«ТАСС сообщает: вчера в Амурской области китайскими военными был обстрелян мирно пашущий советский трактор. В ответ трактор подавил огневые точки противника. СССР заявил ноту протеста и в своем заявлении сообщил Пекину, что в случае повторения агрессии на советские поля будут выведены сеялки, веялки и комбайны с вертикальным взлетом».
Друзья, всем привет и с наступающими! В каждой шутке, как говорится, есть лишь доля шутки. Вот и в этом бородатом анекдоте тоже. Ведь на самом деле практически любой транспорт в СССР размером хоть немного покрупнее «легковушки» был, так сказать, двойного назначения. И на эту тему у меня подряд будет целых два поста. Первый – про автобусы. Взять вот, к примеру, автобусы ЛАЗ знаменитой 695-й серии. Те самые, которыми еще не так давно были наводнены улицы большинства наших городов. Никогда не замечали, что в правой части морды у них сделан здоровенный люк?

А знаете, зачем нужен этот «портал»? Сейчас покажу, только на примере более старого ЛАЗа – «горбатого», модели 695Б. Вот таким вот образом он открывался:


А вот таким вот образом использовался:



Как видно, он служил для погрузки в салон носилок с больными и ранеными. Ведь все автобусы в СССР считались мобилизационным резервом и в «особый период», то бишь во время боевых действий, подлежали переоборудованию в санитарный транспорт. Все сиденья, за исключением нескольких, вытряхивались из салона, а вместо них устанавливались «этажерки» для крепления носилок, укладки с предметами для ухода за ранеными, питьевые бачки, светомаскировочные шторы и т.д. В собранном виде в салоне того же ЛАЗа это выглядело так:

А вот так – в ЛиАЗе-677:


В ЛиАЗе, кстати, никаких дополнительных люков ни в передке, ни в задке не было, ибо ширина служебных дверей свободно позволяла осуществлять загрузку носилок прямо через них. А открытые ширмовые дверки ЛАЗов достаточного просвета в дверных проемах уже не оставляли.


Что характерно, никакого «колхоза» при подобном переоборудовании не требовалось, поскольку все необходимые унифицированные закладные элементы для последующей установки стоек и подвесов для носилок устанавливались в салонах всех отечественных автобусов еще на заводе! А городские автобусы ЛиАЗ-677, например, получали дополнительно еще съемный кронштейн, который при переоборудовании в «санитарку» надлежало установить на задней части кузова, чтобы затем повесить на него «запаску». В обычной-то рейсовой эксплуатации 677-му возить с собой запаску не полагалось вовсе – случись что, ему на помощь должна была прибыть из парка «техничка» с «запаской». Но с учетом реалий своего времени многие водители городских ЛиАЗов предпочитали возить запасное колесо с собой: кто-то городил самодельное крепление в салоне, а кто-то как раз благополучно использовал тот самый кронштейн из комплекта типового санитарного оборудования.

А теперь – небольшая ретроспективная пробежка по более мелким советским автобусам, начиная от самых маленьких. Вот переоборудованный салон микроавтобуса РАФ-977:



В старые круглые «пазики» грузить носилки полагалось через люк в задней стенке кузова:



В курганские «коробочки» грузить раненых было еще проще, ведь у них сзади была полноценная дверь!

Думаете, в наше время автобусы уже не переделывают в «санитарки»? Как бы не так! Комплекты типового санитарного оборудования по-прежнему в ходу, и их вовсю используют в армии. Вот буквально три месяца назад встретил на улице сразу два полноприводных ПАЗ-3206 с санитарным оборудованием – через окна видны стойки и ремни для подвешивания носилок.

Продолжение про комбайны с вертикальным взлетом следует!

Комментарии 91
Затронул в своем БЖ тему "техники двойного назначения" и гуглив, наткнулся на Твой БЖ… Удачи, собрат!)
Совок так усердно готовился к завоеванию всего мира, что аж сам развалился.
Несколько дней назад в московский музей Городского транспорта пришёл из одного парка МГТ санитарный ЛиАЗ с хранения
на ГАЗ-69 тоже были крепления для носилок
Большое спасибо за статью!
Спасибо, очень интересно. А я ещё думал, зачем в пазике этот бомбалюк?
Позновательно. Так как уже неслужил в советской армии
Обычное явление. Мы тут прыгали с МИ-26, так он на половину был носилками заставлен в несколько ярусов!
крутое фото, особенно понравились сандали на мужике с телефоном
Это в порядке вещей! Для проветривания…
Самый классный момент — это момент отделения с борта!
эпичное фото. долго разглядывал. сандали так и не увидел
Не туда нужно смотреть, а в обратную сторону — там было интереснее!
Круто. А если бы парашюта за спиной не было бы, она также бы смело сидела?
Мы даже не задумываемся об этом :))) Вот, ещё одну потащили:
Вот так и надо жить. Что бы с запасом.
И для армии и работы и для себя.
А то все расслабились и зимой вон гоняют с пустыми баками, без тросов и прочего…
огчень интересно надо же не знал
Спасибо, с удовольствием узнал!
Когда работал в автопарке — устраивали даже учебные тревоги, переоборудование под санитарку на время. Премии такие очень нехилые выписывали выигравшим. А продувшим — общественное порицание :))) Эти мероприятия проводили видать по инерции — СССР уже не было. А потом на все забили вообще. И сам автопарк в скорости распался.
В "круглом" ПАЗике тесно да, но еще боюсь представить если сорвутся носилки (например на большой колдобине или…), а под ними сидит легкораненый (будет сразу тяжелораненый))))!
Спасибо за статью, жду часть 2!
Под новый год нужно бы продолжить викторину!
Про викторину — да работы очень много просто, не помню уже, когда "выходной" себе устраивал прошлый раз… Попробуем вернуться к теме на днях, да.
С нетерпением жду.
Очень интересная статья.
Во времена ссср в автобусных парках хранились мед оборудование для переоборудования автобусов на случай войны.
а я ещё думал, почему поручни в автобусах были именно такие, как из больничных палат…
Интересно! Спасибо за информацию
слава богу не пригодилось
В 1995 году отец получал новый автобус ПАЗ 32051(пассажирский с 2 дверями). Так у него были предусмотрены точки крепления для носилок, стоек и т.д. Была даже инструкция по переоборудованию
В 97-м уже не было…
обычное дело, в СССР всегда готовились к войне
Спасибо, очень интересный материал!
в икарусах есть такое?
Нет, они же в Венгрии делались.
Однако, возможность переоборудовать для санитарных нужд 260 имелась. Такая машина была, например, в смоленской автоколонне.
последнее фото — это на Союзной (у несуществующего более здания), эти ПАЗики там постоянно "тусуются"
Да там много интересной военной техники проездом регулярно "тусуется" ))
Очень интересно.
На счет санитарного люка на ЛАЗах давно уже в курсе, а вот про кронштейн запаски на ЛиАЗе это было откровение.
Честно говоря, всегда думал, что кронштейн шел только с городской версией автобуса. На МБ под задним полом со стороны водителя был люк, куда успешно пряталось запасное колесо
Видел фото ЛиАЗа 677 в какой-то военной академии или на военной кафедре в санитарном варианте. Лайк Нью. Интересно где и жив-ли. Фото было сравнительно свежее.
Так всё разумно. У нас и макароны калибра 7,62мм. были.
Раньше для всего полноприводного транспорта мобпредписания выдавались.
Не только макароны, но ещё и папиросы такого же калибра.
Кстати, да.
Mikhail-Utrish
Так всё разумно. У нас и макароны калибра 7,62мм. были.
Раньше для всего полноприводного транспорта мобпредписания выдавались.
А ещё и консервные банки размером с боевую часть гранаты в союзе были
Ну, тогда уже и мыло отливалось в формочках от толовых шашек.
Так вот о чём и речь. В Союзе много какого произвлдства при минимальных изменениях в оборонку превращалось
Mikhail-Utrish
Так всё разумно. У нас и макароны калибра 7,62мм. были.
Раньше для всего полноприводного транспорта мобпредписания выдавались.
Когда на тракторные права сдавал на занятиях по теории про "Кировец" К-700 рассказывали-замена навески на гидрокрюк, занимающая всего полчаса и вместо трактора аэродромный тягач для боевых самолетов и вертолетов.
т150 гражданский от военного скорстными мостами отличался
Mikhail-Utrish
Так всё разумно. У нас и макароны калибра 7,62мм. были.
Раньше для всего полноприводного транспорта мобпредписания выдавались.
не только полноприводный. в случае бд весь транспорт с окресных предприятий проходил то для использования его в армии
Это так, но имелось ввиду, что частный транспорт тоже не принадлежал владельцу в полной мере.
Mikhail-Utrish
Так всё разумно. У нас и макароны калибра 7,62мм. были.
Раньше для всего полноприводного транспорта мобпредписания выдавались.
Вы это серьёзно?
Что именно?
Про макароны 7,62
Да. У нас в советское время почти все заводы имели двойное назначение.
Я уже по не знанию подумал что макаронами стрелять можно.
Просто фильеры, сквозь которые продавливается тесто, могут быть очень быстро переналажены на формовку гильз того же калибра. Макаронам-то всё равно, какого они размера, а вот патронам нет.
Гильзы обычно имеют диаметр намного больше калибра пули. Исключения нечасты.
Круизные теплоходы у нас все в плавучие госпитали превращались по взмаху волшебной палочки минобороны)) тоже изначально в проект задлжено было.
Были даже Пазики, у которых спереди был выведен вал от двигателя и цеплялся механизм с колесом, который мог рыть траншею для захоронения. Машина ехала сверху, а из заднего люка можно было сбрасывать трупы. Прозвише у таких машин было "шито-крыто".
Это шутка?
Нет.
Да-а-а, в СССР всё было гораздо серьёзней, чем я представлял. А как потом эта трашея закапывалась?
Солдаты, или бульдозер. Была целая система, которая была разработанна для быстрого захоронения большого колличества людей. Это на случай каких-то техногенных аварий, природных катаклизмов, войны. Эти машины использовали после землетрясения в Спятаке.
Спасибо.
А на 695-х разве не исчез этот "рудимент" еще в середине 80-х? Просто есть у нас на базе такой агрегат (695Н) 86-го года, так я у него и внутри следов от люка не наблюдаю и снаружи. Да и щит панели внутри у них цельный, там резать надо, по-моему.
В середине 90-х исчез люк
Значит у нашего заделали хорошо. Но все равно, в любой 695-й "беспеределак" носилки не войдут- кусок панели надо удалить и в М-ке, и в Е-шке и в Н-ке.
Да, снизу там много разбирать. Но куда деваться… Издержки.
SilverGhost1400
Значит у нашего заделали хорошо. Но все равно, в любой 695-й "беспеределак" носилки не войдут- кусок панели надо удалить и в М-ке, и в Е-шке и в Н-ке.
Законопаченный люк был даже на 697 и 699) Панели одни и те же, но сделаны заподлицо и не имели возможности открываться
Nikolay-Markov
В середине 90-х исчез люк
в 1991
Да все для войны, для победы.А вдруг чё…
"Это не «двухсотый», это «сотый»!"
И не сотый это, сотый — это боеприпасы. На фото "груз-300".
Хорошая статья, многое узнал впервые.
И кстати, у нас в городе некоторые 677-е ЛиАЗы ездили с запасками как сзади на внешнем подвесе, так и на задней площадке в салоне.
Сам не раз на запасках внутри салона сидел)))
Козырное место было! По крутости уступало только переднему продольному дивану.
Это точно!
DanZL
"Это не «двухсотый», это «сотый»!"
И не сотый это, сотый — это боеприпасы. На фото "груз-300".
Хорошая статья, многое узнал впервые.
И кстати, у нас в городе некоторые 677-е ЛиАЗы ездили с запасками как сзади на внешнем подвесе, так и на задней площадке в салоне.
Точно, спасибо ))
Лет несколько назад в местной автоколонне видел 3 квадратных дизельных ЛиАЗа в окраске хаки, с красным крестом вместо номеров маршрутов и с носилками в салоне.
Автоколонны обязаны держать в резерве такие санитарки
Я согласен. Если будет возможность, то расскажите про них, пожалуйста.
Nikolay-Markov
Автоколонны обязаны держать в резерве такие санитарки
Очень интересная статья. Спасибо!
Nikolay-Markov
Автоколонны обязаны держать в резерве такие санитарки
В скольких автоколоннах работал, никаких подобных резервов не было. А вот стандартные автобусы переделывали. Откручивали сиденья в салоне и заново их прикручивали к общей шине. Что бы в "случае чего" сразу демонтировать весь ряд, а не "ковыряться" с каждым сиденьем по отдельности.
Вот конкретно в автоколоннах такие "санитарки" и должны стоять в резерве по требованиям ГО.
Ключевое слово-"должны".)
В 90-е таких не видел. Может в А/К№1809 и были…
Darkstorn-666
Лет несколько назад в местной автоколонне видел 3 квадратных дизельных ЛиАЗа в окраске хаки, с красным крестом вместо номеров маршрутов и с носилками в салоне.
В МТА ещё много подобного до сих пор
Издалека второй ПАЗик кажется недоприводным :) но ступица выдает.
Ну "горб" то между колёсами чётко виден. :-)
Ну да, в ритуалках задний люк используют по прямому назначению.
Большое спасибо, очень хороший обзор!
А ещё с оглядкой на мобилизационный резерв существовало правило дублировать номерной знак на заднем борту автобусов и грузовиков. Чтобы, в случае чего, посредством бинокля издалека руководить маневрами.
Нет. Раньше ПДД предписывало дублировать.
Это понятно, что ПДД. Но откуда и зачем взялась такая норма, не с потолка же? Ответ я как раз написал.
Ну так логично же, автобус для этих целей куда как больше тентованного кузова подходит
Немножко мрачная оговорка, во многих автобусах эти "кормовые" люки и двери назывались "гробовыми", почему я думаю объяснять не надо.
А так очень даже интересно было почитать.
Потому что люди видели машины "Ритуал", всё понятно. ПАЗики, КаВЗы да всякие "барбухайки".