Параллельные прямые, как гласят законы математики, не пересекаются. Но в жизни бывает по-другому – и места пересечения этих параллелей могут быть самыми неожиданными.
И в самом деле: какова была вероятность встретиться с арктическим Икарусом, сделанным по спецзаказу для алмазного рудника в якутском Айхале? А какова вероятность увидеть такую машину не на краю географии в Западной Якутии, а на противоположном конце страны – на черноморском курорте? Однако, произошло именно это. И более того, арктический Ikarus-280.33N проделал путь к новому месту базирования своим ходом: достижение, которое едва ли возможно превзойти. Впрочем, обо всём по порядку.

Наш сегодняшний герой – Ikarus-280.33N 1996 года постройки. В архивах автобазы уцелели некоторые факты из его биографии: дебют на линии у него состоялся 30 апреля 1997 года, а карьера в развозках Айхальского ГОКа оборвалась у Икаруса в апреле 2020 года на пробеге 536.755 километров.

«Арктические» Икарусы для Якутии долгое время были чем-то полумифическим: о таких автобусах многие слышали, но едва ли кто-то на большой земле представлял себе, что это такое. Интернету 10-летней давности были ведомы лишь стоп-кадры из телесюжета, где мелькали Икарусы в довольно необычном исполнении – но толковой информации о них в те годы не водилось, да и по сей день у этой истории остались свои белые пятна. Тем удивительнее встретить такую машину вживую многие годы спустя – и сравнить с тем, что привык видеть во всё более далёком детстве.

В народном сознании закрепилась мысль о том, что Икарус – автобус холодный. Практика петербургского «РетроЛайна» в наши дни же показала, что автобус с комплектной и исправной системой отопления позволяет работать водителю в футболке и сандалиях даже зимой. Но для этого надо пойти на некоторые лишения: например, всё-таки использовать автономку, а не экономить солярку для продажи надоев налево – и задействовать так называемый «воздушный фен» в прицепе, который зачастую благополучно покидал автобус в пользу гаража или дачного дома раньше, чем новенькая гармошка увидит своих первых пассажиров. Но в случае петербургского опыта дело происходит всё-таки в сравнительно умеренном климате средней полосы. А что, если автобусу предстоит работа в условиях экстремальных холодов – например, в солнечной, но уж очень морозной Якутии?

По специальному заказу Айхальского ГОКа, на котором добывают алмазы, мадьяры модифицировали свои автобусы для эксплуатации в условиях особенно суровых холодов. Зимой в тех краях морозы сильно за -40 – совершенно обычное дело, и поэтому стандартный «Икарус» алмазодобытчиков устроить не мог. В семействе «арктических» автобусов были подготовлены специальные версии двух моделей: «одиночек» 260 с двумя дверьми, предположительно модификации 260.51D (их сделали порядка 10 единиц), и «гармошек» 280.33N о четырёх дверях – их сделали пять штук.

Поставщиком северных "Икарусов" для Айхальского ГОКа стала венгерская фирма "Кравтэкс", которая известна в нашей стране в первую очередь поставками автобусов из Венгрии, прошедших восстановление на ремзаводе в Дьере. Здесь же они выступили продавцами новых машин с завода, и взяли на себя самую сложную часть — логистику.

Новые Икарусы доставляли с венгерского завода-изготовителя в Якутию через Москву, причём на финальном этапе путешествия — в чреве грузовых самолётов Ил-76, которые прибывали в аэропорт «Полярный» соседнего города Удачного, (там работает другой алросовский ГОК). Уже из Удачного Икарусы по зимнику своим ходом переправляли в Айхал, где автобусы и запустили в работу. Говорят, что бывший начальник автобазы, вышедший на пенсию и перебравшийся на юга, хранит фотоальбом с тем, как Икарусы доставляли в Якутию.
Зачем самолёт? Всё просто: к Айхальскому ГОКу вообще нет сухопутного пути. Любая связь с «большой землёй» для пассажиров – по воздуху, для грузов, в зависимости от срочности – либо авиацией, либо по весьма условной дороге в сочетании с речной баржей по Лене, от Ленска до Усть-Кута. В Айхале был свой небольшой аэропорт с грунтовой ВПП, но его закрыли; теперь пользуются аэропортами в соседних Удачном или Мирном.


В «арктической» версии Икарусы получили ряд особенных плюшек. Пройдёмся по самым интересным из них!
Помимо утепления самого кузова, «гармошке» досталась куда более производительная система отопления: прицеп стал отапливаться не «воздушным феном», а отдельной жидкостной системой со своим собственным расширительным бачком, стоящим в задней стенке, и с «котлом», размещённым в одном из люков под полом.








А самая необычная деталь арктического 280-го – сильфон: именно так по науке называется то, что мы привыкли называть той самой «гармошкой», накрывающей стык между двумя половинками сочленённого автобуса.

В морозы за 40 привычный нам резиновый сильфон – не только не друг, но и заведомо не жилец, поэтому на арктической версии он выполнен из брезента, скреплённого металлическими скобами. Очень похожим образом сильфон исполнен на более современных «гармошках» ЛиАЗа и других производителей.

Помимо брезентового слоя, для удержания тепла внутри служит и второй слой сильфона. Это заводской утеплитель, который крепится к кузову и поручням на специальных кронштейнах. Он сделан из толстенного материала, чего-то среднего между плюшем и шерстью. Нечто подобное нам доводилось видеть в Швебусах — но опознать материал нам не удалось…



Кабина утеплена оригинально: чтобы её не выстужало через окна до самого потолка, ветровые стёкла выполнены уменьшенными, подобно курганским Ikarus-283.10, а сверху над ними сделан отсек для трафаретов: такой вариант остекления был достаточно редкой опцией. Форточка водителя – также меньшего размера, причём она выполнена двухслойной, а сдвигается только одна из половинок (на обычных Икарусах — подвижны две створки).


Шли годы, Икарусы алмазного комбината в Айхале работали в полный рост. Несмотря на злобные морозы, кузова у них сохранялись лучше, чем где-либо ещё: климат здесь не только морозный, но и сухой, а автобусы категорически не видели дорожных реагентов.
В 2002 году закрылся завод в Венгрии, со временем Raba прекратила выпуск дизельных двигателей – и ситуация с запчастями стала ухудшаться год от года. В 2020 году пандемию встретили только две «гармошки» 280.33N, да и те встали на казавшийся вечным прикол.

С весны 2020 года автобусы стояли и ждали какого-то решения о своей судьбе. Озаботиться арктическими «Икарусами» предлагали даже петербургской автобусной мафии – но на том этапе «Алроса», структура крайне серьёзная и непростая, не была готова продать эти машины с торгов, и была готова обсуждать лишь их передачу на баланс автономной некоммерческой организации.

Но дело не только в этом: потенциальные покупатели с петербургской стороны посмотрели на карту, изучили ситуацию с дорогами в том направлении, прикинули стоимость операции по доставке – и вынуждены были отказаться от столь занимательного предложения. Не срослось и у одного хорошего человека в Москве, болеющего темой «гармошек», ровно по той же причине.

Но нашлись всё-таки и те, кого не смутила стоимость вывоза «Икарусов» из Айхала. Зимой прошлого года на Айхальский ГОК даже прилетал Андрей Буранов из Иркутска, восстановивший в глянец 695-й ЛАЗ в память об отце-водителе. Алмазные гармошки его очень заинтересовали, он начал пробивать сделку – и всё-таки смог добиться того, что арктические «Икарусы» Айхала появились в продаже на торгах. По определённым личным обстоятельствам сам он машину там не купил – но Икарусу повезло ещё раз.

Как раз в этот момент на гармошку решил замахнуться Юрий Манчилин из Геленджика. Он уже восстановил три Икаруса для своей коллекции, и достаточно долгое время наблюдал за рынком 280-х Икарусов в России — но не видел в продаже совершенно ничего с потенциалом для восстановления. В наших городах такие машины попросту извели, а если что-то и осталось в закромах – то эти жалкие крохи, как правило, изрядно замучены работой и требуют крайне недешёвых мероприятий по приведению в чувство. Что уж говорить: в регулярной эксплуатации в масштабах всей страны на сегодняшний день остался… целый один 280-й, который работает в Саратове. И тот скоро уйдёт на очередную зимовку.

Проблема с айхальскими Икарусами состояла ещё и в том, что уехать своим ходом они были не в состоянии: обе гармошки ещё в 2020-м встали с неисправностями ДВС, а попытки как-то реанимировать их имеющимися на автобазе средствами заканчивались безрезультатно. Транспортники «Алросы» просто отчаялись найти детали, чтобы починить им моторы: запчастей на поздние Икарусы с двигателем D10, особенно Евро-1 и Евро-2, даже за наличные не сыскать, а сделать так, чтобы их ещё и можно было бы закупить на тендере, по всей процедуре, необходимой в госкорпорации – совсем безнадёжная затея. Как раз тогда же грянула эпидемия, а ГОК получил партию новых автобусов – так что после долгих и бесплодных попыток дать ума старым Икарусам на автобазе Айхальского ГОКа успокоились, и озаботились более насущными делами.
Тут стоит отметить: практика показала, что более старые Икарусы «советского» или «немецкого» разлива содержать намного проще. Таких машин было поставлено в десятки раз больше, устроены они куда как проще, а запасливые транспортники советской формации имели привычку сберегать разного рода ценные артефакты, которые и поныне всплывают в продаже…

Поэтому перед покупателем «Икарусов» из Айхала стояла задача со звёздочкой: следовало либо выполнить квест с поиском запчастей самостоятельно, и организовать восстановление двигателя с неопределёнными перспективами на месте — либо прислать в Айхал заведомо исправные двигатель и коробку передач, установить их, и уехать своим ходом. Юрий выбрал второй вариант.

Дизель Raba D10 в модификации Евро-1 Юрий нашёл в продаже в Москве. Для верности «заведомо исправный» мотор в Геленджике вскрыли, убедились, что сделали это не зря, и тщательно перетряхнули ещё перед отправкой в Якутию. Коробка передач завалялась в стратегических запасах – и тоже сгодилась в дело. Правда, оказалось, что транспортная компания, готовая доставить столь крупный груз в Айхал, принимает такие габаритные грузы лишь в двух городах – в Москве и Новосибирске. Пришлось погрузить агрегаты на двухосный прицеп, подцепить его к «Ниве» — и поехать с новым сердцем для Икаруса из Геленджика в Москву.

Отправив «посылку» в Айхал, из Москвы Юрий с братом вылетели в Якутию. Дороги назад уже не было, но подготовить экспедицию и провести рекогносцировку на местности только предстояло. Они осмотрели дороги, нашли баржу и договорились о перевозке автобуса на ней, примерились, войдёт ли туда автобус, пообщались с руководством автобазы и местными жителями…
Руководство автобазы и ГОКа пошло Юрию навстречу, и помогло в меру своих возможностей. В Айхале удалось найти бокс и выделить людей, которые помогли с реанимацией Икаруса перед дальней дорогой. Ещё на автобазе дали интересную подсказку: водитель Анатолий Дубина, проработавший на этом Икарусе больше 10 лет, недавно вышел на пенсию и переехал из Якутии… в Краснодарский край. Его контакты нашли, предложили поучаствовать в приключении – и после недолгих раздумий он согласился. Вторым водителем, с выдающимися талантами механика, стал Андрей Бубенчик из Геленджика, работающий с Юрием. После нескольких дней плотной работы Икарус ожил – пора было выдвигаться в дальний путь. Между Айхалом и Геленджиком – примерно 7800 километров.

Здесь важно немного рассказать о том, что представляют собой трассы в столь интересных местах. Дело в том, что 700-километровая дорога от Айхала до Ленска весьма условна, и скоростным автобаном там и близко не пахнет – как не пахнет и каким-никаким асфальтом. Такие дороги – традиционные владения Уралов и Лаптёжников, в царстве которых привычный нам условный европейский грузовик практически беспомощен, не говоря уже о чисто городском автобусе с прицепом. Состоит эта, так сказать, дорога преимущественно из жидкой грязи – и действует не круглый год. Сейчас, говорят, там уже выпал снег, и навигация по Лене тоже вот-вот закроется.

Самый трудный отрезок пути, 230 километров от Мирного до Ленска, Икарусу дались предсказуемо нелегко: автобус проходил этот участок 10 часов (!), попутно пару раз застряв в грязи. В определённый момент дорога совсем превратилась в направление, и автобус совсем уж бесперспективно застрял: экипажу пришлось пройти пяток километров, чтобы настигнуть и попросить о помощи грейдер. Мобильной связи на столь интересной дороге тоже нет: узнать, что у водителей и Икаруса всё хорошо, удалось лишь благодаря сообщению о списании с карты из местного придорожного кафе за обед.

В Ленске «гармошку» погрузили на баржу до Усть-Кута: на этом отрезке пути варианта пройти по дорогам уже не предусмотрено. А Усть-Кут Иркутской области – это уже цивилизованная «большая земля», населённая людьми и связанная с остальным внешним миром уже нормальными дорогами – любая проблема, которая могла бы возникнуть с автобусом, здесь решалась бы намного проще. Погрузили Икарус на баржу в Якутии 22 сентября, а 27 сентября он сгрузился с баржи обратно на землю уже в Иркутской области.

После того, как Икарус сошёл с палубы баржи, внедорожный экстрим сменился вполне рутинной дальней поездкой по асфальту. Вернувшись в сколь-нибудь соответствующую среду обитания автобус шёл себе и шёл, как на одном дыхании. Возрастной Икарус даже не капризничал, что поначалу имело место на якутском участке пути – и благополучно прибыл в Геленджик своим ходом.

Командировка водителей в Якутию заняла без четырёх дней месяц, ремонт автобуса перед дальней дорогой с заменой двигателя и коробки передач — 10 дней. Непосредственно путь-дорога заняла 13 суток от и до. Спасательная операция вместе с организацией ремонта обошлась Юрию в сумму, близкую к цене новой Весты в магазине — при стоимости автобуса в iPhone последней модели, но не в топовом исполнении. Как в поговорке — за морем телушка полушка, да рупь – перевоз…

Секрет успеха? Удачно подобранная и сильная команда по перегону, щепетильный подход к подготовке в дальний путь, и, конечно же, изрядная удача: арктический Икарус осилил и бездорожье, и дальний забег через половину страны – и теперь, благополучно добравшись до курортного Геленджика, будет возвращаться к своему первозданному виду. Ведь такой машины даже у Майкла Джексона нет!

Одиночных «арктических» Ikarus-260.51D до наших дней не уцелело ни одного: на фоне нехватки запчастей их списали лет 8-10 назад. Остовы менее счастливых алмазных «Икарусов» свезли на территорию недействующего карьера «Комсомольский». Металлолом из Айхала не вывозят в силу отсутствия дороги на «большую землю», и отслужившую своё технику просто убирают с глаз долой на специальную площадку, в один конец.

А вот вторая арктическая гармошка, полный близнец этой машины, продолжает ждать чуда на автобазе в Айхале: она пребывает в плюс-минус таком же состоянии, как и этот образец до ремонта, и требует решения дел сердечных. Но главное, чего она требует – появления неравнодушных рук, способных потянуть ремонт и вывоз этой машины на большую землю. Дождётся ли?

Говорят, будто несколько лет назад, ещё до эпидемии, в Айхал прилетал человек, связанный с венгерской автобусной тусовкой — якобы он зондировал возможность репатриации уникальных арктических Икарусов на родину. Но вывезти что-либо ему по каким-то причинам не удалось: есть мнение, что на логистику пришлось бы скидываться всей Венгрией.
А мы теперь будем ждать помолодевший арктический Икарус-280 на петербургском ретропараде: после такого-то вояжа махнуть от Геленджика до Петербурга – уже совсем простая задача (=
На этом у меня на сегодня — всё. До встречи на следующей остановке!
Завтра нашему с RetroBus телеграм-каналу исполнится пять лет, а сегодня в течение дня я буду добавлять туда бонус-треки, снятые водителями арктического 280-го в пути: t.me/retro_bus/
P.S.: Если вдруг у вас в семье кто-то связан с Айхальским ГОКом, и в архиве уцелели фотографии этих уникальных машин — буду рад их видеть и распространить (=

Комментарии 227
Может вельвет ткань, покрывающая утеплитель сильфона?
Вот поэтому Россию не победить!
Да почему вы считаете, что Россию вашу кто то хочет победить? Зачем побеждать страну, которая замечательно делает всё для этого сама?
Кто громче всех про войну пишет — тот дальше всех от окопов находится…
Жаль вторую сиротинушку 😥
Спасибо за повествование 👍
Mikhail-Utrish
Спасибо за рассказ. Интересные приключения.
Таких автобусов уже давно как бы и нет, а они, оказывается, ещё есть!
Это ещё хорошо, что гаишники всю эту историю проворонили. Замену номерных агрегатов, я так понимаю, никто не оформлял?
Сейчас по правилам нет необходимости сиюминутно оформлять замену двигателя в ГАИ, можно сделать это, например, при последующей продаже машины (и при люых других регдействиях). По идее, даже доки никакие на б/у мотор (по закону) не нужны, но лучше иметь при себе какой-никакой документ, подтверждающий покупку мотора и уплату денег за него — так вопросов меньше. Говорю так уверено, потому что около года назад менял двигатель в своей машине, а продал ее ровно ровно месяц тому назад — никаких вопросов при перерегистрации не возникло, просто чуть больше бумажек чем обычно.
Rusik888898
Сомневаюсь, что в 76ил гармошка войдёт. Не, не МРИЯ
Приветствую! Не сочтите за негатив, я ни в коем случае не ради спора — Мрия не смогла бы ни сесть там, ни взлететь оттуда просто в силу своих характеристик, и требуемой длины ВПП. Вероятно, это был Ан-124
Darkstorn-666
Так он и здесь повествование забросил…
Он недавно всплыл в Инстаграме — был в Венгрии, но на вопрос о судьбе автобуса чот не ответил.
Понято. Спасибо!
Интересно! Спасибо!
Что я понял — для невозможной задачи нужен единственный верный алгоритм. Что еще понял — нет ничего невозможного:)
Прямо приключенческая сага 👍. Очень интересно
Хех, помнится, как раз в 2020-м эти автобусы здесь же и обсуждали, на волне хайпа по 677-м. Что ж, для бешеного (в хорошем смысле) ретровода и семь тысяч вёрст не крюк. :) Второй гармони вряд ли так повезёт, но будем надеяться.
Тут остаётся только загадочно улыбнуться
Chumilo
Хех, помнится, как раз в 2020-м эти автобусы здесь же и обсуждали, на волне хайпа по 677-м. Что ж, для бешеного (в хорошем смысле) ретровода и семь тысяч вёрст не крюк. :) Второй гармони вряд ли так повезёт, но будем надеяться.
Предположу, что полгармони той Геленджикские гармонисты с собой увезли…
Вполне может быть…
Если в 25-м будет на параде в СПб, тогда будет очень большой повод на появиться там!
В 25-м не доедет, надеемся, в 26-м получится
Тогда будем следить и ждать)
Не удивительно, что в большинстве городов России до сих пор эксплуатируется такой парк техники
RodionTrocenko
А врагам Кубани был вставлен такой уд, что они долго еще будут об этом вспоминать!
Это какая категория? Д или ДЕ?
В документах у любых гармошек указана Д. ДЕ — это если к обычному автобусу подцепить грузовой прицеп.
Раньше не было ДЕ просто
Была давно. Но на любых новых гармошках в документах тоже Д.
За отсутствие ДЕ может радостно натянуть водителя с Д транснадзор, ГИБДД до лампочки.
usernameDetector
В документах у любых гармошек указана Д. ДЕ — это если к обычному автобусу подцепить грузовой прицеп.
На гармошку надо ДЕ, сам сдавал в далёком 1994 году, и экзамен был на Икарусе с гормошкой, и сейчас знакомые все кто гоняют на гармошках у всех ДЕ, и 7 разряд, просто автобус 6 максимум.
С прошлого года СЕ открывает Е к В и Д, если последняя есть
В документах у всех гармошек, и современных тоже, Д. Но есть коллизия.
Наверное коллизия, но у меня права Е идёт к В, С и Д прям все в правах и прописанно.
Как мне объясняли — ГАИ достаточно Д, а вот транснадзор может и натянуть весь гараж за гармониста без ДЕ
Спорить не буду, частенько так левая голова не знает, что правая делает, три года по Ленинскому на грузовике ездил продукты вожу, не разу не останавливали, на днях остановили, оказывается спец трасса и пофиг что продукты от одного большого ритейла, ну вроде предупреждением отделался, там штраф сейчас 7.5 килорублей
MikhailAstanin
Это какая категория? Д или ДЕ?
ДЕ
MikhailAstanin
Это какая категория? Д или ДЕ?
ДЕ
Икарус в детстве был мечтой, и спасибо тем кто восстанавливает нашу историю. Особая благодарность автору.
Хорошая статья!
Классная статья, я тут даже припомнил, что в Витебске, в прошлом году видел на территории автобусного парка международный икарус. Красненький. Похоже даже на ходу. Но подозреваю что уже мотор мог быть переоборудован. (У нас с этим все проще. )
Отличный рассказ. Очень интересно.
Очень интересная история. У нас на НИИМАШе трудился темно красный икарус. Очень теплый автобус.
Очень круто! Вторую серию "Отпуск за свой счет" можно снимать, жалко нового Виктора Титова не нашлось.
Икарус гармошка удачный автобус массово эксплуатировался на территории СССР…
Недавно на трассе встретился Икарус -Турист ."Прослезился". Гармошка давно не попадалась. История.
Ну уж Крым пока богат подобным, у всяких санаториев (=
Прочитал с большим удовольствием! Спасибо! Удачи проекту, люди определенно не боятся трудностей!
красивый автобус Икарус, любил в детстве стоять в серединке))
На арктическом я точно не катался но на обычной гармошке ездил, и так же ездил на тролейбуйсе гармошке
Мотор и трансмиссию повторно в Якутию и вторую Гармошку своим ходом в Геленжик =)
👍👍👍
Я ещё её застала и ездила на ней на работу. Прекрасный автобус, но летом все в пыли:окна, люди, одежда…Однажды даже ехала одна, как в лимузине. Дело было 1 января.
Ребята большие молодцы, конечно. Я уже думал, что редчайшие "гармошки" так и сгинут в северном краю. Что интересно — новость об этом событии очень оперативно появилась в одной венгерской "пиратской" группе в ФБ. По крайней мере я сначала там прочитал, а уже потом наткнулся на фото в Фотобусе, с которого и перенаправился сюда.
Венгры взяли из телеграма, скорее. Тогда новость дали в день приезда автобуса в Геленджик
Было интересно, спасибо
Гармошка Икарус…в Азербайджане их было просто немерено и в Баку и в Сумгаите…как и коротышей.
Вырос в Сумгаите на этих Икарусах городских и междугородних.
Сумгаит в то время являлся жемчужиной всех отраслей промышленности СССР. Вот реально, от нефтехимии и до текстильной… Естественно, нужно было перевозить десятки тысячи работников, тем более, работающих по сменам…
Вот там и были задействованы Икарусы специально по маршрутам со всех микрорайонов до своих предприятий. теперь я могу сказать, что видел ВСЕ марки Икарусов, ну ессно не арктических…
Помню все модели и городские и междугородние…
Помню даже те гармошки белые с 3-мя красными полосками…ещё не совсем квадратные…
Помню и катался на Икарусе, который сзади плавник и спереди фара, как у тепловоза…
Эх, детство…
А ещё Лиазики с бурбур движком, и дергающейся коробкой переключения передач…
А ещё Лазики, все такие классные, но… с коробкой дикого трещания включения скоростей и матами водил…
Парни, вот реально вам всем респект и уважуха! От души!
Когда интерес и любовь к делу дает результат!
Шикарная статья.
Спасибо автору!
Вот это маньяки! В хорошем смысле)
Интереснее статьи я на драйве не читал. Низкий поклон автору)))
Абсолютно, нереально…В моих мерах измерений, единственное, что-то подобное-турне Анны Ласло, из калифорнийского федерального округа-в сиэтл, за рулём Икаруса-286 и тур по городам америки.Сложно описать словами, что команда мужчин совершила, браво👏👏👏
kisa850
Машина, вся эта история, люди, статья… ❤️
Однако, хороший почин — вытаскивание с северов тамошних консервов.
Правда, консервы почти закончились :(
Очень, очень много техники полегло в последние годы
DblM
Поздравляю с ДР и отличной историей!
Желаю, чтобы такие движухи были тебе по плечу, при наличии желания.
Спасибо!)
VovanOch
Шикарная статья! Спасибо!
С Днюхой!
Спасибо!
Egor890
Вот это история. И сама судьба автобуса, и всё это "мероприятие", так сказать "операция") Гвозди бы делать из этих людей. Думаю, не ошибусь, если скажу, что никто больше в мире на такое вряд ли способен.
В "дальнобойщиках" вроде получше была дорога до алмазного, но бьющиеся грузы я всё равно старался не брать))
С днём рождения! Здоровья и творческих успехов!
Спасибо!
iCr
Почему-то вспомнился легендарный Camel trophy 1990 года, виденный в детстве по ТВ. Тоже Сибирь, тоже сильные духом.
ЗЫ. С днём рождения!
Спасибо!
Podsadnyy717
Офигенная история! Хотел бы так же прокатиться.
С очередным ДР! Всех благ!
Спасибо!
HelgaNa
Есть тут хлопцы, туда на 412м Москвиче ездили. Но это конечно, не автобус…
Долбили чаты моих телеграм-каналов автоматически рассылаемым спамом. Так себе метод продвижения…
Статья супер, прочитал на одном дыхании, как будто сам ехал за рулем автобуса оттуда)
Хорошая статья
на маршруте Псков-Бежаницы такой работает
его недавно купили в Саратове как музейный
Ок, буквально пару месяцев назад встретил на трассе в Псковской области
По весне вроде приехал
А новым работал в санатории в Крыму
Ну значит я ошибся на пару месяцев в воспоминаниях) спасибо за пояснения
Читаешь такое на одном дыхании! 🔥👍🏻
Эх, ностальгия в глаз попала. У нас в 🇧🇾Гродно ездили такие во времена моего детства) Я 1992г.р.
Привет, земляк!) Я 1987г.р. В 10 лет моё хобби было наш автобусный парк, тогда у нас было ровно 30 маршрутов — все их изучил детально, прокатившись от конечной до конечной на каждом, был даже специальный блокнот где всё записывал). В 2011 году их полностью убрали из нашего города…
Читал в захлёб от и до, это вам не сиськи мять, север он такой! Очень интересная история, помню как часто сидели в гармошке на поручне а контролер вечно нас гонял в силу того что с нее легко было свалиться как наружу так и в внутрь гармошки🤗 спасибо автору и тем людям кто делает такие вещи👍🙏
Я как раз перегонял грузовик из Москвы на Восток в это время и на одной из стоянок мне попался на глаза Икарус гармошка! Получается я видел его, когда он ехал из Якутии!
Других вариантов быть не могло, да))
В Саратове еще ездит автобус?) я бы съездил, чтобы на нем покататься)
Думаю сезон закроют со дня на день, на зиму их ставят
ShumMSK
В Саратове еще ездит автобус?) я бы съездил, чтобы на нем покататься)
www.drive2.ru/l/683149390277249973/
Вот моя фоточка там есть, 11.08.24
Трогательный рассказ, горжусь что есть еще энтузиасты которые восстанавливают нашу память о крепком СССР
Вот это история! Жаль, что фоток с времен их работы в Якутской зиме нет и самого перегона мало, было бы интересно поглядеть.
Ну, немножко приплывает в руки))
Примерно какой год?
Что будет с последним арктическим 280? В Геленджик явно предпоследний уехал
Пока его никто не купил. А если не купят в какой-то срок, то уедет вслед за остальными собратьями на закрытый карьер.
Уехавший в Геленджик ехал через Оренбург, Самару, Саратов, Волгоград и Ростов-на-Дону? Как я понимаю, это самый подходящий вариант рейса из Азиатской России в 23-й регион
usernameDetector
Пока его никто не купил. А если не купят в какой-то срок, то уедет вслед за остальными собратьями на закрытый карьер.
так за сколько в итоге его продали? И документы есть на него, для дальнейшей постановки на учет, или это чисто для музея и выставок?
Документы есть
Люди нервничают, когда публично называю цены. Но скажем так: как iPhone последней модели, но не в самой жирной версии.
Понятно я в них не силен, это где то 150к. видимо
Mikhail-Utrish
У моря соль…;(( Тоже не особо.
Да у нас в Крыму например алуштинские машины гниют намного быстрее симферопольских. Да это и просто по креплениям кондиционеров на домах видно — ржавчина прямо течет с них.
У нас в Дагестане, до недавнего времени силами любителя этой модели, трудился один красный Икарус. Ездил по маршруту Махачкала-Касумкент. На трассе иногда его встречал, и душа радовалась. Я на мгновение перемещался в счастливое детство, в 1987 год. Где в экскурсионной поездке по городам Кавказа: в Баку, в Ереване, в Грузии нас катали на таких Икарусах. Я даже специально Икарусу из Касумкента давал возможность обогнать меня на трассе.с восхищением провожал его боковым взглядом. Честь и хвала, тем кто восстанавливает ретро-технику. Благодаря им люди могут вновь пережить радостные моменты из своей жизни.
Пару лет назад ходило мощное видео, как дагестанский Икарус доехал до Дубая с челноками
Я не видел и не слышал поэтому ничего не могу сказать. Даже если это правда в любом случае, они достигли своей цели. Пару лет назад парень из Екатеринбурга до Дубая на самокате вообще доехал, его я в Дербенте видел.
"Вывез всех нас в Геленджик
Замечательный мужик".
Удивительные приключения!
Накладки под оси стеклоочистителей от Волги прям в традициях ПАТП СССР.
Пару недель назад видел синию гармошку на объездной Ростова, двигалась в сторону Таганрога, что за неучтенка?
Не доглядел?))
Это екатеринбургский 283.10, приехал в коллекцию в Ростов-Папу
А, к Руслану?
Естественно!
Достойно уважения, аплодирую стоя и мой поклон !
Очень красивые фото.
И очень интересный материал.
В Норильске у нас трудились Лиазы со стеклопакетами.
Новые синие тоже в арктическом исполнении
Алмазный из Д2-лайк сразу!))
А кузова списанных 260.51N и 280.33N там ещё остались?
Вывезены на недействующий карьер, стоят там побитые трактором.
Со спутника никаких кузовов не видать, потому и спрашиваю.
На жёлтом есть одна фотография с останками 260-го
Transport-fan
Со спутника никаких кузовов не видать, потому и спрашиваю.
Я нашёл со спутника через гугл карты ! 9 вроде как икарусов там . площадка они плотничком стоят Промплащадка карьера Юбилейный .
usernameDetector
Вывезены на недействующий карьер, стоят там побитые трактором.
Жаль что фото нет, что осталось от 260 ых списанных икарусов
Туда никого не пускают
Transport-fan
А кузова списанных 260.51N и 280.33N там ещё остались?
в описании из заводских карточек северный 260й числится как 260.51D
PS кому интересно (а владельцу, возможно и полезно), цвет кузова для 280.33N там указан RAL 1028, полосы и диски колес — RAL 9010
А можете отсканировать карточки?
Transport-fan
А можете отсканировать карточки?
FF5-AA
Интересный рассказ. Автобус даже в родном окрасе. Мужики реализовавший этот проект, молодцы, хорошо бы дать вторую жизнь второму автобусу.
FF5-AA
Интересный рассказ. Автобус даже в родном окрасе. Мужики реализовавший этот проект, молодцы, хорошо бы дать вторую жизнь второму автобусу.
Ну почему же 😊. Часть дороги Курган — Челябинск вместе прошли
Да, классный роадкил.
Вопрос: а почему так быстро умерли двигатели? пробег полмиллиона, а я думал они спокойно выхаживают свой миллион без проблем. Плохое обслуживание?
Условия всё-таки экстремальные. Вообще за жизнь автобуса он два-три мотора переживает, как правило.
Норматив Мосгортранса — приблизительно 700 тысяч, и машина на списание целиком.
Rommel1853
Да, классный роадкил.
Вопрос: а почему так быстро умерли двигатели? пробег полмиллиона, а я думал они спокойно выхаживают свой миллион без проблем. Плохое обслуживание?
у нас в Северодвинске и по 2 миллиона км выхаживали икарусы 280
Rommel1853
Да, классный роадкил.
Вопрос: а почему так быстро умерли двигатели? пробег полмиллиона, а я думал они спокойно выхаживают свой миллион без проблем. Плохое обслуживание?
На севере пробега мало — а моточасов много
что сказать, все наши перегоны на длинномерах или своим ходом, баловство. Сумма бюджета и подготовка позволила вытащить машину на землю.
Удивляет сохран, крыша вроде даже не целая, фермав каком виде?
ps. вспомнил бюджет своего перегона с севера в наши края: 37 тыс длинномер, и тыс 15 поездка оформление и прочее… Вообщем даром …
Ферма отличная, в целом кузов требует только мелкой косметики
Но вообще в общий бюджет входит история с ремонтом и доставкой мотора, тоже не даром…
Вот это да!) Вот это путешествие. Круто, очень круто!
Мужики, которые это осуществили, настоящие молодцы.
з.ы. мне кажется я его по трассе у нас видел, но сфотать не додумался.
Возможно, и было
HawkM3
История увлекательная! Думал ещё раз на самолёте икарус покатают 😅
Мотор снизу закрыт листом железа, это утепление по заводу или местная доработка?
На новых 280 для Москвы тоже была такая защита, так что "по заводу".
Ооо, когда новенькие запустили в мск я кайфовал. В хвост уйду, форточки по пути все открою и с ветерком до дома 👍👍👍👍👍👍