
Такие вот новости в эти дни – все уходят на пенсию. Сначала президент США, теперь Берни Экклстоун. Некоронованный король гонок F1 на 87-м году жизни, наконец, согласился оставить дело всей жизни на растерзание молодым :))
Думаю, к месту придется мой старый текст, написанный специально для портала Auto.Mail.Ru к 85-летнему юбилею Берни
Для начала, если позволите, парочка исторических анекдотов.
Это случилось в январе 1979-го на розыгрыше Гран-при Аргентины, открывавшего очередной сезон чемпионата F1. Накануне гонки в лобби роскошного отеля в Буэнос-Айресе к менеджеру команды Brabham Берни Экклстоуну подошел чрезвычайно взволнованный Марио Андретти — пилот Lotus и на тот момент, между прочим, действующий чемпион мира.

— Что случилось, Марио, на тебе лица нет? — Берни хватило одного взгляда, чтобы понять — дело нечисто.
— Понимаете, мистер Экклстоун, тут такое… — Андретти явно чувствовал себя смущенным. — В общем, мистер Чапмен (основатель и хозяин команды Lotus — прим.автора) пообещал мне 1000 фунтов, если я… если я… в общем, если я столкну вас в бассейн. Поверьте, я ни в жизни, но…
— Постой-постой, Марио! — лицо Берни озарила легкая улыбка. — Ты хороший парень, спасибо за предупреждение, конечно. Но знаешь что? Если отдашь мне половину обещанной суммы, я не стану возражать против того чтобы немножко искупаться…
Теперь история номер два.
Осенью 2010-го во время прогулки по вечернему Лондону на 80-летнего Экллстоуна и его спутницу Фабиану Флоси напали четверо молодчиков. Берни быстренько вырубили джебом в голову и сняли с обмякшего запястья часы Hublot. Голосившую же на всю округу бразильскую фотомодель без лишних сантиментов избавили от ювелирки.

Не прошло и месяца, как самые популярные журналы планеты запестрели дерзкой рекламой часового бренда Hublot. С глянцевой полосы на читателя смотрела грустная физиономия Экклстоуна с подбитой губой и огромным бланшем вокруг правого глаза. Подпись под фотографией красноречиво гласила: «Вот что люди готовы сделать за Hublot!».
Выходка швейцарских часовщиков может показаться кощунством. Как можно использовать образ несчастного побитого старика в собственных корыстных целях?!
Но что вы скажете, если фотографии «избитого старика» отправлены в офис Hublot самим Экклстоуном? Собственно и вся идея громкой рекламной кампании принадлежит пострадавшему. Британские таблоиды утверждали — стоимость имущества насильственным образом отобранного у Берни и Фабианы составила 200 тысяч фунтов. Никто, однако, не знает, сколько Экклстоун заработал, разрешив часовщикам использовать свой побитый фейс в рекламе. Уж не продешевил как минимум.
И в этом весь Берни. Даже будучи миллионером, он готов унизиться, чтобы заработать пару сотен баксов, а гнилой лимон, который время от времени подсовывает ему судьба, ловко превращает в лимонад, за которым выстраиваются целые очереди!

Откуда вообще у Берни феноменальный предпринимательский талант? Элитных учебных заведений он не оканчивал, влиятельных родственников и друзей никогда не имел. Пусть прозвучит банально и пафосно, но феноменальное деловое чутье и хватку матерого хищника Экклстоуну подарила суровая школа жизни. Детство, которое по идее сулило пареньку синяки и шишки, на деле заложило основы его сказочного богатства и всемирной известности.
Бернард Чарльз Экклстоун родился 28 октября 1930 года в графстве Саффолк. Через некоторое время семейство Экллстоунов перебралось в Дартфорд — там отец Берни, бывший капитан рыболовного траулера, нашел работу крановщика. Слова «зажиточный» и «беззаботный» к детским годам будущего владельца F1 не относились никоим образом. Помимо денежных затруднений его преследовали и другие напасти. Совсем в юном возрасте Берни едва не ослеп на один глаз из-за врожденного порока зрения. Разумеется, ему страшно докучал и скромный рост — маленьким он был даже маленьким. Взрослым-то Экклстоун «вымахает» всего на 1 м 64 см, а уж ребенком — можете себе представить… Возможно, впрочем, именно в стремлении преодолеть комплекс роста кроется одна из причин его бесстрашия и решительности. В противном случае мальчишку заклевали бы сверстники.
Свой вклад в формирование характера Берни внесла и война. Вторая мировая пришла в дом Экклстоунов решительно и внезапно. Когда в 1940-м немцы начали авианалеты на Англию, район Берни оказался на первой линии огня. Ночи ему часто приходилось коротать в бомбоубежищах, а по утрам юный стервец в поисках, чем поживиться, бесстрашно прогуливался по еще дымящимся руинам.

Не брезговал Берни и мелким воровством. Кто бросит камень в пацана, для продажи таскавшего картошку с окрестных фермерских угодий? Однажды, дело было уже к концу войны, Берни обрабатывал очередную картофельную делянку, как вдруг услышал характерный, леденящий душу свист сверху. Подняв голову, он увидел пикирующую в его направлении крылатую ракету ФАУ-1.
— Так быстро я не бегал еще никогда в жизни, — вспоминал позже Экклстоун. — Но я уцелел, к тому же взрывом вокруг вырыло целую кучу картошки!
Ничего не бояться и не упускать возможностей — истины, которые на самом деле полезны всем без исключения, Берни четко усвоил в самом раннем возрасте.
Начав предпринимательскую деятельность с продажи ворованной картошки, затем Экклстоун переключился на легальные, хотя по-прежнему бесхитростные, но главное вполне выгодные операции. Он договорился с местным булочником и скопом закупал пирожки, которые затем продавал одноклассникам на большой перемене.
От булочек он перешел к авторучкам. Брал сразу помногу, а затем с выгодой сбрасывал на толкучке у Петтикоут-Лейн. К моменту окончания войны Берни понял — школа ему ни к чему. На какое-то время он даже устроился на официальную работу — это отец помог получить место ассистента в лаборатории газовой компании Дартфорда, но продержался там недолго. Не потому что Берни претило впахивать на большого дядю (хотя и это тоже), просто все больше времени он зависал на гоночном треке — юного Экклстоуна увлекли авто- и мотогонки.
Хобби быстро превратилось в средство заработка. Перезнакомившись на гонках с уймой полезных людей, Берни понял — рынок запчастей для мотоциклов настоящий клондайк! Бизнес-схема по сути такая же нехитрая, как и в случае с булочками и ручками, — покупаешь подешевле и оптом, продаешь в розницу и подороже. Разницу — в карман.
Берни едва исполнилось 20, когда вместе с приятелем Фредом Кромптоном, таким же повернутым на мотоциклах и гонках фанатиком, они организовали собственную фирму. Crompton&Ecclestone специализировалась на продаже подержанных мотоциклов и запчастей. Верно говорят — кризис время возможностей. Угадав с основным направлениям — мотоциклы в небогатой послевоенной Британии были едва ли не самым ходовым транспортом, — Берни и Фред начали стремительно богатеть.
К 25 годам Экклстоун достиг уровня достатка, до которого одноклассники, смеявшиеся над ним в школе, не доберутся никогда в жизни. Берни выкупил долю компаньона в бизнесе по торговле мотоциклами, для жены и недавно родившейся дочурки приобрел дом с пятью спальнями в престижном квартале Лондона и при этом вполне мог себе позволить тратиться на собственное дорогостоящее хобби — гонки.

От мотоциклов он давно перешел к автомобилям, без особого впрочем спортивного успеха. Многочисленные старты в младших формулах запомнились, скорее, авариями, нежели серьезными результатами. После одного из инцидентов, когда на трассе в Брэндс-Хэтч гоночный автомобиль Экклстоуна вылетел с трассы, пробил ограждение и остановился только на зрительской парковке, с гонками решено было завязать. К тому же Берни увлек новый интерес — он стал менеджером своего хорошего друга Стюарта Льюис-Эванса.
Пилотом тот слыл весьма одаренным, и после серии успехов в младших формулах Берни понял — его подопечному пора на повышение. Мелочиться не стали. Бизнес шел прекрасно, недостатка в деньгах Экклстоун не испытывал и потому купил команду «Формулы 1» целиком. Тем более, что заводская конюшня британского бренда «Коннот» (Connaught) испытывала серьезные финансовые проблемы и продавалась чуть ли не за бесплатно.

Получив в свое распоряжение машины F1, Берни даже сам решил снять шлем со стены. В сезоне 1958 года он дважды пытался пройти квалификацию Гран-при, но оба раза неудачно. Льюис-Эванс, напротив, обратил на себя внимание серией ярких выступлений и заслужил приглашение в заводскую команду Vanwall — одного из фаворитов той поры. Увы, идиллия продлилась недолго. В заключительной гонке сезона-58 мотор на «Вэнуолле» Стюарта заклинило на ходу, машина вылетела с трассы и загорелась. Восходящая звезда британского автоспорта скончается от ожогов через шесть дней…
Подавленный смертью друга, Экклстоун надолго покинет гонки. Его возвращение состоится только в 1968-м — Берни станет менеджером безмерно талантливого австрийца Йохена Риндта. Всего через два года тот выиграет чемпионат мира F1. Увы, посмертно… Австриец разобьется за три этапа до окончания чемпионата.
Разумеется, вины Берни ни в одной из трагедий не было, но он снова взял паузу. Однако уже не столь продолжительную. Мир «Формулы 1» полностью завладел сознанием предприимчивого лондонского дельца. По сути Берни просто ждал удобного случая, чтобы вернуться.
По ходу сезона 1971 года ему стало известно — Рон Торанак, управляющий и главный конструктор команды Brabham, ищет инвестора и делового партнера. Экклстоун без долгих раздумий предложил 100 тысяч фунтов за всю команду. Ударили по рукам. Какое-то время австралиец оставался совладельцем и по совместительству главным конструктором, но всего через год уступил Берни и оставшуюся долю в проекте. Слишком уж разные взгляды на жизнь и на бизнес были у двух этих мужчин — прирожденных лидеров, неуступчивых и принципиальных.


Берни не сомневался — для больших побед Brabham необходимо прекратить разработку и продажу клиентских машин и сконцентрироваться на создании наилучшей техники для нужд собственной команды. С точки зрения бизнеса это казалось не самым удачным решением — клиентские автомобили делали «Брэбхему» хорошую кассу. Но пока деньги Экклстоуна интересовали меньше побед…
В долгосрочной перспективе он оказался прав. Молодой и невероятно талантливый южноафриканский инженер Гордон Марри, которого Берни продвинет на пост главного конструктора после ухода Торанака, начнет выдавать шедевр за шедевром. В конечном итоге, бразилец Нельсон Пике принесет команде два чемпионских титула — в сезонах 1981 и 1983 годов.
К тому времени, впрочем, спортивные результаты собственной гоночной конюшни для Берни отошли на второй план. Ведь большой хитрец уже понял, как в мире Гран-при заработать феноменально большие деньги.

«Есть только один способ сколотить небольшое состояние в гонках F1 — начать заниматься ими с большим состоянием». Это старая, но до сих пор абсолютно верная шутка из мира Гран-при справедлива по отношению ко всем владельцам команд. Кроме одного — Берни Экклстоуна.
Появившись в F1 скорее по романтическим соображениям, англичанин довольно быстро понял — для проворного дельца эти гонки настоящая находка. Все что нужно — не упустить шанс. А уж с этим, как мы знаем, у Берни не было проблем с самого детства.
В 1975-м Экклстоун вместе с владельцами других команд F1 Кеном Тиррелом (Tyrrell), Колином Чапменом (Lotus), Максом Мосли (March), Тедди Майером (McLaren) Фрэнком Уилльямсом (Williams) организовали «Ассоциацию конструкторов Формулы 1» (FOCA). Созданная, чтобы отстаивать интересы так называемых независимых конюшен, FOCA быстро переросла статус простого профсоюза, стремительно превратившись в главный управляющий орган Гран-при.
Угадайте с одного раза, кто встал у руля этой могучей кучки? Конечно же, Берни.
— Ну это, в общем, понятно, — объяснял положение вещей трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт. — У всех остальных участников «Ассоциации конструкторов» хватало забот и в собственных коллективах, но Экклстоун — он другой. Его энергии хватало на все!

Конечно, особенно если учесть, что делами собственной конюшни англичанин интересовался все меньше. Зато на посту секретаря FOCA он устроил настоящую революцию, полностью перекроив установленный порядок вещей. По сути, главное его достижение — получение прав на телетрансляции гонок. Кто же должен распоряжаться доходами от ТВ-показов Гран-при, как не команды, участвующие в этих самых Гран-при? Логично ведь, не поспоришь.
Все произошло в очень удачное время. В 70-е, когда «Формула 1» начала активно коммерциализироваться, телеправа запустили прибыльность чемпионата в стратосферу. Но это было только начало. Совсем скоро Берни, от лица FOCA, естественно, начал диктовать условия спонсорам и организаторам гонок, а в начале 80-х «Ассоциация конструкторов» и вовсе решила избавиться от контроля FISA — международной организации, курировавшей вопросы автоспорта во всем мире. Конфликт, вышедший за рамки взаимного неудовольствия сторон, едва не расколол «Формулу 1», но в конечном итоге все равно закончился победой Экклстоуна — FOCA достались все коммерческие права F1, за FISA закрепили лишь главенство в спортивно-технических вопросах. Лихо, не правда ли? Ну а когда в 1993 году во главе FISA встал ближайший друг Экллстоуна Макс Мосли, рейдерскую операцию по захвату власти в F1 можно было считать завершенной.

Пройдя путь от хозяина команды до человека, в чьих руках собраны все нити управления таким гигантским бизнес-проектом, как F1, Экклстоун у большинства болельщиков вызывает скорее критику, нежели одобрение. При этом причины массового скепсиса сложно разложить на логические составляющие. Ведь на самом деле именно Берни превратил «Формулу 1» в грандиозное зрелище, которое увлекает сотни миллионов болельщиков. По телевизионным рейтингам гонки Гран-при уступают только чемпионату мира по футболу, за возможность получить право проведения этапа спорят самые богатые страны и самые влиятельные люди мира. И это уже не говоря о том, что именно при Экклстоуне безопасность гонок F1 выросла многократно.
Сегодня, в отличии от эпохи 50-70-х, когда фатальные инциденты на трассах считались нормой жизни, трагедии единичны. Кто помнит, что крестовый поход за безопасность Гран-при начался еще в 1978-м, когда именно Берни назначил на пост главного врача F1 известного нейрохирурга Сида Уоткинса? Именно он буквально с нуля обустроил систему медицинского обеспечения гонок и принимал самое активное участие в повышении безопасности Гран-при.
Конечно, Экклстоуну можно припомнить и множество других, мягко говоря, сомнительных и даже подозрительных решений. Достаточно упомянуть возвращение и очередной запрет дозаправок, почти насильственное закрытие чемпионата мира по гонкам на выносливость, подтолкнувшее к переходу в F1 заводских команд Peugeot и Jaguar, скандал с подкупом антитабачного лобби в Великобритании, постоянное жонглирование техрегламентом…
Однако прямой вины Экклстоуна ни в одном из «грязных делишек» так никто никогда и не доказал. И то сказать, все действия Берни всегда преследовали и преследуют одну цель — процветание F1. Пусть это даже означает, в том числе, и его личное процветание.
По состоянию на 2016-й состояние Бернарда Чарльза Экклстоуна исчислялось 3,1 миллиарда долларов. Сегодня уже значительно больше…
Спасибо за внимание!
TrunkMonkeys
🐒🐒🐒






Комментарии 149
А я чёта побаиваюсь результата от ухода Бернарда…При нем формула 1 стояла особняком, а янки её могут превратить в очередной Индикар. Но надеюсь Росс этого не допустит.
Вчера видел его, вечером гулял, я поздоровался…
ЗаХраница нам поможет?
старый извращенец, я не пойму у них у всех вывих в голове жениться на внучках?
Это нормально. Станешь стариком — поймешь. )))
Это НЕ НОРМАЛЬНО, я много знаю стариков и поверь у них есть совесть и здравый ум…
А при чем тут совесть то вообще? Берни малолеток совращает шоль? А здравый ум хочет молодого тела в любом возрасте, особенно если оно согласно.))
Кароч всё ясно с тобой, а берни твой старый придурок, у меня всё…
Ясно всё с ТОБОЙ…Ты просто молодой и глупый. (если этот миллиардер — старый придурок, то кто тогда мы с тобой?)…Это сейчас тебе кажется, что люди в 60 лет себя заживо похоронили, а когда ты сам доживешь до этих лет, тебе будет хотеться молодого женского тела ничуть не меньше чем сейчас. Если не больше. И если у тебя будут на это средства, то ты будешь вести себя точно так же.
Даже комментировать не хочется, по твоему если бы твой папа сказал это наша новая МАМА ей 23 года, и называть ты её будешь теперь тоже Мамой!пусть на стороне мусолит свой джойстик зачем на публику выносить.Ты ещё скажи что Пугачева в своём уме…хотя ты итак все сказал, твою позицию я понял.
Бернард не называл свою жену мамой для его дочерей…Ты видать, совсем еще зеленый, раз не понимаешь такой элементарщины))
aas983
старый извращенец, я не пойму у них у всех вывих в голове жениться на внучках?
Шоубизнес, знаете ли
Ушёл и … с ним
Статья хорошая. Но не все моменты освещены. Особенно что связано с телетрансляциями .
А в общем, большое спасибо!
Поговаривают что он приложил руку для закрытия группы Б.
Ещё, поговаривают, что не только руку и не только к группе "Б".
Спасибо за статью, очень познавательно, прочитал на одном дыхании, и чуть на работу не опоздал))))
Крепкого здоровья и долгих лет великому человеку — Бернарду Чарльзу Экклстоуну. Спасибо за тот праздник который ты нам всем подарил.
Праздник?!формула идёт к закату уже последние лет 5! Смотреть Ф1 стало просто не интересно! Всё очень предсказуемо. Когда были заправки по-ходу гонки было весело( оторванные шланги, сбитые заправщики, горящие болиды)). Были именно ГОНКИ, а не рафинированная изда по кругу!
Спорт высоких достижений он такой. Это вы наверное большой теннис не смотрели ни разу.
Различные нештатные ситуации конечно разнообразят гонку, но жизни и здоровье людей — бесценно.
По поводу предсказуемости: после какой по счёту конки вы могли точно назвать чемпиона 2016 года?
Конечно, я не знал, но догадывался. ) А на счёт людей Вы написали полную ересь (извините за прямоту). Автоспорт, мотоспорт и тд ВСЕГДА связан с риском получить травму или погибнуть. Пилоты об этом в курсе)…давайте просто запретим все серии и все будут целы! )))
Жизнь и здоровье бесценны — это ересь? Легко это говорить, когда не сам в кокпите.
Позвольте, как раз их жизнь и здоровье имеют цену.Когда они подписывают контракт им известно что в любой момент могут остаться без головы и сознательно на это идут.
Если перечитать внимательно, то видно, что речь шла про изменения тех. регламента, после которого жертв стало на порядок меньше, но гонки стали "менее интересными". А так — понятно, что риск некуда не делся, просто его смогли уменьшить, но не до нуля.
Крепкий старик.
Да здравствует Король!
Многие винят старика в переходе на новые силовые установки, но он то как раз ратовал за сохранение V8.
Про годы становления Повелителя Большого Цирка неплохо написал Т. Бауэр — История главной автогонки мира и ее руководителя Берни ЭККЛСТОУНА. Много чего там было, много что останется покрыто тайной навеки.
Почему-то кажется, что не могли старого еврея обвести вокруг пальца и отправить на пенсию насильственно. Почему-то возникает привкус того, что Берни в очередной раз всех обдурил и вышел как бы "жертвой", хотя сам согласился уйти со сцены чуть более здоровым, чем сэр Френк Уильямс. В любом случае, что-то мне подсказывает, что он ещё долго будет давать комментарии о происходящем, но я искренне желаю удачи Россу Брауну. не знаю, что там будет с остальным топ-менеджментом, а вот в Брауна верю.
Тоже хочу чтобы у Брауна все получилось
Он не из тех, кто уходит.
Надо отдать должное Берни — таких целеустремленных людей не много.
Что будет с формулой дальше — время покажет, но сдается мне при всех претензиях к Экклстоуну мы еще не раз вспомним его добрым словом.
"…Кто бросит камень в пацана, для продажи таскавшего картошку с окрестных фермерских угодий?.. Начав предпринимательскую деятельность с продажи ворованной картошки, затем Экклстоун переключился на легальные, хотя по-прежнему бесхитростные, но главное вполне выгодные операции." Не самое красивое начало карьеры… Особенно в войну.
"С глянцевой полосы на читателя смотрела грустная физиономия Экклстоуна с подбитой губой и огромным бланшем вокруг правого глаза." да и продолжение тоже. Торговля собственным достоинством какая-то. Лучше бы и не знать никогда таких подробностей.
Можно посмотреть и так. А можно сказать что с самоиронией и чувством юмора у Берни все в порядке.
"…Кто бросит камень в пацана, для продажи таскавшего картошку с окрестных фермерских угодий?.. Начав предпринимательскую деятельность с продажи ворованной картошки, затем Экклстоун переключился на легальные, хотя по-прежнему бесхитростные, но главное вполне выгодные операции." Не самое красивое начало карьеры… Особенно в войну.
"С глянцевой полосы на читателя смотрела грустная физиономия Экклстоуна с подбитой губой и огромным бланшем вокруг правого глаза." да и продолжение тоже. Торговля собственным достоинством какая-то. Лучше бы и не знать никогда таких подробностей.
Ты просто сноб. А Берни, конечно, прохиндей жуликоватый… Но говорят, победителей не судят. А еще говорят — деньги не пахнут. Обе цитаты на 100% характеризуют его сущность, но он прожил шикарную яркую жизнь, а ты завидуешь что такой вот правильный, а это никто не ценит. Так вот знай успеха в нашем агрессивном мире добивается только тот, кто готов изворачиваться, обманывать соперников и перешагивать через их трупы. Все они такие — успешные и богатые. Все до одного и Берни еще душка и романтик на их фоне! А если не нравится — то не читай таких подробностей — тебя ждет много неприятных сюрпризов!
Может Берни тут и не причем, но ежегодные изменения регламента даже меня уже достали (про производителей уж молчу). Правила должны быть ПРАВИЛАМИ, а то скоро уже на 2 цилиндровые движки перейдут, а пол трассы на электротяге…и так каждый год
Прикольная статья :))
Потрясающий материал, огромное спасибо автору!
Спасибо!
Тамара понравилась… :)
Вы не одиноки )) Пол-драйва2 с ней бы покатались ))
Shedewr
Тамара понравилась… :)
Тамара — огонь !
— АГОНЬ
Я от увиденого аж опечатался =)
часы сцуко видать подороже купил
Спасибо за очень интересную статью
Спасибо на добром слове!
Если бы не Берни, у нас так до сих пор и не было гран при России Ф1, так на минуточку.
Съездить на гран-при в Европу выйдет едва ли не дешевле. А вот звук 10 цилиндрового 3 л. мотора увы ничем не заменишь.
Почему же. 12-ти цилиндровым отлично можно заменить.
Такими темпами скоро будет педальный привод, зато безопасно.
Я не знаю, где я про безопасность сказал.
Скорее я про то, что лучше бы к V12 вернулись и мощности бы 1500 лошадей. Тогда было бы реально страшно и страшно интересно смотреть.
mishoutback
Если бы не Берни, у нас так до сих пор и не было гран при России Ф1, так на минуточку.
Солгасен
Да америкосы FIFA натянули и на свой лад перестроили.
Сейчас F1.
Кто следующий?
Ай да Тамара!
А как насчет Petra Ecclestone?
Да ё…шу маааать! Дааааааа!
F1bochik
А как насчет Petra Ecclestone?
Не, Тамара круче. ИМХО, конечно ))
F1bochik
А как насчет Petra Ecclestone?
пофиг, с таким папой любая сгодится)))
500%
Ничего личного, просто бизнес.
Конечно
Легенда.
Воровал картофан и мородерствовал во время войны. Давайте пожмем ему руку. Ах, какой был мужчина.
Без обид, но наконец пнули старого перд…а.
Реально достало уже. ДОРОГУ МОЛОДЫМ!
Интересно, что теперь будет с формулой 1 когда у руля станет американец?
Будет наскар)
да пох, лишь бы Ф1 не начала поворачивать только на лево))
Будут поворачивать направо, а в Сильверстоуне, Мельбурне и Сузуке — налево. Огонь будет)
Chaplygin69
Будет наскар)
придется срочно перестроить Монте-Карло, чтобы трасса приняла форму овала)))
Chaplygin69
Будет наскар)
Это даже неплохо, по зрелищности и интриге гонки.
Спасибо, очень интересно.
Дед ушел, посмотрим что будет дальше. Но Дед раскрутил катушку Ф1 на полные обороты и перебить интерес к этой серии тяжело, очень тяжело.
Очень интересная статья, информативная, приятно было читать :) Не знал, что Берни занимался мотоциклами.
Спасибо!
Да… Предпринимательская жилка — она либо есть, либо её нет.
Блин, хорошая статья !
И Тамара хороша !)
Я бы в синем платье вдул)))
Кому ? Той тёте с висящими титьками и пузом ? ))))) Однаааааако… сударь Вы гурман !
Не важно. Главное самому перед этим синее платье надеть)
Экклстоун не реальный красавчик, таких бабосов нарубить, как блин таким это удается?
Хорошо, что Берни ушёл или нет сейчас трудно сказать.
Ближайшие сезоны покажут, в какую сторону такие перестановки изменят Ф1, но то, что Берни пора бы уйти, показали такие странности, как двойные очки в последней гонки, как лоббирование интересов гонщиков, обладающих деньгами и громкими фамилиями, а не умением красиво пилотировать…
Каких гонщиков, например? Ферстаппен красиво пилотирует?
В том и дело, что сейчас на сцене большую роль играют такие, как Ферстаппен… Юношу протащил папаша — деньги, связи -, тот и попал в РБ. А толку?
Сейчас быть пилотом в Ф1 — это иметь спонсоров. Спонсоров нет — или выступай за "Мэйнор" или до свидания
Вы с реальным автоспортом знакомы? Я вот знаком. Без денег там даже в любительском картинге делать нечего. Сейчас комплект хороших покрышек 10-12 тысяч рублей стоит, которого на 4-5 часов тренировки хватит.
Это даже без износа машины, горючего, поездок, проживания и еще кучи людей, которые тоже нужны:
1. Тренер по физ подготовке
2. Тренер по психологической подготовке
3. Менеджер
Если без псих подготовки еще можно, то без 1 и 3 вы никуда не уедете. Итого на сезон картинга, обычного, может быть KZ класса потребуется не меньше миллиона рублей на сезон.
На Формулу 4 потребуется еще больше и это еще далеко до Ф1.
Берни, конечно, молодец. Но я бы ему помидором все-таки запустил. За тот отстой, который ездит сейчас в Ф1. Машины перестали быть красивыми и отличными друг от друга. Все-таки самое золотое время Ф1 — с середины 70-х по конец 80-х. Машины были красивыми, гонщики харизматичными, и уж точно по радио никто не требовал убрать соперника с пути. Вернуть бы тот техрегламент…
Так и есть, формула давно умерла! Этот дед был заинтересован только бабками, так же как и политиканы этой серии гонок! От этого не куда не денешься, так будет и сейчас! А, насчет золотого времени: до конца 80-х немножко не корректно будет… как минимум до середины 90-х когда был Прост, начинал Шумахер и конечного же был жив легенда формулы Сенна!
Да, пожалуй, соглашусь! До середины 90-х еще можно было увидеть разные подходы к конструированию. И Шумахерский Бенеттон — как раз пример! А я все тащился от поисков в аэродинамике в начале 80-х. Вроде бы все использовали граунд-эффект, но как по-разному выглядели машины! Тот же Макларен и Альфа-Ромео красились под Мальборо, но как отличались друг от друга! Эх… Пересмотрю-ка я сезоны 80-85… Да под бельгийское пиво…
Я их постоянно смотрю! Время свободное есть, сразу берусь смотреть, что-нибудь 80-90 годов, иногда 70-х, там свои герои есть!
Burger353
Берни, конечно, молодец. Но я бы ему помидором все-таки запустил. За тот отстой, который ездит сейчас в Ф1. Машины перестали быть красивыми и отличными друг от друга. Все-таки самое золотое время Ф1 — с середины 70-х по конец 80-х. Машины были красивыми, гонщики харизматичными, и уж точно по радио никто не требовал убрать соперника с пути. Вернуть бы тот техрегламент…
По радио — нет. А не по радио, под ковром, было покруче, чем сейчас.
Раньше трава была зеленее и все такое, это от каждого поколения слышно, т.к. хорошее помнится, а плохое забывается.
Былое разнообразие — от отсутствия денег и технологий, а не потому, что конструкторы были такие все гениальные и самобытные. Сейчас не построить особо иначе, т.к. на на R&D тратится огромное количество денег и не рабочие варианты сразу отсекаются.
Кстати это те самые конструкторы, которые антикрылья на метровых палках ставили и подобные гениальные решения, в которых про безопасность ничего нет.
Дело не в том, что моему поколению трава была зеленее. Просто вот полистал альбом, в который еще в школе клеил вырезки из чехословацких журналов Start и Stadion, Sviat Motoru, венгерского Auto-Motor, и там просто другой мир. Машины КРАСИВЫЕ! Гонки были непредсказуемы. Судьба титула решалась не в середине сезона, и не юристами. И не от отсутствия денег и технологий былое разнообразие было, а от отсутствия такого количества ограничений. Сейчас столько разных условий для простейшего элемента! Размер такой-то, не превышать, не выходить, укладываться… Творчества у конструкторов было больше. Да, порой безопасность они ставили на второй план, но это такой спорт. Безопасность проверялась в гонках, и потом ей занимались, было и такое. Без проб и ошибок не было бы сегодняшнего уровня безопасности. Хотя и такой уровень не помог Ж. Бьянки… Кстати, Шумахер давно предлагал за задними шинами разместить отбойник, чтобы наехавший на них соперник не подлетал вверх. А раздутые до габаритов передние крылья с десятком плоскостей? малейший контакт — прокол сопернику, обломки карбона на трассе, и менять крыло в боксах. Посмотрите на Williams FW07, Ferrari 312-T5, Ferrari 126 C3! Ligier JS 11, Arrows A2! Сравните с современными. Они же различаются только цветом…
Чувство красоты — дело вкуса. Я вот нахожу ваши примеры архаичными и примитивными. Разве что феррари 126 с3 выбивается. Современные машины гораздо совершеннее и потому красивее. Это как сравнить миг-15 и миг-29! А многие ограничения только на пользу! Помните одно время на болидах ставили кучу крылышек на всем чем можно? Вот было да, химерично! Но многие же ограничения вообще глупы! Как тот же динамический демпфер! Это же пример гениальной находки и его нельзя ставить в один ряд с турбиной и активной подвеской! Это чисто пассивное устройство, наподобие обычного амортизатора, даже проще его. И дозаправки тоже — с ними было интереснее. Это как бы минисоревнование в соревновании — я всегда следил — кто быстрее других справится, а кто облажается!
Согласился?
теперь Ф1 заправляют лица, которые-то и в гонках никогда не участвовали…
Чтобы начать равномерно распределять деньги от телетрансляций этого и не надо. А вот ребята из гонок как-то три десятка лет все не хотят делиться.
Феррари что сказала недавно на предложение ровнее распределить деньги, чтобы повысить конкуренцию?
Мы здесь чтобы побеждать. Вот и все. Так что хорошо бы не они решали, как бизнесом рулить.
Деньги, деньги, деньги… Других мотивов конечно же нет.
Гонки очень дороги, наивно полагать, что деньги в них не главное.
Для меня это была романтика. Время, когда их стало возможно посмотреть по телевизору — начало 90-х.

Они завораживали…
Ох, давите на больное) Были времена, кто бы спорил.
HenryRed
Гонки очень дороги, наивно полагать, что деньги в них не главное.
1 км пробега в F1 стоил 1000$ в середине 90-х (в смысле, по износу и расходу). И, для сравнения, Рено Клио — 0,6$
Эмм и что это за сравнение? Велосипед еще дешевле, а санки так вобще бесплатно.
Сравнили несравнимое и непонятно какой вывод сделали.
Сравнивайте гонки с гонками.
Это сравнение в подтверждение Ваших слов о дороговизне гонок, в цифрах. Вывод в том, что и там, и там авто с бензиновым мотором, резиновыми шинами. Те же Рено выступают в F1 c конечной целью продать побольше Клио, а Мишлен — побольше шин. Не ради одних же медалек и гонораров.
Согласен с Вами.
талант конечно первоклассный вот что значит всю жизнь заниматься любимым делом
Очень мощная личность!
Молодец старина Берни.
Помню в 80-хх годах гонка смотрелась интересней, чем сейчас (на мой взгляд).
В НБА тогда, кстати, блистал Майкл Джордан. (тот же взгляд на ситуацию).
Я думаю, что он всё таки блистал в 90-х;)… они в 90-х становились неоднократными чемпионами НБА, в 80-х набирали темп!
Джордан и в 80-х "давал прикурить", но легендой стал, безусловно, уже в 90-х. Мне больше интересно, где тогда можно было гонки смотреть? Разве что за границей.
Гонки по РТР показывали, у меня даже момент гибели Сенны отразился в памяти!
Отработал своё старичёк — пора на отдых))
Как был у руля, так и останется . Только теперь серым кардиналом.
Все идёт по плану (с)
За статью спасибо, прочитал с удовольствием.
Спасибо, заходите еще!
Барыга какой- то прямо получается…
Дак если хоршо разобраться, все зажиточные люди прошлись по пути к своему состоянию по чьим то головам…
хорошо сохранился )))
С большим удовольствием прочел статью как говорится, от корки до корки) благодарю за интересный материал. Жаль конечно, но наверно он и сам для себя решил, что пора на отдых) надо дать дорогу молодым и свежим умам. Новым решениям. С удовольствием наблюдал гран при в своем родном городе, и с удовольствием возьму это за привычку, ибо гран при теперь у нас будет проводиться ежегодно.
Дочитал до конца! Маленький злой карлик! Господи, только не FISA! FIA это называется…
Господи, когда не в курсе лучше погуглить: en.wikipedia.org/wiki/F%C…onale_du_Sport_Automobile
FISA она называлась, именно так.
Дочитал. Понравилось. Сильный, уважаемый человек
Факт, не поспоришь
Старый черт наконец то завязал!пусть пропивает теперь четыре лярда в бассейне с девочками и бригадой кардиологов на подхвате-)
Кто нибудь дочитал до конца эту перепечатку?! 👆
Да
Молодец!
старая шельма)))))
Человек — ЛЕГЕНДА…
Что бы там ни было…
Большое у него моджо.
Думаю что по сравнению с ним Остин Пауэрс в этом смысле — так, мальчик мимо по дороге проезжал :))
Вообще энергии и наглости таких людей можно только удивляться.
И хотя по современным меркам 3,1 млрд USD — не очень большие деньги, но зато заработанные любимым делом, которое само по себе — мечта.
3,1 млрд USD — не очень большие деньги, но зато заработанные любимым делом, которое само по себе — мечта.
…
если вы занимаетесь любимым делом и при этом получаете за это деньги — вы НЕ РАБОТАЕТЕ ни одного дня в жизни.
не помню кто сказал, и, не дословно, но смысл донёс, надеюсь, верно.
Спасибо. Советую всем книгу почитать Тома Бауэра, если не читали конечно )))
Может быть теперь что то изменится в лучшую сторону. Заезды жужжащих одинаковых малолитражек с безликими юнцами за рулём по унылым рельсовым трассам уже порядком поднадоели, даже следить перестал.
Надеюсь, что теперь такие ГП как Монца, Сильверстоун, Монреаль, Спа и другие легендарные и зрелищные трассы получат 100 летний контракт на проведение гонки, вне зависимости от их финансового положения. А всякое говно, типа ГП Сингапура, Кореи, Индии и прочих скучных трасс, типа Мексики — будут навсегда исключены из календаря!
Ну насчет Сингапура — не согласен, это отличный Гран При, пускай и не богат на обгоны, но всегда интересно смотреть!
Простите, а на что интересно смотреть? На огоньки и колесо обозрения? В календаре уже есть трасса с отбойниками и где нет места для обгонов — это жемчужина, Монако. Так зачем нам дубль?
Так Монако же днем :)
Veny
Простите, а на что интересно смотреть? На огоньки и колесо обозрения? В календаре уже есть трасса с отбойниками и где нет места для обгонов — это жемчужина, Монако. Так зачем нам дубль?
Сингапур выделился став ночной гонкой, там достаточно интересные гонки проходят, в отличии от того же Баку, который явно уже лишний изза множества городских трасс
допускаю! Первые пару сезонов было интересно смотреть) В новинку так сказать. Но теперь ночных гонок целых 3. И менее зрелищная на мой взгляд — Сингапур. Хотя и Абу-Даби до появления DRS была тоже отстойной.
В Баку хотя бы есть реальное место для обгона. Но согласен, что можно было обойтись и без этой трассы.
Не могу не позанудствовать. Йохан Риндт во первых не сгорел, от удара о барьер он съехал внутрь кокпита и пряжка его двухточечного ремня перерезала ему горло, собственно это и стало основной причиной смерти. Во вторых Йохан Риндт погиб не за один этап до конца чемпионата, а за четыре считая и тот на тренировке перед которым погиб.
Спасибо! Такое занудство всегда на пользу. Поправил.
Вот так уходит эпоха. Берни, безусловно, легенда, но очень уж противоречивая личность, впрочем, как и все диктаторы. Спасибо за статью!
P.S. Небольшое примечание. Когда Йохен Риндт погиб в Монце на Гран При Италии до конца сезона осталось еще три Гран При.
Спасибо! Поправил.
Как к нему не относись, но он, как и феррари, у многих ассоциируется с ф1.
Согласен
Столько мелких гадостей про него в этой статейке, это, видимо, потому, что он дружит с Путиным? И фото его даже приплели. Эх, мышня, мышня…))
я б с Тамарой походил бы парой)
Вот уж бы многие не отказались ))
А дочка у него зачетная)
Формат у нее отличный, это факт ))
amusin777
А дочка у него зачетная)
У него их 3. Одна (Deborah) от первой жены и две (Tamara и Petra) от второй. На фото Тамара и Петра.
Жалко Берни( не дают эму новые хозяева доработать свой век…
Вот именно. Он же не сам ушел, а его уволили, оставив чисто формальную должность (можно сказать наблюдателя).