Спустя неделю после второго этапа наша экспедиция вернулась к направлению, заданному на первом этапе, а именно к разгрому партизанской республики.
Небольшая историческая справка. В конце марта 1919 года Колчак ввёл в Иркутской и Енисейской губерниях военное положение. В это же время генерал-губернатором Енисейской губернии и особо уполномоченным по охране государственного порядка и общественного спокойствия в Енисейской губернии был назначен генерал-лейтенант Розанов Сергей Николаевич. Известен приказ генерала С. Н. Розанова от 27 марта 1919 года, который считается одним из свидетельств о белом терроре.
Начальникам военных отрядов, действующих в районе восстания:
1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдет, а достоверные сведения о наличии таковых имеются, — расстреливать каждого десятого.
2. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество, лошадей, повозки, хлеб и так далее отбирать в пользу казны. Примечание. Всё отобранное должно быть проведено приказом по отряду…
6. Среди населения брать заложников, в случае действия односельчан, направленного против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно.
Но по сути генерал довёл до населения политику военного положения и указания вышестоящего начальства. Генерал-лейтенант Сергей Розанов вошёл в советскую историографию как жестокий каратель, лично отдавший приказы о расстрелах заложников и сожжении деревень.
В начале 1919 года под Ачинском начал формироваться партизанский отряд. К марту отряд насчитывал уже порядка тысячи человек. Руководил отрядом Пётр Ефимович Щетинкин. В апреле 1919 года партизаны Щетинкина были окружены "белыми" войсками под командованием генерала Розанова, но с большими потерями смогли прорваться и отойти на соединение с армией Кравченко. Прорвав белый фронт у деревни Коробейниково и разбив несколько отрядов в районе Ужура, остатки отряда Щетинкина подошли к Балахте, где пустили слух, что идут на Минусинск. Но реально Щетинкин сходу форсировал Енисей, и не смотря на понесённые потери, повёл свой партизанский отряд к посёлку Кома и далее в Баджейскую тайгу, где успешно соединился с партизанами Кравченко. В объединённой партизанской армии Щетинкин стал начальником штаба.
Весной 1919 белогвардейские власти приняли серьезные меры для разгрома Степно-Баджейской партизанской республики. Они сконцентрировали на станции Заозерная, Камарчага и Клюквенная около 12 тысяч солдат и офицеров, при 25 орудиях и 50 пулеметах. Наступление протекало успешно, но с налёту взять Нарву, благодаря её удачному расположению среди гор, не смогли. Положение партизан усугублялось дефицитом боеприпасов. Это вынудило главный штаб издать приказ об эвакуации 14 июня 1919 госпиталя и всех учреждений вглубь тайги в направлении Минусинского уезда, а также отступить по всему фронту в том же направлении. Республика перестала существовать. На следующий день в Степной Баджей вошли войска Розанова. Через 20 километров на берегу реки Кирзы казаки настигли партизан. Те бросили обоз и бежали южнее. Партизаны потеряли порядка 250 ранеными и около 500 убитыми.
24 июня генерал-лейтенант Розанов объявил о разгроме партизан Степного Баджея и Тасеево и о бегстве их главарей, отменил свои мартовские распоряжения о расстреле заложников. 21 июня 1919 Верховный правитель А.В. Колчак издал указ, в соответствии с которым государственные земли, входящие в состав наделов крестьян селений Степно-Баджейской волости, изымались из их пользования. Крестьянам разрешалось только убрать урожай текущего года. Семьи, члены которых принимали участие в восстании или ушли с партизанами в Минусинский уезд, подлежали выселению. Реально военные власти поступили еще более сурово. Все население Степно-Баджейской волости, не ушедшее с партизанами, в 3 дня было выселено с мест проживания, а 20 селений и все заимки по реке Мана были полностью сожжены. В самом Степном Баджее остались только церковь, школа и почтовое отделение.
Степно-Баджейская республика просуществовала около полугода. Хотя она находилась вдали от Транссибирской магистрали, вдоль которой разворачивались основные военно-политические события периода Гражданской войны на востоке России, тем не менее она являлась заметным фактором, ослаблявшим колчаковский тыл и отвлекавшим вооружённые силы сибирской контрреволюции с главного, Восточного фронта. После разгрома Степно-Баджейской республики ушедшие в Минусинский уезд командиры и бойцы ее партизанской армии продолжили вооружённую борьбу с контрреволюцией и послужили основой для формирования Крестьянско-Рабочей армии Минусинского фронта под команд. А.Д. Кравченко и П.Е. Щетинкина.
В связи со значительной удалённостью исследуемых мест от города, также как и на первом этапе, старт был назначен сразу в селе Новосёлово у паромной переправы (N54.991723, E90.996859). Где-то в этом районе разбитая партизанская армия Щетинкина в апреле 1919 года форсировала Енисей, направляясь в Баджейскую республику. Вольные птицы, не обременённые семьёй и работой могли выдвинутся в этот район с пятницы и ночевать на живописном берегу "Красноярского моря" (после постройки красноярской ГЭС эта часть Енисея превратилась в водохранилище). Отстояв длинную медленную очередь на паром все участники экспедиции благополучно (в отличии от партизан) переправились на восточный берег Енисея.

Далее на нашем пути был Анашенский бор (N54.913323, E91.068393). Бор с высоты имеет форму, напоминающую кита. Даже специалисты не знают в чём причина такой вытянутой формы бора. Во всём районе преобладают светлохвойные деревья, а на этом участке иголки тёмные. Сосны ровные, стройные как на подбор. Да и корневая система не якорная как по стране, а поверхностная, хотя скальный грунт, который мог подстелить верхние слои почвы и помешать росту стержневого корня, отсутствует. Получилась красивая природная аномалия.
Следующим пунктом нашей экспедиции был Краснотуранск (N54.306327, E91.560289). Именно здесь был основан Абаканский острог, позже переименованный в село Абаканское. В 1827 году Абаканское стало волостным центром Минусинского уезда. В конце сентября 1919 года Манский партизанский полк под командованием В.И. Гусева подошёл к Абаканскому. К нему на помощь шли роты Ачинского и Тальского полков под командованием П.Е. Щетинкина. Перед превосходящими силами колчаковцы оставили Абаканское без боя и переправились через Енисей.
В 1933 году, село в связи с появлением города Абакана, центра Хакасской автономной области, было переименовано в Краснотуранск.
Но есть и другая версия этих событий. В подтверждение её на горе Унюк (N54.332531, E91.395107) российским казначейством воздвигнут небольшой мемориал в виде шестиметрового креста и валуна с надписью "Последний рубеж воинов адмирала А.В. Колчака". Считается, что с этой горы отступающие "белые" войска вместе с лошадьми прыгали в Енисей, чтобы сохранить жизнь и воинскую честь. Археологами здесь найдены остатки крупного сооружения оборонительного характера в виде весьма протяжённого глубокого рва и мощного земляного вала, защищающих большой по площади участок вершины горы.

Снизу монумент кажется маленьким. Не смотря на крутой склон к вершине накатана дорожка нежелающих идти пешком. Поехали мы.


За ним высоченный, аж дух захватывает, обрыв в Енисей. Я слабо себе представляю как можно от туда спрыгнуть и не разбиться.

Глядя на эту скромную надпись мне почему-то сразу вспомнилась другая "Они сражались за Родину".

Отдав должное монументу мы отправились к селу Шалоболино (N53.945335, E92.296448). Этот узловой пункт, связывавший лесостепную зону со степной дорогами в Минусинск, Паначёво до Тарбатских золотопромышленных приисков и рудников, Курагино до железорудных месторождений и Ирбинским железоделательным заводом, затем Саянским таёжным массивам. Для защиты Шалоболино было сосредоточено два батальона белогвардейских частей, карательные отряды, отряды милиции, казачьи части, бежавшие из Курагино, Пойлово, а также местный гарнизон. 27 сентября 1919 года партизанские отряды взяли Шалоболино, вытеснив "белых" в направлении сёл Абаканское и Идра. 29 сентября была предпринята неудачная попытка отбить у партизан село. Однако решительный бой произошёл здесь 3 октября 1919 года. Обе стороны тщательно готовились к нему. Длился он более восьми часов и закончился победой партизан.
Где-то по пути к Шалоболино, где дорога проходит почти по самому берегу Красноярского моря, по просьбе отдельных участников был сделан заезд на пляж.


Разгромив партизанские республики "белые" не успели закрепить свои успехи, так как положение дел на основном фронте требовало переброски туда сибирских частей. В тылу оставались в основном ненадёжные и мало боеспособные отряды.
Потерпевшая поражение армия Кравченко и Щетинкина прошла через хребты Саян: Кролский, Сисимский, Каспинский, Осиновский. На десятые сутки повстречали человеческое жильё. Несколько дней партизаны отдыхали близ Кошурниково. Затем переправились через реку Джебь и вышли к руднику "Ольховка" (сейчас Артемовск). Далее через сёла Дятлово и Шалоболино партизаны вышли на Курагино. Пройдя Курагино армия попыталась переправится через Тюбу, но была остановлена сотней под командованием Занина. По этому из Курагино партизанская армия двинулась к переправе у села Имисское, что на слиянии рек Кизир и Казыр. Там произошла встреча с посланцами партизан Кизирской республики. Далее через Каратуз армия отступала к Белоцарску (сейчас Кызыл), вбирая в себя новых бойцов. К вступлению в Урянхайский край партизанский отряд насчитывал уже более 4000 штыков. Белоцарск был занят партизанами 16 августа, а 13 сентября партизаны Кравченко уже взяли без боя спешно оставленный "белыми" Минусинск. Вторая половина сентября — это бои за освобождение правобережья Енисея от "белых": Городок, Шалоболино, Курагино, Курганчики, Краснотуранск.
Побывав в Шалоболино мы не могли не заехать на всемирно известный памятник истории и культуры "Шалоболинскую писаницу" (N53.886493, E92.174741). Писаница является самым крупным памятником древнейшего наскального творчества, находящимся в Красноярском крае. Писаница расположена в 35 километрах к западу от посёлка Курагино.

Шалоболинская писаница — явление планетарного характера, которое принадлежит всему миру и является уникальной галереей наскальных рисунков. Учёные утверждают, что человек появился в этих краях приблизительно в период неолита, возможно в пятом тысячелетии до нашей эры. По хронологическим рамкам рисунки относятся как раз к периоду от неолита до этнографической современности.


Данные наскальные творения являются некой машиной времени. Стоит лишь окунуться в наскальное творчество и можно увидеть, как жили люди шесть тысяч лет назад. Петроглифы на Шалоболинской писанице относятся к магическому, мифологическом, эстетическому и мемориальному предназначению.

Петроглифов реально много, но мы пошли смотреть их уже в вечерних сумерках и мой древний фотоаппарат категорически отказывался нормально фокусироваться при недостатке света. Большинство кадров не получились. Само место ни как не охраняется. Сюда приезжают группы исследователей, но на не продолжительное время. Всё остальное время место доступно всем желающим, в том числе и не обременённым культурой поведения. Следы их пребывания видны на скалах в виде брызгов интелекта глупых надписей краской. Когда мы уже спускались к предполагаемому месту стоянки нам навстречу поднималась нетрезвая компания на нескольких автомашинах. После себя они оставили непогашенный костёр и кучу мусора. Очень жаль, если в ближайшем будущем мировая культура потеряет это удивительное место.
На ночлег мы расположились в пустующем лагере исследователей. Прибрали, построили навес, разбили лагерь и шеф повар Алексей принялся готовить чудесный лагман. Как только собрались за стол начался сильный дождь и мы сгрудившись плотной компанией под навесом стояли вокруг стола. В тесноте, да не в обиде :-)

После завтрака мы выдвинулись к посёлку Курагино (N53.897501, E92.683426). Это очень старое поселение возникло ещё в 1626 году. Названо село в честь князя Тубинского улуса, который в 1709 году подписал акт присоединения к России и принял православие.

Один из автомобилей экспедиции прибыл на этап неисправным. Всю дорогу его двигатель безуспешно пытались починить. Но видимо "в утиль".

Из Курагино мы по следам партиза двинулись в Кошурниково (N54.303970, E93.396082). Небольшой посёлок интересен ещё тем, что от него уходит в горную тайгу малоприметная лесовозная дорожка, приводящая в красивейшие, хотя и дикие места.

Дорожка эта знавала и лучшие времена. Построена она была во время массовых вырубок Красноярской тайги. Но с тех времён товарный лес, расположенный в доступных местах уже вырублен, а прошедшее несколько лет назад нашествие шелкопряда добило его остатки на огромной площади. Сейчас тайга восстанавливается в основном за счёт своей тяжелодоступности для заготовительной техники, хотя следы современных вырубок виднеются тут и там.

Двигаясь по разбитой, местами до ужасного состояния, дороге (хорошо, что было сухо) мы прибыли к удивительному месту — Чинжебскому водопаду (N54.284814, E93.842677). Чинжебский водопад расположен на юго-западе Восточного Саяна на территории Курагинского района Красноярского края в 38 километрах от села Кошурниково на притоке Верхнего Чинжеба. Водопад ниспадает с высоты 30 метров, расширяясь до 8 метров по мере падения. Дно водопада каменистое, без ванны. Пик водосброса приходится на середину июня. Мы были в маловодное время, но всё равно красиво.


Отдохнув и пообедав организаторы экспедиции решили сделать эту точку последней на данном этапе. В виду того, что предстоял нелёгкий путь возвращения в Красноярск для неисправного автомобиля этап экспедиции было решено слегка укоротить. Подвели итоги и распрощались ещё на неделю. До города каждый добирался своим темпом. Не смотря на невысокую скорость движения я почему-то прибыл первым и был дома уже около полуночи.
Дорога по восточном берегу Енисея значительно хуже западного. Имеются очень длинные участки разбитой гравийки, а асфальтовое полотно зачастую узкое, извилистое с постоянно сплошной разметкой. На путь уже без остановки пролегал через село Щетинкино (N54.535819, E93444465). Село было основано во времена строительства железной дороги Абакан-Тайшет. Выбирая трассу главный инженер проекта учитывал именно переход партизанской армии Кравченко и Щетинкина, что в последствии закрепили в названиях станций.

Жаль только, что не посетили краеведческий музей в Степном Баджее (N55.204250, E93.748962). Село находится чуть в стороне от основной автомобильной трассы, а проезжали мы его уже вечером. При случае надо будет заехать. Трасса до Нарвы проходит через высокие перевалы. Не смотря на июль встречаются снега на склонах сопок. Дорога на этих перевалах вызывает прилив адреналина. С обоих сторон насыпи многометровые обрывы и ни каких ограждений. При этом полотно отсыпано скользким гравием и напоминает мелкую "стиральную доску". Машина в подъём из-за постоянной пробуксовки категорически не хочет набирать скорость (наверное тоже боится). Всё это ещё усугубляется видимостью всего в несколько метров из-за стоящей плотной пыли. Если у вас нет особой необходимости ехать именно этим путём — выберите западный берег.
На этом завершилось наше исследование партизанского движения времён гражданской войны на восточном берегу Енисея. Следующий этап пройдёт уже на западном берегу и Хакасии.