В интернете я как-то находил статью по этому поводу, но она мне не понравилась. теоретические VE + не бары а непонятные PSI… фу. Кто-то занимался переводом с американцев. а не писал под суровую реальность наших моторов. Так как я считаю, что умею это делать достаточно хорошо, постараюсь описать данный процесс.
ЭТАП 1
анализ мотора, на который хотим прикрутить турбокомпрессор.
Нужно узнать, сколько расходует двигатель воздуха.
либо теоретическим расчетом, либо тупо снять логи с мотора (подключить комп, запустить логер (например ICD), и записать данные)
Я записал логи своего стандартного двигателя ВАЗ 2112
Вот лог массового расхода воздуха двигателем, единицы измерения: Кг/ч.

переводим лог в новый файл для расчетов, я беру средние значения для каждой тысячи оборотов.

затем определяем какой уровень буста нас интересует.
например хотим дунуть 1 бар избытка.
это означает, что степень повышения давления будет 2
По школьной физике известно, что если сжать воздух в 2 раза, то его масса вырастет также в 2 раза, при условии что остальные параметры не изменились.
турбокомпрессор греет воздух, из-за КПД ниже 100% и из-за адиабатного сжатия воздуха. Но мы будем считать, что установленный интеркулер полностью остужает воздух до температуры до турбокомпрессора и что плотность воздуха не изменится
Поэтому для буста один бар мы умножаем массовый расход в 2 раза:

запомнили? синий график это атмосферное давление, красный график это буст 1 бар во всем диапазоне
от ХХ до отсечки.
ЭТАП 2
Теперь самое интересное. открываем, читаем турбокарты, соотносим возможности турбокомпрессора с расходом нашего двигателя.
самое интересное, что турбокарты разные производители приводят в разных единицах.
по вертикальной оси у всех находится один показатель: СТЕПЕНЬ ПОВЫШЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ.
а по горизонтали или объемный расход воздуха, или массовый расход воздуха, массовый бывает в разных величинах. Гаррет приводит в фунтах в минуту. а У нас принято килограмм в секунду.
у меня расчет расхода воздуха указан килограмм в час.
так как я приведу пример с Гарретом GT2860RS, вот его турбокарта

важное замечание, тут показана турбокарта компрессорного колеса турбокомпрессора. турбинную часть пока не трогаем.
чтобы занести в нее показатели расхода воздуха нашего двигателя, переведем их в фунты в минуту.
Конвертация по такому правилу: 1lb/min=27.21554кг/час
получаем вот такую таблицу нашего двигателя:

Дальше данные красного графика равного бусту 1 бар заносим на турбокарту указывая обороты двигателя отдельными точками 1 это 1000, 2 это 2000 и так далее.

это самый важный рисунок.
Наш двигатель нанесен красным цветом, он лежит горизонтально, потому что было условие что весь график соответствует бусту 1 бар, а избыток 1 бар это степень повышения давления 2 (1бар атмосферное давление, и 1 бар избыток)
поэтому весь красный график лежит на уровне 2
точки по оборотам расставлены согласно расхода воздуха. который мы вычислили ранее.
как видим по графику в рабочую зону компрессора
попадают обороты выше 3500. Это означает, что нужный нам буст 1 бар мы получим с гарретом 2860 на оборотах 3500 и выше. это первый важный вывод.
второе, по турбокарте мы не достигли даже середины (где компрессор работает с наибольшей эффективностью) это значит, что наш двигатель с этим турбокомпрессором имеет БОЛЬШОЙ потенциал для увеличения мощности.
у нас на 1 баре получилось массовый расход 18,4 фунта в минуту, а турбина может дать 35 фунтов в минуту, это крайняя правая часть графика турбокарты.
у нас получилось примерно чуть меньше 200 л.с.
а турбина по заявлению гаррет может дать 360 л.с.
чтобы их выжать, нужно запилить головку, закинуть в нее валы, поставить правильный ресивер, можно даже увеличить рабочий объем. то есть сделать все то, что увеличит пропускную способность двигателя даже без буста. (с бустом будет пропорционально выше)
если правильнее рисовать наш мотор на турбокарту. надо посмотреть, куда могут попасть по турбокарте более низкие обороты чем 4000.
поиск на меньшем давлении для 3000 показал, что буст там есть 0,25 бар. но более низкие обороты никакого буста не дают. совершенно никак не попадают в турбокарту, расход воздуха слишком мал, а это значит, что воздуха не хватит вывести турбокомпрессор в зону рабочих оборотов.
вот что получилось:

после 3х тысяч оборотов резкий выход на буст.
те же цифры буста для тех же оборотов
на скорректированном графике расхода воздуха двигателя по оборотам в сравнении со стандартом:

как-то так чтоле…

Комментарии 86
Имею двигатель v8 4.4, расход воздуха 820кг/ч(30 lb/min) планирую дуть 0.6-0.7 бар, исходя из расчётов думаю мне подойдут два гаррет gt2052 ( би турбо)
Как вы считаете, правильный ли выбор турбин ?
не хватит
все это х****, поставил, настроился, вваливаешь, з******, снял, продал, поставил турбу побольше
.ВСЁ!
Согласен. Но дешевле самому во всё вникнуть и понять для себя что хочешь получить в итоге. А потом уже строить корч или настраивать новую турбу. Не все захотят вникать настолько во всё это. Благо есть люди, которым можно заплатив — узнать что будет. И опять-таки выходит в бабки всё.
>По школьной физике известно, что если сжать воздух в 2 раза, то его масса вырастет также в 2 раза, при условии что остальные параметры не изменились.
Поправлю: от степени сжатия зависит плотность, а не масса. Сколько 1 килограммам воздуха не сжимай в банке, его там больше не станет.
Вопрос, как соотнеси обороты двигателя с турбокртой? Как расчитать координаты их нанесения на карту?
А если стоит втек?
Не совсем сростил как высчитать расход воздуха двигателя.
записать логи работы двигателя. там в т.ч. будет расход воздуха.
Нет такого в логах. и стоит мап сенсор
о какой машине речь? кинь ilkari@ya.ru что и чем ты смотришь.
даже если показатель не называется прямо mass flow rate его можно найти. обычно в иномарках он указан в граммах в секунду. ищи g/s
Nissan Skyline ECR33, от стока почти ничего не осталось. Мозг AEM S1. С мозга логи соответственно.
кинь мне в почту логи. думаю я их осилю. скайл старый по мафу работает. там обязан быть мрв.
в настройках программы проверь список данных для лога. может просто мрв не пишется из за настроек.
Может быть, я ж говорю не сток. В логах не все пишится только определенные нужные мне параметры, каналы ограничены. Маф убран стоит МАП, машина 500 л.с. Сейчас еще гляну по выходным параметрам.
В личку кинул фотку возможности записи параметров.
в таком случае если и есть МРВ — только расчетный. как у нас на турботазах. нужен состав смеси по ШДК и импульс впрыска в мс. такие данные полюбому есть. зная статику форсов легко высчитать МРВ.
Есть конечно. Лямбда понятное дело широкополосная. Ток не понял причем сустав смеси. Он у меня на холостых 17 и уходит в прочерки, с целью экономии. На бусте 2.2 10.8 11.0. Турбина GTX3076R. Надувает где то с 3.800. Импульсы могу скинуть таблицу. И как рассчитать?
у меня время 5 утра. кинь мне в почту лог. я посчитаю.
DoNotDream
Есть конечно. Лямбда понятное дело широкополосная. Ток не понял причем сустав смеси. Он у меня на холостых 17 и уходит в прочерки, с целью экономии. На бусте 2.2 10.8 11.0. Турбина GTX3076R. Надувает где то с 3.800. Импульсы могу скинуть таблицу. И как рассчитать?
завтра.
ок
ilkari
записать логи работы двигателя. там в т.ч. будет расход воздуха.
а если нет возможности писать логи, то как быть?
Сейчас подбираю турбину для змз 406 исходя из ваших графиков, делаю вывод, что у меня турбина будет раздуваться чуть ранее, объём 2,3л… значит где то ~2300) т.к. я хочу дуть 0.5 бара… я правильно понимаю?
конечно раньше. примерно пропорционально рабочему объему
ну выходит что ваш 1 бар на 1.6 по расходу равен моим 0.5 бара на 2.3))
Кстати, а чем лог записывали ? ) (какая софтварина ?)
написано же ICD
Благодарю, не заметил.
А ведь турбинной части есть турбокарты или что-то в этом роде? Напиши про них, пожалуйста!)
И как правильно называется компрессорная карта по английски много вариантов перепробовал — не нашёл. На IHI нужны.
Шляпа недавно видео записал про турбины, ощущение что твою статью пересказал)
www.squirrelpf.com/turbocalc/
спасибо за инфу, всё просто и понятно, хочу бустануть свои 944, поставить аэтоновскии суперчарджер м112, позже сделать твинчарджет с турбиной. Всё вкупе с водно/метаноловой инъекцией. Теперь буду изучать пропускную способность своего двигателя, спасибо огромное. У меня в движеке компрессия 9.5/1, если каленвал, поршня и шатуны никто не менял до меня, должны быть кованые. Думаю на супечарджере задуть 15 пси, как думаешь не стуканёт?
ну там же 2 клапана на цилиндр и свеча с краю камеры сгорания. многовато для такого сток мотора 1 бар.
хотя если 98 бенз и воднометанол то должно работать. просто нужна очень грамотная настройка
да, я думаю прикупить полностью отдельную систему для двигателя, но пока не решил, есть 2 компании, что чипуют мой ECU и вроде дают возможность контролировать всё, но не думаю что они учитывают твинчарджинг. ещё хочу, чтоб было переключение режимов, не думаю что мой DME(ECU) на это способен, пока изучаю, да ещё метанол, но там свой блок управления, вот такую систему хочу.
www.aquamist-direct.com/8…hfs3-v3-pwm-valve-system/
Кстати задумался почитав твой блог, у меня голова идентичная с 16 клапанами, только надо будет менять и поршни, но даёт прирост 30 лошадок. Может надо поохотится за 16 клапанами.
Пока что думаю поставить суперчарджер с электромагнитной муфтой, чтоб отключать если что. Тоже задумался что может и не нужен такой большой суперчарджер, если в будущем турбину ставить, вот такой систему думаю сделать.
www.cubiccapacity.com/wp-…i-twincharger-450x408.jpg
пока что хочу, думаю, и учу мат.часть.
1 в списке покупок нештяков, это конвертация машины из AFM в MAF сенсор. И плазменная сварка, варить машину и всё остальное.
16 клапанов рулят. подумай серьезно.
по впрыску воднометанола — аквамист это хорошо.
и по чарджеру. муфта я считаю обязательна.
а вот твинчардж схему не рекомендую — сложная. только для отъявленных любителей секса с железом.
На самом деле, возможно ситуация с хондой не настолько неправильная как кажется. Там в стоке довольно высокая СЖ, и для этой СЖ 0,4 бара будет не сильным, но заметным попомером приростом, без особых внесений корректировок в конструктив.
Но я полностью согласен с автором — это все как то бессмысленно раз, и два, все это, при плохом бензе, высокой забортной темп, неудачном включении повышенной передачи при полном газе и отсутствии откатов по детонации, может закончится печально на стоковой шатунно-поршневой .
А за статью — спасибо, все описано понятно.
Кстати, по выпускам и впускам — на самом деле волновые явления и для турбы и для атмо одинаковы. При этом чем длинее выпуск — тем выше по оборотам приход, а не наоборот. Рассчитывается исходя из скорости звука, соответственно чем дальше от ГБЦ зона разряжения — тем дольше "откат разряжения" будет идти обратно, тем на более высоких оборотах — приход.
А по теоретическому расчету массового расхода воздуха есть информация?
Есть. У меня в бортовике посмотри…
Здравствуйте, посоветуйте, пожалуйста, турбину. Двигатель хонда h22a, 2.2, дуть планирую 0.3 макс 0.4 избытка в сток, впуск-выпуск, трасса — не сильный тюн, околосток. хотелось бы что б спулилась в районе 3000. Авто на каждый день, для покатушек по городу.
оно того не стоит =)
почему?
а какой смысл дуть 0.3-0.4 бара? ты ничего не получишь с этого, даже прироста мощности как такового не будет… вот для размышления — www.ebay.com/itm/HONDA-PR…sh=item27d9a34997&vxp=mtr
Так это говняный китайски кит)), большая лотерея)
Мурыгин Дмитрий (Mura) на вопрос сколько я сниму с двигателя при наддуве 0.4 избытка ответил "300 сил при хорошем раскладе, 260 при среднем", считаю, что для бюдэетного варианта это неплохо очень.
www.r2racing.ru/tuned_by_…bo-water-intercooled.html — пол бара — 309 сил с 2 литров
www.r2racing.ru/predlozhe…-na-r18-civic8gencrv.html
0.4 — 0.5 бара 200-215 сил с 1.8 литрапри штатных 145 (при чем эконом вариант)
r2racing, пожалуй, самая авторитеная контора в России по тюну Хонд.
Думаю, Встречал еще много примеров 0.4 наддува. Так что, думаю (и не я один), что смысл есть))
Я тебе пример подкинул, цена какая и что переделывать =) Надо нормально двиг делать, чтобы 1кг дуть, а 0.3-0.4 бара это херня. Лучше откапиталить двиг, больше пользы и толку будет =) Делай как хочешь, а просто пищу для размышлений дал
Просто, что б дуть больше, нужны соответсвующие вложения, коих сейчас себе позволить не могу. Только поэтому хочу дунуть в сток. Потом подкоплю денег — дуну больше) На все сразу не хватает. Но тем не менее приход от 0.4 бара есть и я не как не могу согласиться с формулировкой "ты ничего не получишь с этого, даже прироста мощности как такового не будет…"
Но за пищу для размышлений спасибо.
хочу расчитать для бмв730
есть турбокиты, дорого стоят =)
как подобрать две турбины на двигатель?
зачем тебе?
хм, если собираемся дунуть 1,5 и турба borg warner efr 6258?
а со скольки будет раздуваться td04l?
ну 3500 полнй буст
а начало ну ~0.25?
Нужная инфа, собираюсь скоро турбу ставить, спасибо =)
если совсем маленькая турба — буст будет падать.
а так да. низовой городской мотор.
Привет, прочитал всю статью и остался один вопрос, у меня лежит gt1544s думаю попробовать себе поставить (1.5 8v) но судя по турбокарте она после 4 — 5к выходит за пределы карты, что будет происходить на практике?!
p.s. В догадках должен получится низовой городской двс с небольшим надувом порядка 0,5…
Может подскажешь. Подкаинь варианты компрессоров для V8 6.2, если не сложно.
Интересно а почему турбокарты на одну турбину разные ?
www.turbo-garage.com.ua/i…p?category=garrett&part=1
скорее там разные модификации…
на хх 11 это норм. при закрытом дросселе.
а у меня на полном газе график снят.
если хочешь проверить. на 4й передаче с 1000 оборотов нажми полный газ и посмотри сколько будет воздуха
Ааа, понял, спасибо
у меня БК показывает расход воздуха при 1000 оборотах 11кг/ч, а у тебя судя по графику 50…что делаю неправильно?)
Спасибо, хорошая статья)
Интересный диалог у вас тут, заинтересовали теперь меня турбомоторами, спасибо) Буду следить и дальше за новостями)
раздувалось бы оборотов на 200 раньше. не более того.
момент пропорционален уровню буста. надо просто меньше дуть.
блин какой твинскрол спутал… ihi обычная с обычной горячей частью…
мне просто не нравится, что высоковато крутится… со стоковым ресом крутился бы меньше нет?
ещё… не в курсе сколько момента держит стандартная коробка?
кому как повезет с коробкой. ну и ударные нагрузки.
вообще у меня срезало 3ю передачу даже на сток сцеплении буксующем при 1,4бар.
но это был 18й ряд. слабый. зато и мотор всего лишь полторашка.
я надеюсь что хотябы 1,4 бар сток ряд выдержит. мне больше и не потребуется.
может даже и 1 бар хватит. просто валы пихнуть и крутить повыше. при том же моменте на маховике снять больше лошадей.
Demis-Rustos
блин какой твинскрол спутал… ihi обычная с обычной горячей частью…
мне просто не нравится, что высоковато крутится… со стоковым ресом крутился бы меньше нет?
ещё… не в курсе сколько момента держит стандартная коробка?
со сток ресивером будет крутиться наверху НАМНОГО хуже.
это то же самое что и сравнить мотор STI и мотор EVO.
за счет кривого выхлопа и кривого впуска STI всегда хуже раздувается и выдает всегда меньше мощности.
я еще раз повторюсь, хочешь чтобы радувалось быстрее — улитку поменьше и все. альтернатив тут нет. при этом правильный рес и валики позволят снять приличную мощность.
то есть это единственный путь расширить диапазон работы турбомотора.
в общем спасибо за советы)
нет не так. если дудки короткие на турбе — раздувает позже. чуть чуть.
зато мощность на верху поднимает прилично.
почему не делают на тазы — делают, но немногие. и не афишируют в нете.
как бы массово еще не доросли.
Друг поставил на приору IHI 22 с ресивером vk.com/albums3220423?z=ph…272453759%2Fphotos3220423 и сток валами… крутится машина до 8300… Раздувается для твинскрол я считаю поздно… где то с 3500… если бы впуск был стоковым, то раздувался бы раньше получается? Но у него момента много черезчур… около 450 Нм… коробку ломает очень часто
как определил буст на 3-х тысячах?
ну строго говоря не на трех. я бы назвал 4тыс. и то далеко не факт!
крайним наилучшим вариантом является выход на буст 1бар как раз на границе помпажа компрессора.
на 3х тысячах для сток мотора это не возможно. находится ЗА линией.
по факту получится ли выйти на буст на 3500 или 4000 или 4500 или 5000 будет зависить от турбины. тут вступает в дело турбинное колесо и его улитка.
размером колеса обычно не играют, остается улитка турбины… собственно тут и будет играть его A/R…
более детальный расчет этих тонких моментов можно показать потом. а может и не показать… хз.
не…я не про полный буст, а вот про то что при 3 тыс будет 0,25 бара. Это вот как раз когда турбина раскручивается так ведь?
Вообще я уже в чем то разобрался) Далее… проанализировал с гарретом 20… до 3-х тыс уже выходит на полный буст…так ещё зона буста через зону максимальной эффективности турбины проходит… Мне кажется это лучше вариант, чем гаррет 28. Одним из первых задач ведь является время выхода на буст… Т.е… чем раньше раскучивается турбина тем лучше низы… Я не говорю про мощность в запредельных оборотах… в городском турбе мне это не нравится. Далее… если увеличить диаметры каналов впуска и выпуска, то исчезнет наддув на низах… так же и рессивер большой… так же и длинные пайпы и длинный коллектор… всё это отбирает низы… Если хочется мощности, то да…можно всё это делать. Я недавно начал подробное изучение турбы, поэтому если где не прав, поправь)
на каких именно оборотах будет 0,25 бар сказать очень трудно. более того, на разных передачах будут разные обороты. ибо начинает раздуваться медленно, а двигатель выкручивается на низших передачах очень быстро.
поэтому для меня не принципиально когда будет сколько то там немного баров.
важно когда выходит на рабочий буст.
когда раздувается на низах и проходит через зону макс эффективности компрессора это очень хорошо. мотор будет очень удобным и может даже экономичным в городе.
но отдача на самом верху будет пониже. чем с улиткой размером с ведро.
Вообще у тебя подход правильный. для города гоняться за огромной улиткой не слишком хорошо. много придется ездить в турбояме.
про диаметры на впуске и выпуске, большой ресивер и длинные патрубки.
это все так. НО не стоит на этом уж так сильно уделять внимание.
они влияют не так страшно, как сказано.
раздув на низах зависит не от ресивера и диаметра каналов. (они играют плюс-минус не много) а от размера улитки.
то есть по сравнению с важностью размера улитки объем банки, диаметр каналов ресивера и головки — все это ловля блох.
очень важны 2 вещи — фаза распредвалов и размер улитки. если поставишь валы 300 градусов, конечно раздуваться будет значительно хуже любая улитка.
ресивер можно и нужно ставить короткий с нормальным объемом.
посмотри турборесиверы на лансер эволюшен.
ничего общего с атмосферными валящими ресиверами не имеет. в плане длины.
ааа…
Смотри теперь… когда тока начали турбовать вазики ставили рессивери-трубки… понял о чем я? Теперь народ ставит побольше… но… как я читал, большой по объёму рес приводит к позднему наддуву… да? А ещё… короткие пайпы и короткий впуск… пайпы могут быть черезчур короткими? И впуск может ли быть черезчур коротким?
Твой приведенный пример расчета это ведь для абсолютно стокового движка… т.е стоковый рес, валы и т.д… но ведь ставишь рес и всё меняется… значит нужно снять параметры мотора в атмо варианте с ресом, получть график по расходу воздуха и дальше по той же схеме плясать да же? ещё… для атмо короткий впуск и выпуск — это высокие обороты, а для турбо наоборот… вот это для меня совершенно темный лес… для атмо понимаю…там волновые явления и всё такое… а для турбо как расчитывается… откуда берутся длины труб коллектора…
Инфы в инете вообще нет… в инете даже про атмо найти что либо тяжело
потому и говорю, посмотри ресиверы на лансер эволюшен. даже сток впуск на ниссан гтр или ниссан пульсар построены по другим рецептам. длина впуска там менее 200мм, что для атмы критически мало. правда на атме и фазы шире.)))
в турбе те же волновые процессы во впуске и выпуске происходят. просто давление в коллекторах выше.
ресиверы трубки — это вата из-за плохой продувки.
почему на вазиках такие ресиверы не делают как на эво? все делают обычные вертикальные ресиверы с длинными раннерами… и почему на турбе с дросселями на буст раньше выходит?
Так теперь смотри… на вазиках получается в стоке фазы валов большеваты, чтобы такой короткий впуск ставить?
Про волновые процессы… в турбе те же процессы происходят…но… на атмосфернике удлиняешь выпускные коллектора и становится больше низов и меньше верхов… а в турбе наоборот… там длинный выпускной коллектор будет раскручивать турбину позднее…значит позднее будет сдуваться и значит мощности будет больше… так ведь?
Офигенно!
выложите графики интересно.вообщем все посчитал, а как подобрать турбину теперь?
у меня получилось двиг 1.3(79*66, длинный шатун в 03 классико-блоке) турбина t3/t04b s(получается карта компрессора www.turbocharged.com/catalog/compmaps/fig6.html ) мощность 170 л.с на 7000.в облаке эффективности с 4800 до 6500, но к турбине написано что дает 300 лс и более.как посчитать раскрутит ли ее такой малообъемный двигатель?
Upd все вопрос снят.
www.not2fast.com/turbo/gl…&maxInjectorDutyCycle=100
сразу накладывает на турбокарту.идеал т3-40
там список улиток маленький. где ты Т3-40 найдешь?
да уж, вы правы.проще с гаретом 17 замутить.
проще всего с тд04л, от субару врх или от форестера. этих улиток дофига бушных везде
Урааа чувак ты крут, сколько читал не мог понять как правильно читаются турбо карты, и наконец понял. Кидай эту статью на все форумы и сайты, респект и уважуха, первый чел который простым языком все объяснил.
Вот только жаль что на больших оборотах пропускная способность ГБЦ гораздо хуже будет чем у тебя на графике)
копировать статью не вижу смысла, денег мне за это никто не заплатит )))
кто хочет, может почитать тут у меня.
Пропускную способность на высоких оборотах можно увеличить запилом ГБЦ и установкой распредвалов. кроме этого правильным ресивером.
Я могу скинуть данные по логам с моего турбомотора. очень отличаются от приведенных тут в лучшую сторону.
Все верно, главная задача при этой улитке, применительно к нашему малообьемному тазу, увеличить кол-во выпускных газов, работающих в отношении горячей крыльчатки. На малых и средних оборотах это достигается спецраспредвалами, увеличением обьема, оксидом, либо наддувом (компрессор или мелкая улитка). Кто как реализует — вопрос другой)
Давно ничего не писали. Интересно было читать. Пишите чаще;)
Клево! Матан!