Всем привет!
В сегодняшней записи бортовика хотел бы поговорить о не таком уж и бесполезном устройстве в авто как обгонная муфта генератора или же в простонародии шкив генератора. Принцип работы ее достаточно прост: в одну сторону при вращении она блокируется и передает крутящий момент на вал генератора, а в другую сторону она переходит в режим свободного вращения т.е. выходит из зацепления и вал генератора вращается свободно относительно самого шкивочка. Выход ее из строя характеризуется тем, что она тупо блокируется и начинает передавать крутящий момент на вал генератора в обе стороны. Думаю для чего нужна обгонная муфта и где ее, в смысле когда устанавливают многие знают. Устанавливают обгонную муфту генератора на двигателях, где присутствует автоматический натяжитель приводного ремня и служит для того, чтобы этот приводной ремень тупо не слетел.
Вот так происходит с натяжителем когда не исправна обгонная муфта генератора (взято из инета):
Объяснение этому весьма банально. Обороты двигателя нелинейны и постоянно меняются, даже когда авто работает на ХХ. Ротор генератора в свою очередь при вращении имеет достаточную инерцию ввиду его хорошей массы. И вот эта инерционная сила ротора генератора при изменении оборотов двигателя передается обратно через муфту если она заклинившая на ремень тем самым ослабляя и натягивая натяжитель. Когда обгонная муфта исправна, то в тот момент когда обороты двигателя будут изменяться от больших к меньшим, то в этот момент муфта разомкнется и вал генератора спокойно прокрутится до момента пока не синхронизируется с оборотами двигателя и таких скачков натяжителя не будет.
Принцип работы обгонной муфты (взято из инета):
А теперь перейдем немного от теории к практике… У большинства, я бы даже сказал что почти у всех, ремонт заклинившей обгонной муфты сводится тупо к ее замене на новую. И это самое простое что можно сделать, но фактически в ней ломаться не чему. Заклинивание происходит потому, что смазка в подшипнике в процессе эксплуатации и под воздействием высоких температур от двигателя тупо вырабатывается и высыхает.
Конструктивно наша муфта выглядит следующим образом:

Средний ряд роликов как раз отвечает за блокировку и разблокировку муфты. По краям ролики выполняют роль подшипников.
В общем как вы могли уже догадаться, что менять обгонную муфту я не собирался изначально. Не вижу смысла в трате денег, если устройство нуждается в простом обслуживании.
И так, для начала нужно снять "подопытного" (генератор) с авто. На нашем иксе все до безобразия просто и легко с этой процедурой. Благо он находится в верхней части подкапотного пространства. Единственное что посоветую на данном этапе так это или снять минусовую клемму с аккумулятора или же заизолировать плюсовой силовой провод который прикручен к генератору чтобы он не закоротил на кузов авто.

Почему было сделано именно так, а не снятие минусовой клеммы с аккумулятора, да потому что при снятии минуса в дальнейшем придется проводить обучение ХХ. В этом конечно же ничего сложного нет, но это просто дополнительные "телодвижения" которые вроде как и не нужны.
И так, генератор в руках уже хорошо. Сама обгонная муфта крепится на валу генератора при помощи резьбы, она тупо прикручена. Для ее откручивания нужен спец. ключ — звездочка. Вообще существует специальный съемник, который для нашего генератора к сожалению не подходит и тем самым усложняя процесс снятия муфты с генератора. Это камень в огород Ниссана, что так крайне непродуманно сделали генератор, но об этом ниже.
Идеальным вариантом снятия муфты с генератора было бы то, если бы в валу генератора присутствовала выемка под торкс, для его стопора и откручивания муфты с вала. Тогда бы использовался вот такой съемник:

Замена (ремонт) муфты занимала бы считанные минуты. Но с нашим генератором такой фокус не пройдет и для снятия муфты с генератора необходимо разобрать сам генератор и зажать вал (ротор) в тисках, а затем открутить уже муфту используя съемник-звездочку на 33 зуба:

В общем все сводится к тому, что нужно "половинить" генератор. Сложностей с этим тоже ни каких нет. Разбирается на две половины от тоже достаточно легко.

Но после того, как снимается задняя крышка генератора и тут опять ждет засада от ниссан, вернее уже от Hitachi, ибо это они разработали и изготовили электрическую часть генератора. Выпрямитель и регулятор напряжения тупо припаяны к обмоткам генератора и просто так их не снять.

Я не стал с этим заморачиваться. Просто снял подшипник с вала и таким образом зажал через алюминиевые проставки в тисках.

Далее при помощи спец.съемника и электрического гайковерта без особых проблем обгонная муфта открутилась с вала генератора.

В данном случае гайковерт очень упростил жизнь. Первый раз его после покупки использовал и уже восторг.

Самая сложная часть работы выполнена. Дальше все гораздо проще: разборка самой муфты. Для начала необходимо выпрессовать втулку из подшипника, которой муфта крепится к генератору. Я использовал для этого дела головки из набора и тиски. Никаких сложностей.

Выпрессовывать ее нужно только в одну сторону — вперед, т.к. на ней есть выемка в передней части. Далее выпрессовывается внутренняя обойма подшипника обгонной муфты. Она выпрессовывается также вперед без особых усилий.


Как видно по фото от смазки осталось одно название. Ее просто тупо нет и она вся высохла. Далее все это дело качественно отмывается и набивается новой смазкой.

Со смазкой я не стал изобретать и использовал обыкновенный литол. Его там должно хватить с лихвой. Далее при помощи все тех же тисков и головок из набора происходит запрессовка внутренней обоймы подшипника муфты и втулки при этом соблюдая аккуратность чтобы не повредить резиновые сальнички подшипника.
Затем при помощи гайковерта прикрутил муфту на вал генератора и дальнейшая сборка генератора.
При установке корпуса генератора использовал теплопроводную пасту на диодах выпрямителя.

Использовал самую простую, которая осталась от компьютера.

И уже после этого окончательная сборка генератора. При этом я не стал менять подшипники генератора т.к. они были в идеальном состоянии и ни какого намека на шум или люфты.
Так же при начале обслуживания и т.к. все обслуживание производилось на даче на всякий пожарный была куплена новая обгонная муфта фирмы Valeo с каталожным номером 588092

Покупал ее из соображений, что могла быть достаточная выработка в подшипнике родной муфты и ее тупо нельзя было бы обслужить. Теперь она благополучно будет сдана обратно в магазин, этот момент был оговорен при покупке.
В общем обгонная муфта генератора довольно легко обслуживается, если бы не "подводные" камни от ниссана…
Думаю кому-нибудь будет интересным.





Комментарии 47
Отличный пост, то что искал.
Тоже нужно повторить такую процедуру со старой муфтой.
спасибо. буду делать сам только немого потеплеет
Сильная работа. у меня эта беда вылезла 5 дней назад. на улице мороз, теплого бокса нет. думаю, что делать. Летом-бы на даче занялся…
Да ничего не обычного. Все до безобразия просто при наличии прямых рук и инструмента.
По факту можно сделать дома в тепле. На улице только снять его с авто и потом установить обратно 😉
Добрый. Не замечали за муфтой, что её центральную часть можно сдвинуть по оси? Это нормально? При этом муфта издаёт щелчок. В остальном муфта работает исправно, вроде даже не шумит
Привет. Так это и есть работа муфты. Судя по описанию она просто зашла в зацепление.
Я про это шевеление центральной части относительно наружней, не вращение.
Так не должно быть люфта. Видимо ее немного подразбило. Лучше по хорошему заменить, чтобы не получить в самый не подходящий момент "подарок".
Спасибо. Уже ищу. Ina сложно сейчас найти…
Здравствуйте, а как достать сальник с тыльной стороны муфты?
Привет. Если мне память не изменяет, то только с полной разборкой муфты.
Ударным гайковертом на раз откручивается муфта без разбора генератора
Я рад за вас, что получилось открутить без разбора.
Чёт разобрал муфту, в муфте не хватало одного штифта, который типа стопорящий, не знаю, все обыска, не нашол если бы выпал при разборе. Но походу износ там критический, чистка смазка не поможет.
Там все ролики работают как стопоры за счет выемок в обойме. Если износ большой, тогда конечно ее под замену.
Познавательно, спасибо, надо будет попробовать реанимировать заклинившую муфту…
Да не за что. Сложного там ничего нет.
Здравствуйте, долго прослужила после восстановления?
Здравствуйте. Икса в августе 2021 года продал. Думаю работает до сих пор.
Хорошо, спасибо
Не за что.
Спасибо!
Не за что.
Привет! Как всегда поучительно 👍 а как определить, что она не работает? У меня кондер не работает, а фрион вроде есть, может из-за нее? И на счет обучения хх подскажи где почитать?
Самый простой и 100% способ по определению работоспособности обгонной муфты это скинуть приводной ремень и рукой резко крутануть за шкивок по направлению вращения и также резко остановить. Вал генератора при остановке шкифка должен еще немного прокрутиться.
Также можно попросить товарища сесть за руль и резко газануть, а самому смотреть на ремень на предмет его неестественного болтания как в роликах. Также после резкой перегазовки можно сразу же заглушить и опять смотреть на то, что вал генератора при остановке двигателя должен еще немного вращаться. Все вышеописанное указывает на работоспособность обгонной муфты.
Понял спасибо! Про ХХ подскажишь?
По хх можно обучить при помощи педали газа либо при помощи ноутбука и программы tecu.

Андрей, а почему пишите, что нужно обучать ХХ при отключении клемм аккумулятора? У меня мотор 2,5 и не сбрасывает калибровку. В новинку)
Генератор тоже отказывал, прошел грубо 140 и обрыв в обмотке якоря, очень обидно, ведь для профилактики заранее купил муфту, подшипники, щётки. Купил на разборке другой с заклинившей муфтой, жду кончины чтобы из двух сделать один.
Если не починю, куплю китайский стартвольт))
Потому что так устроено на иксе. При снятии аккумулятора, при снятии дмрв, дроссельной заслонки или педали газа необходимо производить обучение подачи топлива на хх.
Ну значит у вас особенный икс))
Недавно менял ДПКВ, отключил акб, затем ДМРВ, затем жгут ДЗ, заменил датчик, собрал в обратной последовательности, холостые были на месте. При отключении акб вообще не припомню, чтобы ХХ надо было обучать ни на икстрейле, ни на алмере, ни на вагах, тойотах.
А как определил, что холостые были на месте? По тахометру? Так он врет безбожно. Когда подключаешь какое-нибудь устройство через обд разъем, все становится на круги своя.
После замена датчика планировал искать/стирать ошибку, использовал программу cvt50z, +проверял, тк не выловил причину косяка с повышенными оборотами-крайне редко без видимой причины и обстоятельств лезут ошибки и обороты больше 1100, иногда с плаванием.
Машина 2003 г.в. весело))
На своей шкоде проверял обороты и прочее васей и елм.
Alic
Ну значит у вас особенный икс))
Недавно менял ДПКВ, отключил акб, затем ДМРВ, затем жгут ДЗ, заменил датчик, собрал в обратной последовательности, холостые были на месте. При отключении акб вообще не припомню, чтобы ХХ надо было обучать ни на икстрейле, ни на алмере, ни на вагах, тойотах.
На Альмере точно надо обучать после чистки заслонки(снятие разъёма с ДМРВ). Возможно можно это обойти как на Фикусах2 — подождать не меньше 40 минут после остановки двигателя (там прямо слышно как заслонка встаёт в 0 положение через это время). Мне лень ждать было всегда. Проще через tecu обучить быстренько.
James-Howlett
Потому что так устроено на иксе. При снятии аккумулятора, при снятии дмрв, дроссельной заслонки или педали газа необходимо производить обучение подачи топлива на хх.
Скидывай, хоть заскидывайся. Холостым не надо после снятия клеммы обучать. Если только дроссель не отключал.
И муфта на раз-два откручивается без всяких тисков гайковёртом. Не один десяток уже делал. Все открутились.
Всего хорошего.
Работает на литоле? А то пишут типа спец смазка нужна. А сегодня тоже буду разбирать свою
Я не стал заморачиваться, заложил литол. Его там должно хватить с головой.
Отличная запись! Спасибо, доходчиво и наглядно!
Да не за что. На здоровье 😉
я сделал ещё проще, купил контрактный генератор, а старый продал знакомому за полторашку, на вингроад, у него диодный мост навернулся, кстати говоря у него была муфта просто заварена, а мой генератор почемуто был с простым шкивом.
У каждого свои пути решения проблемы. Мне проще отремонтировать заведомо "исправный" агрегат, чем покупать кота в мешке. 😉
да в том то всё и дело, что доверия к моему агрегату еще меньще чем к контракту, к томуже кот в мешке наше всё, с 2010 года!
Тогда да, вариант один.
Спасибо, Андрей! Как всегда наглядно и поучительно!
Да как бы не за что. 😉
На втором видео показана работа ограничителя обратного хода он же back stop, используется на конвейерном транспорте. На наклонных конвейерах он препятствует прокрутке конвейера в обратную сторону при его аварийной остановке под нагрузкой.
Сходство с обгонной муфтой в принципе работы.
О чем и речь. Для понятия принципа работы обгонной муфты генератора.