
Австрийский гонщик Алекс Вурц однажды сказал, что "автоспорт был, есть и будет опасным". С самого своего начала автомобильные гонки сопровождались риском. Потеря пилотом контроля над машиной, активная борьба на трассе или простая неисправность болида еще никогда не приводили к положительным результатам, однако риск и пилотирование на пределе возможностей всегда оставались неотъемлемой частью автоспорта. Можно даже сказать, его сутью и философией. Далеко не один гонщик получал серьезные травмы в результате аварии или даже погибал, что весьма печально. Но, признайтесь, не будь неожиданных столкновений, обидных вылетов с трассы и просто выхода из строя двигателя в самый напряженный момент, гонки потеряли бы часть своего волшебного шарма. Я предлагаю вашему вниманию истории пяти известных аварий, которые навсегда остались в памяти зрителей и участников.

1. Знаменитый летающий Mercedes.
1999 год, Ле-Ман, квалификация. Mercedes CLR Марка Уэббера под номером 4 внезапно взлетает в воздух во время обгона болида Audi и приземляется через 300 метров. Уэббера вытаскивают из поврежденной машины, сам пилот на удивление не получил никаких серьезных увечий, однако данное происшествие не обеспокоило руководство Mercedes, поэтому оно стало лишь первым из серии. Второй "взлет" произошел во время прогрева, за несколько часов до начала марафона. Тот же номер 4 под управлением Уэббера находился в обгоне перед поворотом "Мульсанн" в тот момент, когда наехал на небольшое возвышение. Поток воздуха хлынул под днище, и машина взлетела на целые 9 метров над треком и приземлилась на крышу. Гонищка благополучно извлекли из кокпита, он снова не получил серьезных травм. Как ни странно, вторая авария, которая ясно продемонстрировала серьезные проблемы с прижимной силой, заставила Mercedes снять с соревнований лишь этот CLR. К оставшимся двум болидам, после консультации с специалистом по аэродинамике, на переднюю часть прикрепили закрылки, которые должны были устранить проблему. Оставался последний, самый эффектный полет, прекрасно заснятый на камеры. На 76 круге гонки Питер Дамбрек пытался обогнать болид Toyota GT-ONE на прямой после поворота "Мульсанн", когда его машина сделала не что иное, как взлетела на внушительные 15 метров в воздух, совершила 3 оборота и упала в лес, который начинался сразу за границей трека. На этот раз гонщику вообще не понадобилась помощь. Дамбрек самостоятельно выбрался из поломанной машины без каких-либо повреждений, что можно считать настоящим чудом. Mercedes снял с марафона оставшиеся 2 болида и поставил жирный крест на участи в легендарном Ле-Мане. Так закончилась яркая и, к сожалению, местами трагичная история участия серебряных стрел в гонках на выносливость.
2. Трагедия в Португалии в 1986 году.
Группа Б с самого начала была и остается, пожалуй, самым экстремальным явлением в истории автомобильных гонок. Разве могут быть не экстремальными болиды массой в 900 кг, которые на гравии (!) разгонялись до сотни за 2 секунды ? К сожалению, Группа Б принесла с собой и немало страшных происшествий, которые в конце концов и привели к ее ликвидации. Созданная в 1982 году, Группа Б значительно повысила популярность ралли, положила начало крупным победам Audi в спорте (вспомним Audi Quattro) и стала кульминацией спортивной карьеры некоторых талантливых гонщиков. Но она не могла просуществовать долгое время по определению. Так, первой крупной трагедией стала авария на ралли Португалии в 1986 году. В одном из поворотов неопытный пилот Йоахим Сантос (Joaquim Santos), который впервые пилотировал болид такой мощности, не справился с управлением и врезался в толпу зрителей. Тогда целые коридоры из фанатов, пытавшихся сфотографировать раллийные машины вблизи или даже дотронуться до них, были обычным явлением, никто толком не думал о правилах безопасности, хотя стоило. Поэтому несчастные случаи, когда болид на огромной скорости проносился в полуметре от зрителей, стали лишь вопросом времени. Так, Ford RS200 Сантоса не вписался в траекторию и убил троих людей, нанеся тяжелые увечья десяткам. Это стало первым крупным несчастным случаем в истории группы Б, однако к ее полной ликвидации побудила другая авария

3. Трагичная смерть Хенри Тойвонена.
Главной причиной запрета группы Б стал ужасный инцидент, произошедший чуть позже аварии Сантоса, в том же 1986 году. Никто и подумать не мог, что ралли Корсики закончится для экипажа Тойвонен/Кресто гибелью. Один из самых талантливых пилотов ралли своего времени, Тойвонен говорил в интервью, что Lancia Delta S4 — слишком быстрый болид, чтобы быть безопасным. И действительно, по своим характеристикам Delta S4 была самой быстрой машиной среди самых быстрых машин планеты на тот момент, поэтому авария с тяжёлыми последствиями на узких горных дорогах без заграждений была лишь вопросом времени. Так и получилось. Съёмок этого участка этапа нет, но, по одной из версий, пилот не справился с управлением. Из-за этого машина на повороте сорвалась в пропасть, врезалась в дерево и загорелась.Возможно, экипаж погиб от сильного удара, но огонь пылал ещё 20 минут, пока машину не обнаружили спасатели. Если бы эта гонка проводилась сегодня, если бы авария произошла на людном и оборудованном участке дороги, то пожар бы потушили за секунды. Но в те годы инфраструктура трассы оставляла желать лучшего, а организаторы были попросту неготовы к таким ситуациям, поэтому и произошло то, что произошло. Гибель Тойвонена и Кресто заставила FISA (ныне FIA) немедленно запретить опасные для пилотов и зрителей машины группы Б и ввести более строгий регламент в ралли. Так закончилась неоднозначная, но яркая эпоха в истории автоспорта.

4. Самый черный день, как его окрестили журналисты.
Роковая авария Айртона Сенны, величайшего из гонщиков, произошла на гран-при Сан-Марино (автодром Энцо и Дино Феррари в Имоле) в 1994 году. На седьмом круге гонки в повороте "Тамбурелло" болид Сенны съехал с траектории и на полном ходу врезался в ограждение. По слова очевидцев, машина буквально тараном ехала в кювет (при этом сначала скорость была выше 300 км.ч, во время столкновения — приблизительно 218). От удара правое переднее колесо оторвалось и рычаг подвески полетел в шлем пилота, нанеся роковой удар. Подъехавшие медики быстро осмотрели пилота, было принято решение немедленно доставить его в больницу. Однако обследование в больнице показало, что мозг Сенны мертв и нет никаких шансов вернуть гонщика к жизни. Так, резко и неожиданно, оборвалась жизнь великого Айртона Сенны. Этот инцидент стал предпоследней аварией со смертельным исходом в Формуле-1, системы безопасности сегодня, к счастью, ощутимо продвинулись вперед. Высказывались разные версии того, почему болид съехал с траектории. По одной из них, машина потеряла сцепление, наехав на неровность, в результате чего задние колеса стали скользить. Через доли секунды болид наехал на вторую неровность, вместе со скольжением задних колес это привело к резкому повороту вправо. После этого в силах Сенны оставалось только нажать на тормоз, чтобы максимально замедлиться. По другой версии, непосредственной причиной аварии стал отказ рулевого управления, которое было сильно изношено. Говорили и о недостаточном прогреве шин (до аварии пелетон ехал за машиной безопасности). Как бы то ни было, смерть Сенны остаётся одним из самых трагичных эпизодов в истории автоспорта.
5. Авария, заставившая Mercedes уйти из автоспорта на 34 года.
11 июня 1955 года на 24 часах Ле-Мана произошла чудовищная по своим масштабам авария. Французский гонщик Пьер Левег (Pierre Levegh) заканчивал свой 35-ый круг марафона на болиде Mercedes 300 SLR, подъезжая к стартовой прямой. Он находился на третьем месте. Майк Хоторн на болиде Jaguar D-Type (он лидировал в гонке) поздно увидел сигнал захода на пит-стоп и поэтому резко и внезапно затормозил, изменив свою траекторию (Хоторн не хотел пропускать целый круг). Ланс Маклин на Austin-Healey 100 ехал сразу за Хоторном, но, соответственно, опережал Пьера Левега. Увидев неожиданный маневр Хоторна, Маклин выжал тормоз и повернул влево, чтобы избежать столкновения. Тут надо отметить, что, в отличие от Jaguar, на Mercedes SLR Левега стояли не дисковые, а обычные для того времени барабанные тормоза, поэтому пилот не смог быстро снизить скорость и избежать столкновения. Машина Левега задела заднюю левую часть Austin-Healey 100, подскочила и приземлилась за пределами трассы возле главной трибуны. Болид стало крутить, в результате детали кузова и двигателя стали отрываться и на огромной скорости лететь в толпу зрителей. После остановки в болиде взорвался бензобак, загорелось все, что осталось от Mercedes SLR. Горящие детали летели в сторону, убивая людей. Кузов горел ещё несколько часов. В те годы пилоты не пристегивались ремнями безопасности, предпочитая в случае аварии вылететь из машины, чем сгореть в болиде. Поэтому сам Пьер Левег вылетел из машины во время столкновения и получил смертельную травму головы. В результате аварии погибли 83 человека, 120 получили ранения. Как уже было сказано выше, чудовищное происшествие заставило Mercedes уйти из автомобильных гонок на много лет. Авария побудила руководство нескольких европейских стран и США повысить уровень безопасности гоночных трасс, из-за чего многие автодромы были переоборудованы.



Комментарии 91
Все видосы заблокированны😕☹
Про Сенну чё-то фигня какая-то, первый раз про кочки слышу
Да и никуда его немедленно не доставляли, он только на трассе полчаса пролежал
RIP
:(((
Был и остаюсь поклонником А.Сенны — "Человека Дождя".
Еще страшная была авария, это когда в формуле 1, один из пилотов сбил перебегавшего дорогу сотрудника насмерть, а выбитый у него из рук огнетушитель, убил самого пилота на месте.
ЮАР в 60х, если правильно помню)
cross2000
Еще страшная была авария, это когда в формуле 1, один из пилотов сбил перебегавшего дорогу сотрудника насмерть, а выбитый у него из рук огнетушитель, убил самого пилота на месте.
Том Прайс, ЮАР 77 года.
Может, так и нехорошо говорить, но про аварию из 1955 года можно бы было такой лютый эпизод "Пункта назначения" снять…
Так сняли же схожий, четвертый по моему. Там и колеса летали, и двигатели, и пожар был
Ну это не именно про неё…)
Хотя да, вдохновлялись, наверное, ей.
Про неровновсти у Сенны впервые слышу.
там дело было в том что колеса остыли за пейс каром — который тогда был опель овощной,
давление в шинах упало- машина села днищем на землю и исчезла приземная сила, а не кочки какие то. Но это одна из двух версия- вторая озвучена верна, а правды я боюсь мы никогда не узнаем
Там еще было дело в том, что уровень полотна трассы был выше уровня гравийных полос безопасности и не было возможности эффективно тормозить при вылете, почему и была очень высокая скорость в момент удара.
к сожалению проблема была не в скорости — у него ни единого перелома
если бы не кусок подвески — он бы встал сам из машину
было куча факторов чтобы гонка не состоялась или Сенна в ней не участвовал но…
У него мог быть травмирован шейный отдел позвоночника…
мог, но в 89 бергер влетел так же в эту стену и еще и загорелся, но жив остался и невредим
Похоже, но не так же…
hound
к сожалению проблема была не в скорости — у него ни единого перелома
если бы не кусок подвески — он бы встал сам из машину
было куча факторов чтобы гонка не состоялась или Сенна в ней не участвовал но…
Отрывок из книги Тома Рабитона "Жизнь Сенны".
"Прибыв в Maggiore, Сид Уоткинс поговорил с врачом, осмотревшим Сенну. Уоткинсу сообщили о результатах сканирования, о множественных переломах в основании черепа, в том месте, где он ударился о подголовник. После столкновения правое переднее колесо взлетело вверх, взрезавшись в правую переднюю часть шлема. Голову Сенны отбросило назад к подголовнику, что вызвало смертельную травму черепа. Кусок подвески пробил шлем, и лоб бразильца, а его обломки — стекло шлема над правым глазом. Любая из трех травм могла быть смертельной, но все три не оставили шансов. От удара мозг умер, а тело оставалось жить, сердце и органы сохранили свои функции. Нейрохирург сказал, что проведение операции не имеет смысла, а Уоткинс, взглянув на монитор с данными о давлении, пульсе и ритме дыхания, понял, что конец близок."
Еще, есть мнение, что на выходе из поворота у Сенны просто сломался рулевой вал. Именно на машине Сенны был установлен рулевой вал нового образца, который в ногах пилота был тоньше, для увеличения пространства для ног. Тем самым, сломанный рулевой вал не дал возможности повернуть болид и уйти от столкновения.
hound
к сожалению проблема была не в скорости — у него ни единого перелома
если бы не кусок подвески — он бы встал сам из машину
было куча факторов чтобы гонка не состоялась или Сенна в ней не участвовал но…
У него основание черепа было сломано, если что
ему в висок деталь подвески прилетела.
Я имел ввиду что от самого столкновения о стену на такой скорости не было перелома
От самого столкновения перелом основания черепа о подголовник, проломленный колесом шлем и пробитое рычагом забрало
Aleksys82
Там еще было дело в том, что уровень полотна трассы был выше уровня гравийных полос безопасности и не было возможности эффективно тормозить при вылете, почему и была очень высокая скорость в момент удара.
Убивает не скорость, а резкая остановка.
Чтобы остановиться, надо сначала разогнаться )))
А зависимость силы удара от скорости квадратичная.
hound
Про неровновсти у Сенны впервые слышу.
там дело было в том что колеса остыли за пейс каром — который тогда был опель овощной,
давление в шинах упало- машина села днищем на землю и исчезла приземная сила, а не кочки какие то. Но это одна из двух версия- вторая озвучена верна, а правды я боюсь мы никогда не узнаем
так и не пришли к одному мнению.
Мы были тогда совсем мальчишками когда шла трансляция аварии СЕННЫ и так переживали, а потом позже обьявили что умер(((
Я сколько себя помню мальцом всегда следил за СЕННОЙ!
А сейчас Ф1 это как российский футбол когда обьявляют даже не обращаю внимания!
А я всегда мальцом следил за Простом. А аварию с Сенной смотрели в прямом эфире. А потом чуть позже объявили о его смерти.
Yumishiki
Мы были тогда совсем мальчишками когда шла трансляция аварии СЕННЫ и так переживали, а потом позже обьявили что умер(((
Я сколько себя помню мальцом всегда следил за СЕННОЙ!
А сейчас Ф1 это как российский футбол когда обьявляют даже не обращаю внимания!
> А сейчас Ф1 это как российский футбол
Как и нынешний мировой бокс… (((
В точку!
Смотрел гонку с Сенной, забирали на вертолете. Я тогда еще в школе учился, но та авария хорошо запомнилась.
Тоже смотрел, за столом сидели у знакомой девушки. Я точно не помню, но не день Святой пасхи был?
1 мая.
Добавь видео последнего эпизода.
Жесть вообще!(((
Кстати с Сенной что-то автор не то написал — медики то может его и быстро осмотрели, но сколько помню видео из российской трансляции, с ним там долго ковырялись, оказывая первую помощь, там видно, когда его на носилках поднимали для загрузки в вертолет, место, где он лежал со стороны головы все залито кровью, ему ж височную артерию разорвало.
А что а тексте противоречит?
В тексте фигурируют слова "быстро" и "немедленно", которые по крайней мере у меня как-то не стыкуются с увиденным в трансляции. Но это моё ИМХО.
С Левегом то все ясно — он перчатки пупырчатые неправильно надел — пупырышками наружу, вместо того, чтоб пупырышками на ладонях )))))
И самое интересное — оказывается эти перчатки уже столько лет назад были изобретены ?!
это перфорация
В принципе группу Б можно было и не ликвидировать, а лишь ужесточить правила безопасности на трассе.
Про Сенну есть фильм на ютубе. А вот про остальных с интересом прочитал. Спасибо.
Автомобильный спорт как техника безопасности — писана кровью и потом…
Отличная статья!
Спасибо, лестно)
это ж как криво была рассчитана аэродинамика мерседеса -раз такой шедевральный полет?
А недавно в Нюрбургринге Nissan GT-R летал похоже:
ух ты ж б.ять-опять этот гребаный неправильный спойлер
Сенна водил настоящую, последнюю формулу — 1
вес — до 702кг с пилотом
мощность — 1200 нр
это ты про какую машину из его ?
да про какую-то. посмотри документалку " сенна"
вроде называется
да я смотрел — это про mp4\4
Да да, смотрел тогда в прямом эфире как мерседес в гонке летал.
Марк любит летать)

Это я тоже видел. А в гонке там Дамбрек улетел)
что-то как-то слишком лютый ад устроил болид Левега. Разве такое вообще возможно? 200 человек пострадавших. 80 убитыми. С пулемета надо постараться так накосить…
на авиа шоу самолеты падали и меньше людей гибло…
Меня самого это очень смущает. Кажется, там зрители успели бы убежать. Но все пишут эти цифры
да и скорости в те времена попроще были… нет конечно можно предположить, что просто траектория совпала с рядами зрителей и те, пока среагировали, болит просто успел, скажем так "пролететь по дороге из людей" и там понятное дело накосить. Но блин. не 200 же человек. Столько времени прошло, что может уже и приукрасили.
Как с Сенной. Точно помню видео, и сейчас есть камеры с этих ракурсов, но почему-то нет записи — как болид летит в стену, пока сеннка вращает руль. колонка у него сломалась… А сейчас записей почему-то нет. Даже в том пресловутом онборде, который на каждом углу в ютубе висит — камера на выходе из поворота почему-то "включается" только перед самой стеной. и "рябь" дорисованная именно в момент схода болида с траектории.
Все выглядит как то, что разгильдяем механиков просто прикрыли, т.к. человека все равно уже не вернуть.
"да и скорости в те времена попроще были…" ага ага… 38 год:
In land speed record runs, a Mercedes-Benz W125 Rekordwagen was clocked at 432.7 km/h (268.9 mph) over a mile and a kilometer. This car was fitted with a DAB V12 engine (82.0 x 88 mm) of 5,576.75 cc (340.31 CID) with a power of 726 BHP (736 PS) at 5,800 rpm.
да, я когда повнимательнее тему почитал, понял что порядком ошибся. смотрю сейчас на этого монстра, который еще и весит наверное тонну, из которой 3/4 веса это мотор. И в этом 700+ сил… соотношение вес мощность страшные по современным меркам. А на тех колесах с теми тормозами это вообще форменное самоубийство в духе группы б.
racman
Меня самого это очень смущает. Кажется, там зрители успели бы убежать. Но все пишут эти цифры
Не успели скорость была высокая и все произошло на ровном месте . Люди пригнутся не успели, там ребёнок он тогда был рассказывал как мотором головы отрывало и разрывало людей пополам .
brickk
что-то как-то слишком лютый ад устроил болид Левега. Разве такое вообще возможно? 200 человек пострадавших. 80 убитыми. С пулемета надо постараться так накосить…
на авиа шоу самолеты падали и меньше людей гибло…
У TrunkMonkeys была статья с подробным описанием катострофы.
www.drive2.ru/b/459603832943416367/
ох… 300 в 55 году… многое объясняет.
brickk
что-то как-то слишком лютый ад устроил болид Левега. Разве такое вообще возможно? 200 человек пострадавших. 80 убитыми. С пулемета надо постараться так накосить…
на авиа шоу самолеты падали и меньше людей гибло…
Нет я смотрел документальное видео, там одним мотором убило человек 30 . Он врезался частями в толпу которая была прям рядом с трассой их разделял лишь деревянный забор .
в инете даже видео есть. да, дичь.
brickk
что-то как-то слишком лютый ад устроил болид Левега. Разве такое вообще возможно? 200 человек пострадавших. 80 убитыми. С пулемета надо постараться так накосить…
на авиа шоу самолеты падали и меньше людей гибло…
www.drive2.ru/b/2171509/
brickk
что-то как-то слишком лютый ад устроил болид Левега. Разве такое вообще возможно? 200 человек пострадавших. 80 убитыми. С пулемета надо постараться так накосить…
на авиа шоу самолеты падали и меньше людей гибло…
при столкновении с трибуной, взорвался топливный бак
Я бы вспомнил о Жуль Бьянки, очень нелепо погибший, последний из погибших на Формуле 1.
В будущем напишу и про Бьянку. Все сразу охватить не получается :) подписывайтесь, чтобы не пропустить
Какая-то странноватая подборка получилась. Полет Мерседеса поставили в один ряд с десятками погибших людей.
Подборка про известные аварии, которые на слуху, а не про самые убийственные
Первой значимой аварией в Группе Б была авария Аттилио Беттеги на Лянче в 1985 году. Именно после этого заговорили о возможном скором закрытии этого класса.
И класс закрыли не сразу после аварии Тойвеннена, а расформировали по окончании сезона.
Да и Лянча никуда не уходила из ралли — с 1987 и еще практически 5 лет Дельта Интерале триумфально громила соперников на раллийных трассах
А так вроде да, в конце 90-х погиб стюард вроде от оторванного колёса.
Вроде гибель Сенны была последней из пилотов в формуле
Еще Бьянки погиб в 14-м или 15-м году
Ох ты, я не знал ((( я мало следил за Формулой последние лет 10
Я только обзоры в последнее время читаю, раньше было интереснее
А что конкретно было интереснее, можете уточнить?
Борьбы было больше интересной, а потом стал рэд бул все выигрывать, потом стали использовать в6, что еще больше все испортило. Этот сезон еще интересен, благодаря конкуренции мерседеса и феррари. Вот такое имхо
Мне кажется, что все меньше становится инженерного искусства. Раньше были какие-то интересные решения, развивали технику. А сейчас полным полно разных крутых систем, а скорость только меньше, пародоксально
И это тоже, машинами было сложнее управлять, а сейчас все ради безопасности. Конечно, человеческая жизнь важнее всего, но пилоты ведь понимают на какой риск идут
racman
Мне кажется, что все меньше становится инженерного искусства. Раньше были какие-то интересные решения, развивали технику. А сейчас полным полно разных крутых систем, а скорость только меньше, пародоксально
Нынешние машины самые быстрые в истории Ф-1, рекорды трасс падают один за другим. Просто сейчас работа конструкторов не бросается в глаза так, как раньше, плюс тиски технического регламента сжимаются все сильнее.
Хм, я читал как раз таки про то, что раньше формула 1 была быстрее. Самые быстрые машины были в 2004 году. Вы откуда это знаете?
Из трансляций. Во всех квалификациях нынешнего сезона побили рекорды прошлого. Правда, в гонках только в Монако пал рекорд, но тому есть простое объяснение — машины стартуют с запасом топлива на всю дистанцию.
OkLetsGo
Борьбы было больше интересной, а потом стал рэд бул все выигрывать, потом стали использовать в6, что еще больше все испортило. Этот сезон еще интересен, благодаря конкуренции мерседеса и феррари. Вот такое имхо
Как по мне, то во времена доминирования Шумахера (сезоны 2002 и 2004 в первую очередь) зрелище было наиболее унылым, я тогда еле сдерживался, чтобы не уснуть во время трансляции. С одной стороны, техника того периода мне наиболее нравится (разные моторы, разные шины, огромные бюджеты), а с другой — никакой спортивной борьбы. Сезоны, когда побеждали Red Bull, в этом плане были интереснее. По сути, там и доминирование было лишь в самом конце — когда Феттель 9 Гран При подряд выиграл.
А мне наоборот нравилось — для меня интрига была в том, сможет ли Феррари побить рекорд МакЛарена 1988 года)
А вот с Ред Буллом наоборот скучнее было, особенно в 13 году (как раз, когда Фет выиграл 9 последних гонок сезона)
OkLetsGo
Борьбы было больше интересной, а потом стал рэд бул все выигрывать, потом стали использовать в6, что еще больше все испортило. Этот сезон еще интересен, благодаря конкуренции мерседеса и феррари. Вот такое имхо
Потом все стал Рэд Бул выигрывать? А когда Феррари всё выигрывала 5 лет не в счет?
racman
А что конкретно было интереснее, можете уточнить?
Шумахер вытолкнул Хилла с трассы 😀и стал чемпионом, борьба была на трассе. Сейчас тоже уже не смотрю, не интересно, может время берет своё 😊.
Можно было Топ-10 набрать. Аварию Лауды на Нюрбургринге включить, например. Плюс за океаном было множество жестких эпизодов.
Да и если говорить именно о значимых авариях, то при всем уважении и соболезновениях к Айртону, самой жуткой аварией в истории Ф1 была авария Вольфгана фон Трипса на ГП Италии в 1961 году…13 погибших зрителей и сам гонщик…
Кстати, да. Я про нее забыл.
HWStar
Можно было Топ-10 набрать. Аварию Лауды на Нюрбургринге включить, например. Плюс за океаном было множество жестких эпизодов.
Тоже когда читал про Лауду вспомнил.