Введение .Вот и подошло время коснутся вопросов по дополнительному оборудованию и в частности проблем безопасности )) . Большинство материала здесь выложенное было так или иначе выстрадано мною лично в молодости, поэтому прошу Вас не судить строго, я бы и не коснулся бы данной сферы деятельности если бы не увидел. нечто, и понял, что с тех времен практически ничего не изменилось …кроме увеличения стоимости и самих устройств и работы . )) Кроме того, заранее прошу прощения за большой объем текста, но тут иначе не получится, элементы старых установок, предистории отношений производителей и собственно самой установки как процесса нужны для осмысления вопроса а нужно ли, и если нужно то каким образом все же проводить процесс .
Итак сегодня мы поговорим о таком виде деятельности как установка сигнализаций на автомобили. Надо отметить что проблем криптоустойчивости самого сигнала, оценки моделей по этому критерию мы касаться не будем, отчасти от того, что Ваш покорный слуга, взращенный на специалистах по электронике в еще советских "ящиках" и подкормленный информацией с "черных " сайтов ( когда- то выбирал что и как ставить), слабо верит в какую либо защиту установленную таким, можно сказать серийным образом и с помощью таких средств )) История угнанного в течении получаса "заряженного" по полной ( с космосом и удаленками )) БМВ генерального одного из Московских ОД на спор, которая думаю знакома людям находящемся в "теме" в далекие 2000 ые в свое время показала безперспективность каких либо гарантий по этому вопросу )) .
Однако, если серьезным людям противопоставить нечего(мои соболезнования японцам и корейцам в особенности, где и на штатном уровне оригинальной фирменной защиты дела стоят мягко говоря .не очень ), то отпугнуть плохо подготовленных людей с .низкими моральными принципами и с низким IQ одновременно)) вполне возможно, плюс к тому, что некоторые дополнительные функции реализуемые через сигнализацию существенно дешевле автомобиля с подобной встроенной комплектацией .
Ну что ж, с чего начать ?)) Прежде всего с ответа автовладельцев, которые хотят ее поставить, на вопрос :"Что Вы, собственно, хотите от сигнализации?" Давайте подумаем, как часто не четко поставленная задача на проведение какой либо работы в сервисе приводила к прямо противоположному результату и по времени и по денежным затратам ?
Почему этот вопрос важен при обсуждении установки дополнительного оборудования ? Именно в этой сфере деятельности крайне сложно, что либо исправить, переделать за кем то другим или добиться адекватной работы от изделия без такой переделки . Работая по теме, попал на материал по установке сигнализации так сказать собственными руками .
"
Выдержка из него …
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
"Также большим минусом является тот факт, что при неполадках, в случае покупки АС в одном месте, а установки в другом, эти 2 «места» будут перекидывать стрелки друг на друга, в итоге придётся либо смириться, либо отказаться от сигналки, либо всё-таки лезть самому и разбираться."
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Надо сказать, что такая ситуация отнюдь не редкость, ведь «единых норм « установки автосигнализаций не существует, разные установщики соревнуются чаще в скорости установки, чем в продуманности самого процесса и совместимости в последующим, например, со штатными процессами по обслуживанию автомобиля . Со своей стороны могу сказать, что времени тратиться очень много, если начинаешь учитывать все аспекты, а большинство владельцев ставит с минимумом функций и подешевле . Вот в основном для таких я хочу написать, как это бывает .подешевле . ))
1.Выбор сигнализации дело не простое .
Прежде всего надо понять одну простую истину противоугонный комплекс не может выполнять эффективно свои функции если собственно … комплексом не является . Говоря другим языком, нельзя на основе даже самой навороченной сигнализации с массой скрытых удаленных блокировок и GSM модулей обеспечить приемлимую безопасность против специалистов "среднего " уровня ( обсуждаем только две категории "среднюю" и "низкую", безопасность против "высокой" категории, которой касался ранее, можно обеспечить только прямым, постоянным наблюдением, я надеюсь Вы это понимаете)) . Допустим, что по каким то причинам у Вас нет возможности хранить машину на охраняемой стоянке (хотя ночная стоянка сама по себе не является абсолютным лидером по "угоняемости" авто, гораздо страшнее подземные паркинги супермаркетов как не странно )), и у Вас должна осуществляться какая то минимальная защита такого автомобиля .Как избежать «образцово показательных « взломов (азиаты тут впереди планеты всей)) которыми «пестрит» Интернет с доступом к штатному оборудованию «прищепкой» и «горячим» прописыванием ключа. ?
Очевидно, если мы хотим защитить авто дополнительной системой, то придется создавать сложную архитектуру защиты призванную — нет … не защитить), а вызвать внезапную (т.е не диагностируемую до начала процесса) усталость угонщика и мысли о нецелесообразности своих дальнейших действий в таких условиях жесткого цейтнота времени .
Нужно, также, отдавать отчет себе в том, что век сигнализаций с фиксированным кодом уже давно завершился, ну не надо, дорогие мои, ДО ТАКОЙ степени экономить, для его взлома хватает устройства размером со спичечный коробок и интеллектом тамагочи )), т.е. говоря иначе полноценную защиту от электронного взлома обеспечивает только диалоговый код с индивидуальными ключами шифрования. И здесь есть второй «подводный камень» — имя производителя, которое часто используют не чистоплотные продавцы магазинов дополнительного оборудования .Мне тут вспоминается клиент который в молодости привозил сигнализацию от Pandora (модельный ряд RX) и был очень удивлен, что оказывается как и ранние модели Старлайна (StarLine-Twage) она легко взламывается примитивным код –граббером . Ну это же Пандора !Да, она одна из первых перешла на диалоговый код, но это не значит, что она не производила и дешевых моделей сигнализаций .
К этому ряду «не обсуждаемых « мною моделей относятся Шерхан, шериф, томагавк, «звериные» марки ))- аллигатор, мангуст, леопард, «рефлексные» -KGB, Собр и так можно долго перечислять, все их объединяет «вкусная» цена и красивая упаковка .
Установку каких же сигнализаций мы будем обсуждать сейчас ?Это следующие бренды:
Pandora серий DeLuxe, DXL
Magnum
Magic Systems
Starline
Prizrak
Сталкер
И премиальное ответвление .
Pandora DXL 4910L и StarLine M96 L.
Может взять самую дорогую сигнализацию, с GSM версией и большинством дополнительных функций, с датчиками, безпроводными блокировками и успокоится ?) Не совсем так . Хочу, в качестве примера., коснуться .»модной GSM версии или различных спутниковых маячков которые активно рекомендуют к установке во многих организациях, на самом деле просто заглушить ее (и разом дезавуировать по сути все вместе взятые системы FDDMA сотовой связи, призванные бороться как раз с интерференцией, т.е. наложением волн дроблением частот и времени для каждого передатчика ) может ЛЮБОЙ не подготовленный человек который, просто врубит многочастотную «глушилку» .

Конечно существуют организации которые постоянно мониторят сигнал с такого передатчика и местоположение самого автомобиля, и разумеется пропажа сигнала вызовет подозрение, но и такое полноценное обслуживание стоит не мало . Обычный же владелец, думает, что если он хорошо запрячет такой « маячок»то уж свою машину ПОСЛЕ он точно отследит …Такие мысли вызывают только улыбку, особенно если учесть, что данное устройство входит в «стандартный комплект угонщика» и включено по умолчанию даже в местах разборок . Более того, протокол защиты сотовой сети А5/3(2002 года) не является абсолютной защитой и при работе специалиста «высокого класса» легко взламывается (и соответственно имитируется сигнал ) с помощью соответствующей аппаратуры .
Что же можно сказать по брендам сигнализаций в настоящей момент? По существу сейчас активно интегрированы в рынок только две марки как с вменяемой технической поддержкой (а это, поверьте, важно ), так и с необходимыми характеристиками. Речь идет о сигнализациях Пандора и Старлайн, у первой несомненный плюс это практически 100 процентная гарантия, меняют без вопросов при возникновении не исправностей, у второго не менее весомый плюс -цена . Казалось бы вполне уместно ожидать и разделение рынка на приблизительно сопоставимые доли по продажам, но послушаем установщиков по этому вопросу (цитирую сообщение наиболее точно отражающее текущее положение ).
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Длительное время ставил ПАНДОРЫ, пока у StarLine не появилось ДИАЛОГОВЫХ систем. И ставил их не меньше, чем на тот момент НЕЗАЩИЩЕННЫХ от граббера StarLine, а может и больше. Но это были П-2000, 2100, 2500, 3000, 3500. А дальше (когда Калуга увлеклась СУПЕР-ПУПЕРом) все УПЕРЛОСЬ В ЦЕННИК. Ну не готовы в регионах и особенно в малых городках и поселках (где угон — РЕДКОСТЬ, а о том, кто такие барсеточники знают только из новостей) ПЛАТИТЬ БОЛЬШЕ 10000р за сигнализацию с установкой.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Как Вы понимаете, это было старое высказывание, но оно по прежнему актуально даже для свежих моделей )), потому, что добавить, собственно и нечего.
И там, и там достойное заводское производство, с качественными линиями ( как раз дешевое производство раньше очень хорошо было видно на конструктивных элементах платы блока управления дешевых систем ), но есть ли разница ? Ведь более дешевый, как утверждает StarLine не значит хуже, а руководство настолько уверено в своем детище, что официально предлагает всем специалистам в области исследования криптостойкости долгосрочный контракт на сумму 5 000 000 рублей в случае взлома динамического кода . В самом деле в каждой такой системе используется индивидуальный ключ шифрования и длина ключа целых 128 бит, для простоты понимания вариативности надо сказать, что на простой подбор супер мощным компьтером числовой комбинации не хватит жизни это точно)) .
Понимаю, что здесь можно оказаться между «Сцилой и Харибдой» )) и у той и у той марки приверженцев достаточно, поэтому буду опираться только на свой давний опыт работы с ними (с тех пор как отошел от установки доп .оборудования))
Для начала, в пику излучаемого оптимизма владельцев Стар Лайн, хотелось бы вспомнить историю вопроса первых шагов ныне супер популярной сигнализации с печальной судьбы владельцев довольно распространенной в свое время StarLine ( А61 .(первая по коммуникации с телефоном )Когда никто и не пытался взламывать защищенный радиоканал, просто в попытке создать максимально компактный вариант(что очень удобно установщикам, вспомните ценники с 5ю звездочками в Эльдорадо и заботливых «консультантов» ) с встроенными реле блокировки и автозапуска, пришлось вынести модуль согласования кода ключей в …антенный модуль ))

. и достаточно злоумышленнику было проникнуть внутрь и подменить на свой, »домашний» и он оказывался уже в .своей машине )) .) А сколько недочетов поменьше (хотя они успешно использовались знающими ) было пока завершилось взросление данной системы ? .
Конкретно описываемый пример, я отчетливо помню, когда в молодости, ставя вот такой экземпляр пытался спрятать этот антенный модуль и усидеть на «двух стульях « пытаясь решить проблему и с дальностью связи и с доступностью самой антенны . Понимаю, что сейчас такие уязвимости уже закрыли на более продвинутых 90 –ых версиях, но, как говорится, горечь осталась.
Время шло, появились последовательно 91, 93,94 –ые с финальной 96 ой системой, развивалась и Пандора (Сталкер же потерял лидирующие позиции ), однако всегда прослеживалась определенная тенденция -большое количество действительно интересных и даже уникальных, в своем роде, решений разрабатывается инженерами Пандоры и только спустя 2-3 года появлялось на других .Я бы упомянул еще то, что ( в настоящее время особенно актуально) если возникает вопрос о дистанционном запуске, то вменяемый встроенный в сигнализацию бесключевой обходчик иммобилайзера есть только у этих двух марок .
Производители Pandora, StarLine интегрировали технологии Pandora CLONE, StarLine iKey в базовый блок новых моделей сигнализаций. В этом случае нет необходимости в дополнительных устройствах — все включено в базовый блок. Автосигнализация обучается с вашего ключа и больше не требует его присутствия в авто. Штатный иммобилайзер обходится только в момент запуска, в автомобиле не присутствуют ключи и транспондеры. Переведу .Никаких черных коробочек подключенных к штатной катушке считывания, вечных глюков системы опознавания ключей и их количества .Понятно, что теперь и угонщикам нужен прямой доступ к блоку сигнализации что бы решить вопрос обхода иммо, это важно об этом чуть позже …Интересной особенностью одного бренда от другого (Пандоры от Стар Лайн) была также специфичность периферийных модулей (датчики, реле блокировок и т.д.) и универсальность второго, яркий пример того, что не стоит пытаться внедрять только свои удаленные конструктивные элементы ( даже если это и сказывается на качестве и защищенности) если это приведет к значительному увеличению в цене .О совместимости некоторых компонентов хочется сказать особо, довольно часто при установке таких элементов возникала масса проблем у установщиков, то не согласовывалась сразу, либо, что гораздо хуже проблемы проявлялись уже во время эксплуатации владельцем .В частности можно вспомнить, например блок управления стеклоподъемниками или замками капота на старой сигнализации .

Даже вполне рутинная о операция по регулированию зон объемных датчиков( а своих эта фирма не делала)проходила не всегда гладко, а уж на согласование протоколы работы замков по шине CAN в то время приходилось тратить очень не мало времени, да и гарантия трудилась по полной .Но даже при таком «раскладе» сигнализации под данной маркой пользовалась популярностью ( хорошая проработка криптоустойчивости кода с многократным запросом и сравнением с эталоном чувствовалась даже по задержке ответного сигнала при постановке сигнализации) . В настоящее же время, надо сказать, ситуация изменилась коренным образом, Стар Лайн ощутимо подтянулся по оснащению и при этом умудрился остаться в том же ценовом сегменте (респект петроградцам и менджменту производства ), а Пандора при всей своей технологичности и новых решениях умчалась в «облачные дали» неприлично превысив цену, по статистике установочных контор и специалистов, на каждые 70 -80 Старлайнов, ставится всего лишь одна Пандора.
Если говорить о необходимости установки сигнализации как таковой, то казалось бы, по крайней мере немецких производителей это касаться не должно, ведь там противоугонная система постоянно совершенствуется, многократный запрос между блоками невозможность прямой подстановки и распознавание (и блокирование) нескольких транспондеров и можно успокоиться ? Отнюдь)). На свежие автомобили устанавливаются штатные сигнализации 4, 5-ых поколений, которые якобы не взламываются по утверждению продавцов . По агентурным данным, братушки -болгары уже создали волшебный ящик который легко «шьет» ключи и, по крайней мере, 4 –ое поколение 2015 -17 год берет уверенно), сдерживает же от «массового применения» слишком высокая стоимость этого замечательного устройства и .низкий спрос самих марок )) . Но даже в этом случаю, следует помнить, что если же на автомобиле стоит система бесключевого доступа, то заинтересованные в «отъеме транспортного средства» у законного владельца могут податься искусу легкой операции и воспользоваться обычной «удочкой « (удаленным ретранслятором –удлинителем сигнала ключевого транспондера ) -дешево и сердито .
Так зачем тогда владельцы все таки ставят доп.оборудование ? Если не учитывать предписания страховых компаний, а только взяв личностные мотивы, то по наблюдениям, чаще всего владельцы ставят из соображений — » доп. сигналку подешевле что бы только отпугнуть вандалов и недовольных, да завести ( по модному ) .по телефону удаленно, исключая зимний долбеж скребками по стеклам автомобиля (комфорт тоже мощный стимул) .Можно, в ответ, сказать, что автопроизводители такую возможность (сесть в теплый автмобиль) тоже предоставляют, но в гораздо более безопасном варианте автономного котла -отопителя, однако в штатной комплектации, это значительно дороже и имеет свои особенности (об этом обязательно поговорим в следующий раз )) « .Лидер известен -Старлайн и если уделить внимание факту его доминирования на рынке сигнализаций, то надо сказать, что перевес в его сторону заключается не только в дешевизне сравнимого комплекта (хотя фактор важный безусловно), но и в удобности установки такого комплекта, и этого вопросы мы коснемся более тщательно .
2.Простота установки .
Из всех просмотренных по установке руководств, руководство по установке Старлайн самое понятное и простое, включая цветность и соответствие .

Согласитесь, не нужно быть «семи пядей во лбу», что бы понять что здесь нарисовано, не хватает только анимации)) . А вот вопрос, работой с шиной CAN проработанный относительно каждой марки авто и можно просто зайти на сайт по конкретной марке и получить вот такую инструкцию с фото )).

Замечено, пробное подключение «навеской» с блокировками и датчиками « выполняется в среднем за 2-3 часа, и в целом понятно, что и сама установка с закладкой кабелей и закреплением блоков датчиков занимает меньше времени, чем на других сигнализациях . Т.е. вмешивается и хорошо проработанная логистика по установке в специализированных сервисах . В итоге общая стоимость установки выгодна и клиенту и сервису, а что еще надо ? Зависит от того, какой Вы смысл вкладываете в сигнализацию, если только в качестве .сигнализации )), то вполне подойдет, а если хотите подключить силовые цепи — реализовать автозапуск, сопровождение (турботаймер), реализацию дополнительных функций, например с помощью телематики (удаленное управление через GSM ) осуществлять управление котлом отопителем, вентилятором салона (в жаркий день ) или каким либо другим прибором который хотите активировать удаленно, или просто решите использовать силовые удаленные блокировки вот тут вмешивается еще один фактор .
3. Надежность исполнения силовых цепей .
Из просмотренных материалов я ни разу не видел обсуждение этого пункта среди установщиков, вроде считается априори, ты поставил, а что произойдет через три/четыре года это уже за пределом гарантийных обязательств . Почему это вопрос так важен ? Потому, что как выясняется, знакомство с элементарным законом Ома у многих установщиков проходило видимо в ознакомительном порядке)). Работая со штатными проводами в 2.5 мм 2 на силовых цепях 20 -40 А . посредством вот таких проводов

…и таких контактов .

Что бы Вы понимали как должен выглядеть правильный контакт прилагаю фото, обратите внимание на присутствие пружинного элемента и площадь контакта внутри между пластинами .


Последнее время у производителей автосигнализации наблюдается тенденция к компактному исполнению блоков управления, включая в их состав и силовые реле, прямо указывая в инструкциях по установке, о возможности прямого коммутирования цепей через них .

К сожалению далеко не все сигнализации используют такие качественные внутренние реле, и существует проблема перегревания силовых контактов на плате и проблем штатных электронных узлов связанных с ними . Напоминаю наиболее часто встречающая схема работы исполнительных реле -реле с нормально разомкнутым контактом, что бы исключить отключение блокировок путем обесточивания .например просверливания акб через подкрылок (как отключались ранее не автономные сирены )) Да подумаешь, ерунда скажите Вы, какое то время такое реле на таких проводах действительно проработает, но только не долго, и самое главное диагностика работы автомобильных систем сканером чаще всего, никак не будет связывать это с сигнализацией . Ну и самое интересное происходит потом, когда поверх такой замечательной установки накладывается «Н-ное количество» слоев изоленты, как будто наматывая сие можно защитить от взлома саму систему, на самом деле, наоборот, облегчая угонщику понимание расположение ее компонентов . Изначально, идея организации установки самих реле в блоке управления сигнализации заключалась именно в скрытии блокировок и усложнении доступа к ним . .Как понимаете помимо того, что все эти « композиции», подобные этой, только на жгутах .

со временем могут вызывать проблемы в работе (например перегрев в случае исполнительных реле), кроме этого по такой «упакованной косе» выйти на блоку управления выйти совсем не сложно .Тут мы касаемся психологического аспекта буквального у каждого установщика, ибо «каждый охотник желает знать, где сидит фазан « поэтому, на всякий случай мы сначала .примериваемся, а вдруг .не получится и получается вот так …

Подключил «на проверку» все заработало ура ! А теперь как поступить ? Правильно -замотать то что видишь и засунуть в ближайшую доступную щель все это великолепие )) За всю мою практику, будучи диагностом, при работе с электрическими компонентами автомобиля примерно в 95 % случаев сигнализация так и ставилась, разумеется такая постановка между нами говоря, ну никак не тянет на те деньги которые за нее берут . По сути не о какой тайне, скрытой установке или наоборот установке с упором на дальнейшее нормальное обслуживание (да -да, обшивки иногда приходится снимать и переднюю панель целиком, скажем для замены радиатора печки ) тут не предвидится . Обычно проверка на профпригодность супер –установщиков у меня была такая, говоришь, что надо поставить систему максимально скрытно уверенно кивают, но как только ставишь вопрос о сдаче автомобиля со снятыми нижними обшивками, использованием исключительно штатной изоленты (или подобного качества) с правильным шагом намотки, штатных реле, предохранителей то подавляющее количество оптимистов попросту начинало «сдуваться» . Это ж надо отработать по их же разрекламированных ценникам буквально каждую копейку, а с учетом качественной прокладки жгутов(вдоль штатных кабелей используя те же крепления ) и задействовать дополнительные детали, энтузиазм спадает на ноль )).
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
К сожалению лимит текста здесь не дает мне рассмотреть, как обычно, все аспекты которые хочу, продолжим в следующей части .
Карпов Денис



Комментарии 2
Хорошо написано. На свой автомобиль ставил сигнализацию 2 дня. Не торопясь, по штатным жгутам, красиво, скрытно. Потом ещё пять раз переделывал — то ещё одну плюшку захотелось, то рабочие плюшки работали не так как надо. А сколько раз подключал комп для настройки сиги, сколько программ гибкой логики было написано и переделано — сейчас и сосчитать не смогу. К слову Сигнализация Старлайн Е96 блютус и машина приора — машина и сига простые, без особых заморочек. Ну и опыт у меня 6 лет диагностом и 3 года периодической установки сигнализаций — то есть не совсем из жопы руки.
Это я к тому, что попросить меня поставить "как себе" даже за пять тыщ рублей сигу с автозапуском на незнакомый автомобиль — нафиг-нафиг. Я понимаю как Должна стоять сига, какие реле с какими контактами в штатных местах, проводка, крепление, пердохранители штатные — так чтоб ещё при блокировке ошибок не выдавало — особенно но новых тачках, где каждый чих отслеживается — нафиг-нафиг. А чтоб ещё автозапуск без ключа и жипиес, и чтоб ещё неугоняемая была совсем — ага, щас! Вообщем качественно делать можно, но только долго и дорого.
Вот поэтому больше и не ставлю — за три копейки надо всё, и чтоб в идеале. Так не бывает.
Приятно видеть единомышленника .Себе на древний пассат б3 ставил сигнализацию тоже сам, блок под заднее сидение (для удобстава доступа, сухо и контакты не гниют ), а сирену в заднее крыло все подключение через штатные отрезки жгутов с подключением 15 ой и 30 ой клеммы .)) Забавно было наблюдать как установщики пытались найти что либо либо около монтажного блока . Закостенелость мышления на лицо . Но Вы правы что бы поставить ТАК, надо время, пиво и хорошая компания, т.е. компенсация за несколько трудовых дней, это далеко не всем по средствам.