Как всегда, мопед не мой (:
За последнюю неделю олигархом я не стал, поэтому остаётся только помогать советом и знанием
Этот пост должен начинаться с аршинных букв красного цвета: это НЕ ЛиАЗ-677
При всём внешнем сходстве и определённой унификации — это совершенно другая машина, его несбывшийся "младший брат", созданный на Курганском автобусном заводе и так и не дошедший до серии.
Но обо всём по порядку.
Когда Андрей был маленький, с кудрявой головой — была у Андрея огромная пачка советских журналов "За рулём". И в одном из номеров от 73 года натыкается он на фотографию автобуса, который выглядел одновременно знакомым и странным…

В середине 60-х Курганский автобусный завод надеялся занять пустовавшую нишу автобуса для небольших городов, размером больше ПАЗика, но меньше будущего 677го ЛиАЗа. Так возник проект "Сибирь" — автобус, напоминавший 677-й ЛиАЗ, но короче него, а в отличие от "деревянного" и деревенского ПАЗика — с гидромеханической коробкой передач, пневмосистемой, с двигателем ЗИЛ и на мостах Raba — полноценный городской автобус, уже совсем не доярок возить (:
Путь в серию выдался нелёгким: с 1963 по 1977 годы было построено 9 опытных образцов разных серий, а для города Кургана завод изготовил пилотную партию из 20 автобусов. Однако, проект всё-таки был "зарезан": советские экономисты решили, что две похожих машины держать на конвейере — невыгодно, народному хозяйству нужно много простых и дешевых "коробочек" на грузовых шасси ГАЗ, ЗИЛ — не готов поставлять комплектующие ещё и КАвЗу, а повальный дефицит городских автобусов (так и не решённый к моменту распада СССР) можно закрыть увеличением выпуска больших 677х ЛиАЗов и импортом "Икарусов". На том о проекте позабыли, а построенные образцы, один за другим, канули в Лету, и в наши дни, казалось бы, считались утраченными…

Но одна машина всё-таки дошла до наших дней. В садоводстве "Синтез", что близ Кургана, на противоположном от города берегу реки Тобол, местные любители неожиданно нашли странный и удивительный сарай: в этом качестве там служил единственный построенный образец 1973 года, специально подготовленный для экспонирования на выставке "Автосервис-73" в Москве. Именно эта машина и мелькнула на фотографиях в "За рулём", и именно он — самый необычный, и естественно, уникальный во всех смыслах.
Родной завод оповестили о находке, но какого-либо интереса к ней на КАвЗе не проявили; московский музей ретро-велосипедов Мосгортранса, по слухам, согласился принять машину, если её кто-нибудь привезёт в Москву (здесь смайлик). Музей петербургского "Пассажиравтотранса" не смог "пробить" выкуп этой машины, так как автобусы этой модели не испытывались, и тем более, не эксплуатировалась в Ленинграде, а операция по спасению и эвакуации обошлась бы в очень и очень весомую сумму. В общем, шли годы, сарай занимал своё место в садах, а редкие разговоры о находке не имели под собой почвы — отдельные безумные умы даже предлагали не парить себе мозг и запилить реплику "Сибири" на основе 677го.
Тем временем, мальчик Андрей, по-прежнему с кудрявой головой, вырос. В двадцать с хорошим гаком лет он сидел тихонько в гостях у Дениса Дементьева, соавтора кучи книжек, включая серию "Автобусы пятилеток", и пил чай, а разговор как-то зашёл за курганскую "Сибирь". И тут выясняется: "Сибирь" вытянула свой счастливый билет. Сорок лет спустя именно этот "эталонный образец" был куплен московским коллекционером, который решил прособирать коллекцию разного рода автобусного эксклюзива. И главное — бывший сарай, будущий экспонат, держит свой путь на Москву, и прибывает в реставрацию, что характерно, следующим днём! Такого шанса упускать было нельзя, и связавшись со владельцем и компанией, следующим утром я держал свой путь в Ликино-Дулёво — автобусную столицу России (:
Таким он прибыл в Ликино:


Кузов снимали с фуры при помощи крана, а в процессе — ставили на специальные тележки под колеса, чтобы закатить на них в бокс, не спуская на землю.
Весь процесс разгрузки из кузова сыпался мусор, в основном — накопившиеся за последние сорок лет водочные бутылки))


В кабине, естественно, полный дестрой; от агрегатов — одни слабые воспоминания:

В салоне — немногим лучше; зато сохранилась пара сидений для образца и оригинальная дерматиновая обивка на потолке, которая будет воссоздаваться.


В боксе. Левый борт намекает на масштабы разворачивающейся авантюры))

Так, "Сибирь" отправилась в реставрацию. Почему Ликино-Дулёво? Потому что здесь действует небольшая мастерская, которая принадлежит ветеранам ЛиАЗа, чьи знания и опыт сомнениям не подвергаются (:
Основной их профиль — реанимация битых, сгнивших, завязанных узлом и погоревших современных ликинских автобусов, но для человека, который приобрёл эту машину, сделали исключение и приняли в работу уже второй его старый автобус.

Прошло полгода. Как-то между делом от владельца прилетает пара фотографий, присланных из Ликино исполнителями работ по КАвЗу-3100. Тут уж думать некогда — руки в ноги и бегом, в Ликино, смотреть))
Зрелище, конечно, по меньшей мере потрясающее:



Салон уже заканчивали обшивать по новой; в работе — сиденья, остекление, двери






Сейчас в завершающей стадии находятся работы по кузову. В будущем — задачи более сложные, и, увы, довольно небюджетные: автобус хотят и будут ставить на ход! Для этого уже куплен двигатель ЗИЛ-130 (пока без навесного оборудования), а в целом — потребуется скомплектовать трансмиссию (здесь гидромеханический "автомат" львовского производства, ЛАЗ-695Ж2, как на 677, но с другими карданами), построить с нуля пневмосистему (на неё завязаны подвеска, тормоза и вообще всё-всё-всё), и проложить всю электропроводку (сейчас мастера делают под неё заделы под потолком).
Поэтому — продолжение следует (:

Комментарии 137
Вот это круууть!
Даже не знал про такой, очень редкий экземпляр!
Спасибо. Очень интересно. Как дела у "Сибири"?
Все эти годы на паузе
Как поживает "Сибирь"? Не слышно и не видно…
На паузе…
А-ХРЕ-НЕТЬ!
Охренеть!
Потрясающе! :)
Ребята молодцы! Очень кропотливый труд
Вот это да! Вот это браво мастерам!
Это просто. Нет слов. Почему эти руки не делают нам в России новые авто? Наверняка з/п меньше и дури чиновничьей гораздо больше.
офигеть
Высший класс!
Молодец так держать
Я так понимаю проект пока заморожен?
Пока на паузе
Спасибо, Андрей! Молодец, так великолепно нам всё показал и поведал. Большое уважение — владельцу.
Подскажи, к слову, а что за АКПП-695Ж2? Она На ЛАЗ-695 спроектирована?
Она планировалась в том числе на 695, но дальше экспериментов дело не пошло. А выпускал их ЛАЗ от и до для 677х
Побольше бы таких проектов !Спасибо реставраторам и инициаторам таких проектов !
Молодцы
Эта машина интересует меня давно — с конца 1970х г.г., когда мне попалась книга "Отечественные автомобили", в которой имелось изображение этого автобуса, в то время как на дорогах такой никогда не втречался.
Еще заинтриговал индекс модели — 3100.
Очень странный — ведь в новых кодах вторая цифра должна быть 2 (автобус), апоследняя — номер модели, напр. 4202, а по-старому у КАвЗа модели начинались на 600.
Как разгрузили понятно… Как его оттуда вытащили?))) Там же тесно до жути! Да и находился он в конце дороги, т.е еще и тащить пришлось через все дачи… Сам постоянно облизывался когда мимо проходил. Реставраторам респект!
Это была целая спецоперация. Повороты в садоводстве он проходил при помощи штатного рулевого и ковша трактора
R-art
Как разгрузили понятно… Как его оттуда вытащили?))) Там же тесно до жути! Да и находился он в конце дороги, т.е еще и тащить пришлось через все дачи… Сам постоянно облизывался когда мимо проходил. Реставраторам респект!
Ниже есть пара слов непосредственного участника
Классно получилось молодцы рестовраторы
Респект реставраторам! Молодцы, то такие раритеты откапывают и восстанавливают.
Таким людям, хотелось бы искренне пожать руки.
Мега проект-молодцы!
Зеркала заднего вида в оригинале белые — тут чёрные.
Разделители в верхнем воздухозаборнике тоже белые — тут чёрные.
Передние ПТФ оранжевые — тут белые.
Ну и если вглядываться, то, вероятно, можно будет найти ещё 82 отличия.
Причём странных таких. Сделанных не в связи с упрощением и/или экономией, а вообще непонятно зачем.
Здорово! Хорошо, что такие энтузиасты на свете есть!
Я так понимаю, что двигатель 130-го, модель 509 (150 л.с. платить налог дешевле). А вот для мощности сразу бы поставить поршневую УРАЛ-375 (180 л.с., за 30 скрытых лошадок платить не придётся). Ведь бензин всё равно будет аи-92, А потом может и на пропан перевести, заправка копейки будет стоить. А за счёт мощности расход будет ниже чем на 509-м (130-м) движке.
РЕСПЕКТ реаниматорам!
Как будто его на маршрут пустить собираются, зачем поршеневая, зачем тем более пропан — раз владелец оплатил очень недешевые реставрационные работы, то надо полагать стомость и расход бензина его мало волнуют, как и налог) Да и какой налог — документы вряд ли восстановимы, учета не будет.
Это как бы, мысли вслух.
Iluxa96029
Как будто его на маршрут пустить собираются, зачем поршеневая, зачем тем более пропан — раз владелец оплатил очень недешевые реставрационные работы, то надо полагать стомость и расход бензина его мало волнуют, как и налог) Да и какой налог — документы вряд ли восстановимы, учета не будет.
Было, ЛИАЗы шли с завода с оборудованием под метан, на крышах по несколько баллонов было, факт.
Точно не знаю, но наверняка шли с поршневой под 92-й бензин и под метан (+пропан). Только вот были ли доработки поднятия компрессии и по зажиганию?
K-vladimir
Я так понимаю, что двигатель 130-го, модель 509 (150 л.с. платить налог дешевле). А вот для мощности сразу бы поставить поршневую УРАЛ-375 (180 л.с., за 30 скрытых лошадок платить не придётся). Ведь бензин всё равно будет аи-92, А потом может и на пропан перевести, заправка копейки будет стоить. А за счёт мощности расход будет ниже чем на 509-м (130-м) движке.
РЕСПЕКТ реаниматорам!
Его судьба — музей, а реставрация идёт в соответствии с тем, каким он был. Так что всё будет максимально близко к заводу, в меру возможностей, и никаких "доработок" не планируется
По идее и документы можно сделать при желании!
Нет ничего невозможного в этом плане, вопрос вложений
достойный автобус
интересно во сколько мне встанет обновить мою ПТС(Камаз-AJOKKI)кузов вот обновил бы)))
думал, Айокки цветметный…
ну так то да))))
Я Х… ладно без мата, но в общем нереально круто особенно если учесть что все это сделано за пол года-фантастика.
Ребятам респек молодцы
Классный драндулет :)
Обалдеть! Большой респект, и много добра человеку, благодаря которому это стало возможно.
Так и чешутся руки восстановить лиаз-677-й
Молодцы!
Спасают наше наследие…
Однако!..
Потрясающе! Не думал, что кто нибудь в здравом уме пойдет на такое!
Золотые люди! Спасибо им за их работу!
Он на Драйве есть?
Если бы был — я бы не писал (:
Вот надо, чтоб был он тут теперь, это ИСТОРИЯ!)))))
usernameDetector
Если бы был — я бы не писал (:
Ну теперь останавливаться нельзя. Столько людей заинтересовалось этим замечательным автобусом.Будем ждать продолжения, хотя бы изредка.
По мере прогресса будем следить (:
ОБАЛДЕТЬ!
ЖИВОЙ! Ни хрена себе!
КРАСАВА
Нет слов! Одни радостние емоции.
Хай щастить!)
Фантастика, молодцы ! Красота, приятно посмотреть
Большая работа. Удачи хозяину который решился вкинуть деньги и сохранить историю! История свою благодарность когда нибудь щедро проявит, я в этом уверен.
Мощь))
Фантастика!
Супер! Молодцы! Я такой автобус первый раз вижу. У нас до сих пор старые пазики ганяют. Львовы ушли в небытие. Удачи в стройке. Ждем дальнейших вестей.
Молодцы! Правда, туманочек жёлтых не хватает…
Обалдеть)) странно что наш завод его не взял… Хочу продолжения!)) Интересно…на сколько обогатились бывшие владельцы "сарая"?)
На новую бытовку
Не совсем бытовку, помещение 3х4 с дверью и двумя окнами, для заседаний правления сада и приёма "населения", старая избушка уж сильно износилась )
Интересно, что в этом автобусе осталось от того, что привезли на реставрацию? Такое впечатление, что сняли мерки и воссоздали по новой. Огромное уважение к людям, проделавшим такую работу!
Кузов реанимировали) Основание, силовые элементы, большинство панелей — сохранено оригинальными
мужики… та вы вообще чудеса творите!..
Молодцы мужики!
Единственное, что заметно несоответствует виду со старых фотографий — это форма рифления на резиновых подножках-клыках переднего бампера. Но это я юродствую, конечно!) Кому такие мелочи нужны?)
Пока есть некоторые шероховатости, но о них сообщают и по возможности, поправят
Сидения интересные. Похожи на Лиазовские, но с таками себе подголовничками.
Интересно, что на выставке в нём стояли другие:
Видимо, заменялись "при жизни"
Обрати внимание на задние окна, они большие — это совсем другой автобус.
И в самом деле. Видать, на autowp локальные знатоки перепутали
Ёлки палки! Это значит он относительно недалеко от нас стоял — у меня река Тобол рядом под боком.
Вплавь, может статься, и недалеко))
Супер! Это просто шедевр. Ждем продолжения
Я восхищен!
Круто…Реально очень круто…Автобус уже наверное думал всё хана!Везут на приёмку, а теперь радостный сияет…
Нет слов у мастеров золотые руки!
ну Вы блин даете. стране-народу радости.дай Бог всем Вам здоровья.
Титанический труд
Слава Богу что нашелся ЧЕЛОВЕК который вложился в проект. Огромный ему респект. Надеюсь только свою коллекцию он не запрячет от людей в каком нибудь Ху.во Кукуево))) (извиняюсь за выражение)
Есть надежда на экспонирование, но будет видно, что из этого получится
Это хорошо! Буду держать кулачки))))
Спросите у этого доброго дяденьке))) может возьмет себе ЛАЗ-Минутку с моей авы (тема в бж есть) на восстановление-сохранение!
АХ!, епта
другого и не сказать.
аффтар — байсая сипасиба за такой автобус. я тоже его в "За Рулем" в свое время разглядывал.
Да редкая машина, но я вот такую Сибирь в Ленинграде видел в детстве, рядом с моим домом где я жил, был концертный зал, туда часто приезжали артисты, музыканты, поэтому периодически во дворе стояла необычная техника, такая как передвижные телевизионные студии, от Монголий до КАМАЗ Ajokki, артистов подвозили чайки, а иногда иномарки, а Сибирь периодически привозила оркестр.
Обалденно!
Спасибо огромное за этот пост! Жаль что фото кузовных работ нет.
Если я правильно понял, то я помню этот автобус. В нем заседало правление садоводческого товарищества. Стоял он около парома через реку Тобол. Стоял он на горке. Как же его оттуда вообще спустили то? Улицы в садоводческом товариществе очень узкие и фура там не могла проехать. Снесла бы все заборы. За одну эту операцию уже медаль можно давать.
В 90ые он выглядел очень неважно. Вызывает огромное восхищение проделанная работа. Практически от автобуса было одно название.
Буксировали на открытое пространство, как я понимаю, до нормальных дорог оттуда в принципе далеко.
Владелец утверждает, что тащили ажно 140км, потом уже перегрузили на прицеп
Я ему верю. Это была спецоперация!
Садовое товарищество имеет всего 1 дорогу на выезд
yandex.ru/maps/53/kurgan/…%5D=65.263124%2C55.417178
И в самом деле лихо…
pawnewe
Я ему верю. Это была спецоперация!
Садовое товарищество имеет всего 1 дорогу на выезд
yandex.ru/maps/53/kurgan/…%5D=65.263124%2C55.417178
По этой дороге и тащили, потом по полю до "асфальта", а по нему до посёлка Тополя.
usernameDetector
Буксировали на открытое пространство, как я понимаю, до нормальных дорог оттуда в принципе далеко.
Владелец утверждает, что тащили ажно 140км, потом уже перегрузили на прицеп
Автобус по саду километра два-три тащили "Белорусом" на тросе, в небольшие повороты входили с помощью штатного (!) рулевого управления, в крутые повороты подруливали путём переноса задней части идущим сзади трактором с ковшом, немного варварски (чуток помяли корму), но эффективно. Далее по дороге через поле, которое в дождливую погоду превращается в непроезжую слякоть километра четыре до ближайшего асфальта, а там примерно столько же до ближайшего населённого пункта, где и планировалось погрузить на трейлер. Выглядело это примерно так: rcforum.ru/attachment.php…ntid=3467792&d=1446569725, rcforum.ru/attachment.php…ntid=3467793&d=1446569725, rcforum.ru/attachment.php…ntid=3467807&d=1446570083, rcforum.ru/attachment.php…ntid=3467808&d=1446570083, rcforum.ru/attachment.php…ntid=3467811&d=1446570083, rcforum.ru/attachment.php…ntid=3368658&d=1441636044. А сохранившиеся сидушки стояли в домике правления сада: rcforum.ru/attachment.php…ntid=3043686&d=1424246657, rcforum.ru/attachment.php…ntid=3043687&d=1424246657, на которых я ночевал, когда строил фундамент для помещения взамен "Сибири".
к сожалению, не все могут перейти по данным ссылкам. А регистрироваться ради просмотра не охота(
Пробегитесь по фоткам здесь: fotobus.msk.ru/vehicle/884285/#n1059871
ок, пасиб
Спасибо за подробный рассказ. Видел на фотобусе несколько фото и комментарии. Огромное уважение всем, кто восстанавливает из руин историческую технику. Даже представить сложно, сколько проделано работы и сколько еще предстоит. Если будет возможность, сделайте пожалуйста далее подробный фотоотчет восстановления автобуса, очень интересно.
Будем следить за продвижением проекта, обязательно!
Спасибо. И если не секрет, спросите пожалуйста за технологию окраски. Какие грунты, краска, сколько слоев?
Думаю, без проблем поделятся такой информацией, как поеду в гости
Потрясающе! Не думал, что дело пойдет так споро!:) Владельцу и мастерам огромный привет и пожелания всемерных успехов на ниве сохранения истории отечественного транспорта!
Передадим) Часть следит за обсуждением в сети
ВООБЩЕ СУПЕР! Обьём проделан просто сногсшибательный. Нет слов. Реально шикарная работа проделана.
Хренасе! Очень впечатляет объём уже выполненнных работ.
шикарный проект, а главное единственный в своем роде. Чем-то напомнил иностранные автобусы тех годов
В те годы вполне держались мирового уровня и были на острие прогресса. Недоставало только подходящего для автобуса двигателя
Да и косность технологов и несвобода на заводах мешала внедрению передовых проектов. Ведь сколько разработок ушло "в стол"
Сейчас этому же мешают сомнения в рыночных перспективах. То на то и выходит, увы…
да, только сейчас наших совсем загнобили так, что иностранцы в итоге рисуют нам машины. А свои дизайнеры не
выдержав условий работы, активно идут за рубеж, где они реально нужны, востребованы
Рыба ищет там, где глубже — грамотный специалист в этом мало отличается
usernameDetector
В те годы вполне держались мирового уровня и были на острие прогресса. Недоставало только подходящего для автобуса двигателя
Эт ваще одна из самых больших бед всего автопрома была. Номенклатура движков была куцая, да и тех не хватало. Вынужденно получались монстры вроде БТР-60 с двумя газоновскими движками или ЗИЛ-135 с двумя ураловскими бензинками, или МАЗы с танковыми дизелями… Не было подходящих моторов, вот и ставили что есть.
Просто потрясающе!Молодцы.
А первым проектом какой автобус был до Сибири?
Тоже крутая тачка (: Заслуживает отдельного рассказа, но позже
Могу ли я…Хочу ли я…Давно ли я…Говно ли я… О, б**, Магнолия!
Мимо (: это уже Лотос)
ЕЩЕ лотос. Магнолия была позже, в 80-х. Строилась на базе КамАЗа, кузов вагонной компоновки финской фирмы Ajokka. Выглядела футуристично ваще.
А к Лотосу еще второй такой же автобус был, только с окнами, частью сидений и фермой на крыше для операторов. В салоне частично размещался персонал, на свободной площади — кабели и прочее имущество.
Лотос, Орхидея и Магнолия — это всё ЛиАЗы. 5930/5931/5932. Отличались внутрянкой
КАМАЗ-Айокки — это уже просто другая история. Хотя насчет именно этого экземпляра я сомневаюсь, все утверждают, что Лотос, но на память, он 5932. Осложняет дело то, что на самом кузове никаких маркировок толком нет, а в документах нечто невнятное указано моделью
Да? Не знал, что Магнолии на ЛиАзовской базе были.
usernameDetector
Тоже крутая тачка (: Заслуживает отдельного рассказа, но позже
Такой тоже в Кургане продавали на телецентре.
Телеящик именно с курганского телецентра и приехал
Камаз -Айокки на Калининградском ТВ работал.Думаю, до сих пор используется.
Их довольно много сохранилось, в отличие от ЛиАЗов
usernameDetector
Телеящик именно с курганского телецентра и приехал
Я когда объявление на авито видел, переживал, что пропадет автобус. А он в хорошие руки попал!
Сам не верил, что его в принципе купят)
Даже боюсь представить бюджет такого проекта.
Не секрет: на данном этапе суммарно вложено 1,5 миллиона рублей; 270 тысяч — эвакуация из садов и перевозка до Ликино (~90 км от Москвы в сторону Нижнего Новгорода).
До завершения проекта потребуется ухлопать ещё один миллион — это все работы по комплектации агрегатами и постановке на ход.
В принципе это не такие уж и огромные деньги, учитывая уникальность данного автобуса. Честно говоря, думал даже дороже выходит на круг.
На самом деле, иные проекты с легковым ретро выходят дороже — даже думается, можно 21-ю Волгу за такие деньги собрать в какой-то супероригинал, а ЗИМ, Чайку и т.д. — как бы не дороже обошлось.
Но на автобусы, как правило, мало кто рискует замахнуться, тема — непаханное поле (:
Красотища! Вот что значит серьёзный подход и обильное финансирование :)
Некромантия прямо)))
И необходимо воздать должное слово: огромную роль в судьбе этой машины сыграл Сергей Лукин из Екатеринбурга — Sergey677