Последняя попытка Oldsmobile разработать собственный двигатель пришлась на последнее же десятилетие существования марки. Занятно, что гоночных успехов у этого мотора оказалось больше, чем коммерческих. В плане появления конструкции, история в чем-то повторяла 1949 год, когда Oldsmobile Rocket V8 анонсировали одновременно с выходом конструктивно схожего Cadillac OHV V8. Правда, если в послевоенные годы команды инженеров двух подразделений General Motors просто обменивались информацией при разработке собственных OHV V8, то в данном случае Oldsmobile пришлось ограничиться буквальной адаптацией существующей конструкции Cadillac, так как корпорация не готова была выделять бюджет на отдельную разработку "с нуля".

Тем не менее, свой V8 был важным элементом образа марки, а GM тогда планировали вдохнуть в Oldsmobile новую жизнь… Поэтому, в 1990-х годах на основе Cadillac Northstar был создан вариант для Oldsmobile в виде 4-литрового Aurora V8 без существенных переделок. А вот при дальнейшей разработке родственного 3,5-литрового V6 "Shortstar" инженерам Oldsmobile удалось проявить большую самостоятельность, сохранив лишь общую архитектуру.

Кроме инновационного для США того аремени двигателя DOHC V8, и собственно сами машины Oldsmobile должны были качественно измениться, откинув старый имидж. Так что, оттеснив в иерархии консервативный Ninety-Eight, новым флагманом стал седан Aurora. Внешне он не был похож вообще ни на что, но вот общая для Aurora и Buick Riviera платформа GMX690 (она же G-body) была вариацией на тему более ранних платформ Seville (K-body) и Eldorado (E-body). Соответственно, машина изначально была готова принять под капотом V8, аналогичный Northstar, а также АКПП 4T80-E, без особых затрат на адаптацию.
4.0L Aurora V8 (L47)
Интересно что самые первые работы по Northstar начинались в Oldsmobile в 1980-х, но позже конструкцию передали Cadillac, которые и довели его до серийного производства. Так что, корпоративный путь этого 32-клапанного DOHC V8 сделал полный круг. Для использования в Oldsmobile, двигателю снизили рабочий объем до 4 литров путем уменьшения диаметра цилиндра с 93 до 87 мм при неизменном ходе поршня 84 мм. Чтобы компенсировать увеличившуюся из-за этого массу блока, конструкторы использовали более лёгкий и простой впускной коллектор и иную систему впрыска. Также, переделали конструкцию поддона картера, добавив перегородки, чтобы снизить масляное голодание в резких поворотах. А вот распредвалы использовали от обычного 275-сильного Northstar (RPO-код LD8), поэтому их замена на более агрессивные серийные от 300-сильного L37 — популярная модификация для Aurora V8.

Получившийся мотор известен по RPO-коду L47 или по маркетинговому имени Aurora V8. Он имел степень сжатия 10,3:1 и требовал "premium"-бензина. Все годы выпуска его мощность неизменно составляла 250 л.с., а крутящий момент — 353 Нм. Достаточно много для нужд Oldsmobile и, в то же время, достаточно мало, чтобы дифференцировать от флагманского продукта Cadillac. Единственным крупносерийным применением этого двигателя стал Oldsmobile Aurora двух поколений, если не считать 249 экземпляров автомобиля от Шелби:
— Oldsmobile Aurora (1995-1999)
— Oldsmobile Aurora (2001-2003)
— Shelby Series 1 (1999)

При этом все машины 1995-99 годов обязательно оснащены V8, в то время как второе поколение (2001-2003) первые два года в базовом варианте оснащались V6, а Aurora V8 являлся опцией. И лишь в последний год выпуска (2003) все Aurora снова имели V8.

В отличие от Cadillac, в Oldsmobile нашли своему новому мотору много неожиданных применений. Именно Aurora V8 находится под капотом у Shelby Series 1 — машины, которую компания Кэрролла Шелби создавала с нуля в расчете на мощную финансовую и организационную поддержку Oldsmobile. Итог получился не таким, как ожидался, но как минимум с двигателем не подвели. В базовом варианте 4-литровый L47 довели до 320 л.с. за счёт нового распредвала, впуска, выхлопа и настройки ЭБУ. Пакет опций X-50 поднимал мощность до 370 л.с., а весьма недешевый набор компрессора для дилерской установки выжимал из L47 порядка 500 л.с. Впрочем, взаимоотношения Oldsmobile с Кэрроллом Шелби заслуживают отдельного подробного рассказа.

Oldsmobile также видели пользу от нового V8 в гоночных целях. Например, его ранний прототип, доведенный до 650 л.с., использовали в концепте Oldsmobile Aurora Aerotech 1992 года, который установил 47 рекордов скорости. К слову, этот автомобиль и стал дебютной площадкой для Aurora V8 вообще.

В 1996 году, уже после начала продаж серийных Oldsmobile Aurora, были представлены сразу два гоночных автомобиля с Aurora V8. Компания Pratt & Miller разработала кузовной болид класса GTS-1 для чемпионата IMSA, внешне напоминающий Oldsmobile Aurora в виде купе. Таких машин было изготовлено 4 штуки для команды Brix Racing и успех был впечатляющим: Oldsmobile выиграли Кубок конструкторов IMSA GTS, а один из пилотов — чемпионский титул. Занятно, что при этом машина более всего знакома широкой аудитории не по фотографиям с гонок, а по игрушке Hot Wheels — в определенный период, Mattel даже были спонсором и их масштабная копия Aurora GTS-1 разошлась по коллекциям детей всего мира.

В то же время Riley & Scott установили V8 от Oldsmobile в 2 экземпляра своего удачного шасси спортпрототипа Mk III класса WSC (World Sports Car): один по заказу Doyle Racing, а один — для заводской команды Riley & Scott, впервые в истории фирмы. Эта конструкция тоже отлично показала себя в гонках, включая победы в "24 часа Дайтоны" и "12 часов Себринга". Заводская машина даже участвовала в "24 часах Ле-Мана" 1996 года! Правда, квалифицировавшись на 9 месте, экипаж сошел на 14 часу гонки из-за проблем с КПП. По итогам сезона серии IMSA 1996 года в классе WSC 7 из 10 побед достались двум Mk III с Aurora V8, а один из пилотов, Уэйн Тейлор, стал чемпионом мира. Правда, в следующем году столь надёжные ранее Aurora V8 внезапно начали ломаться и лучшим результатом для обоих машин в 11 этапах IMSA WSC стало одно второе место и Riley & Scott свернули заводскую гоночную программу для Mk III…

Интересно, что когда Cadillac в 2000 году привлекли Riley & Scott к программе спортпрототипов Northstar LMP, получившийся у них болид основывался именно на машине Mk III с двигателем Oldsmobile Aurora V8, а не на оригинальном 4,6-литровом Northstar от Cadillac. Даже характерный рабочий объем 4,0 литра остался прежним, но добавились две турбины производства IHI. Подготовкой этих моторов занимались McLaren Racing Engines и с учётом обязательных рестрикторов впуска им удалось снять 575 л.с. при 7000 об/мин, сохранив надёжность, необходимую для 24-часовых заездов.

Готовые болиды Cadillac Northstar LMP предлагали к продаже за $650000, но за три года (2000-2002) собрали лишь 10 шасси разных спецификаций, как для заводской команды Cadillac в США, так и для DAMS в Европе. Эта машина стала первым Cadillac для "24 часов Ле-Мана" со времен Бриггса Каннингэма в 1950 году! Собственно, за три года участия лучшим результатом в Ле-Мане для Northstar LMP стало 9-е место, а на этапах ALMS удалось пять раз попасть на подиум. В итоге, General Motors свернули эту программу в пользу концентрации усилий на гораздо более успешных Corvette C5-R класса GT2.

Помимо Pratt & Miller и Riley & Scott, другие конструкторы гоночных машин (например, Courage) также обращали свое внимание на Aurora V8 после первых успехов в IMSA. Но достичь каких-то впечатляющих результатов им не удалось. Зато, убедившись в конкурентоспособности своего мотора, сами Oldsmobile сподобились в рамках празднования 100-летнего юбилея на очень амбициозную программу: подготовить агрегат для Indy-500 меньше, чем за год! У них это получилось и даже более того, с 1997 года радикально модифицированные компанией Ilmor, но все же сохранявшие конструктив и габариты серийного блока Aurora V8 стали основным двигателем серии Indy Racing League.

Переведенные на метанол, они обеспечивали порядка 650 л.с. при 10000 об/мин с тех же 4,0 "атмосферных" литров рабочего объема и стоили $75000. Собственно, в 1997 году на гонке Indianapolis 500 и пейскар Oldsmobile Aurora, и 27 из 35 машин участников гонки использовали двигатели с одинаковым блоком — Aurora V8. В том числе и победитель, что дало Oldsmobile право на впечатляющее маркетинговое заявление о своих моторах в год столетия бренда. Дальше — больше, ведь в 1997-1999 годах все победы в гонках IRL одержали именно болиды с Aurora V8, в то время как второй поставщик двигателей — Nissan (под брендом Infiniti) лишь пытались сделать свой мотор конкурентоспособным. По сути, в гоночном варианте Oldsmobile Aurora V8 более известны, нежели в гражданском, где они применялись в единственном седане…

В 2000 году регламент IRL изменился: объем снизили до 3,5 л и одновременно разрешили не привязываться к характеристикам серийного блока цилиндров. В результате, как отмечали критики, обновленные моторы Aurora V8 и Infiniti стали больше похожи друг на друга, нежели на своих формальных прародителей. Так прошло ещё два сезона IRL, но в преддверии закрытия Oldsmobile тратить маркетинговый бюджет на гонки дальше стало бессмысленно, поэтому к сезону 2002 года моторы GM для Indy Racing League переименовали в Chevrolet по рекламным соображениям и в таком виде конструктивно неизменный двигатель просуществовал до конца 2003 года.
3.5L "Shortstar" V6 (LX5)
Дальнейшее развитие Aurora V8 инженерами Oldsmobile пошло "вниз" — на основе архитектуры Northstar они разработали двигатель V6 объемом 3,5 литра. Как это часто бывает, например с 4,3-литровым V6 от Chevrolet, проще всего описать такой мотор, как "Northstar, которому отрезали два цилиндра". Конечно, это не так, но даже внутри конструкторского бюро его именовали Short North (а вот на публике закрепилось альтернативное имя "Shortstar"). О том, что официально мотор именовался PV6 или Premium V6, мало кто вспомнит, зато RPO-код LX5 вполне на слуху.

О том, насколько глубокими были переработки, говорит изменение фундаментального параметра блока — расстояния между центрами цилиндров, которое у "Shorthstar" не совпадает с общим для Northstar и Aurora V8. Двигатель LX5 имел диаметр цилиндра 89,5 мм и ход поршня 92 мм — также не соответствующие "родительским" V8. При мощности 215 л.с. и 315 Нм крутящего момента на момент дебюта в 1999 году LX5 несколько превосходил популярнейший, но устаревающий 3,8-литровый V6 Series 3800 у General Motors и в дальнейшем наверняка мог рассчитывать на существенную прибавку мощности. Но грядущее закрытие всей марки Oldsmobile, о котором стало известно уже в 2000 году, поставило крест на перспективах конструкции Premium V6. Поэтому, этот 3,5-литровый V6 стал последним двигателем разработки Oldsmobile, а обнаружить LX5 можно только в двух машинах:
— все Oldsmobile Intrigue (1999-2002)
— базовые Oldsmobile Aurora (2001-2002)

В качестве престижного V6 для своих будущих машин корпорация выбрала иной мотор, так называемый High Feature V6 (он же Alloytec) совместной разработки Cadillac и австралийцев Holden. А для более доступных автомобилей Chevrolet, Pontiac и Buick в 2004-2011 годах использовался гораздо более простой нижневальный V6 семейства High Value V6 (RPO-коды LX9, LZ4 и LZE, в зависимости от модификации) с тем же объемом 3,5 литра, что и у "Shortstar" LX5, но абсолютно не связанный с ним конструктивно.

По задумке, и Aurora, и Intrigue должны были продемонстрировать рынку новый облик Oldsmobile. Это была старейшая из существующих автомобильных марок США, уверенно смотревшая в будущее в канун столетнего юбилея. Однако, буквально в течение пары лет General Motors пересмотрели свои планы. Бренду с позиционированием между Pontiac и Buick больше не было места в корпоративной линейке и, в течение трёх лет, производство постепенно сворачивали. В том числе, подготовив для энтузиастов Oldsmobile коллекционные машины серии Final 500 разных моделей. И, поскольку у Cadillac были собственные двигатели, а общекорпоративным стандартом GM определили Chevrolet, то история V8 от Oldsmobile так и закончилась вместе со всей историей некогда прославленной марки.
«Все американские V8»:
Глава 1: Small-Block Chevrolet (1955-2002)
Глава 2: Chevrolet LT1, LT4 и L99 (1992-1997)
Глава 3: Chevrolet семейства LSx (1997+)
Глава 4: пятое поколение Small-block Chevy (2014+)
Глава 5: Big-Block Chevy (1958-2009)
Глава 6: Cadillac L-head (1914-1935) и Monobloc (1936-1948)
Глава 7: Cadillac OHV (1949-1984)
Глава 8: Cadillac HT-4100/4.5/4.9 (1982-1995)
Глава 9: Cadillac Northstar (1993-2011)
Глава 10: Cadillac Blackwing (2019+)
Глава 11: первое поколение Oldsmobile Rocket (1949-1964)
Глава 12: второе поколение Oldsmobile Rocket (1964-1990)
Глава 13: дизельные Oldsmobile (1978-1985)
Читайте также о машинах с Aurora V8:
Shelby Series 1 (1999) — единственный промах Кэрролла Шелби
Последние Oldsmobile – автомобили серии Final 500

Комментарии 64
У моего знакомого стоит такой аппарат, мотор накрылся, уже лет 10 стоит в гараже. Лень ему выкинуть обьяву на продажу.
Когда мотор стоит дороже машины :-)
Горловина заливки моторного масла прям над генератором. Оригинально…
Ага, учат аккуратности. Там ещё стартер в развале блока, так что ещё и терпеливости и щедрости к механикам учат. Но по сравнению с тем, какому нестяжательству учат при капиталке — любой нордстар/Аврора практически иллюстрация к фразе Фрэнсиса Бэкона: "деньги как навоз, если его не разбрасывать — толку нет"
Я сам Фрэнсис Бэкон. :) Что очень в своё время поразило, так не то что бы массовое явление, но чрезвычайно распространённая ситуация, что какой-нибудь слесарюга из техащины может жить в говняном трэйлере и сам одеваться как обрыган, но на рабочем месте у него чуть ли не до стерильности идеальный порядок.
Потому что он этим деньги зарабатывает.
У нас ещё десятилетия пройдут, пока поймут что надо смотреть на внешний вид автосервиса — пока спрос превышает предложение
В принципе она и так видна зависимость культуры труда и производства. Но к сожалению выводы делаешь когда уже поздно пить боржоми.
Nagualero
Горловина заливки моторного масла прям над генератором. Оригинально…
не ну если руки из жопы, тогда возможно что то зальет, а так даже если прольешь все по блоку в первую очередь потечет
А про AMC (American Motor Company) будет что-то отдельное или она в статью про Крайслер попадет?
Будет, но это — точно после Ford
Имеются свечи зажигания на американские Авто. Много разных. Может кому нужны, продам с дисконтом. Привезены из США.
Была такая, дорестайловая канадка с Autobahn Package…
что могу сказать… машина ни рыба ни мясо.
вроде закос под спорт, салон тесный (особенно сзади), мотор валит, но подвеска валкая, тормоза вялые, и главное — очень плохая развесовка (морда слишком тяжела)… все это ставит на ней крест в качестве спорткара.
конструкция бестолковая, что не редкость для GM.
мотор одноразовый, ремонтных размеров нет.
все болячки с нордстара унаследовал, в общем — жопа…
коробас в целом надежен, но датчик скорости входного вала доставляет… продал, и не жалею.
Магнум не забудьте
Будет когда-нибудь )
Ждём-с
Спасибо за статьи, очень познавательно и интересно и многие детали по полочкам наконец расставлены. Догадывался, но не думал, что всё столь разнообразно.
Это лучший и очень вдохновляющий отзыв, поскольку именно такую задачу я перед собой и ставил: разложить по полочкам
Мой первый опыт вождения был 4 000 миль по южной Флориде на прокатной Oldsmobile Intrigue за 2 месяца.
Классная была тачка!
Информативно, хотелось бы больше инфы про мотор V8 от Шевролет Тахо 2010 — 14гв
См. главу 3 про Chevy LSx
Ок, гляну👍
surf73
Информативно, хотелось бы больше инфы про мотор V8 от Шевролет Тахо 2010 — 14гв
Присоединяюсь.
Спасибо
До сих пор не могу понять смысл раздельной разработки одинаковых двигателей одного концерна… Почему такой дебильной ценой расслоение марок… Не понимаю логику, ведь есть же деньги… В ГМ к ним относятся как в автоваз что ли?
Ну вот они тоже не поняли и после банкротства окончательно унифицировали :-)
Почему не понимали раньше — потому что денег было слишком много :-) Остальное вот этой фоткой и подписью из инста к ней проще проиллюстрировать:
Закат римской империи прост кокойт.
Именно )
А какая конструкция блока была? Алюминий с гильзами? Никосила и алюсила не было? Обычный распред впрыск с катами на каждую сторону?
"кататы" это что?
По остальному — да. Детально все в статье о нордстар, тут не заострял внимание ибо Олдс архитектуру не меняли
:) не так написал, каты — катализаторы, понял
Откуда текст копируете?
В смысле откуда копирую? Я пишу
Думал типичный перевод с другого сайта.
Извините если обидел.
Если бы это было в таком виде на других сайтах — я бы этим не занимался :-)
Обидеть этим сложно, скорее в какой-то степени даже польстили :-) Значит не зря тружусь
Но все равно есть первоисточники по маркам и так далее, книжка какая то, журнал, поход в музей (выставку), да старый американец в баре слесарем отработавший 50 лет на сборочном конвейере.
Да, конечно, источники есть. В среднем на статью в зависимости от темы 5-20 книг, несколько журналов и 20-50-100 интернет-источников (не считая картинки). Ну и 13 лет самому в теме американских авто :-)
Вот по конкретно Olds V8 печатная часть (без журналов), скажем, на фото ниже. Тема условно непопулярная, поэтому и источников не так много. Плюс три книги в PDF естессно не попали в кадр )
По электронной учёту не поддается. Скажем, вот чтобы только собрать достоверно информацию про Aurora V8 в IMSA — это примерно 20-30 ссылок получилось. Из которых всего-то пара абзацев вышла, без детализации толком, но и без ошибок (ибо вообще у "первоисточников" это большая проблема — некоторые ошибки кочуют по текстам разных авторов, пока не выловишь правду где-то)… Но это суровый случай :-)
ты без пива не пишешь?)))))
всегда поражали передне приводные в8
Ага, занятная конфигурация. И редкая. И бессмысленная =)
и самое интересное, что умирать (в виде переутяжеленных v6) она не собирается и иногда в голову лезет всяким KIA…
Да, кстати, тот же LSx отнюдь не тяжёлый по сравнению со многими V6!
LS вообще золотая штука.
а насчет расположения…
я не понимаю — на кой нужно поперечное расположение и соответствующий привод в седанах больше чем C-classe?
экономичность в производстве? ну как то она у меня в голове не ассоциируется с E/S classe.
я недолго был обладателем второго Опируса.
идиотская идея — такое делать))))
С нетерпением жду выпуск про Крайслер
Ох еще долго… Сначала GM закончить, потом форды…
Может договоримся?
После GM, Крайслер без очереди а :-)
А Генри подождет в стороне…
Занятно, кстати: за время работы над циклом, просьб описать моторы Chrysler гораздо больше, чем Ford. Надо подумать, может быть и правда сделать в обратном порядке: тем более, что по Chrysler там скорее всего около 5 статей, а по форду больше 10…
Дададда, плюсую за хруслер.
Aritusama
Занятно, кстати: за время работы над циклом, просьб описать моторы Chrysler гораздо больше, чем Ford. Надо подумать, может быть и правда сделать в обратном порядке: тем более, что по Chrysler там скорее всего около 5 статей, а по форду больше 10…
Не, не, сначала Форд нада.
Aritusama
Занятно, кстати: за время работы над циклом, просьб описать моторы Chrysler гораздо больше, чем Ford. Надо подумать, может быть и правда сделать в обратном порядке: тем более, что по Chrysler там скорее всего около 5 статей, а по форду больше 10…
Сладкое лучше на потом)
Aritusama
Занятно, кстати: за время работы над циклом, просьб описать моторы Chrysler гораздо больше, чем Ford. Надо подумать, может быть и правда сделать в обратном порядке: тем более, что по Chrysler там скорее всего около 5 статей, а по форду больше 10…
Будем ждать крайслер
Aritusama
Занятно, кстати: за время работы над циклом, просьб описать моторы Chrysler гораздо больше, чем Ford. Надо подумать, может быть и правда сделать в обратном порядке: тем более, что по Chrysler там скорее всего около 5 статей, а по форду больше 10…
Все хотят крайслер из-за известности ХЕМИ )))
Факт. Я подозреваю, что это будет самая читаемая и самая пролайканная глава, когда выйдет :-)
kissmyxss
Все хотят крайслер из-за известности ХЕМИ )))
Хэми это вещь.
Aritusama
Занятно, кстати: за время работы над циклом, просьб описать моторы Chrysler гораздо больше, чем Ford. Надо подумать, может быть и правда сделать в обратном порядке: тем более, что по Chrysler там скорее всего около 5 статей, а по форду больше 10…
По Крайслеру можно одну статью. ))). Я разбирал свой хеми 6.4 2014 года, параллельно смотрел американский видеоролик по восстановлению мотора хеми 5.7 или 5.9 1957 года выпуска. Одинаковый мотор вообще. Добавили ванос и форсунки вместо карбюратора. 🤦♂️ . И всё на этом. 1957 год и 2014 моторы близнецы.
Aritusama
Ох еще долго… Сначала GM закончить, потом форды…
Пока не придумали Опель форд был самой плохой машиной😁😁. Давай про Крайслер. Джи Эм подождёт.
GM ждать не будет, его надо закончить: три статьи по Buick, плюс Pontiac, Detroit Diesel и Duramax.
А вот потом да, будет не Ford, а Chrysler, в такой последовательности: ранний Hemi, потом B/LA, потом Hemi 426 и уже modern hemi под конец :-)
Ни одна деталь со старого Hemi не подходит на новый, кстати.
Отличные статьи, всегда с интересом читаю и жду, будет ли статья про GM V6. Сам катаюсь на одном из них, интересно было бы почитать.
Спасибо!
Про V6 Может быть когда-нибудь, но вряд ли в ближайший год ) надо с V8 же закончить
Да, помню как впервые увидел Aurora на дороге.Неизгладимое впечатление.Красивый автомобиль!
Спасибо за работу!Как всегда — на высоте!
Рад, что понравилось.
А про машину — даа, первое поколение прям очень нетипично и для марки, и вообще в потоке. Что тогда, что сейчас…
Спасибо, Кирилл, как всегда — 👍
Так же, хотел вспомнить, что в 1995 вышел Бьюик Ривьера с не менее интересным дизайном. История его создания заслуживает отдельного внимания. Жаль, что такая неординарная компания исчезла.
Да уж, Ривьера интересна. Наверное лет 10 уже хочу написать про них, но всё находятся другие темы :-)
Мы подождем)
funkyride
Да, помню как впервые увидел Aurora на дороге.Неизгладимое впечатление.Красивый автомобиль!
Спасибо за работу!Как всегда — на высоте!
Аналогично.
У папы Aurora V6 2001. Неизгладимые впечатления, т.к. потом в любой новый автомобиль до 2 млн даже садиться не хочется (я про салон).