Всем доброго дня!
Вообщем возник на работе спор по смене масла — надо промывать или не надо… И на этой волне решил с вами поделиться cтарой статьей из журнала "За Рулем". Кто не знает тому будет интересно, кто знает тот молодец.
Смена масла: промывание желудка
К вопросу «как, чем и зачем мыть?» тут же добавляется более глобальный: как правильно менять? Многие полагают – просто слить и залить. Их оппоненты уверены, что это прямой путь к ускоренной смерти мотора и что промывка при смене масла обязательна.
ЕСТЬ ВАРИАНТЫ
Вариантов, как поменять масло, довольно много. Самый простой и дешевый – слить или откачать старое и залить свежее. Более сложный и дорогой способ – применить специальное промывочное масло. Продаются разнообразные пяти-десятиминутные составы, так называемые короткие промывки. Их рекомендуют заливать непосредственно перед сменой масла и крутить мотор пять-десять минут на минимальных оборотах холостого хода. А еще есть препараты, условно называемые «двухсоткилометровыми» или длинными. Их советуют залить за недельку и покататься с ними те самые 200 км.
Какой же вариант лучше? Мы проверили все, нюансы теории и методики испытаний изложены во врезках. Сравнивали не препараты разных производителей, а технологии – их набралось пять.
Для начала действуем по принципу «слил-залил»: мотор прогреваем до рабочей температуры, потом останавливаем и сливаем горячее масло в течение 10 минут; одновременно меняем фильтр.
Следующий эксперимент сложнее. После слива мотор пустили, дав минуту покрутиться всухую, – и из него вылилось еще немного грязной жижи. Далее – смотри пункт первый.
Очередные опыты: используем по два разных промывочных масла («ЛУКОЙЛ» и «АВРО»), затем две короткие промывки («Хай-Гир» и «Ауто Доктор»), а потом пару длинных – «Супротек» (не путать с присадками!) и немецкий «Ликви Моли». Итоги свели в таблицу.

Если в поработавшем масле нет грязи, значит, оно не работало вообще!
САМОЧУВСТВИЕ ПОСЛЕ БАНИ
Процедура «слил-залил» заметно ухудшила параметры свежего масла. Его ресурс явно сократится. Насколько – не скажем, но в нашем случае состояние нового масла по щелочному и кислотному числам было примерно таким, каким мы его наблюдали в экспертизах после пары тысяч километров пробега. А вязкость увеличилась: «спасибо» густым остаткам…
Продувка двигателя пуском на минимальных оборотах холостого хода перед заливкой свежей порции ситуацию улучшила, но не сильно. Да, грязное масло выдавится из каналов, но на стенках и в скрытых полостях все равно останется.
Теперь – промывочные масла. После слива отработки и заливки промывочного продукта мотору каждый раз давали поработать 20 минут, затем – слив и заправка свежим маслом. Ухудшение по щелочному и кислотному числам стало меньше. Вязкость из-за остатков промывки в моторе чуть упала, но на дальнейшую эксплуатацию это не повлияет. Масса отложений заметно снизилась, однако до полной очистки еще далеко. А вот содержание металлических примесей уменьшилось значительно.
Очередь коротких промывок. Их влили до слива старого масла, при этом двигатель был полностью прогрет. Потом его погоняли 10 минут на минимальных оборотах холостого хода. Анализ остаточных загрязнений свежего масла и весовой анализ контрольных элементов выявили очень приличную эффективность этих составов. Но полного слива все-таки не удалось добиться, а свежее масло стало чуть менее вязким.
После вскрытия в поддоне обнаружили небольшие фрагменты отложений, очевидно снятых со стенок моющими компонентами. Это означает, что промывка эффективно отслаивает отложения, но не растворяет их. А если они закупорят каналы, то жди задира подшипников!
Пришел черед длинных промывок. С ними накрутили аналог 200 км пробега в разных нагрузочных режимах. Вязкость при этом снизилась, но в разумных пределах. После заезда вскрыли, посмотрели… Кусков «породы», которые наблюдали ранее, в поддоне не было – растворились! Это большой плюс. Качество свежего масла после использования длинных промывок ухудшилось незначительно.

МЫТЬ ИЛИ САМА ОТВАЛИТСЯ?
Тем, кого с самого начала интересовало только одно – мыть или не мыть, излагаем свое мнение.
Мотор необязательно мыть тому, кто:
– применяет хорошее масло и меняет его согласно «букварику» автомобиля без существенного перепробега. Остатки такого масла, по нашему опыту, еще вполне живучи и пакостей не наделают.
Мотор желательно мыть тому, кто:
– переходит на более высокий класс (например, с минералки на синтетику). В таблице показано, насколько просел индекс вязкости – главное украшение синтетики – после контакта с остатками старого масла;
– допускает существенный перепробег сверх требуемого срока замены;
– выявил или предполагает факт перегрева или резкого увеличения угара;
– использует масло непонятного происхождения (например, когда покупает машину на вторичном рынке).
Каким способом промывки лучше воспользоваться? См. Наши советы в конце статьи.
ГЕРОНТОЛОГИЯ МАСЛА
Моторное масло не только смазывает, оно еще и удаляет из мотора продукты износа, минеральные частицы пыли, следы неполного сгорания топлива. Поэтому грязь в масле – это нормально.
По мере наработки масла изменяются его основные показатели. Вязкость, от которой зависит способность масла формировать слои, разделяющие рабочие поверхности, будет расти. Щелочное число падает: срабатываются моющие присадки. А кислотное число растет: оно отражает накопление в масле продуктов его окисления. Диспергирующая способность (по ней судят, как масло удерживает загрязнения) с увеличением наработки снижается. Когда какой-то из этих параметров выходит за пределы заданных, масло становится некоей жижей. (О том, какое масло сколько служит, мы рассказывали в ЗР, 2010, № 11; 2012, № 12.)
Понятно, что эту жижу надо сливать. Но сольется она далеко не вся – остаток затаится в скрытых полостях, на стенках двигателя и т. п. Величина остатка зависит от свойств отработанного масла, конструкции двигателя, температуры масла перед сливом. До 15–20% старого масла перемешивается при смене со свежим, ухудшая его начальные характеристики. Более того, при работе масла в двигателе формируются отложения. Высокотемпературные отложения – это лаки, оседающие в области поршневых колец на боковой поверхности поршня. А низкотемпературные найдутся в поддоне, в смазочных каналах, на деталях механизма газораспределения. При смене порции масла их необходимо убрать по максимуму и – внимание! – не навредить при этом мотору: смытые отложения способны наглухо закупорить каналы масляной системы.
МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА
Все варианты промывки проверяли с одним и тем же специально заготовленным загрязняющим маслом, содержащим точно известные пропорции всякой бяки – от металлических продуктов износа до гудроноподобных фракций. Каждый раз после замены оценивали остаточное количество отложений, взвешивая изначально загрязненные контрольные элементы – приемный грибок масляного насоса и сеточки маслоотделителей в клапанной крышке. Наличие металлических продуктов износа определяла атомно-абсорбционная спектрометрия. Заодно оценивали, растворяются ли отложения в масле или отваливаются кусками.
Процедура испытаний для каждого типа промывки одна и та же. Сначала мотор определенное время крутится на грязном масле. Вместо масляного фильтра ставится пустая «банка» без фильтрующего элемента. После этого мотор вскрывают, взвешивают весовые элементы. Затем двигатель тщательно моют во вскрытом состоянии. Так делается трижды, чтобы накопить статистику и усреднить результаты. Эти данные, средние по трем циклам загрязнений, берутся как база для каждого начального цикла промывки. Масса загрязнений после того или иного варианта «банных процедур» будет характеризовать его эффективность. Заодно оцениваем количество металлических продуктов износа и изменение основных физико-химических показателей масла. По итогам всех замеров делаем вывод об эффективности испытанных методик замены масла.
НАШИ СОВЕТЫ
Если все-таки решили промыть мотор, сначала оцените состояние старого масла с помощью капельной пробы (ЗР, 2013, № 3). Если оно еще живое, стоит применить длинную промывку. Но после пробега 200 км и слива отработки советуем «прополоскать» мотор промывочным маслом, а лучше – половинной порцией того продукта, с которым собираетесь ездить дальше.
А если масло полностью убито? Используйте короткую промывку, потом удалите остатки двукратной заливкой промывочного масла, а затем половинной заливкой свежего, на котором предстоит ездить. Длинные промывки тут использовать опасно: а ну как на убитом масле мотор не сдюжит 200 км? Желательно дать двигателю поработать после этой экзекуции на холостом ходу, чтобы посмотреть, все ли нормально. Если комки грязи, снятые промывками, все же забьют масляные каналы, то двигатель без нагрузки хотя бы не помрет. Через час-полтора холостого хода закупорка обычно проявляется падением давления.
До 15–20% старого масла перемешивается при смене со свежим, ухудшая его начальные характеристики.
Михаил Колодочкин, профессор Санкт-Петербургского Политехнического Университета Александр Шабанов.
Статья журнал ЗР





Комментарии 38
Промывать ДВС промывками советуют только сервисмены — им работа нужна.
В Тойота сервис рекомендуется промывать ДВС только при переходе с одной основы на другую или когда не знаешь, что было залито. Делается это этапами:
1) Полностью сливается старое масло,
2) Заливается на мин уровень щупа то масло, которое будет использовано,
3) Запускается ДВС, на холостых без нагрузок даем поработать минут 15-20,
4) Сливаем это масло,
5) Повторяем с п.2 до п.4,
6) Заливаем новое масло выше средней точки щупа, но не выше максимальной.
7) Катаемся на машине (желательно без больших нагрузок на ДВС) до 5-6 тыс. км,
8) Далее меняем масло стандартно – без промывок.
Дорого? Возможно! Машина вообще дорогое удовольствие.
Комментарий удалён
Вот долбаеб привязался-то! Не хочешь не читай. 20-80% х**** сидишь городишь. Это уже к статье не относится. Иди балаболь в другом месте
НЕТ, НЕ СТОИТ…лучше вовремя менять масло
я на ВАЗе когда ездил один раз с промывкой масло поменял, так потом капало из каждой щели:)
сделал вывод лучше не стоит промывать таким способом. Это касается в том числе и присадок. Про топливную систему так же думаю. Если перехожу на другое масло то: просто через 2-3 т.км поменять еще раз после смены, лучшего варианта не вижу!
А когда у меня девятка была я тоже промывал перед каждой сменой. У меня сейчас королла, я тоже промываю. У меня ничего не бежит. Ни в девятке ни тем более в королле. Как думаешь, что это может значить? Правильно — значит за машиной так следил что капает с каждой щели))
:) лучше не вспоминать сколько денег вваливал еженедельно… следил очень хорошо!
У всех разные понятия "следить очень хорошо"
Была ВАЗ 21083: каждую неделю отгонял в сервис на диагностику, т.к. очень много ездил по работе каждые 2-3 дня в новом городе. С собой возил всегда кучу запчастей(вплоть до запасного аккума) и запас все жидкостей. Движок не насиловал, максимум 3500, в пробках включал принудительное охлаждение не дожидаясь открытия термостата, бенз только хороший лил. запчасти ставил модифицированные от всяких "ноухау"
Почему у меня тогда ничего не "капало с каждой щели"?
я хз. вот у меня после промывки было…
какой год выпуска был у восьмерки твоей?
год постройки 2006, кузов отреставрирован, все новое было установлено кроме документов…, если бы знал сразу в кредит тойоту купил бы:)
Наверно в понедельник твою машину собирали, а мою в среду))
все может быть
Если заливаешь синтетику и меняешь на другую синтетику, то смысл промывки в чем заключаться будет? Синтетика уже изначально идет с моющим пакетом присадок.
А если не знаешь, что было залито, то залить синтетику и повторно заменить ее допустим через 1-2 т.км. Так все-таки, на мой скромный взгляд, для двигателя лучше будет.
Цена промывки 300р. А цена 4 литров масла тойота 2500р. Отдать 300р. или 5000р. допустим через 1-2 т.км за еще одну канистру + работа + 2 фильтра масляных есть разница?
Присадки моющие то есть только почему толку от них нет. Откуда отложения берутся? Масло не сможет смыть отложения для этого и есть средства, которые в статье указаны
По большей части причина больших отложений — несвоевременная замена масла, попросту масло уже "умерло" и использование низкосортных типов масел.
Приведу пример: в прошлом году отец купил Тойота Королла Спасио, двигатель 1NZ-FE, пробег 135 т.км (пробег подтверждается). Вариантов по выбору именно такого авто особо не было. Через пару месяцев вскрыл клапанную крышку, так там такие отложения были, что не описать словами. Решили посмотреть японскую сервисную книжку. Удивление было, что увидели интервал ТО по отметкам 25 т.км. Плюс тут в России полусинтетику заливали. Вот и отложения пошли. В этом году движке конец пришел. Заменили на контрактный.
О чем и речь. Ты ведь тоже машину не с салона купил. Что в нее до тебя заливали? Ты только знаешь то что тебе скажет продавец. Статью внимательно читал? :
"Пришел черед длинных промывок. С ними накрутили аналог 200 км пробега в разных нагрузочных режимах. Вязкость при этом снизилась, но в разумных пределах. После заезда вскрыли, посмотрели… Кусков «породы», которые наблюдали ранее, в поддоне не было – растворились! Это большой плюс. Качество свежего масла после использования длинных промывок ухудшилось незначительно."
На Спасио твоего отца если бы вовремя промывали двигатель не пришлось бы заказывать контрактный мотор.
К сожалению, состояние двигателя было запущено как предыдущими российскими владельцами, так и японским владельцем и промывка именно в данном нашем случае не помогла. Спустя год после использования синтетики начало размягчение шлама, но уже было поздно. Поэтому я и говорил (да и в статье это леймотивом идет), что качественное масло надо заливать и соблюдать интервал замены. Ну а на будущее для себя определил, что перед покупкой б/у авто следует вскрывать клапанную крышку и смотреть состояние. Многое становится понятно. У меня кстати под клапанной крышкой чисто было. На тему применения промывки нашел интересно видео
.
Mikha1989
Если заливаешь синтетику и меняешь на другую синтетику, то смысл промывки в чем заключаться будет? Синтетика уже изначально идет с моющим пакетом присадок.
А если не знаешь, что было залито, то залить синтетику и повторно заменить ее допустим через 1-2 т.км. Так все-таки, на мой скромный взгляд, для двигателя лучше будет.
Прочитайте пож-та статью. Там все написано в чем смысл!
Процедура «слил-залил» заметно ухудшила параметры свежего масла. Его ресурс явно сократится. Насколько – не скажем, но в нашем случае состояние нового масла по щелочному и кислотному числам было примерно таким, каким мы его наблюдали в экспертизах после пары тысяч километров пробега. А вязкость увеличилась: «спасибо» густым остаткам…
Продувка двигателя пуском на минимальных оборотах холостого хода перед заливкой свежей порции ситуацию улучшила, но не сильно. Да, грязное масло выдавится из каналов, но на стенках и в скрытых полостях все равно останется.
Теперь – промывочные масла. После слива отработки и заливки промывочного продукта мотору каждый раз давали поработать 20 минут, затем – слив и заправка свежим маслом. Ухудшение по щелочному и кислотному числам стало меньше. Вязкость из-за остатков промывки в моторе чуть упала, но на дальнейшую эксплуатацию это не повлияет. Масса отложений заметно снизилась, однако до полной очистки еще далеко. А вот содержание металлических примесей уменьшилось значительно.
и ниже: "Мотор необязательно мыть тому, кто:
– применяет хорошее масло и меняет его согласно «букварику» автомобиля без существенного перепробега. Остатки такого масла, по нашему опыту, еще вполне живучи и пакостей не наделают.
Мотор желательно мыть тому, кто:
– переходит на более высокий класс (например, с минералки на синтетику). В таблице показано, насколько просел индекс вязкости – главное украшение синтетики – после контакта с остатками старого масла;
– допускает существенный перепробег сверх требуемого срока замены;
– выявил или предполагает факт перегрева или резкого увеличения угара;
– использует масло непонятного происхождения (например, когда покупает машину на вторичном рынке)."
Если честно, лень читать))). Могу сказать одно, лично я ни когда не промываю. При промывке, часть промывочного масла останется в блоке, не думаю что это полезно для двигателя. Нужно просто менять вовремя масло и ни какое промывочное масло не понадобится. ИМХО.
Поддерживаю!
Yegorych59
Если честно, лень читать))). Могу сказать одно, лично я ни когда не промываю. При промывке, часть промывочного масла останется в блоке, не думаю что это полезно для двигателя. Нужно просто менять вовремя масло и ни какое промывочное масло не понадобится. ИМХО.
ИМХО оно и есть ИМХО.
Yegorych59
Если честно, лень читать))). Могу сказать одно, лично я ни когда не промываю. При промывке, часть промывочного масла останется в блоке, не думаю что это полезно для двигателя. Нужно просто менять вовремя масло и ни какое промывочное масло не понадобится. ИМХО.
"часть промывочного масла останется в блоке" — это будет сотая часть от общего объема и роли не сыграет. Ты написал как буд-то половина останется в блоке.
Дело хозяйское. Заливаю все время одно и тоже масло. Ни когда не промываю и не парюсь. Да по моему ни кто и не промывает, по крайней мере из королловодов))).
Это только по твоему)
Yegorych59
Если честно, лень читать))). Могу сказать одно, лично я ни когда не промываю. При промывке, часть промывочного масла останется в блоке, не думаю что это полезно для двигателя. Нужно просто менять вовремя масло и ни какое промывочное масло не понадобится. ИМХО.
Если лень читать статья не для тебя значит! Разводить демагогию не прочитав статью глупо.
Я демагогию не разводил, я высказал свое мнение. По статье я пробежался и ответ на твои вопросы есть в конце твоей статьи.
Ты сам написал лень читать. И не пробежись, а прочитай внимательно. У меня вопросов нет. Это ты высказываешь мнение не прочитав статью.
Из названия статьи все понятно, я высказал свое мнение.
Ладно, проехали, не злись.
Я не злюсь. В статье же четко все написано:
Процедура «слил-залил» заметно ухудшила параметры свежего масла. Его ресурс явно сократится. Насколько – не скажем, но в нашем случае состояние нового масла по щелочному и кислотному числам было примерно таким, каким мы его наблюдали в экспертизах после пары тысяч километров пробега. А вязкость увеличилась: «спасибо» густым остаткам…
Продувка двигателя пуском на минимальных оборотах холостого хода перед заливкой свежей порции ситуацию улучшила, но не сильно. Да, грязное масло выдавится из каналов, но на стенках и в скрытых полостях все равно останется.
Теперь – промывочные масла. После слива отработки и заливки промывочного продукта мотору каждый раз давали поработать 20 минут, затем – слив и заправка свежим маслом. Ухудшение по щелочному и кислотному числам стало меньше. Вязкость из-за остатков промывки в моторе чуть упала, но на дальнейшую эксплуатацию это не повлияет. Масса отложений заметно снизилась, однако до полной очистки еще далеко. А вот содержание металлических примесей уменьшилось значительно.
Yegorych59
Если честно, лень читать))). Могу сказать одно, лично я ни когда не промываю. При промывке, часть промывочного масла останется в блоке, не думаю что это полезно для двигателя. Нужно просто менять вовремя масло и ни какое промывочное масло не понадобится. ИМХО.
Согласен, промывка думаю больше навредит новому маслу, чем остатки предыдущего.
Чем навредит? Аргументы?
meteo35
Согласен, промывка думаю больше навредит новому маслу, чем остатки предыдущего.
Вы внимательно прочитали статью?
Процедура «слил-залил» заметно ухудшила параметры свежего масла. Его ресурс явно сократится. Насколько – не скажем, но в нашем случае состояние нового масла по щелочному и кислотному числам было примерно таким, каким мы его наблюдали в экспертизах после пары тысяч километров пробега. А вязкость увеличилась: «спасибо» густым остаткам…
Продувка двигателя пуском на минимальных оборотах холостого хода перед заливкой свежей порции ситуацию улучшила, но не сильно. Да, грязное масло выдавится из каналов, но на стенках и в скрытых полостях все равно останется.
Теперь – промывочные масла. После слива отработки и заливки промывочного продукта мотору каждый раз давали поработать 20 минут, затем – слив и заправка свежим маслом. Ухудшение по щелочному и кислотному числам стало меньше. Вязкость из-за остатков промывки в моторе чуть упала, но на дальнейшую эксплуатацию это не повлияет. Масса отложений заметно снизилась, однако до полной очистки еще далеко. А вот содержание металлических примесей уменьшилось значительно.
Но промывка — это минералка, а заливая синтетику, мы смешиваем ёё с остатками промывки. Со статьёй согласен, но МОЁ ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ — лучше не допускать перебега и не скакать с масла на масло. Хотя в статье рекомендуется промывать при увеличенном угаре масла. У меня на Кастроле 5*30 угара не было. Залив 5W30 SN TOYOTA из жести я получил угар 2 литра на 10 000 км. Сейчас перешёл на 5W30 TOYOTA из пластиковой канистры. Наблюдаю за угаром — за 2 000 км — примерно 5 мм ушло. При следующей замене попробую промыть, если угар возрастёт.
Согласен — лучше не допускать перепробега. Угар на родном тойотовском масле был у меня на королле 2008г. Пока не сменил его на другую вязкость. Про угар прочитай мой БЖ — там все написано — Двигатели серии ZR — www.drive2.ru/l/5360404/
Ок