Машина не даёт расслабится и отдохнуть в выходные уже вторую неделю подряд. В прошлые выходные занимался ремонтом отопителя.
Утром в пятницу 15.03.2024 еду на работу. Как раз именно в этот день в Питере прекратилась морозная и сухая погода и зарядил дождь. Довольно сильный дождь. На улице ещё темно, ну и дождь, соответственно. На Обводном, около Варшавского вокзала, прямо на светофоре дворники замирают в вертикальном положении и более никуда не двигаются. При этом из салона прекрасно слышно, что мотор стеклоочистителя работает нормально. Вышел из машины и попытался рукой сдвинуть левый (далее все обозначения сторон — по ходу машины) дворник вниз стекла… Без проблем! Причём сдвинулся он вместе с правым без малейшего сопротивления. Это значит, потеряна механическая связь между редуктором и общей тягой обоих дворников. Та-а-а-к, первичная диагностика проведена. Сажусь в машину и еду дальше. Практически сразу лобовое стекло затягивает грязью от впереди идущих машин, почти ничего не видно. Доехал до работы. На каждом светофоре приходилось останавливаться, двигать несколько раз рукой левый дворник (правый двигался вместе с левым) и таким образом очищать стекло.
Понимая всю механику работы редуктора, предположил несколько причин неисправности:
1. Ослабла гайка крепления на оси редуктора, там стесалось конусно-шлицевое соединение.
2. Разрушился один из шарниров маленькой (короткой) тяги, которая передаёт момент от редуктора до общей тяги (длинной) осей стеклоочистителя.
Решил сразу искать в магазинах новую трапецию, и, на всякий случай, ремкомплект трапеции в виде разборных пластмассовых шарниров (сухарей).
В наличии и по пути с работы нашёл только трапецию производства СтартВольт. Это из максимально приличного. Всё остальное — или noname непонятного качества, или под заказ от 4х дней и более. А починить нужно было за грядущие выходные. Так же не нашёл трапеции в сборе с редуктором. Искал только производства КЗАЭ — это 100% завод хорошего качества. Под заказ от недели и цена от 3000 до 6000 руб ("голая" или с редуктором).
Оригинальная "голая" заводская трапеция КЗАЭ 16.5215600 на Озоне стОит почти 3200 руб!

Ремкомплекта шарниров (сухарей) для трапеции Приора-2110 не смог найти в наличии ни в одном магазине по пути.
Был ещё один фактор, который вызывал много вопросов совместимости моего редуктора (с завода установлен BOSCH) и новой трапеции СтартВольт по диаметру вала редуктора и отверстия в тяге новой трапеции. Задал вопрос в Сообществе, но ничего конкретного не ответили.
Единственное, что косвенно удалось узнать на сайте СтартВольта, что трапеция под вал 10мм. Бывают ещё модификации с валом 12мм.
По дороге с работы опять вылезание из машины почти на каждом светофоре и очистка стекла вручную. В магазине взял последнюю трапецию STARTVOLT VWA 0170. Продавец дал её осмотреть. Визуально увидел (а потом и замерил), что отверстие в тяге — конус 8х9мм. Это значит, что она действительно под вал редуктора 10мм.
Дома разобрал новую трапецию… М-да… Смазки — ноль…

Материал втулок вообще не опознан, но это точно не латунь, как на заводских. Ещё сверху отсутствует уплотняющее резиновое колечко (сальник, o-ring) от попадания влаги. :(

Ладно, делать нечего. Набил смазкой оси поводков и из шприца заполнил смазкой всё место под пыльниками всех шарниров (сухарей). Использовал TOTAL ALTIS SH2, т.к. ничего более приличного дома не было.
А вот то конусное отверстие, о совместимости которого шла речь выше. Для примера в него вставлен болт М8, имитирующий резьбу вала редуктора.

Так же в Сети нашёл фотографии редуктора BOSCH, но по фото не определить диаметр вала.


Машину пригнал со стоянки к дому около 11.00 — как раз кончился дождь и было "сухое окно" до 15.00. Опять вся та же разборка жабо, как и неделю назад.
Как только снял жабо, сразу стала видна причина неисправности. Развалился шарнир короткой тяги — как и предполагалось ранее.


Приступил к снятию трапеции, учитывая, что у меня климат Halla CC. А это добавление сильного геморроя к процессу. :( Трапецию я уже снимал летом 2016-го года для полной профилактики (чистка и смазка). Уже тогда была сделана одна из необходимых подготовок — спиливание заподлицо с гайкой правой шпильки крепления трапеции. Это сильно облегчает снятие трапеции в комплектации с кондеем.

Так же трапеция удачно смазывалась летом 2023-го года.
Ещё до вытаскивания трапеции нужно обязательно выставить дворники в вертикальное положение! Делается это следующим образом: включается зажигание, включается второе положение подрулевого переключателя (НЕ первое, которое "прерывистая работа") и в момент вертикального положения дворников нужно успеть выключить зажигание. Не трогайте больше подрулевой! Переставите его в 1-ое (прерывистый) или в 0-ое (выключено) положение и дворники автоматом уйдут вниз даже при выключенном зажигании!
Теперь длинной и мощной отвёрткой нужно разъединить шарнир оси левого дворника. Это обязательно! Трапеция более-менее снимается в том положении, когда правый дворник стоит вертикально, левый — горизонтально (для этого и разъединяли шарнир), а вся трапеция вместе с редуктором находиться в положении "все дворники в верхнем положении".
Что бы добраться до нижнего (третьего) болта крепления трапеции не нужно снимать кронштейн расширительного бачка, достаточно его загнуть руками как на фото.

Теперь аккуратно стяните (к моторному щиту) разъём редуктора с держателя (он там как на салазках), отогните его защёлку и разъедините разъём полностью.
И ещё. При снятии с правой шпильки (которая отпилена) крепления трапеции, оставьте на шпильке Т-образную металлическую втулку резинового демпфера. Т.е. снимайте ухо трапеции вместе с резинкой, но без втулки!
Вот теперь можно пытаться вытащить трапецию (открутили две гайки и болт). Описать те действия и весь мат — словами практически не возможно. В Тетрис играли? Вот, и тут похоже. Крутим-вертим… При этом сдвигаем трапецию к левому крылу. Но помним, что рядом лобовое стекло, и оно не должно треснуть!
И вот трапеция снята! Сразу открутил гайку оси редуктора и малой тяги.

А вот и сломанный шарнир.

У него отломился удерживающий кольцевой бурт (нашёл его потом в виде отдельного сломанного колечка) и шарнир выпал из тяги.

Вот этот бурт на исправном шарнире.

В сломанном шарнире было полнО смазки, двигался он туго, но не заклинил. Видимо, усталость пластика от времени.
Снял редуктор BOSCH с трапеции.


Очистил его ось от старой смазки и смазал новой.
Сравнил отверстия на малых тягах новой (слева) и старой (справа) трапециях — они одинаковые! Конус 8х9мм. Только у СтартВольта толщина металла меньше.

Пытаюсь прикрутить редуктор BOSCH к новой трапеции… Что-то не так… Болты как-то странно закручиваются…
Выяснил. Редуктор задевает за корпус трапеции. ;(

Открутил редуктор и молотком подрихтовал (загнул) проблемный участок. После этого редуктор установился нормально.

Теперь ещё один важный момент. Калибровка нижнего положения дворников. Для этого:
1. Подключаем редуктор без трапеции к кузовному разъёму.
2. Включаем зажигание.
3. Включаем первый прерывистый режим.
4. Ждём, когда отработает полный цикл и в паузе выключаем дворники (0-ое положение подрулевого) и затем выключаем зажигание.
Прикручиваем редуктор к корпусу трапеции. Малую тягу трапеции накидываем на конусную ось редуктора со шлицами и выставляем её в одну линию с длинной тягой трапеции! Очень точно выставляем!


Удерживайте малую и большую тяги в одной линии и чуть затяните гайку (чтобы ось не нарезала глубокие шлицы в отверстии тяги для возможности дальнейшей регулировки). Подключите трапецию в сборе и проверьте на прерывистом режиме, что в паузе (нижнее положение дворников) тяги опять встают в одну линию!
Получилось? Тогда отключаем трапецию от разъёма, хорошо (с силой!) удерживаем малую тягу и окончательно с максимально силой затягиваем гайку редуктора (окончательно продавливаем новые шлицы в отверстии тяги). Проверяем ещё раз работу трапеции, подключив её к разъёму. Всё, больше это соединение не трогаем никогда!
Если вы ошибётесь в калибровке нижнего положения дворников, то они будут работать со следующим глюком: доходят до низа, потом чуть (величина зависит от ошибки калибровки — неточность выставления прямой линии двух тяг) подпрыгивают вверх и лишь потом останавливаются.
Потом очень долгая и геморройная сборка в обратной последовательности. Нужно опять выставить трапецию в положение, как и при снятии: вся трапеция в положении "дворники вверх", тяга левой оси разъединена и левая ось в положении "дворник внизу".
Обратно трапеция залезала очень не охотно. В конце-концов я всё-таки нашёл положение и она встала на все три точки крепления. Не забудьте, что правое крепление ставится на шпильку (обрезанную), когда Т-образная металлическая втулка ужЕ отдельно на шпильке и на неё надевается резиновый демпфер правого крепления. Потом очень долго пытался защёлкнуть обратно шарнир левой оси. Шарнир новый, на улице +1…+3С, пластмасса шарнира дубовая и место не удобное. Все руки изломал, еле защёлкнул. Всё намного бы облегчилось, если бы использовал струбцину с зевом не менее 50мм. Так что имейте этот инструмент ввиду при ремонте в этом узле.

Левое крепление трапеции.

Пока трапеция с редуктором была снята, вычистил там всё от грязи, промыл, и в два слоя залил антикором от Керри.
Не торопясь собрал жабо. Сейчас дворники работают "как с завода". Тихо и чётко. Опасение вызывает ресурс новой трапеции, т.к. в ней втулки из неизвестного металла и отсутствуют сальники из резиновых колец.
Старая трапеция имела дикий люфт на осях обоих дворников. Из-за этого работала шумно, с ударами. Резинки дворников меняли своё положение в зависимости от хода (вверх-вниз) и это выражалось в виде дребезга по стеклу. Осевым выкручивание поводков это лечилось плохо.






Комментарии 9
переделал в свое время на подшипники. вечность гарантирована. блок управления перенес с двигателю. сделал на мопах, теперь просадка на двигателе не более 50мВ от напряжения АКБ.
Ничего не понял. Видимо, ты записью ошибся.
А латуневые втулки на трапеции реально поменять, че то с сегодняшними ценами и качеством запчастей, нужно заводские детали беречь.
Есть размеры самодельных. Старые вполне можно выпрессовать и запрессовать новые.
Спасибо, за информацию, надо будет заняться этим вопросом.
SoftFelix
Есть размеры самодельных. Старые вполне можно выпрессовать и запрессовать новые.
Это размеры под 10 трапецию, приоры первых выпусков. Потом идут с толстым штоком на 12мм. Втулки подходят от стартера классики на 12мм
tsdmitry87
А латуневые втулки на трапеции реально поменять, че то с сегодняшними ценами и качеством запчастей, нужно заводские детали беречь.
Есть размеры самодельных. Старые вполне можно выпрессовать и запрессовать новые.
tsdmitry87
А латуневые втулки на трапеции реально поменять, че то с сегодняшними ценами и качеством запчастей, нужно заводские детали беречь.
Есть размеры самодельных. Старые вполне можно выпрессовать и запрессовать новые.
Как всегда всё подробно и детально👍, как вспомню эту процедуру, жесть, я у себя раза 3 снимал трапеции с промежутком года 3 и самое интересное, я каждый раз вытаскивал по разному, короче полная импровизация, раз так вытащил, другой раз пришлось всю трапецию распрегать, может и сам себе работы добавил, но делал сам, психуя и проклиная, будь они не ладны кто это придумал))