Недавно стал увлекаться историей Формулы 1. Прочел книжку о противостоянии Проста и Сенны, о жизни Шумахера, биографии Ники Лауды, Жиля Вильнева, Джеки Стюарта и многих других. Эти имена известны многим.
НО! "Некоторые гонщики оставляют намного больше воспоминаний о себе, чем своих достижений, и Дэвид Пэрли был несомненно таким человеком: примером личной храбрости, великим спортсменом и прекрасным гонщиком."
Дэвид Пэрли был офицером британской армии, одним из пилотов Формулы-1, лётчиком и просто настоящим человеком.

Дэвид Чарльз Пэрли родился 26 января 1945 года в Богнор-Реджис, Западный Сассекс.
После учебы в школе и колледже ушёл в армию, был офицером в составе элитного десантного подразделения, размещенного в Адене, Йемен, где однажды чудом выжил во время учебного прыжка из-за отказа парашюта. После провозглашения Йеменом независимости в 1967 году Дэвид вернулся в Великобританию, где в 1968 году начал заниматься автогонками на автомобилях AC Cobra.
В 1971 году перешел в Формулу-3, в том же году выиграл Гран-при Шимэ в Бельгии. В 1971-72 годах ещё дважды выигрывал Гран-при Шимэ.

В Формуле-1 Пэрли дебютировал на гран-при Монако 1973 года. Всего за рулём болидов Ф1 в сезонах 73-74 годов и позже, в 1977, он провёл 11 гонок, не набрав ни одного очка, однако запомнился всем без исключения болельщикам как пример потрясающей храбрости и самоотверженного поведения на трассе.
Во время ГП Голландии в Зандфоорте 29 июля 1973 года на восьмом круге разбился Роджер Вильямсон, проводящий всего вторую свою гонку в Ф1. Из-за поломки подвески его "Марч" ударился о рельс безопасности, ограждающий трассу, перевернулся и загорелся. Дэвид Пэрли, ехавший за ним, немедленно остановился и бросился на помощь. По сути, он был единственным, кто пытался спасти Вильямсона.
Гонка не была остановлена, хотя горящий болид Вильямсона лежал практически на трассе. Роджер был ещё жив и просил о помощи, слыша его, Пэрли бросился в огонь, пытаясь в одиночку перевернуть машину, в то время как двое или трое комиссаров трассы, также подошедших к месту аварии, держались на расстоянии. Через некоторое время нашли огнетушитель, и Пэрли снова был единственным, кто тушил пожар — у маршалов не было огнеупорных костюмов. Он пытался также остановить кого-то из гонщиков, чтобы те помогли ему, но никто больше не остановился. Говорят, они думали, что горит болид самого Пэрли, а он машет им просто в знак предупреждения.
Шокированные увиденным, зрители пытались также прийти на помощь, но их остановила полиция. Дэвида пришлось силой оттаскивать от машины Вильямсона, позже он рассказывал сквозь слёзы: "Я просто не мог перевернуть её. Я видел, что он был жив, и слышал его крик, но я не мог ничего сделать с машиной. Я пытался заставить людей помочь мне, и если бы я, возможно, перевернул автомобиль, он был бы в порядке, он мог бы быть с нами."
Спасти Вильямсона так и не удалось, он задохнулся в дыму в своей машине. Позже, когда прошёл первый шок и непосредственное горе отступило, Дэвид сказал: "Я вообще не думал о героизме и всякой другой ерунде. Я просто делал то, что естественно для натренированного солдата, который видит человека в беде."
Ян Филиппс, журналист и друг: "Пэрли действительно разговаривал с ним. Дэвид пытался перевернуть его и рассказывал мне впоследствии, как Роджер говорил ему: "Ради Бога, Дэвид, достань меня отсюда", — а он не мог вытащить его. Обстоятельства были просто ужасны."
Позже Дэвид Пэрли был удостоен британской Королевской медали Святого Георга, второй по важности (высшей является Георгиевский крест) медали, которой может быть когда-либо награждено за храбрость гражданское лицо.
То, что он стал так известен после той гонки в Зандфоорте, его скорее огорчало, Пэрли искренне не видел подвига в своих действиях и предпочитал бы прославиться как гонщик.
Дэвид Пэрли:
"Что удивило меня, если хотите знать, — то, что никто из других гонщиков не остановился, чтобы помочь. Вся эта болтовня о "Пэрли, пытающемся спасти своего друга и так далее" — этого всего не было, Роджера я вообще почти не знал. То, что случилось, было просто рефлексом. В Адене, если кто-то видел горящий танк, он пытался помочь находящимся внутри людям, и в Зандфоорте было то же самое. Вопрос помощи человеку, нуждающемуся в ней."

На ГП Великобритании 1977 Дэвид Пэрли потерпел серьёзнейшую аварию. На скорости 173 км/ч он врезался в ограждение, испытав при этом перегрузки в 179,8g — и этот рекорд попал в книгу рекордов Гиннеса как случай наибольших перегрузок, при которых человеку удалось выжить. Как итог аварии — множественные переломы ног, таза и рёбер (всего 29 переломов), 3 вывиха и 6 остановок сердца.
Но спустя год, пережив множество операций, уже вернулся в гонки: в 1978 и 1979 годах участвовал в клубных гонках "Порше", а также в британской серии "Аврора". Очевидцы вспоминали, с каким восторгом его принимали зрители — хромавшего, передвигавшегося при помощи трости, потому что после той страшной аварии в Сильверстоуне одна его нога была более чем на 5 см короче другой, — а Дэвид, дружелюбно улыбаясь, помахивал им в ответ костылём)) Управление болидом причиняло ему явную боль, но, несмотря на это, какое-то время Пэрли ещё участвовал в гонках.
И после завершении карьеры гонщика Пэрли не мог отказаться от скорости. Он вернулся в авиаспорт, которым увлекался в юности, в начале 60х. И здесь удача отвернулась от него: Дэвид погиб, когда 2 июля 1985 года его самолёт упал в море недалеко от его родного Богнор-Реджис. "Brave Dave" получил слишком серьёзные раны, чтобы самостоятельно выбраться из тонущего самолёта. В тот момент в море не было лодок, и никто не смог прийти ему на помощь.
Ему было всего сорок.



Комментарии 6
молодец, врятли еще такие есть
герой!
Нынешние не той породы пошли. Вспомнить слова из интервью Росберга-младшего о том, что в 80е он не сел бы за руль, ибо опасно…
(Цитата):
Вопрос: Предположим, вы можете путешествовать во времени и выступать в Формуле 1 в любую эпоху: от 50-х до 90-х. Какой период вы бы выбрали и почему?
Нико Росберг: Наши дни. Или, если бы в начале 80-х были такие же стандарты безопасности, как сейчас, я бы отправился в те годы. Но тогда гонки были слишком опасными.
Ссылка: www.f1news.ru/interview/nrosberg/65813.shtml
Меж тем, его отец в 1982 году чемпионом стал… Удивительно, не правда ли?
Ф1 давным давно превратилась из спорта в шоу, увы…
а с другой стороны: это несомненно хорошо, что так высоко шагнули стандарты безопасности, сколько жизней и судеб они спасли
Безусловно, хорошо, никто же не спорит. Но прежние пилоты таки были куда самоотверженнее. Тогда вам и борьба колесо в колесо до последнего круга, все на чем Ф1 сделала имя было тогда.
Я не застал тех времен, посему судить не берусь, но Ф1 уже не торт. Впрочем, альтернативы все равно нет…
даааа, это реально героический поступок)))
Это образец настоящего мужика, я восхищаюсь этим человеком!