Приветствую вас, дорогие читатели!
еще на этапе первичных запусков 1JZ в июле 2021 года я озадачился таким вопросом, как какой антифриз использовать. брать ли синий тосол, зеленый антифриз, красный антифриз. какой же лучше? признаюсь честно, я не особо углублялся в этот вопрос, потому остановился на варианте красного антифриза. просто так) так захотела левая нога :D
с типом антифриза мы разобрались, осталось выбрать бренд) приехал в планету железяка, походил по отделу антифризов и выбор мой пал на антифриз Pilots

выбор бренда, так же, был без каких либо оснований. просто помню, что где то в 2014 году на долив еще в 402 мотор брал подобный антифриз, только зеленый и, вроде как, никакого криминала не заметил.
антифриз купил, залил, и, как у меня обычно бывает, только после этого начал изучать вопрос антифризов) и пришел к выводу, что, скажем так, антифриз под маркой Pilots имеет, мягко говоря, не лучшую репутацию. тем более, со временем, стал замечать, что в расширительном бочке образуется какое то подобие ила, а сам антифриз сменил ярко -красный цвет на какой то бледно- коричневый. признаюсь честно, рекламой я тут не занимаюсь, и марку пилота у меня цели обгадить нету, просто пишу, что было на самом деле.может, конечно, дело и не в пилоте, а в моей системе охлаждения, но, учитывая многочисленные отзывы касаемо пилота, вывод напрашивается сам собой.
разумеется, последующая эксплуатация была доводочной, в том числе и для системы охлаждения. менялись датчики включения вентилятора (а их у меня 2 шт.), вынимался кран отопителя и т.д., разумеется, были и потери антифриза, которые восполнялись другими антифризами и водой, как временное решение) а в апреле 2023 г. у меня вообще отвалился нижний патрубок радиатора, который в свое время был не очень удачно приварен, и после его восстановления я залил 4 литра дистиллированной воды) ввиду вышесказанного, непосредственно перед заменой у меня в системе охлаждения была гремучая смесь всего подряд))
настал тот самый час, когда я решил, что больше так продолжаться не может и охлаждайку пора менять))) по поводу выбора антифриза уже особо не размышлял, почти сразу после заливания пилота решил, что надо было лить норд. у меня и товарищи на нем гоняют, и отзывы у него практически противоположные пилоту. на том сейчас и остановился.

открытым оставался последний вопрос — как мыть систему? долго мусолил интернет и драйв2 в частности. вариантов было много — спец. промывки, лимонная кислота, лимонная кислота с последующей диактивацией содой, просто дистиллированная вода, проточная вода и т.д.
теперь немного о процессе слива охлаждайки с мотора 1JZ на волге с радиатором образца ГАЗ 3102) сливать надо с радиатора и блока. процесс слива с блока подробно описан тут www.drive2.ru/l/517741334895788075/, надеюсь, автор будет не против, что я сослался на его статью. единственное, что замечу, так это то, что автор писал, что подобраться к этому болту и накинуть на него ключ довольно сложно. не знаю, я обычной головкой на удлинителе подлазил туда вообще без каких либо проблем. с радиатора же сливать жижу и вовсе дело не хитрое

разумеется, это если у вас радиатор такой же)) в иных случаях смотрите сами, как сливать с вашего радиатора :D
в итоге, я делал так — слил старую гремучую смесь, залил скважинную воду, прогрел мотор, слил воду и повторил эту операцию еще раз 7, прогнав через систему ну литров 60, если не больше. под конец промывки вода сливалась уже чистая, но заглядывая в радиатор видел, что изнутри он все еще покрыт ржавым налетом. оставлять его в таком виде и лить новый антифриз как то не хотелось. хоть мне и стремновато было лить лимонку, все же решился) была не была, скажем так :D погнал в магазин и купил 10 пакетиков лимонки по 80 г.

разводил с таким отношением — на 10 л. воды 400 г. лимонки. приготовил первый раствор, залил, прогнал по системе до полного нагрева, слил. потом еще раз сготовил такой раствор, еще раз прогнал, слил. всего использовал 800 г. лимонки и порядка 22 литров воды. раствор заливал в радиатор с легким желтым оттенком, зато сливал потом красно-коричневого цвета, что говорит нам о том, что что то из системы да вымылось. докучи посмотрев на радиатор изнутри, был приятно удивлен)))



после процедур с лимонкой три раза полностью прогнал систему с водой до полного нагрева, потом по максимуму слил воду и уже залил антифриз. как становится понятно, никакой диактивации лимонки содой я не делал. не знаю, плохо это или нет, но время покажет. перед промывкой я читал, что лимонка может дать течь оттуда, откуда ее не было, вымыв какую либо дрянь и раскупорив предварительно ослабленное место. в моем случае пока что все сухо, за исключением тройника с датчиком включения вентилятора. в процессе промывки после лимонки откуда то засопливило, но откуда именно не видно, так как потекло снизу и туда просто не добраться было.

тройник этот я снял, заново обтянул патрубки хомутами и поставил обратно — полет нормальный.
финальным действием было отмыть расширительный бочок от ила и собрать все обратно. все сделал, все гуд)))
ну и немного о антифризоизмещении системы охлаждения) где то я читал, что на тойотах с мотором 1JZ влазит около 6.5 литров жижи. принял это к сведению. когда покупал антифриз, хотел купить 8 литров (5 кг. канистру + 3 кг. канистру нордовские), но таких не оказалось, потому продавец говорит, ну мол, возьми 10 кг. и пусть на долив останется. нехотя пришлось брать) а уже в процессе мойки обнаружил, что влазит более 10 литров жижи, а когда заливал новый антифриз, то высчитал еще точнее — 10 кг. залетело смело, и еще место оставалось, на следующий день купил еще две 1 кг. канистры, залил. вошли полностью. и через несколько дней уровнь в расширительном бочке скорректировался и, я так думаю, пол кило туда еще влезет — итого имеем 12.5 кг. охлаждайки, как минимум. ничего так объемчик)) в два раза больше, чем на тойоте. видимо, трехрядный медный радик 3102 вмещает почти столько же жижи, как и вся стоковая система охлаждения на каком нибудь марке, например.
ну, на этом все. если кто то пожелает поделиться мнением по поводу использования антифриза, его марки, цвета, признаку (G12++, G11 и т.д.) то милости прошу. очень интересно почитать опыт использования антифризов и их последствия. ну и, так же, интересно мнение обывателей в частности об норде и пилоте)
всем спасибо, кто осилил))
Комментарии 4
Лил этой марки, зелёный, машина постоянно кипела… Сменил, все прошло.
речь о норде или пилоте?
Пилот
по ходу, действительно, кака редкостная )