ничего жрать не будет. Улучшается курсовая устойчивость и качество рулежки в поворотах. Задний наоборот — увеличивает недостаточную поворачиваемость. Я себе их ставил от безысходности. Колеса с ЕТ 30 терли арки. Потом долго компенсировал подбирая жесткость задних пружин.
195/55R15 меньше чем с 2.3 атм не рулится нормально. Равно как и 175/65R15 (зимний вариант) менее чем с 2.2
давление 2.2 на профиль 195/50/15 это почти смерть резины по нашим дорогам мало . рекомендовано 2.4
выкинуть все шайбы просто глупо саленблоки на излом будут
Ну это ж от дороги зависит )). У нас нормально шишек не хватал. Перекачивать тоже сильно не стоит. Резина сцепные свойства теряет. Хотя тоже от резины зависит. У Кумхи, что я сейчас докатываю, в допусках давление от 2 до 2,5. А сайленты в рычагах выжимает на бок, но не слишком. На А-образниках они и 3 градуса терпят.2-2,2 для них нормально. 2,2 кстати говоря, не у всех вытягивается. В основном около двух градусов выходит без всех шайб.
kulibin2004
давление 2.2 на профиль 195/50/15 это почти смерть резины по нашим дорогам мало . рекомендовано 2.4
выкинуть все шайбы просто глупо саленблоки на излом будут
Утром попробовал 2,4 перед 2,7 зад. Видимо резина у меня уже старовата. Зацеп хуже, прогревается дольше. Корму резко срывает в занос.
Очень грамотно и доходчиво написано. Думаю статья поможет начинающим углубиться в эту тему. Вообще главное правильно поставить цель, прежде чем что то дорабатывать. Сам стараюсь следовать тем же принципам, что описаны у вас в посте.
статья очень крутая! особенно для начинающих)
давно катаюсь с настройками развал -1 в круг, схождение перед +5 минут, кастер 2,3. даже на сток подвеске и сток колесах по трассе идет уверенно.
По поводу проставок и вылета колеса, есть тут то самое НО! Изменение плеча обкатки. Сделать положительное плечо очень легко, и пропадет курсовая устойчивость, вероятность заноса при торможении и т.д. Чувствительность колеи. При установке развала в -1 градус спереди, да вроде все прикольно на поворотах, но по прямой будет сильно чувствовать стыки, спрыгивать с траектории в колее и т.д. Тут лучше бы схождение делать с маленьким плюсом, добавив стабильности. Еще для "удаления" недостаточной можно сзади сделать схождение минусовое, а спереди небольшой плюс, дает очень хороший эффект. На счет резины не сильно согласен, на нашем размере тоже нормально идет, а вот шишки стоимость и т.д. существенно возрастает. Из цветастого железа реально работают и очень нужны: усилитель на рулевую рейку причем совместить техномастер с тем, что прикручивается к лонжерону. И нижняя распорка рычагов. Верхняя распорка добавляет недостаточной. Можно усилить балку прутом или стабилизатором, тем самым ужесточить заднюю подвеску, но сократив хода подвески. На счет убрать все шайбы с сабель, тоже не совсем согласен, нужно оставить хотя бы по 1 с каждой стороны сабли, иначе штока стоек и сальники стоек прикажут долго жить, особенно после зимы такое происходит. Кастер выйдет в пределах 1,45 — 1,50 этого достаточно, или тогда проставки с компенсацией такого кастера просто необходимы. Опять же уменьшение шайб и стягивание колес вперед = сужение колеи, не большое, почти не существенное, но все же, мы же с этим боремся)))))
Согласен. Я старался максимально упростить и не умничать. )) Все железо и остальное можно в отдельной теме раскрыть. В этой цель была мегабюджетно подойти.
Так я вроде и не умничал. Плечо обкатки очень важный параметр, все гоняются за кастером, а данный параметр нивелируют и получается потом не хорошо. И все это и есть мега бюджет. Просто настройки, точней перенастройки. Статья класс! Но предупредить куда и на что обратить внимание, думаю очень стоит, то есть плюсы и минусы. Раз уж начали серею таких статей, то уже не обессудьте!))) Это тяжкий труд! Но у Вас получится, мы в Вас верим!))))) А железки, тогда дополните железки в следующей теме! А вообще действительно тема очень хорошая, но сложная, ща диванные пойдут газовать, вообще сложно станет!)))))
Все правильно. Я так и рассчитывал на дополнение в комментах. Чем больше дельных дополнений — тем лучше. Нельзя же объять сразу все.
Приветствую. Такой вопрос по проставкам для расширения колеи…вперёд 15…назад ставить не желательно? Или 5 мм можно? Вылет сток…пластин нет.
Привет. Возьми вначале передние, поставь и попробуй как будет. Если зад станет чрезмерно закидывать, то можно будет либо пластины отрицательного поставить либо проставки 5 мм. Тут только метод проб поможет.
Хорошая статья. Благодарю за ответ)