Скончался создатель Нивы Пётр Михайлович Прусов

В этом году 5 апреля классической Ниве, которая сейчас именуется Lada 4x4, исполнится 40 лет. И как жаль, совсем немного не дожил до этого юбилея отец Нивы Пётр Михайлович Прусов, скончавшийся 19 марта 2017 года. Будущий инженер ещё только учился в Запорожском машиностроительном институте, когда в 1969-м тогдашний главный конструктор Волжского автомобильного завода Владимир Сергеевич Соловьёв озвучил мысль о разработке комфортной модели повышенной проходимости для сельской местности. Прусов пришёл на ВАЗ в 1970-м, а через два года его назначили ведущим конструктором проекта ВАЗ 2121. Нива стала первым в мире внедорожником с несущим кузовом, а общий тираж на данный момент составил более 2,5 млн машин, из которых свыше 500 тысяч отправлено на экспорт.

Первые ходовые образцы вазовцы построили в 1972 году, а в 1974-м в Тольятти выпустили первую партию из 15 предсерийных машин. Позже к ним добавились ещё 50 автомобилей, которые прошли полный цикл дорожных испытаний, включая пробеги на Урал и Предуралье. В апреле 1977-го 80-сильный внедорожник ВАЗ 2121 Нива, оснащённый постоянным полным приводом, двухступенчатой раздаткой и блокировкой межосевого дифференциала, встал на конвейер. И в том же году пришлось корректировать ежегодный производственный план ― с 25 000 до 50 000 машин. В последующие пару лет выпуск был увеличен до 70 тысяч машин в год, в основном за счёт популярности Нивы за рубежом.

После проекта ВАЗ 2121 карьера Петра Михайловича пошла в гору. С 1978-го по 1983 год он работал начальником отдела общей компоновки управления главного конструктора ВАЗа, а в 1983−1988 годах ― заместителем начальника управления главного конструктора. На протяжении 10 лет, с 1988 по 1998-й, Прусов был начальником управления проектирования автомобилей конструкторско-экспериментального комплекса вазовского НТЦ, а в 1998-2003-м отец Нивы работал на должности главного конструктора ОАО «АвтоВАЗ». Пётр Михайлович принимал непосредственное участие в разработке моделей ВАЗ 1111 Ока, 2110, Samara 2, 2123 и Lada Kalina.
Эмиль Вернер, 20 марта 2017 в 12:11. Фото Дениса Изотова и АвтоВАЗа
Комментарии 354
ПРУСОВ — ГЕНИЙ! ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!
Челоаек с большой буквы. Вечная память!
Очень жаль! Такая утрата. Творец, создавший предка всех современных кроссоверов! Ну а что про "Ниву" можно сказать; простая в ремонте, минимум электроники, достаточно надежная и ПРОХОДИМАЯ везде.Идеальный вариант для жителей сел, отдаленных районов куда зверь не доскачет, птица не долетит, а в вот "Нива" вполне доковыляет. Запчасти можно достать в любом магазине-киоске-рынке и вполне по разумным ценам. Есть некоторые недостатки;качество металла хромает(больная тема для отечественного автопрома!), ну и по трансмиссии(у деда часто выходила из строя раздатка)! Ну и расход недетский для такого двигателя! Но, как пишут уважаемые форумчане, а я с этим согласен на все 100%, "НИВА" -это первая любовь, которая с тобой навсегда. Я, не смотря на свою дикую и необузданную любовь к японцам(а это Nissan Patrol U61 и Land Cruiser 80), считаю что "НИВА" такой же легендарный проходимец. Сколько знаю владельцев этой машины, если купил и пересел на "Ниву", то это как правило надолго(наблюдал за своим дедом и его друзьями в деревне, фанатиками этой машины!). Конечно она не ровня крузаку восьмидесятке, поджарому, ниссану патрулю U61, но всем критикам надо понимать, этот шедевр создан в условиях плановой экономики, с максимальной унификацией, позволяющей максимально удешевлять производство ( любой технарь знает золотое правило механики ;Универсальность-Враг Всего Хорошего!), с максимальным уровнем бюрократических проволочек по всем инстанциям, начиная от ГосПлана заканчивая Министерствами( от Автомобильной Промышленности до Тяжелого Машиностроения!).Плюс дикий перекос в сторону ВПК, сжиравший львиную долю финансовых средств! В этих вышеперечисленных условиях был создан Народный Автомобиль для всей страны! Если когда нибудь, АвтоВаз выпустит следующее поколение, и решит все фундаментальные проблемы (низкое качество металла, ненадежные элементы трансмиссии, некачественная покраска кузова и его стремительное коррозирование и устаревший дизайн приборной панели) свойственные в целом всему модельному ряду, то это будет бестселлер! И не нужен новомодный вазовский дизайн в стиле "морда тигра"! У "Нивы" классический внедорожный дизайн передней части кузова! Такой же дизайн можно встретить у Гелендвагенов, Ленд Ровера, Тойоты, Мицубиши и Ниссанов. Это классика жанра! P.S Отдельное огромное спасибо, помимо Петра Михайловича я хотел бы выразить еще одной легендарной исторической личности, лауреату Нобелевской Премии за борьбу за Мир, творцу советского экономического и социального чуда 60-х(сейчас это называют "эпоха застоя), известному лихачу и просто большому любителю автомобилей Дорогому Нашему Леониду Ильичу Брежневу! Если бы не его поездки за рубеж(надо признать очень эффективные и успешные, нынешним "эффективным менеджерам" и "рабам на галерах" пока далековато до такой результативности !), личное ознакомление с образцами западного автомобилестроения и последовавшие после этого инициативы по строительству автогигантов (Камаз и АвтоВАЗ например), созданию автомобилей для городского и сельских жителей возможно не было бы никакой нивы, копейки и остальных автомобилей.
"Ниву" и не надо с большими джипами сравнивать. Прямой ее одноклассник — это Mitsubishi Pajero IO, например. У него даже задние аморты от Нивы подходят. Он, конечно, комфортнее и надежнее, но менее проходимый, и существенно дороже. И модель младше на 20 лет.
romeodoljenymere
Очень жаль! Такая утрата. Творец, создавший предка всех современных кроссоверов! Ну а что про "Ниву" можно сказать; простая в ремонте, минимум электроники, достаточно надежная и ПРОХОДИМАЯ везде.Идеальный вариант для жителей сел, отдаленных районов куда зверь не доскачет, птица не долетит, а в вот "Нива" вполне доковыляет. Запчасти можно достать в любом магазине-киоске-рынке и вполне по разумным ценам. Есть некоторые недостатки;качество металла хромает(больная тема для отечественного автопрома!), ну и по трансмиссии(у деда часто выходила из строя раздатка)! Ну и расход недетский для такого двигателя! Но, как пишут уважаемые форумчане, а я с этим согласен на все 100%, "НИВА" -это первая любовь, которая с тобой навсегда. Я, не смотря на свою дикую и необузданную любовь к японцам(а это Nissan Patrol U61 и Land Cruiser 80), считаю что "НИВА" такой же легендарный проходимец. Сколько знаю владельцев этой машины, если купил и пересел на "Ниву", то это как правило надолго(наблюдал за своим дедом и его друзьями в деревне, фанатиками этой машины!). Конечно она не ровня крузаку восьмидесятке, поджарому, ниссану патрулю U61, но всем критикам надо понимать, этот шедевр создан в условиях плановой экономики, с максимальной унификацией, позволяющей максимально удешевлять производство ( любой технарь знает золотое правило механики ;Универсальность-Враг Всего Хорошего!), с максимальным уровнем бюрократических проволочек по всем инстанциям, начиная от ГосПлана заканчивая Министерствами( от Автомобильной Промышленности до Тяжелого Машиностроения!).Плюс дикий перекос в сторону ВПК, сжиравший львиную долю финансовых средств! В этих вышеперечисленных условиях был создан Народный Автомобиль для всей страны! Если когда нибудь, АвтоВаз выпустит следующее поколение, и решит все фундаментальные проблемы (низкое качество металла, ненадежные элементы трансмиссии, некачественная покраска кузова и его стремительное коррозирование и устаревший дизайн приборной панели) свойственные в целом всему модельному ряду, то это будет бестселлер! И не нужен новомодный вазовский дизайн в стиле "морда тигра"! У "Нивы" классический внедорожный дизайн передней части кузова! Такой же дизайн можно встретить у Гелендвагенов, Ленд Ровера, Тойоты, Мицубиши и Ниссанов. Это классика жанра! P.S Отдельное огромное спасибо, помимо Петра Михайловича я хотел бы выразить еще одной легендарной исторической личности, лауреату Нобелевской Премии за борьбу за Мир, творцу советского экономического и социального чуда 60-х(сейчас это называют "эпоха застоя), известному лихачу и просто большому любителю автомобилей Дорогому Нашему Леониду Ильичу Брежневу! Если бы не его поездки за рубеж(надо признать очень эффективные и успешные, нынешним "эффективным менеджерам" и "рабам на галерах" пока далековато до такой результативности !), личное ознакомление с образцами западного автомобилестроения и последовавшие после этого инициативы по строительству автогигантов (Камаз и АвтоВАЗ например), созданию автомобилей для городского и сельских жителей возможно не было бы никакой нивы, копейки и остальных автомобилей.
Спасибо за очерк, приятно было читать!
Да хорошая лошадь для своих целей!
Вечный победитель в номинации "Бюджетное Авто для "загорода" и охото-рыбалки" !
Для города ездите на комфортных жопотерках. Этого и нужно на каждый день.
А для грязи-рек-снега холёная жопа не катит, как и холёные кросы!
Туда едут только суровые мужики со стальными нервами и жопами!
помимо проходимости добавить бы ей…надежности…комфорта…безопасности …
Уходит эпоха, вечная память…
Вечная память
Про ниву может плохо отзываться только человек, который не лазел на ней по снегу и говну. После первого бездорожья на ниве, нельзя быть к ней равнодушным. Да в ней много недостатков, комфорт, расход, вибрации, но их перекрывает один плюс, это проходимость. Я сам уже давно пересел на иномарки, но ниве не изменяю, , нива как второй автомобиль у меня присутствует, для охоты, рыбалки ну и просто душу по снегу и грязи отвести.
Кто на ниве не ездил тому не дано понять и по любить этот авто. Нива её просто любят со всеми её не достатками да и едет она со многими именитыми внедорожниками современности на равных не смотря на свой возраст. Единственное достойное творение говнотаза,
Комментарий удалён
та на х ты мне всрался что то доказывать ходи мимо
Комментарий удалён
Ну, судя по комментариям, далеко не все клянут. А чем хорошим, что сотворили можете похвастать?
Хороший мужик был…хоть что то придумал хорошее в России…
единственная нормальная отечественная машина…
Нива бесит, но как же она привлекает одновременно.
Что то привычное с детства, словно домашнее печенье.
Никогда себе не куплю, но в дороге всегда любуюсь на них. )))
бедаааааа…
Хороший был мужик !
Пётру Михайловичу спасибо за автомобиль.
Конечно, сейчас "нива" устарела морально, но всем скептикам хочу дать совет. Положите эту статью в закладки, и когда авто, который вы водите/водили, продержится 40 лет на конвейере, будет пользоваться спросом, и продолжит составлять конкуренцию современному автопрому, вернитесь к этой статье и смело напишите "Нива — говно". А пока воздержитесь от подобных комментариев, хотя бы в память о человеке, который дал фору в 40 лет отечественному автомобилестроению.
И если бы не воровали средства, а направляли их на нормальное техническое развитие, Нива уже летала бы в космос.
Полностью с Вами согласен!
Нива уделает очень многие джипари, стоне раз видел, как всякие шмузера садятся, а ей всё ни по чём, прёт 100вгору!
Светлая память замечательному человеку!
Вечная память
Всем здорова!и конечно же с сожалением-вечная память Петру Михайловичу.
У меня Нива 2013 года выпуска, брал новую, за все это время поменял стартер и заднюю правую полуось и радиатор отопителя.Машинка прошла 96.500…куда только я не я ездил!Каждые выходные и отпуска я исправится до 4.000 км…апс дальняк прошла и недороги были без единной поломки.Я ДОВОЛЕН.ХОТЬ И РАКОМ ПОСЛЕ ДАЛЬНЯКА ВЫХОДИШЬ из машины, но довольный! И продавать не намерен, не потому, что нет возможности другую купить, а потому что МОЕ ЭТО И НРАВИТСЯ И НАДЕЖНО.но то все но лишь мое мнение.
Да, да, а ещё вы посмотрите цены на полноприводные машины, а нива это полноценный джип, за сравнительно не большие деньги. И ещё самый большой её плюс, что все запчасти на неё есть в самой глухой деревне, сходил купил и починил на коленке в поле. А вот что делать с Джипом, который не дай бог сломается в дремучем бездорожье, и сраный подшипник жди дня три на заказ в городе. Вот и пословица, про трактор, а потом и эвакуатор. А на ниву за пузырь в ближайшем колхозе найдёшь и движок и мост и коробку.
Зачёт!это точно.за пузырь…
Да пофиг, для рыбалки и охоты самое то и кондей и люк есть. Есть у меня ещё ягуар, и вот на нем у меня один раз под волгоградом, порвался ремень генератора из за того что подклинил компрессор кондея. Кондей выключил и все ок, езжай без кондея, но нужно было поставить ремень. И я его в городе Волгоград не нашёл, только на заказ. На аккумуляторе я доехал до Камышина и все. Дальше на эвакуатор до Саратова . но это все было на трассе, а если случится такое, куда эвакуатор не приедет, то что делать?
Отличный внедорожник за свои деньги… конечно в то время… не было бы его не было бы её…
Вечная ему память
Я на ниве ездить научился.
мой первый джип был ! Проходимость супер !
Раз дискуссия ведётся,
(И, к тому же, не впервой) —
Объяснить таки прийдётся
Смысл термина "отстой".
Если клиренс в сантиметрах
Меньше… скажем двадцати
Говорим без сожаления:
Вот ОТСТОЙ — как ни крути.
Если привод только задний,
Или только передок,
Даже полный с подключением —
Вот ОТСТОЙ любых дорОг!
Пусть там будет вискомуфта,
С фрикционами пакет —
Это вам не блокировка,
Скажем мы ОТСТОЮ "нет!"
Если нет своей раздатки,
(Что совсем, что моноблок) —
(Пусть за бешенные бабки) —
Это всё ОТСТОЙ, сынок.
Если кузов не трёхдверный,
(Исключение: "Крокодил"),
Будь то хоть пининфарина —
Ты, браток, ОТСТОЙ купил.
Посмотрите на дорогу:
Щеви, Дэу, Мерседес,
Мазды, БМВ, Тойоты —
Видно всех попутал бес.
Чтобы не тянуть резину
Объясняю, stupid boy:
Есть на свете две машины —
Это "НИВА" и "ОТСТОЙ"!
Перебор
Со своей стороны могу сказать что Нива это единственная модель из всей линейки ВАЗа которую можно довольно не редко встретить у нас, на дорогах, а именно в Германии. Хотя ей и 40 лет и она сильно усткпает во многих параметрах однокласникам, но тем не менее любят ее основные качества которые вложил в нее этот талантливый человек, а именно простота и надежность… Светлая ему память.
имхо самое достойное, что автоваз родил за все время
Достойный человек, достойная машина, достойное время. Жалко всё это утрачивать.
Спасибо и пусть земля будет пухом.
Земля пухом герою страны!
мне одному кажется, что автомобиль и создатель чем то похожи?
светлая память …
Езжу 2ой год на нивке 21213 года96. Полет отличный! Я 2ой хозяин. 1ый был бабай. Повезло что был бабай добросовестный и все расходники менял вовремя.
Комментарий удалён
к видео это имеет самое прямое отношение — когда свои неудачи сваливают на воров, а не на себя. если бы все так делали — у нас бы не было российских продуктов, в том числе высокотехнологичных
пора и ниву отпустить на покой. великий человек своего времени.
Только хорошие воспоминания об этой машине. Будут деньги — возьму опять Ниву, но уже как вторую машину, для удовольствия.
Спасибо, Пётр Михайлович, за то, что Ваша машина заразила меня своим духом. Кстати, ездил на TOYOTA HILUX/SURF. совсем не те ощущения.
нива прикольная машина. И большой размах в плане тюнинга! Как автомобиль для межсезонья, кататься по лужам и ямам — просто идеальнейший вариант. Пока иностранный конь стоит в паркинге и ждет ровных и чистых дорог. И в плане запчастей халява.
а ремонта? ну на хер. у отца есть.
Ничто не вечно. Тем более это тазик наш. Но его хоть об ветки не жалко полосить. А ремонт… ну незнаю. Что то вот прям глобально-критичного не встречал
ну не жалко вопрос полумилиона. не вечно да. не критично но трудоемко. вот о чем я.
За пол ляма мне урбан новый не нужен. обычная классика 2-3 летка. Вполне по деньгам и допам которые на ней установлены- подходит. Кто заряжает за нее новую пустую от 390 тысяч и выше…не дружат с головой. Красная цена ей 300 новой в базарный день. Стоила бы она так — продажи были бы покруче всех остальных. и Народ бы не жужжал по болячкам. За 450-500 можно взять как альтернативу санг-енг корандо или как он сейчас называется тагаз тигер . 3 дверка, мягкий удобный и прикольный.
так вот нива за 450 и стоит новая. а трехлетку там и поинтересней есть машинки в сумму.
Комментарий удалён
каждый лично виноват в том, что плохо живет — у нас свобода, никто не мешает создать продукт и его продавать… тысячи успешных примеров подтверждают это