Перед началом каких либо работ с химией необходимо подготовить защитные средства, резиновые перчатки, очки и респиратор и безукоснительно соблюдать Технику Безопасности.
Так же соблюдаем ТБ в плане работ с электричеством, будет использовано повышенное напряжение, опасное для человека!
После экспериментов с Сернокислым электролитом и окраской в анилиновых красителях, стал искать варианты менее вредного процесса и вариантов окраски без использования красителей для ткани.
Первое что опробовал, это окраску в растворах неорганических солей, стандартно анодируем в сернокислом, после промывки окунаем сперва в раствор Железистосинеродистого калия, с выдержкой несколько минут, промываем и погружаем в Хлорное железо, в итоге деталь окрашивается в синий цвет, такой способ окраски получается более стойкий, в отличии от красителей, более полное наполнение пор, красящий пигмент образуется внутри пор в следствии хим реакции, но т.к. нужен был голубой цвет, этот вариант отпал сам собой, он проще чем в красителях "варить", НО количество цветов весьма ограничено, и для некоторых требуются дорогостоящие реактивы типа Азотнокислого серебра.
Гуглим дальше, был найден патент по окраске анодных плёнок при помощи ступенчатого анодирования при постоянном токе и последующего анодирования переменным, судя по описанию в патенте, можно получить большое количество цветов, причем с очень точной их повторяемостью (что весьма сложно при окраске в анилиновых красителях, сложно попасть в тон на нескольких деталях, с каждой окраской падает концентрация красителя в растворе, Ph и тд.)
По описанию анодирование проводится в двух видах электролитов, в Сернокислом и Щавелекислом, т.к. хотел уйти от серняги, как более вредной, перешел на Щавелекислый электролит.
Но увы, почему-то не удалось получить результат как описывалось в патенте, деталь отказывалась окрашиваться в какой-либо цвет вообще…
Зато был собрана установка для анодирования с возможностью перемешивания раствора, его нагрева и охлаждения.
Вот такой бурбулятор получился :)

Циркуляция осуществляется Бошевским насосом для системы охлаждения, крыльчатка насоса имеет магнитную муфту, тем самым исключаем протечки по валу или "сжирание" вала крыльчатки.

Для более равномерного перемешивания из полипропилена изготовил рассеиватель, насверлив отверстий в трубке.


В качестве источника тока был использован ЛАТР, выпрямительный мост и 2 показометра цифровых, главным минусом в отличии от специальных источников, приходится вручную регулировать тока и постоянно следить, чтобы он был в заданных границах, крутя ручку ЛАТРа туда-сюда.

В качестве электролита водный раствор Щавелевой кислоты из расчёта 50г/л, продаётся в магазинах торгующих хим реактивами, в виде порошка (164-582р/кг)
Данный электролит позволяет получить плёнки схожие с плёнками при сернокислом анодировании, но при более высоких температурах раствора, т.е. для сернокислого 20град это придел, для Щавелевого это вполне нормально, плёнка получается плотной, НО напряжение при этом будет порядка 100в, это основной мину Щавелекислого электролита, необходимо высокое напряжение.
При температуре порядка 15-20град напряжение было 80-90в (на фото выше видно) плёнка получается плотной, голубоватого цвета (в частности на Д16Т) и практически не окрашиваемой…
В тех же патентах упоминалось, что при повышении температуры до 35-40град слой растёт значительно быстрее, но при этом становится и более пористым, при 20 градусах слой растёт порядка часа, при 50град на ту же толщину достаточно будет 25мин (По описанию в патенте) но слой будет пористым, а для окраски оно и надо!
Все подготовительные процессы перед анодированием аналогичны как при сернокислом анодировании, сперва обезжириваем в растворе NaOH (100 г/л) при Т=60°С в течение 30 с, затем осветляем в растворе азотной кислоты (200 г/л) в течение 1-3 мин.
В итоге сперва попробовал на 35град, деталь стала окрашиваться, но не насыщено, поднял температуру до 40град, окраска прошла успешно.
Первый опыт окраски был в растворе красителей для картриджа, эффект нулевой, потом попробовал в анилиновых, деталь окрасилась хорошо.
Первые эксперименты проводились на кругляшке из Д16Т и подставке под эл. клапан, из того же Д16Т.

Второй опыт был над ручкой тормоза от велосипеда, предварительно с ручки была снята заводская анодировка и она отполирована до "зеркала".

Следующим подопытным были дропы от велосипеда, предоставленные irazor


Одной из проблем стало то, что в этих деталях нет резьбовых соединений, в которые можно было бы вкрутить токоподвод, проконсультировавшись со Старшими товарищами по анодировке, были сделаны токоподводы в виде согнутой проволоки вставленной в отверстия, получается своего рода Подпружиненный контакт, да, в местах контакта будет непрокрас, так что выбираем наиболее незаметные места, в данном случаи отверстия являются крепёжными и будут закрытыми.

Т.к. деталь парная, пришлось анодировать и в последствии красить обе детали одновременно.

Температуру держим 40град, снизу под баком стоит плитка, а когда перебегаем, то пропускаем через холодильник холодную воду, в итоге удавалось держать температуру в пределах +-0,5-1град

После анодировки деталь приобрела золотисто-желтый цвет, в отличии от Д16Т, который становится чуть голубоватым, хотя тормозная ручка тоже давала голубоватый оттенок, от чего это зависит не знаю, или от сплава изделия или же от "загрязнения" раствора в процессе работы продуктами анодировки.


Далее окрашиваем, т.к. дропы имели шероховатую поверхность, то цвет получился весьма не однозначный, по сравнению с полированной ручкой.

В связи с тем, что окрашиваемы слой боле пористый, а значит менее прочный, а дропы стоят в таком месте вела, что там и пыль и грязь с дороги, был оговорено, что для надёжности их лучше покрыть лаком сверху.
Попробовав покрыть небольшой участок, получил следующий результат.

Далее детали были отданы обратно irazor для покраски лаком.
И вот что у него в итоге получилось.

Получается, что от подготовки поверхности Очень сильно зависит конечный результат, пришли к выводу, что более шероховатая поверхность иначе приламливается свет, чем когда она смочена или покрыта лаком, вследствие чего меняются её отражающие свойства и цвет начинает проявлять себя, как с красками Металик, под лаком она начинает блестеть более насыщено.
Ну и для полноты эксперименотов была опробована анодировка алюминиевой трубки, купленной в Леруа, причём продаётся как уже анодированная трубка (называется Под серебро) так и не покрытая, причём не покрытая, почти в 2 раза дешевле )))
Полируем до зеркала и устанавливаем подвесы-пружинки.

Анодируем, причём при расчётах площади и тока учитываем и внутреннюю поверхность трубки ;)

Вуаля, получаем красивые трубочки для одного интересного изделия ;)

Итого: Процесс анодирования в Щавелевой кислоте значительно проще и менее вреден чем в серной, щавелевая в разы менее агрессивна к таре и изделию, проще в плане температуры, единственный минус это более высокое напряжение при процессе. При температуре 40град необходимо напряжение порядка 30-50в для подержания тока в пределах 1-1,5А/дм2
Небольшое видео по работе бурбулятора ))))
Всем спасибо за внимание и еще раз напоминаю При работе с кислотами и прочими хим реагентами соблюдаем ТБ особенно в плане защиты глаз, кожа на руках зарастёт, а вот глазки у нас одни…
Комментарии 145
Что за компрессор использовал?
Компрессоров тут нет, это помпа BOSCH 0 392 020 034 воду гоняет.
Ну это я и имел в виду.
Есть и попроизводительнее, но впринципи этого вполне хватает чтоб перемешивать.
Как думаешь хватит на ванну 500х500х500?
У неё производительность 750л/ч, а ванна получается литров 120 у тебя, у меня 12л, думаю маловато будет, не пробьёт струями от стенки до стенки, если только как то в несколько рядов делать трубки с отверстиями, тогда может и будет перемешивать. Как то еще воздухом перемешивание делают, но мне кажется будет брызг гараздо больше, от пузырей.
ок. Спасибо. Буду думать. Может все таки воздушный поставлю.
В закладки!
Круть:)))
Очень красиво и аккуратно всё выполнено. Спасибо за интересный пост.
Спасибо )
я человек в этом совершенно тупой…а такое покрытие высокие температуры держит?..и на сколько хорошо сопротивляется агрессивным средам?..
Заводская анодировка в 20% растворе NaOH держится порядка 10-15 минут, а это весьма едкий состав, кислоты тоже держит. От дорожных реагентов достаточная защита получается. Насчёт термостойкости, мельком читал. но не вникал, т.к. нет повышенного нагрева на моих деталях, но впринципи должно держать, та же дроссельная и прочее навесное на двигателе, анодированно и при этом нагревается до 90+ градусов и покрытие не разрушается.
т.е. получается покрытие надежнее порошковой покраски…но намного дороже?
Нет, дешевле, просто сложно найти где анодировать в заводских условиях, участки гальваники есть практически на каждом более-менее большом заводе, но они как правило все режимные, и поэтому сложно разместить заказ как частному лицу.
а по характеристикам тоже получается?
Тут надо смотреть, что за деталь и что ты от неё хочеш получить, у анодировки основной плюс, что деталь после покрытия по размерам остаётся в нолях, порошковая дополняет слой хороший, второй плюс, анодировка покрывает все полости, резьбы и прочее, парашком внутринние полости не обработать. Парашек зато более распространён и доступен в отличии от анодировки, тоесть если тебе чисто снаружи покрыть, то проще парашек, если детали типа брекетов для пневмоподвески или деталей с резьбами, где важно соединение плоскость к плоскости без зазоров, то выгоднее анодировку искать.
спасибо за разъяснение…
Супер.
диски попробуй красить
Слишком большая ванна будет и зверские токи, мощный источник тока нужен будет, ну и охлаждение мощное, много тепла выделяться будет при таких площадях детали )
в общем другие масштабы
а по затратам что получается
По затратам сложно посчитать, т.к оборудование на работе берётся, вода и электричество соответсвенно тоже. из моих затрат, это помпа бошевская, но она бралась давненько и под другое дело, 1500р вроде. и хим реактивы ещё где-то на 2000-2500 (химреактивы покупал много и разные, для эксперементов), но непосредственно для анодировки надо 250р на кислоту, для 10л электролита, ну и краситель 60р за 20гр в Леонардо, 20гр это на 2л красителя, мне хватило, объём краски зависит в основном от размеров детали и тары, в которой она поместиться.
спасибо беру на заметку
Да незачто ) Если есть материальная база на работе, то не так дорого, если с ноля то дорого выходит 16500р установка, в том составе что на фото, если автоматический блок питания на такое напряжение да со стабилизацией по току, то еще дороже выйдет…
знаю одно тока нельзя быть специалистом во всем
Ну это и понятно, ВСЁ освоить в совершенстве невозможно, да и незачем, но то, что необходимо и интересно, почему бы не освоить, особенно если есть возможность техническая )
согласен на все 1000%
Калий железистосинеродистый (жёлтая кровяная соль, ферроцианид калия, калия гексацианоферроат) — та ещё гадость, однако… При нагревании даёт тупо цианистый калий, а с солями и кислотами — циановодород (такой сильно неполезный газ). Респиратор его, поди, и не удержит — вытяжка нужна.
Так что, "минздрав предупреждает"!
Ну тут раствор 10г/л и нагревать его не надо, до закипания, когда он начнёт испаряться и привращаться в цианитый калий )) Но так то да, вредные эти все химикалии ))
Класс
в закладки
класс)
трубки можно было заткнуть чем-нибудь, что бы внутрянку не анодировать
Ну вопервых так проще, не затыкая, вовторых мне внутрянку тоже надо было покрыть, хоть и воздух по ним будет идти, но от коррозии лучше перебдеть, да и токи, на таких длиннах и диаметре, от внутренней стороны минимальны, делал 2 трубки за раз, ток был 2,5А всего.
Я в этих процессах далек, подскажите чем обрабатываются авто запчасти и не только, которые имеют жёлтый оттенок с размытостью других цветов?
Цинкование с радужным хроматированием.
А преобразователь ржавчины, цинкарь, даёт защиту металлу или это все только визуально?
Цинкарь даёт, он создаёт тонкий слой защитный.
Благодарю!:))
Зачетно
отлично выглядит
а заказы принимаются ? ))
Еслиб местный был, ещеб можно было порешать, а с пересылкой мне вообще лениво будет, да и времени надо много, 1 деталь это примерно 1,5-2 часа времени (ну если одна в ванне, дропы вот получилось 2 детали сразу ) а мне подвеской заниматься надо, для неё и анодировал трубки )) Процес не особо сложный, можно освоить дома, в саду и попробовать самому ;)
да сложно блин) лучше профессионалом доверить, я бы тормоза попробовал )
Инштейн!
Алхимик!
класс! в закладки, а ванну если сделать из например стекла, а электроды (читал что можно вместо титана — нержавейку, только она разлагается со временем) — погружать рядом у стенок — сменные? а то титан как бы дороговат)
Можно ванну и из пластика и из эмаль посуды, и нержавейка тут будет намного дольше жить, ибо щавелевая не такая едкая. (при попадании наруки даже не щипит, тока тссс, мы за соблюдение ТБ ))))) )
w1skas
класс! в закладки, а ванну если сделать из например стекла, а электроды (читал что можно вместо титана — нержавейку, только она разлагается со временем) — погружать рядом у стенок — сменные? а то титан как бы дороговат)
Надо брать кислотостойкую нерж! я так и пользую! очень классно!Кстати результат от материала тоже зависит!
Маньяк-менделеев! Респект и уважуха.
Мне очень понравился пост, спасибо) Нашел человек инфу нужную и стал стараться).
У меня такой вопрос, а это анодирование стойко к бензину?
У меня ждёт установки заливной патрубок с горловиной. Снаружи я отодрал его от ржавчины и покрасил конечно. Но внутри он со ржавчиной. Может ли его соль отъесть от ржавчины, а что бы та снова не поползла провести анодирование?
Ржавчина это на железе, его тоже можно покрыть, но это уже совсем другой процесс, Никелирование, цинкование и оксидирование впринципи, там другие реактивы идут ;) Тут про анодирование алюминия и его сплавов.
Ржавчину можно снять Цинкарём тем же, он же и защитный слой создаст впринципи.
То есть стали не анодируют?
Они анодируются, но в других растворах и при других условиях ) Видел автомобильные черные болты, вот это анодировка, в советских и не только авто есть металл детали желтоватые такие, это тоже анодировка, цинкование.
Про цинкование и химическое воронение я на производстве видел как делают. Я просто не много не по теме пишу. Вы же про покраску, а я про покрытие одного металла другим. Так что правильное замечание — другой совсем процесс получается.
Ну да, в этом отличие анодирования алюминия от анодирования других металлов, там наносится метал из раствора на метал детали, а у алюминия покрытие организуется из самой же детали посути.
Это да, почему его перед любой покраской и надо протравливать.
Avtolyubitel987
Мне очень понравился пост, спасибо) Нашел человек инфу нужную и стал стараться).
У меня такой вопрос, а это анодирование стойко к бензину?
У меня ждёт установки заливной патрубок с горловиной. Снаружи я отодрал его от ржавчины и покрасил конечно. Но внутри он со ржавчиной. Может ли его соль отъесть от ржавчины, а что бы та снова не поползла провести анодирование?
В каустике проварить. Ржа растворится.
Если подходящего ерша не найду, то последний способ!
отличная приспособа!
приятно видеть что есть люди которые применяют свои знания
В том то и дело, что знаний то 0 было, поиск рулит, я по образованию Электрик, а не химик )))
не оправдывайся))
Дайте ссыль на патент.
www.freepatent.ru/patents/2467096
Вот это писец круто! Но вот стоимость ванны из титана тонко намекает на дорогостоящесть проекта :)
Плюс Щавелевой, можно использовать и менее стойкие материалы, щавелевая не такая крозионная как серная кислота, можно обойтись нержавейкой. А делалось из того, что есть )))
Круто когда титан это то что есть :)
Ну да, и в работе приятне чем нержавейка )))
Вот только цена :(
Вот СПАСИБО ГРОМАДНОЕ !
Казалось-бы простая физика + химия школьной программы годов 80-90, а руки боялись начинать .
Спасибо :))))
Я тоже опасался, но как говорится, Жить захочеш, еще не так раскорячишся (С) Особенности национальной охоты )))
Какую "Шайтан-Машину" изобрел!)))
Офигенно! В Санкт-Петербурге последователи есть? Будут заказы) Писать мне.
Насчёт Санкт-Петербургна знаю, полюбому кто то делает мелкосерийно ;) У себя по городу только одного частника знаю кто еще занимается. Искать надо, на пневмофоруме деталь делали коллективно, тоже не сразу нашли, но в итоге промышленно покрыли, нашли контору которая занимается гальваникой, так что ищимс ;)
круто!
Шикарно
Молодца !
мощно. без б, очень смачный результат
Сам тащусь )))
сразу захотелось чтобы что-то дома или в гараже лежало и требовало так обработаться)))
Супер!
Респект!
Отлично! В закладки.
Грррандиозно!
круто
Понятно… при необходимости данной операции проще найти людей занимающихся анодированием…и таскать железки им)
Дак вот никто толком не занимается, вот вчём засада :(
У самого есть желание заняться?)
Я ленивый, чтоб на заказ делать, да и времени отнимает дофига ))) Часа 2 на деталь, минимум можно уложиться в 1,5 часа на заход, из которых час это сама анодировка будет идти.
В Закладки, однозначно!
Круто! В закладки! Вопрос есть: данная услуга пользуется полярностью? ты на заказ анодируешь?
Ну я долго искал, по городу нашел только 3 конторы, из них 2 завода с линиеми анодировки, одно полугаражное производство, но у них ограничения по цветам, Чёрный или безцветный. плюс один частник, но он щас тоже перестал в цвет делать. Услуга так то востребованная, особенно у велосипедистов и мотоциклистов, уйма мелочи которую народ хочет окрасить, а негде увы…
Сам я ленивый, так что на заказ врятли возьмусь, дропы в качестве эксперемента пошли ))
Сильно!
Очень познавательно
Это круто! подпись!
как утилизировать отработку планируете? Её ж нельзя просто вылить возле гаража.
Унас хим произодство, отработка уйдёт с основными отходами, в быту надо думать, но это одназначно менее вредный отходы чем от сернокислого электролита, а куда сливают электролит с аккумов интересно?
Шаман, нет слов для выражения восхищения
Сенькью )))
Я что то не очень понял…а цвет как менять? или ты просто уже анодированную деталь покрасил сам краской?
Цвет зависи от выбранного красителя, в который окунаеш деталь после анодировки, в частности в анилиновый краситель для ткани, а их расцветок фигова туча, есть спец красители для анодированных плёнок, но их пока не пробовал.
понял спасибо.
VOVAN-NPC
Я что то не очень понял…а цвет как менять? или ты просто уже анодированную деталь покрасил сам краской?
Я так понял, красится деталь путем добавления "краски" в раствор при анодировании.
Нет, красится окунанием в раствор красителя После анодирования, есть способы окраски прямо в процессе анодирования, там сложносоставные электролиты используются.
Тема безусловно интересная, Но чем этот способ интереснее обычного нанесения краскопультом? Особенно если потом наносить лак?
Краска из краскопульта не проникает в поры оксидной пленки настолько, насколько анилиновый краситель
iliaBkmz
Тема безусловно интересная, Но чем этот способ интереснее обычного нанесения краскопультом? Особенно если потом наносить лак?
Лаком не всегда есть необходимость покрывать, трубки я вот не стал, а лак бы добавил толщину и фитинг на трубку уже не налезет, лак в частном случае нужен для эстетитки и как доп защита.
От краски хороший слой получается, сперва кислотный грунт, ибо так на алюм фиг что ляжет, потом краску, потом лак, в итоге насколько ты увеличиш размер детали? А после анодировке деталь остаётся практически в нолях по размерам.
Такс такс, а под какие фитинги трубка?13/19 можно будет заказать?
В данном случае трубка 10/8 гнутая трубогибом для пневмы, под фитинги обжимные по типу Камоцевских универсальных.
iliaBkmz
Тема безусловно интересная, Но чем этот способ интереснее обычного нанесения краскопультом? Особенно если потом наносить лак?
качество покрытия. Анодированная деталь лучше держит "окрашенный" слой.
Классно. А отражатели фар так можно восстановить?
кто о чем…а примьероводы о линзах )))))
)))))
OpenHeimer
Классно. А отражатели фар так можно восстановить?
Отражатели там Хром, это чуть другой процесс ;)
Супер! А про процесс окраски анилиновым красителем можешь написать подробнее? И где берешь азотную кислоту?
Я хотел описать, но увы, в сообщение больше 20 фото нельзя ( в БЖ отдельную запись тогда сделаю.
Да, сделай, пожалуйста! Очень интересно! А на заказ делаешь анодирование?
Если только что то мелкое и не быстро, ибо это всё в свободное от работы и своих поделок время, а времени как всегда мало ;)
Хочу корпус водяного насоса очистить от окислов и анодировать, без окрашивания, чтобы просто было защитное покрытие. Он примерно 15*15*15 см в объеме. Форма у него, конечно, сложная. Типа такого: www.avtoall.ru/korpus_vaz…odyanogo_stk_taya-637980/
Шпильки, естественно, будут выкручены. Реально в домашних условиях такое сделать?
Если цвет не нужен, то проще отдать в контору, обойдётся рублей в 500 если не меньше, и слой будет более стойким. Чиркани в личку, дам адреса контор у нас, кто делает.
Ок!
классно! молодец! и хорошо что про ТБ не забываешь, сам год с концентрированными кислотами отработал…
Мне химики все банки поподписывали, когда брал уних, и при них же разводил, ибо кислота это не шутки, батарея 5л банок и на всех Яд! Яд! ))))
и правильно, с химией-безопасность- прежде всего!)
Шикарно!
А полки сможешь заанодировать?)
Ванны такой нет )) Ну и токи будут зверские, площадь колеса то пипец какая ;)
Надо развиваться! Анодированные полки — бомба! Бомбищееее!))))
Есть составы для покрытия по типу как золочение эмблем хромированных делают, тоже в разные цвета, полируеш полку, потом таким способом тампоном (Не тем что в рекламах))) ) производится покрытие местное, а не всего диска, но составы эти не дешовые.
я думаю облетит все нафиг через месяц
Не облетит, максимум может потускнеть или если тереть чем то, то вытериться, но не хлопьями слезть как просто краска, ибо это Внутри металла слой получается, а не на поверхности как краска.
PIW2004
Ванны такой нет )) Ну и токи будут зверские, площадь колеса то пипец какая ;)
блин реально полки бы зафигачить )
Не для средних умов! Супер!
Дак наоборот, впринципи процесс то не хитрый, нет стока заморочек как с серной, компоненты не такие едкие и достать проще, мелочёвку "красить" можно хоть на балконе. ;)
Все равно это надо осмыслить, а не купить готовенькое)))
PIW2004
Дак наоборот, впринципи процесс то не хитрый, нет стока заморочек как с серной, компоненты не такие едкие и достать проще, мелочёвку "красить" можно хоть на балконе. ;)
У нас реагенты вообще не продаются нигде. Так бы взялся покрасить детальки для крыла самолета. Очень нужная вещь!
Я тоже не сразу нашел, но когда втянулся в данную тему, нашел 2 конторы, которые врозницу всё это торгуют, ищи Оборудование для хим лабораторий, они же будут и реагентами торговать, плюс у некоторых есть пересылка по России. Я брал вот тут www.ormet.ru/howto.php они и по России работают насколько я понял.
Спасибо большое за ваш труд!
Для себя любимого старался, мож кто что повторит и еще более простой способ придумает ;)
в закладки
+1
ВАУ! круто, мега круто!
.здорова!