
Введение.
Целью сего является обсуждение способов использования зарядных устройств для зарядки свинцово-кислотных батарей (далее — АКБ). Существует большое количество разнообразных зарядных устройств (далее — ЗУ) для различных типов аккумуляторов (далее — АКБ). Параметры, которые определяют использование (эксплуатацию) АКБ, включают в себя не только требования к электрическому заряду и разряду, ограничения по амплитуде и току, но также условия окружающей среды и условия хранения.
Что происходит с АКБ, когда она заряжается и разряжается?
Химические реакции во время разряда преобразуют свинец, оксиды свинца и кислоту (электролит) в свободные электроны (электрический заряд, который уходит на нагрузку), воду и сульфаты свинца. Химические реакции во время зарядки полностью прекращают этот процесс. ЗУ расщепляет сульфаты свинца для соединения их с водой, повторно образуя кислоту без газообразования и потери водорода и кислорода, которые составляют воду. Кроме того, большая часть свинца будет возвращена в исходное состояние до разряда. Первичная идея создания и производства AGM-батарей (Absorbed Glass Mat) заключалась как раз в том, чтобы минимизировать потери кислорода и водорода, которые образуются при зарядных напряжениях начиная от 13,8 V (2,30 V на ячейку) и 14,2 V (2,37 V/с) (напряжения начала газообразования). Этот диапазон напряжения применим к 12 V АКБ, которые содержат по 6 ячеек с номинальным напряжением по 2,15 V каждой. Большинство ЗУ на некоторых участках алгоритма в процессе заряда имеют выходное напряжение превышающее напряжение газообразования.
Основы и алгоритмы заряда АКБ смарт-("умным") автоматическим зарядным устройством.
Существует несколько различных методов (этапов или шагов) в алгоритме заряда АКБ. Не все эти этапы необходимы при каждой зарядке или для какого-то конкретного типа АКБ. Кроме того, учитывая оптимизацию зарядки, многие автоматические "умные" ЗУ в процессе заряда контролируют, корректируют и регулируют процесс заряда. Другими словами, не все этапы зарядки осуществимы и применимы для исполнения "всё и сразу".
Итак, давайте детально поговорим о этапах алгоритма заряда и постараемся избежать ненужных технических терминов. Нумерация этапов (шагов) зарядки и порядок их представления просто указывают на типичную последовательность, в которой они обычно происходят по ходу исполнения алгоритма. Опять же, не все эти этапы (шаги) могут быть доступны и не все нужны во всех алгоритмах ЗУ.
Первый этап (вспомогательный): Инициализация (Initialization).
По сути, этот этап непосредственно не относится к зарядке и не выполняет зарядку АКБ, это не основной, а подготовительный этап. Практически все ЗУ при подключении измеряют состояние электрического соединения между АКБ и выходом ЗУ. Конкретные пределы параметров могут отличаться, но первоначальные напряжение и ток, измеренные на выходе ЗУ дают достаточно чёткое представление о том, всё ли нормально с соединением, какая степень разряженности АКБ и т.п. Например, если выходное напряжение ЗУ присутствует, но выходной ток равен нулю, то это индикация того, что между ЗУ и АКБ отсутствует соединение или оно плохое. С технической точки зрения, это разомкнутая цепь или очень высокое сопротивление на выходе. Этот этап — возможность показать пользователю, что что-то не так, например, перепутана полярность подключения и т.п.
Второй этап (вспомогательный): Восстановление (Recovery).
Этот этап необходим для решения ситуаций, связанных с глубоким разрядом АКБ. Если вы забудете выключить фары в автомобиле, то можно полностью разрядить АКБ за короткое время. Принцип этапа восстановления заключается в том, чтобы использовать постоянный ток очень низкой амплитуды при постепенно увеличивающимся невысоком напряжении. Даже при небольшом токе должно быть минимальное напряжение. Для 12 V АКБ (и литиевых батарей) это значение составляет около 4 V. В зарядных устройствах данный этап восстановления является вспомогательным, функцией по требованию. Данная функция востребована в основном при зарядке литий-ионных аккумуляторов, поскольку они более подвержены повреждению, если этап восстановления не использовался.
Примечание:
В ЗУ Ctek этот этап называется Плавный старт (Soft Start) — проверяется способность АКБ воспринимать заряд. Обозначен как этап 2 (см. рис. ниже).
На схеме обобщённого 5-этапного алгоритма заряда (см. рис. ниже) соответствует этапу 1.
Третий этап (основной): Основной заряд (Bulk).
Этот этап самый важный и главный этап в алгоритме заряда. На этом этапе на АКБ подаётся ток такой силы, сколько позволяет зарядное устройство или может принять АКБ, но не превышающий 10% от номинальной ёмкости АКБ (Ah), до тех пор, пока напряжение батареи не достигнет заданного максимального уровня. Когда напряжение достигает максимального уровня (и больше не растёт), зарядное устройство можно отключить. Пока напряжение будет расти и достигнет заданного максимального уровня, ток при этом должен оставаться постоянным и близким к его максимальному значению. Заряжать на данном этапе необходимо контролируя температуру АКБ, которая для обычных (обслуживаемых) АКБ не должна превышать 51,5°C, а батарей VRLA (необслуживаемых) — не выше 37,8°C.
Обычно производители ЗУ называют этот этап как "режим зарядки постоянным током": ток ЗУ является постоянным, а напряжение аккумулятора постепенно увеличивается. В большинстве случаев, по окончанию данного этапа АКБ заряжается примерно до 80%. Этого достаточно, чтобы можно было пользоваться АКБ, не производя дальнейших этапов зарядки.
Примечание:
В ЗУ Ctek этот этап называется Основной заряд (Bulk) — зарядка максимальным током примерно до 80% ёмкости батареи. Обозначен как этап 3.
На схеме обобщенного 5-этапного алгоритма заряда соответствует этапу 2.
При использовании 3-х фазного метода режима зарядки IUoU этот этап называется I-фаза.
Четвертый этап (основной): Поглощение (Absorption).
На этом этапе поведение напряжения и тока зарядки меняются на противоположное по сравнению с тем, которое было на предыдущем этапе. Теперь напряжение поддерживается постоянным, а ток постепенно уменьшается.
Этап зарядки Absorption является эффективным только в том случае, если он длится достаточно долго, не менее 4 часов, до тех пор, что кажется батарея практически не потребляет ток. Обычно производители ЗУ называют этот этап как "режим зарядки постоянным напряжением".
На этапе Absorption в зависимости от типа АКБ постоянное напряжение зарядного устройства устанавливается в диапазоне от 14,1 до 14,8 V (при температуре 25°C), а ток постепенно уменьшается "добивая" оставшиеся 20% до полной зарядки АКБ. Для обычных АКБ газовыделение (звук шипения или шума, исходящий из АКБ) обычно начинается в диапазоне от 80 до 90% полной зарядки и является нормальным. Полная зарядка обычно наступает когда зарядный ток падает до 2% от номинальной ёмкости Ah АКБ. Например, конечный ток для АКБ 50 Ah (C/20) составляет приблизительно 1 А (1000 мА) или даже менее. Если АКБ не может "удержать" заряд, то ток не уменьшается после расчётного времени зарядки, а АКБ нагревается выше 51,5°C, это говорит о том, что АКБ может быть сильно засульфатирована. Ручные двухступенчатые ЗУ по окончании данного этапа (цикла) зарядки в целях предотвращения перезарядки должны быть отключены.
Примечание:
В ЗУ Ctek этот этап называется Поглощение (Absorption) — зарядка плавно уменьшающимся током до 100% ёмкости батареи. Обозначен как этап 4.
На схеме обобщенного 5-этапного алгоритма заряда соответствует этапу 3.
При использовании 3-х фазного метода режима зарядки IUoU этот этап называется Uo-фаза.
Пятый этап (дополнительный): Выравнивание (Equalization).
Режим выравнивания является дополнительным и обычно выбирается пользователем отдельно или дополнительно. Для АКБ этот шаг важен в основном в случае нескольких последовательно подключенных батарей, заряжаемых одним ЗУ. Алгоритм этапа выравнивания графически подобен комбинации этапов основного заряда (3-й) и этапа поглощения (4-й). Разница заключается в том, что ток начинается с очень низкого уровня, примерно 2-5% от Ah АКБ или на очень низком фиксированном уровне, например 0,5 или 1 А. Такой зарядный ток будет оставаться постоянным в течение очень короткого времени и затем напряжение и ток будут вести себя так же, как и во время 4-го этапа Absorption, однако амплитуда напряжения и тока будут различны.
На этапе выравнивания достигается теоретическое значение 100% SoC (SоC (State оf Charge) — это степень заряженности АКБ). Помните, что каждая 12 V АКБ состоит из 6 отдельных ячеек, но все ячейки не работают одинаково и их напряжения могут меняться до такой степени, когда их суммарное значение может составлять от 12,85 до 13,05 V. На данном этапе зарядки фактически уравниваются напряжения в каждой ячейке.
Фактически этап Equalization представляет собой контролируемую "перегрузку". Это помогает удалять сульфатные кристаллы, которые могли образоваться на поверхности и в порах пластин.
Рекомендуется производить этап выравнивания при возникновении одного или нескольких из следующих событий:
— Когда разница плотности электролита между ячейками составляет 0,03 (или 30 "точек") и больше.
— Когда при полностью заряженном АКБ разница плотности электролита в одной из ячеек ниже на 0,01 (или 10 "точек") и более ниже показаний плотности для полностью заряженной ячейки.
— Когда в одну из ячеек требуется доливка воды больше, чем в другие.
— Когда в одну из ячеек требуется долить столько воды, сколько во все остальные ячейки.
— Когда SoC, измеренный ареометром, существенно отличается от SoC, измеренным цифровым вольтметром.
Примечание:
В ЗУ Ctek этот этап называется Восстановление (Recond) — в ходе этого этапа напряжение увеличивается с целью появления контролируемого газовыделения в батарее. Обозначен как этап 6.
На схеме обобщенного 5-этапного алгоритма заряда соответствует этапу 4.
Шестой этап (дополнительный): Буферный/Поддерживающий (Float).
Цель буферного этапа — поддержание полностью заряженного АКБ в состоянии 100% SoC. В большинстве случаев 12 V АКБ со 100% SoC будет иметь напряжение покоя от 12,8 до 13,1 V. Это означает, что эффективное значение напряжения, выдаваемого ЗУ в Float режиме должно составлять от 12,9 до 13,2 V. Однако большинство ЗУ выдают буферное напряжение от 13,3 до 13,6 V: на этом этапе важно, чтобы поддерживающее напряжение было выше, чем напряжение полностью заряженного АКБ, но ниже, чем напряжение начала газообразования (которое составляет около 13,8 V).
В данном режиме зарядки в целях поддержания полностью заряженного АКБ и преодоления естественного саморазряда АКБ можно держать практически неограниченно долго. На этом этапе ток зарядки уменьшается примерно до 1% (C/100) или ещё меньше.
Примечание:
В ЗУ Ctek этот этап называется Буферный (Float) — поддержание напряжения батареи на максимальном уровне за счёт подачи постоянного напряжения зарядки. Обозначен как этап 7.
На схеме обобщенного 5-этапного алгоритма заряда соответствует этапу 5.
При использовании 3-х фазного метода режима зарядки IUoU этот этап называется U-фаза.
На следующем рисунке текстовые поля над графиками напряжения и тока содержат детальное описание этапов зарядки. Шкала времени не пропорциональна реальному времени, указана в соответствии текстовым полям и служит только для отображения информации.
5-этапный алгоритм зарядки:

3-х фазный алгоритм IUoU зарядки:

Данный алгоритм хорошо расписан на сайте Varta (англ. или русский).

Особо обращаю внимание на следующие моменты:
— На графике обратите внимание на относительную размерность по времени проведения циклов: сумма циклов Bulk + Absorption по времени равны циклу Float (это говорит о важности проведения цикла Float).
— "После каждого разряда следует как можно скорее полностью зарядить аккумулятор" — эта рекомендация дана в целях недопущения сульфатации (т.е. что бы потом не пришлось "кипятить").
— "Используйте зарядное устройство с возможностью регулировки напряжения и тока и высоким зарядным напряжением (2,6 V на ячейку). Этот "перезаряд" должен использоваться только в течение короткого периода времени, чтобы избежать потери воды" — данное напряжение может быть необходимо на короткое время в режиме восстановления или "выравнивания" Equalization (4-й этап в 5-этапном алгоритме) при очень низком уровне тока до появления контролируемого газовыделения. Так же, это нужно для корректировки напряжения при температурной компенсации.
— На графиках обратите внимание на максимальное напряжение при зарядке, которое составляет 14,8 V для AGM и 14,4 V для обычных АКБ.
Так же, дополнительный пример, американская компания Deltran Battery Tender в инструкциях к своим автоматическим зарядным устройствам указывает, что использует 3-х этапный режим: режим Bulk (основной заряд, постоянный ток, АКБ заряжается до 85%), режим поглощения (Absorption) (высокое постоянное напряжение, батарея заряжается от 85 до 100%) и буферный режим (Float) (низкое постоянное напряжение, батарея заряжается от 100 до 103%). По сути, это минимальный эталон (3-х режимный алгоритм IUoU) при выборе автоматического зарядного устройства.
Наиболее универсальным и современным я считаю алгоритм, реализованный в зарядных устройствах шведской компании Ctek:

Дополнительная информация:
1. Используйте при зарядке температурную компенсацию (подробнее я излагал здесь).
2. Для зарядки Ca/Ca VRLA АКБ очень важно соблюдать зарядное напряжение рекомендованное производителем. Возможно, понадобится специальное зарядное устройство. В большинстве случаев стандартные зарядные устройства для обычных АКБ не могут использоваться для правильной зарядки Gel (Ca/Ca) или AGM (Ca/Ca) VRLA АКБ из-за их более высоких напряжений или профилей зарядки.
3. До наступления этапа Absorption заряд батареи обычно составляет 80% от полной зарядки. Полная зарядка обычно происходит, когда зарядный ток падает ниже 2% (C/50) от ёмкости Ah и АКБ умеренно выделяет газ (появляются отдельные "редкие" пузырьки). Например, конечный ток заряда для хорошей батареи 50 Ah (C/20) составляет приблизительно 1 А (1000 мА) или менее в зависимости от типа батареи.
Основы и алгоритмы зарядки АКБ ручным зарядным устройством.
АКБ следует заряжать в три этапа, которые представляют собой [1] — заряд постоянным током, [2] — заряд постоянным напряжением и [3] — поддерживающий (буферный) заряд. Заряд с постоянным током даёт основную часть заряда; заряд с постоянным напряжением продолжается с постепенно снижающимся током и обеспечивает насыщение заряда, а поддерживающий заряд компенсирует потери, вызванные саморазрядом.
Во время зарядки постоянным током АКБ заряжается примерно до 80% за 5-8 часов; оставшиеся 20% "добиваются" более медленным зарядом с постоянным напряжением, который длится еще примерно 7-10 часов. Дозарядка с "добивкой" необходима для поддержания батареи в хорошем состоянии, если его постоянно не производить, то АКБ в конечном итоге потеряет способность принимать полный заряд и ёмкость будет уменьшаться из-за сульфатирования. Поддерживающий заряд на третьем этапе поддерживает полностью заряженную батарею в состоянии 100% SoC.

АКБ считается полностью заряженной, когда ток падает до минимально низкого уровня и постоянное напряжение начинает уменьшаться.
Определить завершение этапа [1] и начало этапа [2] достаточно легко — переход на этап [2] происходит когда АКБ достигает предела по напряжению (т.е. напряжение больше не растёт). В этот момент ток начинает падать и заряд АКБ начинает насыщаться, а полная зарядка достигается когда ток уменьшится до 3-5% от номинальной ёмкости Ah вашего АКБ.
Правильная предварительная настройка предела напряжения заряда — величина очень важная и достаточно критичная и эта величина составляет от 2,30 до 2,45 V на ячейку (13,8-14,7 V на АКБ). Установка порога напряжения является компромиссом и эксперты называют это "танец на острие иглы". Компромисс заключается в том, что с одной стороны, батарея хочет полностью зарядиться, чтобы получить максимальную ёмкость и избежать сульфатации на отрицательной пластине; с другой стороны, чрезмерное насыщение, не переключаясь на поддерживающий заряд, вызывает коррозию положительной пластины. Это также приводит к газообразованию и потере воды. Начало газообразования при переходе с этапа [2] на этап [3] и есть завершение полной зарядки АКБ.
Не забываем, что в соответствии с температурой АКБ (и внешней температурой) необходимо корректировать напряжение заряда. Более высокая температура окружающей среды требует уменьшения напряжения, а более низкая температура требует увеличить напряжение зарядки. Некоторые ЗУ используют датчики температуры для регулировки напряжения заряда для оптимальной эффективности заряда. Например, это мой шведский Ctek MXS 10, о котором я подробно писал здесь. Если ЗУ не имеет внешнего или встроенного датчика и не способно автоматически производить температурную компенсациею, то вы должны произвести корректировку зарядного напряжения, используя рекомендованные температурные компенсационные напряжения. Если температура электролита не может быть измерена и батарея не была недавно перемещена из более теплого или холодного места, точку отсчёта можно использовать температуру окружающего воздуха. Например, если температура электролита составляет -6,7°C, увеличьте зарядное напряжение до 15,408 V для Low Maintenance (Sb/Ca) АКБ относительно требуемого зарядного напряжения 14,4 V при 25°С. Если температура электролита составляет 43,3°C, то уменьшите зарядное напряжение до 14,064 V для той же АКБ.
Коэффициент корректировки должен составлять 2,8 mV (0,028 V) на каждый градус изменения температуры относительно 25°C:

После полной зарядки в конце этапа [2] АКБ не должна оставаться на подаче максимального постоянного напряжения более 48 часов и напряжение обязательно должно быть уменьшено до уровня поддерживающего напряжения. Т.е. переход с этапа [2] на этап [3] не должен превышать 48 часов. Это особенно важно для герметичных необслуживаемых АКБ, которые плохо переносят перезарядку. Зарядка сверх указанных пределов превращает избыточную энергию в тепло и АКБ начинает активно выделять газ.
Рекомендуемое напряжение большинства АКБ на этапе [3] (поддерживающий заряд) составляет от 2,25 до 2,27 V/ячейка.
Рисунок ниже иллюстрирует срок службы АКБ, которая заряжается при поддерживающем напряжении от 2,25 до 2,30V/ячейка при температуре от 20 до 25°C. По прошествии 4 лет работы становится заметной потеря мощности (ёмкости), снижающаяся ниже 80% линии.

Для полностью разряженных батарей в следующей таблице приведены рекомендуемые нормы зарядки АКБ и время для зарядки с помощью ручного ЗУ методом постоянного тока:

Рекомендуемый способ зарядки методом постоянного напряжения состоит в том, чтобы медленно заряжать АКБ в течение примерно десяти часов (C/10). Во избежание повреждения полностью разряженной батареи ток должен составлять менее 1% от CCA (ток холодной прокрутки) в течение первых 30 минут заряда. ЗУ должно быть настроено на рекомендованное изготовителем АКБ напряжение зарядки. Типичные напряжения зарядки приведены в таблице ниже (при температуре 25°C):

Кратко о штатной автомобильной системе зарядки.
Система зарядки автомобиля состоит из трех компонентов: генератора, регулятора напряжения и аккумулятора. Продолжительность полной зарядки АКБ зависит от количества разряда, количества избыточного тока, который отводится на батарею, продолжительности работы двигателя, частоты вращения двигателя (RPM) и температуры окружающей среды. Мощность генератора рассчитывается производителем автомобиля исходя из обеспечения максимальной бортовой нагрузки, нагрузки дополнительных устройств и поддержания заряженности батареи, но НЕ для зарядки разряженной батареи (т.е. авторы имеют ввиду — для поддержания заряженности, но не производства полной зарядки). Например, если для запуска автомобиля из полностью заряженной батареи в течение двух секунд потребовалось 300 А, то чтобы восполнить заряд системе зарядки автомобиля потребуется выдать 80 А за 10 сек при 3000 об/мин. Если для зарядки аккумулятора от генератора доступно 25 А, то это займёт уже 30 сек при 1100 об/мин и не менее 10 мин при 750 об/мин. При разряженной батарее на 60 Аh потребуется 80 А около 90 мин при 3000 об/мин и не менее пяти часов при 1100 об/мин при 25 А для полной 100% зарядки.
Более подробную информацию о системах зарядки транспортных средств можно найти на сайте автомобильных аккумуляторов Dan Landiss. Кстати, там же, с ссылкой на первоисточник, указано, что Bosch признает влияние кальция на химию батареи. Так, в справочнике "Automotive Electric/Electronic Systems" Second Edition, Robert Bosch 1995 года они рекомендуют, чтобы при использовании внешних ЗУ свинцово-кальциевые и гибридные батареи заряжались напряжением не более чем 14,4 V, а ЗУ умело заряжать по типу, известному как "Тип IU".
В идеале комбинированная нагрузка всех аксессуаров (полная для бортовой сети и дополнительных устройств) должна составлять менее 75% от максимальной расчётной мощности бортовой зарядной системы, так что бы для зарядки аккумулятора всегда оставалось не менее 25%.
Как продлить срок службы АКБ
Для поддержания АКБ в хорошем состоянии производите полную зарядку АКБ продолжительностью от 14 до 16 часов один раз в несколько недель, не реже 1 раз в квартал. Если у вас нет возможности периодически так длительно заряжать АКБ, то старайтесь использовать АКБ при умеренной температуре и избегайте глубоких разрядов. Не оставляйте АКБ в полу-разряженном состоянии, уезжая в отпуск на несколько недель — во избежания возникновения обильной сульфатации перед длительной парковкой желательно зарядить АКБ.
Высокая температура и система старт-стоп сокращает срок службы стартерной батареи.
В качестве ориентира: при повышении температуры на каждые 8°C срок службы герметичной АКБ сокращается наполовину. Это означает, что батарея VRLA рассчитанная на 10 лет службы при температуре 25°C, будет работать только 5 лет, если она эксплуатируется при температуре 33°C и 30 месяцев, если она эксплуатируется при температуре 41°C. После того, как батарея была перегрета первоначальная ёмкость уже не может быть восстановлена.
Срок службы АКБ также зависит от активности использования, он значительно сокращается, если АКБ часто глубоко разряжается. Несколько раз в день запуск двигателя даёт небольшую нагрузку стартерной батарее, но эта нагрузка сильно возрастает при использовании в режиме старт-стоп. Автомобиль отключает двигатель на красных светофорах и перезапускает его при начале движения, в результате чего происходит около 2000 циклов в год. Данные, полученные от производителей автомобилей, говорят о снижении производительности АКБ примерно до 60% после двух лет использования и чтобы увеличить срок службы автопроизводители используют AGM аккумуляторы.
Даже при кратковременном задействовании небольших мыслительных участков головного мозга позволит, например, владельцам Volvo XC60 (и других авто тоже) добиться значительного увеличения срока эксплуатации АКБ. Для этого будет вполне достаточно внимательно изучить руководство для владельца и немного подумать. Для владельца с пытливым умом обладание автомобилем Volvo не доставляет неприятностей. Например, с наступлением похолодания многие владельцы очень часто используют штатный дополнительный топливный обогреватель (Webasto) до начала поездки, в результате перед поездкой прогревается двигатель и салон, а во время поездки снижается износ и энергопотребление. Но многократное использование обогревателя в сочетании с поездками на короткие расстояния приводит к разрядке аккумулятора и последующим проблемам при запуске. Чтобы быть уверенным, что при подзарядке аккумулятор автомобиля получит столько же энергии, сколько было использовано отопителем, при регулярном использовании отопителя нужно вести автомобиль столько же времени, сколько времени использовался отопитель. При каждом включении максимальное время работы обогревателя составляет 50 минут и минимум 15 минут перед запланированным временем отправления (запуск отопителя по таймеру). Если подойти с умом к использованию топливного обогревателя, то никаких проблем с АКБ не будет:
Предназначение обогревателя — осуществить предварительный нагрев охлаждающей жидкости (ОЖ) без запуска двигателя. Циркулирующая нагретая ОЖ прогревает двигатель, а достигнув температуры прим. 50°C — вентилятор осуществляет прогрев салона автомобиля тёплым воздухом. В процессе этого расходуется примерно 0,6-0,7 л топлива в час и достаточно сильно подсаживается АКБ (обеспечение циркуляции ОЖ насосом (примерно 14 Ватт) плюс работа вентилятора салона автомобиля). Зачем так бездарно тратить энергию АКБ? Предварительный прогрев двигателя необходим для легкого пуска в сильный мороз, а до температуры примерно -25°C помогать двигателю предварительно прогреться нет нужды — вы же используете масло 0W-/5W-. При умеренных температурах достаточно осуществить предварительный запуск двигателя. Для получения дополнительного тепла отопитель запускается автоматически, когда двигатель работает, а если наружная температура превышает 15°C, обогреватель не запускается. Максимальное время работы двигателя при дистанционном пуске составляет максимум 15 минут — за это время прогреется всё, даже руль, сидения и зеркала (устанавливается в настройках), а АКБ даже подзарядится. При запущенном двигателе прогрев происходит значительно быстрее, а расход топлива будет примерно одинаковым: без запуска ДВС отопителю нужно примерно 30 минут (т.е. 0,3 л топлива + разрядка АКБ), с предварительным дистанционным запуском ДВС за 15 минут (это максимально доступное время) израсходуется примерно столько же топлива — 0,3 литра, но АКБ при этом даже подзарядится. И это только один из примеров как достаточно просто можно поддерживать АКБ в рабочем состоянии, есть ещё масса способов, таких как оптимизация стиля движения в условиях городского трафика, своевременные подзарядки АКБ и т.п.
Кроме того, в Руководстве для владельца Volvo XC60 производителем напрямую особо выделена сноской важная информация следующего содержания:
"Срок службы аккумуляторной батареи зависит от ряда факторов, к которым относятся стиль вождения и климат. Емкость аккумуляторной батареи запуска со временем снижается, и поэтому аккумулятор необходимо подзаряжать, если автомобиль не используется в течение длительного времени или если используется для поездок на короткие расстояния. В сильный мороз способность запуска снижается еще больше.
Для поддержания аккумулятора в хорошем состоянии рекомендуется не менее 15 минут в неделю ездить на автомобиле или подключать аккумулятор к зарядному устройству с автоматическим поддержанием уровня зарядки. Максимальный срок службы имеет аккумулятор, который постоянно находится в полностью заряженном состоянии."
Информация для размышления:
После внимательного изучения даже такого поверхностного и упрощённого представления этапов процесса зарядки и особенностей процессов, пытливый ум читателя поймёт, что многие популярные дешевые так называемые автоматические ЗУ не обеспечивают оптимальный алгоритм зарядки АКБ, т.к. такие зарядные устройства либо не способны протестировать (проанализировать) исходную первоначальную степень заряженности АКБ и с учётом этого в дальнейшем выдержать зарядный ток необходимое определённое количество времени, либо при достижении определенной величины напряжения преждевременно отключают ток заряда, что приводит к недозаряду АКБ. Поэтому, используя такие автоматические устройства нужно обязательно: во-первых, знать и понимать основные процессы и алгоритмы при зарядке АКБ; во-вторых, контролировать процесс, и, если это возможно, своевременно вручную вносить необходимые коррективы.
В Руководстве для владельца Volvo XC60 даже особо выделено пометкой "Важно" следующая информация (опрометчиво пропускаемая мимо своего внимания почти всеми владельцами):
"Для зарядки пускового аккумулятора или вспомогательного аккумулятора можно использовать только современное зарядное устройство с контролируемым током зарядки. Функцию быстрой подзарядки запрещается использовать, так как это может повредить аккумулятор."
Маломощное ЗУ (относительно ёмкости АКБ) имеет преимущество, т.к. аккуратно заряжает АКБ (что обеспечивает длительный срок службы АКБ) и обеспечивает полную зарядку, а не "поверхностный заряд". Недостаток заключается в том, что для зарядки батареи требуется очень много времени. Пользователи, имеющие ЗУ менее 10% от ёмкости АКБ, обычно жалуются на чрезмерно длительное время зарядки, поэтому решение о требуемой мощности ЗУ представляет собой ряд компромиссов.
Хорошее зарядное устройство, используемое на дешевой батарее, лучше, чем зарядное устройство плохого качества, используемое на хорошей батарее. (это не мои слова, эту умную мысль я почерпнул с сайта www.jgdarden.com).
В данной статье мной практически полностью использована информация с достаточно профессиональных зарубежных ресурсов:
Deltran Battery Tender (1965 год основания этой американской компании):
cdn2.hubspot.net/hubfs/21…_2015.pdf?t=1508421007011
www.batterytender.com/Battery-Basics
Большая сборная "солянка" FAQ по аккумуляторам и зарядке:
www.jgdarden.com/batteryf…faq9.htm#current_charging
Battery University Group (основана Cadex Electronics Inc. (анализаторы и диагностика батарей) в 1985 году)
batteryuniversity.com/lea…olong_lead_acid_batteries
и другие:
www.smartgauge.co.uk/chargesize.html
www.chargingchargers.com/tutorials/charging.html
www.chargingchargers.com/…als/sec1260-1280-2440.pdf
Выборочная информация с указанных ресурсов специально для вас была переведена мной на русский и адаптирована для удобного чтения/восприятия.
Бонус:

ЗЫ: Статья является продолжением образовательного цикла статей, начатого мной здесь:
Анализ заряда/разряда АКБ в городских условиях
Как влияет температура на зарядку свинцового аккумулятора?
Особенности эксплуатации кальциевых аккумуляторов
Азбука пользователя современного автомобильного аккумулятора
Всё это не панацея, не догма, не практическое пособие и не прямое руководство к действию, а лишь информация к повышению своих знаний, к размышлению, восприятию и запоминанию всего или отдельных моментов из. Каждый из нас воспринимает информацию ангажировано через призму уже имеющихся и накопленных знаний, опыта, навыков, точки зрения.
Комментарии 62
На всех авто такой алгоритм зарядки присутствует когда ДВС работает? Изначально машина шла с обслуживаемым аккумом. Потом поставил AGM и он постоянно недозаряжен. Может мой авто не умеет правильно заряжать такие аккумы?
На AGM напряжение должно быть чуть выше
Я не понял ваш ответ. Уточните пожалуйста подробнее
Этапы зарядки:На графике режимы 2 и 3 с током 10А а там ступенька между ними по току
после слов, использовать постоянный ток очень низкой амплитуды, читать бросил, так как я технически грамотный человек, и от такого словосочетания, меня начинает тошнить.
Тоже чуть не блеванул.
уважаемый . труд ценен в том числе и тем, чтобы читатели видели процесс /итог труда. сайт пока русско язычный .не смею предположить, что автору лень или некогда .
ТС, я как владелец зарядки СТЕК MSX5.0, и немного соображающий в электротехнике, наблюдаю некий диссонанс (который подтверждается криками других людей, о якобы недозаряде СТЕК-ами акб своих несчастных владельцев). Суть диссонанса — если АКБ по окончании зарядки (7 режим Float), подключить к лабораторному БП с напряжением, допустим 14,4В, то он (акб) еще довольно долгое время может бодро впитывать до 1-2 ампер тока, пока напряжение на батарее не станет примерно равным 14.4В. Или, если по окончании зарядки (7 режим Float), отключить Стек и подключить заново, то проход всех режимов до 7-го на якобы уже заряженном АКБ, занимает внушительное время. Т.е. получается, акб реально не дозаряжен? В общем, резюмируя — дорогущее ЗУ ведет себя как минимум странно, либо это реальный косяк с недозарядом, и 30-ти баксовый ЛБП позволяет зарядить акб лучше, чем все эти умные ЗУ?
Здравствуйте. На рисунке "5-этапный алгоритм зарядки:" в начале этапа выравнивания изображены два резких падения тока, которым соответствует одно увеличение напряжения. Как-то странно это, обычно при увеличении напряжения увеличивается и ток, а тут наоборот. Разъясните, пожалуйста.
Всё хорошо, только одна НЕРАЗРЕШИМАЯ проблема: специально купил "кальциевый" ОБСЛУЖИВАЕМЫЙ АКБ ТАВ — чтобы ПОЛНОСТЬЮ контролировать её, и что получается: при зарядке не могу измерить плотность электролита! Говорят, из-за очень плотного расположения пластин электролит между ними не обменивается с электролитом над пластинами (так называемое расслоение электролита), и вот что у меня получалось: полгода назад продолжительной зарядкой (в конце — до 16В) и перемешивание смог довести плотность до 1,25…1,26, а недавно, решив не злоупотреблять повышенным напряжением, имел всего лишь 1,22, но напряжение конечное — 13,2В!
И как теперь контролировать банки, если плотность правильно не замеришь?
Вот теперь вы поняли что всею эту писанину пишут маркетологи которые о процессах протекающих в аккумуляторе имеют смутное представление и все написанное выше не имеет общего с тем что происходит на практике. без заряда с перенапряжением вы не зарядите са/са, плотность так и останется в верхних слоях 1,22-1,24, причина скрыта в конструктивных особенностях са/са. Из руководсв по заряду лично я так и не нашел как правильно выполнить заряд до плотности 1,30 не навредив аккумулятору. Производитель в этом не заинтересован. Спасибо "кулибиным " которые проделали все на собственном опыте. Моей Варте (VAG ) 8 лет .после 6 лет стал замечать что аккум все быстрее садится, при этом периодически производил заряд автоматическим зу, но плотность как вы и пишете выше 1,24 так и не поднималась. спасибо блогерам Руслан К и Акумуляторщик Виктор Вектор. кстати через него я узнал про зу Бережок и заказал, о чем не жалею о потраченных средствах. Теперь мой аккум в порядке. Да, емкость наверняка упала, са/са не переносит эксплуатации в разряженном состоянии а у меня нрц падало до 11,7в. Плотность после заряда и отстоя 1,31 нрц 12,9 в, правда времени на реанимацию ушло много, расбаланс по банкам очень долго уходит. Теперь при падении нрц до 12,3 ставлю на подзаряд. Да не каждый сможет заняться реанимацией, нужно время и отапливаемое помещение.
Приветствую, а какая именно модель Бережок у вас ?
Бережок V1
Спасибо!
YACB
Всё хорошо, только одна НЕРАЗРЕШИМАЯ проблема: специально купил "кальциевый" ОБСЛУЖИВАЕМЫЙ АКБ ТАВ — чтобы ПОЛНОСТЬЮ контролировать её, и что получается: при зарядке не могу измерить плотность электролита! Говорят, из-за очень плотного расположения пластин электролит между ними не обменивается с электролитом над пластинами (так называемое расслоение электролита), и вот что у меня получалось: полгода назад продолжительной зарядкой (в конце — до 16В) и перемешивание смог довести плотность до 1,25…1,26, а недавно, решив не злоупотреблять повышенным напряжением, имел всего лишь 1,22, но напряжение конечное — 13,2В!
И как теперь контролировать банки, если плотность правильно не замеришь?
В автозапчасти в обмен на новый сдают исправные, только высаженные аккумуляторы, убедился лично. На пункте приема купил более менее приличный с виду аккум, благополучно реанимировал.
Какое мастерство, содрать все с интернета и выложить от себя. Плагиат полнейший!
Милейший, Вы безграмотны. Если тяжело о зарядке АКБ изучить, изучите что такое плагиат (у меня ссылки есть на первоисточники). Брысь в школу.
svinopop
Какое мастерство, содрать все с интернета и выложить от себя. Плагиат полнейший!
Ну так сдери и выложи от себя у себя. Сюда чего пришёл? Права качать?
svinopop
Какое мастерство, содрать все с интернета и выложить от себя. Плагиат полнейший!
Ну так драйв и есть полнейший наглый плагиат!
А Свинопоп — это плагиат или он такой единственный и неповторимый?
svinopop
Какое мастерство, содрать все с интернета и выложить от себя. Плагиат полнейший!
причем не разобравшись в том что там полно бреда, тем самым тупо обосравшись, я уже перечитал кучу таких статей и просто в шоке, от того что пишут, особенно про амплитуду постоянного тока)))). люди видимо сошли с ума в погоне за лайками.
купил себе бережёк v1. В процессе изучения. Зу мозговитое по алгоритму заряда.
Отличное ЗУ! Особенно интересно постоянное автоматическое измерение внутреннего сопротивления и подача соответствующего тока. Заряжает очень бережно и в то-же время максимально быстро.
То-же хочу себе его прикупить, задолбало в своём Вымпел-55 постоянно что-то вводить и программировать…
Интересная информация.
Здравствуйте. Не подскажите, как правильно заряжать Baren Polar Technik AFB 70.
Технология AFB с добавлением серебра.
Есть дешёвое автоматическое ЗУ Икар на 7 ампер. Думаю купить Вымпел-57.
лучше купить не автомат, а с ручным управлением по току
Очень грамотно. Спасибо.
Зарядка VRLA :
Это коротко объясняет механизм.
большое спасибо за обе статьи! В итоге решил взять MXS 5.0 и попозже для десульфатации возьму наш Т-1051 (хотя, судя по мануалу первого, второй скорее всего не понадобится)
"У меня на борту 2 180ah батареи до контроллера заряда отключается .можно ли подключить зарядное устройство и ремень генератора на контроллер заряда? " это вопрос не мой))
Купил такой зарядник в Германии, а теперь немцы спрашивают про отзывы и задают вопросы . Вот один из них. Перевод сделал через онлайн переводчик с немецкого. Если есть возможность ответить- будет зорово! Перешлю ответ им. Благодарю. Алексей.
Лично я ничего не понял из машинного перевода.
Вот и я ничего не понял, полагал, что Вы сходу поймете. Благодарю.
Вопрос! Пятый этап (дополнительный): Выравнивание (Equalization)! Было в 4х банках по 1,25 плотности. В 5ой и 6ой 1,221. Зарядил Ctek MXS 10 в обычном режиме. Зарядка пролетела до 2х часов и на 7 этапе стояла день. Напряжение было ещё после суток — 12,93 В. Плотность не поменялась! По Вашей рекомендации включил RECOND и на 10 суток забыл как ездить на своей любимой машине. После загорания 8 этапа 12 часов стоял на нём. Напряжение не измерял. Плотность поменялась не сильно = в 4х — 1,27(+-), в 5ой и 6ой 1,25 (+-). Ещё он простоял 2 дня без всего. После помыл… Потом подключаю к авто. Заряд на сигналке 12,3-12,4! Ничего не могу понять! Что делал неправильно? После ночного простоя снова 12,3!
Ну значит все, сульфатация сильная. Можно прокипятить, конечно, это оживит, но ненадолго — на месяц хватит.
Так давно езжу…
Вроде электролит не мутный, прозрачный как вода… На пластинах еле заметный налет… так вроде бы всё норм… Жалко… Если бы раньше я знал, что надо периодически подзаряжать аккум…
На 7 этапе только в одной банке (это где плотность 1,221) было отличие в котролированном газовыделении — в ней было оно по-меньше…
P/S/^ самое интересное вне зависимости от морозов, напряжение всегда после ночи 12.3. И даже после нескольких суток простоя…
IvanMurza
Вопрос! Пятый этап (дополнительный): Выравнивание (Equalization)! Было в 4х банках по 1,25 плотности. В 5ой и 6ой 1,221. Зарядил Ctek MXS 10 в обычном режиме. Зарядка пролетела до 2х часов и на 7 этапе стояла день. Напряжение было ещё после суток — 12,93 В. Плотность не поменялась! По Вашей рекомендации включил RECOND и на 10 суток забыл как ездить на своей любимой машине. После загорания 8 этапа 12 часов стоял на нём. Напряжение не измерял. Плотность поменялась не сильно = в 4х — 1,27(+-), в 5ой и 6ой 1,25 (+-). Ещё он простоял 2 дня без всего. После помыл… Потом подключаю к авто. Заряд на сигналке 12,3-12,4! Ничего не могу понять! Что делал неправильно? После ночного простоя снова 12,3!
Одна банка разбалансировалась, но не "сравнялась" с другими импульсами и слабым током. Уменя так же было с оригинальным АКБ от Эксид (черный) — он так с потерей своей емкости тихо помирал, на парковке больше чем на 2 выходных боялся оставить. Он оживал после 10 дннй зарядки, но ненадолго — емкость не держал и напряжение почти всегда было низкое. Я и доливал его и вытягивал — все бестолку. Дилер его прокипятил как то и все на этом…
Это значит, что надо готовиться к погребению аккума? Или он ещё послужит (ездить и периодически заряжать)?
А вы почитайте у меня про него — он в таком состоянии еще год точно протянет. Но лучше только летом — летом с ним без проблем. Он разбалансирован и потерял емкость (уже давно видимо, иначе вытянулся бы за 10 дней заряда). Планируйте у покупке нового, на зиму будете ставить.
А кто он вообще, этот Уильям Дарден, помимо того, что давно и плотно занимается батареями и зарядом? Физик? Технолог где-то?
Как всегда, интересно и познавательно. Спасибо.
интерессная статья, вечером надо дочитать😉
Могла бы webasto еще и двигатель сама заводить через 15 мин. после старта. Проблема с разрядом нас бы покинула))
Я просто через VOC запускаю двигатель на 15 минут (это максимум, возможно так запустить только дважды — потом нужно физически один раз запустить) — и Wеbasto вместе с ДВС автоматически стартует — (дополнительно можно включить что бы у машины лобовое оттаивало, боковые зеркала, сидение водителя и руль). Так и Вебасто отрабатывает нормально свой цикл и запускать можно градусов до минус 25 точно и прогревается лучше — меньше щёткой махать.
Просто одну только Webasto редко включаю — ей лучше полный цикл работать что бы проблем потом с ней не было — а это 50 минут, АКБ жалко становится, т.к. я столько (50 минут) потом не проеду по городу.
вот диаграмма моего зу
2 этапа IU плюс стряхивание сульфатов импульсами
volvoxc60
Могла бы webasto еще и двигатель сама заводить через 15 мин. после старта. Проблема с разрядом нас бы покинула))
У меня в сигнализации это реализовано.
Логика работы задана таким способом, после 15минут работы предпускового, запускается двигатель. Через 10 минут после этого, Я выхожу, сажусь в прогретый автомобиль и еду))
Вот бы еще хорошую зарядку найти. Предложений много, а какие реально хорошие не совсем понятно.
Ну кроме СТЕКа.
Я особо не вникал, но кажется что те же самые Боши С7 — неплохие.
А с3 много хуже?
Я ж говорю — особо не вникал, т.к. у меня есть ЗУ и другие просто неинтересны. Насколько я знаю — С3 маломощный, им долго придётся заряжать.
А у вас какой?
Шведский CTEK MXS 10 — www.drive2.ru/l/2508749/
По тексту статьи я упоминал о нём и ссылку давал.
BAV735
А у вас какой?
для гибридных вот такое зу хорошее
Спасибо. Видел такое.
BAV735
А у вас какой?
но оно мощное для быта, я отдавал 6700 в прошлом году, выдает до15В, и до 15А при зарядке и до 70А при пуске, 7 кг весит, трансформаторное с электронным управлением
Щас он 7800 руб. В автомате заряжает только классическим типом IU (до 14,8 V) плюс дополнительный режим пульсации (стряхивания) сульфатов. "Предназначен для зарядки и диагностики всех типов аккумуляторных батарей, емкостью от 6 до 210А/ч, с номинальным напряжением 12 V. Используемых на авто, мото, водных видах транспорта, складской технике, офисном оборудовании." — написано в инструкции.
на каком сайте смотрел?
Производителя. avtoelektrika.ru/
я нашел дешевле, чем на заводе…
BAV735
Вот бы еще хорошую зарядку найти. Предложений много, а какие реально хорошие не совсем понятно.
Ну кроме СТЕКа.
на какую цену? зу надо на определеый вид акб подбирать
BAV735
Вот бы еще хорошую зарядку найти. Предложений много, а какие реально хорошие не совсем понятно.
Ну кроме СТЕКа.
Я взял орион вымпел-55.
Как по качеству бог его знает, на форуме у кого-то всё ок, кто-то имеет проблемы. Всё как всегда.
Из того, что нравится, так это большое количество различных алгоритмов зарядки АКБ, выходной ампераж до 15А (на любой АКБ) с возможностью ручного выбора, как и напряжения.
Я обычно заряжаю 1-ым алгоритмом, до 14.4В по 7А. Потом ставлю на 3 часа на "качели" — это что-то вроде импульсной зарядки, с фазами разряда.
Ещё пишет сколько отдал Ампер в АКБ, но это без учёта потерь на нагрев и хим. реакции.
BAV735
Вот бы еще хорошую зарядку найти. Предложений много, а какие реально хорошие не совсем понятно.
Ну кроме СТЕКа.
Берите "Бережок-V1".
И не заморачивайтесь.
Спасибо. Как раз присматриваюсь к нему.