Это вторая часть большого репортажа с Горьковского автозавода, приуроченного к 30-летию Газели. В первой части мы посетили цех сварки кузовов и окрасочный комплекс, а теперь настала пора побывать на ПГА – производстве грузовых автомобилей, или главном конвейере автозавода.

Именно в этом здании в 1932 году начали строить «полуторки», а далее – выпускали все массовые горьковские грузовики. После того, как окрашенный кузов покидает «Айзенманн», он отправляется именно сюда. Сюда же из разных частей автозавода прибывают рамы, оси, двигатели – и всё это собирается воедино на конвейере ПГА.



В общей сложности на главном конвейере четыре нитки. Они делятся так: на первой линии – Газель и Соболь с цельнометаллическими кузовами, а также автобусные шасси, каркасные кузова для которых строит бывший цех по выпуску «Чайки».
Другая нитка – тоже Газель и Соболь, но уже грузовые версии с отдельной кабиной: бортовые или шасси под надстройку. Между этими нитками ещё одна «газелья»: там собирают спецавтомобили, главным образом – медицинские. И четвёртая нитка – среднетоннажные грузовики: на ней делают Валдай 8 и 12, Газоны и Садко Некст, а также экзотическую модель «Земляк». Гибкость производства, существующего в наши дни, позволяет делать на одной линии сразу несколько моделей разных поколений. На каждой из двух ниток «Газели» и «Соболя» сейчас делают примерно по 150 машин в смену, а на нитке среднетоннажников за смену строят порядка 50 грузовиков.


К каждому рабочему месту на каждой из четырех ниток конвейера налажена доставка комплектующих именно под те модификации, которые уже заказаны у дилеров и запланированы на производстве.

Все действия рабочих на конвейерах отмерены по секундомеру и стандартизированы, чтобы процесс был максимально эффективным, а каждое движение было удобным для работника. Производственная система на автозаводе основана на принципах Toyota Production System, которую внедрил здесь ещё в начале 00-х собственник завода, Олег Дерипаска. Вместе с тем на Горьковском автозаводе первыми в России освоили принципы «бережливого производства», которые со временем пришли в другие отрасли, и в наши дни стали изучать со студенческой скамьи.

Секрет 30-летнего успеха Газели – не только в цене, и даже не в простоте конструкции. Дело в самой концепции, выбранной на старте проекта: Газель – это рамная машина с выносливой ходовой частью.
Принципиально малые коммерческие автомобили, или LCV, можно поделить на два вида: «большие легковушки» с несущими кузовами, и «уменьшенные грузовики» на полноценной раме. Рамная машина получается тяжелее, но много выносливее «больших легковушек» — а значит, она куда более живуча в тяжёлых условиях эксплуатации, которые в нашей стране попросту неизбежны.


А если сравнить не с Европой? Рамные LCV широко распространены в азиатских странах, но там привычен несколько иной формат малого грузовика. В той стороне предпочитают «головастиков» с бескапотными кабинами. А вот унифицированные семейства, которые включают как шасси, так и цельнометаллические кузова – достаточно редкое явление.


При этом производство рамных автомобилей значительно отличается технологией от «больших легковушек». Сам процесс сборки таких машин построен сильно иначе, и делать их нужно, по сути, на отдельных заводах, по «грузовым» технологиям. Например, по этой самой причине среди европейских марок единственным полноценным аналогом Газели и Соболя может служить только одна модель. И это, внезапно, совсем не Транзит, с которым ассоциируют первоначальную Газель незнайки, а семейство IVECO Daily, выпускаемое таким же чисто «грузовым» автозаводом.

Газель, как и любой из её современных родственников, начинается с рамы. В то время, пока окрашенный кузов ещё движется к главному конвейеру, там начинают собирать шасси: его монтируют на конвейер с помощью тельфера. Забавная деталь: на первых этапах шасси собирается «вверх тормашками», пока на него монтируют оси и подвеску – а уже потом его переворачивают, чтобы установить силовой агрегат и смонтировать кузов.
Самый высокий уровень преисполненности – уметь отличать конфигурации будущих машин по исполнению ходовой части. Если спереди пружины, а подвеска выполнена единым модулем с рулевым механизмом – значит, это Next или NN; если рессоры – значит, прежний «Бизнес» (пока он остаётся на конвейере, в первую очередь, за счёт полноприводных модификаций).

Задних подвесок – тоже несколько видов: с разным количеством и толщиной рессор, со стабилизатором или без, с разным расположением подрессорников (сверху у Газелей Бизнес, снизу у Газелей Next и NN) или даже без оных – например, маленьким Соболям дополнительные рессоры не нужны. А для каркасных автобусов с низким полом и некоторых модификаций «скорых» устанавливают еще и пневматическую подвеску на задней оси.

Для Газели и Соболя поколений Next и Бизнес сейчас предлагают дизели G-серии, производство которых активно локализуют в России, а также бензиновые двигатели Evotech Ульяновского моторного завода, которые востребованы за счёт простоты и дешевизны переделки на газ. Сам завод выпускает и пропановые, и метановые модификации с ульяновским мотором, но некоторые потребители предпочитают переделку на газовое топливо своими силами, и «по многочисленным просьбам трудящихся» остаётся доступен бензиновый вариант. Тот же 2,5-литровый дизель G-серии, но с более «злой» прошивкой (420 вместо 330 Нм), устанавливают на Соболь NN, Газель NN и младший Валдай-8. А вот более крупные горьковские среднетоннажники, включая 12-й «Валдай», оснащают ярославскими дизелями семейства ЯМЗ-534.


Двигатель монтируется на раме уже подсобранным с коробкой передач. Следом за силовым агрегатом на раме устанавливается всевозможное оборудование и навешиваются магистрали. А параллельно сборке шасси, по соседству, собирают кабины и кузова: до монтажа на раму на них монтируют стёкла, шумоизоляцию и детали интерьера.


Сейчас на заводе активно внедряют беспилотные транспортёры собственной разработки, которые заменят часть прежнего технологического транспорта под управлением людей. Кабины по цеху перемещает на специальной тележке беспилотный транспортёр AGV, похожий на увеличившийся в размерах робот-пылесос. Систему автономной логистики, в том числе самих роботов и ПО для них, разрабатывает сам завод совместно с ведущими техническими вузами России.

В прошлом году, на старте проекта, «роботов» работало 12 по восьми маршрутам, в этом году их станет 95 по 30 маршрутам. Ещё через год таких автономных роботов на конвейере будет работать уже больше сотни. Эти роботы – «комнатные», внутрицеховые – но совсем скоро на заводе заработает и первый маршрут межцеховой беспилотной логистики. На выставках уже показывали и "уличного" робота — электрическую платформу NEOS. Сейчас её тестируют и "учат" ездить, а уже скоро она начнет перевозить кузова из цеха окраски на конвейер.



После того, как и шасси, и кузов подготовлены, происходит главный ритуал всего производства – «свадьба», при котором они соединяются воедино. Это самая известная и зрелищная операция на заводе. После этого машина «обрастает» уже небольшим количеством деталей: пластиковым декором, оптикой, радиаторами, колёсами, которые подаются по собственному подвесному конвейеру.





Кстати, колёса на конвейере устанавливают при помощи специального многоствольного гайковёрта, показания с каждой операции которого пишутся на сервер вместе с данными конкретного рабочего – и проверить затяжку болтов можно будет даже через годы. Незаметно недотянуть или перетянуть крепеж не получится: если финальный момент затяжки на какой-то гайке будет меньше заданного, на гайковерте не загорится заветный зеленый огонек, а на сервере не появится отметка «ОК», без которой машина не пройдет контроль качества.




На финишной прямой, после которой автомобиль готов сойти с конвейера своим ходом, остаются сущие мелочи: рабочие подключают последние магистрали, заправляют технологические жидкости, наносят эмблемы на кузов.


Первый пуск двигателя — и новая машина перемещается к «дюррам» – обкаточным стендам, стоящим сразу у конца конвейера. По штрих-коду на прилагающейся к машине бумаге стенд «подстроится», чтобы провести полуторакилометровый тест на барабанах с имитацией работы в разных условиях, На "Дюррах" проверяют качение колёс, работу двигателя и коробки передач в разных режимах, тест тормозов, ABS и световых приборов.

Заключительная проверка, после которой машину признают готовой к отправке в сбыт — «дождевание», тест герметичности в специальной камере, где машину обливают мощными потоками воды. При успешных тестах машина отправляется на склад готовой продукции, а если обнаруживаются недостатки – возвращается на доработку.



Происхождение кабины "Валдая" не должно сбивать с толку: эта машина очень хорошо локализована. Помимо штампованных панелей кабины, которую варят и окрашивают в Нижнем, импортные здесь только детали интерьера и компоненты пневматической тормозной системы. Под кабиной — дизель ЯМЗ-534, рама и коробка передач – местного производства, ведущий мост – канашский.

Есть вещи, казалось бы, простые – но экзистенциально важные для всей страны. Они не всегда очевидны, но это своего рода шестерни в механизме хода истории, и опора для очень и очень большого количества людей и дел.
«Новая полуторка», вставшая на конвейер 30 лет назад, стала для нашей страны именно такой машиной: её было, за что поругать – но своё дело она сделала и вывезла Горьковский автомобильный вместе со всей Россией из мрачных лет. В этом, я так думаю, и состояла её историческая миссия. И как минимум за это машина-труженик заслуживает – нет, не поклонения – мы же продвинутые люди. Уважения к труду.

Жизнь на Горьковском автомобильном продолжает кипеть. Не замерла она даже в кризисный 2022 год: когда всем казалось, что автопромышленность всей страны впала в кому, главный конвейер ПГА работал в прежнем ритме и выпускал себе грузовики дальше. Более того: на заводе постоянно идет освоение новинок и работа над перспективными моделями. А значит – эта история продолжается.
На этом открытки из Горького Новгорода заканчиваются. Как всегда, до встречи на следующей остановке!
И, как всегда напоминаю, что в Телеграме мы вещаем каждый день в канале RetroBus: t.me/retro_bus

Комментарии 128
Не сильно изменился ГАЗ за годы… спасибо автору, репортаж просто огонь! Мне довелось в 77м, там три месяца поработать. Была такая схема, оканчивающих курсы шоферов отправляли на завод, «студентам» — зарплата (очень не плохая! 220-240руб зарабатывал), автошколе — газон, новый ГАЗ 52У. Плюс трое наших там задержались на 6-8 месяцев, за попытку вынести запчасти, быстрый суд и ребята при деле, с типа отсидкой/отработкой на заводе. Комсомольская организация там была сильная, нас мигом пристроили в ансамбли, танцкружки, соревнования по всем видам спорта… а мы — патлы, клеши, рубаха на пузе узлом!-дярёвня!)) Наши были и на конвеере, я попал в цех легковых подвесок, на линию станков, точил шкворни на газ 21 и делал промежуточную опору в рулевой подвеске газ 21, увидел где она установлена только когда купил свою первую Волгу.
Спасибо!
autobat1
Не сильно изменился ГАЗ за годы… спасибо автору, репортаж просто огонь! Мне довелось в 77м, там три месяца поработать. Была такая схема, оканчивающих курсы шоферов отправляли на завод, «студентам» — зарплата (очень не плохая! 220-240руб зарабатывал), автошколе — газон, новый ГАЗ 52У. Плюс трое наших там задержались на 6-8 месяцев, за попытку вынести запчасти, быстрый суд и ребята при деле, с типа отсидкой/отработкой на заводе. Комсомольская организация там была сильная, нас мигом пристроили в ансамбли, танцкружки, соревнования по всем видам спорта… а мы — патлы, клеши, рубаха на пузе узлом!-дярёвня!)) Наши были и на конвеере, я попал в цех легковых подвесок, на линию станков, точил шкворни на газ 21 и делал промежуточную опору в рулевой подвеске газ 21, увидел где она установлена только когда купил свою первую Волгу.
Так же, студентом в 91 году, там три месяца проработал. Платили хорошо, бесплатный обед был в заводской столовой и жили в заводском доме на 5 этаже в 2ух комнатной квартире — 12 человек.
Когда будут переднеприводные Соболь/Газель?
Двигатели Камминс останутся, хотя бы под заказ?
Коробки г и х.
Аукан, или G-серия — и есть преемник Камминса на том самом китайском заводе. Говорят, будто китайцы собираются и его обозвать Камнем.
Камни уже недоступны заказчикам внутри РФ, но немного их ставят на экспорт.
Переднего привода не будет, обожглись с Максусом и убедились, что потребителю это не нужно. Да и под это нужно строить отдельный завод))
Сравнили попу с пальцем.
Максу делали ТАМа и запчастей на него не было, все эти Ситроены/Педжеоты/Ивеко, Транзиты, Спринтеры, нормально так до сих пор ездят.
Ситроен Джампер так вообще неубиваемый оказался, хоть и клапанный механизм у него как на мотоблока ( Ивеко, Педжеот и Транзит — один ДВС)
Максусы шли ГАЗовской мануфактуры. Оказалось, что переднеприводная машина нетерпима к издевательствам.
Знаете, вот хуже чем в ЭкоЛайне года 4 назад, машины нигде не эксплуатировали и Ситроен нормально себя показал переднеприводной, хотя машину убивали ребята из ближнего зарубежья, просто на отмаш, они выглядели, как-будто их акула жевала.
Я к тому, что обжегшись на молоке, дуют на воду.
Скажем прямо, ситуация как лиса и виноград, нет коробок ( хотя передняя подвеска вроде уже под это заточена), потому и виноград зелен.
Под несущий кузов и передний привод нужен просто другой завод (=
Такие машины производят совсем по-другому.
technician75
Знаете, вот хуже чем в ЭкоЛайне года 4 назад, машины нигде не эксплуатировали и Ситроен нормально себя показал переднеприводной, хотя машину убивали ребята из ближнего зарубежья, просто на отмаш, они выглядели, как-будто их акула жевала.
Я к тому, что обжегшись на молоке, дуют на воду.
Скажем прямо, ситуация как лиса и виноград, нет коробок ( хотя передняя подвеска вроде уже под это заточена), потому и виноград зелен.
Только это не тяжёлая эксплуатация, а просто долбили . Тяжёлая эксплуатация, это допустим перегруз раза в два, три, а когда и в четыре раза, плохие дороги .
technician75
Сравнили попу с пальцем.
Максу делали ТАМа и запчастей на него не было, все эти Ситроены/Педжеоты/Ивеко, Транзиты, Спринтеры, нормально так до сих пор ездят.
Ситроен Джампер так вообще неубиваемый оказался, хоть и клапанный механизм у него как на мотоблока ( Ивеко, Педжеот и Транзит — один ДВС)
Ситроены, пыжики, фиаты, неплохие, но только для перевозки лёгкого груза, транзит всегда был машиной из серии, рулетка везения, непредсказуемая, спринтера, моторы и кпп в большинстве отличные, долгоиграющие, а вот кузов, зачастую гниёт быстрее газелей . Но вот эти, они для лёгких грузов все, для конкретного зарабатывания денег, есть Газель и Ивеко, обе резиновые, имеют запас по прочности .
Самый длинный вариант микроавтобуса Next (A65R52) в редком чёрном цвете. Скорее эти микроавтобусы больше на экспорт будут рассчитаны
Их и на родине отлично берут
Про Земляка, а на Садко Некст назад нельзя двускатный мост поставить?
Думаю, он получился бы значительно дороже и не таким кондовым.
интересная статья. возможно я мало разбираюсь в грузовичках, но мне кажется газель не имеет конкурентов по цене и качеству, китай не берем. нашли себя, сделали много модификаций, вот и продажи есть хорошие и машина очень массовая. вот точно так же и автовазу нужно делать, но у них почему то не получается массовый и всеми любимый продукт.
Как минимум по скорости отрабатывания потраченных денег — точно вне конкуренции.
Спасибо за репортаж! Вопрос от не специалиста по ГАЗам: правильно я понял, что рама у Газели НН осталась от первой Газели?
Нет. У НН/Некста пружины спереди, соответственно, вся та часть рамы иная.
WoodyCreek
Спасибо за репортаж! Вопрос от не специалиста по ГАЗам: правильно я понял, что рама у Газели НН осталась от первой Газели?
В целом, да
Эволюция в мире грузовиков 1,5 тонны пришла к безрамной конструкции . То бишь делали рамные, потом безрамные оказались лучше -потребитель выбирал их, заводы делали что хочет потребитель…
Газ на данный момент просто не может сделать ни без рамы машину, ни передний привод. Но надеюсь когда-нибудь появятся и такие модели )
Начнём, пожалуй, с того, что очевидный родоначальник класса европейских LCV был надутым через трубочку Жуком, и конструкцией традиционного грузовика с рамой у него даже не пахло.
Был Максус, но потребителю не зашло, а потом жизнь заставила избавиться (=
Так и Газель-2 опытная была без рамы параллельно с Газелью-3 (Некстом). Некст по ресурсу и себестоимости оказался выигрышнее, клиенты тоже высказались за раму — поэтому всё так, как есть. Рама не недостаток, это как раз конкурентное преимущество в нашей стране. Сильное.
Romario666
Эволюция в мире грузовиков 1,5 тонны пришла к безрамной конструкции . То бишь делали рамные, потом безрамные оказались лучше -потребитель выбирал их, заводы делали что хочет потребитель…
Газ на данный момент просто не может сделать ни без рамы машину, ни передний привод. Но надеюсь когда-нибудь появятся и такие модели )
Эволюция привела транзит к приклеиванью шильдиков на транспортер((( надеюсь "технологии москвича" Газель обойдут стороной
А вот эта памятка до сих пор в цехе висит?
Не видел
Один из лидеров рынка РФ, чтобы и кто не говорил
И ивеко ничего хорошего собой не представляет кроме двигателя, который уже раздули до 170л.с. Электрика, как и на газели проблемная. Торсионная подвеска тот еще геморрой, оригинальные запчасти конской цены, подушки крепления кузова к раме рвет.
Но ГАЗ не отстает, качеством и ценой:)
Из европейских вэнов всё равно италолом вызывает больше всего оптимизма. Но Газель кладёт на лопатки стоимостью владения))
Спасибо, познавательно
Статья не плоха. Но есть вопрос, он конечно не к автору, хотя, кто знает.
Вопрос такой: Перые Газели постоянно грели ь, и все ездили в бутылками по капотом. Завод знал причину и не справлял. Возн к вопрос, почему? Там надо было изменить не много, но упрямо не и управляли.
Передний бампер переделали довольно оперативно, двигали номер вниз. Дальше — уже вопрос к запущенному техсостоянию, скорее
Ну, да, ну да.
Обычно с бутылками ездили машины, доведённые в целом до состояния «пристрелите меня»
Ага, едешь по Рублёвке, навстречу автобус ГАЗ и открытым капотом… И он не просится на свалку.
SergeyExd
Статья не плоха. Но есть вопрос, он конечно не к автору, хотя, кто знает.
Вопрос такой: Перые Газели постоянно грели ь, и все ездили в бутылками по капотом. Завод знал причину и не справлял. Возн к вопрос, почему? Там надо было изменить не много, но упрямо не и управляли.
Да что ты говоришь, 402.5, 402.6 в вакууме существовали? Ездят с бутылками благодаря наглухо забитым радиаторам. Сейчас ездят нексты и бизнесы- хоба, бутылки куда-то пропали, магия, не иначе.
Отличный репортаж. Большое спасибо.
Тогда какого уда что на Уаз патриот и на газель нехт шли моторы змз 409 и змз про с кривожопыми головками? Ворон ворону глаз не клюнет?
С 2010 года ЗМЗ на газелях нет
Вот вопрос?! ГАЗ, ЗМЗ и УАЗ входят в в единый концерн Соллерс? Даже если нет почему при такой серьёзности и отлаженности оборудования, с конвейера сходят откровенное Г… но. На личном опыте то коленвал на газель некст лопается у 4го цилиндра, то каншина на уазах ложиться, а про ущербные головки змз про с их седлами и направляшками просто добавить нечего. Где свернули не туда? Или теперь Соллерс это бау фенг, фав и прочее китайское поделие, а ГАЗ это кружок для неопионеров — моделистов.
ГАЗ и Соллерс — конкуренты. Злейшие))
Но у ГАЗа в Ульяновске моторный завод. А у Соллерса — в Заволжье.
Но кто-то делает машины своей конструкции, а кого-то хватает только на наборы для сборки с Алиэкспресса.
Было очень интересно узнать о производственной жизни и проектах ГАЗ. Желаю им успешного развития и процветания!
Круто. Спасибо
Спасибо, очень познавательно
Спасибо за обе статьи, было интересно почитать, прям целый номер журнала👍
Да, на бумаге столько картинок не упихать))
При магазине ГАЗ детали машин работал лет 10 назад. Интересная ситуация была с поставками с завода в Нижнем Новгороде. Приходит запчастюлька в оригинальной желто-оранжевой коробочке где написано сделано в России и т.д. и т.п., открываешь, а там NO NAME лютый. По виду чаще всего не то Китай не то Турция не то кооператив без опознавательных. Пару раз попадались в поставках откровенные подделки на форсунки Cummins 2.8, а так же фильтры для одноимённого мотора которые были в упаковке с похожим принтом как и у ГАЗ детали машин но в более бледном варианте и это всё везлось из Нижнего. Не берусь судить за конвейер и из чего там собирают сейчас ГАЗели, но на прилавки магазинов порою попадали странные по качеству запчасти. Сами ГАЗовцы периодически по сети магазинов проверки проводили на предмет контрафакта на прилавках и вроде бы даже была деятельность напоминавшая контроль качества, но есть подозрение что на стадии отгрузки к оригиналу подмешивался контрафакт путём "заноса конверта" отделу закупок.
Один раз поставка была датчиков расхода воздуха SIEMENS из восьми поставленных на прилавок пять не работало и были с браком. В целом по сети ГАЗ детали машин бардак творился лет 10 назад и откровенный контрафакт с браком.
У ВАЗа тоже говна полно. На ниву получил гбц со склада. Новая ориг упаковка, а болтов до резьбы в блоке достало только 9! 10й смещен от своей оси на 3мм🤗
GenaDyevich
При магазине ГАЗ детали машин работал лет 10 назад. Интересная ситуация была с поставками с завода в Нижнем Новгороде. Приходит запчастюлька в оригинальной желто-оранжевой коробочке где написано сделано в России и т.д. и т.п., открываешь, а там NO NAME лютый. По виду чаще всего не то Китай не то Турция не то кооператив без опознавательных. Пару раз попадались в поставках откровенные подделки на форсунки Cummins 2.8, а так же фильтры для одноимённого мотора которые были в упаковке с похожим принтом как и у ГАЗ детали машин но в более бледном варианте и это всё везлось из Нижнего. Не берусь судить за конвейер и из чего там собирают сейчас ГАЗели, но на прилавки магазинов порою попадали странные по качеству запчасти. Сами ГАЗовцы периодически по сети магазинов проверки проводили на предмет контрафакта на прилавках и вроде бы даже была деятельность напоминавшая контроль качества, но есть подозрение что на стадии отгрузки к оригиналу подмешивался контрафакт путём "заноса конверта" отделу закупок.
Один раз поставка была датчиков расхода воздуха SIEMENS из восьми поставленных на прилавок пять не работало и были с браком. В целом по сети ГАЗ детали машин бардак творился лет 10 назад и откровенный контрафакт с браком.
Сейчас ничуть не лучше.
Нихрена нет, а что есть, то непонятно какого качества и за оверпрайс.
Я даже задавал вопросы:
— Вы же понимаете, что я сейчас не буду у вас покупать запчасть за х2 стоимость.
— Кому срочно, те купят
GenaDyevich
При магазине ГАЗ детали машин работал лет 10 назад. Интересная ситуация была с поставками с завода в Нижнем Новгороде. Приходит запчастюлька в оригинальной желто-оранжевой коробочке где написано сделано в России и т.д. и т.п., открываешь, а там NO NAME лютый. По виду чаще всего не то Китай не то Турция не то кооператив без опознавательных. Пару раз попадались в поставках откровенные подделки на форсунки Cummins 2.8, а так же фильтры для одноимённого мотора которые были в упаковке с похожим принтом как и у ГАЗ детали машин но в более бледном варианте и это всё везлось из Нижнего. Не берусь судить за конвейер и из чего там собирают сейчас ГАЗели, но на прилавки магазинов порою попадали странные по качеству запчасти. Сами ГАЗовцы периодически по сети магазинов проверки проводили на предмет контрафакта на прилавках и вроде бы даже была деятельность напоминавшая контроль качества, но есть подозрение что на стадии отгрузки к оригиналу подмешивался контрафакт путём "заноса конверта" отделу закупок.
Один раз поставка была датчиков расхода воздуха SIEMENS из восьми поставленных на прилавок пять не работало и были с браком. В целом по сети ГАЗ детали машин бардак творился лет 10 назад и откровенный контрафакт с браком.
Сейчас в магазинах творится откровенный бардак, оригинала нет практически вообще
А остальное, качества "Как повезёт"
Очень приятно почитать такие интересные посты
Спасибо большое
Отдельный пост про автомобили скорой будут?
Материала немного, если честно.
Вряд ли потянет на отдельный пост.
Вот если случится оказия, то можно будет заморочиться как-нибудь
Было бы интересно посмотреть процесс сборки, оснащения автомобиля, проверка узлов и элементов!
Подумаем над тем, чтобы организовать
👍🙏Будем ждать!
А обычному человеку на подобного рода экскурсию возможно попасть?
Раньше такие экскурсии проводили, но теперь приостановили в силу неспокойных лет. Есть надежда, что вернут, когда вся вот эта международная суета утихнет.
wonderlander
А обычному человеку на подобного рода экскурсию возможно попасть?
Была практика проведения таких техно-экскурсий на конвейер. Пока на паузе, но возобновится, да.
А двигали какие?

Услышали этих бедолаг? Или заместили кетаем?
Страшный секрет: Камминс в Газелях был китайским с самого начала. Моторы ISF 2,8 в остальном мире в принципе неизвестны.
Более того, Аукан, который пришёл ему на смену, производится буквально тем же заводом, сейчас его локализовывают в РФ. Слышал, что его через какое-то время назовут Камминсом (=
На выставке соболь НН был с дизелтным Фотоном. А "до санкций" в газ собирались ставить 2,0тди ВАГ. Этот вариант "не взлетел".
Дизель ВАГ был экспортной темой, но немцы соскочили (там смысл в Евро-6 — ISF уже не получалось дотянуть).
А новая G-серия — да, лицензионный Фотон Аукан, пришедший на смену ISF 2.8, Их делает тот же завод, что и Камни, но производство постепенно перетаскивают в РФ.
На эту газель 1990 года можно полюбоваться в музее.
В музее более поздний прототип всё-таки (=
Ну вроде 92 год там указан, и машина весьма и весьма похожа.
Тут весь цимес фото, что оно сделано в конце 90-го, то есть ещё до падения союза
80*
DblM
На эту газель 1990 года можно полюбоваться в музее.
Там 1993го, ЕМНИП, с карбюраторным 406.
Повторители поворотов от 3105, это точно помню :-)
Под капот не заглядывал, но был уверен, что там обычный 402, 406е пошли сильно позже.
Там ещё в музейном прототипе неожиданная деталь от 3205 спрятана (=
2хместное сидение?
Не оно. Или не только оно
DblM
Под капот не заглядывал, но был уверен, что там обычный 402, 406е пошли сильно позже.
Не так уж и сильно, на волги он попал в 1994м, в инжекторном варианте.
Модификация 3102-12
Могли и на опытную газель всунуть, причем ископаемый 406.10 под 80й бензин
В музее стоит ГАЗ-3302 1991 года, из первой опытной серии. Под капотом там ЗМЗ-406 карбюраторный, под 93-й бензин.
Бортовой Соболь НН выглядит забавно,
такие толстые щёки на таком тоненьком стебелькездоровенная кабина и маленький кузовокНепонятная машина, зачем он такой нужен, если есть полноценная Газель за те же деньги
Недавно встретил в Москве: уже с длинной базой и будкой размером больше, чем на Газели стандартной. Явно как раз из такого бортового перепилили.
usernameDetector
Непонятная машина, зачем он такой нужен, если есть полноценная Газель за те же деньги
Грузоподъёмность до 1т и полный вес до 3т.
Будочники так умеют делать и с Газелью
С соболем попроще. И тоже также кузов 6х2.8х2.8м :)
Как любили писать в советской прессе: "В добрый путь, ГАЗ!"
Великий завод, за которым стояли великие люди. Надеюсь потребителям хватит ума не ассоциировать с ним китайские машины, что будут делать под маркой Volga в том же городе.
Это будет очень сильно зависит от самих газовцев, насколько они смогут адаптировать машину к нашим хотелкам
А причём здесь газовцы?
Именно в их руках возможность сделать машину российской, а не поделкой с алиэкспресса. Увидев в меню мультимедиа иероглифы и надписи "холод спина груз человек" Любой будет ассоциировать волгу с китаем…
Если внимательно наблюдать за новостями, можно узнать, что какие-то моторы собираются делать в Ульяновске, и это не газельи Ауканы.
То есть всё очень серьёзно.
Csepel407
Именно в их руках возможность сделать машину российской, а не поделкой с алиэкспресса. Увидев в меню мультимедиа иероглифы и надписи "холод спина груз человек" Любой будет ассоциировать волгу с китаем…
Так китайские машины под брендом Volga не имеют связи с горьковским автозаводом.
Немногие об этом знают и задумываются.
Ведь можем!
Жаль, что могут не только лишь все
Спасибо, интересная серия постов, много фотографий с конвейера.
Когда был на заводе по рабочим вопросам, помню, строго-настрого запретили фотографировать конвейер и автомобили на нем.
Да, собственно, говоря, мне и не до фотографий было, настолько я находился под впечатлением.
В принципе, на любом подобном предприятии с подобным жёстко — такие времена. Если фото всплывают потом в сети, происходит большой ой.
Спасибо за рассказ.
usernameDetector
В принципе, на любом подобном предприятии с подобным жёстко — такие времена. Если фото всплывают потом в сети, происходит большой ой.
На некоторые заводы, если тебе нужно пройти с телефоном — телефон должен быть кнопочный и без камеры.
И на многие испытательные полигоны.
Имею на иждивении Пежо Боксер 290 L2H2. Был и Соболь.
Мягко если. Вот всё то, что про раму и "аналогичных инстранцев" повод поспорить. В одну калитку поспорить. Монологом ))) от выносливости и до внутреннего объёма ЦМФ, который испаряется в никуда из-за рамы. Одинаковые по высоте снаружи с Газелью ЦМФ ситроен/пежо/фиат и Рено с фордом, имея низкий пол, при второй высоте имеют просвет 190см +-. Газель же если имеет 160, то уже хорошо. Это цена рамы.
Машина с несущим кузовом всё-таки куда менее терпима к издевательствам, тем более переднеприводная (=
Да, за рамное шасси приходится чем-то платить. Но живучесть в наших диких условиях — определяющий фактор.
Не определяющий. Абсолютно. Совершенно.
"За то рама" оставим для владельцев патриотов и тлк.
Вместимость, надёжность, управляемость, утомляемость, экономичность.
Не рама.
Ну и цена.
Цена у газовских машин позволяет не обращать (некоторое время) внимание на архаику (выдаваемую за плюсы).
Повторю — кроме разных служебных машин, был собственный соболь с двс Крайслер 2,4. Машина хорошая, но (и далее список). Или машина не очень, но цена.
Я между этими двумя вариантами. А, рама у соболя лопалась по креплению передней подвески. Ремонт отработан )))
…
Соболь NN бизнес купе два дня "изучал" на выставке. Есть много плюсов, по сравнению с "классикой" и есть минусы, по сравнению с (когда-то собираемыми в Калуге) иномарками. Есть и ряд преимуществ. Но это не рама. Цена.
Для задачи, например, таскать прицеп или прыгать по разбитым дорогам, рама — решает (=
В общем, имею доводы, но оставлю их до следующего раза, они уведут не туда и отвлекут от основной темы — посещения завода.
Это, в отличии от машин, необсуждаемо отлично! Спасибо 👍
Этот спор может быть бесконечным, но на самом деле каждой машине — своя задача (=
usernameDetector
Для задачи, например, таскать прицеп или прыгать по разбитым дорогам, рама — решает (=
www.drive2.ru/l/681960268451822364/
Подтверждаю
Таскаем прицепы
Таскаем уде года три в Фургоне кучу груза до 1.2 -1.5 тонны и прицеп с парой мотоциклов под 400 кг, пока нареканий нет.
Grin-57
www.drive2.ru/l/681960268451822364/
Всё закономерно — "пришёл тягач…"
Таскать прицеп по дорогам — нормальное явление, особенно при наличии головы и если машина собственная. Спринтер вообще довольно терпим к издевательствам разного рода :))
Если постоянно таскать прицеп по буеракам, то кузов расстроится.
Рама газовской машины может расстроиться много раньше. В случае с цмф и рама, и кузов. К этому надо добавить корозионную "устойчивость" газовских машин и болтов крепления кузова к раме. Мерседесы тоже не блещут стойкостью. ))
Нексты уже вполне устойчивы к коррозии, в отличие от "Бизнеса".
Даже если рама "расстроится", то заменить её сильно проще, чем несущий кузов — и с точки зрения документов тоже.
Я не готов полноценно вести разговор о гипотетической замене кузовов и рам. Соболь мой, который подарил, 2009 гв ездит до сих пор со вторым двигателем. Кузов в кружева, рама лопнувшая, хозяин в планах не имеет как-то это решать. Машина не видит ухода в принципе, но продолжает жить. Сейчас у меня боксёр, стареет, уже 8 лет по документам, 6 лет эксплуатации. К восьми годам соболь был плох по металлу. Пежо утратил чуть краски из под рельсы сдвижки (закрашено), один маленький рыжик на двери. О замене кузова мыслей нет.
От того доводы "сменить раму/кузов" мне слабо понятны. Понятно усилие на педали сцепления. Не знаю, как сейчас с 6ст кпп едет NN, 146% интереснее, чем с 5ст, но ехать в диапазоне 150-170 с расходом 11л/100км как пежо он не сможет, и большей частью из-за рамы, центра тяжести и тд.
Газовские машины становятся лучше. В части дизайна и обустройства кабины NN уже интереснее, чем тот же рса 290. Но есть ряд нюансов, которые не в пользу не машины, а концепции рамного цмф с задним приводом.
У каждой конструкции есть плюсы и минусы, поэтому они и существуют.
Опять же, всяких Ситро и Пежо с бортовыми кузовами практически нет — там надо изобретать заново нижнюю часть кузова.
А на раму можно хоть люльку, хоть самосвал, хоть эвакуатор поставить. Да, есть и Пыжи — эвакуаторы, но там от заводской конструкции только морда до конца дверей и далее творчество индивидуальное.
Конечно, ехать с расходом Пыжа не получится — и вес, и ЦТ, и аэродинамика, и потери в трансмиссии.
На самом деле бортовых и фургонов пса и фордов с рамой много. Я по этому и отделяю цмф, не касаясь бортовых машин и будок. Если вспомить, что мы на Д2, то среди боксёров топ1 именно рамник )))
Я знаю, что такие машины есть :) Из этих головастиков проще кемперы строгать — всю заднюю часть легко изобрести заново, как и поступают большинство буржуев :))
ЦМФ типа Пыжа хороши в городе, где особо не играет роли дорожный просвет и уязвимость пыльников ШРУСа
Только в городе и только на трассе)))
Если же уйти от цмф или ввести в сравнение цмф 4х4, то газ становится ультимативен.
Типа того. Есть единичные Спринтеры и Пыжи(?), которые стОят таааких денег…
Я сам уже посматриваю в сторону полнокопытного Соболя после Джипа, ибо альтернативы уже нет — море электроники, куча дисплеев, низкие бампера…
Есть фирменная переделка аффилированным производителем, не помню название, и большие типа боксёра/дукато, и средние, типа спейстуреров/тревелеров переделывают, ставя кардан, мост и вискомуфту, но только к ркпп. И тут вопрос в "психологической проходимости". Газ будет +-4млн, а эти наверное 8-9.
Я тоже не помню название :))
Grin-57
Есть фирменная переделка аффилированным производителем, не помню название, и большие типа боксёра/дукато, и средние, типа спейстуреров/тревелеров переделывают, ставя кардан, мост и вискомуфту, но только к ркпп. И тут вопрос в "психологической проходимости". Газ будет +-4млн, а эти наверное 8-9.
Dangel вроде бы
Grin-57
На самом деле бортовых и фургонов пса и фордов с рамой много. Я по этому и отделяю цмф, не касаясь бортовых машин и будок. Если вспомить, что мы на Д2, то среди боксёров топ1 именно рамник )))
Это не рама, это "полурама", она растёт из кабины — как у пикапов ВИС.
У взрослых грузовиков, а также у газелеобразных и Ивеко — рама полноценная
Grin-57
Не определяющий. Абсолютно. Совершенно.
"За то рама" оставим для владельцев патриотов и тлк.
Вместимость, надёжность, управляемость, утомляемость, экономичность.
Не рама.
Ну и цена.
Цена у газовских машин позволяет не обращать (некоторое время) внимание на архаику (выдаваемую за плюсы).
Повторю — кроме разных служебных машин, был собственный соболь с двс Крайслер 2,4. Машина хорошая, но (и далее список). Или машина не очень, но цена.
Я между этими двумя вариантами. А, рама у соболя лопалась по креплению передней подвески. Ремонт отработан )))
…
Соболь NN бизнес купе два дня "изучал" на выставке. Есть много плюсов, по сравнению с "классикой" и есть минусы, по сравнению с (когда-то собираемыми в Калуге) иномарками. Есть и ряд преимуществ. Но это не рама. Цена.
Сколько видел ремонтов газели — поменяли кабину или поменяли раму с устлением, с несущим кузовом наверное так не получилось бы, пришлось менять кузов и раму всегда, независимо от того, что произошло.
Grin-57
Не определяющий. Абсолютно. Совершенно.
"За то рама" оставим для владельцев патриотов и тлк.
Вместимость, надёжность, управляемость, утомляемость, экономичность.
Не рама.
Ну и цена.
Цена у газовских машин позволяет не обращать (некоторое время) внимание на архаику (выдаваемую за плюсы).
Повторю — кроме разных служебных машин, был собственный соболь с двс Крайслер 2,4. Машина хорошая, но (и далее список). Или машина не очень, но цена.
Я между этими двумя вариантами. А, рама у соболя лопалась по креплению передней подвески. Ремонт отработан )))
…
Соболь NN бизнес купе два дня "изучал" на выставке. Есть много плюсов, по сравнению с "классикой" и есть минусы, по сравнению с (когда-то собираемыми в Калуге) иномарками. Есть и ряд преимуществ. Но это не рама. Цена.
Соболь с ДВС Крайслер не выпускается уже 15 лет. Очень странно брать в расчет те машины для оценки нынешних. А насчет живучести рамы — ну, тут уж что есть — то есть. Боксер приятен на ходу, вместителен, с низким полом, но возможности работать с такими нагрузками и на таких дорогах у него нет. Я, кстати, прекрасно помню такую ситуацию. Представительство Пежо лет пятнадцать назад выделило на длительный тест "Грузовику пресс" модный Боксер. Но перед началом теста, до передачи редакции, машину отогнали из представительства на какое-то мероприятие. На обратном пути водитель-перегонщик попал передним колесом в Москве в открытый люк. Будете смеяться, но страховая машину списала в тотал в итоге.
В общем понимаю, разделяю, частично.
Как долго договаривался с пресс-службой о такой масштабной съемке?
Пробить такое стоит большого труда.
И не за один день снято?)
Бегом прошлись за один день по конвейеру и вечером в музей. С пресс-службой договориться легко (дело случая, я собирался в НН по другим делам), а вот с начальством наверху и с безопасниками после пиарщиков — уже нужно время…
Молодец.
Гигантская работа! Особенно с СБ и шефами.
Ну, этот вопрос решали уже без меня)
Но всё очень серьёзно, я даже не просился на конвейер поначалу, зная, что завод очень закрыт от внешнего мира. Изначально меня послали в Павлово знакомиться с новинками.
ага, знакомо.
usernameDetector
Бегом прошлись за один день по конвейеру и вечером в музей. С пресс-службой договориться легко (дело случая, я собирался в НН по другим делам), а вот с начальством наверху и с безопасниками после пиарщиков — уже нужно время…
И сколько тебе заплатили за статью мил человек? ГАЗ, (уже НАЗ, но об этом никто пока не говорит) развивает бесполезную пиар компанию, ГК СТТ делает огромную накрутку на конечную продукцию (порядка Х2 от себестоимости), в цехах стоят станки из 1980-х, российского внутри завода только люди, которые активно замещаются иностранными специалистами. Журналюгам показывают только музей и главный сборочный конвеер, внуть на узловую сборку вас никогда не пустят. Стендов для обкатки новых продуктов нет, машины гоняют по периметру завода (около 25км), на руководящих должностях одно кумовство. Инженеры, у которых есть навыки и квалификация сваливают на другие предприятия за длинным рублём, на заводе остаются кадры за копейки "лояльные политике ГАЗ", или у кого проблемная ситуация и некуда больше идти. Адекватную зарплату получают только пиарщики, продажники и приближённые к кормушке
Денег мне за это не полагается