
Самую интересную часть повествования о моем вояже в Астрахань на Золото Кагана я приберег для отдельного поста. Предупреждаю сразу, что букоф будет много, а картинков мало, ибо фоткать было банально некогда :)
ЧАСТЬ 1: как создать проблему на ровном месте
Итак, четвертый день соревнований, субботний полдень, мы сотоварищи на бархане Большой Брат. У меня по плану – дождаться прохода всех экипажей, а потом в спокойной обстановке, уже безо всяких зрителей, спокойно поснимать Соболя на вершине бархана. Уже и ракурсы интересные придумал… В общем, настроение – отличное, погода теплая, и даже сильный ветер, поднимающий клубы песка, не может омрачить ситуацию. Напомню, что еще по пути на Брата, примерно за километр до бархана, мы с ребятами на ростовской Тойоте Hilux помогли эвакуировать с трассы застрявший минивэнчик Peugeot Expert, а всех его пассажиров приняли к себе на борт и отвезли на бархан. И вот, спустя часа два-три экипаж того самого минивэна засобирался обратно. Ребята подошли ко мне и спросили, не могу ли я оторваться от созерцания горизонта и подкинуть их до машины. Да конечно могу – какие проблемы?! Мне только в радость.
Рассаживаемся, у меня – полный салон, 7 человек. Завожу, трогаюсь. И быстро понимаю, что выехать будет не так-то просто – ту траекторию, по которой я заходил наверх, размесил МАЗ: там теперь колея в полметра. Забираю круто левее, ближе к основному каналу. В самом канале мне тоже делать нечего – там же КАМАЗы прошли, траншеи целые разрыли. Хочу проскочить параллельно каналу, но правее. А надо понимать, что спуск с большого бархана – это не движение вниз: это череда спусков и подъемов через относительно маленькие, локальные дюны, часто с очень крутыми заходами. Их надо или объезжать, когда это возможно, или штурмовать в лоб. Под углом проходить опасно – может стащить вбок, а там и до переворота рукой подать. Канал, естественно, набили по наилучшей траектории – перпендикулярно самым небольшим дюнам. Заходя на крутой подъем правее канала, я оказался в вязком песке, с крайне малой несущей способностью. Машину начало засасывать и стаскивать вправо, на второй пониженной тяги хватать перестало, передний мост утонул. Останавливаюсь, втыкаю заднюю, врубаю межколесную блокировку, полный газ – чтобы занести заднюю ось на противоположный подъем (если встать в низине враспор между склонами – тронуться уже не получится). Отсюда теперь можно уехать только вперед, так что через зыбун придется ехать в любом случае. Первая, полный газ, продолжаю пробивать свою колею на подъем. Очень вязко, колеса проваливаются в песок больше чем наполовину, сажусь на мосты. Снова задняя, отхожу назад. Надо бы пассажиров высадить, тогда полегчавшая машина намного проще выйдет из ловушки, но ведь несолидно – кругом человек пятьдесят фотографов с длинными объективами, только и ждут, чтобы кто-нибудь закопался на потеху публике. В общем, фиг я им дам возможность над Соболем стебануться, поэтому продолжаем штурм с экипажем в полном составе. Короткий разгон, полный газ – есть! Подъем взят.
Дальше я все-таки переместился в общий канал, стараясь не свалиться в колеи от КАМАЗов – там хотя бы песок твердый. Весь спуск прошел успешно, осталась последняя дюна. Подъезжаю к краю и вижу: спуск довольно пологий, а подъем очень крутой, с резким переходом с подъема на ровный участок. Ход набран, менять траекторию поздно – иду в чьей-то колее. Перетыкаю со второй на первую, полный газ. Передний мост влетает наверх, а дальше – глухой удар. Это раздатка шваркнулась о перегиб, да так шваркнулась, что машина даже ход замедлила. Не ожидал, что верхний слой нетронутого колесами песка окажется здесь настолько жестким… Может, попал на камень? Тем не менее, подъем взят, машина продолжает ехать вперед, как ни в чем не бывало. Пассажиры в восторге, зрителям на улице, наверное, тоже понравилось. Вот только появился какой-то посторонний шум от шестеренок… Ну да ладно, довезу людей – потом посмотрю. Спокойно доехали до Пежошки, спровадил пассажиров и полез под машину… Собственно, искать источник постороннего шума долго не понадобилось. Точнее, его вообще не понадобилось искать: под простоявшим минуту Соболем уже разлилось едва ль не пол-литра масла. Оно сплошным ручейком вытекало из раздатки. Передний картер превратился из одной в две разные детали, каждая из которых теперь независимо висела на своих болтах на заднем картере. Нифига ж себе приложился…

ЧАСТЬ 2: о героическом преодолении трудностей
Стало ясно, что день обещает быть крайне интересным. По плану вечером, часов в шесть, я должен выдвигаться в обратный путь, чтобы переночевать в Волгограде и к вечеру воскресенья быть дома. По пути на границе Астраханской и Волгоградской областей мне еще надо подхватить отца, который ждет меня часам к восьми… Пытаюсь позвонить друзьям, оставшимся на бархане, чтобы шли сюда – надо срочно выдвигаться в сторону цивилизации. До асфальта – километров 25 степи и песков, до базы в Астрахани – еще двадцатка. Мобила не берет – нет сети. Иду обратно пешком, нахожу и забираю своих. Гонка в этот момент вовсю продолжается, но я уже от нее абстрагировался. На бархане связь появляется – дозваниваюсь до руководителя команды. Договариваемся, что ко мне подойдет и возьмет на буксир «техничка», но она от меня сейчас километрах в ста. Попутно звоню астраханскому дилеру. Наивный! Я думал, что сейчас подъеду к ним, возьму новую «раздатку», по-быстрому перекину… Во-первых, дилер в субботу работал только до двух часов, во-вторых, раздатки у них все равно не было в наличии, потому что никто и никогда не спрашивал. Зато у дилера мне подсказали названия астраханских магазинов, занимающихся запчастями для ГАЗов.
Дошли с друзьями до Соболя. Заглядываю: масло уже не течет – его там просто больше нет. Эх, Кастрольчик мой, всего три дня отработал после замены сальников :) Прикидываю: если стоять тут – техничка придет не ранее, чем через два-три часа: тогда ни о каких запчастях сегодня можно и не мечтать. Решаю ехать своим ходом, пока едет, ибо уже морально настроен, что раздатку все равно придется купить новую целиком. Садимся, едем. А она вполне себе едет! Стараюсь педалировать аккуратно, объезжаю все препятствия, перед песками максимально набираю ход, чтобы проскакивать переметы по инерции. А друзья мои пока зависли в интернете – выискивают координаты магазинов по названиям. Скоро у нас появились телефоны трех торговых точек. Тут же прозваниваем.
Первый диалог:
— Алё, здрасьте! Раздатка нового образца part-time под шрусовые карданы на Соболь нужна, сколько стоит?
— Какая еще раздатка? … А-а-а, это от полного привода… У нас нет на полный привод ничего.
Неожиданный поворот… Звоним во второй магазин. Разговор уже по-другому начинаем:
— Алё, здрасьте! А какая-нибудь раздатка есть на Соболь?
— На полный привод сейчас ничего нет, раздатку последний раз в прошлом году продавали. Можем привезти на заказ к концу следующей недели.
— А сколько она стоила?
— Что-то около 70 тысяч.
— СКОООООЛЬКО?!
Остается третий магазин.
— Алё, здрасьте! А у вас есть хоть что-нибудь для раздатки от Соболя? Нам бы картер…
— Нету.
— А раздатка в сборе?
— Нету. Никто никогда не спрашивает запчасти на полный привод, вот мы их и не держим.
Дело приняло вообще неожиданный оборот. Понятно, что нужных запчастей в Астрахани нет, и до следующей недели не предвидится. Включаю голову: план А – заварить или заклеить трещину и тянуть так до дома. Но это если только потроха раздатки уцелеют. Да и где найти аргон вечером в субботу в чужом городе? Пока до места доеду, пока раздатку сниму – будет в лучшем случае часов семь… План Б – выкинуть раздатку, купить кардан от обычного Соболя 4х2 и вкорячить его. Но там ведь крестовины, а не ШРУСы, то есть придется еще фланец хвостовика заднего моста менять… Решаю, что это будет совсем-совсем запасным вариантом, а пока надо сосредоточиться на плане А.
До асфальта мы доехали вообще легко, время – четыре часа дня. Звоню: техничка в 30 километрах. Говорю им, что потихоньку поехал в Астрахань – машина, вроде, пока едет нормально. Причем даже колеса качать не стал – так и поехал на 1,2 атм, разгоняться сильно все равно не планировал. Старался держать 60 км/ч, причем на отсутствие масла в раздатке практически ничего не указывало, разве что появилась небольшая вибрация. Доехали своим ходом, преодолев без масла почти полсотни километров! В пять мы уже были в лагере в Астрахани. Быстро пробили тему, что аргон в лагере есть у «мазовцев» и «камазовцев». Но с КАМАЗом у нас никаких подвязок, никаких контактов. Пока я вместе с Эдуардом, старшим механиком «газовской» команды, полез снимать раздатку, Андрюха Филиппов пошел договариваться с «мазовцами» про сварку. Дело осложнялось тем, что вот-вот должна была начаться торжественная церемония награждения участников гонки, а потом традиционно полагался большой фуршет. И надо понимать, что на этом мероприятии всегда «отрываются» не только гонщики, но и все механики, для которых это первая возможность по-человечески отдохнуть за гонку. Честно сказать, в успехе переговорного процесса я сомневался и уже представлял, как вместо сварки аргоном буду обмазывать корпус раздатки тоннами поксипола…

Скоро, лежа под Соболем, я увидел, как к машине подходят ноги в красных комбинезонах: это пришли «мазовцы» посмотреть на фронт предстоящих работ. Ребята с МАЗа – Гриша Пацкевич, Андрей Буйницкий и Паша Гаранин – низкий вам поклон и большое человеческое спасибо! То есть перевожу на русский: фактически мужики не пошли на фуршет ради того, чтобы заварить нашу раздатку! В семь раздатка лежала на асфальте. На удивление много времени заняло рассоединение фланцев шрусовых карданов: внутрь фланцев попала грязь, и они закисли. Теперь-то я знаю, как их быстро снять при помощи молотка и пробойника, а первый раз пришлось помыкаться…


По-быстрому продул корпус компрессором от масла и песка, и потащили мы раздатку к «мазовской» техничке. Какая же она, к слову, тяжеленная! Несли втроем, держа за подрамник. Дальше – дело техники: общими физическими усилиями, приложенными к двум полуметровым вороткам, открутили фланец, скинули с переднего картера крышку, и Андрей проварил всю трещину. Сама трещина разошлась примерно на два-три миллиметра, то есть валы внутри раздатки перекосились – вот почему сразу на пониженной передаче в песках появился отчетливый посторонний шум. Но разбирать раздатку целиком, чтобы соединить корпус правильно, не представлялось возможным: столько времени в запасе не было ни у меня, ни у «мазовцев». Поэтому варили прямо так – просто чтобы остановить течь масла и доехать до дома своим ходом.

Потом напильником счистил наплывы сварки с плоскости под установку крышки, на герметике посадил крышку на место (прокладок-то не было запасных), привернул фланец. Где-то часам к девяти раздатка была готова к обратной установке, а в одиннадцать вечера процесс был завершен полностью. В одном месте из-под фланца масло все-таки капало, но совсем не критично. Поэтому просто набузовал в картер грамм на 200-300 трансмиссионки больше положенного, взял с собой шприц и 5 л масла в запас – и мы выехли в сторону дома. Поначалу ехали совсем медленно – километров 60-70 в час, потому что с 80-ти начинались сильные вибрации. В пол-третьего ночи подобрали моего отца и двинули дальше. Я все прислушивался – когда ж раздатка завоет? Когда в ней что-нибудь отвалится? Когда рассвело, я полез под машину с ревизией. К моему удивлению, сварка держалась отлично – вибрации на ней не сказались, крышка не сопливила. Масло не только не вытекло, его по-прежнему в картере было выше уровня. Потом еще проверял пару раз, но подливать не понадобилось. Ближе к дому, когда начала появляться уверенность, что мы сможем благополучно добраться до дома своим ходом, начали разгоняться сильнее. Оказалось, что после 110 резонанс проходит, вибраций становится меньше. Дальше уже ехали с этой скоростью, и к пяти вечера были в Туле.
ЧАСТЬ 3: очевидное — невероятное
Итого на «слепленной» в полевых условиях раздатке я проехал полторы тысячи верст. Учитывая стоимость раздатки, я решил все же менять ее не в сборе, а только по частям: расколотый картер и те шестеренки-подшипники, которые пострадали в ходе перегона. Второй раз раздатку снимал, можно сказать, уже с закрытыми глазами, да еще и в боксе с нормальными условиями. И каково же было мое удивление, когда я увидел все «потроха» вскрытой раздатки. Ни задранных подшипников, ни погрызенных или посиневших шестеренок я там так и не увидел! Кроме корпуса, прокладок и сальников менять не потребовалось НИ-ЧЕ-ГО!


И я действительно остался этому очень удивлен – все-таки машина провезла меня полсотни километров без масла, да еще в каких условиях! Фактически ведь из пустыни вывезла! И пусть теперь кто-то попробует мне сказать, что, мол, «раздатка у Соболей слабая». Запас прочности тут явно наличествует. Так что ремонт получился максимально бюджетным.



Сейчас Соболь уже полностью собран и продолжает наматывать километры с новеньким, еще совсем чистым и блестящим, корпусом раздатки. Ну а мораль сей басни – во-первых, внимательнее надо смотреть, куда едешь (это я по отношению к себе), чтобы потом не нагружать своими проблемами других людей, а во-вторых – не имей сто рублей… Они не всегда решают! В отличие от ста друзей :)





Комментарии 44
Отличный отчет! С удовольствием прочитал! Эх, нормальная раздатки это хорошо
Я до последнего не сомневался что МАЗовцы не откажутся, и не ошибся в земляках))
Да, надо мне теперь им большим тульским пряником будет проставиться при встрече — денег-то ни копейки не взяли :))
Я видел, как вам варили раздатку, теперь вот историю прочитал. Немного проехался на этом Соболе во второй день, когда на Большого Брата ездили — салон очень порадовал, проходимость впечатлила. Теперь вот, после этого рассказа, ещё больше зауважал данный автомобиль. А цены… цены, надеюсь, устаканятся.
Во второй день — это с Борисенко вместе?
Да, я поехал вместе с Белостоцким-Ласточкиным, мы вместе с Барри и камазовцами одним караваном шли. Потом, когда переместились с бархана на финиш, там в районе финиша я немного и проехал.
На белорусский-то этап планируешь ехать?
С превеликим удовольствием, но пока даже ещё не рассматривал этот вопрос, проблема с основной работой, да и прицепиться к кому-нибудь для этого необходимо)))))
Если накануне не найдешь, к кому на хвост упасть — дай знать, возможно смогу подобрать. Но обратно тогда с кем-то еще тебе надо будет договориться — я, скорее всего, в РБ задержусь на пару дней.
Спасибо большое, буду иметь ввиду и вполне возможно, что воспользуюсь предложением.
короче, после слов "…но ведь несолидно – кругом человек пятьдесят фотографов с длинными объективами, только и ждут, чтобы кто-нибудь закопался на потеху публике. В общем, фиг я им…" исход был предрешён ))
Гы-гы-гы :)))
хорошо все то что хорошо кончается. Осторожнее !
Спасибо, хоть наконец то увидел потроха нашей разделки. Вполне себе современный аппарат, ни тебе ни цепей, косозубые шестерни. И чего её так любят ругать? И судя по всему запас прочности довольно велик. Сложно представить иностранную разделку, которая с такими повреждениями и сухая вытащил из пустыни, да ещё и целой собственно останется. Кстати, ты не в курсе, чья же это раздатка? А то мифы ходят, что мол это от шишиги, а то или вообще глубокая модернизация бтр овской разделки. Бред конечно, но видимо чего-то военное в ней все же присутствует:)))
обыкновенная . только вал заменен и диф самоблока убран . остальное все то же .
ASTanK
Спасибо, хоть наконец то увидел потроха нашей разделки. Вполне себе современный аппарат, ни тебе ни цепей, косозубые шестерни. И чего её так любят ругать? И судя по всему запас прочности довольно велик. Сложно представить иностранную разделку, которая с такими повреждениями и сухая вытащил из пустыни, да ещё и целой собственно останется. Кстати, ты не в курсе, чья же это раздатка? А то мифы ходят, что мол это от шишиги, а то или вообще глубокая модернизация бтр овской разделки. Бред конечно, но видимо чего-то военное в ней все же присутствует:)))
Не, газеле-соболиная раздатка полностью своя, ни с чего другого "газовского" не позаимствованная. Она ж конструктивно в принципе другая, нежели у шишиги. У нас нет прямой передачи (с ПЧ=1,00) — как на "Ниве". У нас валы так устроены: первичный — вход с КП, с двумя шестернями (для I-й и II-й передач); вал этот "глухой" — выхода с него с задней стороны раздатки нет. Вторым рядом идет промвал, также с двумя шестернями. А третьим рядом идут соосные валы на задний и на передний кардан. У "шишиги" — как у "уазика" схема раздатки: первичный — вход с коробки передач. С него напрямую идет выход на задний кардан, когда "понижайка" отключена. Вторым рядом идет промвал с шестерней для "понижайки" и шестерней привода переднего моста. Ну и третьим рядом уже идет сам вал переднего привода.
Спасибо, а то информации кот наплакал, а ведь любопытно.:))) А не знаешь, правда ли, что на первых 4х4 соболях раздатка с цепью стояла?
В первый раз слышу. Знаю, что на самой первой опытной ГАЗели 4х4 стоял передний мост другой. Судя по тому, что ступичная часть там была как на УАЗе, он был не на карданных шарнирах.
Значит только слухи. Иногда такое впечатление складывается, что и сами рабочие, которые наши машины собирают, и сами не знают, и даже не догадываются, из чего эти машины сделаны:)))
Нормально так прокатился :-). Значит отручива карданы, ни одного болтика карданного не сломил?
Так вышло, что за время этих ремонтов мне пришлось снять-поставить карданы трижды. За это время запорол только один болтик. Благо, был как раз один запасной.
Я с большим трудом приобрел 40 штук, этих болтиков, так у меня 20 штук уже выклянчили :-). Сам снимал и ставил, пока ни одного не запорол :-).
Главное тут, по ходу, хороший инструмент. И не спешить!
Оооо это точно. Хороший шестигранник я приобрел одновременно с новыми карданами :-). Ну а спешка нужна как известно при ловле блох :')
Ты как всегда монстр))) респект тебе, всё-таки классные у нас тачки!
Я старался :)))) Тачки у нас — всем тачкам тачки :))))
Видел на скорой помощи разломаную раздатку, там вообще шестеренки все видно было и ведь довезла.
Водитель рассказывал что деваться вообще некуда было, реанимация новорожденных, жал газ в пол!
Вот я себе не очень представляю буржуемобиль, который с такими фатальными повреждениями дальше поедет, да еще и до места доберется :)
насколько увидел варят не аргоном а мультиплазом . а вот то что раздатка . да еще не фултайм столько стоила . эт ваще . фул тайм нового образца лежит в магазе за 85 000 ! .карданы по 23 — 25 000 вобщем ооочень бюджетно . как из золота . парт тайм не соврать в районе 35 000 стоил . но думаю дешевле и практичней от газ 66 раздатку поставить . а так ваще славно покатался :-)
Ну, по части практичности насчет варианта с ГАЗ-66 не согласен — слишком много колхозинга влечет за собой этот вариант: надо решать вопрос с фланцами, укорачивать промкардан, варить новый подрамник… А ради чего? Не стоит оно того, практичней-то все же родной вариант.
Самое интересное, что по отдельности-то все эти железки — корпуса, шестеренки, подшипники — немного стоят. Просто не заказывают их сами магазины, потому как до сих пор спроса на них особо не было. Почему не было спроса — потому что полный привод газелевский до недавнего времени был достаточно эксклюзивной штукой, объемы выпуска были малы, соответственно и спрос на эти запчасти низкий. В последнюю пару лет объем выпуска заметно вырос, на улице Соболи и Газели 4х4 уже не редкость. Надеюсь, что и магазины скоро отреагируют и начнут держать весь спектр этих запчастей в наличии.
ага . я заметил . держут . в " особом статусе " — ценовом … порой японскую или немецкую железку дешевле купить .
Я думаю, что это как раз и есть следствие редкого спроса и редкого присутствия этих деталей в ДРУГИХ торговых точках. Конкуренции нет! Если эти железяки будут лежать в каждом магазине "ГАЗ — Детали машин", ценники, я думаю, станут скромнее.
ну у нас так и лежат в каждом :-) и как раз их ценники огого . да и не только у них.
У вас — особенный регион :) Больше по стране, как оказалось, нигде не лежат.
до недавнего времени и у нас днем с огнем . теперь вдруг резко поменялось . но цены … на иномарку дешевле.
Ох Николай, Николай! Может, высший пилотаж — это не героическое преодоление трудностей, а просто их избегание?
Стареешь, брат :))))
Соболь рулит.
Эт факт :)
Крутяк!
Эх, нравится всё таки мне Соболь 4х4…
А мне-то как нравится :)))
Классные, а главное увлекательные приключения ! ))
Кстати не узнаю раздатку…нового образца я еще не видел. кто производитель?
Случайно, не американская боргварнер? Корпусом очень похожа на парт тайм раздатки ssangyong, которые сейчас ставят на уазы?.. Хотя
на валы как у фордов эксплорер выходы…
корпус такой же, как на фултайме, да и раздатка почти такая же, изменённых деталей очень мало.
SuperHybrid
Классные, а главное увлекательные приключения ! ))
Кстати не узнаю раздатку…нового образца я еще не видел. кто производитель?
Случайно, не американская боргварнер? Корпусом очень похожа на парт тайм раздатки ssangyong, которые сейчас ставят на уазы?.. Хотя
на валы как у фордов эксплорер выходы…
Да, DыМ всё верно написал, раздатка своя, "газовская", и она внешне один в один со старой. Снаружи только передняя крышка другая.