Всем доброго времени суток!
Проблема подтекания тосола для Волги — не проблема, а данность предков.
Так и я, изредка выезжая из гаража, мог наблюдать лужицу синей жидкости на специальном резиновом коврике. Откуда течь? Да отовсюду понемногу — болезнь вызванная знакопеременными значениями температуры и "охрупчиванием" резины.
К слову, мирился с этим делом лет 6, и вот настал тот час, когда Она сказала — "хватит, сегодня я сверху"
Обидно, что развитие проблемы вылилось в бурное кипение мотора на Закрытии сезона ГАЗ-21, от чего пришлось пропустить пробег.
Первая версия предполагала разрыв патрубка в районе расширительного бачка (РБ).
Такое уже было, и скажу сразу — это та самая "точка невозврата" после которой нужно менять/дефектовать всю систему, потому что эти шланги, идущие за двигателем как нижний ряд карт в карточном домике. Проще сделать один раз всё и забыть на некоторое время.
В гараже оказалось, что течь идет в районе самого РБ, сняв его и опрессовав, трещин не обнаружил. Отчего же кипит, если не из-за потери давления в системе?
— Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
— Некачественный тосол (так и оказалось, причем дважды…)
— Конец крыльчатке помпы (версия до последнего остающаяся в разработке, но эндоскоп отмел эту скверную мысль)
Ок. Менять так менять.
Сначала о патрубках, ставить синий силикон, помимо ценового вопроса помешал чисто эстетический вид, вопросы к бензомаслостойкости и тупо желание сделать "как дОлжно быть с завода"
День пришлось потратить на осмысление того как в целом работает система, и какие патрубки шланги и хомуты нужны. Затем вопрос к хомутам, поставил бы все пружинные, но в наличии в магазине столько не оказалось, пришлось скомбинировать — пружинные поставил на нижние патрубки, которые требуется снимать при сливе ОЖ. На редкоиспользуемые (обвязка отопителя) — обычные винтовые. Все патрубки ставил на красный силиконовый герметик.
В системе охлаждения Волги с двигателем крайслер есть нюансы, "отзывная))" компания или письмо по переоборудованию системы охлаждения (см. комментарии) предполагает вставку в разрыв нижнего патрубка тройника на РБ и замену креста на тройник в обвязке отопителя (многие комплекты патрубков так и поставляются, без разреза). Также со сменой блока управления двигателем с мотороллы на микас ушел дополнительный ДТОЖ установленный в разрез шланга соединения (шланг от термостата — шланг "крюк" входа в кран отопителя) Поэтому в машинах с мотороллой там стоит не просто переходник 16/18мм, а переходник с отверстием под датчик (вроде как он дает данные на приборку). У микаса всего один датчик температуры, и находится он в корпусе термостата, резьба коническая с герметиком (см. "фото 1, фото 2").





А теперь по порядку:
1. Сливаем охлаждающую жидкость (ОЖ). Для чего переводим кран отопителя в положение "открыто (99%)" и откручиваем крышку расширительного бачка (РБ), залезаем под автомобиль, и если нет сливного отверстия из радиатора, снимаем нижний патрубок, тут как говорится сухим выйти из воды не получится)) Емкость нужна не менее 10л, желательно таз, потому что путей стекания будет много, и все равно останется куча застойных зон, которые дадут знать о себе позже.
2. Далее ослабляем все хомуты в нижней части, какие то шланги прикипят, их срезаем (4 больших хомута нижнего патрубка радиатора и 3 хомута шлангов идущих в область отопителя)
3. Перемещаемся наверх. Снимаем расширительный бачок и его кронштейн, потому что удобнее случая его зачистить и покрасить не будет. Под бачком нас ждет уникальная система шлангов окутывающая кран отопителя и радиатор печки (см. "фото 1, 2, 23"). Здесь нужно запомнить как всё это располагалось до ремонта, особенно где проходил шланг РБ и "кактус" поз. №10 (см. таблицу), чтобы выдержать расстояния до выпускного коллектора. Ослабляем хомуты отопителя и вытаскиваем весь узел наружу. Да…, возможно, у вас ещё будет одна точка крепеления шлангов, идущих вниз, на моторном щите.
4. Снимаем верхние патрубки радиатора, железную трубу можно сразу отложить в "цех покраски" (см. "фото 7") к кронштейну РБ, или же купить новый кусок из нержавеющей трубы соответствующего диаметра (если не ошибаюсь, 38 мм). На просторах авито видел решение, в котором труба имеет поворот под 90 градусов в горизонте, что позволяет несколько упростить патрубок идущий на термостат. Откручиваем планку крепления радиатора, размыкаем клемму на вентилятор и вытаскиваем радиатор в сборе с вентилятором и его кожухом. (При выборе радиатора стоит обратить внимание на шпильки крепления этого самого кожуха, есть разные варианты см. "фото 13-18") Радиатор выбрал алюминиевый по двум причинам: 1 — цена, 2 — жесткость оребрения, изначально не планировал менять свой иранский "медный" радиатор, но при попытке его промывки понял, что оребрение буквально рассыпается от малейшего прикосновения. единственный нюанс это штуцер справа на РБ, по опыту, его легко можно отломать, в остальном качеством удовлетворен. Заранее купите новые резиновые подушки, деталь копеечная, поз. №1
5. Теперь можно снять корпус термостата, для чего нужно снять генератор, верхнюю крышку термостата и сам термостат, выкрутить ДТОЖ и отвернуть три наглухо прикипевших болта см. "фото 4, 5". Далее мы видим неустранимый простыми способами источник течи. Крышку термостата в зашкурку и покраску (в очередной раз). Корпус оттираем и аккуратно размещаем прямоугольную прокладку см. "фото 12". Поверхность блока аккуратно оттираем от окислов, использовал канцелярский нож и шкурку см. "фото 10, 11". Собираем узел в обратной последовательности.
6. Шланги отопителя собирал по примеру старого узла, часть пришлось укорачивать, думаю это индивидуально от комплекта к комплекту, кран поставил новый поз. № 9 (см. таблицу). Длинные шланги поз. №№ 14, 15 (см. схему) брал с запасом, лишнее отрезал уже под машиной, скреплял стяжками для удобства компоновки см. "фото 22". Шланг на РБ поз. №13 (см. схему) пропускал снизу вверх, и отрезал лишнее непосредственно перед установкой бачка см. "фото 23, 24" Бачок с кронштейном крепим после всех подгонок и окончательного закрепления узла отопителя.
7. Устанавливаем новый радиатор, в сборе с вентилятором, крепим патрубки, сначала нижние, затем верхние., начинаем заполнять систему. После запуска двигателя смотрим на возможные протечки, брак хомутов и т.п. (пару пружинных хомутов пришлось заменить ввиду разности в диаметрах, какие-то встали плотнее)
8. Единственное место, которое я не трогал, это патрубок помпы с круглой прокладкой поз. №6 (см. таблицу), на моей памяти его меняли, и вопросов он не вызывал.
ОБНОВЛЕНИЕ: ремонт был сделан в ноябре 2021, в основном Волга так и стояла в гараже, изредка выезжая на прогрев/покататься. Теперь тосол не подтекает, но есть нюанс в недостаточном прогреве мотора, особенно на трассе. В пробке вентилятор включается, работает не долго и сгоняет температуру с 97-98 до 92, как обычно. По всему признаки неисправности (открыт) термостата… странно, так как он уже четвертый или пятый, перед установкой кипятился и к тому же оригинальный. Пока наблюдаю.

























Вдохновлялся статьями:
www.drive2.ru/l/525622634243687595/
www.drive2.ru/l/480581415289749826/
www.drive2.ru/b/1119089/
www.drive2.ru/l/501223646589616623/
Спасибо, Нам, всем за замечательное немонетизированное сообщество!
Комментарии 10
Лёш, спасибо за статью.
Пошёл закупаться )))
Ох я наипался когда менял радиатор на своём 406-м. Купил не один комплект патрубков. Все они не те и не подходят, пришлось что резать, что то из старых запасов ставить, но цель была достигнута, все без колхоза и как с завода
Однажды поставил один б/у патрубок от дизеля volvo-penta (у меня как-то имелся целый мешок шлангов разных размеров) за место своего, потекшего. Потом посмотрел на остальные, и немного помудрив с ножом, поменял все остальные. Это было лет, эдак 10 назад. Так вот, при том, что машин большую часть времени стоит, эти шланги до сих пор не изменили своё состояние. Ничего не течет, никаких трещин. Так что самый лучший вариант для Волги — это найти хорошие иностранные шланги, и забыть про этот вопрос.
Как вариант, нужно заморачиваться
Артикул Радиатора ШААЗ
Артикул ДПРВ
Артикулы Термостата и ДТОЖ
Письмо завода