Продолжение. Начало в Первой части.
Теперь поговорим об устройстве самих пигментов, и из чего складывается их многообразие.
Во-первых, существует два подхода, когда мы работаем с подложками (субстратом) — частицей пигмента.
Первый — использовать материал, который сам проявляет требуемый эффект — пигмент без субстрата.
Второй — использовать специальное покрытие на субстрате таким образом, что бы достичь желаемого эффекта. О пигментах на субстратах, покрытых оксидами металлов, мы и продолжим рассказ (Monolayer Pigment)

В процессе производства пигмента есть 3 ключевых параметра, которые можно варьировать: субстрат (материал подложки), различные варианты покрытия оксидом металла, и размер частицы субстрата.

Начнем с первого параметра — субстрата (подложки) пигмента.
Типы подложек, которые используются в наших пигментах:

Давайте поговорим о каждой из них.
1. Натуральная слюда / искуственная слюда. Производится в Германии, Японии и США. Для пигментов на основе слюды характерна высокая укрывающая способность. Применяется в сериях Iriodin ® (PCIxxx) и Pyrisma® (PCPxxx).

2. Оксид кремния. Производится в Германии и Японии. Используется в серии Colorstream® (PCCxxx). Кремниевые чешуйки позволяют создавать пигменты с эффектом перехода цвета — "хамелеона"

3. Оксид алюминия. Производится только в Японии, применяется в серии Xirallic® (PCXxxx). Этот субстрат позволяет создавать эффекты невероятной яркости и искристости.

4. Боросиликатное стекло. Производится в Европе, используется для пигментов серии Miraval® (PCMxxx). Пигменты на стекле популярны за их прозрачность и невероятный блеск

5. В дополнение к вышеперечисленным подложкам, используются хлороксид висмута (Biflair®) – единственный пигмент без субстрата, и алюминий (Meoxal®, PCMxxxx). Чешуйки алюминевого субстрата покрыты оксидом металла, что придает им глубокий и насыщенный блеск.
Теперь рассмотрим следующий параметр — варианты покрытия субстрата оксидами металлов.
Под электронным микроскопом частица пигмента оксид металла — слюда — оксид металла выглядит так. Стрелочки показывают одновременно отражение, преломление и прохождение света через частицу пигмента, что и создает игру света


Как уже говорилось, одна часть света отражается от поверхности пигмента. Отраженный свет варьирует цвет от серебристого, желтого, красного, синего и зеленого. Остальная часть света проходит через слой диоксида титана и привносит дополняющий цвет в отраженный. Наш глаз воспринимает отраженный свет, но что мы в действительности видим — это отраженный + дополняющий цвет, в зависимости от цвета фона под слоем пигмента.


На черном фоне интерферентные пигменты могут раскрываться всеми цветами радуги.

Цвет пигмента определяется толщиной оксида металла на поверхности субстрата. Благодаря явлению интерференции цвета, можно получить пигменты всех цветов радуги.

Ну и в последнюю очередь, но не последний по значимости, третий параметр — размер частицы субстрата.
Если раньше мы показали значимость покрытия оксидом металла для достижения определенного цвета, то размер частицы имеет принципиальное значение для достижения определенных эффектов.
Как иллюстрация — стеклянные шарики разного размера. С уменьшением размера, рассеивание света увеличивается – растет укрывающая способность.


Тот же принцип применим и к нашим перламутровым пигментам: чем мельче частица, тем выше рассеивание, т.к. с увеличением числа частиц растет количество граней, которые рассеивают свет. Производители, как правило, предлагают широкий ассортимент пигментов, варьирующих размер от очень маленького (5-25 мкм) до крупного (100-200 мкм). Чем мельче размер частицы, тем более "шелковистым" будет эффект. Чем крупнее частица, тем более искристым и блестящим будет эффект.
Для примера возьмем 2 косметических пигмента серии Colorona®.
На фото они выглядят почти одинаково, касательно размера частицы. Но это не так.

Если нанести оба на плоскость, то в случае с более мелким (левым)мы получим матовую поверхность, поглощающую отражения, а в случае с более крупным (справа) — увидим ярко выраженный эффект блесток.

Сферой применения левого варианта пигмента может быть пудра или тональный крем, а в случае правого, например, тени для глаз с блестящим эффектом… Вариантов использования — огромное количество!
Вот еще один наглядный пример внешнего вида покрытия в зависимости от размера частицы:

Основные сферы применения пигментов:
Автомобильные краски, промышленные покрытия, печать, безопасность, косметика, пластики, пищевая промышленность и фармакология

Вот еще пример промышленного применения пигментов в ТНП — водно-дисперсионных красках для помещений и наружных работ:

Так что, как мы видим, пигменты вокруг нас и глубоко вашли в нашу жизнь. Однако применение их в нашей отрасли еще пока немного отстает от прогресса в виду определенных ограничений, которые до недавнего времени накладывало отсутствие глянцевых покрытий для жидкой резины. Теперь, когда есть лаки, можно в полной мере пользоваться всеми возможностями, которые предоставляют эффект-пигменты, для индивидуализации автомобилей и предметов, создания уникальных и необычных проектов!
Выражаю признательность представительству компании Merck за помощь в подготовке материала.
В следующей публикации я уделю основное внимание практической стороне работы с пигментами.
С уважением,
Александр.


