Всем привет!
Аккумулятору ровно 3 года, решил провести ему диагностику и лечебно восстановительный заряд. Заодно ещё раз убедится в животворящей силе полностью автоматического и адаптивного ЗУ Бережок V1. Как говорится когда коту делать нечего… :))). Аккумуляторы не заряжал если честно со времён Жигулей. Как то они у меня жили на предыдущих машинах лет по 5 и потом менялись на новые. Но на 4 году как правило зимой уже несколько раз подводили и приходилось на морозе его снимать, везти в какую нибудь контору и оставлять на зарядку. Волею судьбы, не так давно мне пришлось обзавестись необходимым оборудованием для периодической подзарядки акб на втором авто Мазде СХ 5. Ну и думаю дай ка гляну что там с акб на камрюхе. Короче 30 декабря помыл свою красавицу, на новогодние каникулы уехали в загородный дом, поставил камрюху в гараж и снял акб для диагностики и подзарядки. Ну и картинка честно говоря не радужная оказалась. Акб 3 года, эксплуатация ежедневная, коротких поездок практически нет. Так что же имеем но итогу. А ну чуть было не забыл, перед тем как начать диагностику сводил акум в баню :))), помыл. Клеммы были намазаны какой то жирной фигней у ОД, в Помощь пришёл очиститель тормозных дисков с последующей мойкой с шампунем. Отогрел до температуры 22 С, все теперь можно проводить диагностику.













Итак результаты диагностики следующие. Акб имеет пусковой ток 343 А вместо 603 заводских, жизненная сила акб 56 %, внутреннее сопротивление 4.90 (но это спустя час после поездки, через 13 часов оно поднялось и составило 6.93 мОм, это очень много), напряжение тоже неплохое 12.79 В, опять таки это спустя всего лишь 1 час после поездки. За пару дней простоя на морозе минус 20 С, напряжение на авто просаживалось уже до 12.2 В. Тестер, пишет что Акб пора заменить. Акб потерял почти 50 % своей емкости. Плотность в банках от плюсовой клеммы:
1. 1.27
2. 1.275
3. 1.28
4. 1.28
5. 1.28
6. 1.26
Плотность в средних банках тоже неплохая. Норма 1.27-1.29. Крайние банки отстают по плотности с разницей до 0.02.
В целом имеем разбалансированный АКБ с потерей 1/2 емкости и также почти в 2 раза ниже завода пусковым током. Если оставить акб в таком же состоянии, то думаю в следующую зиму он уже начнёт доставлять проблемы как и на предыдущей камрюхе 50-ке. На 50-ке акб я поменял через 5 лет.
Планы были изначально, позаниматься акб основательно. Что было сделано.
Поставил НОЗ на ЗУ Бережок 16.5 В и запустил процесс заряда в автоматическом режиме. Повторюсь, данное устройство работает автоматически, нет необходимости вкл, выкл, запускать различные режимы заряда, бережок от слова бережный, сделает все сам, безопасно и максимально эффективно для акб. Кроме того режимы заряда он подбирает в зависимости от текущего состояния акб. Т. е. Проводит основной заряд, далее переходит на восстановительный заряд и десульфатацию, далее на дозаряд и по окончании заряда переходит в режим хранения. По этого первого заряда в течении 36 часов получили следующие результаты:
Жизнь акб 94. %
Заряд 98 %
Внутреннее сопротивление 4.83 мОм
Пусковой ток 571 А
Плотность по банкам
1. 1.27
2. 1.29
3. 1.29
4. 1.29
5. 1.29
6. 1.27
По сути на этом можно было бы и закончить. Но так скучно. :))) Решил ещё с ним поиграть, восстановить максимально и уменьшить по возможности разбаланс по крайним банкам.
Далее, сделал разряд по ГОСТу, током 1/20 емкости АКБ ( 3.5 А — это 1/20 от 70 Ач) до напряжения касания 10.5 В, с помощью электронной нагрузки. В результате чего была определена остаточная емкость АКБ — составила 57 Ач. Таким образом за 3 года акб потерял в виду своего естественного старения 13 Ач. Фото окончательного слива сделать подзабыл. Но есть несколько промежуточных. Так что по поводу остаточной емкости придётся вам поверить мне на слово :))).


Картина после разряда по ГОСТу удручающая, перед нами акб трупп, с зарядом 0 %. :))). Предупреждаю, если у вас нет запаса времени на последующий заряд после такого глубокого разряда, то никогда тактные делайте. :))) Устанете заряжать.
Результаты после полного разряда:








Как видно, полный разряд не выровнил плотность по всем банкам, разбаланс сохранился и увеличился до 0.03. Ещё один момент, ни в коем случае не оставляйте в таком разряженном состоянии акб. Процесс сульфатации пластин начинается при плотности ниже 1.25, а здесь плотность 1.1-1.14, вся кислота ушла в пластины и если оставить в таком состоянии акб, то он безвозвратно может засульфатироваться. Так что ставим на заряд и заражаем. Заряжал в 3 захода, суммарно потрачено времени 107 часов.
Получили результаты:
Плотность по банкам
1. 1.29
2. 1.31
3. 1.31
4. 1.31
5. 1.31
6. 1.29
Плотность очень высокая. Поднимал для того чтобы вытянуть крайние банки. Но они сволочи, все равно отставали на 0.02 от средних.
Показатели кстати при такой плотности ухудшились:
Внутренне сопротивление 4.90 мОм
Пусковой ток 564 А
Жизнь 93 %
С такой плотность оставлять акб не было никакого желания. Слишком высокая плотность вредна для акб. Оптимальной после окончания заряда считается 1.28.
Было принято решеное сделать небольшой разряд до 12.5 В чтобы понизить плотность и повторно зарядить до нужной нам плотности. Почему разряд, а не корректировка дис водой? Да потому что уровень электролита во всех банках по верхнюю метку.
По факту сделал разряд за 4.55 часа до 12.6 В. Этого оказалось достаточно. Плотность в крайних банках получилась 1.25, в средних 1.26. Жизнь акб стала опять 94%, внутренне сопротивление опять стало 4.82 мОм, пусковой ток 573 А. Далее зарядом в автомате с поиском напряжения касания, оно у меня для текущего состояния акб получилось 16.8 ( можно и 16.7 В, взял чуть с запасом). Т.е. сделал заряд на НОЗ 16.6 В, плотность поднялась, но недостаточно, заряд составил 7 часов. Сделал заряд ( 7 часов) на НОЗ 16.7 В, плотность поднялась в средних банках до 1.28, в крайних до 1.29. Можно было оставить так. Решил ещё чуток поднять плотность. На авто акб чуть разрядится и она придёт в норму 1.27-1.28. По итогу сделал последний заряд на НОЗ 16.8 В, заряд также примерно прошёл за 7 часов. ЗУ перешел в режим хранения. Подержал акб на заряде в режиме хранения. Спецы говорят это полезно для акб.
Итак внимание! Что мы получили в результате этого стационарного восстановительного заряда. Замеры произведены после 12 часов отдыха и простоя акб после заряда, это важно.
Плотность по банкам
1. 1.28
2. 1.29
3. 1.29
4. 1.29
5. 1.29
6. 1.28
Жизненную силу акб 98%
Заряд акб 98 %
Внутренне сопротивление 4.66 мОм
Пусковой ток 593 А, для 3-х летнего акб и задского тока в 603 А, считаю неплохо.
НРЦ 13.04 В, норма — должно быть не более 13.2 В.
Данные после полного заряда и восстановления на фото.




Ну вот по сути и все. Акб возвращён на своё место, полностью восстановлен практически до своих заводских параметров. По результатам 2-х КТЦ он наверняка и емкость свою увеличил относительно первого разряда и определения остаточной емкости в 57 Ач. По итогу первых дней эксплуатации уже вижу по сигналке, что ниже 12.9 В пока не разряжается. Впереди как раз неделя с морозами до минус 30 С. Посмотрим как он себя поведёт.
Всем добра, исправных, обслуженных и полностью заряженных акб, чтобы в любой мороз они вас не подвели!







Комментарии 213
Зная принцип работы свинцовых аккумов .все эти танцы с бубном ерунда полная! По количеству измерительной аппаратуры .можно было купить аккумов штук 5 и кататься с новым каждые 3-4 года без заморочек.
Да ладно не в деньгах счастье :)). Лишней аппаратуры тут эл нагрузка :)). Остальное пригодится в хозяйстве. Ну ладно рефрактометр тоже можно выкинуть, цена копейки. Тестером и бережком до сих пор пользуюсь — весч, рекомендую. Тестер для определения сост АКБ где он сейчас в каком измерении так сказать. А ЗУ, самый удобный, вкл в автомат и Усе готово. А покупать новый АКБ тож вариант, тут как говорится каждому свое :))).
Есть отличное компактное Российское автоматическое зарядное устройство: ЛБ-Электро BL1204
lb-electro.ru/dopinfo.html
Автору — респект за столь грамотный рассказ ! Как говорится — всё по полочкам…Очень приятно и познавательно было почитать, посмотреть и внутри себя соглашаться над каждым написанным абзацем. Солидарен на все 100 ! (.и наличием такого-же оборудования, дополненным ещё 820 Кулоном).
Здравствуйте. В итоге сколько месяцев или лет отработал этот аккумулятор после восстановления? Действительно дало эффект или вы поняли что это фигня?
Машина продана в 2021 году. Дальнейшую историю не подскажу.
Командир, а какой акк-р у тебя Са/Са или Са+(гибрид)?Не указал.
Ca/Ca
Молодец девчонка, хороший способ проверки аккумулятора
Не подскажете в этом АКБ по какой метке доливается электролит(дистиллированная вода)
Спасибо👍🏼🤝
Спасибо за ответ!🤝
Колоссальный подход!
Что за разрядник на фото?
Эл нагрузка с алиэкспресса. Погрузился в свое время в эту тему. Для общего развития полезно. Плюс теперь есть понимание как обслуживать АКБ. Для стандартной эксплуатации достаточно ЗУ бережка и рефрактометра и то если есть доступ к банкам для забора электролита.
Тоже купил Бережок V1, электронную нагрузку, рефрактометр, тестер Конвей 650 и сейчас балуюсь в гараже, тренируюсь на акумах друзей! Заряжаю вот по такому алгоритму:
Доброго дня!
Откуда схема такая красивая?
Из этой группы, там много разных схем!😁
t.me/zaryd10
Всё отлично сделано и написано! 57 справляется, но нужно над ним зависать)) КТЦ — лампочкой и таймерная розетка на 10 ч. А вот потом долгий и нудный уравновешивающий заряд, который позволяет выравнивать плотность. В качестве подопытного у меня был Ямал 70А*ч(сурьма) На Камри 30 отработал 5 лет(поднимал напряжение заряяда с помощью дилода до 14.4В).
А как определить НОЗ?
Кто ж тебе ответит?
Тут главное впарить вместе со всей трехомудью.
А НОЗ, этот квест сам разгадывай.
ogursoft
А как определить НОЗ?
НОЗ как расшифровать?спасибо
Напряжение окончания заряда
👍Спасибо
У самого камрюха 70ка 3.5 в добавок всегда даже после рабочего дня юзаю вебасту.
Во время зарядки раньше прикуривал автомобиль от левого АКБ скидывал плюсовую клемму и гонял вымпелом 37 до 14.8 вольт, от этих процессов со снятием клеммы устал и заряжал в режиме AGM до 14.1 вольта без снятия плюсовой клеммы.
Почему так, нигде не нашел четких рекомендаций по максимальному вольтажу заряда данного АКБ. Каких-либо параллелей с обычной линейкой multu не было найдено.
Только в интернете что данный тип АКБ (кальциевый) и стоит заряжать его в режиме AGM.
На ДР у девушки заказал и там можно четко все выставить но все же вопрос можно ли его добивать дозарядом 16.5 вольтами.
Все слишком подозрительно грамотно.
Матчасть автор видно что изучил, более того, не однозначные штрихи типа отвертки (ладно там тестер, сдуру можно что угодно купить), в общем наводят на мысль что автор подсел на тему реанимации АКБ довольно плотно.
Я так и одного не понял.Неуже ли купив не бережок а вымпел 57 нельзя было добиться подобных результатов естественно имея понимания процессов и зная матчасть?
Если знать мат часть, конечно можно и вымпелом все сделать. Просто с ним больше внимания надо, контроль параметров и режимов. А бережок сам подберет нужный алгоритм и сделает все без вашего участия. Я этот раз в командировку уехал на четыре дня, поставил АКБ в автомат на бережок и он прогнал его полностью. Уезжал плотность была 1.24-1.25, приехал плотность 1.3.
…красава))) свет бы моргнул и большая ПОПА… акб + зарядник!
Ха, ха. С таким подходом нужно сидеть у зарядника и ждать когда моргнет свет :)). У бережка режим авто включения после откл света, опять сам включается.
да, если напруга на акб не упадёт ни же 13в! … если ниже… ну можно почитать) на сайте зарядника этого t.me/zaryd10 …надеюсь вы там участник!
Zasranec1984
Я так и одного не понял.Неуже ли купив не бережок а вымпел 57 нельзя было добиться подобных результатов естественно имея понимания процессов и зная матчасть?
Бережок делают на базе вымпела в том числе. И на сколько я знаю официально.
отличная работа.
К сожалению нет зарядника с регулировкой вольтажа(((
сижу и думаю как с имеющимися приборами попытаться восстановить EFB аккумулятор ((
Поделитесь пожалуйста ссылкой на разрядник
Где покупал уже нет в наличии. Надо искать на Али у другого продавца.
Rusarius
Поделитесь пожалуйста ссылкой на разрядник
Я брал тут, это страница Витора Вектора на авито www.avito.ru/voronezh/zap…49454275?slocation=621540
Чтоб уравновесить плотность по банкам АКБ на зарядном выставляется ток 2% от емкости и напряжение 13.3. А так да подход впечатлил👍👍👍. Сколько денег в бухано в оборудование как раз на два АКБ хватит.
Деньги в этом вопросе неважное :)). Оборудование скомплектовано на года.
Ну Вы и заморочились:))
Ну а если серьезно тоже есть проблема коротких поездок…
Надо брать этот бережок чую. Но Аккумулятор у меня не обслуживаемый AGM такой:
market.yandex.ru/product-…fkoqvsQUA&cpa=1&nid=54856
stvig
Застарелый сульфат сбить "за пару часов "кипячения" вряд ли удастся. на восстановление/снятие сульфата с пластин может понадобиться неделька как минимум. Как вариант можно попробовать китайскую поделку типа www.ozon.ru/product/avtom…2%D0%B2%D0%BE&sh=axCIaDpb
У такого зарядника есть режим "ремонта" подает зарядку принудительно импульсами — но держать нужно сутками. Из "недостатков" зарядника макс напряжение у него 15,5В, температуру меряет непонятно чего у себя в корпусе, при накидывании на клеммы аккума (до включения в розетку) показывает его напругу. Дешево-сердито можно иметь в арсенале.
У меня дистилированная вода на 3-4 день стала электролитом 1,13-1,15. При этом аккум (Ca/Ca) "кипит" потихоньку еле-еле, как надо, и не греется, налет с пластин уходит. Эксперимент продолжается.
Интересно, получилось что-нибудь?
Интересует, как Са/Са аккумуляторы "лечить"?
Temakarel
Хм… Насколько мне известно, EFB — это не более плотный пакет пластин. В АГМ аккумах пакет вообще плотнее некуда, так как там стекломаты, но НОЗ не 18 V, а всего 14,4 V… EFB вообще не подразумевает какую то определенную технологию. И так же, насколько я знаю, 16,4 V максимальное напряжение для свинцово-кислотных АКБ.
Так и АГМ — это конструкция.
Просто обычно АГМ — "маршевые", потому, скорее всего, не Са/Са, т.к. Са/Са с разряда мрёт. Потому и напруга поменьше.
Чтобы не ломать пробки, используем 5-ти рублёвую монету ;)
расстояние между пластин у современных совсем мало, там плотность электролита нормальная, нормальные зарядники не перемешивают электролит кипячением, который убивает акб. Меряйте плотность часов через 5-8 когда произойдет диффузия.
Так и на не нормальном можно выставить ток максимум 14.4 вольта, если вы против кипячения. Но это крайне спорный момент.
Комментарий удалён
А наблюдения таковы:
через сутки после зарядки напряжение около 13,2В, плотность "наружная" — 1,23, и не меняется даже через двое суток. (АКБ "ТАБ" (обслуживаемый) примерно 2,5 года.)
И что из этого следует? Ясное дело — расслоение. А какое именно? Какая плотность "внутри"? И т.д. Можно только рассуждать…
После дозаряда при перенапряжении с перемешиванием, вы гарантированно узнаете "настоящую" плотность и она стабилизируется, станет одинаковой, по всему объему банок… Думаю эта проблема решается лишь так
Перемешивание за счёт чего, какого процесса? Почему оно будет именно и только при перезаряде?
За счет электролиза и поскольку именно в кальциевых батареях электролиз происходит при значительно более высоком напряжении, чем в малосурьмянистых или даже в гибридных, то в окончании полного заряда необходим такой дозаряд при перенапряжении, проводимый с током 2-3% от ёмкости батареи, при напряжениях 16.2 — 16.8, иногда даже (как правило это батареи использующие технологии EFB) бывает и выше — у каждой батареи своё напряжение окончания заряда…
Т.е за счёт "кипения" при повышенном напряжении? Типа пузырьки создадут "тягу", вертикальное движение электролита?
Именно так и есть, поскольку механического перемешивания на автомобиле, или даже вручную (на что уповают некоторые), при современной компоновке батарей, подразумевающей максимально плотную компоновку пакетов пластин и сепараторов, с целью достижения высоких значений пусковых токов (что особенно ярко проявляется в батареях изготовленных по технологии EFB), часто оказывается недостаточно… В сочетании с увеличением порога напряжения начала электролиза, которое само по себе благо, уменьшающее потерю воды и периодичность обслуживания АКБ, однако приводит к высокому влиянию фактора расслоения электролита в таких батареях и типичных болезней с этим связанных, неравномерный заряд, прогрессирующий саморазряд, глубокая кристаллическая сульфатация нижней части пластин, иногда с прорывом полимерных сепараторов и короткими замыканиями в нижней части пакетов.
Выход здесь видится лишь в том, чтобы периодически, два-три раза в год давать батарее максимально полный заряд, уравновешивающий, не позволяя тем самым разрастаться кристаллическим формам сульфата свинца на пластинах и вызывать в завершение такого заряда т.н. "кипение" электролита, электролиз, равномерно распределяющий плотность по всему объему банки, тем самым дозаряжая в процессе такого электролиза нижние части пластин, которым по указанным причинам требуется особое внимание.
Комментарий удалён
Да всё понятно с этим!
Что делать, как говориться?
1. Как проверить "настоящую" плотность вообще?
2. Как проверить "настоящую" плотность по банкам, т.е. неравномерность плотности по банкам?
Не зная настоящую плотность — как можно говорить про нормальную эксплуатацию.
Совершенно не могу понять современные реалии с плотностью "кальциевых" АКБ.
Специально купил ОБСЛУЖИВАЕМЫЙ АКБ ТАВ — чтобы была возможность и контролировать, и обслуживать. И что вижу: при зарядке плотность еле-еле растёт. Мне подсказывают (в том числе и здесь на Драйве), что имеется так называемое расслоение электролита, мол, пластины в АКБ так плотно установлены, что электролит меняет плотность только внутри "конвертов". Именно это и наблюдаю: заряжаю-разряжаю-заряжаю (полностью, до 13,2 В), а плотность больше 1,22 не поднимается, несмотря на тщательно перемешивание электролита грушей ареометра.
Так как быть с плотностью, как реально контролировать АКБ?
Есть такое дело, из за плотности пластин имеет место быть расслоение электролита. Каким НОЗ заряжаете? Расслоение простым зарядом напряжением 14.5 В не убрать. Нужно проводить дозаряды повышенным напряжением. Первый раз когда заряжал АКБ с технологией EFB, на мазде СХ5, тоже мучился и не мог поднять плотность электролита. Очень сложно выдавить кислоту из пластин и сделать перемешиваете. Грушей бесполезно, не перемещать. Каким ЗУ заряжаете?
YACB
Совершенно не могу понять современные реалии с плотностью "кальциевых" АКБ.
Специально купил ОБСЛУЖИВАЕМЫЙ АКБ ТАВ — чтобы была возможность и контролировать, и обслуживать. И что вижу: при зарядке плотность еле-еле растёт. Мне подсказывают (в том числе и здесь на Драйве), что имеется так называемое расслоение электролита, мол, пластины в АКБ так плотно установлены, что электролит меняет плотность только внутри "конвертов". Именно это и наблюдаю: заряжаю-разряжаю-заряжаю (полностью, до 13,2 В), а плотность больше 1,22 не поднимается, несмотря на тщательно перемешивание электролита грушей ареометра.
Так как быть с плотностью, как реально контролировать АКБ?
Вот такой алгоритм должен помочь:
Для стандартного ЗУ работающего по принципу заряда при постоянном напряжении.
1. 14.8 В, ток 1/10 емкости. До падения тока до 0.2А. 2. 16.5 В 2 А. Ток 2 А долго держаться не будет. Упадёт в первом дозаряде до 1.7 А Примерно. В последующих дозарядах он будет падать ещё ниже, вплоть до 0.7А. Как только ток и напряжение стабилизировалось, продолжаем дозаряд 2 часа. 3 перерыв 8-12 ч 4 повторяем п.2 и п.3 до повышения плотности во всех банках 1.28-1.29. Либо до того момента как ток начинает расти. 5. Если процесс в дозарядах застопорился и на этом напряжении больше нет роста плотности, а плотность ещё низкая, то на 1 час делаем дозаряд 17 В 3 А. Даём паузу в 8 часов и продолжаем по п 2, п3. НРЦ после последнего дозаряда и простоя 12 часов должно быть не более 13.2 В.
Ручное самодельное ЗУ (по этой схеме, но другие комплектующие
proektsr.ru/upload/medial…e182e089c78f7d869f250.jpg ), тиристорное, регулируемое (максимальное напряжение (по памяти) вольт 18-20).
Подзарядка, решил попробовать так (замеры — через каждый час):
10:00 — начало зарядки
2А и 13,3В;
2А и 13,3В;
2А и 13,6В;
2А и 13,7В;
2А и 13,8В;
2А и 14В;
2А и 14,3В;
1,8А и 14,4В;
1,7А и 14,8В;
1,4А и 16В;
перестраиваю на
0,75А и 15,2В; замер плотности — 1,22;
0,75А и 15,6В;
перестраиваю на
0,25А и 14В;
23:00 — закончил, Итого 20 "условных А*ч"
Через сутки замер : х.х — 13,4В, при нагрузке 1,75А — 13,2В.
Через 2 недели (нахождения в квартире) — 13,3В. Плотность 1,22; после прокачки — 1,23.
— — — — —
Интересно написано про моё ЗУ (примерно 1995 г. "выпуска"):
proektsr.ru/catalog/tiris…2-80-12-tiristor-silovoy/
Описываемое зарядное устройство было разработано для восстановления и заряда АКБ автомобилей и мотоциклов. Его главная особенность — это импульсный ток заряда, что положительно сказывается на времени и качестве регенерации АКБ. Схема отрабатывает не только оптимальные условия заряда и восстановления АКБ, но и защищает их при достижении номинального уровня напряжения на клеммах.
Только сейчас узнал, какое оно классное. А ТОГДА собрал по причине точно ПОДХОДЯЩЕГО под схему трансформатора, ну и по причине простоты и надёжности.
— — — — —
В следующий раз буду заряжать ближе к классике, но не 1/10, а ампера в 4 — больше нельзя по ЗУ.
— — — — —
Предыдущие зарядки (с разрядкой) были примерно такие же, только ток около 2,5-3А и напряжение в конце под 15,6В, только так смог добиться плотности 1,25-1,26. (Если дать ток в 1/10С (6,5А), то напряжение сразу рванёт за 16В, так что — не больше 4А.
Там такая проблема была: плотность на крайних клемах отличалось от средних на 0,01-0,015, но т.к. реальная плотность неизвестна, то и непонятно как это трактовать…
Вот поэтому при выборе ЗУ остановил свой выбор на Бережке V1 — у него как раз импульсная система зарядки. Выставил нужный НОЗ и все, остальное он все делает сам в автомате, подбирает режим заряда в зависимости от состояния АКБ.
Andrey12101
Вот такой алгоритм должен помочь:
Для стандартного ЗУ работающего по принципу заряда при постоянном напряжении.
1. 14.8 В, ток 1/10 емкости. До падения тока до 0.2А. 2. 16.5 В 2 А. Ток 2 А долго держаться не будет. Упадёт в первом дозаряде до 1.7 А Примерно. В последующих дозарядах он будет падать ещё ниже, вплоть до 0.7А. Как только ток и напряжение стабилизировалось, продолжаем дозаряд 2 часа. 3 перерыв 8-12 ч 4 повторяем п.2 и п.3 до повышения плотности во всех банках 1.28-1.29. Либо до того момента как ток начинает расти. 5. Если процесс в дозарядах застопорился и на этом напряжении больше нет роста плотности, а плотность ещё низкая, то на 1 час делаем дозаряд 17 В 3 А. Даём паузу в 8 часов и продолжаем по п 2, п3. НРЦ после последнего дозаряда и простоя 12 часов должно быть не более 13.2 В.
а если при повышенном напряжении тока нет? 16В, 0,4А
А плотность электролита при этом какая?
YACB
Совершенно не могу понять современные реалии с плотностью "кальциевых" АКБ.
Специально купил ОБСЛУЖИВАЕМЫЙ АКБ ТАВ — чтобы была возможность и контролировать, и обслуживать. И что вижу: при зарядке плотность еле-еле растёт. Мне подсказывают (в том числе и здесь на Драйве), что имеется так называемое расслоение электролита, мол, пластины в АКБ так плотно установлены, что электролит меняет плотность только внутри "конвертов". Именно это и наблюдаю: заряжаю-разряжаю-заряжаю (полностью, до 13,2 В), а плотность больше 1,22 не поднимается, несмотря на тщательно перемешивание электролита грушей ареометра.
Так как быть с плотностью, как реально контролировать АКБ?
Почитайте ещё вот эту мою работу
www.drive2.ru/l/577108365725925505/
Прочитал тему. Любопытно.
Непонятно: как измерялась плотность, в плане того, что есть "расслоение" между плотностью в "конверте" пластин и над "конвертом"? Не спец. инструментом (с тонкой трубочкой для проникновения в "конверт")?
С теорией/практикой зарядки АКБ есть такое наблюдение: многие авторы тонкие нюансы процесса начинают пояснять СОБСТВЕННЫМИ "теоретическими разработками". Вот вчера на Драйве же читаю: превышение напряжения зарядки 14,4В (пишу по памяти), а тем более 16В, — прямой путь к сульфатации. Вот откуда это взялось … ?
— — — — — —
По зарядке всякими навороченными автоматами: как говорил А.Райкин — Это казьдый мозет! А как (т.е. алгоритм) заряжать ПРОСТЫМИ ЗУ — вот что важно. Вы прописали свой алгоритм, вопрос: — Из чего он выведен?
— — —
(Кстати, гле лучше разговаривать по ТОЙ теме — здесь или в той теме?)
Ну я погрузился в тему заряда АКБ, когда столкнулся с проблемой разряда акб на новой машине Мазда СХ5. На мазде хитрая интеллектуальная зарядка, которая заточена на экономию топлива и периодически надо подзаряжать акб. Пересмотрел кучу материала от Виктора Вектора. Собирательным способом вывел «правильный» алгоритм заряда АКБ.
YACB
Совершенно не могу понять современные реалии с плотностью "кальциевых" АКБ.
Специально купил ОБСЛУЖИВАЕМЫЙ АКБ ТАВ — чтобы была возможность и контролировать, и обслуживать. И что вижу: при зарядке плотность еле-еле растёт. Мне подсказывают (в том числе и здесь на Драйве), что имеется так называемое расслоение электролита, мол, пластины в АКБ так плотно установлены, что электролит меняет плотность только внутри "конвертов". Именно это и наблюдаю: заряжаю-разряжаю-заряжаю (полностью, до 13,2 В), а плотность больше 1,22 не поднимается, несмотря на тщательно перемешивание электролита грушей ареометра.
Так как быть с плотностью, как реально контролировать АКБ?
плюнь, ставь на авто и он там дальше сам перемешается, если время есть, то можно поставить 1 ампер и погонять до утра
YACB
Совершенно не могу понять современные реалии с плотностью "кальциевых" АКБ.
Специально купил ОБСЛУЖИВАЕМЫЙ АКБ ТАВ — чтобы была возможность и контролировать, и обслуживать. И что вижу: при зарядке плотность еле-еле растёт. Мне подсказывают (в том числе и здесь на Драйве), что имеется так называемое расслоение электролита, мол, пластины в АКБ так плотно установлены, что электролит меняет плотность только внутри "конвертов". Именно это и наблюдаю: заряжаю-разряжаю-заряжаю (полностью, до 13,2 В), а плотность больше 1,22 не поднимается, несмотря на тщательно перемешивание электролита грушей ареометра.
Так как быть с плотностью, как реально контролировать АКБ?
Есть отличное компактное Российское автоматическое зарядное устройство: ЛБ-Электро BL1204
lb-electro.ru/dopinfo.html
Оригинально — корректировка плотности разрядом? Т.е. в итоге лишняя кислота просто перешла в пластины при разряде, увеличив тем самым сульфатацию АКБ и вы это назвали корректировкой плотности? Думаю здесь нужна была обычная корректировка замещением — это когда батарея заряжается до тех пор, пока плотность в течение 12 часов не перестанет расти, затем плотность корректируется путем отбора электролита из банки с помощью шприца и разового пластикового стаканчика: если хотим понизить плотность на одну точку (сотую долю г/см3) — отбираем 10 мл. электролита из банки АКБ (и не выбрасываем его, а сливаем в бутылку, которую надписываем маркером — пригодится ещё!), затем ровно столько же добавляем воды взамен… Вот и всё, если надо понизить на две точки — отбираем 20 мл. и столько же добавляем воды, если на три точки — 30 мл… и т.д. Чтобы корректировать плотность, вовсе не требуется лить воду под самые крышки аккумулятора, как ошибочно думают некоторые. Единственное условие, это максимальный заряд в начале корректировки. Уровень же электролита, если вдруг он слишком высок (на что пожаловались вы), легко понижается с помощью такого "технологичного" набора, из ближайшей аптеки:
Да именно так, корректировка плотности небольшим разрядом. И совершенно верно, часть кислоты ушла в пластины, которая не приведёт ни к какой сульфатации пластин при понижении плотности с 1.30 до 1.28. Просто не вижу смысла на свежем акб менять заводскую плотность путём добавки дис воды. А так да то что вы написали тоже все верно, но применительно к более возрастным акб которые потеряли часть своей дис воды в процессе эксплуатации.
Смысл корректировки в том, что производитель не может предугадать заранее в каком климатическом регионе окажется произведенная им батарея, поэтому закладывается максимальная плотность, которая подходит для регионов Крайнего Севера. Остальным нужно либо сделать корректировку по справочнику соответствия плотности климатической зоне, либо смириться с ускоренной коррозией пластин… Корректировка разрядом это самое странное что я услышал об эксплуатации АКБ… Кислота в пластинах хранится только в виде сульфата свинца, который если его периодически, при обслуживании батареи, не растворять (полностью!), переходит в нерастворимую форму (определяющим фактором служит размер кристаллов сульфата, выражаемый в мкм, или десятках мкм), при которой происходит необратимая потеря ёмкости и пусковых токов… Но если в этом (в ухудшении параметров АКБ) и заключался смысл вашей коррекции, то тогда вы сделали всё правильно.
нет, производителю глубоко насрать в каком регионе будут на нем ездить, ради маркетинга ему нужно указать циферки по больше, а чтоб хоть как-то соответствовать завышенным показателям они льют 1,31 а то и 1,32 вместо необходимой плотности 1,27
Возможно, хотя при более высокой плотности электролита напряжение на выводах растёт, но так же растёт и внутреннее сопротивление батареи, а пусковые токи падают… Поэтому сказать, что погнались за красивыми циферками, можно лишь отчасти, но с другой стороны современные регламенты обслуживания (прописанные в инструкции к АКБ) как правило, не требуют корректировки плотности по климатической зоне, про то что во многих уже и пробок-то нет, молчу. Всё сделано в угоду простоты обслуживания, по принципу поставил — забыл.
Andrey12101
Да именно так, корректировка плотности небольшим разрядом. И совершенно верно, часть кислоты ушла в пластины, которая не приведёт ни к какой сульфатации пластин при понижении плотности с 1.30 до 1.28. Просто не вижу смысла на свежем акб менять заводскую плотность путём добавки дис воды. А так да то что вы написали тоже все верно, но применительно к более возрастным акб которые потеряли часть своей дис воды в процессе эксплуатации.
Ниже верно пишут про не ясную для производителя климатическую зону, по этому топовые производители и бубенят плотность от 1.32. Я бы на новом АКБ лучше заместил, нежели ставить на авто недозаряженный и типа тем самым понизить плотность — сульфатация пойдет и она может дойти до таких камней которые впоследствии ничем не расстворишь.
Да и вообще, если не крайний север — для чего вам эта плотность? Повышенная плотность быстрее изнашивает АКБ, уменьшает ресурс.
По поводу плотности.
На моём заводском сразу была плотность 1,30
И это, как говорят, знающие, не редкость на новых авто.
Это, почти стандарт, сейчас.
Кстати, поддался общему течению и купил это ЗУ.
Уже поставил на зарядку БЕЗ ограничения по НОЗ, как рекомендовали в одном источнике.
Да я думаю можно и максимальный НОЗ ставить, все равно больше чем положено в пиках напряжение подниматься при заряде не будет, упрется в напряжение касания для конкретного акб и все. По поводу плотности, да, на новых может быть 1.30. На авто она все равно в скором времени после заряда упадёт до 1.27-1.28. Ещё момент такой, длительно с высокой плотностью (выше 1.28) акб эксплуатировать вредно для его здоровья. Он будет более бодр, но срок службы его уменьшиться. Как то так.
Именно по этому моменту вопрос: происходит расслоение электролита, "снаружи" низкая плотность, а какая же плотность "внутри"? Есть "подозрение", что из-за низкой плотности "снаружи" поднимется ВЫШЕ нормы плотность "внутри". Что говорит практика — реальные замеры?
А как же ее внутри пластин замерить? Никак. Тут нужно исходить из того что на полностью заряжённом акб, если у него не изменился объём залитого с завода электролита, плотность электролита по всем объёму должна быть одинаковой и равнялась 1.29-1.31. Если в верхних слоях он слабый, то внутри пластин крепкий. Т.е. наша задача выдавить кислоту из пластин, либо растворить сульфат, который образовался внутри пластин из за большой ее там концентрации. Я это вижу так.
Спасибо за обзор, очень хорошая работа. У меня теперь такой же набор для самоучки, только температуру проверяю рукой))
При зарядке ЗУ бережок, акб практически не греется, это кстати тоже плюс этого ЗУ по сравнению с другими.
Так и есть, как и установка 16,7-16,8В в автомате не ведёт к длительной зарядке на этом напряжении. Импульс наше фсё))
Andrey12101
При зарядке ЗУ бережок, акб практически не греется, это кстати тоже плюс этого ЗУ по сравнению с другими.
А с чему ему греться, там активное охлаждение.
Я про АКБ писал, что АКБ при зарядке бережком не греется. Сам бережок греется и да в нем есть активное охлаждение, но работает оно не всегда, только когда идёт интенсивный заряд большими токами, далее заряд идёт без вкл активного охлаждения, может вкл по необходимости, может датчик Т какой стоит и вкл по нему, хз.
Понятно, у меня то кулон, там в настройках я выставил что бы охлаждение работало на всех режимах, та он всегда холодный как из холодильника, в бережке значит по другому…
Andrey12101
Слабенький ЗУ. Подзарядить пойдёт, но долго. Полностью зарядить кальциевый акб не получится.
Есть разные мнения по заоядке: ГОСТ+производитель — против В-Вектора.
Чтобы не ломать голову, теперь есть умное ЗУ, само подберёт нужное напряжение и токи заряда. :)). Это я про бережок.
Ха! "Давно не брал я в руки шашек!" ))))
Да, у вас весь набор профессионального оборудования — даже спецотвертка вместо монетки! Кто ж поверит? Тем более при ходимости батарей в 5 лет — чего же более, куда уж лучше?! Нее, не ради лечения одной батарейки все закуплено (тем более, что ее состояние вполне рабочее (если правильно пользоваться Конвеем)))
Рука и речь профессионала-блогера торчат в материале как гвозди из мешка!))) Реклама?
Никогда не занимался рекламой, не мое :))). Все делаю лишь для собственного удовлетворения. Так забавы ради. Супруга ездит на авто с издевательски короткими пробегами, там без обслуги акб быстро кончится. Вот пришлось погрузится в тему. А так то да лет в 20 во времена Жигулей только заряжал акб последний раз. Но там акб был зачетный топла, 7 лет прожил.
AFGur
Ха! "Давно не брал я в руки шашек!" ))))
Да, у вас весь набор профессионального оборудования — даже спецотвертка вместо монетки! Кто ж поверит? Тем более при ходимости батарей в 5 лет — чего же более, куда уж лучше?! Нее, не ради лечения одной батарейки все закуплено (тем более, что ее состояние вполне рабочее (если правильно пользоваться Конвеем)))
Рука и речь профессионала-блогера торчат в материале как гвозди из мешка!))) Реклама?
Ну, к примеру, я поверю.
При прочих равных, автор конечно заморочился, но в конкретном моем случае, а на дизельном Prado, где стоят два аккумулятора с одинаковыми характеристиками, НО разными полярностями (глупость конечно, что мешало заложил два абсолютно одинаковых аккумулятора?!) составляет значительную проблему найти хоть какую нибудь пару аккумуляторов, а уж тем более хороших.
У Туле и около неё удалось найти чтобы воочию увидеть всего лишь только два варианта, причём оба лично по моему мнению довольно спорные — от Moratti (сделанные в Словакии) и какие-то непонятные FB (НЕ Furukawa).
Для справки с завода на Prado ставятся Furukawa Battery, GS Yuasa или Panasonic (настолько знаю — то же GS Yuasa, только перелицованный).
В итоге, не без труда, нашел подходящий для себя вариант по цене и качеству — Furukawa, который в 2021 году вместе с доставкой обошёлся мне чуть больше 19тыс.₽.
Опять же должен отметить что это очень хороший ценник.
Ну и так же как и у автора, у меня уже есть тестер Konnwey KW650, точно такой же рефрактометр, ещё ЗУ Орион 57 (который не справляется с возложенной на него задачей), так что скорее всего придется покупать Бережок V1.
Вместо электронной нагрузки подобрал подходящую по параметрам лампочку — дешево, но тут свой недостаток — за ней нужен глаз да глаз чтобы насмерть не высадить аккумулятор.
Вот отвертку для пробок точно не стану покупать.
Лично для меня дешевле будет единожды потратиться на такие приборы, чем регулярно менять аккумуляторы.
Попробуйте Кулон-912, не раз видел, как его используют люди, которые "советуют" Бережок …
Интересный совет, осталось лишь найти место, где продают Кулон-912))) Хотя как по мне, даже если бы его продавали, а на вторичном рынке ценник не был бы настолько конским, то несмотря на все плюшки (вроде wifi), это ЗУ так же не лишено недостатков и основной из них — максимальное напряжение в дозаряде -16,5 вольт, не всегда являющимся достаточным. Например у моей батареи "АКОМ-Лада" напряжение окончания заряда составляет 16.7…
Кулон 912 сняли с производства.
Отличная работа!
Но, становлюсь ленивым, ленивым.
Вероятно, просто куплю Новый аккум по цене этой зарядки на следующие 4-5 лет.
Andrey12101
Нет, сигналка на заряжённом акб, даже с GPS GSM за 2 дня акб до 12.2 не разрядит.
Это можно посчитать. Ток потребления одной системы автозапуска с GPS/GSM — более 70мА.
Эхх, заказал изготовление хорошей зарядки, уже год жду, те АКБ что хотел обслужить в небытиё отправились)))
При первичной диагностике Конвеем поставил не те единицы Din, поэтому ложная картина 50% потери(( А за работу ++++++++)
Да, я этот косяк потом уже сам заметил :)).
Классно сделано! Мой Mutlu протянул 9,5 лет без обслуживания.
"По итогу первых дней эксплуатации уже вижу по сигналке, что ниже 1.29 В пока не разряжается. Впереди как раз неделя с морозами до минус 30 С. Посмотрим как он себя поведёт."
тут ошибка наверное 12.9В ?
Ну конечно ошибка. 12.9 В это верно. Поправил запись.
Не за что, сам порой такие у себя нахожу или мне подсказывают.
Andrey12101
В новогодние каникулы занимался, сейчас точно не помню, дней 7 наверно ушло на весь процесс. В 3 этапа — это ставил в автомат бережок 3 раза. За один проход после полного разряда не получалось нужную плотность получить. В итоге поднимал НОЗ при каждом последующем заряде и прогонял ещё раз. Начинал первый заряд с 16.6 В по моему, второй 16.7 В и третий окончательный 16.8 В.
Не совсем понятно, аккумулятор заряжали 3 раза без цикла разряда? Просто у меня после того как долил воды и поставил аккумулятор на зарядку — плотность стала 1,20. Вот думаю как теперь ее поднять дальше, ЗУ BL1204
Сначала зарядил. Потом сделал разряд до 10.5 В. После этого разряда делал 3 заряда чтобы поднять плотность. По окончании небольшой разряд для понижения плотности электролита до нормы. Воду до заряда если не оголены пластины добавлять не желательно. Сначала нужно зарядить до полной, а потом можно только воду добавлять, ну это при условии что пластины покрыты электролитом. Вполне возможно что теперь электролит стал слабым и теперь длительно надо выпаривать кипятить чтобы поднять плотность.
Овчинка аыделки не стоит. Эта игра с КТЦ — ловля блох, по жизни не нужная. При нормальной зарядке на авто и отсутствии утечек, АБ живет около 7 лет +-2 года. За это время "либо падишах помрет, либо ишак сдохнет" — машину смените или аккумулятор надоест. Иное дело — восстановление убитой АБ, но это, опять же не норма, не рядовой случай, тут либо вы этим зарабатываете (восстановлением чужих АБ), либо надо искать утечку в сети своего авто (убийцу аккумулятора). Третий вариант — гаражное хранение авто при редких поездках — с подключенным ЗУ в режиме хранения (если не страшно остпвлять под напругой), но и это тоже могут многие дешевые китайские автоматические зарядки.
2 машины предыдущие камри 50 и Мазда 3 были в семье каждая по 5 лет. На четвёртом году на обоих акб пришлось поменять. Ни разу не обслуживал. На одной пробег был 10 тык, на другой 125 тык… КТЦ весч не обязательная, соглашусь. Но Здоровье акб оно поправляет как ни крути.
Roman716rus
Не совсем понятно, аккумулятор заряжали 3 раза без цикла разряда? Просто у меня после того как долил воды и поставил аккумулятор на зарядку — плотность стала 1,20. Вот думаю как теперь ее поднять дальше, ЗУ BL1204
Какой у вас АКБ ? Если кальций-кальций, то его надо дозаряжать при напряжении 16 вольт. Попробуйте все три режима подряд. Я так свою Исту на 100 % зарядил и плотность поднял. А вообще, если пластины не голые, то сначала заряжаем, потом льём воду, сутки отстой, перемешиваем ареометром, если есть пробки и снова заряд.
Да, Ca/Ca, я его сейчас как раз заряжаю ЗУ Бережок V1. Я скорее всего лишканул с водой, признаю ошибку, воду надо было лить позже …
Отличный результат 👍
Этот Бережок делать-продавать перестали? Какие у него аналоги есть, которые поддерживают автоматический режим?
Да по мойму не перестали. Недавно знакомый покупал. Про аналоги именно бережка не подскажу. Это авторская разработка, вряд ли есть ему аналог. В автомате и Кулоном 820 можно заряжать. Ну как в автомате, там будут нужны некие знания и нужно будет выставлять параметры и вести контроль более тщательный в процессе заряда. Бережок в этом плане и удобен. Поставил в автомат, он сам подберёт нужный режим заряда в зависимости от состояния АКБ.
AlexK126
Этот Бережок делать-продавать перестали? Какие у него аналоги есть, которые поддерживают автоматический режим?
Я себе вчера заказал😏
Где заказали? Стоимость?
Напрямую у Виктора Vectora
www.avito.ru/voronezh/zap…id&utm_source=soc_sharing
Виктор — не производитель, поэтому у него не "напрямую". Напрямую — это через региональных представителей производителя (вот, эти адреса и есть на канале Виктора))
Главное было для меня, что общался напрямую с ним. Собирал, проверял, консультировал и отправлял он!
AntonLudoedovich
Я себе вчера заказал😏
Я прикинул — нет смысла брать. Я почти каждый день езжу, аккум в авто заряжается. Тем более, пришлось всё-таки новые купить.
Зарядник возьму попроще с ручными настройками тока и напряжения.
АКБ заряжается, но не до конца🤷♂️
Как не крути для долгой службы акб, стационарный заряд, хотя бы два раза в год необходим👷♂️
Покупать зарядник за 6+ тыр при цене аккума от 5 до 8 тыр, я бы стал только если через меня 5-6 аккумов за сезон проходило. Для обычной дозарядки и простого хватит.
AlexK126
Этот Бережок делать-продавать перестали? Какие у него аналоги есть, которые поддерживают автоматический режим?
Везде продают, даже на Тмолл.
На озоне то же.
stvig
Застарелый сульфат сбить "за пару часов "кипячения" вряд ли удастся. на восстановление/снятие сульфата с пластин может понадобиться неделька как минимум. Как вариант можно попробовать китайскую поделку типа www.ozon.ru/product/avtom…2%D0%B2%D0%BE&sh=axCIaDpb
У такого зарядника есть режим "ремонта" подает зарядку принудительно импульсами — но держать нужно сутками. Из "недостатков" зарядника макс напряжение у него 15,5В, температуру меряет непонятно чего у себя в корпусе, при накидывании на клеммы аккума (до включения в розетку) показывает его напругу. Дешево-сердито можно иметь в арсенале.
У меня дистилированная вода на 3-4 день стала электролитом 1,13-1,15. При этом аккум (Ca/Ca) "кипит" потихоньку еле-еле, как надо, и не греется, налет с пластин уходит. Эксперимент продолжается.
У меня примерно такой же только ещё более продвинутый китайский.насчет суток не знаю, вообще написанно не больше 3х часов типо можно держать в режим восстановления