Есть несколько машин, своим участием в судьбе которых я особенно горжусь. Эта деревянная "коробочка" ПАЗ-651, купленная пять лет назад под Тулой для коллекции RetroBus — одна из таких. Вещь редкая, цены немалой — даром, если на всю Россию наскребётся десяток подобных автобусов в сколь-нибудь живом состоянии.
Впрочем, несмотря на запись "ПАЗ-651" в техпаспорте, эта машина к автобусному заводу в Павлове отношения не имеет. Как же так? — спросит дорогой читатель. Для ответа на этот кажущийся простым вопрос надо немного углубиться в генезис модели.

История автобусов серии 651, даже без погружения в её бесчисленные подробности, своей запутанностью похожа на бразильский сериал. Она началась в 1950 году на Горьковском заводе автобусов — сателлите ГАЗа. Прежде на нём выпускали автобусы и спецмашины в автобусных кузовах на шасси "полуторок", а с 1950 года начали выпуск автобусов ГЗА-651 (ошибки в марке нет), давшего жизнь тысячам и тысячам капотных автобусов на шасси грузовика ГАЗ-51. ГЗА-651 представлял собой нехитрый автобусный кузов на деревянном каркасе, монтировавшийся на специальное "автобусное" шасси ГАЗ-51И.
Производственные возможности горьковского завода были достаточно ограниченными, поэтому выпуск ГЗА-651 в Горьком продлился недолго; уже через два года, в 1952-м, производство автобусов передали на бывший инструментальный завод в Павлове-на-Оке, ставший Павловским автобусным заводом. Первое время ПАЗ продолжил выпуск ГЗА-651, не меняя ни его конструктива, ни обозначения. Автобус сохранил как прежний внешний вид, так и оставался "деревяшкой", а главное — в Павлове он продолжил выпускаться под маркой ГЗА.

В 1957 году автобус ГЗА-651 сменил деревянный каркас на металлический — такая машина стала называться ПАЗ-651А. Так и получилось, что автобуса ПАЗ-651 с индексом "без букв" просто не существовало — точнее, на самом ПАЗе эту модель просто "пропустили".
В том же 1957 году модель 651А начала "переезд" в Курган — на будущий автобусный завод КуАЗ, ныне известный как КАвЗ. Первые ПАЗ-651А в Кургане были построены год спустя — весной 1958 года.
В 1961 году производство капотников "651" свернули в Павлове-на-Оке, а с 1962 года, через четыре года после старта производства в Кургане, "651А" курганского производства получили марку КАвЗ. До этого они, несмотря не место выпуска, продолжали именоваться не иначе как ПАЗ-651А. Цельнометаллические автобусы семейства КАвЗ-651 продолжали с успехом выпускаться вплоть до 1970 года, когда их заменили машины новой серии КАвЗ-685, на шасси грузовика ГАЗ-53.

Но помимо трёх главных заводов, подчинённых Минавтопрому, автобусы на шасси ГАЗ-51 выпускались ещё и многими другими производителями. До самого распада в СССР процветал своего рода "параллельный автопром" — множество небольших ведомственных предприятий, прежде всего — авторемонтных, которые полукустарно выпускали автобусы собственными силами. Десятки, и даже сотни заводов, разбросанных по всей стране, развернули локальное производство автобусов на базе ГАЗиков — причём они совсем не обязательно соответствовали в своём облике машинам, выпускавшимся на ГЗА, ПАЗе или КАвЗе.
Много о таких машинах в своё время написал творческий тандем Марков-Дементьев — их монументальный труд в пяти частях лежит здесь.

Ширилось, росло "кустарное" производство автобусов в первую очередь по причине их острой нехватки, от которых страдал СССР вплоть до самого его краха. Во вторую очередь, "локальное" производство автобусов позволяло обойти механизм их распределения. Такие автобусы, естественно, предназначались не для пассажирских автопредприятий и не для регулярных маршрутов, а для ведомственных нужд — чтобы применять их как служебные развозки, а реже — как разного рода спецмашины.

Этот 651-й — как раз из таких, "ремзаводских" полукустарных машин. Выпуск деревянных автобусных кузовов типа "ПАЗ-651", совсем не имевших отношения к ПАЗу, с 1960 и вплоть до 1993 года (тут тоже нет ошибки) вёл Скуратовский авторемонтный завод треста "Приокскстройтранс", что в Тульской области. До Скуратова этот кузов выпускался другим предприятием в Тульской области — Щёкинским деревообрабатывающим комбинатом, который свернул его производство ещё в семидесятые годы.
Как правило, автобусные кузова в Скуратове строили как "запчасти" для замены пришедших в негодность 651-х кузовов. Срок службы деревянного "651" редко превышал пятилетку, и в их бытность вполне нормальной была практика, когда шасси ГАЗика переживало за свою жизнь несколько деревянных автобусных кузовов.

К сожалению, достоверно о прошлом этой машины нам ничего не известно: согласно советскому техпаспорту, в виде серой книжечки, год выпуска заявлен как 1961-й — но сам техпаспорт начинается с единственной записи о частнике, зарегистрировавшем автобус в 1992 году. Тогда же этот "651" и получил госномера "частного" советского же образца. Ещё в 90-е частник перепродал автобус по доверенности другому владельцу — нам повезло, что человек нашёлся, оказался жив и вполне вменяем.
Что было до 92-го? Сказать трудно: донором исходного шасси для такой машины мог послужить как "уставший" автобус серии 651 любого производителя, так и подержанный грузовой ГАЗ-51, предоставляемый заказчиком. Народное хозяйство нуждалось в автобусах любого формата, поэтому в советские годы на такие метаморфозы — автобуса в грузовик, грузовика в автобус — смотрели сквозь пальцы.

Тульская область, стараниями Скуратовского АРЗ, стала своего рода оазисом "деревяшек". В других регионах производство "деревянных" автобусов свернули ещё в семидесятые. К 80-м большинство из "кустарных" ведомственных производств либо подтянули автобусы до актуальных требований безопасности, либо отказались от автобусной темы в принципе. Скуратовские "буратины" же до последнего были настолько массовыми, что в начале 90-х такие "651" даже служили одними из первых частных "маршруток" в самой Туле!


Ссылку на объявление о продаже этой машины мне прислал один знакомый. Дальше — как в тумане: искра, буря, безумие…) На свою беду, в тот же день в Москве гостил Фёдор Черноусов — лидер автобусной секты RetroBus, а мне в тот же день было решительно нечем себя развлечь — не за партой же сидеть… После недолгого обсуждения было решено: по коням!


Автобус стоял во дворе частного дома, недвижимый уже пять лет. Старик-хозяин отдал Богу душу, и машина осталась без дела. Его наследник — очень даже взрослый сын, за сорок — лишь изредка запускал автобус, и совсем не знал, что делать с ценной, но бесполезной в быту машиной. После короткого осмотра мы переглянулись и решили: нет времени думать, надо брать! Ударили по рукам, оставили задаток — и стали ждать.

За месяц в Киреевске продавец решил все вопросы с оформлением машины, получил на неё современный ПТС и сразу же, на месте, переоформил "буратину" на покупателя. В мае 2014-го 651 прибыл в Питер — естественно, не своим ходом, а на попутном трале.

Тульский "Буратино" ожил после небольшого шаманства — достаточно было заменить свечи и высоковольтные провода, чтобы 53-х летний автобус вдруг завёлся и поехал. Это вполне объяснимо, ведь "51-й" устроен настолько просто, что ломаться там попросту нечему, а починить его — предельно легко.

После постановки на ход, машину освежили по косметике, и… пока оставили без дальнейших операций. Деревянный кузов ощутимо устал, и живёт своей жизнью — поэтому требует вдумчивой и достаточно дорогой реконструкции. Поэтому "Буратино" не выдают под заказы с пассажирами, и он выезжает лишь изредка на киносъёмки, которые нет-нет, да требуют появления и такой машины.


В 2016 году мне по случаю довелось поучаствовать в одном из таких кино-выездов.
Несмотря на то, что автобус поддерживается в ходовом состоянии — на него даже есть действующий полис ОСАГО — он остаётся машиной в известной степени непредсказуемой, да и слишком неторопливой по нашим временам. Поэтому киношники, помимо гонорара самого "актёра", оплатили и его доставку, к месту съёмок и обратно, тралом.

Снимали сериал "Белый Шаман", который по-прежнему не вышел из производства. В нём тульский "Буратино" сыграл роль сломавшегося на зимней трассе автобус маршрута "Мурманск-Петрозаводск" (!).
На деле этот эпизод снимался в лесах за Всеволожском — между деревнями Лепсари и Борисова Грива. Говорят, компьютерная графика перенесёт отснятые эпизоды из глухой, тёмной ночи в светлый день — ну, на результат мы ещё будем посмотреть.


Между тем, все эти годы идёт неспешный поиск информации об этой машине для её неминуемого восстановления. Оказалось, что Скуратовский АРЗ, хоть и сменил сферу деятельности, вполне себе жив — однако его архив, вместе со всей технической документацией на автобусы, в девяностых погиб в затопленном подвале…

К сожалению, сейчас машина достаточно редко выезжает на тематические мероприятия и выставки. Автобус привозят лишь туда, где экспозиция статична, и вероятные сюрпризы технического толка не омрачат праздник. С другой стороны — "651" машина достаточно специфическая, и не всякий современный водитель с ней может справиться.
Хотя я очень надеюсь, что однажды всё-таки уговорю Фёдора выкатить эту машину на ежегодный петербургский парад транспорта. Тульский "Буратино", даже несмотря на некоторую усталость, более чем достоин такой чести.
И на этом на сегодня — всё. Как всегда — до встречи на следующей остановке!)


Комментарии 170
Интересная история…
Спасибо, прочитал с большим интересом. Очень тёплый и ласковый рассказ, приятно.
Удачи вашему питомцу и всего самого наилучшего.
Наверное да)
Здравствуйте. На сколько реально купить такой экземпляр?
Дело случая
Каждый раз, когда читаю подобный текст, начинаю мечтать о подобном ведре, типа "Уральца" может быть, только не Кубань, для выездных выставок моего музея игрушек. Да, 60 максималка, двойной выжим, меня этим не напугать:) А посадка "скорее посередине, чем слева", оооо, мечта:)))
Блин, какой же он убогий даже по меркам 1960-х. Просто слеплен из того, что можно было взять от разных моделей.
В то время бывал в экспериментальном цехе, там готовили три экземпляра безкапотных автобуса, базовый, грузопассажирский с манипулятором и люксовый с классной обивкой, удобными креслами и столом по середине и кондиционером. Потом они катались довольно долго по Кургану и как то в раз исчезли. Жаль что о них не написали.
Пока ни одну машину не довелось облапать. Слишком мало их сделали…
Работал на Курганском автобусном на практике в конце 80 х, выпускали много капотных автобусов, куда все делись?, даже в Кургане не видать.
Так 11 лет как перестали… И большая часть завода уже заброшена
Не дописал, конечно, и допишу, может, к концу лета. Так как хобби не должно мешать основной работе. Но автобус приглянулся, вот и решил увековечить на стене)
Круто!
Цвет вырви глаз, зачем на полноценный ретро нанесли такой колер? Это же не новодел и не хот род…
Всё в порядке, это издержки ночной съёмки))
Я на таком в 1993-1997 гг. в школу ездил, в Тульской области кстати.
В армии личный состав на таком возил! Добрый старик!
Здорово. Классно было бы довести машину до ума, чтоб своим ходом бегала. 61й год, не такая уж и старая, а ее катают на трейлере.
Ребят, есть Раф, в Белгородской обл. Стоит списанный в гараже… Пропадает. Был на ходу.
Спасибо за интереснейший рассказ! Видел этого ветерана вживую на фестивале Фортуна осенью 2018. Хорошо бы увидеть его после качественной реставрации.
Очень интересная статья, спасибо! С удовольствием ознакомился.
Эти автобусы были везде: от Польши до Монголии. Такое нельзя забывать и 651 настоящий ветеран для парада.
Я сам со Скуратово и на этом заводе ( САРМ) или как его называли ЦАРМ очень долгое время работал мой дед, (если не ошибаюсь на фрезере) его родной брат я так понял был мастером станочного цеха. и Отец мой практику проходил на нем разбирая списанные газ 51 которые туда приходили как доноры для автобуса, и дядка там работал, короче заводик был хоть и относительно небольшой по размерам, но жизнь там кипела и задействовано было немало человек.
станки были и координатнорасточные, был пресс который штамповал округлые части углов крыши, сварочные полуавтоматы, большая часть станков в 90е ушла в металлолом как это было модно при развале, территория сейчас вся сдана в аренду
родного деда давно нет в живых, а вот его брат который заменял мне деда и был наставником во всех автомобильных делах, часто расказывал про этот завод
Комментарий удалён
О.К., от собак переходим на детей, родителей. А, понял, тут же тоже можно поиметь гешефт, как в одной поговорке: "Мечта всей жизни — первую половину жизни меня обеспечивают родители, а вторую — дети"))).
Правильно, старым родителям дети отдают должное . Автомобиль должен окупаться, холодильник исправно охлаждать и не ломаться . Что не так ? Какая любоффь ? Залог долгой дружбы — честный расчёт . Кредитно-финансовые отношения — самые беспристрастные, а значит справедливые . Если я храню старый автохлам значит он мнё зачем-то нужен
Нет-нет, давайте к детям вернёмся. Ребёнок не приносит прибыли, болеет, можно его продать на органы или любителям маленьких детишек? Нового завсегда можно настругать. Какая любоффь?
Нового можно, но — если здоровье позволит, а может и не позволит. Ребёночка не токма зачать надо, но и выносить удачно надо, родить и очень длительный процесс — вырастить и выпустить в свет ( социализовать ) . И вот только тогда можно рассчитывать на дивиденды . И только так .
спасибо, в очередной раз узнал много нового! всё, что связано с историей — не может быть не интересно!
А завод где располагался в посёлке Скуратовском, что на окраине Тулы или в посёлке Скуратово Чернского района?
Первый вариант
Wolzow
А завод где располагался в посёлке Скуратовском, что на окраине Тулы или в посёлке Скуратово Чернского района?
нет, он располагался в Скуратовском который возле самой Тулы, сейчас и вовсе считается центальным районом города
В музее на Рогожском валу стоял похожий, говорили, что тоже Щёкинского завода.
👍
Почти каждый день об него трусь(близко поставили другой бус, проход очень узкий.Летом надо переставить). Помню его в 14 году, когда его первый раз красили и потом делали фотосессию.
У меня отец в на КАвАзике много лет отработал в ПАТП. Он его с завода сам пригонял. Печку дополнительно поставил, шторки в салон. Техника никогда не подводила. На вездеходовской резине, которая ёлочкой зимой как танк по снегу пёр.
В Орле эти автобусы часто встречались где-то до 95 года.
В Питере до ~90 года, с "Автозавод им. Молотова" на капоте, возил рыбаков и охотников в заказник, собирая колонны на Приозерском шоссе. Ехал по шоссе и грунтовке с одной скоростью.
Это очень здорово, что есть люди, вкладывающие душу, время и деньги в такую технику! Искренне желаю всяческих житейских благ, чтобы было как можно больше вот таких вот спасённых старичков!
У нас такой был в 90-х с дизельным двигателем. Я потом с этим человеком работал после 2000-го. Он рассказывал, как однажды возил людей на свадьбу в Западную Украину, а документы на двигатель были, но в техпаспорт ещё не было вписано. Один из родственников на свадьбе работал на таможне -воспользовался своими связями, и поехали в Румынию за мясом. Румынские полицаи остановили на одной из улиц диковинную чудо технику, и разобрались, что в техпаспорте не тот двигатель. Не смотря на то, что есть все документы. Сигнал из Румынии на родину пришёл раньше, чем приехал сам виновник.
Уже в начале 2000-х автобус стоял под забором раздеребаненный. Хозяин умер лет 7 назад, ему было чуть за 40. Куда делся автобус — не известно.
Дизель в 651, да и вообще в полстапервый… Своеобразная затея, конечно
У нас тогда дизеля от трактора МТЗ-80(82) пихали во все ГАЗоны и ЗИЛы.
Кстати, сколько зарабатывает ретро в русскоязычном кинематографе?
О таких вещах вслух не принято говорить))
Но в общем и целом — нормально, особенно большая техника. В этой сфере конкуренции нет.
Я так и думал, что некроэнтузиазм мойшквичей не совсем нелогичен )
Увы, бизнес на этом сделать трудно. Стабильности нет.
MaksimHS
Я так и думал, что некроэнтузиазм мойшквичей не совсем нелогичен )
Хитрозадые южане всё на свой аршин меряют, почему-то мысль о бескорыстной любви к истории страны не посещала черепную коробку.
Бескорыстие это слегка прикрытый цинизм ))). Бледнолиций есличто
Не понял, в чём тут заключается цинизм? В моём представлении, цинизм — это назвать ретро-автомобиль, к примеру, старым говном, которому место на свалке.
И "любить" ретро за непростотак тоже цинизм )) . Любят вообще за деньги
Толстоват ваш троллинг.
А я не троллю . Всякая "любой" не бескорыстна .
Если не троллинг, то разберём такой кейс: есть у вас, например, домашнее животное, кошка или собака. Их содержание обходится в копеечку, сопряжено с различными неудобствами. Где тут корысть, вы же любите своего питомца?
Вот! Я про такой просил написать. Редкий теперь автобусик. Покатался на таком по молодости. Лобовик только другой. Называли его Черепаха))) Медленный пердунишка, но ехал. Зимой ноги мёрзли, летом пот в три ручья… постоянно закидывало какую-то свечу маслом… помпа подтекала, две канистры воды с собой… механики на него и смотреть не хотели, когда уже развалится ждали… работал на износ. Ну посадили молодого за руль… но я его любил, с душой машинка, никогда посреди дороги не стал, всегда привозил домой)))
Вымерший вид по нашим временам…
Как всегда очень интересно. )
Автобусик "тёплый, ламповый" (с) Может даже особо и восстанавливать не надо, просто законсервировать.Чтобы сохранялось ощущение тяп-ляп колхоза, но который тем не менее ездит "всегда".
luxfilm.net/12595-belyy-s…vse-serii-2018-12-30.html
Таки вышел? О_о
вот хорошо, что есть люди, которым интересна данная техника.
Да, а вот еще лет 20 назад такие встречались на дорогах. Теперь уже только так, для особого случая)
Какой печальный КавЗик.
Даром, что Жигулями не обозвали…
Детсво)
Я прекрасно помню, как в середине 90-х в Тульской области эти поделки встречались в каждом городе. Особенно немало было в Щёкино и Новомосковске. Удивляло тогда, что задняя часть здорово отличалась от курганских и павловских — не было задних дверей и расположение огней было иное. Каждая поездка в Чернь обходными маршрутами(постоянное строительство на трассе М2) через Щёкино и Ясную Поляну выявляла от 2-х до 3-х неповторяющихся ходовых экземпляров. А вот к закату 90-х поголовье начало сильно сокращаться.
Но самый крутой автобус Тульской области был ЗиС155 голубого цвета с номерами 0625тук. Я давным-давно — в 1996-м сделал его фото, теперь гуляет в электронном виде по всяким сосайтам и вызывает рефлексии…
Кто бы мог подумать, какая 155-й ждала судьба уже в наши дни…
А вообще существует довольно эпичное флото такого "буратино" на маршруте в самой Туле: s1.fotobus.msk.ru/photo/10/24/95/1024955.jpg
А что с тем 155-м стало?
У тральщика номер в тему…Прямо в десятку!
Человек старался))
Помню, как наткнулся на него в Киреевске во дворе пятиэтажки в начале 2000х. Афигел. Особенно от того, что он не выглядел долгостоящим. Жаль, что фото кануло в лета вместе с моим телефоном Сименсом. Но есть еще мыслишка посмотреть на старом винчестере на даче, если сам винт не умер…
Еще помню, что эти деревяшки ходили по 114 маршруту Щекино-Тула в самом начале 90х. Даже смутно помню, как ехал в таком. Вряд ли это была частная маршрутка в то время. Получается, что их эксплуатировали в Щекинской автоколонне 1810. Возможно и в соседних областных автоколоннах тоже?
Эта машина довольно активно каталась вплоть до отъезда деда на тот свет. Даже в кино снималась…
Классный автобус!
А почему не начать изучать историю этого транспортного средства с номера рамы или кузова? Тогда хоть будет ясно куда отправили шасси для изготовления кузова. И кому "отписали " готовое изделие.
Не всё так просто. Точнее, всё совсем не так просто…
А я и не думал, что будет просто. Ну просто это один из реальных вариантов решения вопроса. Если бы ещё была возможность в архиве ГАИ-ГИБДД Тульской области(вдруг на сайте есть человек с такими возможностями) посмотреть первую регистрацию по вин номеру.
Ремзавод обезличивает машины, и присваивает свои номера
Так это то же ведь плюс к воссозданию истории машины=автобуса! От № шасси завода до попадания на "конвейер авторемзавода" становится понятно, куда было шасси отправлено на службу или постройку кузова автобуса. Ведь потом ГАИ выдаст документы перерождённому шасси=автобусу.
Этот номер присвоен тогда же, когда выдан известный техпаспорт
А если пойти от обратного не от данных ТС, а от того, кто на нём работал, в какой организации(я помню о предпоследнем владельце, что он скончался. Есть не большая вероятность, что не все люди уже скончались, кто, что то знал об этом автобусе) вот этот человек или его знакомые могут, что то знать.(ну мужикам-коллегам водитель рассказывал когда, где, получил автобус, когда устроился) Но я тут ещё один вариант хочу предложить. Был на работе и понял. В организациях ведут, вели внутренние книги приказов.По которым можно узнать к какому автомобилю прикреплён водитель и когда он командирован для перегона автобуса на рем. завод.
Хотя я с прискорбием понимаю, что документы в разных организациях ведут с разной скурпулёзностью. Да и вероятно, что организации уже той уже нет:( Книги приказов после закрытия организации, завода, по хорошему должны быть где то в местом архиве(потому, что ими пенсионных фонд иногда пользовался, для установления срока выхода сотрудника на выслугу). По этому местный районный архив и возможно местная пресса(раньше новую технику часто использовали при проведении ноябрьских и первомайских парадов) помогут узнать, что то Вас интересующее.
Колоссальную работу которую надо для этого проделать мало кто может осилить, тут нужен только очень увлечённый энтузиаст и огромное количество времени.
Увы, пока копаться в этом так глубоко негде…
буратинка земляк, очень бы хотелось, чтобы он на парад попал
В совхозе было несколько 651вых. Но я хорошо помню отличительную черту. В салоне есть перегородка за спиной водителя. Отличительная черта, одного из совхозных 651вых, молодой водитель и у него весь салон был обклеен голыми моделями.))))
Да уж, подустал этот "буратино".
Рад видеть именно этот автобус. Я сам из Киреевска и очень хорошо помню именно ЕГО)))))
Как же я его помню-по раннему своему детству! Каждое раннее утро-ездил на нем в садик(с мамой, конечно же). НО его "завывание" и ЭТОТ "волшебный" рычаг(открытия двери). Ручка рычага была отполирована(как у кота…) и блестела своим завораживающим хромом. А запах мотора и выхлопных газов(слегонца) в салоне-это НЕ забываемо. Спасибо.
Спасибо! Обратная связь — это вообще то, ради чего я это пишу…
Вот смотрю и стыдно мне за себя становится, думал, что история ПАЗа с модели 652 начинается.
О, сколько нам открытий чудных!)
Жаль, что гей-клуб "Е…россия" продал нас и Родину иноземцам.
Могли же раньше, пусть из дерева, и можем до сих пор — тока, в Металле. Все есть, мы самообеспечены, тока невыгоден свой народ/продукт государству.
Родину продали немножко раньше…
)))), но не так обвально, что из достижений СССР, тока музеи остались, да народ в нищету загоняют.
При всём уважении, но…
Эти "буратины" и есть памятник нищете, а не умению себя обеспечить. Даже то, что эти поделки делала тьма предприятий, автобусов резко не хватало.
Ваше мнение похоже на зомбвлив от кремлеботов.
Гляньте в Корень, писмотритесь к практике РФ: предпринимательства в официозе Нет.
Попробуйте зарегироваться к примеру, в про-ве товара по постановам наших чиновников, возможно словите Удачу, но ее отожмут менты или развалит гей-клуб "Е…россия".
Если кто-то из ИП существует, то в основном, это барыги, торгующие ширпотребом от Алибабай и скупающие вторсырье.
В огороде бузина, а в Киеве дядька.
И хрень про кремлеботов.
Буратино и тп "кастом" — пямятник советской нищете и неумению властей СССР обеспечить даже минимум. Точка.
Без всякой аналогии на кремлеботов, бизнесы, вторсырьё и пр.
Странные люди встречаются. Умеют выдать деревянную кустарную самоделку, а не алюминевый лайнер 60-ти летней давности за достижение, оперируя своим видением ситуации тут и сейчас, при чем весьма субъективным.
ps в союзе за "бизнес" цеховиков вообще сажали и на сроки, сравнимые с убийством.
Так понятнее Ваша мысль. И тоже верно.
Хотя соглашусь не совсем.
Но здесь не тот ресурс, чтобы обсуждать подоб.тему.
Спасибо за Здравое мнение.
Grin-57
В огороде бузина, а в Киеве дядька.
И хрень про кремлеботов.
Буратино и тп "кастом" — пямятник советской нищете и неумению властей СССР обеспечить даже минимум. Точка.
Без всякой аналогии на кремлеботов, бизнесы, вторсырьё и пр.
Странные люди встречаются. Умеют выдать деревянную кустарную самоделку, а не алюминевый лайнер 60-ти летней давности за достижение, оперируя своим видением ситуации тут и сейчас, при чем весьма субъективным.
ps в союзе за "бизнес" цеховиков вообще сажали и на сроки, сравнимые с убийством.
Чувак, ты жил в это время чтоб рассуждать про нищету, или ты новоявленный либерал?
Смешной ты. Очевидное тебе невероятно. Жил. И все отлично помню. А то, что понить не могу, типа пенсий в 12 рублей, могу тебе доками показать. И если только либерал в фанерном автобусе, машинах по очереди, жратве по блату нищету видеть может…
Ну не знаю где ты жил и в какое время, но у моей бабушки была пенсия 50 руб. она мне лисапед с пенсии подарила "Урал" Пермского велозавода как раз полтинник тогда стоил, и жратву как ты говоришь по блату не доставали, хотя у нас тоже не Московское обеспечение было.
У меня часть "архива" хранится. Прадеду пенсия, как колхознику, была положена 12 р. А дед, как партаппаратчик имел персоналку 125 р. Бабка и оба деда инвалиды ВОВ 2 группы. Бабку накрыло в 1943, одного деда в 1944, второй дмб 1946, но тоже с группой потом. Все воевали с 1941. Вторая бабка под оккупацией 1941-43. Ее пенсия при союзе 45р. А моя стипендия в пту была на тот момент 56 с компенсацией за столовую и спецодежду. ЗП деда параппаратчика (указана в в партбилете, с нее брали взносы) от 250 до 500₽. Отец не вылезал из-за границы. С 1968 по 1987 Тунис, Великобритания, Франция, Польша, Болгария, Финляндия и не по разу. Правда с 1981 из-за меня на три года стал невыездным, тк я умудрился влипнуть на разбор с КГБ за оскорбление Брежнева. Глупая и почти смешная история…
И когда народ давится сутками за импортной обувью, когда на праздники на стол либо с мск везти, либо перепокупать у тех, кто наборы со спецраспределителей получает (а инвалиды ВОВ покупали раз в месяц еду в магазинах "Ветеран", куда я постоянно с дедом ездил за проднаборами, в которых импортный чай, кофе, рыбные и мясные деликптесы, то, что в любом магазине сейчас), когда за джинсы, кроссовки 300% форце платили, когда плеер или двухкасетник были круты, как телефон верту сейчас. Обычные копеечные вещи… Когда морские, военные (ЗГВ, ГСВГ, Афган) и дипломатические поголовно банчили боны или шмурдяк, накупленный в загранке… Это благосостояние конечно. А учился я в обычной школе, подшефной заводу. Где дети железнодорожников и рабочих учились и в классе было 2е, чьи родители ИТР и я, не подходяший по соцпроисхождению. И очень силен был контраст меджу теми, кто ничего слаще " золотого ключика" не ел и понять даже уровень дна не мог.
И сейчас не могут. А было для народа нереальное дно. Только как его понять и оценить, есть железный занавес, а в Америке негров линчуют, а в Британии бастуют шахтёры, во Франции бузят студенты, а в Омске приступили к обмолоту яровых. Нормально ж всё и пожалеть весь мир, что они не живут с Самой Хорошей Стране, где каждому есть работа (и статья за ее отсутствие), а обмороков, типа Бродского, Хвостенко, Солженицина и Нуриева надо вернуть в обитель добра и расстрелять, за то, что они не захотели…
Было хорошо жить в той стране? Отлично, особо когда ровно вокруг. Когда все одинаковые. Когда у всех всё по записи из одного универмага. Это как в степи, где теней нет. А когда есть когда уровни разные, когда видно, что бывает выше/ниже и есть контраст, то уже мысли лезут… И постоянное враньё…
что из этого семейства продают за 650 000 vk.com/wall-93223536?q=<img src="23">%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B6%D0%B0&w=wall-93223536_60586
Поздний 651Б. Он даже здесь есть)
В 87-м году на зимних каникулах я в последний раз на таком катался
Охоспидя очередная история абсурдов:
1) "данные автобусы не предназначались для пассажирских перевозок" — сделав плевок этим словам годах эдак в начале 00-ых курсировали у нас то ли КАвЗы, то ли ГАЗы с жопой "буратины" и мордой 52-го и-исполнял потребности населения в перевозке по маршруту "ЖД вокзал-Кладбище (12й км)
2) купил автобус, а для чего и что с ним делать-ге знает" лишь бы ухватить что-то потому что дёшево, зато теперь есть сарай возле дома…
Но если б этого не было, то было б трудно поверить в то, что сие действо проходило в России ))
а механизм открывания двери на таком автобусе-шедевр инженерии, особенно если учесть, что автобус деревянный :)
Ну дык, в постсоветские годы уже пошла полная и никем не контролируемая дичь))
С мордой 53 и кузовом, похожим на 651, в Енакиево выпускался специальный автобус ЕАРЗ-654. Предназначенный для перевозки гробов…
Не знаю как гробы, а вот входной дверью получить по спине ой как не приятно было (:
Ну а продавцу машина досталась от покойного отца, вот он и не знал, что с этим чудом делать…
Аа, я не внимательно прочитал…
usernameDetector
Ну дык, в постсоветские годы уже пошла полная и никем не контролируемая дичь))
С мордой 53 и кузовом, похожим на 651, в Енакиево выпускался специальный автобус ЕАРЗ-654. Предназначенный для перевозки гробов…
И вот такие у нас в Запорожье в 90-х курсировали с ост. Металлургов на Бородинский мкр. Точнее ездил один. И называли эту технику в народе КАТАФАЛКА.
Их по Украине было очень много, самые массовые представители вида
Но уже оч давно их не встречал… Даже и забыл про их существование.
Не живучие они. Хотя у ритуальщиков в глуши могут и быть
У ритуальщиков наших повально Газели.
Спасибо Мистер Автобусец за интересную информацию!
)))
У нас нечто подобное до последнего времени работало (а может и еще работает) развозкой у каких-то коммунальных ремонтников. Но явно не деревянное, хотя краски там слоев кавырнадцать — точно уже не установишь по виду :)
Очень редко, но курганские металлические 651 по стране ещё всплывают…
Если встречу его — постараюсь внимательнее рассмотреть и сфотографировать.
Интересно!
Какие ещё леса за Приозерском, Лепсари и Борисова грива — это совсем рядом, километров 30 по Дороге жизни)))
Это мой топографический кретинизм)) Всеволожск имелся в виду
Круть)
Кстати, а когда в этом году в Питере парад?
Как всегда, в конце мая… Надеюсь, сложится с некоторыми приятными сюрпризами
Надо постараться вырваться :)
Мой дядя работал на таком на развозке, и мы 12-13летние пацаны всегда с ним катались. А как же, ведь
на пустых дорогах между деревнями
давал порулить! На таком аппарате и научился водить.
Суровая школа)) 51-й совсем не игрушка по повадкам!
Для современной молодежи да, двойной выжим с отлавливанием
передач, тормоза по современным меркам отсутствуют, сидиш на полу.
Но у дяди был бонус, рабочие занимали сидячие места, а салон пресовался как кильки в банке попутчиками по тарифу билета, и у него всегда были полные карманы мелочи, так сказать живая копейка каждый день. Я когда повзрослел то
докумекал почему он пересел с комфортного по тем временам экскурсионного ЛАЗ Турист на это чудо отечественного автомобилестроения. Финансовый вопрос всегда стоит в приоритете.
И еще воспоминание в 1972 примерно в Коми ночью в Стройотряде водитель уснул -свалились в канаву =на таком авто -Поселок ВОЙ Вож помню=Спасибо напомнили…
А что там между ног болтается сопун?
Может, более знающие распознают…
ПОМНЮ АНАЛОГИЧНЫЙ КавЗ был у нас в УМ2 в 80х но поприличней выглядел!
Металлические-то были куда более долгоиграющими)
Да тот был без деревяшек …Ручку открывания двери никогда не забуду =И палочки для фиксирования выскакивающим скоростей-)
Я живыми таких не застал, но прочел с удовольствием. Дед работал на таком какое-то время)
Ого!
Удивлены?)
У меня дед тоже был автобусником, но насчёт 651 не уверен… вот на 685 он поработал
Дед осваивал в то время все. Первым автомобилем был газогенераторный. И закрутилось. После 651-го он ездил только на грузовиках. Начиная от "Захара" и заканчивая "Камазом". Мало прожил, но за баранками многих авто просидел.
Не, мой дед уже после войны родился, поэтому газгены не застал. А вообще даже повод спросить у него появился…
Спросите. Я у своего успел. Он в 38-м родился.
Спасибо! С интересом почитал. И почему то вспомнилось что совсем маленький на подобных пару раз ездил.
Я вот не застал в детстве…
Это было году так в 1975 ом…
Спасибо, за интересный рассказ.
Как всегда, очень романтично и с душой!
Спасибо! Но можно лучше)
А в чем ее специфичность в плане управления? Плюс-минус грузовики 51-53, если он более менее исправен. Хозяин же до райцентра доехал же…
Дело, скорее, в определённой непредсказуемости.
ERMDESIGN
А в чем ее специфичность в плане управления? Плюс-минус грузовики 51-53, если он более менее исправен. Хозяин же до райцентра доехал же…
Специфичность в обзорности, в первую очередь. Она просто никакая.
Согласен, специфичная. Но, на мой взгляд в основном из-за отсутствия зеркал современных. Скажем так, на грузовой старой технике современные зеркала — маст хев колхоз. А вот вперёд, да неужто сильно хуже урал или газон Некст?)
Там стойки такой ширины, что за ними и танк спрячется…
ERMDESIGN
Согласен, специфичная. Но, на мой взгляд в основном из-за отсутствия зеркал современных. Скажем так, на грузовой старой технике современные зеркала — маст хев колхоз. А вот вперёд, да неужто сильно хуже урал или газон Некст?)
Хуже ГАЗона NEXT на порядок, в том-то и дело…
Как только увидел такой автобус, сразу мысль промелькнула, что видел несколько таких автобусов еще в далеком 1988-1990 гг в Тульской области и именно в г.Киреевск (я тогда там по распределению 3 года работал) и надо же в теме именно г Киреевск и указывался. На этих автобусах тогда там возили шахтеров на смену в шахты и наверняка я в те года видел этот автобус тоже. .
Ещё одна такая машина из Киреевска 10 лет назад уехала в Москву, тоже в коллекцию… Но след теряется
ArtGaFe
Как только увидел такой автобус, сразу мысль промелькнула, что видел несколько таких автобусов еще в далеком 1988-1990 гг в Тульской области и именно в г.Киреевск (я тогда там по распределению 3 года работал) и надо же в теме именно г Киреевск и указывался. На этих автобусах тогда там возили шахтеров на смену в шахты и наверняка я в те года видел этот автобус тоже. .
Да, рабочих постоянно возили такие коробочки, их было огромное количество. Более свежие бегали года так до 2006
За почти три года, что я прожил в Киреевске, у меня самые лучшие воспоминания о том времени, и об этом городе и до сих пор у меня там есть (уважаемые мною ) друзья.Эти автобусы были двухцветной раскраски, голубой низ и белый верх .
А сколько кузовов таких барбухаек раскидано по стихийным (и не только) ГСК…
Такие вещи в виде сараев живут плохо и недолго…
Дерево подвержено гниению, увы…
Изначально дерево пропитывали отработанным маслом, а после по какой-то причине посчитали это ненужным. Где-то читал, что пропитывали воском, но это уже после.
aleksandr96rus
А сколько кузовов таких барбухаек раскидано по стихийным (и не только) ГСК…
Уже практически нисколько не раскидано. Лет 10-15 назад еще были, а сейчас уже сгнили в основном.
Да не- можно отыскать ещё… не так давно видел кузов бывшей электролаборатории (а может и автозака), скелеты автобусов иногда проскакивают, но реже
Электролаборатории, как правило, до наших дней дошли уже цельнометаллическими…)
Снег сойдёт- сфотографирую… там именно деревянно металлический скелетик…
usernameDetector
Электролаборатории, как правило, до наших дней дошли уже цельнометаллическими…)
До сих пор лабы идут с деревянным каркасом, на работе есть такой урал, будка на нем расшилась от порыва ветра.)))
Фургоны — это другая история)
Про фургоны я ни словом не обмолвился, я про Электролаборатории, они по сей день идут с деревянным каркасом.
Техника хоть и специфическая, но не сложнее ГАЗ 52, 53. С удовольствием порулил бы на таком!
На День города "примерялся" к КАвЗ 663, вполне привычно — навыки УПК не забылись :)
Некоторые навыки — становятся инстинктами. После 18-и летнего перерыва спокойно поехал на мотоцикле М-72 с коляской. Как будто пару лет всего лишь не ездил.
Родственник ! ;)
Причём самый что ни на есть близкий — тоже скуратовец)
Да, я из-за этого на антресоли и полез :)
PavelBlinov
Родственник ! ;)
А я вот не смог найти фотографию остатков деревяхи в тульском трамвайном депо. Развозкой был. Там наглядно было видно, во что превращается деревянный кузов…