В мае 1960 года лейтенант ВМФ США Роберт Филипс узнал, что неподалеку от его места службы продается гоночный Ferrari. И действительно, проехав всего 20 км, он обнаружил в мастерской дилера Rambler красный автомобиль в плачевном состоянии без колес. Сначала он даже идентифицировал его, как Devin — была такая мелкосерийная американская марка тех лет, но надпись Ferrari на грязной клапанной крышке говорила об ином. Роберт принял решение спасти машину.

На тот момент, он не знал никаких подробностей. Однако, на сегодняшний день история этого на самом деле легендарно голубого Ferrari считается самой полной и задокументированной из всех гоночных машин марки. Это Ferrari 500 Mondial Series II выпуска 1955 года, шасси номер 0556 (0446) MD. Сама модель Mondial относится к так называемому семейству Monza 1953-57 годов: двухместные гоночные машины, оснащенные рядными 4-цилиндровыми двигателями конструкции Аурелио Лампреди. Такая схема была необычной для Ferrari, но у фирменных для марки моторов V12 пик крутящего момента находился очень высоко и, в качестве решения, в 1951 году появился четырёхцилиндровый агрегат. Дальнейший успех мотора в машинах Формулы-2 стимулировал идею применить схожий агрегат и для автомобилей чемпионата World Sportscar Championship. Более того, в связи с уходом Alfa Romeo, чемпионаты мира Формула-1 в 1952 и 1953 годах тоже проводились по регламенту класса Формула-2 и оба года их выиграл Альберто Аскари за рулём Ferrari с "рядной четверкой" Лампреди, что и стало поводом для марки назвать следующую машину 500 Mondial (то есть "мировой (чемпионат)"; в то время как "500" являлось типичной для Ferrari отсылкой к объему одного цилиндра двигателя). Конкретно Ferrari 500 Mondial Series II производились в 1955 году и отличались от машин первой серии выпуска конца 1953 года усиленной рамой из овальных труб, модернизированной передней подвеской, новой 5-ступенчатой МКПП-transaxle и увеличенным до 150 литров бензобаком. Ну а их по-прежнему 2-литровый двигатель Tipo 111 мощностью 170 л.с. был доработан согласно опыту, полученному в сезоне 1954 года в Формуле-1.

3 мая 1955 года шасси 0556 (0446) MD доставили заказчику — известному французскому гонщику Франсуа Пикару. Именно по его заказу кузов работы Scaglietti выкрасили в голубой цвет, поскольку французским гоночным машинам тех лет положено было иметь именно такой окрас, геральдический синий Bleu de France. Кстати, двойной номер кузова у данного экземпляра объясняется успешной попыткой Энцо Феррари сэкономить на французских таможенных пошлинах: фактически, шасси маркировались не так, как было записано в документах завода Ferrari. Вскоре после приобретения Пикар с напарником Полем Маре вышли на старт 24-часовой гонки Гран-При Парижа, но экипаж сошел по технической причине. После гонки неудовлетворенный Ferrari Франсуа Пикар продал машину итальянцу Джино Мунарону, но тот, поучаствовав в нескольких местных гонках 1955 года, вообще вернул Mondial назад в Ferrari к октябрю.

В это же время президент Венесуэлы Маркос Перес Хименес, классический южноамериканский диктатор того периода, задумал сделать свою страну привлекательной для международных автогонок на свежепостроенной трассе в Каракасе. И чтобы подогреть интерес к первому Гран-При Венесуэлы, предложил Энцо Феррари выставить на старт заводскую команду Scuderia Ferrari с условием, что Венесуэла оплатит транспортные расходы на участие итальянцев. Коммендаторе согласился и выделил три машины: Ferrari 875 S с 3,4-литровым 4-цилиндровым мотором для Эугенио Кастеллотти, шестицилиндровый Ferrari 121 LM для Умберто Маджоли и… тот самый Ferrari 500 Mondial Series II для Гарри Шелла. Обычно 2-литровые Mondial предназначались для clienti, но сделали исключение просто потому, что венесуэльцы за все платили, а эта машина, по-прежнему окрашенная в голубой французский цвет, стояла без дела на складе. На старт Гран-При Венесуэлы 6 ноября 1955 года вышло 12 Ferrari включая три упомянутых заводских автомобиля, восемь Maserati, а также два Gordini, два OSCA и один Porsche. Чиновники хорошо сделали свою работу, так как протокол гонки пестрел легендарными именами: Хуан-Мануэль Фанхио, Луиджи Муссо, Альфонсо де Портаго, Луи Широн, Фил Хилл… В первом же круге гонки двигатель на болиде Кастеллотти отказал и Scuderia Ferrari приняли решение пересадить своего лучшего пилота на машину Гарри Шелла. Умберто Маджоли тоже вскоре сошел, а вот Кастеллотти на 2-литровом Mondial голубого цвета смог прийти пятым в общем зачёте и первым в классе "до 2 литров". Победа досталась Фанхио. В историю марки Ferrari эта гонка и шасси 0556 (0446) MD вошли как единственный прецедент, когда заводская команда официально выступала на автомобиле не красного цвета!

Месяц спустя автомобиль приобрел Порфирио Рубироса — один из тех людей, про чью жизнь можно снимать приключенческие фильмы. Этот потомственный дипломат из Доминиканской республики был ближайшим соратником президента-диктатора Рафаэля Трухильо, бывшим мужем его дочери и вообще занимал в стране уникальную должность "инспектор посольств", но по слухам на деле служил политическим агентом и наемным убийцей. Рубироса также был плейбоем мирового масштаба: в числе его многочисленных постельных подвигов романы с Мэрилин Монро, Евой Перон, Ритой Хэйворт и Жа Жа Габор, а свой роскошный образ жизни он финансировал из разделов имущества со своими богатыми жёнами, коих сменил пять (включая американку Барбару Хаттон, чей единственный сын Лэнс Ревентлоу прославился, как автогонщик и конструктор гоночных машин Scarab). Главными хобби Порфирио Рубироса были поло и автогонки и, в итоге, оба увлечения стали причиной его гибели: ранним утром 5 июля 1965 году в Париже его Ferrari 250 GT врезался в дерево во время поездки домой после ночи бурного празднования победы Порфирио в кубке Франции по поло…

Но во время истории Рубиросы с шасси Ferrari 0556 (0446) MD в 1955-56 годах до этой трагической минуты было ещё далеко. Доминиканец распорядился доставить свежекупленный Ferrari на Багамы, где успешно принял участие в нескольких гонках: победа в 2-литровом классе на Governor's Trophy, затем второе место в классе на Alberto Ascari Memorial Trophy. А под управлением не самого Рубиросы, а нанятого им пилота Эда Лункена, Mondial пришел и к победе в своем классе в самом престижном местном событии — Nassau Trophy. После удачного тура по Багамам, Ferrari перевезли в США, перекрасили в тёмно-синий цвет и 21 марта 1956 года экипаж в составе Порфирио Рубиросы и американца Джима Паули пришел 10 в общем зачёте и первым в классе "до 2 литров" престижнейшего марафона "12 часов Себринга". Занятно, что победу в той гонке одержал новенький заводской Ferrari 860 Monza под управлением Фанхио и Кастеллотти, а второе место досталось другому заводскому экипажу Scuderia Ferrari — Гэри Шеллу и Луиджи Муссо. Таким образом в обоих экипажах Ferrari были пилоты, которые до этого управляли 0556 (0446) MD во время Гран-При Венесуэлы. Ну и стоит упомянуть, что четвертыми в общем зачёте финишировала пара заводских гонщиков Aston Martin: британец Рой Сальватори и американец из Техаса Кэрролл Шелби, только начинавший свою международную гоночную карьеру…

В мае 1956 года Рубироса продал Ferrari 500 Mondial бывшему пилоту-истребителю Чаку Хассану из Огайо. Тот участвовал на ней в местных американских гонках с неплохими результатами и в процессе перекрасил в типичный для итальянской марки красный цвет Rosso Corsa. Через три года Хассан уступил шасси 0556 (0446) MD следующему хозяину — Роберту Риди Дэвису. По роду деятельности Роберт был коммивояжером, а Ferrari купил для выступлений в гонках серии USAC Road Racing Championship и других подобных мероприятиях. Через восемь стартов, во время гонки на трассе Road America в сентябре 1959 года у Mondial заклинило заднюю ось. Поскольку четырехлетний гоночный болид к тому моменту пережил уже 28 гонок на трёх континентах, общее состояние его было критическим и машина имела множество технических проблем даже без учёта заклинившей оси. Дэвису не везло в поиске толковых специалистов по Ferrari в родной Индиане, поэтому зимой он на трейлере перевез ее в Калифорнию, где в итоге оставил на хранение у дилера Rambler в Ричмонде и так и не придумал, что делать с машиной…

Именно тут в бурной истории машины появляется лейтенант Филипс, служивший в Окленде (пригород Сан-Франциско). Он посетил дилера Rambler, нашел Ferrari и сторговал её за $2225 (то есть около $19000 по курсу 2018 года), но эта сумма составляла 2/3 его годового жалования, поэтому пришлось взять кредит. Более того, Филипс понимал, что у него не хватит денег на профессиональный ремонт машины, поэтому уговорил начальника СТО авиабазы ВМФ Аламеда, где он и служил, позволить ему хранить и работать над Ferrari на территории ремзоны. Там лейтенант за 9 месяцев в свободное время освоил профессию автомеханика и привел "уставший" болид в боевое состояние. Он перебрал двигатель, КПП и отрихтовал кузов. По завершению работ в марте 1961 года, офицер флота на своем 500 Mondial прошел обучение на автогонщика и получил лицензию ассоциации SCCA. Филипс успел успешно поучаствовать в трёх гонках за месяц, пока ВМФ не перевёл его на службу в Турцию. Возвратившись в США через два года, Роберт получил повышение и новое назначение в Центре обеспечения ВМФ в Нью-Джерси. Все это время Ferrari хранилась в Калифорнии, но вернувшийся хозяин лично перегнал ее с Западного побережья на Восточное. По пути он даже попал в снежную бурю в штате Нью-Мексико, но вообще само путешествие на гоночном автомобиле через всю страну — буквально подвиг! На новом месте Филипс закончил гоночные курсы на трассе в Лайм-Рок и заявлялся на старт еще нескольких гонок. Постепенно, он отошёл от настоящего автоспорта, но всегда продолжал ездить на своем Ferrari и активно принимать участие в различных мероприятиях, связанных с этой маркой.

В 1988 году Роберт Филипс ушел из ВМФ США в отставку за выслугу лет, сделав прекрасную карьеру и находясь в чине контр-адмирала. К тому времени в кругах автомобильных коллекционеров благодаря своим познаниям он считался мировым экспертом по 4-цилиндровым Ferrari, а его машину называли не иначе, как "адмиральский Ferrari". И к концу ХХ века он начал воплощать проект реставрации-консервации, поручив известному специалисту по марке Дэвиду Карте аккуратно восстановить шасси 0556 (0446) MD в состояние нового автомобиля. Так были устранены все последствия более, чем 40-летней гоночной истории и, что наиболее заметно, кузов работы ателье Scaglietti снова получил голубой окрас Bleu de France. В 2008 году, когда многолетние работы подходили к концу, друзья номинировали Ferrari адмирала для участия в престижнейшем Pebble Beach Concours of Elegance. К ужасу хозяина и реставратора, организаторы одобрили заявку, поэтому им пришлось срочно заканчивать проект к августу. Им это удалось и на конкурсе машина не только получила награду в своем классе, но также специальный Кубок Энцо Феррари, как лучший представленный Ferrari по мнению двух судей — Жана Тодта и Пьеро Феррари! С тех пор адмирал участвовал в 18 различных конкурсах элегантности, собрав 33 награды. Из шести мероприятий, где применялась 100-балльная система оценки автомобилей, в пяти случаях его Ferrari получил высший балл и однажды 99,5 баллов. Что особенно потрясает, так это готовность машины к эксплуатации. В отличие от многих коллекционных экземпляров, не знающих ничего, кроме кондиционируемого гаража и перевозки на эвакуаторе к месту проведения конкурса, адмиральский болид по-прежнему готов к гонкам и вполне способен быстро ездить по треку!

Насколько известно, это самый длительный срок пребывания гоночного Ferrari в одних руках за всю историю марки. Как правило, столь длинные истории взаимоотношений любящего владельца и эксклюзивного автомобиля заканчиваются довольно грустно — после смерти хозяина, наследники выставляют дорогое имущество на продажу. В данном случае, к счастью, Роберт Филипс здравствует и просто пришел к пониманию, что, хотя он относится к машине, как к члену семьи, после 58 лет вместе пришла пора передавать свою драгоценность следующему ценителю. Поэтому, он поручил аукционному дому Gooding & Co реализовать "шасси 0556 (0446) MD" во время торгов на конкурсе элегантности в калифорнийском Пеббл-Бич 24 августа 2018 года — ровно спустя десятилетие с момента триумфального дебюта машины на этом же конкурсе. По самому определению аукциона, лот достанется участнику с наивысшей ставкой. По предварительным оценкам, автомобиль может быть продан за сумму от $5,5 до $7,5 миллионов. Но адмирала Филипса беспокоит не цена. Он очень надеется, что новый хозяин продолжит его традицию езды на голубом Ferrari 500 Mondial Series II и не станет прятать машину в музее. В нынешнем идеальном состоянии автомобиль станет желанным гостем на любом конкурсе элегантности и самых престижных ретро-гонках вроде британского Фестиваля скорости в Гудвуде. "Эта машина хочет ездить. Эта машина любит ездить. Эта машина должна ездить", говорит адмирал.
Кстати, Gooding & Company перед аукционом подготовили видео про историю этой машины:
Читайте в моём блоге также и другие статьи про неамериканские автомобили:
Toyota 2000GT (1967-70): первый суперкар Японии и самый неожиданный проект Shelby
Конструктор Фрэнк Костин, ирландский спорткар TMC Costin и начало истории Panoz
История суперседана AMG Hammer 6.0
Династия Bugatti Veyron: все специальные версии суперкара
Блистательный провал Rolls-Royce Camargue
История суперкара Nissan R390 GT1
1996 Bentley Dominator: специально для султана Брунея
Также, читайте про истории других гоночных авто в моем блоге:
Спортпрототип Shelby King Cobra, он же Cooper-Ford (1963-64)
Невероятный случай Robertson Racing и Ford GT: бабушка с дедушкой на подиуме Ле-Мана
Consulier и Mosler — 1-я, 2-я и 3-я части
Cunningham — 1-я, 2-я, 3-я, 4-я, 5-я и 6-я части
Комментарии 59
так у неё получается два распредвала по 4 клапана? Мне больше интересно как с двух карбюраторных литров в те годы выжали 170 сил
да.
детально не опишу — я не такой спец по феррари ) тут история экземпляра в глаза бросилась, а не техника.
Очень трогательная история! Лайк и подписка )
Регулярно слежу за программой Jay Leno's garage и вот один из последних выпусков — Ferrari адмирала
. Жаль, что за столько лет никто на русский не перевёл — английский знаю не свободно, хотелось бы полный перевод — Джей Лено уникальный человек и большой юморист — удовольствием смотрю его передачи.
Сразу пришел на ум УЗАМ с двух вальной 8 клапанной ГБЦ)))
Вот от куда они ее слямзили)))
А никого не смущает то, что в статье пишется о рядной 4_ке, когда как на фото V8?!
А если внимательно посмотреть?
Мотор V8, но по факту задействованы 4 цилиндра?
А ещё внимательнее? Найти, где на фото находятся карбюраторы и где — свечи? И потом подумать, как можно разместить в V8 свечи в развале блока, что они при этом поджигать будут, распредвал что ли?!
Короче, вот так нестандартно оформлен верх у мотора Лампреди: впускные клапана с одной стороны под углом, выпускные с другой и раздельные клапанные крышки создают видимость V8, хотя там внизу — совершенно типичный рядный и четырехцилиндровый блок.
И я бы это объяснил на один комментарий выше, если бы вы не начали диалог со смеси ехидства с дилетантством про "а никого не смущает?" :-)
Это фото куда больше объясняет, и в статье вроде не написано про нестандартность этого мотора. Спасибо за пояснение!
т.е. всё же 4 циллиндра, а не V8
Да, 4_е:)
норм
Потрясающая история! Снимаю шляпу перед этим автомобилем, и его владельцем!
Вот, у гоночных авто тех годов правый руль. С чем это связано?
Призываю в комменты HWStar ! :-)
А это что и с чем связано?
Просто он наверняка знает достоверный ответ ) а мне гуглить придется — история гонок за пределами США обычно не мой "конёк" :)
Danke, Кирилл, он ответил.
А вот, задавал подобный вопрос ~ с год назад одному писателю на букву m о музеях, так он, даже не знал, что ответить.
Все знать нвозможно, но полезны связи.
Очень часто знакомлю своих сыновей с оными раскладами и иногда шокируюсь их вопросами, а потом нервничаю, )))), если соврал.
Aritusama
Призываю в комменты HWStar ! :-)
В Америке тоже ведь, насколько знаю, поначалу все машины делали с правым рулем?
Да, но к 20-м годам перешли все. Последним сопротивлялся Форд. Но дорожное применение это другая тема )
Классические Bugatti вообще все были с правым рулем. Не знаю, правда или нет, слышал такую версию, что это было сделано для того, чтобы на серпантинах ориентироваться легче и в пропасть не улететь. А "Форд" чем мотивировал?
abE1404
Вот, у гоночных авто тех годов правый руль. С чем это связано?
если мне не изменяет память, то с тем, что боксы во время гонок находятся по правую сторону относительно автомобиля.
Чтобы не промазать/не попутать?
abE1404
Вот, у гоночных авто тех годов правый руль. С чем это связано?
Главной гонкой для спортивных машин всегда был Ле-Ман, а там преобладают правые повороты. С правым рулем легче ориентироваться в поворотах, выгодней распределение веса, да и к тому же проще и безопасней на пит-стопах (раньше не было стены, отделяющей пит-лейн от прямой старт-финиш).
Ух, ты, интересно. Ведь, это уже подзабыто. Вы первый кто ответил аргументировано по этой теме.
Danke.
abE1404
Вот, у гоночных авто тех годов правый руль. С чем это связано?
Ле-Манн, Спа, Монца и другие менее именитые треки тех времен имели направление по часовой стрелке и, соответственно, преобладали правые повороты. С правым расположением руля улучшается развесовка автомобиля, что уменьшает крены в поворотах.
Danke. Познавательный ответ.
мда… В 1955 году с двух литров 170 сил сняли, а в моей черёпке 2007 года и 150 сил нет на тех же двух литрах.
Потому что это специальный гоночный мотор с очень высокими оборотами. Для эвридея он малопригоден. Нельзя сравнивать массовый авто и спортивный эксклюзив.
тут больше не сравнение идет, а то, что в те года уже могли снимать приличные лошади с малых объемов. И дураку понятно, что это гоночный авто. Из современных машин на ум приходит хонда s2000. Там тоже атмо очень бодрый
Сложность не снять, а заставить прилично работать в широком диапазоне с достаточным ресурсом и что бы мотор был пригоден к массовому производству с наименьшими затратами
qwerty699
тут больше не сравнение идет, а то, что в те года уже могли снимать приличные лошади с малых объемов. И дураку понятно, что это гоночный авто. Из современных машин на ум приходит хонда s2000. Там тоже атмо очень бодрый
Грустно станет, если посмотреть на мотор Alfa Romeo 33 Stradale.
Там с двух литров сняли более 250 л.с. Пятьдесят с лишним лет назад.
не то слово. Теперь все задушил этот евро, а может дело в налоге. Во всяком случае в раше всегда тачки душат как я понял
Вообще, в Европе, где победил этот "евро" воздух чище и живут люди дольше.
Просто на 33 Stradale по сути гоночный мотор, раскручивающийся до 10000 об/мин. Сейчас машины с чисто гоночными моторами на дороги не выезжают еще и потому, что требования к комфорту и практичности возросли.
Но скоро Mercedes-AMG Project One выйдет, будет там все, чему можно будет через 50 лет удивляться :D
"легендарно голубого Ferrari" лучше будет — легендарного Ferrari голубого цвета.
хыхы )))
Захватывающая биография!
Потрясающая машина. И нынешний владелец — такой же потрясающий человек. Начиная от истории покупки и восстановления этой машины и заканчивая интервью на видео, которое я просмотрел на одном дыхании т.к. даже с моим неидеальным английским было невероятно интересно. Ему можно хоть завтра лекции вести в любом университете, умеет рассказать так, что слушаешь не дыша :)
ну так вроде конр — адмирал, не зря же:)
100%! Видно, что умеет и задачу доступно объяснить и исполнителей мотивировать ))
Спасибо за статью )
Очень интересная история. Класс. Ну и адмирал сделал неплохое вложение)))
Класс! История фантастическая, это возможно наверное только в такой зажиточной стране США
Этот мотор произведение искуства, естественно уже модефицированый кочует наверное ещё до сих пор, по итальянским корчам, лянчи, альфы, ну по крайней мере в конце восьмидесятых точно был, турбовым инжектором, уже
Там такая конструкция головки что когда смотришь во впуск видно выпускной канал )) может это и способствовало развивать такую мощность, 170л.с. для 50х годов на 2.0 л. моторе, очень круто
Кстати хваленые японские, мощные тарантасы почти все копировались с итальянских или немецких, хотя не без влияния США
Классная история. Чем-то напомнило мне про шасси Ferrari 375, на котором Хосе-Фройлан Гонсалез одержал первую победу для "Скудерии" в Чемпионате мира. Там история долгая, полная различных поворотов сюжета, но со счастливым концом (писали как-то в журнале "Формула-1"). Кстати, предложение про единственную заводскую Ferrari не красного цвета заставило подумать и порыться в архивах. Сразу же в голову пришла мысль о легендарном Гран При Мексики '64, где не без помощи напарника Лоренцо Бандини и везения оформил титул Джон Сертиз. Ведь там заводские Ferrari были окрашены в бело-синие цвета, но официально были заявлены за North American Racing, так что этот случай не подходит. Но был еще один прецедент. На Гран При Бельгии '61 за Scuderia Ferrari помимо основных Фила Хилла, Вольфганга фон Трипса и Ричи Гинтера был заявлен местный гонщик Оливье Жедебьен, машина которого была выкрашена в желтый цвет. В гонке, кстати, "Феррари" заняли места с первого по четвертое (чем повторили рекорд Mercedes-Benz с Гран При Великобритании '55), но с тремя красными машинами на подиуме. Так что голубой "Мондиаль" является скорее не единственной заводской Ferrari "не того цвета", а единственной побеждавшей Ferrari "не того цвета".
P. S. Статья про Ferrari, новая аватарка, не сразу и узнал :)
Волшебная история… и довольно поучительная, как мне кажется.
Эммм, точно рядный 4-х цилиндровый 2-х литровый?
А то 8 свечей — ну, по 2 на цилиндр, но на фото моторного отсека видно 2 крышки клапанов и по 2 карба с боков каждой, а двиг смахивает на V-образный…
Да. Двухвальная гбц с большим развалом. Впуск слева, выпуск справа.
О как. Да, погуглил, интересная схема. Век живи, век учись…
это да. вот ещё, это имхо интересно. V8 объёмом в полтора литра.
www.drive2.ru/b/1438022/
Спасибо, любопытно )
mouseTPAKTOPuCT
это да. вот ещё, это имхо интересно. V8 объёмом в полтора литра.
www.drive2.ru/b/1438022/
У Ferrari и Honda в Ф-1 были V12 объемом 1,5 литра.
прикольно, спасибо
Спасибо за экскурс, весьма точно подмечено, что очень многие экземпляры хранятся в коллекциях и никогда не видят трека… например этот 500 Mondial Spider, единственный оставшийся в оригинале из 9 "выживших".
Хотя на той же Лагуге Сека нередки исторические гонки в разных классах :)
Отличный материал.
Интересный рассказ о счастливой машине )
Хорошо написано. У меня никогда не хватает времени, так подробно раскрыть историю автомобиля
А у меня никогда не хватает времени написать про все машины, про которые хочется :-))) так вот всё плохо у нас с балансом в творчестве, хехе.
да уж терабайты информации еще лежат мертвым грузом )