
Сейчас я лежу в мягкой теплой постели в горном приюте на Иремеле. Мы с Ильей гоняли полдня на снегоходе и обсуждали всякую фигню и не очень. Мы ездили в ущелье Ларкина и завтра будет штурмовать Иремель. И сейчас, отогревшись в теплой постели после снежного дня, я думаю, что готов рассказать вам, о самом экстремальном в моей жизни, о самом сложном и эмоциональном, однозначно ярком, путешествии в моей жизни.
Сейчас, спустя время, тысячи раз просмотрев фотографии, когда во мне улеглись плохие эмоции, и остались лишь хорошие, наверное я готов поведать вам, о пути через Северный Ледовитый океан.
Может быть кто то, скажет, что да бог с вами, что за чушь, какой океан… так, краем зацепили море Лаптевых… Но мне все равно. Я точно знаю, что произошло тогда.

Тогда, я стоял на краю земли. Снова, с другой стороны, но опять на краю. Дальше была только вода на тысячи километров. Лед, на тысячи километров. Это нельзя забыть. Даже не потому, что это круто. Потому что я знаю, как я здесь очутился.

Все началось даже не в Уфе. В Красноярске. Посмотрите на эти полированные бока, на блеск капота. По ним уже прошелся песок Азии, Тибет, Гималаев, снег Севера. Но они еще блестят. Все изменится через месяц. Они больше не будут блестеть. Арки отвалятся. Ему стоило это львиную долю здоровья. Я не знал, что будет так.

Как так? Бесчисленные тысячи диких зимников. Лед, наледи. Он подрос. На своих мощных колесах, он вез меня, тащил прицеп к самому краю. Мы заводились в -40, скрипели на кочках, но мы ехали.
Я жил с ним. Каждый из нас жил со своим другом. Они хранили нас на протяжении тысяч километров там, где нет дорог и только бесконечный холод.
Тысячи километров снега. Льда. Усилий и напряжений. Стойкости.
Там, где заканчивается земля. Там, где живет пять сотен человек. Где прошли лишь двести лет назад.
Прончищев. Дежнев. Вилькицкий. Фамилии, которые взрывают мозг. Их мыслями, их идеями, их следами.
Холодно. Холодно. И еще раз холодно. К океану. На Тикси. С запада. Через торосы.
Спать, когда под тобой плывут атомные подводные лодки. И ты об этом не знаешь.
Когда Северное сияние как лампочка в туалете, не дает спать.
73 ГРАДУСА НИЖЕ ЭКВАТОРА.
Арктическая автомобильная экспедиция.
.
.
.
Я знал, что Патриот просто так вряд ли сможет. 33" было минимум. Аркадий отдал свою 33-ю Йоку, и ребята довольно споро срезали мне часть арки и впихнули их в машину. Попутно воткнули ижевскую блокировку, на которую возлагалась львиная доля надежд. Все таки три к четырем это не два на четыре. Все это написано здесь www.drive2.ru/l/5174902/ . Ну и всякое, что кажется уже обыденным, вроде утеплений салона, допоборудования. Автономные обогреватели, спутниковые антенны. Типа все по-взрослому.
Я гнал в одиночку на Красноярск. Именно там меня ждали остальные члены команды, друзья, товарищи. Сема с Разгромом на Патруле шли аж через Саратов, чтобы забрать спонсорскую еду в виде замороженных полуфабрикатов. Аркадий отправил машину автовозом и она уже была в Красноярске. Мы с Семой встретились под Новосибом, где они забрали командную одежду. Я с самого Кургана тащил знаменитый прицеп, в котором поедет топливо и еда, и который потом безвестно сгинет в бескрайней тундре. Час Х был все ближе.

Мы влетели в Красноярск к обеду. Сполоснули машины, и поехали искать Мишу, у которого лежали мои 33-и колеса. Миша Бочкарев с ребятами оказали просто бездну помощи. Пустили нас все в теплый гараж, где мы оклеились наклейками, поменяли мне рессоры. С рессорами, как потом выясниться был полный залет. Их купили у местного дилера УАЗ, и через месяц они начнут крошиться в полный рост. Никогда не покупайте рессоры Челябинского гребанного комбината.
И вот, утром четвертого марта, спустя четыре дня доездингов и сборов, мы тронулись колонной из трех автомобилей в сторону Братска. Нас ждал отличный зимник и начало приключений.

Сейчас я уже не помню как мы добрались до Братска. Это был буквально день или два, по неплохому зимнику. Ааа, и мы даже ночевали в каком то клоповнике на вьезде в город.

А вот вы наверное даже и не знаете, что я очень долгое время в детстве, жил в таежном поселке рядом с Братском. Как сейчас помню, что это был какой то недосягаемый районный центр. И вот я в нем. Всего в паре сотен от поселка. До сих пор помню раздирающие меня чувства, отстать от экспедиции и сгонять туда ну хотя бы на пару часов. …

Но, дела и сборы. МЫ ищем магазин запчастей на УАЗ, чтобы купить какую то мелочевку, что у меня не хватает. Пытаемся помытсья в единственной мойке на весь город. Я бегу в аптеку, покупаю нехватающие лекарства. Ребята моются в еще какой то найденной автомойке.

А потом, за Братской ГЭС как то неожиданно кончился Братск.
А дальше мы гоним на Усть-Кут. Мы немного поторапливаемся, потому что до Мирного больше тысячи, а через два дня туда прилетают наши штурмана, Рома к Аркадию и Сергей ко мне.
Зимник на Усть-Кут отличен. Не помню, чтобы он чем то запомнился. Но тем временем Усть-Кут, и мы дошли за день.

Усть-Кут запомнился грязью. Черной угольной пылью, которая покрывает весь город. Дороги, дома и снег. Все черное. Машины превратились в грязное нечто еще на подходе, и вновь находим в городе единственную мойку.

Мы попытались перекусить в городе, но как то не заладилось, и решили, что поедим уже когда выйдем на зимник на Мирный, перед тем как встать на ночевку.
На выезде современная заправка Роснефть, где мы заливаемся по серьезному. До Мирного больше не будет заправок и населенных пунктов, кроме небольших пикетов дорожных служб, а соответственно, это первые 1100 км автономии. Я заливаю полные баки, и пару канистр на всякий случай. Теперь у меня 240 литров.

Тоёта и Патруль долго заливают плоские канистры, а я с тревогой смотрю на огромный трейлер, с какой-то космической сигарой – все мы понимаем, что его надо обогнать сейчас, потому что потом на зимнике это можно делать пол-дня.
Ночевали на зимнике. Откатили немного, и чего то поев встали. Завтра все будет по-другому, начнутся будни перегонов. Нужно выспаться.
Мы входим в Якутию.
Первое время идем по отличной дороге.
Но чем дальше, тем я понимаю, что вот, началось. Зимник сужается. Постепенно отсыпанный грейдер уходит, и начинается как попало. К обеду мы встаем в небольшой пробке. Не могут подняться две фуры с Мирного, мы все стоим.

Зимник – это не просто накатанная по морозу дорога. Это целая жизнь. Идут фуры, едут куда то местные жители, катят издалека и по делам. Все знают, жизнь зимника коротка, через месяц он "упадет", и путь исчезнет. Поэтому все торопятся. По слухам, что мы собираем с дальнобоев, в некоторых местах от тепла, он уже поплыл. Наледи на Медвежьем ключе говорят. На нас смотрят с улыбкой, но говорят, что вы то точно пройдете.
Почему улыбаются? Мы чужие для них. Туристы. Все понимают, что люди просто бесятся с жиру. Захотелось москвичам покататься… Меня, кстати, довольно быстро записали в москвичи, и я скоро понял, что бесполезно объяснять, что я из Уфы. Да и не надо это никому. Потому что для них нет разницы откуда ты, из Москвы или Уфы. Для них это одинаково. Есть здесь, зимник, и есть там, где то в России.
Проскочили до пикета, встали на обед. Мы все решили, что война войной, но мы будем жить по распорядку. С часа до двух – сто процентов обед. Никакого бардака. Под обед решили приспособить прицеп, оказалось очень удобно. Он и закрыт со всех сторон, и места много, и все складировать там.

И снова зимник. Движения много. Основной груз, как говорят, да и мы и сами видим, это топливо. Также много везут пром и хоз товаров.

Снова пикет. Пикет – это островок жизни на зимнике. Здесь есть трактор, кафе, большая вычищенная поляна. Здесь спят, отдыхают, чинятся, пьют, если зимник не проезжаем. На нас все глазеют.

Иногда спрашивают, куда идем. Когда говорим, что на Тикси, Юрюнг-Хая, мало кто понимает. Да оно и понятно. Зачем дальнобойщику знать где это, тем более то, что находится за 3000 км отсюда и куда нет дорог… Некоторые, кто понимает о чем идет речь, удивляются, и начинают смотреть по другому.

Мне нравятся эти фото. Здесь уазик весь такой блестящий, красивый. На больших колесах, которые ему идут. Я наслаждаюсь тем, что можно просто катить, ведь скоро все измениться.
Но зимник на Мирный выматавыющ. Как и все зимники он уже давно неровный. Как морские волны. Туда сюда, туда сюда… Вверх вниз. Вверх вниз. Мне с прицепом напряжнее, чем другим. Он подталкивает на перевалах кочек и выкидывает машину в заносах. Постоянно приходится разъезжаться с фурами. К вечеру устаешь.

Первый полноценный день на зимнике подходил к концу. Мы прошли уже под 300 км, и стали вставать на ночевку. Я нашел отличную поляну, за очередным пикетом и стал вкорячиваться туда. Опять же, из-за прицепа сложновато и в этом — абы куда не заедешь, по сугробам с прицепом не легко.

В итоге я устаканился, и подъехали остальные. Пока ребята варили есть в прицепе, я попытался настроить спутниковый интернет собственной конструкции, которая была установлена еще дома, но опробовать я так и не успел. Я развернул антенну, провозился на морозе с полчаса, но сигнала не было. Разгром, как опытный бауманец, помогал мне, но как мы не крутили, сигнала не было.

Потом я немного переехал отцепившись от прицепа, мы подумали, что может быть из-за того, что тарелка смотрит в лес, но как не крутили и не пробовали, все было никак. К тому же программа на айфоне, что я установил для настройки, показывала, что антенну надо было направлять прямо в землю, а там был лес, да и еще и какое то старое кладбище оказалось. Короче мы плюнули на все, и посидев еще немного у стола, разошлись спать. И я второй раз включил "фен"- автономный отопитель Ебершпехер. Первую ночь мне понравилось, мы спали прям на дороге под Усть-Кутом, в машине было тепло, спокойно, и крайне малый расход бензина.
Сделав еще фото ночного зимника завалился спать.
Я проснулся от странного ощущения. Время было, кажется часа три- четыре ночи. В рту и в горле стояла сильная горечь и очень хотелось пить. Я подумал, что странно, мы с вечера выпили по стаканчику виски, а меня так колбасит. Попытался попить, но рука не поднялась и я не смог дотянуться до бутылки…
Аа, ладно, подумал я … Утром разберусь. Голова просто проваливалась куда то и дико болела. Сейчас, спустя год, я отчетливо помню, как хотелось забиться в спальник и закрыть глаза, провалиться в забытье. Последняя мелькнувшая мысль в голове "Леш, ты чего, ты же угорел… "
В книгах обычно пишут, что "мысль током пронзила его". Но ток был слабый и не пронзил. С каким-то неимоверным усилием я попытался поднять руку и не смог. Тогда я пополз к рулю. Два метра внутри машины я полз вечность. Не было ни страха, ни паники, просто одна мысль, что вот так глупо помер… Я, прямо чувствовал, что не доползу.
Я кое-как дотянулся до кнопки стеклоподъемника. Открыл. Свалился на переднее сидение и сильно ударился. Высунул голову в окно. Стало еще хуже. Вокруг машины стоял какой-то смрад. Я понял, что сам не выберусь, дотянулся о рации и спокойно сказал
— Ребят, у меня проблема, я угорел. Помогите.
Еще помню, что прямо на скорости завел машину, чтобы она скатилась с этого места.
Комментарии 211
Спасибо за рассказ! Приятно почитать. Я жил в Тикси. Ходил там в детский сад, в начальную школу. Начало 90ых годов…
Тебе очень повезло, вдвойне, обычно после такого люди уезжают в реанимацию и реабилитацию на 3 месяца. Повезло что проснулся, и повезло, что всю оставшуюся экспедицию провёл на свежем воздухе.
посмотрела фото…аж замерзла )))))
Тебе бы повести писать. Романтика. Читать приятно и легко
Блин, аж мороз по коже и слезы наворачиваются, такой завораживающий рассказ… Лан, читаем дальше.
Читаю прям взахлеб, концовка почему то напомнила Алексея Маресьева. Да… Это не говна месить, это уже по взрослому.
Вы родились в рубашке, Алексей, люди умирают и в квартирах из-за жопоруких установщиков газовых котлов. Надеюсь, что люди 100 раз подумают, прежде чем что-либо делать у них, ну или лучше бы было. чтобы они поплатились за это полным отсутствием клиентуры. Путешествуйте дальше — очень нравится читать.
С установщиками разбирался?
сказали могут машину бесплатно помыть за это
Акция "щедрость без границ" )))
Не дай бы Бог из-за рукожопых установщиков так бездарно сгинуть!
Я тоже как-то угорел в бане… банально — рано закрыл заслонку. В глазах круги, ноги подкашиваются… подруга на несколько секунд отрубилась… потом еще долго в висках било отбойным молотком…
Сильно!
Блин жутью, какой закончил, что же дальше. Продолжаю читать, даже пообедать забыл.
Просто супер! Концовка конечно же не очень приятная! Сразу же, как бешенный начинаешь искать продолжение!
Написал продолжение
Очень интересно, читаешь на одном дыхании! Фото потрясные
Мощнное приключение, концовка конечно не веселая.
супер рассказ. Подпись однозначно !
Вот это поворот в конце! Я никогда об этом не задумывался, хоть и не много ночевал в машине с заведенным двигателем. Может еще дело в топливе. От сжигаемого газа нет едкого запаха.
Офигенски интересно
Увидел фото Братской Гэс и офигел. Я по этой ГЭС два раза в день проезжаю, а то и более
Спасибо!
Блин такая мелочь как безветрие и все, угар. Кто бы догадался и вообще сообразил про это.
низкий поклон Автору!Можно детям на ночь читать!
Спасибо
Алексей а где жил в Братске если не секрет? Нашим режиссерам вот такие фильмы снимать надо а не высер типа кавказской пленницы 2)
Под Усть-Илимском
Очень складно пишешь. Очень интересно!Суперская эспедиция!А угорел это как?что там с тобой случилось?
угорел, это когда надышался выхлопными газами. Отравился угарным газом, если быть точным)
Да
класс!
легко читается! автору респект
с новыми наклейками на борту поздравляю тебя Алексей ! :)
Ёклмн! О_О Алексей! Ушел читать вторую часть
патрик просто шикарно смотрится, глаз радует
красивые, фото очень радуют, одно сплошное удовольствие (если опустить не приятные моменты)
Знакомые места. Вы там наших ребят обходили вроде как…
Жесть!Сам, было угорел, ощущения не передаваемые, не с чем не сравнится!
А в остальном, просто нет слов, красавцы!
круто!
Наверное тысячу раз уже спрашивали, но я попробую еще раз.
Где купить такой экспедиционный багажник?
Дайте, пожалуйста, контакт.
Прямо АРБ, один в один.
Zalib.su
У нас двое трупов на Арктик Трофи, если мне память не изменяет, было — тоже походу угорели…
УП-5 + печка может лучше? Вроде в палатке случаев не слышал, там все же проветривается лучше…
Пишите дальше, Ваше путешествие стоит этого. Жду продолжения!
а дальше?
Как всегда шикарное фото и не менее интересное повествование.
Интересный материал
Очень интересно, прямо как книгу читаешь!
ну да правильно прога сказала антенну надо направлять в землю
Очень интересно, молодцы!
Хорошо, что живы остались. Там счет обычно на секунды идет, еще бы чуть полежали и каюк…Статья великолепная!
Очень интересная статья!
Спасибо автору )
антенна в этих широтах будет очень низко смотреть
навскидку завалена относительно вертикали градусов на 5 и ниже… чем севернее тем ниже.
а вообще на компьютер установить не помешало бы satllite antenna aligment — вы ей координаты местности и спутник на который целитесь — она вам параметры куда целиться и какие углы.
а есть продолжение? читал на одном дыхании, очень круто!
да, конец жесть конечно !
Вы большой молодец!
Ааааааахренеть!вот это концовка…давай дальше!Очень круто!
Супер!..
Леха ты блин настоящий мужик, и такая концовка…ааа…жду очень жду продолжения!
как всегда "на высоте"…
Хороший рассказ!
"Ничего особенного", — думал я, читая начало .
" Так, так, так… ", — потом, как то затянуло.
"Ну, блин, чего?.. На самом интересном месте! "- теперь я не буду есть и спать, пока не узнаю, продолжения. :)))
AlekseyT
расстреляли (с) :)
ахахахаха
Это сериал ))) на самом интересном месте конец серии!
NikolaevNikolay5
Алексей, а зачем так часто мылись — что бы наклейки было видно?!
Без спонсоров такие поездки трудно организовать.
MahindraSPb
а потом в палатке спали дабы не угореть? ;))))
ага, чтобы заледенеть))
side2k
"И вот так, внучок, меня и расстреляли…" © 8)
Алексей, как всегда, отличный отчёт. Вас уже можно звать Патро-архом всея руси 8)
Если это возможно — хотелось бы больше узнать о деталях быта команды в заполярье.
Такой ник может прижиться. Периодически ставлю в пример Алексея и его машину. Теперь буду называть Патро-архом всея руси)))
AlekseyT
Чусовской. За 6 лет ни одной поломки
Полностью согласен!
IgorValerevich
На самом интресном месте…=)
+
Де продолжение?
AlekseyT
А если нет ветра?
А если ветер изменился?
Беда
AlekseyT
Спасибо!
Что за календарь?
Как-то идею подкинул — выпустить большой глянцевый календарь с видами разных твоих путешествий. Причем идея тебе понравилась…
АА, точно, я вспомнил.
Но как и 500 тысяч разных идей я что то подзабыл :))
Да, очень волнующий и интригующий сюжет! Вам пора книги писать о своих путешествиях)
Книгу вам нужно написать! Художественно-документальную. Спасибо за рассказ и новых путешествий!
Присматривает значит за тобой Ангел Хранитель! ;))
Думаю да
Алексей, очень нравиться водобад в Башкирии. А есть треки как добраться?
Ну или может треки ближ лежаших путишествий…
наконецто мечта сбылась помкнял пузотерку на высокий авто… теперь планы облазить челябинскую область и ее округу…
AlekseyT
Думаю да
А тут думай не думай, а это факт! ;))
Алексей, как всегда интригующе… но такого конца БЖ еще не было))) ждем продолжения…
На долго на Иремеле?
Да это давно было
Алексей, очень нравиться водобад в Башкирии. А есть треки как добраться?Ну или может треки ближ лежаших путишествий...наконецто мечта сбылась помкнял пузотерку на высокий авто... теперь планы облазить челябинскую область и ее округу...
Эпично!)
Очень хороший рассказ, жалко не до конца((
AlekseyT
что как?
как ты дотянулся до кнопки стеклоподъемника и завел на передаче?
дополз и нажал кнопку. потом повернул ключ и машина укатилась
AlekseyT
Дальше, как не трудно догадаться, я выжил :))
Уф…
А я уж перепугался)))) Думал все, конец)))
Только кто же тогда фотки в инстаграме выкладывает?
ну оооочень интересно читать. все ждут продолжения)
AlekseyT
А если нет ветра?
не в курсе, не ночевал в безветренную погоду))
DuMacuk174
Читаю с телефона и толи что-то пропустил толи не понял…что произошло то?
ога
Недавно монтировал Вебасто и обратил внимание на то, что металлическая гофра не может в принципе герметично обжать трубу выхлопа из устройства, будет сечь, в этом дело? Думаю на герметик для выхлопных систем садить можно/ нужно.
OlegPilott
Мне до сих пор не совсем понятно, почему в такой легендарной автокомпании тяжелый прицеп дали тащить "слабому" Уазику…
Уаз моща же, не то что эти японки
Спасибо большое Вам, Алексей, я как будто в детство на мгновение вернулся, когда джека лондона читал.да и про уазку — тоже спасибо, для меня любой уазик это друг и боевой товарищ.
Это здорово
Gal303
Мой эбершпахер тоже коптит в салон. Особенно на морозе. Причём стоит штатной.
Беда
Да. Почему то такие моменты не придумывают при установке.
lilPrince
интересно!
год уже прошел?
да
Alex741
Иногда странно реагируешь на приближение своего конца. Я когда в полынью провалился, тоже не паниковал, а думал, что мол так глупо помру, очень обидно! Вокруг никого, никто не поможет. Но при этом не оставлял попыток выбраться и в конце-концов вылез на лед. После купания правда воспаление легких словил и месяц в больничке, но ведь это мелочь, живой!
Удачи в путешествиях!
Спасибо
SeregaKan
Хорошо, что все хорошо кончается. Я думал вы до клаксона дотянуться хотели, сигнал подать.
А причина случившегося, не задумывались? Ветер, проблема с глушителем?
Завтра будет
FINN-S
Ну Тулупов вот так начало! Просто суперски! Пиши следующую часть скорей! Спасибо!
Затвра
side2k
"И вот так, внучок, меня и расстреляли…" © 8)
Алексей, как всегда, отличный отчёт. Вас уже можно звать Патро-архом всея руси 8)
Если это возможно — хотелось бы больше узнать о деталях быта команды в заполярье.
О, точно, сделаю такую главу
Было бы круто, спасибо.
PASergeevich
Спасибо за интересный рассказ. Про угар рассказал, у меня прям воспоминания накатили. Так же с трудом из машины вылез. А жена с дочькой спали. Открыл все окна и двери, заглушил двигатель. И разбудил семью. Тогда понял, что нам очень повезло.
ужос
MahindraSPb
а потом в палатке спали дабы не угореть? ;))))
Потом мерзли
Шланг удлинитель на трубу, как на СТО висят гофры. Может лишнее место займёт, но хотя бы не мёрзнуть.
odmin4eg
По письму рост у тебя заметный! молодец так держать!
жду продолжения
Спасибо
Taurian
Шикарно! Давно не было настолько сильных отчётов! Браво, Алексей! Этим постом Вы снова зажгли во мне тот огонёк, который и привлёк меня к Вашему БЖ изначально!
Очень-очень жду продолжения!
По поводу заимствований:
ЛОЛ!
Тулупов, я вот на днях съездил в магазин за хлебом, не у меня ли ты украл идею автомобильных путешествий?! Негодяй!
:))
NikolaevNikolay5
Алексей, а зачем так часто мылись — что бы наклейки было видно?!
Да. но это не главное.
Главное, чтоб об машину одежду не пачкать. Ведь лазишь в нее постоянно