Первая проблема, с которой я столкнулся, когда купил TLC78 в 2009 году, это отсутствие переднего привода. Диагноз спецов оказался неутешительным: «Хабы мертвые, покупка новых электрических – по 13т.р. за штуку, замена на ручные – 11т.р. со всеми доработками. При этом электрические будут порезаны на проставки». Хорошо, что не повелся на это предложение.
Ручные хабы, полностью заменяющие электрические, не производятся. Существуют только ручные хабы, которые ставятся на электрическую ступицу через проставку. Она либо делается из электрохабов, либо точится на заказ. Жесткость конструкции с проставкой падает и болты обрываются в самый неподходящий момент. Оставшиеся от них обломыши не дадут безболезненно в полевых условиях восстановить передний привод.
Как вариант остается переделка электрохабов на ручное включение. Но известные конструкции как правило не герметичные. Единственным исключением является врезка в крышку электрохаба рукоятки управления от хороших ручных хабов.
Радикальным вариантом перехода на ручные хабы является установка оригинальных ступиц, специально для этого предназначенных. Бюджет такой переделки впечатляющий, так как попутно необходимо заменить достаточно много деталей.
В последнее время китайцы стали производить крышки, специально предназначенные для переделки электрохаба на ручное управление. Цена их сопоставима с ценой полного комплекта ручных хабов.
Но эти варианты не по мне. Я как лентяй и поклонник и удобств, по собственной воле вряд ли откажусь от возможности включить хабы, не выходя из за руля. Считаю, что проще в крайнем случае в грязи вручную лочить отказавшие электрохабы, чем сниматься с маршрута и возвращаться на лебедке и заднем приводе. Но за пять лет эксплуатации восстановленных электрохабов мне этого делать ни разу не приходилось.
Самая распространенная неисправность электрохабов это стертые щетки. Именно из-за этого я месяц после покупки машины ездил на заднем приводе. Заготовки для них делаются из КАМАЗовской щетки. Из одной выходит два полных комплекта:




Хаб можно демонтировать не снимая колеса. Для снятия крышки хаба необходимо открутить шесть винтов под torx40, который обязательно должен быть в комплекте инструмента.

Потом нужно снять с конца полуоси стопорное разрезное кольцо, открутить четыре гайки со шпилек, снять из-под гаек шайбы и прутком из мягкого металла бить по концам шпилек точно вдоль их оси. Это единственный невандальный способ демонтажа конуов со шпилек. Все остальные приводят к порче шпилек, конусов, корпуса хабов. У меня всегда с собой латунный стержень, который в ряде случаев просто незаменим.

Конуса снимаются, после этого аккуратно снимается хаб:

Откручиваются два винта, удерживающие щеткодержатель:

Откручиваются два винта, удерживающие моторчик привода хаба, внутри хаба извлекается стопорное кольцо, под которым скрывается проводка от щеток к моторчику:

Как извлекаются пластины со щетками из щеткодержателя, описывать бесполезно. Нужно видео снимать. Но при предварительной промывке узла и аккуратном подходе это получается не сразу, но неотвратимо:)
В пластины устанавливаются новые щетки, предварительно запиленные на «ласточкин хвост»:

Хабы тщательно промываются и слегка, очень тонко, смазываются пластичной смазкой. Для этого либо специально приобретается смазка TOYOTA 08887-02007, либо подбирается другая. Я добыл у авиаремонтников смазку для коллекторов электродвигателей постоянного тока:

Моторчик проверяется подачей на щетки напряжения 12V. При смене полярности меняет направление вращения шестеренка на выходном валу. При промывке моторчик лучше не поливать бензином и прочими агрессивными жидкостями. Внутри электродвигателя приклеены постоянные магниты на совсем не стойком клее и при взаимодействии с ними отваливаются нафиг.
Бюджет восстановления работоспособности электрохабов составил около 30 рублей:)
Стоит добавить, что при соблюдении ряда простых условий электрохабы идеально работают. Для этого нужно:
1. Исключить попадание смазки. Кулаки должны быть обслужены, все сальники поменяны, полуоси без проточек от сальников.
2. Исключить попадание внешней влаги. Все привалочные поверхности должны быть ровными, без забоин от кувалды. На оригинальных прокладках не нужно экономить. Я промываю детали хабов спреем Starting Fluid. При вскрытии хаба через год в нем сохраняется запах эфира!
Прокладки, которые должны быть под рукой и заменяться при малейшем подозрении:
1. Прокладка под хаб 43422-60040:

2. Прокладка под крышку 43531-60031:

Если вдруг контактные кольца под щетками окажутся изношенными, то нужно поменять стопор ступичной гайки 43532-60020, который по совместительству является этими самыми кольцами.
Продолжение:
www.drive2.ru/l/5371930/





Комментарии 59
Здравствуйте 🤝 подскажите где взять винты щёткодержателя?
Добрый день! Скорее всего нигде. Только такие же от другого хаба.
Добрый вечер
Посоветуй с чего взять щетки
Взял с камаза они хрупкие и ломаются(((((
Я как раз брал КамАЗовские. Но производитель их не один. Надо купить всё, что попадётся, и выбрать из них подходящие. Как правило это те, которые более медные, пыль от которых менее чёрная. Хотя я делал из самых разных, в том числе хрупких.
Добрый вечер
скажи пожалуйста . щетки поджал и все или чем то еще прихватил их ?
Добрый день!
Щётки зажаты. Способы дополнительной фиксации мне неизвестны.
Добрый день, ищу держатель щёток. Кто-то до меня погнул усики(((
Добрый день! Нет лишних.
Ок. Если найду 12 вольт, то обращусь)))
А то редкая вещь оказалось.
Нету в продаже электрохабов на 24 вольта?
Добрый день! Хабов нет. И моторчиков готовых на 24 V нет. Могу перемотать.
за ЦИАТИМом 221 и 201 в любое электровозное локомотивное депо к слесарям…его там как у дурака фантиков…и он у них НАСТОЯЩИЙ…кстати 221 по температуре плюсовой лучше …что то около 150 цельсия…
циатим! редкость то какая в наших краях)) не купить ведь совсем
зачетная статья! все до мелочей, спасибо!
Шесть статей про электрохабы:)
Алексей, привет
Редуктор моторчика хаба можно вытащить сняв лишь крышку хаба? Или сам хаб снимать надо?
Привет!
Редуктор моторчика можно снять только сняв моторчик. А моторчик можно снять только сняв хаб.
Спасибо
Доброго времени суток. Езжу на TLC Prado LJ78 двигатель 2LTE с 2008 года. В 2009 делал ревизию ступицам переднего моста (до этого 4VD отсутствовал напрочь). Хабы заработали. Моторчики в собранных и установленных Хабах делали "вжик-вжик", при включении и выключении, т.е. говоря якобы, что всё O'k. Ну я и успокоился почти на 8 лет. Нынче весной полез в передние ступицы, погнало ШУС смазку через поворотные кулаки (доездился!). В общем ревизия Хабов дала ожидаемый результат, а именно по мимо влаги и мазки в Хабах накрылись щётки включающие электромотор привода Хаба. Попытка достать электромотор из левого Хаба оказалась печальной. Редуктор — цел, ротор — цел, шестерня на вале ротора — цела, коллектор — цел (даже щётки почти не изношены, а вот магниты статора и корпус электродвигателя приведены в негодность, т.к. их пришлось выбивать, прикипели к Хабу намертво. От сюда мой вопрос — можете помочь с корпусом в котором сохранились магниты?! Если да, то Ваша цена?
Добрый день!
Корпус с магнитами отдам бесплатно. Пересылка Ваша.
Благодарю. За скорость реакци отдельная благодарномть. На какой адрес выслать мои реквизиты для персылки корпуса?
Можете здесь в личку написать.
Доброго времени суток, попытался решить проблему с правым хабом по вашей методе … сломал шестерню. вернее добрые люди помогли )))) почистил все разобрал эл.двигатель. редуктор помыл и почистил. выбить шестреню эл.двигателя не получилось . магниты шатаются . то стоят на месте вроде… ну к делу . можно ли у вас приобрести детали к хабу ?
Добрый день! Сообщите, что нужно. Кое что есть для моторчиков. Для самого хаба точно ничего нет:(
Чтобы снять шестерню нужно конец тонкого крепкого прутка (например сверла) заточить до диаметра меньше вала. Чтобы входил внутрь шестеренки. Я использую второй такой же вал. Прицелиться в центр и стукнуть по прутку. Он уйдет внутрь шестеренки, шестеренка останется на прутке.
Добрый день. да попробовал уже . глаза уже не те . целкости нет … промазал пару раз . боюсь испортить шестерню. ну попробую разобраться с этим … собственно нужна была шестерня привода муфты . а еще лучше движок с шестерней … если есть цена вопроса ? Спасибо …
Я давно работаю в очках:
a.d-cd.net/1692a3cs-960.jpg
Моторчики вместе с внешними маленькими шестернями у меня в запасе есть:
a.d-cd.net/18c623cs-960.jpg
Этих шестерен нет:
a.d-cd.net/dba193cs-960.jpg
Доброго дня . вот двигатель с шестеренкой . и нужен цена вопроса ? могу выслать свой … в замен
В личку написал.
Я не знаю:)
Нужно по схеме смотреть.
Подскажите, где расположен предохранитель хабов?
Спасибо за отчет! Починил свои хабы аналогично)
Рад:)
Да, генераторщики же и предположили что может быть хабы перепутаны — правый левый. Разве может такое быть? Или крышки имеют разное направление движения шестеренок?
Хабы одинаковые оба два:)
Добрый день. Разобрал хабы, заменил кольца токосъемные, вытачивать и менять щетки отдавал генераторщикам — вытачили, поставили красиво. Но, хабы стали вращаться в противоположном положению кнопок направлении. Т. Е. кнопка отжата или завожу машину — хабы лочатся. Нажимаю кнопку — открываются.
Генераторщики клянутся что провода не перепаевали, просто щетки поменяли.
Могли ли они полярность перепутать? И как это проверить (по цвету и расположению проводов например)
Я вот никак не запомню когда в какую сторону крутятся моторчики:) Но это всегда ясно при пробном включении.
Если абсолютно точно моторы поехали в другую сторону, и их не разбирали, то либо перепаяли, либо перепутали местами щетки в щеткодержателе. Белый провод должен быть ближе к оси машины, чем черный. Правильная раскладка проводов есть здесь на фотографиях. Ну или как-то удалось шиворот-на-выворот соединить разъем за ступицей.
Если разбирали и переклеивали магниты, то поедет задом на перед если перепутать магниты местами.
Спасибо. Очень доходчиво!
Привет Спасибо за советы. Вопрос сделал щетки, проверил моторчик все работает, крутит и туда и обратно но при включении с кнопи, хабы не лочаца вчем проблема?
1. При снятой крышке нужно проверить, крутятся ли моторы при нажатии кнопки. Если нет, то проверять цепи. Для начала проверить появление напряжения на разъеме за ступицей. Контакта может не быть на разъеме за ступицей, между контактными кольцами и цапфой, на дорожках внутри цапфы. Также может быть КЗ внутри цапфы.
2. Если моторчики крутятся медленно или неравномерно, хаб работать не будет.
3. Замыкающая муфта должна ходить в хабе абсолютно свободно. Если она правильно смонтирована на крышке хаба, то у нее только два возможных правильных положения. Оба нужно проверить.
Спасибо ЗАО подробный отчёт также беда с одним хабом буду точить щетки теперь поменял все
Хорошо восстановленные хабы будут жить долго и счастливо только без воды и трансмиссионного масла. Убедитесь в отсутствии забоин на сопрягающихся поверхностях, проверьте состояние сальников.
у меня возник вопрос! на щетке получается вы просто паз проточили и вставили?
С двух сторон щетка запиливается на ласточкин хвост треугольным надфилем и задвигается на свое место. Фиксируется либо штатными усиками, если они не отвалились при разгибании, или как на фото, загибанием всей пластины. Пайка не нужна и бессмысленна.
На счет пайки даже не думал. Загуглил "ласточкин хвост", походу я пропустил урок трудовика). Понял, возьму щетки и буду пробовать делать щетки для своих хабов.
Запись заставила задуматься еще раз!(до этого много раз читал\перечитывал это — irkutsk-4x4.ru/index.php?topic=5412.0) Спасибо, очень информативно! надо бы за свой передний мост браться, а то поменял сальники и прокладки, и все нету переднего привода больше =(
У меня еще материалы есть по хабам. Вплоть до перемотки моторов с 12V на 24V. Буду постепенно выкладывать.
По переднему мосту вообще можно поэму писать. За месяц два мастер-класса по их переборке провел:)
Было бы неплохо почитать, буду очень ждать, а пока основываясь на ваших записях разберусь с моторчиками хабов. Наверное все таки они после моего вмешательства стали работать не правильно.
Уже есть продолжение:
www.drive2.ru/l/5374554/?page=0#a97887058
многие их посто лочат а в раздатке всё равно рубиться. не понимаю смысла
Пробег по трассе с вращающимися полуосями и редуктором увеличивает расход около 5%, изнашивает сальники и в меньшей степени подшипники и детали редуктора.
А! И кардан еще!
ну да есть! но меньше не пять процентов! да и в любом случае всё лето гонять например гонять на жопе в стоячих колом сальниками на переднем редукторе тож не ахти так то! резина она резина она сохнет так что тут всё пропорционально должно быть! а пробег расход дело каждого.
Кто же ей даст все лето гонять на жопе? :)
Раз в неделю на изнанку всё равно вывернут. Но до места выворачивания на изнанку нужно доехать по асфальту:) Такая уж судьба у парттайма…
у меня делюга интересней чем ваш парт тайм =)
MonsieurTritoN
ну да есть! но меньше не пять процентов! да и в любом случае всё лето гонять например гонять на жопе в стоячих колом сальниками на переднем редукторе тож не ахти так то! резина она резина она сохнет так что тут всё пропорционально должно быть! а пробег расход дело каждого.
Ты какойто бред написал
Да, все так. Но ведь никто не гарантирует, что негерметичность проявит себя в самый не подходящий момент?
Если хаб как следует отрепетирован, то неожиданно его разгерметизировать можно только хорошим ударом об пень:)
Две профилактических проверки в год достаточно для безотказной работы.
Ну вот:))) и восстановил передний привод… оказалось то вот в чем проблема:)
Давно это было…
Здравсвуйте, очень подробно и интересно, спасибо. Разобрал хабы, промыл. Одна шестерёнка сколота (с тонкой гранью под стопор), може есть у кого? Куплю. 89128152404