Если вы считаете, что мультифункциональный руль какого-нибудь Mercedes-Maybach с сенсорными тачпадами — верх технологий, то у меня есть для вас плохая новость. «Баранка» Renault может быть дороже и совершеннее иного автомобиля в целом. Правда, с одной оговоркой — если речь идёт о болиде Renault R.S.18 для гонок Формулы-1 сезона 2018 года.

Машины Формулы-1 на заре становления чемпионата мира с точки зрения рулей ничем не отличались от дорожных автомобилей — гигантская «баранка», чтобы легче было ворочать колёса в отсутствие усилителей, с простыми спицами и деревянным, как правило, ободом. В 1960-70-е годы болиды стали становиться ниже и уже, что потребовало уменьшения рулей, а с развитием технологий на «баранках» стали появляться многочисленные элементы управления.
В современных машинах Формулы-1 руль представляет собой скорее штурвал. Колёса поворачиваются на ограниченный угол и перехватывать «баранку» не требуется — для поворота на максимум три четверти оборота в каждую сторону уже не нужна полная окружность, поэтому руль усечён сверху и снизу, а по бокам сделаны прорезиненные сектора для лучшего сцепления с гоночными перчатками пилотов.
Кроме того, это позволяет уложиться в норматив Международной автомобильной федерации FIA по покиданию кокпита за 7 секунд — за это время нужно отстегнуть ремни безопасности, снять руль, вылезти из машины и установить «баранку» обратно. Поэтому на рулевой колонке установлено крепление, на которое с помощью круглой защёлки устанавливается сам руль — помимо физической связи с валом он обеспечивает ещё и стыковку электрических разъёмов с электрикой болида.

Ну а в детальном устройстве руля современной машины Формулы-1 позволила разобраться команда Renault Sport Formula One Team, которая предоставила «баранку» от Renault R.S.18 для изучения и инженеров коллектива в качестве гидов по органам управления на руле.

Первое, что бросается в глаза, так это, конечно, дисплей и гряда светодиодов над ним и по обеим сторонам от него. На экран выводится масса информации о работе систем болида, указания от FIA, флаговая сигнализация и даже некий аналог мессенджера, поскольку на пит-уолл есть возможность отправлять на монитор пилота короткие закодированные сообщения на разные темы: от проблем с машиной до перемен в тактике. В Renault Sport Formula One Team у пилотов есть возможность переключаться между тремя страницами на дисплее.
Светодиоды поверху руля отображают обороты двигателя и оповещают о моменте переключения передач, три диода справа информируют о состоянии уровня заряда батарей гибридной системы, а три диода слева показывают, когда можно активировать DRS — причём в момент, когда они загораются, в наушниках у пилота срабатывает зуммер, так что момент включения крыла можно контролировать и на слух тоже.

Ниже дисплея — фирменный ромб Renault. Причём это только сейчас наклейка, а раньше был полноценный шильдик, но от него отказались в 2015 году — тогда дисплей с передней стенки кокпита переехал на руль и надо было выбирать, либо пафосный логотип, либо большая диагональ экрана.
Самый большой переключатель расположен в центре руля. Как можно видеть на фотографии, он представляет собой вращающийся селектор, который можно устанавливать на 14 разных значений. И если в Renault Sport Formula One Team каждый из секторов означает что-то одно, то в другой команде и названия, и суть этих значений отличаются. Собственно, в каждом цветном секторе зашифровано какое-то послание от гонщика команде, которое дешифровать могут только пилот и его гоночные инженеры.
Как правило, речь идёт о передаче данных о неполадке или технической проблеме с той или иной системой машины. И как я ни пытал инженеров Renault Sport Formula One Team, они загадочно улыбаются и говорят — значение этих аббревиатур остаётся тайной пилота и его команды инженеров. Но, судя по всему, с помощью переключателя можно доложить, навскидку, о проблемах с шинами, коробкой передач, аэродинамикой и это только если говорить о тех обозначениях, которые очевидны.

По обеим сторонам от центрального селектора располагаются четыре менее крупных переключателя: за выбор режимов работы силовой установки в целом отвечает селектор справа вверху (обозначен PU), за гибридную составляющую — слева вверху (SOC), под ними — слева переключатель режимов расхода топлива (Fuel), а справа — режимы сразу нескольких систем (например, дифференциала и баланс тормозов) на выходе болида из поворота (Exit).
На спицах руля в верхней их части размещаются два вращающихся барабанчика. Слева — Torque, который отвечает за выбор режимов отдачи тяги двигателя. Справа — Scenario, в него заложены различные комбинации вариантов настройки всех систем болида, чтобы пилоту не приходилось настраивать их отдельными кнопками и селекторами. Этим элементом на руле пилот пользуется минимум один раз на каждом круге, так что его важность очевидна.
В средней части места ещё для двух барабанчиков. Тот, что под левой рукой — Brake — выбирает режимы работы передних и задних тормозов и их баланс. А под правой рукой — Entry — то же самое, что вращающийся селектор Exit на ступице руля, но только для настроек при входе в поворот.
Все кнопки расположены вертикально по обеим сторонам руля — максимально близко к левой и правой его частям. Это продиктовано не только необходимостью эффективно использовать площадь небольшой «баранки», чтобы вместить на неё все необходимы элементы, но и эргономикой — при таком расположении кнопок пилот без проблем может дотянуться до каждой из них одним большим пальцем левой и правой руки. По сути, только большими пальцами рук гонщик в момент заезда может управлять этими кнопками в любом положении руля.

Жёлтая с синей обводкой кнопка PIT вверху левой части активирует ограничитель скорости, который используется при въезда на пит-лейн. Кнопка специально вынесена наверх, чтобы её можно было нажать даже не глядя на руль.
Зелёная кнопка под ней — RW (rear wing) — отвечает за систему DRS и при нажатии на неё открывает подвижный элемент заднего антикрыла. Закрыть его можно либо вручную повторным нажатием, либо система сработает сама, как только пилот надавит на педаль тормоза.
Голубая кнопка RCH (recharge) управляет аккумуляторами, накапливающими энергию от гибридной составляющей мотора. В зависимости от наличия энергии в батареях, кнопка может их либо принудительно полностью разрядить, либо перевести в режим зарядки. Аккумуляторов хватает примерно на 33 секунды работы на каждом круге и за эти полминуты они обеспечивают прибавку в мощности в районе 200 л.с.
Фиолетовая кнопка BO (burnout) наиболее активно используется на прогревочном круге или в режиме машины безопасности. Она переводит системы болида в режим, при котором обеспечивается пробуксовка задних колёс, что позволяет активно греть шины и сохранять их рабочую температуру.
Жёлтая кнопка D (drink) отвечает за подачу в шлем гонщика изотонического напитка (для каждого пилота готовятся личными физиотерапевтами по своим рецептам), но особой популярностью у гонщиков клавиша не пользуется. Пить, как признались и Нико Хюлькенберг, и Карлос Сайнс-младший не получается. Не потому, что немцу и испанцу не нравится пить за рулём — спустя 15 минут после старта гонки, жидкость нагревается до состояния кипятка и пить её просто невозможно. Поэтому, чаще всего, ёмкость заполняют не полностью, а из расчёта именно на 15 минут заезда — заодно экономят драгоценные граммы веса машины.
Оранжевые кнопки «+1» и «-1/+10» используются для того, чтобы менять значения тех или иных настроек машины во время гонки. Соответственно, можно прибавлять/убавлять что-то по одному пункту или сразу добавить десять в большую сторону. Такие градации выбраны не случайно, а по опыту наиболее часто встречающихся требований инженеров. Опять же, речь исключительно о Renault Sport Formula One Team — в других командах это может быть и +/-5, и +/-2 и так далее.

Справа вверху находится синяя кнопка с жёлтой обводкой OV (overtake) — её используют пилоты для обгона или защиты своей позиции. Нажатие на клавишу переводит системы болида в заранее запрограммированный режим максимальной отдачи всех систем. Естественно, это сказывается и на ресурсе силовой установки, и на расходе топлива, поэтому кнопку используют по особым случаям.
Красная кнопка R (radio) позволяет пилоту общаться с командой. Если необходимо передать какую-то информацию, клавиша зажимается и пока она нажата, пилота слышат на пит-уолл.
Зелёная кнопка OIL даёт возможность быстро посмотреть давление масла в двигателе и его температуру. На вопрос, зачем гонщику такая информация, которая есть у инженеров в боксах, в Renault Sport Formula One Team отвечают, что пилоты периодически контролируют этот параметр, если возникает подозрение на нештатную работу мотора.
Белая кнопка OK, что очевидно, служит для подтверждения полученных из боксов команд. Она же применяется в ситуации, когда выходит из строя радио — если гонщика не слышат на пит-лейн, но он слышит своих инженеров, то нажатием этой клавиши сообщает, что понимает и выполняет то, о чём ему говорят.
Голубая кнопка N (neutral) позволяет включить нейтральную передачу с первой или второй включенной передачи. Что интересно, ни клавиши R (reverse), ни подрулевого рычажка с аналогичным функционалом нет — задняя передача, которая крайне редко используется в Формуле-1, включается отдельным рычагом на стенке кокпита. Именно с этим связано то, что иногда гонщики мешкают перед включением заднего хода — не всегда удаётся быстро нащупать и включить этот рычаг.

С обратной стороны руля расположены восемь подрулевых переключателей — по три лепестка слева и справа и по одной кнопке с каждой стороны. Средние из трёх самых крупных лепестков отвечают за переключение передач — правый передачу повышает, а левый понижает.
Два нижних лепестка — это сцепление. Расположены они с двух сторон, чтобы гонщик при любом положении руля мог любой рукой выжать сцепление. Ситуации бывают разные, поэтому этот лепесток продублирован. Но, повторюсь, речь идёт о руле болида Renault Sport Formula One Team, поскольку каждая команда самостоятельно определяет расположение и количество управляющих элементов на «баранке».
Самые верхние лепестки — программируемые. Каждый гонщик Renault Sport Formula One Team самостоятельно решает, какую функцию на них вывести. Туда можно привязать активацию DRS, подачу воды, радиосвязь, перезарядку батарей и вообще всё, что угодно, из вышеперечисленного.
А теперь подходим к самому интересному — небольшим и даже незаметным на первый взгляд кнопкам, не рычагам, в самом низу руля. Это примерно то же самое, что привлекло внимание автогоночной общественности на «баранке» болида Scuderia Ferrari Себастьяна Феттеля — только у немца был загадочный рычаг, а у Renault Sport Formula One Team — кнопки.

Конечно, за что отвечает рычаг на итальянском болиде, неизвестно, но на французской машине о назначении кнопок рассказали. Это две программируемых клавиши, на которые можно вынести специальные режимы работы систем. Например, если гонщику необходимы особые баланс тормозов, подача тяги и настройки дифференциала для апекса, условно, одного третьего поворота трассы в Барселоне, то это можно привязать к кнопке. На входе в поворот пилот её нажимает, проходит вираж с нужными ему настройками и на выходе повторно жмёт клавишу и переходит в обычный режим. На руле Renault Sport Formula One Team таких кнопок две, поэтому можно сделать отдельные настройки для двух участков трассы.
Инженеры говорят, что руль — это вещь индивидуальная. Она отличается не только у каждой команды, но и у пилотов внутри одного коллектива. Чаще всего общая архитектура «баранки» остаётся одной, но расположение и даже количество управляющих элементов может меняться в зависимости от предпочтений и потребностей гонщика. В Renault Sport Formula One Team мне демонстрировали руль машины с предсезонных тестов — усреднённый вариант для Хюлькенберга и Сайнса-младшего одновременно, а к старту сезона у Нико и Карлоса уже были свои «баранки». Команды вольны в том, что располагать на руле, так что стоит ли удивляться их различием у гонщиков той же Scuderia Ferrari, например?

В Renault Sport Formula One Team отмечают, что для пилотов одной из самых сложных задач является изучение функций элементов на руле. Они действительно зубрят значение каждой кнопки и каждого переключателя, но при этом всё равно работают исключительно с подсказками!
Помните, когда FIA пыталась запретить радиопереговоры команд с гонщиками? Инженеры Renault Sport Formula One Team с ужасом вспоминают это предложение. Всё дело в том, что каждое, абсолютно каждое, изменение настроек на руле пилот делает только после того, как ему об этом скажут с пит-уолл. И дело не в том, что гонщики глупые и не знают, что нажимать и куда крутить. Просто лучше инженеров никто не знает, какие настройки и как нужно менять в каждой конкретной ситуации — гонщик, пытаясь самостоятельно найти решение проблемы, может её лишь усугубить. А может что-нибудь накрутить так, что останется в стене. Вспомните просто безобидную смену баланса тормозов Роменом Грожаном на Гран-при Азербайджана, когда француз под пейс-каром впечатал свой Haas в отбойник. Поэтому — никакой самодеятельности от слова «совсем».
Стоимость каждого руля в Renault Sport Formula One Team оценивают в €50 000, причём это только стоимость материалов для его изготовления — трудозатраты высококлассных инженеров, работающих над этими частями болидов в команде в деньги перевести затрудняются. Причём вещь эта не только дорогая, но и мощная — инженеры говорят, что один руль в состоянии заменить всю мультимедийную систему дорожного автомобиля или даже игровую консоль вроде Xbox или PlayStation.

Говоря о сложности и стоимости каждого руля, становится ясно, почему в команде шутят, что гонщик после схода со злости может хоть весь болид разнести, главное, чтобы «баранку» не бросал в отбойник. А если вспомнить, что формульный руль раза в два-три меньше руля обычной машины, а умеет при этом куда больше даже самой навороченной мультифункциональной «баранки» в дорожном автомобиле, то этот элемент гоночного болида воспринимаешь уже не иначе как шедевр инженерного гения.

Большое спасибо Renault Russia и лично Дарье Головиной за помощь в подготовке материала
Комментарии 274
Тахометр все равно выполняют светодиоды просто и точно 👍
С моей кнопочной Нокиа и авто в сумме меньше кнопок чем на этой баранке 😅
nordwestern
Не диктант, но все равно это бескультурье и невежество, от этого и общий уровень образованности падает
huinei не занимайтесь
Дисплей для вконтактика и одноглазников поставили,
а кнопки перемотки треков забыли :-)
Хорошая сигнализация, руль снял и ушел ;)
руль ситроена где цент стоит мне кажется класнее
Очень классная и оригинальная статья
Понты все это! Хорошему гонщегу и костяной руль не помеха как на Победе)))
Вот я понимаю мультируль!))
Блин а я думал у меня мобила сложная)) руль-огонь!))
Огонь статья! Спасибо
Спасибо за статью.
MasterDaar
Тут вроде не диктант по русскому языку
Противно читать людей, особенно их гневные комментарии, если они написаны с ошибками, как с орфографическими так и с пунктуационными :-(
У нас в Москве на разборке таких рулей можно сколько хочешь купить и гораздо дешевле. И вообще как можно было назвать машину Мой-бох, это глупость называть машину богом, тем более своим богом. Осталось только помолиться на нее
Спасибо за статью.
П.с.
На то они и пилоты а не водители
отличная статейка
Уникальность этого "чуда" устройства такая же как у российских футболистов. Мало кому они нужны, так бы китайцы их по 50 баксов в подвале собирали.
Поною немного о том что есть тру и не тру. Эх раньше гонки были честными. Только руль, педали и мозги гонщика. А сейчас это больше смахивает на соревнование компьютеров. Как бы не дошло до того что гонщики будут сидеть в помещении, подавая команды управления, а машины соревноваться сами с собой
только у них даже ABS нет, а так конечно, компукеры все делают
А дуделки то нет!
Гонки со скриптами
Году так в 2008 первый раз подержал руль Ф1 от рено) Озвученной ценой тоже овер 50к$.
Причем это был не просто руль, а тренажер для проверки навыков бросания лепестка сцепления и тд))
Представьте?)) У них есть нормирование времени реакции между зеленым сигналом и отпусканием лепестка сцепления при старте.
В тот день я понял, насколько Ф1 высокий и тонкий предмет. А когда попробовал просто отпустить лепесток — понял, что гонку я бы проиграл еще на старте))
Потом были увлекательные тесты по замене колес болида на время… Эх жаль я не блогер.
Ээээ… там газ и тормоз как на автомате? А сцепа под рулём? Огонь!
Сцепление только при трогании используется, потом оно автоматическое.
Офигеть. Не знал, спасибо за разъяснение.
Раньше вообще 2 лепестка было, на старте один полностью поджимаешь, второй наполовину, набираешь газ, красный погас, бросаешь тот, что полностью, а второй постепенно, чтобы не буксовать. Сейчас вроде один оставили.
едет он 318 кмч и листает на экране коды сообщений от босса )))
Честно тоже читал и афигевал. Такие скоростя, маневры и надо отвлекаться на кнопочки. Теоретически может и не надо если набрался достаточно опыта. Но в реальности думаю это Пиз…ц товарищи.
Прикинь, пилоты ещё и на экраны по бокам трассы успевают смотреть :-) Как говорил Шумахер, когда в одной из гонок отказало радио, он узнавал время соперников на экранах для болельщиков.
Это понятно, что с опытом можно всё. Я бы и яйца успел почесать. Но для не опытных таких как я, страшно))))
gekoleso
Прикинь, пилоты ещё и на экраны по бокам трассы успевают смотреть :-) Как говорил Шумахер, когда в одной из гонок отказало радио, он узнавал время соперников на экранах для болельщиков.
Скажу по другому. Я когда начинал ездить на обычном авто по обычной дороге был в шоке. Щас могу при вождении и кушать и всё что угодно. Но при скорости я не готов это делать…
а теперь еще и рекламу на плакатах успеваю читать и девушек идущих по улицам рассматривать)
Vano-rnd
Скажу по другому. Я когда начинал ездить на обычном авто по обычной дороге был в шоке. Щас могу при вождении и кушать и всё что угодно. Но при скорости я не готов это делать…
Раньше я ездил на отечественном авто: мог курить, говорить по телефону (без Hands free) и еще передачи переключать.
Сейчас не курю, езжу на авто с АКПП/DSG, пользуюсь громкой связью)) и даже не представляю, как я ездил на механике. Человек ко всему привыкает
Это да. К хорошему привыкаешь и от хорошего отвыкать не хочется…
Вот и пилоты Ф1 привыкают к такому рулю
Я не против. Даже писал что дело времени. Но не представляю как можно так управлять…
slavikdss
едет он 318 кмч и листает на экране коды сообщений от босса )))
Так на экране месенджер ватсап работает)))
НАШИ на УАЗе без усилка намного круче ездят чем эти дятлы! Руль бл…ь) Он ваще не нужен! Колея)
Не получится))) у них другие технологии укладки асфальта, плюс отсутствует ямочный ремонт, колейность и воры, которым денег мало))))
Цена из области а давай те ка 50к евро за него хотеть) ну карбон ну экранчик уровень тетриса ну кнопочек натыкали ну переключателей!) Ну контроллер впихнули) понятно что ценник по запчастям там не велик! Но учитывая что и делают их ну не 1000 штук!а по сути ручная работа. И не для нищебродов ! То цену в 50 к понять можно!
Руль уникальный, масло только перед выездом нагнетают. уже разогретым, т.к. на холодную как мед. Двигателя едва на 800 км хватает. Сидеть неудобно. В ухо постоянно кто то говорит. Водички с собой мало. И на этом трандулете еще нужно в гонке участвовать.
И багажника вообще нет — о чем думали, когда создавали это недоразумение?
И место одно, и заднюю не сразу найти. И колеса под заказ. Выхлоп громкий.
Бензин жрет как свинья помои, шумки нет, подвеска жесткая
Зч на разборке не купишь, а у ОД дорогие))
Varyag62
Ну там немного в другом, произошла загвоздка, ОФИЦИАЛЬНО)))
Был "случайно" задет/сдвинут переключатель с балансом тормозов, результат все видели…
А теперь представьте, чего Грожан натворил бы, если бы ему вообще не говорили инженеры, что и куда крутить!
electroslesar
Я и не говорю, что он нужен для дорожной машины. Просто для единичного изделия это нормальная цена, которая включает в себя затраты на разработку, наладку производства.
Приятно, что вы очень трезво на стоимость смотрите! Вон, товарищи выше вообще обещают дома на коленке за $5 такой гаджет сделать =)
CheckTurn
Пару лет пытался понять как все устроено, впервые прочел настолько полный обзор. Спасибо еще раз за проделанную работу.
Вам спасибо, что читаете — иначе смысла нет писать!
Sova-Kiev
Класс) еще нужно статью запилить о том, как происходит процесс старта, ибо там тоже какой-то специальный режим есть для трогания с места.
Спасибо, постараемся сделать!
miheli0
Всё своё ношу с собой-тут всё на руле, что в машинах разбросано по салону) и КПП и прочее, хорошая игрушка для чемпионов, всегда смотрю гонки ф1. С малых лет, супер
Меня вот, если честно, больше всего удивил момент с задней передачей — что это вообще не на руле находится =)
schuster
Всегда интересовался формулой 1 но к сожалению не всегда понимаю что происходит в этом виде спорта. Главное загадка она всегда любопытна. И чем больше тайн. Тем больше хочется разгадать. И больше смысла для продвижения к раскрытию каких либо нюансов. Спасибо. Раскрыл маленькую изюминку!
Очень рад, что понравилось вам!
Ну и где тут стыковка электрических разъёмов с электрикой болида?
Там в глубине отверстие для кабеля, у которого на конце многопиновый разъём — вторая часть разъёма на кабеле, который из вала выходит. Поскольку этот руль "демонстрационный", тот здесь кабель убран. Или вы думаете, что вся эта электроника в руле на батарейках работает?
Я не думаю, я знаю. Ибо сам лично сидел в болиде 2006 года. И ваще нах показывать народу неполноценный демо руль.
Пы.сы: болид на фото специально порезан, чтоб все желающие смогли в нём посидеть. Фото сделано в феррари шоп в Милане летом 2007го
Не хочу вас расстраивать, но что-то не похоже на 248 F1 (болид 2006 года). Скорее это F399 (1999 г.)
Мне тогда было поху@, главное было посидеть в нём. А что оно такое — поху@…
P.S.: не умничай
После P.S. не надо ставить двоеточие ;)
Не умничай
AVaLAnche
Там в глубине отверстие для кабеля, у которого на конце многопиновый разъём — вторая часть разъёма на кабеле, который из вала выходит. Поскольку этот руль "демонстрационный", тот здесь кабель убран. Или вы думаете, что вся эта электроника в руле на батарейках работает?
Ты сам лично держал в руках полноценный руль, видел в нём проводку?
RazR83
Статья интересная, познавательная) Большая благодарность))
Многих (в том числе и меня, многолетнего болельщика F1) интересует принцип работы и закономерность включения заднего сигнального фонаря на болидах: дождь/туман/въезд на пит-лейн — это понятно…
Но когда он начинает моргать в тех или иных поворотах… В общем, непонятно)) Есть гайд?)))
Рад, что понравилось! Про фонарь узнаю и напишу =)
MAKSbrat
понравилось))))смотрю формулу 10 лет все гран при)))
Спасибо!
вам спасибо))
LaCrema
А что бы инженеры сами дистанционно меняли параметры, нельзя по регламенту? Зачем все эти ручки пилоту, если он всн делает только по команде?
Регламентом Формулы-1 запрещено дистанционное изменение настроек и параметров болид. А что касаемо команд пилоту — у гонщика за рулём ничтожно мало данных о состоянии машины в конкретный момент, а инженеры, имея огромный массив информации, просто лучше ориентируются в ситуации и дают конкретные советы, какие параметры и в каким сочетаниях менять. Боюсь, что у гонщика во время заезда голова занята совсем другим, нежели прикидкой вариантов как менять параметры…
Ну и где тут стыковка электрических разъёмов с электрикой болида?
Скорее всего по радио передача данных и команд)))
Встроенный Фейсбук там есть? Чекиниться можно?
Думаю, если пилотам понадобится — всё сделают!
не хватает фото и описания обратной части — места установки в кокпите руля и вала.
Там замок, который разблокируется, если потянуть на себя ободок, который на фото видно. А кокпите рассматривать людям посторонним ни в одной команде не дадут.
Читаю комменты и плачу, народ туповат однако :-(
Таковы суровые реалии общедоступного Интернета!
А почему вы людей называете туповатыми. ?
Ну если это ваше увлечение и у вас большая любовь к гонкам и к ф1 … Ну не кто не против…
Поймите, люди все разные, и ценности к вещам тоже разные…
Если Вам не нравятся комментарии, то просто не обращайте на них внимания… просто эти люди из другого теста, и Вам нет смысла с ними спорить или острить…
Уделяйте свое время и эмоции только с единомышленниками .
Удачи Вам !
Читаю комменты и плачу, народ туповат однако :-(
А вы наверно просто мистер нереально крутой инженер из команды Рено?:), можете подлечить тут всех на эту тему?
Обилие кнопок потрясает!
Все мы в детстве пилотами Формулы-1 были…
и пилоточниками
Дайте распиновку руля пожста! В выходные тоже себе спаяю
Это вам, пожалуй, не ко мне, а сюда:
Whiteways Technical Centre, Enstone, Chipping Norton OX7 4EE, Great Britain
=)
… а потом они такие сидят и думают.
— " Эхх. Надо было оценить его в 100 к евро. было бы еще больше шумихи и интереса …"
Надуманность для дураков.
Для меня этот руль вообще ничего не стоит, вот правда, хоть подарите мне его… я даже в гараже его не повешу .
Мне на много дороже и важнее "железка/деталь" от моей машины.
Ну правильно же ребята ? …
и так во всем сейчас… столько чуши в мире и пафоса никчемного .
Статья для лохов развесивших уши и пускающих слюни. Для любого более-менее грамотного человека это просто кусок карбона, пластика, металла, нескольких десятков переключателей и запрограммированного микроконтроллера. В современных условиях никого не удивить. Сейчас все кому не лень на ардуино херню выдумывают по круче этого руля. Да что там говорить. У меня ЧПУ фрезер на балконе стоит, а они в 21 веке руль за 3.5 миллиона рублей сделали! Это фиаско.
Фиаско — это когда владелец ЧПУ фрезера на балконе в Интернете комменты пишет и на "Ниве" ездит, а берётся учить команду Формулы-1 как и что ей делать…
Человек просто выразил свое мнение и свои ценности в жизни. Чего вы тут острите …
Ваша реакция на подобные комментарии — это фиаско !
AVaLAnche
Фиаско — это когда владелец ЧПУ фрезера на балконе в Интернете комменты пишет и на "Ниве" ездит, а берётся учить команду Формулы-1 как и что ей делать…
Во первых я никого не учил и уж если зашел такой разговор, то ты на своем корейце не далеко от Нивы уехал )))
AVaLAnche
Фиаско — это когда владелец ЧПУ фрезера на балконе в Интернете комменты пишет и на "Ниве" ездит, а берётся учить команду Формулы-1 как и что ей делать…
)))
URA-KUN
… а потом они такие сидят и думают.
— " Эхх. Надо было оценить его в 100 к евро. было бы еще больше шумихи и интереса …"
Надуманность для дураков.
Для меня этот руль вообще ничего не стоит, вот правда, хоть подарите мне его… я даже в гараже его не повешу .
Мне на много дороже и важнее "железка/деталь" от моей машины.
Ну правильно же ребята ? …
и так во всем сейчас… столько чуши в мире и пафоса никчемного .
Не, неправильно…
URA-KUN
… а потом они такие сидят и думают.
— " Эхх. Надо было оценить его в 100 к евро. было бы еще больше шумихи и интереса …"
Надуманность для дураков.
Для меня этот руль вообще ничего не стоит, вот правда, хоть подарите мне его… я даже в гараже его не повешу .
Мне на много дороже и важнее "железка/деталь" от моей машины.
Ну правильно же ребята ? …
и так во всем сейчас… столько чуши в мире и пафоса никчемного .
Для вас этот руль настолько ничего не стоит, что аж комментарий зашли написать! Ваше мнение для тех, кто любит автоспорт, имеет такую же ценность. И только идиот может подумать, что "шумиха и интерес" вызвана исключительно ценой этого руля. Хотя кому я это объясняю…
Умейте выслушивать любые точки зрения …
Вы что думали. сейчас шквал восхваления вашего скопированного поста будет ?
AVaLAnche
Для вас этот руль настолько ничего не стоит, что аж комментарий зашли написать! Ваше мнение для тех, кто любит автоспорт, имеет такую же ценность. И только идиот может подумать, что "шумиха и интерес" вызвана исключительно ценой этого руля. Хотя кому я это объясняю…
Похер на цену. И ясен пень что нет ничего особо сложного спаять для умельцев. Интересно как пользуются рулем и что за что отвечает. Комментируют в таком роде люди, которым судя по всему сама ф1 особо не интересна. Мне было интересно читать!
URA-KUN
… а потом они такие сидят и думают.
— " Эхх. Надо было оценить его в 100 к евро. было бы еще больше шумихи и интереса …"
Надуманность для дураков.
Для меня этот руль вообще ничего не стоит, вот правда, хоть подарите мне его… я даже в гараже его не повешу .
Мне на много дороже и важнее "железка/деталь" от моей машины.
Ну правильно же ребята ? …
и так во всем сейчас… столько чуши в мире и пафоса никчемного .
Его наверное по системе госзакупок купили. Так же как у нас покупают томографы по цене космических кораблей.
Kalinmalin
Рено Дастер чуть не дошел до 30 тыс.км. Руль по гарантии меняют — затерся. Качество у рено разное. А цена всегда большая
Ну хорошо, что только руль и всего лишь затерся. На сандерах вон и краска сама облазит и подвеска до 50 тыс не доживает.
Статья интересная. Не знал, что они щёлкают режимы так часто. Ну там радио, дрс, ERS, расход бензина.
Не верю, что Грожан приехал в стену в Баку из-за "неправильного" режима, тут дело было не в бабине.
Да там он уже признал, что рукой сильно перевёл баланс тормозов и сам оказался не готов к тому, что одна ось сильнее схватит и поэтому в стену улетел… И даже команда признала, что дело не в бобине — Грожан сидел в кабине!
Dimasic71
Статья интересная. Не знал, что они щёлкают режимы так часто. Ну там радио, дрс, ERS, расход бензина.
Не верю, что Грожан приехал в стену в Баку из-за "неправильного" режима, тут дело было не в бабине.
факт, подтвердили же.
Что за бред? "Стоимость каждого руля в Renault Sport Formula One Team оценивают в €50 000, причём это только стоимость материалов для его изготовления" Он видимо из титана и золота, обшит кожей из жопы дракона? Б**, да там кроме ЖК дисплея, кучки переключателей, микроконтроллера и карбона нихера нет. Отдайте чертежи и доки китайцам и через неделю его можно будет купить на Aliexpress за 5000 рублей!
Думаю что копию уже можно
evgenymcp
Что за бред? "Стоимость каждого руля в Renault Sport Formula One Team оценивают в €50 000, причём это только стоимость материалов для его изготовления" Он видимо из титана и золота, обшит кожей из жопы дракона? Б**, да там кроме ЖК дисплея, кучки переключателей, микроконтроллера и карбона нихера нет. Отдайте чертежи и доки китайцам и через неделю его можно будет купить на Aliexpress за 5000 рублей!
Как же команды без таких умных людей живут все эти годы. Не знали, что у китайцев можно было заказать.
evgenymcp
Что за бред? "Стоимость каждого руля в Renault Sport Formula One Team оценивают в €50 000, причём это только стоимость материалов для его изготовления" Он видимо из титана и золота, обшит кожей из жопы дракона? Б**, да там кроме ЖК дисплея, кучки переключателей, микроконтроллера и карбона нихера нет. Отдайте чертежи и доки китайцам и через неделю его можно будет купить на Aliexpress за 5000 рублей!
Они уже есть в детском мире)))))
evgenymcp
Что за бред? "Стоимость каждого руля в Renault Sport Formula One Team оценивают в €50 000, причём это только стоимость материалов для его изготовления" Он видимо из титана и золота, обшит кожей из жопы дракона? Б**, да там кроме ЖК дисплея, кучки переключателей, микроконтроллера и карбона нихера нет. Отдайте чертежи и доки китайцам и через неделю его можно будет купить на Aliexpress за 5000 рублей!
)))
Непонятно откуда такая стоимость 50 к евро, ну материалов там не много, сами пишите до 1 кг руль весит, дальше микроэлектроника — она сейчас не дорогая, …в общем то все программируется…непонятно
Ну видимо всё таки разработка дорогая. Хотя там и требования высокие к надёжности. Так-то в космос тоже летают не самые дешёвые железки
так написано что 50 это материалы, …железки, а труд не учтен…
ну не может килограм электроники стоить 50 т уе…ну никак нет такой электроники, да и нет там ниего сложного
Да, я там немного неправильно мысль сформулировал. Надо было что-то вроде "видимо, всё таки учтена и работа по производству".
Но и 50к это не так много для несерийных устройств. Это примерно, как сравнить обычный и промышленный ПК. Там, конечно, не такая разница в цене, но железки вроде одинаковые, а второй в 3-4 раза дороже.
Друг, я очень тесно кручусь в мире микроэлектроники, …ничего сложного в том руле нет, …мощный процессор, управляющая программа, и переферия (индикатороры) и кнопочки, остальное уже изменения балансов тормозов и т.п., делает же не руль, а автоматика по управляющей команде руля…
короче красная цена ему 10ка…остально просто наценка на формулу1
ну так я ж не спорю :-)
сандеро вон тоже под мильен уже стоит. а ведро ведром. так что завышенные цены для рено норма :-)))
На весту станет болт он, концерн то Один :))
Только на Logan! В топовой комплектации.
А на весте чего другие шлицы ? :)))
Все ясно, реклама Рено
Dimzon2014
Китайцам отдайте, они быстро копию этого руля сделают и будет на алиэкспрессе по 1000р. продаваться
Тут не стоит вопрос экономии на спичках. Вы думаете там дебилы сидят и не осознают себестоимость этого руля?)))
Сыну такой руль в детском магазине купил. Цена 200 руб))))). Там тебе и дисплей и музончик есть.
А где клаксон ?
сколько у него диаметр?
он прямоугольный, какой диаметр?)
по горизонтали, по хвату
На Али дешевле такой руль, че они там в рено погуглить не могут?
А можно ссылку? Я чёт не нашёл))))
Спасибо ! познавательно !
Рад, что понравилось!
Ух, классная статья, автору огромное спасибо, просвятил)
Вам спасибо, что читаете!
А кнопка авайрийки где?
После опережения аварийкой моргнуть?)
канешна :)
Да и чё это за гонки, от мастерства пилота скоро вобще ничего не будет зависеть, всё электроника делает, играй тока пальцами как на пианино и всё, интереса всё меньше и меньше…
Как видите, даже в этих кнопках пилоты без инженеров разобраться не могут. А что будет, если гонщик сам начнёт тыкать все эти переключатели, показывает пример Ромена Грожана в Баку-2018… Было бы, конечно, интересно посмотреть на Формулу-1, в которой запрещена радиосвязь.
Ну как бы несколько сезонов назад была запрещена. Было запрещено передавать информацию о болиде и "помогать". В итоге кто то там вылетел от неисправности тормозов — предупреждать было запрещено, еще несколько казусов было, и запрет отменили.
wert-o
Да и чё это за гонки, от мастерства пилота скоро вобще ничего не будет зависеть, всё электроника делает, играй тока пальцами как на пианино и всё, интереса всё меньше и меньше…
О, пианист нашёлся) Потыкай пальцами — сыграй произведение ;)
Чувак, я дёргаю МКПП, жму 3 педали, кручю полные обороты руля, ручками переключаю кондиционер, печку и т.п… ты немного перепутал🤔
надо себе на четырку такой поставить…
Тут ниже пишут…
Много стоит не микроконтроллер, а написать программы для него… И мк там конечно не китайский, т.к. "нормальные" мк стоят совсем не дорого.
И вообще, стоимость этого руля не в стоимости комплектующих, кам многие тут думают, а в стоимости труда высококлассных инженеров разработчиков.
Потому что, "выдать решение" по жесткому ТЗ, зачастую сравнимо с партией в шахматы с серьёзным гроссмейстером. И задача одна — выиграть. Без вариантов.
Там же написано:
"Стоимость каждого руля в Renault Sport Formula One Team оценивают в €50 000, причём это только стоимость материалов для его изготовления — трудозатраты высококлассных инженеров, работающих над этими частями болидов в команде в деньги перевести затрудняются."
Стоимость самих материалов, а трудозатраты даже не исчисляются.
Это дилетанты написали
Все может быть
Voitila
Это дилетанты написали
Я думаю, что инженерам команды виднее, что они включают в цену руля. Речь идёт чисто о материалах и, не знаю как это правильно сформулировать, интеллектуальных правах на тот софт, что в этот руль инсталлирован. В Renault мне несколько раз сказали, что они стоимость рабочего времени своих специалистов даже не учитывают — по какой причине я не знаю…
Voitila
Тут ниже пишут…
Много стоит не микроконтроллер, а написать программы для него… И мк там конечно не китайский, т.к. "нормальные" мк стоят совсем не дорого.
И вообще, стоимость этого руля не в стоимости комплектующих, кам многие тут думают, а в стоимости труда высококлассных инженеров разработчиков.
Потому что, "выдать решение" по жесткому ТЗ, зачастую сравнимо с партией в шахматы с серьёзным гроссмейстером. И задача одна — выиграть. Без вариантов.
инженерное решение оплачивается единоразово. С чего вдруг каждый руль по 50 стоит?
Это когда массовое производство. Миллионные тиражи. А тут единичные экземплры. Окупаемости нет.
BuddyBeaver
инженерное решение оплачивается единоразово. С чего вдруг каждый руль по 50 стоит?
Такие рули делают штучно. При этом для двух пилотов рули отличаются как минимум по конфигурации и каждый год под новый болид делают новые рули вот и ценник. Думаю, если бы один тип руля был хотя б у всех 20 гонщиков Формулы-1, то и стоил бы он уже не 50 штук…
программное обеспечение всё равно пишется единоразово
Да ну…)
Вообще обычно все бывает так
Bormiero
Через пару тройку лет руль (простите,
штурвал) навсегда уйдет в прошлое и
пилотироваться болид возможно будет
с помощью суперджойстика с суперэк-
раном, полноценно отображающем все
на свете, включая колебания курса ав-
стралийского доллара за последние
шестьсотпятьдесят метров гонки и груп-
пу крови вместе с IQ того, у кого телка
пилота отсасывает, пока пилот суперпи-
лотирует суперболид с суперрулем (прос-
тите, суперштурвалом).
Возможно, это круто.
Очевидно, это непременно круто. И пок-
лонники этого "вида спорта" непременно
содрогнуться в супероргазме, осознавая
временную сопричастность к чему-то ве-
ликому.
Лично мне наиболее симпатичен вариант
номер 2.
Аскетично. Консервативно. Со вкусом.
Концепция джойстика уже пройдена лет 20 назад. Мерседес много экспериментировали на эту тему и пришли к выводу:
1. Обучиться вождению джойстиком в несколько раз сложнее, чем рулём+педали;
2. Но когда обучился джойстику, управление у таких водителей получается точнее, а змейку и прочие упражнения они проходят быстрее, чем их же результаты, достигнутые рулём с педалямт.
Мне интересно как можно что либо переключить на нем на скорости 300 км. Пока посмотрел на руль пол круга пролетел.
Поэтому они на прямой стараются менять параметры =) Хотя, судя по онбордам, и в поворотах тоже крутят что-то. Меня удивляет другое — это же надо не просто переключить, а выбрать точный параметр. На ходу при перегрузках в гоночной перчатке делать это непросто хотя бы потому, что даже когда ты спокойно стоишь на месте и голой рукой крутишь эти селекторы, то с непривычки либо повернуть его не можешь (он достаточно тугой), либо сразу скачешь на несколько значений вперёд.
Мне интересно как можно что либо переключить на нем на скорости 300 км. Пока посмотрел на руль пол круга пролетел.
в футболе таких проблем нет — мужской вид спорта
Мужской вид спорта это хокей . А футбол . Я лучше промолчу.
упал, сделал гримасу и ты в сборной, если мимо с мячом пробегали в это время, то это победа
AVaLAnche
Ну не знаю… Трёшка у многих есть, а такой руль на "Двенашке" только у вас был бы!
Двенашка с этим рулём покинет хозяина, если тот от вернётся более чем на 5 минут
Секунд
LaCrema
А что бы инженеры сами дистанционно меняли параметры, нельзя по регламенту? Зачем все эти ручки пилоту, если он всн делает только по команде?
Это первый шаг к автопилоту ))
Стараются удержать. И так пресными гонки становятся.
Прикольный. )) На третий пассат подойдёт? ))
Я вот тоже задумался)) вдруг удасться прикрутить))))
Там выше говорят, что такую "баранку" на "Али" найти можно — поди и переходники есть под вашу машину =)
benzin500
Прикольный. )) На третий пассат подойдёт? ))
На Volkswagen это вам с прототипов Audi или Porsche надо штурвал смотреть! =)
Bormiero
Через пару тройку лет руль (простите,
штурвал) навсегда уйдет в прошлое и
пилотироваться болид возможно будет
с помощью суперджойстика с суперэк-
раном, полноценно отображающем все
на свете, включая колебания курса ав-
стралийского доллара за последние
шестьсотпятьдесят метров гонки и груп-
пу крови вместе с IQ того, у кого телка
пилота отсасывает, пока пилот суперпи-
лотирует суперболид с суперрулем (прос-
тите, суперштурвалом).
Возможно, это круто.
Очевидно, это непременно круто. И пок-
лонники этого "вида спорта" непременно
содрогнуться в супероргазме, осознавая
временную сопричастность к чему-то ве-
ликому.
Лично мне наиболее симпатичен вариант
номер 2.
Аскетично. Консервативно. Со вкусом.
Сидя при этом в офисе :) ибо в машине небезопасно
Спасибо! Познавательно
Спасибо, что читаете!
За такие бабки кнопок вообще не должно быть) всё должно управляться силой мысли
Представляю поток мыслей: "херасе Барикело дерзкий", "сцук, водичка уже кипяток", "чет на клапан надавило". Команда не распознана, команда не распознана, команда не распознана. "да заткнись ты уже")))
)))))
Antoshka781
За такие бабки кнопок вообще не должно быть) всё должно управляться силой мысли
Мне кажется, там мысль только одна во время гонки — как бы не убиться =)
Классная статья 👍 Спасибо
Вам спасибо!
Скоро кнопок станет больше чем в самолёте.рули Ф1 уже умнее большинства людей на планете)))
И, к сожалению, умнее некоторых комментаторов здесь =) Речь не о вас, а об отдельных персонажах выше =)
Я уверен на 200%, что руль умнее тебя намного больше
Почему так дорого?
Видимо запчасти не у китайцев закупают.
:-)
GoldenRetriever
Стакан и телефон уже встроены в шлем, их не надо держать.
Чорт. Тогда норм тачки. Раз все учли. Но вот кондера нет.
Так с улицы норм дует))
Вообще о ценообразовании в Ф1 надо научные работы писать. Это эссенция целевого перфекционизма. Цена здесь — это ограничитель входа, рестриктер. К примеру Грелка для шин за 600 000 € — по всей видимости цена задрана раз в 200! Зачем, в этом ведь нет никакого смысла! Значит смысл в чем то другом.
Ценообразование в Ф1 это материальный ценз входа в рыцарский орден.
А то китайцы придут и там всех натянут)))
Вы не поняли — наличие у китайцев, или ещё кого, денег на Ф1 не даёт гарантий, что его впустят в орден, а лишь сужает список кандидатов.
x777xx31
А то китайцы придут и там всех натянут)))
Куда кто придёт? Уже столько раз приходили "натягивать", но ни одна новая команда за последние лет 25-30 успеха не добивалась в первые годы, пока опыта не наберутся или не сдохнут. Это только на словах, да щас руль за $50 с али, шасси за 2000, а мотор с приоры возьмём, турбанём и полетим. На деле — всегда фэйл. Можно возразить — а как же Red bull? Но первая гонка в 2005, а первая победа в 2009, 4 года. И Ред булл команда не новая, а наследник Ягуара, а тот — Стюарта (существовала с 97 года). Хонда, Тойота приходили, обгадились и слились, а уж поумней китайцев, думаю.
Это была ирония =)
ravesv
Вообще о ценообразовании в Ф1 надо научные работы писать. Это эссенция целевого перфекционизма. Цена здесь — это ограничитель входа, рестриктер. К примеру Грелка для шин за 600 000 € — по всей видимости цена задрана раз в 200! Зачем, в этом ведь нет никакого смысла! Значит смысл в чем то другом.
Ценообразование в Ф1 это материальный ценз входа в рыцарский орден.
Хорошая версия — мне нравится! Этакая элитарность.
Типа того. Мне кажется что Ф1 это не только бизнес, это статус, а бизнес здесь в том числе.