Не помню, была ли ссылка на данную публикацию в сообществе? Даже если была, то можно и напомнить. Эта статья для тех, кто достаточно серьёзно увлекается аудиозаписью.
Что касается меня, то я пользуюсь всеми типами кассет. Начальные применяю в аппаратуре попроще. А в самой ценной деке стараюсь использовать примерно такие как в рекомендациях данного аудиомана.
Ему спасибо за старание, а соклубникам — добра!
Итак, читаем сей обзор с использованием фото кассет из моей личной коллекции:
ОБЗОР АУДИОКАССЕТ ЗОЛОТОЙ ЭРЫ АУДИО
Писать статью про аудиокассеты – занятие неблагодарное. Если в месяц на сайт заходит 3000 человек, то кассетной записью из них увлекаются возможно один-двое. Кроме того, пробовать разные пленки – увлекательное занятие для аудиофила, и спрашивается, зачем портить радость, рассказывая, «кто в детективе садовник»? И все же я считаю такую статью полезной, потому что кассетная запись по сей день находит новых адептов, и новым «кассетоманам» стоит заранее знать, на что обращать внимание. Написать эту статью я решил после того, как мой знакомый владелец деки Nakamichi Dr-3 радостно сообщил, что «купил хромовых TDK-SA на всю жизнь». Будет солить, наверное.

Для начала оговоримся, что есть кассетные деки, для которых тип ленты почти не имеет значения. Деки с калибраторами, ручными или автоматическими, подстраиваются под любую кассету, и способны одинаково хорошо писать и на ленту IV типа «металл», и на ленту I типа «нормал». Но каков процент владельцев дек с калибраторами от общего числа аудиофилов, по сей день практикующих кассетную запись? Думаю, небольшой.
Второй вопрос – что мы собираемся на кассету писать? Многие используют деку для «облагораживания» цифры. Действительно, цифровой трек, записанный на кассету, звучит мягче и субъективно приятнее на слух. Деку можно использовать таким образом, но подумайте вот о чем – стоит ли гонять аппарат, разменявший четвертый десяток лет, ради едва заметного смягчения цифрового звучания? Не лучше ли приберечь его для записей, которые будут звучать на порядок лучше любой цифры и раскроют потенциал кассетной деки в полную силу? Я говорю о записях с винила и с катушечных мастер лент.
С катушками — понятно, а зачем писать пластинки, если можно их просто слушать? Согласитесь, многие альбомы содержат всего 2-3 хороших песни, и приятнее сделать с них сборник, чем слушать полностью. Есть редкие пластинки, которые трудно купить, но можно взять на день у знакомого. Современные технологии позволяют использовать для записи винила цифровые рекордеры типа Tascam DA-3000, и хотя результат в формате DSDIFF 5.6 mHz получается очень достойным, старая добрая кассета на хорошей деке звучит приятнее.
И все же записи с катушечных мастер лент звучат на порядок масштабнее и сочнее цифры, сохраняют эффект аналогового вовлечения, и превосходят записи, сделанные с винила, уступая разве что оригинальной пластинке, и то не всегда. О том, какие кассеты лучше использовать для винила и мастер лент, а какие оставить для цифры, мы и поговорим. А то вдруг вы уже нацелились купить «на всю жизнь» TDK-SA – не спешите!
Итак:
Обычные, хорошо знакомые каждому, кто вырос в СССР, кассеты с I типом ленты: TDK-D, TDK-A, SONY CHF, SONY EF, BASF LH, MAXELL LN\UR и прочие подобные советую не покупать и даже не смотреть в их сторону. Сегодня деку имеет смысл держать для того, чтобы слушать записи превосходящие цифру, а лента I типа уступает II и IV типу в передаче частотного диапазона и отличается повышенным уровнем собственного шума. Вам нужно шипение? Конечно, его можно срезать системой Dolby, но заодно вы срежете и полезные частоты в музыке. Оставьте эти кассеты в памяти о своей школьной фонотеке.

TDK-AR – уникальная кассета с I типом ленты! Она была разработана на закате эры кассетных дек и получилась экстраординарной. У нее очень низкий для I типа шум, поразительно прозрачный «голос», и сделанная на нее запись как будто прибавляет в объеме по сравнению с исходником. Эта кассета заметно облагораживает цифру, мягко поднимает ВЧ и достойно справляется с записью винила. Единственный недостаток – эти кассеты иногда пачкают ЛПМ, и для дек типа Накамичи, в которых натяжение пленки происходит за счет разной скорости вращения валов, это может представлять проблему. Используя TDK-AR, протирайте ЛПМ один раз на каждые 180 минут прослушивания. Я рекомендовал бы использовать эти кассеты для облагораживания цифры в первую очередь, но нашел более подходящий вариант — и по качеству, и по цене. Это топовый хром с очень мягким звучанием MAXELL XL-IIS и еще одни кассеты, более дорогие и редкие — о них в самом конце.

TDK-SA, TDK-SA-X. Хорошие кассеты с очень низким уровнем собственного шума, которые отлично подходят для записи цифры, прибавляя музыке «живости». Компакт диск, переписанный на такую кассету на хорошей деке, почти всегда будет звучать приятнее для слуха. Почему тогда я не поздравил знакомого, купившего таких кассет «на всю жизнь»? Потому что для записи винила на всех деках, кроме Nakamichi 1000/700 первой серии, эти кассеты все-таки слабоваты. Для цифры TDK-SA подходят неплохо, но для записи винила и мастер лент лучше подходит лента IV типа металл, которая для цифры как раз не годится – она добавляет музыке неприятный звенящий окрас. Не смотрите, что на многих «металлических» кассетах написано «ideal for CD» — это было флиртом с наступающей эпохой цифры. «Ideal for CD» — это как раз про TDK-SA и TDK-SA-X.


TDK-SF – то же самое, что TDK-SA, но с чуть более натуральным звучанием.

MAXELL XL II – в СССР эти кассеты было принято называть «золотым Макселом» — за ними гонялись, их боготворили. Очень хорошая кассета для записи цифры, лучше, чем TDK-SA, но не более того.

МАХЕLL XL II-S Black Particle. Прекрасная кассета, которая отличается почти нулевым шумом, замечательно облагораживает цифру, и подходит для записи винила. Причем для записи современных цифровых пластинок, отличающихся некоторой жесткостью, эти кассеты можно считать идеальными – запись с них звучит теплее и мягче исходника. А вот старые аналоговые пластинки звучат с таких кассет островато – диапазон СЧ подтягивается на них ближе к ВЧ. Лучше всего этот тип ленты подходит для облагораживания Hi Res цифры — не CD, не loseless (там другой чемпион, о котором ниже), а именно Hd-tracks. Запись получается гораздо более объемной и прибавляет по сравнению с исходником во всем спектре частот.
MAXELL MX и MAXELL CD. Великолепные кассеты, которые прекрасно подходят для записи винила и мастер лент. Чистый, мягкий, натуральный звук, широкий диапазон, высокая перегрузочная способность, и полное отсутствие какого-либо окрашивания.
TDK MA – очень хорошая кассета IV типа для записи винила с умеренным уровнем ВЧ. Альбомы 70х-80х годов ложатся на эту кассету превосходно – мягко, натурально, без окрашивания. Для очень звонких пластинок с пиками ВЧ возможностей ленты оказывается недостаточно — они подрезаются.

SONY XR – очень хорошая, прозрачная лента IV типа, возможности которой держать ВЧ превосходят TDK-MA, но которая придает музыке едва заметный «металлический» окрас.

SONY SR – лента похожая на SONY XR, но менее прозрачная. На деках без калибратора создает ощущение едва заметной вуали на записи.
SONY UX chrome – средняя кассета, немногим лучше ленты I типа по уровню собственного шума. Уступает TDK-SA. При этом модификация этой кассеты SONY UX-S оказалась лучшей для Nakamichi 1000/700 абсолютно из всех хромовых лент, кроме лент metal particle II, о которых будет сказано ниже.

MAXELL Metal Capsule – эффектная на вид кассета, которая придает записи очень неприятный холодный окрас. Не понравилась категорически!
BASF Super Chrome II – любимые кассеты во времена СССР, когда «кушать» их прихдилось двухкассетнику Sharp QT89. Nakamichi LX-5 этими кассетами почему-то брезгует – сильная вуаль на записи, потери ВЧ. Может быть, только у меня так, но пользоваться этими кассетами невозможно. Точно такая же история с кассетами BASF Chrome Maxima.
BASF TP IV Metal Maxima\BASF MP IV focus Замечательные кассеты! Мягкое звучание, хорошо держат ВЧ, не дают окрашивания.
MAXELL MX-S – великолепная лента IV типа для записи винила и мастер лент! Отлично держит ВЧ и НЧ, не дает окрашивания. Кассета настолько понравилась, что я записал на нее с мастер-ленты два очень хороших и редких альбома.
THAT’S CD IVF – хорошие кассеты, очень похожие на Maxell MX.
SONY METAL SELECT – изумительные кассеты, способные выдержать запись с огромным диапазоном НЧ и ВЧ. Идеальная кассета для записи винила и мастер лент.
SONY METAL MASTER — еще более крутые кассеты, чем Sony Мetal Select с керамическим корпусом. Недостаток один – кассета стоит дороже среднестатистической пластинки.

TDK MA-XG – еще одна крутая кассета в керамическом корпусе, которая по ощущению от работы с ней, чуть-чуть уступает Sony Metal Master.
DENON hd7 Chrome – дорогая кассета, в которой нет ничего особенного. По качеству ничем не лучше TDK-SF, но стоит вдвое дороже.

DENON HD-M – а вот это исключительная кассета! Когда требуется записать пластинки с очень высоким уровнем ВЧ, только эта кассета и еще одна, о которой будет сказано ниже, позволяет сделать безукоризненную запись. В способности передавать ВЧ эта лента едва ли не превосходит Sony Metal Master и совершенно не дает окрашивания. Если посчастливится купить такие кассеты, берегите их для записи самых звонких пластинок. Не пишите на них, что попало!
TRIAD CD-IV – мой личный топ. Только ради того, чтобы сказать об этих кассетах, имело смысл писать эту статью. Это малоизвестный широкой публике бренд, и согласитесь, если бы вам пришлось выбирать между этой кассетой и каким-нибудь «золотым Макселом» вы скорее всего взяли бы Максел, а зря! Приняв эту кассету за неизвестный ширпотреб, я случайно взял на пробу одну штуку, и, распробовав, вернулся, чтобы забрать остатки – к сожалению, всего две штуки. Думаю, что это какая-то профессиональная лента, потому что возможности пленки феноменальные. Держать ВЧ так, как это может Triad CD-IV, не способна ни одна другая кассета, во всяком случае, на моей деке. Кроме того, эта кассета придает записи дополнительный «воздух» и благодаря этому звучит едва ли не лучше исходника. Эти кассеты встречаются на e-bay. Купите себе несколько штук и берегите для самых лучших записей!
TRIAD F-X Абсолютный чемпион для облагораживания компакт дисков и файлов loseless! Эти редкие кассеты с добавлением в магнитный слой кобальта оказались непревозойденными для записи обычной цифры среднего разрешения (только не hd-tracks — там вне конкуренции Maxell XLII-S, а эти кассеты при записи hi res слишком задирают верха) Запись с компакт диска или loseless получается гораздо сочнее, динамичнее, объемнее исходника. Раздобыть непросто, но результат стоит поисков.
TRIAD EM-X, THAT'S CD MH, TRIAD CD II, DENON HD8 — редкие и необычные кассеты metal particle с уникальными свойствами. В этих кассетах установлена хромовая лента с металлическими вкраплениями. Они предназначены для дек, в которых не предусмотрена запись на ленту IV типа — например, Nakamichi 1000/700 первого поколения Tri Tracer. Использование таких кассет в этих деках дает потрясающий результат — абсолютно лучший из всех возможных. Если вы — обладатель Nakamichi первого поколения обязательно ищите эти кассеты. Для остальных дек они ничем не отличаются от обычного хрома и уступают лентам типа металл.
У этого обзора не было цели рассказать обо всех кассетах, встречающихся на рынке. Я рассказал о самых распространенных, и выделил те, на которые имеет смысл обратить внимание. Также можете считать полезными советы:
использовать для записи Hi Res цифры кассеты Maxell XLII-S
использовать TDK-AR или TRIAD FX для записи компакт-дисков и loseless
часто чистить тракт после любых кассет I типа.

Комментарии 56
Хотел выругаться, но не буду. Не брать TDK D, SONY EF, почему же?🤔
Автор же написал, почему, можно брать., но уровень шумов у них больше чем у 2 и 4 типа. Аудиофилы же, в целях облагораживания звука, как правило, могут себе позволить потратиться на кассеты подороже.
Шум и шум, это же нормально. Если шум мешает, то не хром с металлом брать надо, а слушать цифру! 😆
На хорошем металле и на самом деле шипения меньше. Бывает, мешает
Мне шипение нисколько не мешает. Хотя если громко слушать, то да, но только в паузах!
В можно ли брать бу кассеты? Или там уже все убито?
Смотря как хранили
Я ииею ввиду контакт с кислородом 30 леи А как узнаешь то
А то и 40-50. Ну, никак, только испытывать)
КЭП очевидность! Взяли самые простенькие кассеты сравнили с дорогими 4-го типа и сказали что 4 тип лучше! ))
"SONY METAL MASTER — еще более крутые кассеты…"
Аргумент "неопровержимы" 1000% !
Чем дороже тем лучше, круче и прозрачнее. В общем бред написан, исходя из своего опыта и отзывах других любителей, кассеты металл вообще не на что не годны. Лучше брать хороший Fe, типа TDK, Denon DX1 и дешево и сердито, хром тоже хорошие. BASF не брать, почти все не годные от времени.
И мы гордились качеством на этих кассетах .
Ощущение, что статья написана состоятельным дилетатном, очень стремящимся вборосить тренд…
Так это единственный развернутый обзор за несколько лет! Человек не обломался, а взял и потратил время, написал, в своём стиле, по своему вкусу. Напишите толковый. Все лишь бы критиковать, но нефига не производить — вот тренд.
У меня, к счастью, нет Накамичи. И вряд ли будет. Пока рано.
Есть у меня эти накамичи, ничего выдающегося. Мне понравились другие, эти в продаже. Какая разница, в порядок можно любую деку привести и тестировать записи.
Я вот упираюсь в банальное отсутствие места для хорошей аудиосистемы. И пока не замахиваюсь на производителей высшего эшелона. Но… Как всё обернётся пока не знаю. Иногда максималистски посматриваю в сторону Ревоксов…
Ну и зачем было все сюда копировать ? Ссылки на ресурс, который кстати процентов 70-80 членов сообщества уже читали, — было бы достаточно !
Судя по комментариям и постам, не имеют понятия 90%)
Да, почему нельзя сюда. Лично мне было интересно почитать именно здесь (хотя под конец текст просто усыпил меня) :)) Почитаю и по ссылке.
Какие у автора там кассеты не очень? Пусть вышлет бандеролью. Мне. А то устал барыго сайт мониторить. Ишь Накамичей накупили и советы дают. Кассеты гуд, статья ниочем.
Ну те кассеты, действительно не очень. Когда была дека, писал такие только если кому для балалайки надо. Бесплатно отдавал.
Все есть в этой статье для ненормальных. И вуаль и ваниль и облагораживание. )
Для любителей искажений.
Исказим для облагораживания
Видимо звук у цифры, слишком чистый.
Я вот, вчера вспоминал, как звучит Focal Grand Utopia/ И с прискорбием могу сообщить, что сам таков. (Искажения люблю)))
А у Фокалов, звучит просто запись. Вообще, беспристрастно. Колонок нет. Нет у них характера, навязанных характеристик.
Что поставил — то и получил. Но послевкусия нет. Будто вместо общения с человеком, робота подсунули. Умный сволочь, все знает.
Но, недостатков ему не хватает. Характера)))
Слишком обтекаемый, гад.
"Для начала оговоримся, что есть кассетные деки, для которых тип ленты почти не имеет значения"
Что за странная фраза? О чем?
"Для цифры TDK-SA подходят неплохо, но для записи винила и мастер лент лучше подходит лента IV типа металл" — это о чем? Может надо написать, как копия от оригинала отличается? И опять же, что пишем? Ласковый май или 6-ю Симфонию Дворжака?
Или что? Цифру "улучшает", а винил не может?
Что за примитивное деление на цифру/аналог? Почему ни слова про музыку?
"TDK-SF – то же самое, что TDK-SA, но с чуть более натуральным звучанием." Опять бед! Что запишешь, то и получишь! U96 запишешь и он зазвучит живее? Синтезаторы Жарра, зазвучат, как БСО?
"Отлично держит ВЧ и НЧ" — держит, чтобы не убежали?
"Кроме того, эта кассета придает записи дополнительный «воздух»" — капец, описание качества. То есть, кассета, не средство копии, а замена dsp и эквалайзеру.
Ни слова о музыке, слошь вкусовщина. Оценка основанная на своей деке и своей (неизвестно какой музыке)
Как беседа любителя, пойдет, как реальная инфа — информативности "0", потому что не оценка, а озвучивание своего вкуса.
Видите ли, я бы разделил реакцию на умные письмена так:
1. Свято поклоняться и верить всему слащаво написанному;
2. Во всем умно написанном видеть вызов персонально себе, и стремиться его раскритиковать в пух и прах (то же о сконструированном/построенном/программированном/нарисованном). Такие вот люди-разрушители, но не созидатели.
3. Из всего извлечь для себя Полезное, иметь его ввиду, неполезное отмести и забыть.
Знаете, а напишите свою статью о кассетах, перечислив все часто встречающиеся марки и дав свое мнение о них, исходя из своей деки и своего слуха (если она/он у вас есть, кстати)
Я уже выкладывал более ценное с моей точки зрения, с графиками и характеристиками, трезвым взглядом, а не любителя искажений
Не имею желания подробно останавливаться на своих ощущениях от кассет.
Может при случае
zzx7
Видите ли, я бы разделил реакцию на умные письмена так:
1. Свято поклоняться и верить всему слащаво написанному;
2. Во всем умно написанном видеть вызов персонально себе, и стремиться его раскритиковать в пух и прах (то же о сконструированном/построенном/программированном/нарисованном). Такие вот люди-разрушители, но не созидатели.
3. Из всего извлечь для себя Полезное, иметь его ввиду, неполезное отмести и забыть.
Знаете, а напишите свою статью о кассетах, перечислив все часто встречающиеся марки и дав свое мнение о них, исходя из своей деки и своего слуха (если она/он у вас есть, кстати)
Третье — в точку!
Sarcosi
"Для начала оговоримся, что есть кассетные деки, для которых тип ленты почти не имеет значения"
Что за странная фраза? О чем?
"Для цифры TDK-SA подходят неплохо, но для записи винила и мастер лент лучше подходит лента IV типа металл" — это о чем? Может надо написать, как копия от оригинала отличается? И опять же, что пишем? Ласковый май или 6-ю Симфонию Дворжака?
Или что? Цифру "улучшает", а винил не может?
Что за примитивное деление на цифру/аналог? Почему ни слова про музыку?
"TDK-SF – то же самое, что TDK-SA, но с чуть более натуральным звучанием." Опять бед! Что запишешь, то и получишь! U96 запишешь и он зазвучит живее? Синтезаторы Жарра, зазвучат, как БСО?
"Отлично держит ВЧ и НЧ" — держит, чтобы не убежали?
"Кроме того, эта кассета придает записи дополнительный «воздух»" — капец, описание качества. То есть, кассета, не средство копии, а замена dsp и эквалайзеру.
Ни слова о музыке, слошь вкусовщина. Оценка основанная на своей деке и своей (неизвестно какой музыке)
Как беседа любителя, пойдет, как реальная инфа — информативности "0", потому что не оценка, а озвучивание своего вкуса.
На моём Pioneer есть автоопределение типа ленты.
Перед записью он пишет на кассету тестовые сигналы, потом отматывает и прослушивать их. После этого готов к записи.
Выходит что он не просто отталкивается от датчиков корпуса кассеты в деке, а ещё тестирует возможности ленты, и подстраивается под неё.
Поэтому — да, некоторым декам пофиг какой тип ленты.
Так это старая статья! Про Sony UX-ES не написано! А кассеты очень приличные не хуже TDK SA-X.
TDK AR отличные кассеты, но есть еще и AR-X.
Ну старая, новых то нет. Пленки сходные, можно и их подразумевать
А если кассеты 1 типа не загрязняют тракт? Какой смысл его часто чистить?
НЕ все кассеты одинаково плохи…
Не все, но всё-таки они более сыпучие
alf3102
А если кассеты 1 типа не загрязняют тракт? Какой смысл его часто чистить?
НЕ все кассеты одинаково плохи…
Вообще периодически чистить нужно, допустим я чищу через 3 кассеты иногда через 5 — это 90 минутные.
Спирт вроде как тоже не сильно полезен для ЛПМ. Говорят спиваются майфуны от частой протирки. ;-)
В профилактических дозах даже полезен!)
Да и майфуны душевней поют!))
Знаток )))
))
alf3102
Спирт вроде как тоже не сильно полезен для ЛПМ. Говорят спиваются майфуны от частой протирки. ;-)
На резину прижимных роликов очень негативно влияет.
Вообще периодически чистить нужно, допустим я чищу через 3 кассеты иногда через 5 — это 90 минутные.
Это ж сколько спирта надо )))
Много не выпьет! Если конечно, кто то не поможет!))
С этой статьи и начал полгода назад разбираться по лентам…
Все хуже. Эта статья заразила меня покупкой деки со всеми вытекающими…
Все мы сходим с ума по-своему…
А встречаемся здесь. 😉
везет же людям, еще выбирают на что писать )))
Угу, везение, когда изымают из домашнего хозяйства немалые средства и тратят их на эфемерность)
не самое плохое увлечение )
zzx7
Угу, везение, когда изымают из домашнего хозяйства немалые средства и тратят их на эфемерность)
А вот за изымание средств из домашнего хозяйства, надо оторвать ему хозяйство!)
Вот да вот, я предполагаю, что у некоторых, особенно коллекционеров-собирателей кассет оно всё в шрамах))
Шрамы украшают мужчин!))
Lexa412
везет же людям, еще выбирают на что писать )))
У богатых свои причуды!)
И недостатки )))