Снова приветствуем всех наших дорогих подписчиков, а также посетителей нашего Блога.
В последнее время в процессе публикации отчетов о ремонтах, а также технических материалов про устройство тех или иных типов автоматических трансмиссий, мы наблюдаем существенное количество споров относительно того, какой тип трансмиссий всё-таки лучше?
Одни являются ярыми сторонниками автомобилей с классическими гидроавтоматами, другие приветствуют роботизированные коробки передач, третьи жалуют исключительно вариаторы и даже умудряются "проходить" на них не одну сотню тысяч километров без серьёзных поломок. И это мы ещё не рассматриваем сторонников авто с механической коробкой передач, коих тоже явно немало.
В сегодняшней статье мы проведём небольшой сравнительный анализ гидроавтоматов и вариаторов, как наиболее часто встречающихся типов АКПП. Взвесить плюсы и минусы этих трансмиссий, порассуждать об их пользе для экологии, а также понять, какой тип трансмиссии подарит Вам более яркие впечатления от вождения — задача данной публикации.

В процессе выбора и покупки нового автомобиля большинство автовладельцев обращают внимание на определённые факторы: тип двигателя, технические характеристики, элементы дизайна и многие другие. Однако, тип трансмиссии автомобиля – не менее важен, и должен быть едва ли не основополагающим при принятии решения. От правильного выбора трансмиссии зависит, как будет работать Ваш автомобиль и насколько надёжным он будет в процессе эксплуатации.
Хотя некоторые автомобили всё ещё выпускаются с механическими коробками передач, наиболее распространёнными типами являются автоматические или бесступенчатые трансмиссии (они же CVT, или Вариаторы). Автоматические трансмиссии используют наборы шестерён для передачи мощности от двигателя к колёсам, в то время как вариатор использует шкивы и ремни (цепи) для создания идеального передаточного отношения.

Современные автопроизводители, такие как Honda, Toyota и Nissan (а также большинство Китайских автопроизводителей) используют в новых автомобилях как CVT-трансмиссии, так и автоматические. Именно поэтому важно знать, какая из них лучше для Вас и как Вы можете извлечь из нее пользу.
Разница между вариатором и автоматической коробкой передач.
Выбирая между автомобилем с классическим гидроавтоматом и вариатором, важно понимать, чем они отличаются. По сути, автоматическая коробка передач использует от трёх до десяти фиксированных передач для поддержания идеальных оборотов двигателя в зависимости от скорости автомобиля. Автоматически переключая заданное количество передач, трансмиссия регулирует обороты двигателя автомобиля, чтобы обеспечивать его работу в расчётном диапазоне оборотов. Это помогает автомобилю поддерживать высокий крутящий момент и обеспечивать двигателю оптимальные условия работы, не перегружая его.

Автомобиль с вариатором делает то же самое, но у него нет фиксированных передач, как у обычной автоматической коробки. Вместо этого используется стальной тяговый ремень (или цепь), который перемещается радиально по паре конусных (ведущих) шкивов, жёстко связывая их с другой (ведомой) парой, создавая бесконечное количество передаточных чисел – именно поэтому вариатор называют бесступенчатой трансмиссией. Вариатор также делает это без участия водителя, но он может гарантировать, что автомобиль всегда работает с максимальной эффективностью, поскольку между передаточными числами нет промежутков, как в случае с традиционной автоматической коробкой передач.
Как работает традиционная автоматическая коробка передач?
Обычная автоматическая коробка передач работает с помощью гидротрансформатора, который подключён к двигателю, чтобы толкать трансмиссионную жидкость, которая передаёт мощность на набор шестерён. Благодаря этому водителю не нужно выжимать сцепление, когда автомобиль останавливается или переключает передачи.

Трансмиссия измеряет такие параметры, как скорость автомобиля, а также число оборотов двигателя и колёс, чтобы определить, какое передаточное число необходимо использовать в каждый конкретный момент. С помощью гидравлической системы трансмиссия комбинирует шестерни в нужных сочетаниях, чтобы двигатель мог работать в оптимальном диапазоне оборотов.
Как работает вариатор?
Бесступенчатая трансмиссия работает аналогично велосипедной передаче. В трансмиссии есть две пары противоположно расположенных конусообразных шкивов, которые соединены стальным ремнём либо цепью. Шкивы одной из пар перемещаются гидравликой относительно друг друга, и ремень перемещается по шкивам от меньшего диаметра к большему и обратно, создавая идеальное передаточное отношение для каждой возможной скорости.
Один шкив соединён с двигателем, а другой – с колёсами, положение ремня определяет передаточное отношение между ними. Поскольку в трансмиссии нет заданных передаточных чисел, вариатор всегда будет иметь оптимальное передаточное отношение, что для многих автовладельцев безусловно является преимуществом.

Плюсы и минусы автоматической коробки передач.
Плюсы
Больше ощущений/эмоций от вождения
Одним из самых больших преимуществ автоматической коробки передач является тот факт, что она обеспечивает более яркие ощущения за рулем. Поскольку Вы чувствуете, как переключаются передачи, Вы получаете гораздо бОльшую связь с автомобилем. Это особенно полезно, если Вы управляете большим внедорожником или собираетесь проехаться по бездорожью.
Когда Вы чувствуете переключения передач и знаете, на каком уровне оборотов двигателя находится Ваш автомобиль, Вы чувствуете себя гораздо увереннее за рулём. Кроме того, управление автомобилем будет намного интереснее – именно за подобные ощущения и непрерывную "обратную связь с автомобилем" множество автолюбителей предпочитают автомобили с механической коробкой переключения передач.
Более дешёвый ремонт
Ремонт трансмиссии – одна из проблем, которых автовладельцы боятся больше всего. В целом, ремонт автоматической трансмиссии – едва ли не самое дорогое "удовольствие" из видов ремонта автомобиля. Однако если у Вас обычная автоматическая коробка передач, Вы можете рассчитывать на то, что ремонт обойдётся Вам несколько дешевле, чем если бы у Вас был вариатор (а в нынешних условиях – тем более). Это связано с тем, что шестерни легче заменить, а весь механизм намного проще.

Если же у Вас CVT – Вам, возможно, придётся искать специализированный сервис по ремонту трансмиссий с техниками, не предлагающими отшкурить конусы имеющими опыт работы с этими типами автоматических трансмиссий, что может стоить немалых денег (однако, Вы всегда можете обратиться в ZFCENTER, и наши мастера помогут Вам решить проблему любого характера на любой автоматической и/или бесступенчатой трансмиссии).
Минусы
Больше выбросов в атмосферу
Когда Вы работаете с рядом фиксированных передаточных чисел в традиционных трансмиссиях, всегда будет теряться определенная эффективность. Если у Вас есть только трех-, четырех- или даже девятиступенчатая автоматическая коробка передач, Ваш двигатель может не всегда работать на оптимальных оборотах для той скорости, на которой движется автомобиль. Это увеличит количество выбросов, производимых автомобилем, и сделает его менее экологичным, чем автомобиль с вариатором.
Если Вы Грета Тунберг Вас беспокоит этот вопрос, Вам следует рассмотреть вариант с бесступенчатой трансмиссией, которая всегда будет работать на оптимальных оборотах для данных условий.

Снижение эффективности использования топлива
Тот же принцип ограниченного передаточного числа также снижает топливную экономичность автомобиля. В бесступенчатых трансмиссиях передаточное число всегда будет наиболее эффективно использовать мощность двигателя в зависимости от скорости автомобиля. В автоматической коробке передач оптимальное передаточное число может находиться где-то между передачами, установленными в трансмиссии.
Кроме того, переключение между передачами всегда сопровождается работой гидротрансформатора в режиме вискомуфты, что ведёт к дополнительным потерям КПД. Это может в конечном итоге обойтись Вам ощутимо дороже в плане расходов на топливо в течение многих лет.
Плюсы и минусы бесступенчатой коробки передач.
Плюсы
Более плавная работа
Одно из качеств, которое нравится людям в автомобилях с вариатором – их плавная работа в процессе езды, очень плавная и мягкая динамика. Поскольку ремень движется по конусам шкивов непрерывно, Вы не ощущаете переключения передач так, как это происходит в классической гидромеханике. Это обеспечивает более плавную езду и ощутимый комфорт в процессе езды. Если Вы регулярно отправляетесь в поездки или преодолеваете большие расстояния, это может сделать для Вас вождение гораздо более комфортным.

Более дешёвая эксплуатация
Одним из самых важных преимуществ автомобиля с вариатором является то, что он может обеспечить превосходную экономию топлива. Между передаточными числами нет разрывов потока мощности, как в автоматическом режиме, и гидромуфта не проскальзывает постоянно по маслу, а значит, вариатор всегда будет работать на оптимальных оборотах в зависимости от условий движения. Это обеспечит Вам оптимальную экономию топлива и облегчит нагрузку на Ваш двигатель.
Минусы
Дорогостоящий ремонт
В современных экономических условиях Вы можете столкнуться с достаточно дорогостоящим ремонтом вариаторов (хотя, стоит признать, что сие утверждение относится в принципе ко всем типам трансмиссий, равно как и разновидностям их ремонта). Устройство бесступенчатых трансмиссий, несмотря на простоту в процессе использования и работы, является весьма непростым и требует определённого подхода в процессе ремонта.

Шум
Одна из самых распространенных жалоб на вариаторы – это шум, который они издают, особенно на высокой скорости. Из-за системы "ремень-шкив" вариаторы издают постоянный гул, который может раздражать при длительной езде. Вот почему так важно провести полный тест-драйв любого автомобиля, который Вы собираетесь приобрести в автосалоне. Кроме того, почитайте отзывы людей, которые владели таким автомобилем в прошлом, чтобы понять, является ли гул проблемой.
АКПП vs. Вариатор. В ком сила, брат?
Возвращаясь к вопросу, вынесенному в заголовок нашей сегодняшней статьи, необходимо понимание того, какой режим вождения Вы предпочитаете и каковы Ваши требования к управлению автомобилем.
Если, например, для Вас важна экономия топлива, или же в наше непростое время Вы спасаете китов Аляски успеваете заботиться об экологии и хотите уменьшить количество выбросов, то вариатор будет лучшим выбором, потому что он обеспечит наилучшую топливную экономичность.
Если же Вы хотите получить более захватывающие ощущения от вождения, то Вам больше подойдёт автоматическая коробка передач, поскольку она обеспечивает увлекательное, связанное ощущение, которое нравится многим людям.

Выбирая между вариатором и гидроавтоматом, Вы должны подумать о совокупной стоимости владения автомобилем. Хотя вариатор обеспечивает лучший расход бензина, его ремонт в случае возникновения проблем может обойтись дороже. Если же Вы тщательно ухаживаете за своим автомобилем, это может и не стать проблемой, но никогда не знаешь, когда могут возникнуть неполадки с трансмиссией, связанные с условиями эксплуатации, а любая неисправность может серьёзно ударить по Вашему кошельку.
А если Вы всё же хотите для себя выяснить, в ком же сила и какая трансмиссия наиболее эффективна с точки зрения цен/эксплуатации/удовольствия от езды – предлагаем делиться Вашим мнением в комментариях. Нам очень важны Ваши отзывы и интересы в целях дальнейших рассуждений об устройстве автоматических трансмиссий. Особенно интересно мнение владельцев вариаторов, почти не приезжающих в ремонт (Subaru, Toyota, Audi).
Также, приглашаем Вас ознакомиться с ранее вышедшими материалами об устройстве гидроавтоматов и вариаторов в нашем техническом блоге:
С чего начинается износ вариатора (CVT). И как понять, что вариатор скоро "приедет"?
X-tronic CVT. Особенности конструкции вариаторов Jatco. Плюсы и минусы.
Особенности вариаторов Jatco JF016 и JF017. Приговор обжалованию не подлежит?
Лучший 8-ступенчатый гидроавтомат? Проблемы АКПП ZF 8HP** на примере BMW 3-Series (F30).
Конструктивные особенности, достоинства и недостатки АКПП ZF 8HP70/75.
------------------
Если Вам понравился материал – поставьте ЛАЙК и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш Блог, чтобы не пропустить новые публикации! Мы стараемся для Вас!
Остались вопросы? Звоните, пишите в WhatsApp +7 (926) 209-26-79, в комментариях или на почту info@zfcenter.ru
Все, что скрывается за кулисами нашего технического центра вы можете увидеть на нашей официальной странице VK Видео. Никакой теории – только самое интересное из производственного процесса.
А чтобы не пропустить другую интересную и полезную информацию – подписывайтесь на наши ресурсы:
Dzen: dzen.ru/zfcenter
Rutube: rutube.ru/channel/32258596/
Телеграм: t.me/zfcenter
Если же Вам потребуется высокопрофессиональный ремонт АКПП, гидроблока, гидротрансформатора – обращайтесь! Будем рады Вам помочь.
У НАС БЕСПЛАТНАЯ ДИАГНОСТИКА АКПП. Без обязательств по дальнейшему ремонту.
Эвакуатор по Москве – БЕСПЛАТНО (при условии ремонта в нашем техническом центре).
Наш адрес: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 31 стр.1.
Наш официальный сайт: zfcenter.ru/
Телеграм-бот для записи в сервис: t.me/ZF_Center_Bot
Если Вы находитесь (проживаете) не в Москве, то НЕТ НИКАКИХ ПРОБЛЕМ с ремонтом АКПП у нас. Вы можете отправить нам либо демонтированную коробку транспортной компанией, либо машину на автовозе. Подробности об этой комплексной услуге – ТУТ.



Комментарии 29
я бы еще отнес к плюсам вариатора безопасность. Отстутствие скачков момента на скользкой дороге очень полезно в повороте, да и по прямой
Недавно катался с тетенькой на механике, которая искренне считала что на скользкой дороге лучше выбирать передачку пониже и очень удилялась, почему же так некомфортно за рулем
Почему не ставят вариаторы на относительно мощные полноприводные машины с двигателями 4.0 и выше. Типа прадиков, или немцем турбированных с моторами 3.0+
Не говоря уже о совсем мощных авто наподобе ауди, БМВ, мерседес с мощностью 500+
Наверное учитывая выше будет понятно что для мелких монопривлдных повозок может быть вариатор
Для всего остального zf8
Лучше ZF6)
Red064
Почему не ставят вариаторы на относительно мощные полноприводные машины с двигателями 4.0 и выше. Типа прадиков, или немцем турбированных с моторами 3.0+
Не говоря уже о совсем мощных авто наподобе ауди, БМВ, мерседес с мощностью 500+
Наверное учитывая выше будет понятно что для мелких монопривлдных повозок может быть вариатор
Для всего остального zf8
Потому, что вариаториработает за счет коэффициента трения, а он конечен, вообще это дело для малолитражек, поэтому они сильно ограничены по крутящему моменту.
Red064
Почему не ставят вариаторы на относительно мощные полноприводные машины с двигателями 4.0 и выше. Типа прадиков, или немцем турбированных с моторами 3.0+
Не говоря уже о совсем мощных авто наподобе ауди, БМВ, мерседес с мощностью 500+
Наверное учитывая выше будет понятно что для мелких монопривлдных повозок может быть вариатор
Для всего остального zf8
дело мелких малолитражек — отдуваться в экономии за всех, потому что их — большинство
Было бы интересно, сравнение с e-CVT с планетарной передачей и без ремней, которую активно применяет TOYOTA.
Сила в бесступенчатых трансмиссиях гибридов Toyota. Максимально просто и надежно.
Вариатор более капризная трансмиссия, потому в топку, 2 раза владел такими машинами, экономии там нет, все это маркетинг, так как в производстве вариатор дешевле. Я считаю что варик можно устанавливать на авто 100-120 лс, мощные тачки на ремне — утопия)))
Чем она капризная? Всего лишь не дубасить на холодную. И не шпарить более 30 минуть на одной скорости по трассе.
Хотя автомату это тоже противопоказано. Только автомат не слишком сильно страдает от холодной езды. А вот перегрев обоих трансмиссий чреват последствиями. На выскокой скорости что у одной что у другой масло не скидывается на радиатор для охлаждения. не знаю как на акпп. А у вариатора 20 атмосфер в это время в системе. Ни один шланг это не выдержит. А ставить металлизированные гидро шланги экономически не целесообразно. Да и радиатор не каждый выдержит такой давление.
В смысле "не скидывается", а куда оно девается?! Объем то масла конечен, его не больше и не меньше.
Не скидывается на радиатор.
По программе есть смотреть. То клапан который регулирует давление открыт в районе 1-2%
Это мизер. И если долго дубасить по трассе 140. То масло начинает перегреваться. Если начинать тормозить. То клапан открывается и сбрасывает на радиатор горячее масло.
Так что хоть 500 радиаторов допом поставь. Поможет только доп оребрение поддона.
А как же утверждение граждан, что после установки дополнительного радиатора температура вариатора не поднимается выше приблизительно 80 + градусов, а без оного была под сотню?
Не, понято, что радиатор не полнопоточный.
Думаю вы не правы.
Можешь думать что хочешь.
Я смотрю показания своей машины в режиме онлайн.
Рабочий режим Коробки 90 градусов.
Че там у кого не поднимается я не в курсе. Это возможно уже возраст 🤣
Наверно, на старых машинах так и было.
На новых все нормально, часть потока идет через радиатор, для охлаждения с лихвой.
OpenHeimer
Чем она капризная? Всего лишь не дубасить на холодную. И не шпарить более 30 минуть на одной скорости по трассе.
Хотя автомату это тоже противопоказано. Только автомат не слишком сильно страдает от холодной езды. А вот перегрев обоих трансмиссий чреват последствиями. На выскокой скорости что у одной что у другой масло не скидывается на радиатор для охлаждения. не знаю как на акпп. А у вариатора 20 атмосфер в это время в системе. Ни один шланг это не выдержит. А ставить металлизированные гидро шланги экономически не целесообразно. Да и радиатор не каждый выдержит такой давление.
Ну те на круизе 150 км/м москва- Питер вариатор не выдержит?
Автомату хоть бы хны и даже на существенно бОльших скоростях
Человек говорил что на новых доработали. Хз. Надо проверять температуру при езде.
OpenHeimer
Чем она капризная? Всего лишь не дубасить на холодную. И не шпарить более 30 минуть на одной скорости по трассе.
Хотя автомату это тоже противопоказано. Только автомат не слишком сильно страдает от холодной езды. А вот перегрев обоих трансмиссий чреват последствиями. На выскокой скорости что у одной что у другой масло не скидывается на радиатор для охлаждения. не знаю как на акпп. А у вариатора 20 атмосфер в это время в системе. Ни один шланг это не выдержит. А ставить металлизированные гидро шланги экономически не целесообразно. Да и радиатор не каждый выдержит такой давление.
Разница в том, что поле капремонта акпп ещё проедет 200+, а варик 50-60, неремонтопригоден. Все, что может привести к проскалльзовпнию ремня, его убивает, банальный резкий заезд на бордюр или буксировка, не говорю уже про бездорожье с буксом и активную езду, в о общем дедушки на коробка.
И какой автомобиль оборудованный вариатором для этого всего предназначается ?
Никакой, они все для спокойной езды.
Тогда к чему твой комментарий?
Капитан очевидность, перелогиньтесь 😁
К тому, что дерьмо, а не трансмиссия, капитан недопонимайность.
А ты гвозди молотком забиваешь или кирпичом?
Что под руку попадётся…
Тогда понятно.
Ну слава Богу)
Ksaers
Никакой, они все для спокойной езды.
Наверное новый Тойотовский вариатор со стартовой механической передачей
Ksaers
Разница в том, что поле капремонта акпп ещё проедет 200+, а варик 50-60, неремонтопригоден. Все, что может привести к проскалльзовпнию ремня, его убивает, банальный резкий заезд на бордюр или буксировка, не говорю уже про бездорожье с буксом и активную езду, в о общем дедушки на коробка.
а что в варике неремонтопригодного? неремонтопригодное меняется прекрасно
Ну да, на бу с разборок и восстановлены детали.
Ksaers
Разница в том, что поле капремонта акпп ещё проедет 200+, а варик 50-60, неремонтопригоден. Все, что может привести к проскалльзовпнию ремня, его убивает, банальный резкий заезд на бордюр или буксировка, не говорю уже про бездорожье с буксом и активную езду, в о общем дедушки на коробка.
Не знаю- и буксовал не раз, и ездил активно, пробег 260 000- варик работает.