Необходимое замечание
1. Все, написанное ниже — справочный материал для вашего самостоятельного изучения.
2. Все приведенные ниже ссылки — даны как иллюстрация написанного.
3. Я не занимаюсь диагностикой и не оказываю частные консультации
4. Вопросы в порядке консультаций и диагностики здесь не обсуждаются.
5. Я не знаю, что произошло с вашим автомобилем.
6. Я не знаю, что вы предпримете по прочтении материала и для чего.
Спасибо за понимание.
---------------------------
Вопросы эксплуатации АКПП Aisin 09G
Накоплен довольно значительный опыт эксплуатации АКПП Aisin TF60-SN (09G), которые ставятся на практически всю линейку VW, включая Passat B6; а также на Audi (A3, A4, TT), а также на Volvo XC90.
Основная проблема, которая появляется на примерно 8 из 10 автомобилей — толчки при работе коробки после пробега 100 — 110 тыс. км. Толчки весьма сильны и происходят при переходе со 2 на 3 и с 4 на 5 передачи. Если вовремя не принять необходимые меры, то АКПП потребует существенного и дорогостоящего ремонта — но если все сделать вовремя и правильно, то затраты будут существенно меньше.
Источник проблемы
Первоначально мастера официальных сервисов VW утверждали, что АКПП "необслуживаемая", однако впоследствии выяснилось, что примерно к 90-100 тыс. у АКПП начинаются проблемы, причем их начало аккуратно совпадает со временем окончания гарантии. По мере старения автопарка в целом — стало ясно, что эти проблемы приобрели массовый, а не единичный характер.
Источник проблем — некорректная работа клапанов в гидроблоке, которая приводит к неточной по времени работе гидравлики и, как следствие, к рывкам и проскальзываниям передач, которые, в свою очередь, создают проблемы уже в механической части коробки, если вовремя не спохватиться и не принять меры. Дело в том, что гидравлическая жидкость (ATF) служит не только для передачи крутящего момента, переключения клапанов и смазки трущихся поверхностей — но также выполняет роль и охлаждающей жидкости. За время эксплуатации без замены — к 90 -100 тыс. км. ATF теряет свои охлаждающие свойства, а также, в силу перегрева, и часть смазывающих свойств: в ней накапливается достаточно продуктов трения фрикционов, которые уменьшают теплоотдачу и вызывают лишнее сопротивление в движущихся соединениях с прецезионной регулировкой.
Система охлаждения АКПП именно на Passat B6 выполнена очень неэффективно: на двигателе (со стороны кузова) установлен теплообменник между охлаждающей жидкостью двигателя и ATF из коробки. Разумеется, в жаркую погоду обе жидкости нагреваются весьма сильно, небольшая и вечно грязная внешняя поверхность теплообменника не справляется со своей задачей, а движение в условиях пробок создает дополнительную нагрузку.

В итоге, все три фактора:
— потерявшая охлаждающие свойства ATF
— плохое охлаждение теплообменника
— дерганый режим движения
приводят к общему итогу: пластиковые оболочки соленоидов гидроблока слегка деформирутся, приводимые ими в движение гидравлические клапаны начинают слегка заедать, переключение передач происходит неточно по времени, возникают толчки, рывки и "прокручивания" трансмиссии в движении. Дальнейшее развитие проблемы можно остановить оперативным ремонтом гидроблока (цена вопроса — ок. 35-40 тыс. руб.), в противном случае начнется сильный износ механической части: фрикционов, подшипников, вкладышей, насоса и т.п. — и сумма ремонта в этом случае окажется неизмеримо выше.

Эта проблема настолько хорошо известна среди владельцев как VW Passat, так Volvo XC90, что в перечне допоборудования Volvo уже появился дополнительный ("рекомендуемый") радиатор для охлаждения АКПП, в перечне сервисных работ VW Passat уже появилась замена ATF на 60 000 км, а одна известная компания по ремонту АКПП — наладила бесперебойный сервис экспресс-замены гидроблоков на ремонтые на Aisin (09G), поскольку поток клиентов не прекращается. Сервисмены, которые ранее рассказывали про "необслуживаемость" АКПП — сейчас стыдливо прячут глазки, когда их спрашивают: "ну и что теперь скажете?" Ну да что с них взять, проблема уже создана, и её нужно решать…
Способы решения проблемы
1. Нужно установить интервал замены ATF в 60 000 км, а в нагруженных условиях (повышенная температура, длительная работа без достаточного охлаждения и т.п.) — в 40 000 км.
2. Замена ATF производится с полным удалением изношенной жидкости и с заменой фильтра — для этого необходимо не только вывернуть пробку и слить жидкость, но также и снять поддон гидроблока и отвернуть фильтр ATF. Дополнительные бонусы: Вы увидите в поддоне то, что осталось от старой ATF (желеобразная масса из продуктов трения фрикционов и остатков ATF, без снятия поддона ее извлечь невозможно), также увидите — не присутствуют ли металлические продукты износа, также получите возможность осмотреть гидроблок, также получите возможность слить еще 1,5-2 литра того, что остается внутри АКПП.
3. Обратная заливка ATF производится в обратной последовательности: ставится новый фильтр ATF, поддон очищается и устанавливается на место, затем вкручивается "сливная" пробка (с отверстием внутри), затем вкручивается "переливная" трубка — которая и контролирует требуемый уровень ATF. Затем заливается собственно ATF "до перелива", автомобиль устанавливается горизонтально, запускается и прогревается до температуры 30°С — и уровень ATF контролируется именно для прогретого состояния: через переливную трубку добавляется ATF до тех пор, пока не начнет переливаться обратно. После этого устанавливается и заворачивается вторая, "внутренняя" пробка — и дело завершено.
4. Между операциями 1 и 3 — производится собственно ремонт гидроблока. По сути действий:
— гидроблок снимается после поддона и фильтра
— производится осмотр механической части АКПП на предмет определения степени износа фрикционов
— если износ приемлем и решено ограничиться ремонтом гидроблока, то далее гидроблок промывается и очищается от продуктов износа
— далее из гидроблока извлекаются клапаны, с которыми можно поступить двумя путями:
а) ремонтировать наличествующие клапанные комплекты
б) поставить на их место новые OEM-комплекты
— проблема в том, что, вне зависимости от выбранного пути, установленные обратно клапаны нужно откалибровать по давлению и времени открытия. то есть установить гидроблок на специальный стенд и добиться того, что каждый клапан открывается в течение строго определенного времени (с точностью до долей секунды) и выдает строго определенное давление. Данная операция (проверка и калибровка гидроблока с помощью специального стенда) — и есть основа точности работы АКПП после проведенного ремонта.
Таким образом, проблема заключается не в том, чтобы снять гидроблок и поменять на нем ОЕМ-комплекты — а в том, чтобы должным образом проверить и настроить гидроблок после проведенных замен и обслуживания. Для этого нужно специальное оборудование, руки из нужного места, справочные таблицы и графики — и, безусловно, ясное понимание: что и зачем делается?
В заключение стоит заметить, что проблема гидроблоков характерна не только для Aisin TF60-SN (09G) — в основе лежит не марка и модель коробки, а периодичность и качество ее обслуживания. Просто конструктивное расположение Aisin TF60-SN (09G) в паре с неэффективным теплообменником, в сочетании с режимом эксплуатации, дает о себе знать несколько раньше, чем другие марки и модели АКПП при прочих равных условиях.
Собственно, это все по данному вопросу.
Резюме:
— особенности и проблемы эксплуатации АКПП Aisin TF60-SN (09G) хорошо известны — и к настоящему времени хорошо изучены. Проблемы носят не точечный, а вполне массовый характер — и, соответственно, найдены и отработаны проверенные решения: поставщики качественных ОЕМ-деталей и комплектов, хорошие калибровочные стенды, методики ремонта и калибровки, достаточное количество сервисов и даже "обменные фонды" заблаговременно отремонтированных и откалиброванных гидроблоков. При своевременном обращении — ремонт продолжается 3-5 часов и сводится к замене гидроблока из "обменного фонда" с попутной заменой ATF и фильтра. По стоимости — сейчас сказать затрудняюсь, но в "мирное время" это стоило что-то около 25-35 тыс. руб.
— АКПП Aisin TF60-SN (09G) рассчитана на спокойную эксплуатацию. Работа в частых режимах KickDown, частые разгоны "в пол", чередующиеся торможениями "в пол" — сильно сокращает ее ресурс, особенно в режиме Sport, когда включается торможение двигателем. Подумайте об этом. Не требуйте от техники больше того, на что она рассчитана.
— В основе долгой и беспроблемной жизни АКПП — помимо спокойной манеры вождения, также лежит периодическая и грамотная замена гидравлической жидкости и фильтров. Если Вам кто-то расскажет о "необслуживаемости" АКПП или предложит "быстро и недорого" поменять ATF способом "сейчас сольем, потом нальем новую" — то держитесь от него подальше.
— возьмите за правило менять ATF каждые 50 000 км. Делайте полную замену ATF — со снятием и чисткой поддона, с заменой фильтра, с осмотром гидроблока. Увеличение стоимости и времени — копеечно, по сравнению с проблемами, которых Вы сможете избежать.
— если Вам все-таки "спели песню" про необслуживаемость АКПП, и при этом пробег подходит к 90-100 тыс. км., то даже если АКПП еще не начала проявлять признаков беспокойства, а уж ТЕМ БОЛЕЕ если коробка начала "толкаться" — то не тешьте себя мыслью "авось, пронесет", а уж тем более не ведитесь на предложения "сменить ATF и посмотреть что получится" — ничего хорошего уже не получится. Самое разумное — быстро найти квалифицированных мастеров, которые займутся Вашим гидроблоком и приведут его в порядок.
— выбирая квалифицированных мастеров, обратите внимание в первую очередь на их понимание процесса и на их техническую оснащенность.
Во-первых, грамотный и вменяемый специалист способен объяснить Вам все то, что написано выше — и в необходимых подробностях, а также рассказать, что и как он намерен делать и какие этапы работ предстоят. Если специалист закатывает глаза и несет ахинею, либо не может связать двух слов, либо бросается мудреными словечками — лучше держаться от него подальше.
Во-вторых, грамотному и вменяемому специалисту необходим гидравлический калибровочный стенд, чтобы проверить и настроить результаты своей работы. Стоит ли этот стенд у него в сервисе, или он возит гидроблок в специальную фирму, где этот стенд есть — не важно. Важно то, что попытки настроить гидроблок "вручную" — это просто лотерея за ваши деньги и свидетельство неграмотности и невменяемости специалиста, что бы он при этом не говорил.
В общем, удачи — и да пребудет с Вами сила! ©
…
Полезные ссылки:
весьма подробное и толковое описание истории, конструкции и особенностей эксплуатации Aisin TF60-SN (09G)
очень хорошее и толковое описание принципов, особенностей работы и характерных неисправностей гидроблока
более детальное описание проблемы
еще одно более детальное описание проблемы
--------------------
тема Пассат-Клуба по данном вопросу в целом
аналогичная тема Гольф-Клуба по данному вопросу
тема по замене масла на портале B6
Шкодники начали с обсуждения "необслуживаемости" в далеком 2009-м. к чему это все привело в итоге?
страдания Вольвовцев. увы…
-----------------------
Sonnaх — наиболее популярный поставщик ОЕМ-комплектов для ремонта Aisin 09G
…и его справочник по калибровке клапанов Aisin 09G
еще один из поставщиков ОЕМ-комплектов для 09G
и еще один поставщик ОЕМ-комплектов, хорошие иллюстрации
наборы ОЕМ-комплектов для 09G — с иллюстрациями, можно посмотреть как и что выглядит
еще один поставщик ремкоплектов с иллюстрациями
-----------------------
вот довольно большой российский портал, где есть много полезных сведений по вопросу
оборудование и методики калибровки гидроклапанов. судя по всему, есть представители и в России
и сайт их производителя
----------------------
ссылка американского клуба Туарег, подтверждающая: дело не в конкретной коробке, а в периодичности замены ATF
здесь же
и здесь
----------------------
Спасибо всем, кто дочитал до этого места.
Михаил
Комментарии 28
Молодец, Михаил! 😎
Круто! Полезно! Информативно 🔥
Полезно и отлично написано!
Один вопросик. вы писали что режим торможения двигателем вкл при спорт режиме… а у меня и в драйве он работает, вот ищу как его отключить (биты в кодировке не подписаны)
Замена масла нужна!однозначно, и не только айсин. Катаю на отктавии а5, мотор BSE с айсином в связке, пробег 183, работает отлично.менял масло 2 раза, сейчас скоро третий раз буду…первый раз на 75 тысячах открыл АКПП, в поддоне было чисто, масло темнее было, но прозрачное, фильтр чистый, на второй замене было аналогично…за всю эксплуатацию был только один вопрос решения которому я ненашел…первые разы случилось на пробеге автоив 20 тысяч км, при включении режима D, и когда отпустишь педаль тормоза ничего непроисходило, машина могла стоять две три минуты…если кратковременно нажать и отпустить педаль тормоза машина трогалась…диагностика ошибок непоказала…неисправность плавающая и довольно редкая, иногда и сейчас бывает…что это такое я так и непонял…
Посмотрите в настройках "помощь при трогании под горку" там можно выбрать 3 варианта. Помоему в блоке абс находится
Комментарий удалён
Если после прочтения остались вопросы — лучше обратиться в сервис, который занимается АКПП. Сейчас их предостаточно.
Так поучается это не полная замена все равно, если снять поддон и фильтр? Короче если я снял поддон с фильтром все отмыл и залил новое — я максимально заменил масло в акпп, или надо было прям сверху заливать, завезти машину и чтоб ждать пока не польется розовая жижа? пробег замены был на 30 т км, ответь плиз вижу ты грамотный человек) добра тебе
Сделано верно. Промывка фильтра и удаление отложений из поддона — необходимы.
Я не совсем понял, очень буду благодарен за пояснение. Автор статьи рекомендует не пользоваться спорт режимом коробки или не рекомендуем резко передвигаться в спорт режиме?
Очень прошу пояснения, т.к. в основном езжу в спорт режиме (не для того, чтоб в отсечку долбить, а потому что она адекватные обороты поддерживает)
см. замечание про торможение двигателем
Спасибо за статью! Первые 3 ссылки не работают
Комментарий удалён
На volvo xc90 шестиступенчатый автомат называется Aisin TF-80SC. Возможно отличается только названием, но вроде не имеет поддона и фильтр меняется только с разбором коробки. Да и считается вполне надёжной)
Старый пятиступенчатый автомат AW50/51, тоже без поддона и с фильтром та же ситуация.
Большое спасибо за статью, с большим интересом прочитал, но попал на неё по совсем другому запросу, я езжу на Audi A3 Sportback 1.6 102 л.с. 150ньют и долгое время ищу информацию про launch start на ней. Есть ли он? Коробка стоит 09g
Такого нет
Понял, спасибо)
Спасибо за эту запись! очень информативно и познавательно!
Пожалуйста!
Очень познавательная и максимально раскрытая информация по данному типу АКПП в одном месте. Спасибо автору!
Здравствуйте! Пишу здесь, оживляю тему, поскольку изложенное здесь Michael095, очень помогло решить проблему по моей коробке 09G (Golf V). У АКПП появились толчки после смены масла на новое. Пробег 93 000 км. Масло ранее не менялось.
Прежде всего пост помог найти специалиста-механика по нашей коробке. Перед тем как отдать машину в ремонт, я обзвонил не менее 15 механиков, что называли себя спецами. Мне уже было мало ждать ответа от механика, обвиняющего в толчках коробки только гидроблок. И не устроили предложения типа: "что хотите, то и сделаем. Хотите промоем, хотите заменим, хотите разберем …". И совсем возмутило меня, когда коробкой отказались заниматься по той причине, что, мол, я сам полез менять масло и поэтому "спец" отказался заниматься коробкой, не пожелав исправлять допущенные мною косяки.
Вообщем, выбрал мастера, который предложил мне сделать деффектовку коробки и, только после этого, произвезти её ремонт.
Конечно, грозил дорогостоящий ремонт АКПП, но я не собираюсь расставаться с машиной на ближайшее н-ное количество лет и, поэтому, согласился.
По результату деффектовки оказалось, что нужно менять гидроблок (стоял не мой, кто лазил в АКПП до меня, не понятно), 3 соленоида, дефференциал, задний подшипник с шестерней, часть сгоревших фрикционов, одну косичку (одну из новых, что я установил не подходила), нужен ремонт насоса, была найдена ошибка в ЭБУ, связанная с коротким замыканием в проводке (нашли скрутку с изолентой в кабеле!). Про грязь с мелкой стружкой и говорить не стоить – её было дофига.
Народ возился с коробкой почти месяц. Я видел фрагментами как они работали с коробкой, понравилось, что возникающие проблемы решали, а не оставляли в коробке.
Короче, на новой(восстановленной) коробке езжу вторую неделю. Полёт нормальный.
Попросили на 1000 км приехать, ещё раз поменять масло, уже на постоянку.
И про бюджет. Обошлось это всё в 100 тыров. Наверное много, но того будет стоить, если коробка будет ездить и далее.
Планирую установить позже собственный радиатор коробка, чтобы минимизировать вероятности перегрева в пробках.
что ж, очень рад, что Вам помог этот материал, чтобы определиться с ремонтом!
Подскажите, какой соленоид отвечает за пинок 1-2 ? Думаю только его заменить, так как больше ничего не беспокоит.
Понятия не имею. Почему меня спрашиваете? В статье указано множество ссылок — прочтите их и разберитесь.
Очень доходчиво и понятно)))) Спасибо за такое разъяснение!
рад, если это окажется полезным
Я правильно понял? На данную АКПП есть готовые варианты доп охлаждения?
Так же интересует этот вопрос.
ответил выше (ниже)
полезная инфа…))))
Молодец, полезная информация))