В последние тёплые дни лета машина начала перегреваться, в одной из пробок я не уследил за температурой и она закипела. Стал искать причину и подозрение пало на электровентилятор радиатора. DICE у меня нет и принудительно заставить ветилятор включиться я не мог, поэтому пришлось диагностировать через жопу опосредованно.
Нагуглил, что вентилятор включается при температуре 104 градуса, подключил ELM327 и на экран телефона вывел значение температуры. Включил кондиционер и покатался, довёл температуру до 110 градусов и посмотрел под капот — действительно, карлсон не крутился.
Снимается диффузор довольно легко — он держится на двух винтах. Нужно лишь обрезать стяжки, которыми к нему зафиксированы окружающие трубки, аккуратно снять трубочку с датчика разрежения и отщёлкнуть воздуховод. Для удобства я отодвигал шланг ГУРа, но можно и без этого обойтись.
После снятия проблема оказалась видна сразу — крыльчатку невозможно было провернуть рукой. Разобрал мотор, оттуда вышло полстакана графитовой пыли. Удивительно, как мотор ещё работал столько времени!
Блок электроники проверил, он оказался исправен.
Подшипник внутри стоит стандартный 608 (как в роликовых коньках). Добраться до него не удалось — на валу запрессована крестовина, к которой привинчивается крыльчатка. Ни съёмником для подшипников, ни самодельными приспособлениями крестовина не снялась, поэтому я решил искать на мотор замену.
Отдельно электродвигатель не продаётся, только весь узел в сборе — диффузор, двигатель, блок электроники и крыльчатка. Стоит это удовольствие 30000 рублей, менять его приходится из-за детали стоимостью 150 рублей, что особенно неприятно. Обзвонил разборки — у всех тоже узел только в сборе, стоит 6-7 тысяч. Уже получше, но я всё ещё помню про 150р :) Да и покупать б/у с машины с неизвестным пробегом плохо — неизвестно, какой остаточный ресурс у этого подшипника, а мотор ведь необслуживаемый.
Начал смотреть вентиляторы с других машин и заметил много деталей с таким же мотором Bosch (на нём это не написано, но есть маркировка на блоке электроники). Коды на двигателе отличаются для разных вентиляторов, но все имеют вид: 0130303ХХХ, где ХХХ меняется. Похоже, этими буквами кодируется разъём мотора — где-то он просто с проводом и колодкой, где-то с блоком управления, где-то разъём прямо на моторе стоит. Сам же мотор везде одинаковый — Bosch GPB. Блок у меня исправный, так что подойдёт любой из вариантов.
Вентиляторы с таким мотором есть и у BMW с Saab, и у Логана с Жопелем, с соответствующим разбросом цен на запчасти. Причём у Опеля, Мазды и Фольксвагена можно купить мотор с крыльчаткой без диффузора, даже в случае новой запчасти это уменьшает цену вдвое!
В итоге я нашёл новый мотор 0130303290 от Опеля, хозяин покупал его ради крыльчатки, а двигатель продавал. Перекинул на него блок электроники (провода паяются и потом обжимаются), поставил на машину, работает :)
Вместо 30000 рублей за новую деталь потрачено 1500 за не менее новую, всё штатно и никакого колхоза.


Комментарии 23
Здравствуйте все ) Не лохонитесь только эти моторчики даже если очень похожи по мощности очень сильно могут отличаться От 90 до 600w У меня на мерсе ГАЗовский работал всего один день Потом задымился и встал 😂👍 А бошевский на газели которые ставят что то около 240W Необходимые 600W ни от чего подобрать не смог в итоге купил родной с разбора Всем удачи
Доброго) А с s40 такая манипуляция пройдет?
Снимите мотор — будет понятно
Спасибо! Как вам мерседес в сравнении?
Едет повеселее, но холодов не любит, в мороз то заскрипит что-нибудь, то ошибку выдаст, то поломается что-то.
Не подскажете номер Bosch для оригинального мотора?
Его нет на оригинальном моторе.
Пришлось чуть поковыряться в сути вопроса. Может, пригодятся кому результаты. Исходник о том, что на Мондео IV с некоторыми (!) дизельными моторами также ставился блок с двумя вентиляторами — не новость. Однако также этот блок ставился и на Freelander 2, и даже на Evoque. Собственно, последний блок мне и удалось найти, причем, судя по малому количеству пыли, в моторах — довольно свежий. Есть нюанс — на LR/RR встречаются блоки с теми же моторами, но верхним расположением блока управления. Блок — тот же, а вот можно ли его перенести под правильное положение входного кабеля — надо смотреть.
На родных моторах найдены наклейки, серые — похоже, от производителя, желтые — от Ford. Интересно, что номера Ford отличаются только второй строкой, которая в номере з/ч не фигурирует.
Второй раз можно было не греть, а подать на разьём датчика нужное сопротивление (номинал надо глянуть в вида), + где то читал на драйве что от лады тоже подходит моторчик (там тоже bosch) за номера спасибо, но надеюсь не пригодиться :)
На волги бывает, да, но у него на валу гайка, а не крестовина. На управляющем проводе не постоянное напряжение, а ШИМ, я мог бы контроллер запрограммировать, но зачем :)
Отличная работа, очень нужная инфо! сэкономил себе и многим. добавил в закладки, мало ли))
Для этого коды и выкладывал! :) Сам очень многим обязан сообществу драйва!
Красавчик!
Руки из правильного места растут;)
Температура стабильно в середине, но и жары адской нет, чтобы проверить. Я уже заказал новый радиатор кондиционера (старый весь побит в хлам), буду менять, а заодно промою весь пакет радиаторов. И, пользуясь случаем, заодно сменю подшипник муфты кондиционера. Но это в следующей серии :)
Жмакай ответить на коммент, чтобы видеть ответ. Как сильно закипел? Была надпись на бортовом?
О, бортовой так матерился, что волосы дыбом вставали :) Но делал он это после активной вазы с паром из-под капота.
Это на самом деле не есть гуд и ни разу не смешно может оказаться по итогу. Сколько выгнало антифриза?
Выгнало грамм 300. После закипания дал упасть температуре и припарковал машину, так что ни на сухую не ездил, ни с критической температурой.
Твоё счастье! Но за уровнем в бачке и маслом на щупе советую последить
Да, это само собой. Но, например, при пробитой прокладке ГБЦ не думаю, что замечу изменение в уровне :(
Заметишь-заметишь. Только не прокладку пробивает, а голову "ведёт" в случаях с перегревом. Пусть обойдёт стороной лучше
Жуть, надеюсь, что такого не будет!
Хочешь жить — умей вертеться. Опыт полезный!))) Что с перегревом?