
Продолжаем публиковать главы из книги «Дорогами жизни и ралли» знаменитого гонщика Уно Аавы. Перевод книги на русский язык выполнен Алексеем Рогачевым с портала ussr-autosport.ru, с его же любезного согласия эти отрывки публикуются в блоге.
«…В середине октября 1966 года пришло письмо из Центрального автомотоклуба СССР с просьбой, но не приказом командировать меня в Москву в состав сборной Советского Союза для участия в IV «Высокогорном ралли» в Эфиопии. Ориентировочно продолжительность командировки составляла два месяца. Выступать предполагалось на двух «Волгах» и одном «Москвиче-408». Автомобили для ралли надо было выбрать среди тех, которые находились в продаже в эфиопской столице Аддис-Абебе, а с собой мы брали только двигатели.
Выяснилось, что я буду выступать вместе с Виктором Щавелевым. Главной целью нашего выступления было поднятие репутации советских автомобилей. В Эфиопии во множестве продавались «Москвичи» и «Волги», но многие из них простаивали из-за каких-то неисправностей, и уровень продаж упал, так как не было условий для их ремонта и технического обслуживания и существовал дефицит запчастей.

Эфиопское «Высокогорное ралли» (Fourth Ethiopian Highland Rally) проводилось 7-10 декабря 1967 г. в четвертый раз. Год от года эти соревнования становились все популярнее. В 1966 году местный раллийный комитет, покровителем которого был кронпринц Эфиопии Мерид Азмах Асфау Уоссен, решил пригласить на ралли советскую команду.
Приготовления к долгому пути начались в конце сентября 1967 года. Выступление в незнакомой стране в особенно тяжелых условиях было нелегкой задачей. Было известно, что трасса пройдет по высокогорьям и бездорожью саванн. По первоначальному плану мы должны были стартовать на двух «Волгах» и одном «Москвиче». В состав первого экипажа вошли москвичи Сергей Тенишев и Валерий Кислых, второго – львовские спортсмены Борис Ревякин и Эдуард Баженов, третьего – Виктор Щавелев и я.

Вечером 25 октября мы вылетели из Москвы и две пересадки спустя прибыли в столицу одного из старейших государств Африки. Нас ожидали представители советского посольства и совместной советско-эфиопской фирмы «Эфсо»: «Добро пожаловать!», дружеские рукопожатия, цветы.
Сезон дождей только что закончился, а термометр показывал +30. Нам, дебютантам, надо было запомнить много полезных вещей. Лучшими автомобилями в предыдущем ралли были «Мерседес-Бенц», «Фольксваген», СААБ, «Пежо» и «Рено». Прошлогодние победители, местные спортсмены У. Хайлер и К. Э. Сёдерберг, тщательно готовили свой «Рено» к новым соревнованиям. Предыдущее ралли было особенно тяжелым. Из 29 экипажей, помимо Хайлера с Сёдербергом, норму времени сумела выполнить только одна машина – «Пежо-404», на которой выступали греки П. Мириалис и П. Арсиеро, а помимо них, Аддис-Абебы достигли еще только три (!) автомобиля. Мы с удивлением услышали, что греки решили на этот раз стартовать на «Волге».

На следующее утро начались приготовления. Мы знали, что ждет нас впереди, и поэтому использовали каждую возможность потренироваться. Со склада «Эфсо» нам выдали пять совершенно новых «Волг» и один «Москвич». Виктору Щавелеву понравился снежно-белый «Москвич», который и стал нашим раллийным автомобилем. В окрестностях Аддис-Абебы мы проехали на нем первую пару сотен километров. Затем мы установили на него привезенный из Москвы двигатель, и можно было начинать обследование первого 1150-километрового круга.
Всего маршрут состоял из трех кругов. Лишь 17 километров мы прошли по асфальту, а затем начались мучения. На покрытой щебенкой дороге с глубокими колеями автомобили царапали дорогу днищем. На 117-километровом отрезке пути не было ни единого моста. Пять раз мы преодолевали реки вброд, когда вода часто доходила до уровня сидений. От центра провинции Бутаджира начался стокилометровый отрезок маршрута по бездорожью саванны.

Теперь мы почувствовали, что находимся в настоящей Африке. Сезон дождей завершился только недавно, и земля размокла. Машины проваливались в ямы, полные грязи. Мы были в грязи с головы до ног и с трудом продвигались вперед. Но куда? Ни одного ориентира не было, не говоря уже о дорогах. К счастью, мы встретили полицейского-амхара, который согласился показать нам дорогу до деревни Бульбула, где во время ралли будет располагаться контрольный пункт.
По пути мы всеми возможными способами отмечали направление движения: вырубали топорами засечки на деревьях, складывали пирамиды из камней, составляли точную легенду. Наш гид не ошибся: мы прибыли на место по кратчайшей дороге. За саванной последовали восемьдесят километров по асфальту, затем снова бездорожье, но уже по твердому грунту. Мы вернулись обратно в Аддис-Абебу.
Раллийные автомобили, которые еще не были как следует подготовлены к соревнованиям, портить смысла не было. Поэтому для дальнейшей разведки маршрута мы взяли два ГАЗ-69. Эти полноприводные автомобили в Эфиопии очень ценили. Второй отрезок первого круга привел нас в районы, где выращивали кофе, плантации которого поднимались до высоты 3000 м. Готовую продукцию перевозили по горным дорогам, вымощенным гравием; по ним худо-бедно можно было ехать, и особых неприятностей не случилось.

Следующий этап в высокогорных саваннах был особенно трудным. Подъемы иногда были настолько круты, что автомобили с трудом могли забраться наверх, а на обветшавших мостах им постоянно грозила опасность падения. Во время переезда через одну мутную речку ГАЗ остановился посередине: уровень воды поднялся выше колес, и вентилятор забрызгал систему зажигания. Нам пришлось вылезать в воду и толкать машину, в то время как другой ГАЗ на берегу тянул ее на буксире назад. Машина так глубоко увязла в грязи, что наших сил оказалось недостаточно, и мы позвали на помощь местных пастухов.

На последнем отрезке первого круга мы блуждали среди банановых и цитрусовых плантаций. Мосты через оросительные каналы не строили – как их переехать, каждый должен был думать сам. Перед концом круга мы еще раз поднялись в горы. С трехкилометровой горы Энтото открылся живописный вид на утопающую в зелени Аддис-Абебу.
Небольшой отдых, приведение машин в порядок – и снова в путь. Маршрут вначале шел на юг, а потом на восток по проложенной итальянцами военной дороге. Земля была здесь усеяна обломками лавы, и ехать можно было едва-едва. В саванне мы сделали несколько отчаянных попыток обозначить дорогу, чтобы потом не сбиться с пути, особенно в ночной темноте.
Достигнув военной дороги, мы вздохнули с облегчением: все же это была дорога. Радость, однако, оказалась недолгой, так как магистраль, когда-то содержавшаяся в порядке, пришла в запустение, а мосты обветшали. Мы с трудом перебирались через быстрые горные речки и промоины в насыпи. В конце пути – Дыре-Дауа – мы остановились в особенно роскошной гостинице. Город был очень чист и красив. Хозяевами здесь были только белые, а аборигены – их слугами. Город окружали богатые плантации сахарного тростника, лимонов, бананов и мандаринов. Редкие у нас лакомства здесь были очень дешевы.
Третий круг (1280 км) начинался в Дыре-Дауа и шел по уже пройденным дорогам обратно до города Содэре, где были теплые бассейны с минеральной водой. Белые плавали, черные продавали билеты. Трасса ралли снова поворачивала к югу. Мы ехали по бездорожью и с большим трудом различали указатели пути. Обратный путь в Аддис-Абебу дался нам с меньшим трудом. Мы прошли все три тысячи километров тяжелого и сложного пути.

Чтобы проверить указатели по пути, на ГАЗах мы прошли маршрут еще раз. По пути нам встретились почти все соперники. День старта близился. Во время тренировок мы убедились, что машины требуется приспособить к местным условиям. На «Москвич» мы установили защиту картера, кузов подняли по возможности выше, смонтировали дополнительный топливный бак, электрический бензонасос и более мощный генератор. Также мы установили дополнительные фары и доработали сиденья. За день до старта мы представили свои автомобили технической комиссии.За нашими приготовлениями с большим интересом следили участники из других стран, так как «Волги» считались серьезными соперниками.

День старта превратился в Аддис-Абебе в большой праздник. Площадь Маскали, где обычно проводились праздники окончания сезона дождей, была украшена флагами. Специально сооруженная трибуна была заполнена болельщиками, как и улицы, которые вели к выезду из города. На площади выстроились тридцать три автомобиля в порядке номеров, определенном жеребьевкой. Машины одиннадцати марок: «Рено», «Пежо», «Волга», «Мерседес-Бенц», СААБ, «Форд», «Опель», ФИАТ, «Фольксваген», «Тойота» и «Москвич» – были готовы уйти в трехсуточный путь по трудному маршруту ралли.
Наступил долгожданный миг. Под звуки марша, исполняемого военным оркестром, на эстакаду под навесом въехал автомобиль под номером 1. Кронпринц Эфиопии Мерид Азмах Асфа Уоссен пожелал спортсменам успеха и поднял руку. В то же мгновение поднялся стартовый флаг, и темно-коричневый «Рено» помчался среди рядов зрителей к выезду из города. Каждые три минуты стартовый флаг поднимался снова.

Среди советских автомобилей первой под номером 7 стартовала «Волга» Тенишева и Кислых. Номер греков был 10, Галкина и Терехина – 16, Ревякина и Баженова – 18, а Ипатенко и Брянского – 32. На боках нашего белого «Москвича» был нанесен номер 26. На первом 1150-километровом круге было всего 16 контрольных пунктов, куда участники должны прибывать в сроки, предусмотренные графиком. За раннее прибытие на КП не штрафовали.

Правил дорожного движения в Эфиопии как будто не существовало – во всяком случае, о них никто никогда не упоминал. Уже на втором этапе (117 км, гравийное покрытие, средняя скорость 80 км/ч) начались неприятности. В крутом повороте лопнула шина, и я с трудом удержал автомобиль на дороге.Мы ругали шины «Мишлен», которые использовали только из-за большего размера, что позволяло приподнять кузов машины выше. Мы опоздали на шесть минут. К счастью, наша «техничка» ГАЗ-69 была на месте, и мы получили новые запасные шины.
Мы шли по легенде. Справа и слева мелькали пучки света от фар других машин. Мы приблизились к той, что шла впереди нас, и обогнали ее – это был ФИАТ под номером 30. У СААБа с поднятым капотом возился финский экипаж. Стояла и «Волга» Ревякина с Баженовым (18), у которых сломался рулевой сектор. Позднее выяснилось, что ралли на этом для них закончилось.
Глаза вглядывались в темноту. Мы старались объезжать большие камни, кусты и деревья. Мы хвалили свой «Москвич», и настроение стало подниматься. Но тут мы на полном ходу угодили в яму и услышали, как лопасти вентилятора проскрежетали по радиатору. Подняв капот, мы увидели, что из радиатора струей течет вода. Тут же на месте в кромешной темноте при свете переносной лампы мы стали снимать радиатор, зная, что сзади идет «Волга» с запасным. Мы считали, что ждем «Волгу» одни, но, подняв голову, я увидел стоящих у машины местных жителей в белых халатах и с копьями; их белые зубы блестели в темноте.

Вскоре прибыла «Волга», мы быстро установили новый радиатор и продолжили свой путь. Пятнадцать минут драгоценного времени были все же потеряны. Перед контрольным пунктом мы в третий раз заменили колесо. Даже на следующем этапе на дороге с асфальтовым покрытием лопнула шина: на большой скорости в поворотах обломки лавы протыкали боковины.
И снова бездорожье – горная цепь. В тишине спящей в темноте саванны раздался монотонный гул моторов. Мы ехали с осторожностью, чтобы не ошибиться. Свет наших фар скрестился с другим. Мы сблизились – это оказались итальянцы на «Мерседесе». Вместе мы прошли несколько километров. По легенде у следующего большого валуна надо было повернуть направо, но «Мерседес» поехал прямо. Ехать следом? Мы все же повернули и не ошиблись. На КП мы опоздали на 28 минут, а итальянцы еще долго блуждали…
Последние 33 километра до Аддис-Абебы по асфальту были легкой прогулкой. Первая половина круга закончилась. Направляясь в Джимму, мы шли уже на «родных» шинах «Москвича». Теперь кузов сидел немного ниже, но поведение машины стало заметно лучше. Началась гравийная дорога (337 км, средняя скорость 95 км/ч), которая стала для нас самым удачным этапом. Приятно было ехать по горам перед восходом солнца – то над облаками, то под ними. Солнце встает в Африке очень быстро и разгоняет туман. В Джимму, центр района, производящего кофе, мы пришли при ярком солнечном свете. Перед нами туда прибыло 17 экипажей. Прошлогодние победители Хайлер и Сёдерберг на «Рено» опоздали меньше всех – на 40 минут – и вышли в лидеры. Мы опоздали на 1 час 13 минут.

После трехчасового отдыха автомобили стартовали через три минуты в порядке прибытия. Первыми на очередной 207-километровый этап умчались лидеры. «Маленький белый», как прозвали наш «Москвич» соперники, ушел в дорогу 18-м. На этом этапе, проходившем по горным саваннам без дорог, ни один экипаж не смог выдержать график. Мы опоздали на 28 минут. Началась езда среди полей, через грязные канавы и речки. Хорошо, что был солнечный день – ночью тут не проехал бы ни один экипаж.
Так мы приблизились к последнему этапу. До Аддис-Абебы оставалось только 35 километров, и тут… на подъеме на крутой речной берег сломалась полуось, на берег мы выскочили с разгона. К счастью, у нас была с собой запасная. Мы трудились изо всех сил. Мимо нас прошли все экипажи. Чтобы продолжить ралли, мы должны были на финише первого круга проиграть лидеру не более трех часов. Сумеем ли мы это сделать или же вылетим из соревнований? Все с головы до ног в грязи, мы закончили работу и помчались вперед. На последних километрах на горе Энтото мы отчаянно рисковали. На контрольном пункте прошло 2 часа 50 минут со времени прибытия лидера, когда «Москвич» ворвался на площадь Маскали. «Маленького белого» здесь уже не ждали. Обступившая нас толпа закричала: «Русс, "Москвич"!» Автомобили были в пути 21 час.

До Аддис-Абебы не добрались восемь экипажей, среди них и две «Волги». У греков также сломался рулевой сектор, машина перевернулась через крышу, и продолжать ралли было невозможно. С людьми, к счастью, ничего не случилось. Перевернулись еще две машины, остальные потерялись в саванне. Лидер – «Рено» под номером 15 – опаздывал на 50 минут, а лучшая пара наших – Тенишев и Кислых – была седьмой.
По графику после первого круга следовал трехчасовой отдых. Но мы примерно на столько же и опоздали и должны были сразу же готовиться к старту. Площадь Маскали была снова заполнена народом. Под звуки оркестра автомобили в порядке прибытия въезжали на эстакаду и отправлялись на 640-километровый второй круг.
Второй круг начался удачно. На 50-м километре мы обогнали две «Волги», немного позже – «Тойоту» и «Пежо». Но на КП мы сильно удивились: впереди оказались «Тойота» и «Пежо», которые мы обошли. Потом выяснилось, что они разведали трассу лучше, чем мы, и нашли сухое речное русло, по которому теперь и проехали. Когда мы выехали на магистраль Аддис-Абеба – Дыре-Дауа с гравийным и частично асфальтовым покрытием (так называемую военную дорогу), в темноте перед автомобилем выскочила гиена. На ее безобразной голове горели злобные глаза. Я затормозил. Испуганная гиена спрыгнула в кювет и исчезла.
Дорога становилась все хуже. На протяжении 90 км был только один нормальный мост, через остальные реки мостов не было. Мы ехали вброд, как получится. Чтобы отогнать сон, пили крепкий черный кофе, которого у нас собой было вдоволь. Мы сидели в машине уже двое суток. Перед окончанием круга мы обогнали «Тойоту» и два «Фольксвагена». Это окрыляло, и мы хвалили свой «Москвич» – было совершенно невероятно, что этот относительно легкий автомобиль выдерживает езду в столь тяжелых условиях. В Дыре-Дауа мы финишировали 13-ми, поднявшись на этом круге на 12 позиций вверх. Тенишев и Кислых поднялись в общем зачете на второе место. До Дыре-Дауа не дошли шесть экипажей.
Перед тем, как отправиться отдыхать, я обратил внимание, что на «Рено-16» лидеров меняли целиком весь передний мост на новый. Мы же ограничились только заменой амортизаторов. Наконец-то можно было девять часов отдохнуть.

Интерес к ралли в Дыре-Дауа был также велик. На центральной площади ко времени старта собралось несколько тысяч человек. Вслед за «Рено» в путь ушла «Волга». Наши экипажи, как дебютантов, дружески приветствовали. Среди публики было немало местных горожан. Последний, решающий круг начался. Еще 1212,9 км, еще одни сутки. Мы шли в середине. Только 20 км нам удалось держаться в графике, а потом лопнула уже восьмая (!) шина. Пока мы меняли колесо, мимо прошли две «Волги». Мы успокаивающе помахали им руками. Дорога была пыльной, об обгоне нечего было и думать. Облако пыли закрыло даже солнце. И вдруг – языки пламени на обочине! Мы проехали мимо горящего «Пежо» под номером 9, который, как мы потом узнали, выгорел дотла. Экипаж успел выскочить в последнюю секунду.
Колеса шедших впереди автомобилей по-прежнему поднимали над дорогой огромную тучу пыли, в которой обгон был невозможен. Утешало только то, что следующий КП, находившийся в центре провинции Уэленчити, был теперь не за горами. Дорога становилась все хуже и хуже. Камни, вылетавшие из-под передних колес, непрерывно ударялись о кузов. Но «Москвич» держался молодцом. Этап мы завершили с небольшим запасом времени. Сэкономленные минуты здесь были особенно нужны. Местные жители устроили участникам чрезвычайно теплый прием. Апельсины и бананы просто сыпались в автомобили. Но самую большую радость доставляла холодная и чистая родниковая вода, которую мы пили с огромным наслаждением. Настроение поднялось – ведь до сих пор все шло хорошо. Но на пути к следующему контрольному пункту снова начались неудачи – порвался ремень вентилятора. Потерянные минуты, ушедшие на его замену, ходом отыграть мы не сумели.
Следующий этап снова проходил по бездорожью саванны. Мы ориентировались по своим знакам и легенде. Этап завершили точно по графику. Началась езда по асфальту. Мы выжимали из своего «маленького белого» все, и тут снова порвался ремень вентилятора. Мимо нас промчались «Волги». За десять километров до контрольного пункта мы опять заменили ремень. В дело пошел последний запасной. Мы переживали – только бы выдержал до конца этапа! Выдержал!

На контрольном пункте мы взяли в автомобиле технической помощи новые ремни – ведь оставалось пройти еще более пятисот километров. И снова гравийная дорога, кое-где с пугающими подъемами в гору. Несмотря на это, средняя скорость была задана равной 90 км/ч! Здесь нас несколько раз выручал электрический бензонасос. Штатный насос во время тренировок порой отказывал – ведь машина иногда становилась чуть ли не вертикально. Мы опоздали всего на одну минуту.
Предпоследний этап третьего круга заканчивался в центре провинции Ауаса. Мы ехали по гравийной дороге вдоль горных склонов. Здесь нас поджидала опасность вылететь с дороги в поворотах, что, как правило, заканчивалось катастрофой. Бурные потоки воды с гор сделали во время периода дождей свое дело: мы с трудом перебирались через промоины. Несмотря на все это, этап сложился удачно: мы снова обогнали «Волги», потом «Тойоту», а перед контрольным пунктом – еще и «Пежо». Промежуточного финиша в Ауасе мы достигли 14-ми. Таким образом, наш экипаж опустился только на одну позицию (порвавшиеся ремни вентилятора!).
До Аддис-Абебы оставалось только 370 км и шесть КП. Наш лучший экипаж на «Волге» – Тенишев и Кислых, – который был в Дыре-Дауа на втором месте, в Ауасу прибыл седьмым. Экипаж допустил ошибку в саванне и в поисках маршрута потерял драгоценные минуты. Как оказалось впоследствии, эта ошибка стала для них роковой – из-за нее они упустили победу в абсолютном зачете.
На рассвете третьего дня ралли машины отправились на последний, решающий отрезок маршрута. Впереди ждала Аддис-Абеба – финиш! Первую пару сотен километров мы прошли хорошо, имея даже небольшой запас времени. Но потом мы угодили в очередную яму и услышали под кузовом какой-то подозрительный шум. Оказалось, что вылетел крестовый шарнир карданного вала, и ехать дальше было невозможно. Мы сняли кардан и жестко закрепили вал. Это все, что можно было сделать в сложившейся ситуации. Пока мы стояли, мимо прошли «Волги», «Пежо», «Тойота» и «Фольксваген». Перед контрольным пунктом в Бутаджире мы настигли «Фольксваген», но все равно опоздали на 33 минуты. Наши нервы и темп езды были взвинчены до предела. Все больше давала о себе знать усталость.

Перед очередным контрольным пунктом нам с большим трудом удалось обогнать местный «Пежо», экипаж которого старался всячески нам помешать. Несколько раз мы шли бок о бок, и итальянцев постоянно выручали повороты. В какой-то маленькой деревушке дорога стала немного шире, и мы держали там скорость 120 км/ч. Во время этой дуэли мы шли очень мощно и настигли экипаж из ГДР на «Тойоте». С ним мы также справились. Перед асфальтовой дорогой, ведущей в Аддис-Абебу, мы еще раз свернули в саванну. Среди полей кое-где попадались непроходимые грязевые ямы. Даже машина технической помощи с бензином и запчастями застряла в грязи. Но «Москвич» упорно пробирался через все ямы.
Когда мы выехали на асфальт, бензина в баке оставалось совсем мало. Дотянем ли до следующего места дозаправки? Мы с тревогой следили за стрелкой указателя уровня топлива, которая уже не двигалась. Дотянули! «Москвич» с заглохшим двигателем вкатился на заправочную станцию. На последних 20 километрах перед Аддис-Абебой по сторонам дороги стояли ряды болельщиков. Нас встречали особенно тепло – ведь первой финишную черту пересекла «Волга» Тенишева и Кислых под номером 7. Позднее мы услышали, что на второй половине последнего круга они продемонстрировали поистине виртуозную езду. Среди луж и ям с грязью наши спортсмены продемонстрировали возможности свои и «Волги». Оставив всех позади, они под ликование толпы пришли в Аддис-Абебу первыми. Мы мчались к столице, все время сигналя и таким образом привлекая внимание стоявших по обочинам людей к «Москвичу» – надежному, закончившему соревнования автомобилю.

За трое суток мы прошли в необыкновенно тяжелых условиях три тысячи километров. Из 33 стартовавших экипажей финишировали только 18. Победителями в абсолютном зачете второй год подряд стали местные спортсмены В. Хайлер – К. Сёдерберг на «Рено-16» (опоздание 175 минут). Второе место заняли С. Тенишев – В. Кислых на «Волге» (227 минут), третье – местный экипаж Х. Грегер – А. Саггесе на «Рено» (230 минут). В классе свыше 2000 см³ лучшими были Тенишев и Кислых. Другой наш экипаж – А. Ипатенко и Ю. Брянский – стал четвертым, еще один – В. Галкин и А. Терехин – пятым. Щавелев и я были в общем зачете шестнадцатыми.
Имелся и командный зачет, для которого из пяти экипажей ралли должны были закончить три. Первое место досталось «Рено», второе – «Волге», третье – ФИАТу. Мы создали советскому спорту и автомобилестроению хорошую репутацию. Уже в день финиша в магазине «Эфсо» было больше покупателей, чем когда-либо ранее. Кроме того, наши «Волги» были после финиша ралли в полном порядке. О «Москвиче» этого, к сожалению, сказать было нельзя – к финишу он совершенно разваливался. Передний мост деформировался настолько, что при движении прямо руль был повернут на 180° против нормального положения, то есть спицы рулевого колеса смотрели вверх.
После окончания ралли на обсуждении в торгпредстве СССР в Эфиопии выступлению команды дали хорошую оценку. Но я был зол из-за решения судей, которое огласили через два дня после финиша. Наш результат аннулировался, так как мы в конце первого круга опоздали на КВ из-за замены полуоси. Вообще-то у нас не было опоздания и почему же нам тогда разрешили пройти еще два круга? Но Ипатенко не стал подавать протест, так как мы выполнили главную задачу – финишировали. Он сказал: «Пусть будет у вас 16-е место».

TrunkMonkeys
🐒🐒🐒
Комментарии 155
Москвич удивителен своей надежностью при должном уходе!
Хорошее название площади!
Уже тогда было нечестное судейство против наших.
Комментарий удалён
против истины не поспоришь
Вот так вот, в Эфиопии, продавали в магазинах на бери-нехочу, а советский покупатель мог только мечтать, стоя с купоном в руке, в десятилетней очереди, по цене хорошенького Мерседеса.
А сейчас в очередях стоять не в падлу, михалыч? За солярисом то? Болтать-не мешки ворочать.
Солярис, что это? Салон для загара?
BomzhEurospec
Вот так вот, в Эфиопии, продавали в магазинах на бери-нехочу, а советский покупатель мог только мечтать, стоя с купоном в руке, в десятилетней очереди, по цене хорошенького Мерседеса.
Потому что продажа машин заграницей давала такую ценную для советского союза валюту
Давным давно была такая книжка, называлась " Москвичи на" Москвичах", и там описывали будни раллийной команды- очень занимательное чтиво, рекомендую!
Очень интересно. Прям детство вспомнил. А за Москвича: с 412-го мотора сам вытаскивал 140 Л.С. Проблемы были с рулевыми тягами (переделывали на газ 24), верхними шаровыми опорами.
А у коробки были проблемы с кулисами: слишком большой ход переключения передач. Ну и за гонки: какой современный мотор сможет на второй передаче 120 Км/ч? А Москвич держал у меня до 180 000 км. Потом заменили кольца и еще столько же. Люди просто тогда не знали что 412, , дышать" начинает после 2500 оборотов. и гробили откровенно мотор. Жигули тогда — это комфорт. А Москвич -работяга.
Госспади, Шевроле на первой вывалевает из 100 сотки.
Советские раллисты это механики за рулем, потому и доезжали.
Очень интересно, читал взахлёб! После прочтения аж захотелось москвича прикупить))
Я аж зачитался.
История наших людей и машин.
Очень интересно🖒🖒🖒класс
Интересно, как на наши борта попали колокола и аджип шестиногая собака
Так же как и сейчас. Спонсоры. Ониж дикари, там в 1951 году только только рабство отменили. А в 53 году под пендосов легли. Вот и вся история появления. Что велели налепить на машины то и налепили.
Спасибо, очень интересно 👏👏👏
Не раз ездил по упомянутым маршрутам лет 15 назад. Даже тогда на подготовленном внедорожнике там было несладко. Покрышки рвались в лохмотья, амортизаторы успевали вытечь и высохнуть, от вибраций и тряски отваливались подножки и кенгурятники, лопались трубки кондиционера… В условиях высокогорья мощность двигателя заметно падает…
А уж каково там было на по сути стандартных Москвичах и Волгах в 60-е — страшно подумать. Гонщики — настоящие герои. Железные люди!
Это не ралли для легковых автомобилей а как минимум ралли-рейд для полноприводников а то и трофирейд !А тут легковушки ездили, капец просто(((
Если кого заинтересовало…
Почитайте книгу Олега Богданова "Трамплин-полет", есть в интернете.
И про Уно Ааво в ней тоже есть.
Или из относительно свежего
eulex Хроника одной авантюры
А потом говорят, что Рено или Пежо совсем ломучие и ненадёжные))) Реношка оказалась не хуже Волги, подвеску которой разломать — талант нужно иметь. Слабо представляю, в какие ямы улетали, чтобы рулевое разломать на двух машинах…
Не рулевое, а механизм переключения передач. На 21 наиболее узкое место в трансмиссии.
Пишут же про "рулевой сектор". То ли рулевой механизм разваливался, то ли маятниковый рычаг отрывало. А вот переключение передач на 21-й доломать плохой дорогой не получится. И конструкция на деле весьма надёжная, если не забывать хоть раз в пару лет смазывать.
— О, эфиоп!
— Я русский! И в Эфиопии никогда не был!
:)))
(фильм "Жмурки")
Красиво написано))) читается на одном дыхании.
Ралли тогда показывал лучших спортсменов, а не самый большой бюджет, как сейчас.
Попробуйте обогнать, например, Лукянюка не убейтесь только.
«Русский с эфиопом братья навек!» Это правда.
Вот и известный эфиопский писатель А.С.Пушкин родом как раз из этих мест.
Предок А.С. Пушкина был родом из тех мест
Именно так, из провинции Эритрея, там ему и памятник стоит как известному рускому поэту.
Спасибо за статью! Очень интересно было почитать!
Газ 21, конечно, быстроходнее и прочнее 408 Москвича, но в 67 году уже ждали ей замену и продажи объективно падали. Если бы представить, что на ралли выставили бы газ 24, то наверняка была бы громкая победа с минимумом поломок.
Крутейший материал, спасибо.
А гонщики конечно герои… Пытаться с кем-то соревноваться на автомобиле, у которого 35 секунд до сотни — уже подвиг!
По описанию дорог, доезжает не самый мощный, а самый надежный. Плюс опытная команда с хорошими умениями вождения, ориентирования и "гайкокручения".
"Типичная картинка Аддис-Абебы середины 60-х. Уж не 'Волга' ли там едет?!"
У автора, похоже, совок головного мозга… Если имеется ввиду чёрный седан на первом плане — то характерный трехлучевой прицел на крышке багажника какбэ намекает, что это точно не Волга. Да и серый автомобиль на встречке чуть поодаль тоже ни разу не похож.
Угу, черный — это седан W180, ранних выпусков, судя по выпирающим поворотникам на крыльях — они потом переехали вперед, над фары, стали обтекаемыми.
А вот на встречке, очень похоже на М407, его много на экспорт отправили.
Это не сейчашние сопельки со всевозможными лимитами, это был спорт настоящих мужиков, где ошибка стоила жизни. При этом желающих гонять в соревнованиях было больше чем сейчас.
Любой кто в теме знает, что сейчас экипажи куда квалифицированней.

Тогдашний уровень, это примерно уровень первенства водокачки сейчас.
Ну вы сравнили!Вы знаете что такое современный раллийный автомобиль?А тогда это были серийные машины
Особенно пыж Т205 :)) был серийным
Шагнуло вперед все и железо и техника пилотирования.
Vitaly-RU
Любой кто в теме знает, что сейчас экипажи куда квалифицированней.

Тогдашний уровень, это примерно уровень первенства водокачки сейчас.
И что хотите этим сказать? Дороги идеальные просто, не то что было тогда, в Эфиопии!
Смешно конечно неуклюжее волгалище видеть в наклейках )
21-я — очень стремительная и элегантная машина по тем временам. Но непривычно, да.
В отличие от современных ралли-рейдов, в 60-70-х в бой шли не специально сконструированные прототипы, а обычные легковые машины, даже не полноприводные. Говорите что хотите, а Москвич все-таки был отличной машиной, а советские гонщики отлично знали матчасть, умели на обочине провести ремонт любой сложности и боролись до последнего.
Так это и видно. Поменять радиатор за 15 минут, на природе, это не шутки!
Комментарий удалён
ну что то москвичи со своим крутильными движками, быстрее жиг не ездят) рессоры вообще позапрошлый век, да и вся подвеска на москвиче как желе, жигули в сравнении с москвичем рулится как картинг. единственное что москвичеводы ставят в противовес так это — подвеска крепче! епт ну тогда сядь на телегу, там вообще подвеска вечная)
Ну да, рессоры прошлый век, зачем их только на всех рамниках до сих пор буржуи ставят, наверное не знают, что их в прошлом веке отменили)))
Ставят потомуч то это телеги, никто не спорит что бездорожья это хороший вариант
Ну да, митсу паджеро это телега)))
Конечно как корова на льду, это только говны месить или по ранчо в техасе ездить, буржуи это понимают, а наши идиоты по городу на этих телегах ездят
ну буржуии на митсубиши L200 говна возят а у нас понти
cat-dog
Конечно как корова на льду, это только говны месить или по ранчо в техасе ездить, буржуи это понимают, а наши идиоты по городу на этих телегах ездят
от нищеты (умственной и финансовой ) ездят на рамниках рэссорных по городу. Буржуй имеет несколько машин, и меняет их как обувь, это совки и зимой и летом… . В берцах в центр города ползут идиоты
cat-dog
Ставят потомуч то это телеги, никто не спорит что бездорожья это хороший вариант
Амарок телега? Ну-ну, сразу видны глубокие познания.
амарок пикап епт
И что? По комфорту он далеко не телега, а вполне себе легковой автомобиль.
смотря с чем сравнивать и о каком комфорте говорить
mehaniktank
Ну да, рессоры прошлый век, зачем их только на всех рамниках до сих пор буржуи ставят, наверное не знают, что их в прошлом веке отменили)))
Просто народ не умеет их правильно готовить. А есть ещё ряд дегенератов, которые считают, что Мак Ферсон лучше классической двухрычажки. Надо инженерам формулы 1 как-то намекнуть, что они глупые и пора на мак ферсон переходить.
А инженеры GM совсем дураки, традиционно в новый корвет поставили рессору в передней и задней подвеске. И проехали Нюрбургринг за 7:29 на 500 сильной стандартной версии.
cat-dog
ну что то москвичи со своим крутильными движками, быстрее жиг не ездят) рессоры вообще позапрошлый век, да и вся подвеска на москвиче как желе, жигули в сравнении с москвичем рулится как картинг. единственное что москвичеводы ставят в противовес так это — подвеска крепче! епт ну тогда сядь на телегу, там вообще подвеска вечная)
только москвичеводы пусть вспомнят, как эти "рэссоры" сквозь пол в салон проваливались и лонжероны задние ломались, а также постоянно текущие ТОРМОЗА радиаторы ( все включая масляный) и постоянная болтанка на руле. Да там вся машина "сарай" . Москвичевод 426, и 2137
Масляный радиатор? На москвиче? Москвичевод? ))) Ну-ну.
а как жи, на 408 412 всегда ставился масляный радиатор ( уж тогда не позортес сами ) он устанавливался за облицовкой перед основным радиатором охлаждения двигателя. К масляному радиатору на подводящем патрубке установлен кран. Жаль из гаража уже уехал а то фото скинул бы. И всегда этот радиатор был головной болью москвичатника так как из за течи давление масла в системе было низким ибо он тёк или сопливил. Ну, прописная истина. Учите матчасть.
У 408 один мотор. У 412 совершенно другой. На 426, и 2137
шли моторы 412. Где вы там нашли масляный радиатор?
426 это универсал 408! окститесь сударь. 427это универсал 412, а радиатор ставился и на 412 и на 408 они ОДИНАКОВЫЕ! Посмотрите руководство по эксплуатации этих двух машин. У меня 426 в гараже только от него приехал. Масляный радиатор не вооруженным взглядом виден. В 60 — х годах ещё масел моторных для теплонагруженных двигателей НЕ БЫЛО ! Считалось великим делом дизельное масло лить в движки. Вы хоть освойте инфу по тому периоду. А 2137 это уже период жигулёвской эпохи, там и масла моторные стали появляться и на 2137 2140 фильтр жигуля стоит, а вот 412 427 там примерно как на 408 картридж менялся а стакан для отдельный был. Москвич это очень такая "дримучая"машина.
Все я на ужине
Да, я явно накосячил, прошу прощения ))
У меня они были все с 412 мотором, радиатор увидел
только на Волгах.
Мне когда отдавали 426 Москвич к нему по мимо прочего выдали два новых масляных радиатора упакованных в полиэтилен и так перевязано бечевой все. Я долго ( действительно долго ) думал — ну зачем было прежнему хозяину хранить ДВА радиатора при третьем на машине. Оказалось, что это хрупкий вещь и его (
радиатор ) надо всегда иметь в запасе, а помня советский "эфицит" их брали впрок. В летнюю жару вот эта полка у бампера переднего при включенном радиаторе всегда в масляной испарине отчего краска на полке очень быстро мутнеет, а потом и облезает создавая очень не приличный "затёрханный" вид. И многие москвичеводы, включая и меня, просто отключают его поворотом крантика. Или снимают этот радиатор вообще. Я оставил для выставок, чтоб люди видели что так оно было. За Москвич и ЗиЛ не надо радеть — это два самых бестолковых, глупых предприятий автопрома СССР, чем больше за него, Москвича, "топят" тем только хуже памяти этого завода. У Москвича с благодарностью можно вспомнить две модели автомобиля, это Москвич 402, 407, 403 и их модификации и Москвич 214145 Святогор-Рено — ВСЁ БОЛЬШЕ ТАМ ПОМНИТЬ НЕЧЕГО. Два модельных ряда за период с 1946 по 2000 годы.
Ну не знаю. Будучи владельцем 412-го и 21406, ну и поездив на 130 и 131 зилах, я бы не был так категоричен. Звезд с неба не хватали, но в общем и целом, ездить было можно.
Комментарий удалён
да не гони, то-то же как жигули в ссср появились, сразу на все раллийные москвичи пошли тормоза и коробки от шохи
Класс!👍
Спасибо Вам и всем, кто участвовал в переводе и издании книги.Очень интересно.
Да! Меня рожденного в СССР это не удивило! Денег то на покупку нового Москвича для себя заработали? Чагин вот тоже своих пацанов по миру гоняет! А миллиарды зарабатывает Когогин…
Есть такое понятие — коньюнктура рынка.
Если Кокорину платят столько, значит он ровно столько стоит. Здесь и сейчас. А если Чагину не платят, ну вы поняли… значит он работает за идею. И это не заговор массонов, просто такова жизнь. Футбол любит и смотрит значительно большее количество народу, чем ралли рэйды.
TOUAREGIN
Да! Меня рожденного в СССР это не удивило! Денег то на покупку нового Москвича для себя заработали? Чагин вот тоже своих пацанов по миру гоняет! А миллиарды зарабатывает Когогин…
Я думаю врядли: за 2 месяца достаточного количества сертификатов не заработать. За Африку платили именно такими, с желтой полосой (это мне на память остался, родители уже не помнят, скорее всего дали на сдачу)
Дааа, чеки ВПТ один к двум продавались… зато в Березках был именно Фирменный товар.
Пользовался услугами дельцов.
да, так и есть, там был представлен дефицитный отечественный и импортный товар.
Интересные статьи.чувствуется дух времени, время здорового авантюризма.наверно эти экипажи были прототипами фильма гонщики с янковским и леоновым
…»дух времени…» был тогда в том, что кормчие обещали в 80-том году коммунизм, а в 60-тые «…догоним и перегоним…». «Наша цель Коммунизм», и мы верили, и думали, что причастны к осуществлению этой «цели». Но пришёл 80-тый и …
Наверное, что бы управлять народом нужна цель. В моей жизни их было! Уже 3 и все мимо…
Отличная статья!
Классно! Мне бы на мой 408-й движок электробензонасос насос — тогда и по Африке можно ездить)) Спасибо за статью!
У меня внедрен электро… я от мех. насоса вообще отказался
Привет, как самочувствие? А в БЖ есть про электробензонасос? Слышал, от ЗАЗ ставят.
Есть и в бж. вот он. Китай низкого давления. Год с ним прошли вместе.без проблем.
Нашёл в БЖ про насос. Конечно, нужна электроника, чтобы качал в зависимости от оборотов. И от перебора спасёт. Пока думаю, как внедрить в штатный насос доп. штуцер из камеры, чтобы через него сбрасывался избыток воздушного давления через стандврнтный ВАЗовский клапан. А дальше — в обратку.
Ни один из насосов на инжекторе не работает от электроники. обратка решает все проблемы… все чем управляет электроника это подачей напряжения на него…
Radiodiman
Нашёл в БЖ про насос. Конечно, нужна электроника, чтобы качал в зависимости от оборотов. И от перебора спасёт. Пока думаю, как внедрить в штатный насос доп. штуцер из камеры, чтобы через него сбрасывался избыток воздушного давления через стандврнтный ВАЗовский клапан. А дальше — в обратку.
А в целом ищи перепускной клапан от фолькса б2 народ говорит что обратка решает проблемы а мехнасосом.
Тогда и трубопровод придётся дополнительный делать для обратки — аж до бака.
Само собой
Кажется, я понял, как это должно работать.
В штатном режиме насос качает бензин, а в трубопроводе обратки возникает разряжение, т.к. со стороны бака идёт расход в основную магистраль, а со стороны двигателя обратка закрыта обратным клапаном. При перегреве насоса горячий воздух разопрёт камеру насоса и прижмёт впускной клапан к седлу — бензин поступать в насос перестанет. Но этого давления горячего водуха (точнее — бензино-воздушной смеси) не хватает, чтобы открыть выпускной клапан. Вот в этот момент и надо помочь выпускному клапану открыться.
Это можно сделать с помощью электронасоса или механически, когда разряжение в обратке начнёт открывать обратный клапан и поможет открыть выпускной клапан насоса. Когда избыточное давление воздуха в камере насоса уйдёт в обратку, давление в основной и обратной магистралях выровняется в баке и впускной клапан насоса снова начнёт открываться.
В этой схеме до перегрева, возможно, и не дойдёт, т.к. избыточное давление будет стравливаться в обратку периодически.
За чем так усложнять? Всё проще. Постоянный поток топлива через бензопровод и обратку не даёт насосу перегреваться.
Хорошо, если так. В любом случае, мне предстоит это проверить на практике. Хотелось бы реализовать пассивную схему, т.е. без электронасосов и клапанов. Пока о реальном опыте использования обратки на Москвиче-408 ничего не нашёл. Может, плохо искал))
Ставил на карбовый движок эл насос вместо механики /с обраткой/. Все ОК.
Да, эта схема рабочая. Спасибо.
Мне хотелось бы сохранить аутентичный бензонасос со стеклянной колбой. Ну очень он мне нравится))
Начну просто с обратки. Дальше — полевые испытания и доработки до победы)
В принципе можно попробовать поставить электронасос перед родным. Должно работать. Но обратка обязательно
Radiodiman
Да, эта схема рабочая. Спасибо.
Мне хотелось бы сохранить аутентичный бензонасос со стеклянной колбой. Ну очень он мне нравится))
Начну просто с обратки. Дальше — полевые испытания и доработки до победы)
И в обратку вставить обратный клапан от 08.
Да, именно так — по пассивной схеме.
Всё для этого есть. Только надо думать, как фиксировать трубопровод обратки — кронштейны штатного трубопровода не удержат две трубочки, а что-то привинчивать к днищу или варить — портить заводской очень хорошо сохранившийся грунт…Пока не придумал.
Стяжками к основной. Лучше пластик. И меньшего диаметра. А подключение через тройник.
Стяжки теряют эластичность со временем и рассыпаются. Для бензопровода как-то стрёмно.
161asc
Стяжками к основной. Лучше пластик. И меньшего диаметра. А подключение через тройник.
Можно подумать о стандартных оцинкованных хомутах. Надеть на основной трубопровод разрезанную повдоль резиновую трубочку длиной сантиметра три. И такую же трубочку — на обратку и скрепить вместе оба бензопровода хомутом поверх этих трубочек. Скреплять надо вблизи штатных кронштейнов (сразу за ними) как бы притягивая хомутом основной трубопровод внутрь кронштейна. Это даст дополнительную прочность и основному трубопроводу.
Radiodiman
Да, именно так — по пассивной схеме.
Всё для этого есть. Только надо думать, как фиксировать трубопровод обратки — кронштейны штатного трубопровода не удержат две трубочки, а что-то привинчивать к днищу или варить — портить заводской очень хорошо сохранившийся грунт…Пока не придумал.
никак обратку не делать, оставить ретро машину как она задумана и ездить на ней на выставки да на парад два три разА в год. ИМХО.
Р. S имея во владении Москвича 426 держу его только в оригинале и только для паблик.
Езжу летом постоянно и в жару тоже. Можно ещё и с самим насосом поколдовать, но всё-таки хотелось бы решить эту проблему окончательно.
на 408 Москвиче? Ездите постоянно? Где временное окно в котором Вы находитесь?
"Только в полёте живут самолёты" — Москвичи на любят простоев.
Очень спокойно отношусь к себе и своему Москвичу на дороге и особо не обращаю внимания ни на восторженные ни на презрительные взгляды в нашу сторону, как и этот импозантный мужчина с трубкой, наверное.
А интерес к старой технике вне времени и "современных" тенденций.
Хотелось бы побольше информации о Вашем 426-м. Почему не ведёте БЖ?
да, Москвич такая машина стоять на месте не любит. Я к своему года 1,5 — 2 не подходил . Хранится он в гараже. Сейчас время такое, сложное, концентрация внимания на зарабатывании "дених" . А Москвич, я иногда о нем бывает забываю. Когда-то мы с ним на сорокинские выставки ездили, сейчас градус интереса снизился.
daniska1982
А в целом ищи перепускной клапан от фолькса б2 народ говорит что обратка решает проблемы а мехнасосом.
Как всё сложно… Я ставил на фолькс-жук запоровский электронасос от печки и проездил больше года, пока не продал машину. Никаких клапанов и обратки. И никаких проблем. Сейчас такой стоит на Баркасе как подкачивающий на случай, если закончится бензин. Недавно кончился родной бензонасос- перекинул шланг напрямую на карб, щёлкнул тумблером и поехал.
У меня даже электронасос завоздушивался.
С чего бы это? Непонятно. А запоровский хорош тем, что качает только когда идёт расход бензина. И никаких реле не надо.
К примеру недавний Шелковый Путь. На соответствующих этапах лидеры 200 км/ч, остальные 120. Это максималки по бездорожью. Я, который не мало проехал по бездорожью, плохо себя представляю за рулём на бездорожье на таких скоростях.
Не бездорожье, а дороги без покрытия. Бездор — это трофи, и там су-шку быстрее пешком пройти, чем проехать на машине )))
Maxim777ist
К примеру недавний Шелковый Путь. На соответствующих этапах лидеры 200 км/ч, остальные 120. Это максималки по бездорожью. Я, который не мало проехал по бездорожью, плохо себя представляю за рулём на бездорожье на таких скоростях.
Я как-то шёл по степной дороге 170 км/ч на Audi 80 V6 2.6 переднеприводном, на тренировках перед любительским ралли. Когда посмотрел на спидометр было страшно, но машина позволяла, обычная серийная, без тюнинга.
Гонять на ознакомлении — а я я яй :))
Добром это часто не кончается :((
Согласен, но я тогда был молод, а дорога там была хорошо просматриваемая, надо было понять приблизительные пределы машины, выбирали между переднеприводным Audi 80 и заднеприводным Nissan Skyline. Но на Скае уже после 100 км/ч такие заносы кормы начинались, что его участие сразу перечеркнули, он только для асфальта
Да мы на первой гонке сами чуть под лесовоз чуть не засадили.
А потом была изветная история в Пено, когда на ознакомлении ниву подбили, водитель умер у нас "на руках", точнее пока переворачивали :((. С тех пор на ознакомлении не гоняли.
Офигеть… да уж.
А я недавно много общался с Антоном Захаровым, и у него тоже был эпизод, когда на ознакомлении чуть не столкнулись с гражданскими, убрались в кювет, были ещё и непристёгнутыми, поломались прилично, хорошо, что без жертв.
Ну и история этого года, на псковском ралли…
И в Тверской области тоже недавно…
Ой, в Тверской, ошибся…
В Псковской же Лукас попал в лобовуху. Было и там и там.
Да, я про Лукаса имел ввиду, на память не запомнил, какая область…
Была 2 похожих крэша :( в этом году на "тестах". В Тверской и в Псковской областях. От сюда видать и путаница в памяти.
Получается так…
Maxim777ist
К примеру недавний Шелковый Путь. На соответствующих этапах лидеры 200 км/ч, остальные 120. Это максималки по бездорожью. Я, который не мало проехал по бездорожью, плохо себя представляю за рулём на бездорожье на таких скоростях.
На "грунтах"(это резина такая) пофиг, почти как оп асфальту.
много поломок за 4000 км? а, ну да, ралли ж это когда все чинно по автобану едут.
Мощь СССР во всей красе, молодцы ребята!
Эта мощь пропоганды, благодаря которой люди делали невероятные вещи просто так, за родину как говорится. А ссср тут не причем.
Родина тут первое слово…
cat-dog
Эта мощь пропоганды, благодаря которой люди делали невероятные вещи просто так, за родину как говорится. А ссср тут не причем.
при чем тут вообще пропаганда?
это реализация самоуважения пилота, который (как все профи) никогда не думает про всякую фигню типа — под чьим флагом выступает и так далее. А думает — "я вышел на трассу и я сделаю что смогу, а потом еще немножко, потому что это Я."
Вот вот, в ссср все готовы были делать все по максимуму и еще чуть чуть просто за идею, за бесплатно, при этом ничего народ не имел, что эти пилоты, что обычные сталевары. Вон гагарину волгу выписали и будь здоров и посмотрите как в сша космонавты жили. Это и называется пропаганда, когда людям вдалбливают идею и хоть зарплату не плати а человек пашет "во благо, во имя"
все живут на какой то своей волне, ты — похоже в каком то своем выдуманном СССР.
все профессионалы всегда работают немножко за идею. иначе профессионалом не стать.
то что ты любишь делать — ты будешь делать, даже если за это доплачивать придется…
Добавлю, что это не зависит ни от страны, ни от идеологии. С.П. Королёв вывел страну в космос, хотя нахлебался от режима по самую пробку. Вернер фон Браун дотянулся до Луны, работая де-юре в стане врага. Просто "архитекторы" современного общества сделали все для того, чтобы таких людей появлялось как можно меньше. Ибо жмотоватыми проходимцами типа "себе на уме" и тупыми телесериальными овцами управлять куда проще в силу их предсказуемости.
Bratson
при чем тут вообще пропаганда?
это реализация самоуважения пилота, который (как все профи) никогда не думает про всякую фигню типа — под чьим флагом выступает и так далее. А думает — "я вышел на трассу и я сделаю что смогу, а потом еще немножко, потому что это Я."
Почитайте книгу Олега Богданова "Трамплин-Полет". Они не профи в современном смысле, а любители.
Что конечно не умиляет их заслуг.
Зы … это-ж сколько поломок за 4000 км?
На трассе, где волки (простите, львы) по-большому ходить боятся? Ну, так это ещё немного, тем более для серийной машины.
Интересно
Выпускали бы сейчас москвич, купил бы. Жаль что их производство свернули.
Так купи, их полно продают
Да надо.
Класс!
Побольше бы подобных статей…
Огонь. Побольше бы таких историй
Москвич гамно всегда знал это
Самокритично!
новая машина, все что можно сломалось… ну как так?
Кто-то сгорел по дороге, многие вообще не доехали…
кому Вы это объясняете?
cat-dog
новая машина, все что можно сломалось… ну как так?
Ну ты же москвич!
И поэтому было столько поломок? Не пойму что вы хотите сказать
Ну сами подумайте :заводские машины, и дошли до финиша в первой половине. А москвич, ну что москвич :для того и гоняли по гонкам, чтобы выявить слабые стороны.
А я тут причем)?
Ну ты же москвич! 😂
cat-dog
Москвич гамно всегда знал это
Да, часто так бывает. Встречаешь москвича, думаешь человек, а он говно.
нужно быть полным идиотом, встречая машину, думать что он человек
Wazawai
Да, часто так бывает. Встречаешь москвича, думаешь человек, а он говно.
Это, чаще всего, не коренной москвич, а москвабадец — относительно успешный покоритель Нерезиновой. Со своими местечковыми "свинцовыми мерзостями" и ахринеть как возросшим самомнением)))
cat-dog
Москвич гамно всегда знал это
ну нравится тебе жигули и радуйся) я вот тоже всегда знал что жигули гамно, а москвичи и ижи очень люблю. жаль что не встречал что то статей как жигули на ралли то побеждали…
Была другая политика завода, зато вы наверное встречали как раллийные москвичи побеждали с коробкой и тормозами атшахибеспеределак) потому что родные то гамно… особенно коробка, родом из 40ых годов разоаботанная под двигатель в 40 лошадей
ну какие вот коробки и тормоза атшахи в 68-72годах?) откуда им взяться)
Я про те года когда когда это было
Превосходно.
Спасибо, прочёл на одном дыхании.