Об этой машине слышали лишь немногие. До недавнего времени в Интернете была всего одна фотография данного автомобиля. И только несколько лет назад в руки одного любителя "Запорожцев" попал заводской подарочный альбом с качественными снимками практически "мифического" варианта ЗАЗ-965.

За 10 лет производства (с 1960 по 1969 год) было выпущено чуть более 322 тысяч "горбатых" ЗАЗ-965 всех модификаций. Среди них была и экспортная "Ялта" ЗАЗ-965АЭ с улучшенной отделкой (для капиталистических стран), и всевозможные версии для инвалидов, и даже пикапы для внутризаводского использования, которые изготавливались из бракованных машин. Однако самым редким и загадочным серийным исполнением первого "Запорожца" всегда считалась особая почтовая модификация — 965С.

Специализированный "почтальон" ЗАЗ-965С изначально создавался по заказу Министерства связи СССР. Перед конструкторами запорожского автозавода была поставлена четкая задача: построить удобный автомобиль для сбора писем из почтовых ящиков в крупных городах огромной страны. Обычные машины тех лет мало подходили для подобной службы, ведь в течении рабочего дня водителю приходилось покидать машину сотни раз, обходя ее, причем выходить приходилось сразу на проезжую часть, что было достаточно небезопасно. Необычное "праворукое" расположение органов управления 965С обусловлено именно стремлением максимально упросить процедуру изъятия писем: почтальон теперь выходил прямо на тротуар — возле самого ящика.

Место задних сидений занял отсек для собранной корреспонденции, а задние окна сделали "глухими" — с металлическими филенками (вместо стекол) с характерной надписью "связь". Грузоподъемность 2-местного автомобиля составляла скромные 150 кг (при собственной массе 650 кг).

Некоторые экземпляры ЗАЗ-965С имели также боковые воздухозаборники оригинальной формы. Как и обычные ЗАЗ-965 и 965А, почтовая версии "горбатых" оснащалась 4-цилиндровыми V-образными моторами МеМЗ воздушного охлаждения. При рабочем объеме в 749 и 887 "кубиков", они выдавали мощность 23 и 27 л.с. соответственно. Средний расход топлива составлял 6,5 л/100 км, а максимальная скорость автомобиля достигала 90 км /ч.

ЗАЗ-965С выпустили небольшой партией (несколько сотен машин) в 1960-62 годах. Причем существовали версии как с "лицом" от раннего 965 (с поворотами-"бородавками" на передних крыльях), так и рестайлингового 965А. Считается, что до нашего времени не уцелел ни один экземпляр этой крайне интересной машины, ведь по истечению срока службы на почте их попросту списывали и резали на металлолом. Правда, ходят слухи, что в одной из частных коллекций в России есть подобный автомобиль, однако официального подтверждения этому факту нет. Отметим, что несколько лет назад предприятие "Укрпочта" сдала в утиль несколько "вагонов" запасных частей для старых авто-почтальонов, среди которых было много новых деталей и к 965С.

Комментарии 120
Комментарий удалён
Мне кажется что это по бумагам оно в металлолом, а по факту может и распродали
Про несколько вагонов вставлю и свои пять копеек, несколько лет назад застал вопиющий акт вандализма — в освобождаемом после покупки гараже крендель ( человеком язык не поворачивается назвать ) отрезал резаком от Двадцать первой двери. Сделать что-либо было уже поздно, узнал только, что трудился он за 5тр, именно во столько оценил резчик предполагаемый доход от сдачи металла.
На всех фото дворники как у обычного, а на фото из салона — наоборот. Отразили фото?)
Ух, ну ты, друг, глазастый)
Интересно, зачем эти авто в Англии? У них был Фиат-600, с более продвинутым и маленьким мотором, кстати с него и скопировали Запорожец 965, а вот мотор и не удалось разработать, чтобы влез под капот, из-за него сделали сзади горб, не знаю, как вам, но это самый не удобный автомобиль, из тех, что я ездил, места мало, печка либо работает, так, что надо раздеваться до трусов, либо не работает вообще, бензина печка жрёт больше, чем сама машина, усилителя тормозов нет, 27 л.с. хоть и для того времени, но всё равно маловато, а здесь ещё и правый руль-полная жесть, эти машины только для коллекционеров, а ездить на них совершенно не комфортно. Так очень люблю почитать про старые авто и их модификации, кстати у завода Коммунар, очень много нелепых решений, взять к примеру это, или когда они соорудили минивен из 969 модели, а потом из минивена переделали в грузовой вариант, не пойму как это было, мотор-то сзади?
Сам тоже ранее считал, что Горбатый скопирован с Фиата, ан нет, просто цитирование.
Всего-то, купил свежий номер autoreview.ru/articles/retrotest/micro
В статье Фиат-500, а я писал про Фиат-600! Разные машины, Вот с него и скопировали без мотора! Просто, кто писал статью, до конца не разобрался в вопросе, зачем-то приплёл ФВ Жука?
Зададим вопрос автору обязательно,
Но, можно-ли фото шестисотого в студию тогда?
Жука приплели не просто так, он из того времени. Хотя и подход к созданию более серьёзный.
Я же выше ставил фото?
snegoweek
Зададим вопрос автору обязательно,
Но, можно-ли фото шестисотого в студию тогда?
Жука приплели не просто так, он из того времени. Хотя и подход к созданию более серьёзный.
nnn151
В статье Фиат-500, а я писал про Фиат-600! Разные машины, Вот с него и скопировали без мотора! Просто, кто писал статью, до конца не разобрался в вопросе, зачем-то приплёл ФВ Жука?
Кстати, по поводу Запора-пикапа, сам видел такого не раз у нас в Питере, это жесть!
Спереди багажник, позади сидений ванна, потом мотор.
Кому и для кого делалось сиё для меня загадка до сих пор.
nnn151
Интересно, зачем эти авто в Англии? У них был Фиат-600, с более продвинутым и маленьким мотором, кстати с него и скопировали Запорожец 965, а вот мотор и не удалось разработать, чтобы влез под капот, из-за него сделали сзади горб, не знаю, как вам, но это самый не удобный автомобиль, из тех, что я ездил, места мало, печка либо работает, так, что надо раздеваться до трусов, либо не работает вообще, бензина печка жрёт больше, чем сама машина, усилителя тормозов нет, 27 л.с. хоть и для того времени, но всё равно маловато, а здесь ещё и правый руль-полная жесть, эти машины только для коллекционеров, а ездить на них совершенно не комфортно. Так очень люблю почитать про старые авто и их модификации, кстати у завода Коммунар, очень много нелепых решений, взять к примеру это, или когда они соорудили минивен из 969 модели, а потом из минивена переделали в грузовой вариант, не пойму как это было, мотор-то сзади?
Но это вкусовщина.Мне битл по душе (или жук)
Полезная статья для саморазвития.
По 965С могу подсказать, что их выпущено 200 шт. в 1962-м и 450 шт. в 1963-м.
Вообще сомнительное решение: выходить почтальону на тротуар, но письма грузить с проезжей части :) По-моему погрузка гораздо длительнее и стало быть опаснее становится. Я понял бы, если бы через багажник закидывались письма.
Там и правое почти так же поднимается, просто фото с пассажирской стороны.
а вот такую в первые вижу
а дворники не на ту сторону машут :)
Жабы у него прикольные! Как входники на супер летательном аппарате))
в укре всё так делают.
то-ли дело рассейский автоваз, клепающий картонные девятки в новом кузове
Бессмысленна и песпашадна
Спасибо за фотокарточки.Навернулась слеза при прочтении последних строк о новых запчастях.
Интересная машинка . вообще не знал о подобной модификации "горбатого".
сколько же было сделано добра, если до сих пор: "несколько лет назад предприятие "Укрпочта" сдала в утиль несколько "вагонов" "
с запасом)
2easy4us
сколько же было сделано добра, если до сих пор: "несколько лет назад предприятие "Укрпочта" сдала в утиль несколько "вагонов" "
Это отнюдь не единичные случаи, на 107 военном заводе Донецка(где я работал в гараже), до 2000х сохранились новые запчасти с полуторок!
вот так перепроизводство )
Avtostarevchik
Это отнюдь не единичные случаи, на 107 военном заводе Донецка(где я работал в гараже), до 2000х сохранились новые запчасти с полуторок!
В Российской армии и в Росрезерве до сих пор хранятся запчасти к ГАЗ-АА, ААА, 67, М1, ЗиС-5 и другой технике, начиная с 30-х гг-видел сам.
Да как все продумано) мне бы щас он пригодился)
Шансы, что там был 27-сильный мотор невелики. Хотя бы потому, что эти моторы начали выпускать в октябре 62го
Никогда не знал, что были такие. Очень интересная история…
Для владельцев 965 это не должно быть новостью… Вроде статью такую видел в комтрансе в прошлом году
значит мою передрали) буду судиться с ними
)))
Душевная статья:) Приятно почитать такие зимним вечерком, спасибо)
подписывайтесь) будет еще много подобных и интересных
подписался, буду еще очень благодарен Вам, если будете ссылочку отправлять на новые блоги…я тут не зависаю и поэтому вижу только то что в топе.
На мой похож)))
Спасибо, интересно!
Хорошая статья!)
Круть смотрю на него и мурашки по коже)))) в хорошем смысле! Мне бы такую!
Интересно ) На первой фотке один вид воздуховода, на последней другой …
на последней фото — ранний вариант на базе первых 965, еще с "бородавками" на передних крыльях
вот и я так подумал — спасибо, интересный и редчайший экземпляр !
А ушки какие стильные.
У нас в городе, когда-то, в почтовой службе ездили несколько праворульных Москвич-433.
Праворукий англичанин:))) Интересное решение
класс, спасибо за ликбез
Интересная информация почитал с удовольствием!
полезная информация!
Первый раз вижу такой, вживую наверное уже и не встретиш.
вживую их, скорее уже и нет! такая машина может стать украшением любого собрания советских авто
я видел еще одно фото, 1.5 года назад на драйве! Правда там машина была с обычными воздухозаборниками, но видно было завареные задние стёкла и правый руль!
а есть ссылка? знаю, что в России кто-то делал реплику, возможно она
ссылки нету, тогда необратил внимания на это, но само фото наверное скачал на комп. Когда руки дойдут чистить память если я скачивал фото оно обязательно будет у вас. Фото кстати советское чернобелое.
и можно сразу через гугл поиск по картинкам его всречающегося на сайтах поискать)
может быть, вот так и рождаются легенды…
Интересный факт: Из-за того что руль был справа, в 965С был другой бензобак (он расположен в багажнике, по правой стороне, кто не в курсе). Прикол в том что во всех каталогах позже рисовали именно "праворульный" бак, то есть зеркальное отражение настоящего, который ставился на всех других 965)))
У нас скорее всего этих праворуких баков было больше, чем леворуких, при СССР всегда так было, то, что не нужно всегда лежало в магазинах, а того, что нужно днём с огнём не найдёшь.
"предприятие "Укрпочта" сдала в утиль несколько "вагонов" запасных частей для старых авто-почтальонов, среди которых было много новых деталей и к 965С." Изверги! Хорошая статейка!
Объяви они распродажу, могли бы неплохо подзаработать :)
факт! У меня товарищ чудом урвал 2 новых бампера из под пресса)
"предприятие "Укрпочта" сдала в утиль несколько "вагонов" запасных частей для старых авто-почтальонов, среди которых было много новых деталей и к 965С." Изверги! Хорошая статейка!
о да как посылку вовремя то недаждьосі а как пару вагонов бесценного так это мы быстро
Клёво, спасибо!
в америке такой тип кузова назывался бизнес купе, даже паккард можно было заказать в грузовом исполнении, только у капиталлистов стёкла не глушили, грузовой 2х дверный седан с грузовой платформой считался автомобилем для коммивояжеров.
Спасибо, я лично про такой горби не знал
В Америке вообще всяк на всякое горазд был. Де Вилль могли обозвать и Таун Купе. А тот кузов у них ещё назывался доставочный вагон — Delivery Van
Купе Де Виль это больше французское название, а Таун Кар как раз таки американское, деливери ван это был универсал для коммерческих целей
Def-Aleks
в америке такой тип кузова назывался бизнес купе, даже паккард можно было заказать в грузовом исполнении, только у капиталлистов стёкла не глушили, грузовой 2х дверный седан с грузовой платформой считался автомобилем для коммивояжеров.
Спасибо, я лично про такой горби не знал
А как же Lada Van на базе 2108?
На фото с "прулем" вижу родную архитектуру)
Вот только на том фото, которое считалось "единственным известным" водитель сидит с левой стороны )
на фото трудно идентифицировать, что это именно водитель, а не пассажир)
Очень стильный автомобиль, серьёзный конкурент для мини купера тех лет… я имею ввиду Ялту …
Roma-Urraco
на фото трудно идентифицировать, что это именно водитель, а не пассажир)
смотри на дворники
Roma-Urraco
на фото трудно идентифицировать, что это именно водитель, а не пассажир)
на фото авто разные
Интересная статья, спасибо.
Даже и не знал про ПРуль для использования в СССР
Тракторы не в счет?
В детстве мало в деревнях был, :(
Пруль… Забавно
редкость!
Прикольный малыш
:))))) Всё-равно Русские делат не умеют…
а ты кто чурка не до еба н ая?
DimkaN
:))))) Всё-равно Русские делат не умеют…
Зато неплохо нагибают тех, кто делать "умеет"…
в чем? :)))
В Отечественных войнах :)
ну в этом-то да, мы молодцы :))) пусть только сунутся :))))
DimkaN
:))))) Всё-равно Русские делат не умеют…
Русские делать не умеют?! А нива окуенный автомобиль, умеют делать, только для тех у кого руки от туда от куда надо им расти.
причём у нивы в своё время конкурентов то и не было. и если я не ошибаюсь, это чуть ли не единственный автомобиль, который русские сделали сами, без помошников из за границы ))
К тому же она родоначальник паркетников как класса.
У тестя на работе старая Нива зимой утирала нос Спортейджу.
vulcan161
причём у нивы в своё время конкурентов то и не было. и если я не ошибаюсь, это чуть ли не единственный автомобиль, который русские сделали сами, без помошников из за границы ))
"Гусские" бла-бла-бла…
А ты сам-то кто?
русский и что?
"если я не ошибаюсь, это чуть ли не единственный автомобиль, который русские сделали сами"
По тексту с русским народом себя не ассоциируешь.
Всё равно, что выразиться "в этой стране".
не стоит цепляться к словам. я не комплексую по поводу отечественного автопрома, но смотрю на вещи реально.
vulcan161
причём у нивы в своё время конкурентов то и не было. и если я не ошибаюсь, это чуть ли не единственный автомобиль, который русские сделали сами, без помошников из за границы ))
та да только нива сейчас скотилась в говно
Она не стала хуже чем была .
Ну допустим, предложи за эти деньги что стоит нива другой внедорожник ? Само собой новый, есть варианты?
да стала стала, качество метала, сборка, штамповка кузовных деталей, отделка салона упали по качеству заметно
Конкуренты спрашиваю какие?
Да причем тут конкуренты, они монополисты в сфере кривых внедорожников
да при том что хорошо ли плохо ли, а она до сих пор остаётся вне конкуренции
ну да конкурировать не скем такой шлак больше никто не клепает
шлак, кривые, убогие. . . а семёрка твоя ни на шаг дальше не стоит .
вопрос не в том какая машина, вопрос в покупателе что он может купить
есть у тебя деньги, ты купишь хорошую, классную машину, нет у тебя денег, значит будешь на ниве ездить . вот суть в чём ))
А при чем тут вообще моя семерка дружище?! как это вопрос не в том какая машина? тоесть тебе все устраивает что ты купишь в салоне кривую тачку за немалые деньги, она у тебя сгниет в гараже за три года, на улице за два, все норм да? .и семерка моя пока что недосягаема для этих вашех новых НИВ, и нехваткой денег у покупателя ты обьясняешь дерьмовое качество автомобиля?
ну ты же не хочешь понять общего спроса, я тебе и привожу примел личного плана ))
само собой что твоя семёрочка лучше всех на свете ))
ты же говоришь что нива сгниёт за три года, а я тебе говорю что и семёрка сгниёт ровно так же, ну сфигали ей быть лучше? конвеер один. . .
если допустим я иду в салон и глазами вижу кривую тачку, плачу за неё не бешеные деньги, а ровно столько сколько она стоит, то видимо да, меня это устроит, иначе я купил бы лучше если есть деньги, или ходил пешком если денег нет .
ещё раз говорю — если у покупателя нет денег, то это проблема только покупателя!
ты что-то уже совсем запутался в показаниях и я еще раз спрашиваю при чем тут моя семерочка?! ну не найдешь ты оправдания автовазу нынешнему, не найдешь все жажда срубить побольше денег, а на пользователей плевать.П, С, и если ты уж за сеаерочку завел речь то она еще не варилась ни разу за 30 лет
да бог с твоей семёрочкой, я бы и своей восьмёрочкой 84 года похвастал, да продал уже.
речь не об этом. мы говорим не об конкретной ниве, а о марке в целом так? вот и я о жигулях седьмого семейства в целом, панимаш? ))
а зачем я буду искать кому-то оправдание? это бизнес! ты тоже не станешь работать за идею себе в убыток, это сто проциков!
ты где работаешь?-на заводе- одна мечта-получить побольше, работать поменьше. в торговле?-купить подешевле, продать по дороже! бизнесмен?- желательно ничего не вкладывать но заработать ваще побольше!
так с чего нива должна быть не просто как сейчас самым дешёвым внедорожником, но и по качеству как ястребиное зрение?
Так вот именно мы говорим о ниве, уже забыл кто первый упомянул про ваз 2107 ?а с чего. нива должна бытт качественной? да хотя бы из того что это ненормально что автомобиль стоит в автосалоне и уже начинает рыжеть по стыкам, а занимаюсь я много чем и бизнесом тоже, и ты знаешь совесть не продал, и не один раз оставался без прибыли или с намного меньшей прибылью чем планировалось, или вообще в минус только ради того чтобы сохранить честное имя или поступить по человечески, а что касается нивы то можно или сократить свой навар и дать лучшый метал или поднять цену на авто и использовать лучшый метал но никак не производить эти конс. банки
Ты не хочешь меня услышать )) я тебе образные примеры привожу, они не адресованы лично тебе .
Давай по другому, допустим, ты пришел в салон. Блин нет, Я пришел в салон, мне нужен внедорожник . Ноты виду что он ржавый и я хочу лучше, выше качество! Но денег у меня хватает только на Ниву.
Мои действия?- подать в суд на салон за качество, подать в суд на моего работодателя за маленькую зарплату, подать в суд на учебное заведение в котором я учился но не научился зарабатывать деньги, или тупо купить эту чертову Ниву и уехать в закат ? Или предложите свой вариант
ааа да ты тоже не совсем понимаешь, да пусть она стоит на тех несколько тысяч дороже пусть ты ее купишь на пару месяцев позже чем хотел если на последние деньги покупаешь только сделайтее ее нормальной! и при чем тут суд? и покупная способность граждан?
Да при том что бы требовать обоснованно и настойчиво.
А по твоему надо просто прийти в салон и требовать что бы она была на много лучше и пусть на капельку дороже . Они спросят- с чего это ? Ты скажешь — да я так хочу! Они скажут — до свидания, идите зарабатываете больше на другую машину.
Короче мне сложно с тобой разговаривать ибо ты меня не понимаешь
я тебя а ты меня )) ты просто хочешь что бы было дешевле просто так. а я говорю что так не бывает
Да не дешевле а дороже и одновремено лучше
тогда шевик берём. он дороже и лучше. только деньги есть не у всех, для них старая нива. у кого денег больше, берем иномарку. для каждого есть предложения
по сути и гранту можно сделать дороже и лучше, но тогда мы потеряем самый доступный автомобиль. . а ради чего?
абонент вне зоны доступа сети
Интересно. Не перестаю удивляться тому, сколько неизвестного автопрома в аналах мировой индустрии. А вот когда всплывает отечественный мелкосерийный образец, так это вообще подобно археологической раскопке.
Извините конечно, но пишется Анналы, а то что Вы написали несколько другое )
Нет, не ошибка. Действительно там.
Думаю, чем глубже копать, тем анальнее будет :)))