Предисловие
Это первая статья из цикла "Неизвестная Мордовия". Данный цикл статей создан для того, чтобы показать красоту родного края и помочь туристам, которые хотят посетить Мордовию, но не знают что посмотреть.
Основание Санаксарской пустыни
Более 360 лет назад началась удивительная история жемчужины Мордовии — Санаксарского мужского монастыря. За этот продолжительный период монастырь не раз приходил в упадок, но каждый раз снова возрождался, чудом дожив до наших дней.
Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь основан в далеком 1659 году в живописном уголке Санаксарской пустыни (в наше время — Темниковском районе Республики Мордовия), в сосновом бору на берегу реки Мокша. Предположительно назвали его в честь озера Санаксар, расположенного у стен монастыря. В переводе с мордовского "санав сара" означает болотистая местность.

Первое возрождение Санаксарской обители
Первый раз Санаксарская обитель обеднела и пришла в упадок через 100 лет после основания. Возродил ее монах Феодор Ушаков, переехавший в Темниковский район.

В 1765 году, во время секуляризационной реформы Екатерины II, которая подразумевала изъятие церковных владений, упразднение монастырей, а также определяла статус некоторых обителей, Санаксарская обитель не только не была упразднена, а наоборот получила статус монастыря. Также, по указанию императрицы, были выделены средства на постройку каменного собора.
Архитектурный ансамбль монастыря был окончательно сформирован в 1820 году, практически в таком виде он дошел до наших дней.

Упадок монастыря в советское время
С момента свершения Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 году и приходу большевиков к власти, поменялся уклад духовной жизни в России.
В 1927 году Санаксарский монастырь снова был закрыт. К 1940 году обитель была разграблена, а здания обезглавлены. В каких только целях не использовали строения церковного комплекса! Тут находился сельскохозяйственный техникум, конюшня, пионерский лагерь и даже тракторная мастерская.

От полного уничтожения монастырь спасла могила легендарного адмирала Российского флота Федора Федоровича Ушакова, находившаяся на территории обители. Благодаря ей в послевоенные годы церковный комплекс был взят государством под защиту.
Восстановление Санаксарского монастыря началось начиная с 1970 года, а активная деятельность по восстановлению с 90-х годов. В настоящее время (2021 год) можно сказать, что архитектурный ансамбль монастыря полностью восстановлен.

Чем еще знаменит Санаксарский монастырь?
Знаменит монастырь не только своей архитектурой, но и тем, что на территории комплекса находятся чудотворные мощи Феодора Санаксарского, Федора Ушакова, множество особо почитаемых икон Богородицы и других святыней.

В здании собора находится рака с мощами Федора Федоровича Ушакова — знаменитого флотоводца Российской империи, реформатора морского боя не проигравшего ни одного сражения за свою жизнь и даже после смерти, спасшего Санаксарский монастырь от полного разрушения.

В монастыре производят молоко, кисломолочные и хлебобулочные изделия. Продукцию можно купить в магазине, около входа на территорию монастыря. Очень вкусно — рекомендую!
Посещая Республику Мордовию, обязательно рекомендую доехать до Санаксарского мужского монастыря!



Комментарии 65
Щас там еще запустят Дом паломников
вспомнились слова песни В.С. Высоцкого:
"Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые…" (с)
Это точно…
Ну, на могилу Ушакова можно заехать. А так — да монастырей и церквей у нас что-то явно перебор стало.
Могилы уже нет, мощи перенесли внутрь. В конце статьи фотография раки с мощами Ушакова, но сути это не меняет.
Комментарий удалён
Сейчас проще. Одел крестик — верун.
Остальное пофиг
Слишком много новых построили, весь Саранск в церквях . Оставить старые а новые под снос, один фиг бесполезная трата денег
Это не ко мне, а к главе Мордовии :)
1. "…Возродил ее монах Феодор Ушаков…" — этот иеромонах был родственником адмирала Ушакова.
Точнее — дядей.
2. "…в послевоенные годы церковный комплекс был взят государством под защиту…" — интересное утв-е, с учётом "Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 18-го года.
1. Да, так и есть, дядя его.
2. Имелось ввиду в годы, после завершения Великой Отечественной войны.
2. В послевоенные года этот "Декрет" действовал ровно так же, как и в довоенные.
Его отменили в октябре 1990-го.
Вчитался поглубже…
Относительно верно у меня написано. Как раз в военные и послевоенные годы государство отказалось от планов скорейшего уничтожения религии/церкви и перешло к политике частичного возрождения религиозной жизни. Конечно и в послевоенные годы были обострения, но таких "перегибов", как в довоенные годы уже не было.
Кроме "Декрета" было подписано куча документов — постановления и т.д., да и сам документ много раз изменяли.
"…к политике частичного возрождения религиозной жизни…" — нет.
Такого НЕ было до 90-х годов 20-го века в СССР.
Ссылка на источник?
Это большое количество источников, а НЕ справка с печатью.
Начните с
…Постановление ЦК КПСС "О мерах по прекращению паломничества к „святым местам" от 28 ноября 1958 года
…закрытое постановление ЦК КПСС "О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах“ от 1960 года.
и т.д., и т.п.
Я вкурсе, документ не один. Кроме того есть и другие документы, которые относятся к нашей теме. Например постановление ВЦИК СССР от 17.09.1928 года, которое говорит нам о том, как строения можно отнести к памятникам истории. Плюс на территории собора находилась могила великого флотоводца, в то время ещё не относящегося к святым.
Вот цитата по поводу Постановления:
"В 1928 году Главнауки было принято решение считать главным критерием, по которому определяли принадлежность сооружения к памятникам истории и культуры — время его постройки. Сооружения, построенные:
до 1613 г. — были объявлены неприкосновенными;
в 1613—1725 гг. — «в случае особой необходимости» могли подвергаться изменениям;
в 1725—1825 гг. — сохранялись только фасады;
после 1825 г. — к памятникам не причислялись и государством не охранялись."
Данный критерий был принят Главнаукой и с 1928 г. стал нормативным актом, действующим на территории РСФСР и СССР."
Вот вам два факта, из-за которых монастырь не снесли. Точка.
Надеюсь, вопросов больше нет?
Не спорьте. Вы правы.
2. В послевоенные года этот "Декрет" действовал ровно так же, как и в довоенные.
Его отменили в октябре 1990-го.
Очень на многих храмах, монастырях, соборах есть советские ещё, иногда с трудом читаемые таблички — охраняется государством. Они охранялись как Исторические памятники, а не как строения культового назначения.
Заблочил я его, там спорить бесполезно. Пенопласт головного мозга у человека.
Да не, товарищ известный спорщик. У него всегда есть своё мнение. И оно не всегда совпадает с нашим.
Пусть спорит в других местах)
Интересно 👍
🤝🏻
Ооооооо как интересно :))
:)
Родина моя!
Значит мы земляки, можно сказать)
Да я из самого северо-западного района Мордовии. Родился в Саранске. Пацан с Химаша :)))
Zod1ak
Значит мы земляки, можно сказать)
Спасибо. Интересно. Я с Рыбинска, с родины Ушаковых.
🤝🏻
Надо ещё про бывший чудо дуб упомянуть!
Лучше бы отдельно был музей адмирала, а то уже надоели эти однообразные церкви да монастыри.
Не нравится монастыри — не смотрите)
Музей есть, находится в г. Темников. Есть место, где была усадьба Ушакова, на подъезде к монастырю.
aktm
Лучше бы отдельно был музей адмирала, а то уже надоели эти однообразные церкви да монастыри.
Ты живёшь за счёт молитв монахов и Церкви Православной. Не надо богохульствать.
Это те, которые трупы раскрывают и на мощи их пилят? В Морловию, как в и Пензу жрецы пришли максимум 300 лет назад, и как это до них жили?
Что полезного делают эти жрецы? Молятся Яхве? И он им отвечает?
Кстати Мордовия никогда особо не была трупославной, там очень сильно язычество, и это очень злит твоих монахов
Великий человек был адмирал.www.drive2.ru/b/485401949143826939/
Так и есть. Почитал на досуге про него поподробнее, был впечатлён.
Я тоже.
Фотка прошлогодняя, еще стройка во дворе.
Фото октября 2018 года
Были с женой год назад, проездом в дивеево из Ключевской пустыни, заезжал специально, до этого тоже пару раз был, случайно попали на патриашию службу, очень красивое место, жаль источник закрыт
Очень здорово. Спасибо. А есть какие-то места, в Саранске или рядом, где можно посмотреть на технику или погулять на самокатах?
Весь Саранск легко можно проехать на самокате, особенно хорошо в центре. Я сам на моноколесе езжу постоянно на работу…
Спасибо! Очень кстати!
Рад, что понравилось)
Много раз был в этом монастыре, т.к. сам Зубовополянского района. Да, особенно в последние лет 10 активно ведутся восстановительные работы и благоустройство. Планируют восстановить и усадьбу адмирала, которая к сожалению вообще не сохранилась. Но это уже не РПЦ, а на бюджетные деньги.
Восстанавливать усадьбу смысла не вижу, все-равно она не сохранилась… Мимоходом и туда зезжал, хорошие такое местечко на горе.
Насколько я знаю решение уже принято принципиальное — восстанавливать.
В Саранске их продукция тоже есть (на территории Троицкой церкви). Не знаю, не сравнивал, но поддержу автора — ВКУСНО.
Не знал, спасибо :) Буду там кефир покупать)
Проблема в том, но на все это уходят миллиарды бюджетных денег. Могли бы быть дороги, мосты, больницы, школы…
Так нет, вбухиваются миллиарды туда, куда ходят несколько тысяч человек…
Если бы все это восстановила и содержала бы Рпц — вопросов бы не было.
А они даже налоги не платят с того, что производят
Честно сказать не знаю, на что восстанавливали монастырь… В политику не хочу скатываться, я просто созерцатель.
Судя по тексту скатываетесь.
И где же я в тексте скатился в политику?)
Можно и так, например, изложить историю при Советах: после декрета новой власти, отделившей церковь от государства, что означало отныне необходимость ее существования исключительно на пожертвования прихожан и невозможность влиять на систему образования, церкви и монастыри стали закрываться.
Происходило это естественным образом. Ввиду отсутствия финансирования. Гонения на церковных служащих последовали как результат их активного участия в контрреволюционной деятельности и активной агитации против новой власти.
Заброшенные здания и сооружения были обращены в утилитарные хозяйственные постройки некультового назначения.
За исключением периода активности, например, общества активных безбожников, большевики особенно поддержкой антирелигиозных организаций и не занимались.
Они были людьми прагматичными. И не тратили время на борьбу с тем, чего, по их убеждению, и не существовало как объективной реальности.
Звучит как оправдание большевиков. Не уж, вы давайте сами статьи пишите, ну а я тоже самостоятельно это делать буду.
Я не в пику вам лично. Вы молод и вас так научили.
Всем, что нас окружает, мы обязаны этим загадочным титанам, большевикам. И для меня они в оправданиях не нуждаются. Просто можно следовать в кильватере Сванидзе, Млечина и прочих ангажированных фантазеров, а можно просто смотреть на историю как последовательность борьбы идей. И людей. Сейчас маятник качнулся в другую сторону. Но это маятник. Он всегда качается. Пока идёт жизнь
Да не так я и молод. К большевикам отношусь к ним нейтрально, как к истории, которая есть и другой не будет. Хотя палку они переоибали знатно в некоторых моментах.
Ну, да. Перегибали. В крестьянской стране (89% населения) добились всеобщей грамотности. Небывалых социальных лифтов. От царских 137 тракторов стали выпускать в год (!) по 20 тысяч. Единственные, кто остановил фашизм. Хотя бы на время трёх поколений. Полетели в космос. :))
Ну я же сказал — местами)
AlexdPenza
Проблема в том, но на все это уходят миллиарды бюджетных денег. Могли бы быть дороги, мосты, больницы, школы…
Так нет, вбухиваются миллиарды туда, куда ходят несколько тысяч человек…
Если бы все это восстановила и содержала бы Рпц — вопросов бы не было.
А они даже налоги не платят с того, что производят
В монастыре постоянно, большое количество паломников со всей страны, так что не только бюджетные деньги там и вряд ли уж "миллиарды"))
AlexdPenza
Проблема в том, но на все это уходят миллиарды бюджетных денег. Могли бы быть дороги, мосты, больницы, школы…
Так нет, вбухиваются миллиарды туда, куда ходят несколько тысяч человек…
Если бы все это восстановила и содержала бы Рпц — вопросов бы не было.
А они даже налоги не платят с того, что производят
В Мордовии отличные дороги, не скажу такого про Нижегородскую область, соседи хотя
Был весной в Саранске, таких убитых давно не видел .
AlexdPenza
Проблема в том, но на все это уходят миллиарды бюджетных денег. Могли бы быть дороги, мосты, больницы, школы…
Так нет, вбухиваются миллиарды туда, куда ходят несколько тысяч человек…
Если бы все это восстановила и содержала бы Рпц — вопросов бы не было.
А они даже налоги не платят с того, что производят
Поддерживаю 👍