Здравствуйте, дорогие читатели! День 3 Посетив промышленного гиганта России – Челябинск , мы направились на просмотр «ножевой» столицы России – Златоуста.
Дорога, дорога, Уральские красоты.Вдалеке уже виднеются Уральские горы.Златоуст – город Мастеров!
Недалеко от надписи «Златоуст» начался многокилометровый спуск в город, чем мы были удивлены. Оказывается, Златоуст – один из самых высокогорных городов Урала, жилые кварталы расположены на высоте 400–600 м от уровня моря.
Данная работа будет состоять из двух частей: в первой – рассказ о музее Златоустовской оружейной фабрики, во второй части – непосредственно про сам город.
Немного истории. А история строится вокруг металлургического и оружейного завода.
В 1754 году А. П. Мосолов, на выкупленных у башкир вотчинных землях у горы Косотур, основал железоделательный завод, названный впоследствии в честь святого Иоанна Златоуста Златоустовским. Указ Берг-коллегии о строительстве завода был издан в 1754 г. Завод получил своё название из-за намерений владельцев построить в заводском посёлке церковь во имя святого Иоанна Златоуста, которая была построена в 1865 г. В 1782 году Златоустовский завод стал административным центром Златоустовского уезда Уфимской области Уфимского наместничества. После упразднения наместничеств, посёлок и уезд в 1796 г. административно вошли в состав Оренбургской губернии. В 1811 году завод был выкуплен государством и стал казённым. Это привело к изменению статуса заводского посёлка, который приобрёл статус горного города и стал хозяйственным центром Златоустовского горного округа.
Златоустовская оружейная фабрика была создана как первая императорская фабрика холодного оружия. Указ Комитета министров об её открытии утвердил император Александр I в июле 1815 г. (производилось холодное оружие, первыми мастерами были оружейники из немецкого города Золинген), в 1859 году – сталелитейная фабрика. Были отлиты первые в России стальные пушки.
С начала XIX века Златоуст являлся центром художественной гравюры на металле, которая зародилась как подсобное производство для украшения сабель, кортиков, шпаг. Ныне золотой и серебряной насечкой украшают подарочное оружие, делают декоративные панно на стальных пластинах.
Существенный вклад в художественную гравюру на металле внёс Г. М. Берсенёв, который трудился на фабрике с 1947 г. Он в совершенстве изучил производство художественной гравюры на стали, проделал большую работу по возрождению традиционной манеры декоративного оформления изделий. Автор многочисленных уникальных художественных изделий: топоров, фоторамок, сувениров, наградного холодного оружия. Главный художник Златоустовской фабрики, участник и призер всесоюзных и всероссийских конкурсов на лучший сувенир, многих художественных выставок, ВДНХ СССР. Работы Берсенёва экспонировались за рубежом. За творческий труд, сохранение и продолжение традиций Златоустовской гравюры на стали награжден орденом Октябрьской революции (1977).
Потому как мы (Владислав и Сергей) увлекаемся оружейным делом, в том числе и холодным оружием, то первым делом мы посетили музей Златоустовской оружейной фабрики.
Музей был открыт в 2015 г., в честь 200-летия фабрики. В нём можно ознакомиться с историей развития и становления Златоустовского украшенного оружия и гравюры. На сегодняшний день в ассортиментном кабинете насчитывается порядка пяти тысяч экспонатов. Это образцы изделий, которые производили на фабрике на протяжении всего периода её существования. Достойно представлена коллекция изделий современных мастеров. Коллекция изделий охватывает весь ассортимент производства фабрики: гравюра, украшенное холодное оружие, столовые приборы, посуда, предметы личного пользования и многое другое.
При заводе имеется магазин по продаже различных изделий, созданных на производстве и ручные работы от местных мастеров. Там же и приобретаются билеты в музей. Посещение музея без экскурсии: взрослый 250 руб., пенсионеры и студенты 150 руб., школьники 100 руб.; посещение музея с экскурсией, соответственно: 400 руб., 250 руб. и 150 руб. Мы брали билеты без экскурсии.
Немного магазинной продукции. Цены, конечно, впечатляют: левый верх – набор винный «Царский гранат» (эксклюзив), в единственном экземпляре. Использованные материалы: латунь, кабошоны (гранат) диаметром 105 мм, фианиты. Набор состоит из блюда латунного инкрустированного камнями диаметром 350 мм, шести фужеров 170 мм и двух подсвечников высотой 285 мм. Общее количество драгоценных металлов на изделии: золота – 2,689 гр., серебра – 2,02 гр. Ювелирные вставки – 1 696 шт. Общий вес изделия – 6 кг. Цена – 650 тыс. руб. Правый верх – подарочные ПМ-ы за 26 тыс. руб. каждый. Левый низ – панно «Горная речка», 305*185 мм. Технологии, применяемые при изготовлении: гравирование, травление, никелирование, золочение, синение. Цена – 14 тыс. руб. Правый низ – шахматы ручной работы (гравирование, травление, никелирование, золочение, синение, подрезка по металлу), с использованием таких материалов, как: латунь, сталь, камень морион, горный хрусталь, искусственный камни – фианиты, дерево ценных пород – орех, дуб, красное дерево. Ручки на футляре инкрустированы горным хрусталем Ф17мм и морионом Ф17мм. Футляр украшен панно с изображением римских гоплитов и греческим орнаментом. Фигуры инкрустированы горным хрусталем Ф14мм и морионом Ф14мм, в количестве 10 шт. Цена – 177 тыс. руб.
Ассортимент выпускаемой заводом продукции состоит из ста наименований холодного и украшенного оружия, в том числе шашки, кортики и ножи – в частности, налажен выпуск ножей из дамасской стали, представленных в трёх марках стали, а также разнообразная сувенирная продукция: вазы, винные наборы, шкатулки, блокноты, часы, подсвечники и прочее. Сохранились традиции гравюры на стали, в числе тематик которой – природная, церковная, геральдическая, а также сказочные и былинные сюжеты.
Перед входом в магазин и музей расположены огромные макеты Златоустовских ножей.Немаленький Златоустовский складишок.Перед входом в музей расположены: слева – точильный станок, справа – фрезерный станок.
А теперь мы переходим в помещение музея Златоустовской оружейной фабрики.
Левый верх – вертикально долбежный станок; правый верх – сверлильный станок; левый низ – ленточная пила.Слева – тиски, справа – сверлильный станок.
Музей поражает своей разнообразностью в выставленных экспонатах: от оружейного дела (оружие, снаряды, ножи) до знакомства с историей становления Златоустовской гравюры на примере обширной коллекции стальных картин, сувениров и прочего.
Меч «Маршалы Победы». Своего рода, это история Победы на стальном клинке. К 70-летию Великой Победы мастера Златоустовской оружейной фабрики изготовили памятный клинок – меч Маршалов Победы. Особенность этого памятного меча в символах. Идейный замысел передают самые значимые символы войны: памятник Родина-мать, монумент Воину-освободителю в берлинском Трептов-парке, орден «Победа», Спасская башня, поверженный Рейхстаг. И конечно, плеяда портретов самых выдающихся полководцев, сталинских маршалов Великой Отечественной войны. Над его созданием трудился целый коллектив. Автор эскиза – лауреат государственной премии Александр Шаланов, художники-граверы Василя Зайнутдинова и Виталий Нашатырев, слесарь-оружейник Максим Викулин, химик-гальваник Михаил Храмцов. От эскизных работ до готового изделия прошёл год, ведь каждая деталь меча выполнена вручную, а их около полусотни от мелких болтиков до самого клинка. Рукоять венчает головка в виде Звезды Победы. Навершие (рукоятка) украшают накладные звёзды и герб Советского Союза, находящихся в обрамлении лавровых и дубовых ветвей – символов чести и славы. По боковым сторонам навершие вставлены Ордена Победы, которые точно скопированы, с одной лишь разницей: рубины и бриллианты заменили другими полудрагоценными материалами. Ниже по рукояти расположились барельефы двух значимых памятников, каждый на отдельной детали. У «Родины-мать» с обратной стороны – символ «Щит и меч» с надписью 70 лет Победы. На другой детали – объёмное изображение монумента Воину-освободителю и Орден Победы. Ниже маршальская звезда, она находится в центре гарды. Для гарды были использованы две технологии гальванопластики: первая – изготовление по резиновым формам и вторая – наращивание меди поверх материала. Гарду украшают маршальские погоны, с гербом и звездой – каждая деталь выточена и обработана вручную. Неповторимой деталью этого меча стали ножны. Их уникальная особенность и в символике, и в изготовлении. История холодного оружия России еще не знала памятного клинка, посвященного Маршалам Победы. Их девять – сталинских полководцев. Галерею портретов возглавляет сам Верховный Главнокомандующий – И. В. Сталин. В изготовлении рамки была применена гальванопластика, использовалась подрезка, подгонка требовала высшего пилотажа. Сами портреты выполнены в стиле пуантилизма (в работе было нанесено миллион точек). Точечный метод нанесения был освоен художниками-гравёрами оружейной фабрики в середине прошлого века. Портреты маршалов выполнены в миниатюре, потому художнику-портретисту приходилось работать только с увеличительным стеклом. Душой белого оружия является клинок, он выполнен в вековых традициях Златоустовского украшенного оружия: травление, синение, никель, золото. На самом верху клинка – Спасская башня, за ней – оборона Москвы, памятник Минину и Пожарскому, на лентах идут Города-Герои: Москва, Ленинград, Сталинград, Севастополь, Одесса, Киев, Брест, Керчь. Под «ногами» наших отечественных символов – поверженный Рейхстаг и штандарты нацисткой Германии (фрагмент Парада Победы 1945 г., когда флаги гитлеровской Германии сбрасывали к Мавзолею В. И. Ленина). Наконечник клинка украшает Звезда Героя Советского Союза. С обратной стороны лишь одно изображение – Вечный огонь Славы.Форма лезвий просто поражает.Левый верх (центр) – двуручный меч с белой рукоятью. Ко времени открытия Златоустовской оружейной фабрики век двуручного меча уже давно закончился поэтому, как боевое оружие их никогда не изготавливали в Златоусте. Но в качестве символичного, наградного оружия мечи стали изготавливать уже в XIX веке. В 2010 г. мастера Златоустовской оружейной фабрики изготовили двуручный меч «Русич», украшенный в древнерусском стиле. Длина клинка с рукоятью – 1290 мм, ширина гарды – 290 мм. Клинок стальной, черенок и навершие из мрамора и латуни дополнены инкрустацией фианитами. Стиль Златоустовской гравюры прослеживается в гравировании, травлении, золочении и миниатюрных картинах на клинке. За основу украшения меча был взят известный памятник литературы Древней Руси – «Слово о полку Игореве». На мече выгравированы цитаты из этого произведения, а также клинок меча украшен миниатюрными изображениями богатыря – Игоря Святославича.В левом нижнем углу представлена одна из первых коллекций музея.Все фотографии, за исключением немалого по размеру складного ножа, относятся к уникальной коллекции кортиков «оружие Калашникова», 2005 г. Офицерский кортик уже на протяжении не одного столетия является предметом особой гордости каждого военнослужащего. Получение кортика, как наградного личного оружия, подчеркивает не только высокие военные достижения, но и мужество, отвагу и героизм его владельца. Среди всего разнообразия представленных типов кортиков (АК-47, АК-74, АКС-74У, ПК, РПК) кортики Калашникова являются одними из самых востребованных и желаемых атрибутов военного офицера, обладая не только богатым убранством, но и утонченной изящностью, сочетающей в себе филигранную точность изготовления и разящую мощь клинка. Все они делятся по ценовой категории на: бронзовую, серебряную, золотую, платиновую и бриллиантовую. Ценовой диапазон: от 75 тыс. руб. до 450 тыс. руб. Для примера возьмём самую дешевую и самую дорогую категории. Бронзовая категория изделия – кортик «Калашников «ПК» PK-B(10), автора Ю.Б. Рябкова. Размеры кортика: 350 (240) х16, материал клинка – сталь, прочие использованные материалы – сталь, кожа, латунь, дерево. Виды обработки: травление, никелирование, золочение, синение. Бриллиантовая категория изделия – кортик «Калашников «РПК» «Байкал», автора В. А. Тычкина. Размеры кортика: 445 (320) х18, материал клинка – дамаск, прочие использованные материалы – латунь, сталь. Виды обработки: синение, золочение, никелирование, травление. Несомненно, одним из лучших экспонатов музея является не имеющий аналогов в мире автомат Калашникова, с нанесённым на него автографом и портретом легендарного конструктора. Автоматов Калашникова выпущено в мире десятки миллионов штук. А вот такой, покрытый золотой росписью и с портретом своего создателя, в мире один, изготовленный в честь его 70-летия. Автор изделия – заслуженный художник РФ Юрий Рябков.
Раз мы затронули экземпляр огнестрельного оружия, то можно продолжить дальнейший рассказ.
На нижнем фото представлены: «Золотой» пистолет Макарова. Использованные материалы: никель – 5 мкм., золото – 7 мкм. Техника исполнения: многоступенчатый цикл нанесения художественной гравюры на стали, рисовка кистью, травление, золочение, чернение, никелирование, гравировка резцом, подрезка, чеканка, ювелирные работы. Цена: 50 тыс. руб.; «Золотой» Револьвер-Наган. Использованные материалы: никель – 5 мкм., золото – 7 мкм. Цена: 85 тыс. руб.; Золочёный ППШ с портретом И. В. Сталина. Стоит отметить, что ещё в 1927 г., в ознаменование 10-летия Октябрьской революции в Златоусте было налажено производство наградных топоров, украшенных художественной гравировкой на трудовую и боевую тематику, а также портретами Ленина и Сталина.Две верхние фотографии: Чехословацкий золочёный ручной пулемёт времён Второй мировой войны – ММГ ZB-30 (Mg-30), 1930 г., состоявший на вооружении 24 стран мира. Левый низ – «золотой» ППШ. Использованные материалы: никель – 5 мкм., золото – 5 мкм. Цена: 460 тыс. руб. Правый низ – золочёный ручной пулемёт ДП-27, 1928 г. Один из первых образцов стрелкового оружия, созданных в СССР. Максимальная дальность: до 2500 м., вид боепитания: плоский дисковый магазин на 47 патронов. Всего было выпущено 795 000 шт.Украшенный пулемёт системы Максима, образца 1910/30 г., специально украшенный к 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Разработанный британским оружейником Хайремом Стивенсом Максимом в 1883 г, русский вариант «Максим» прошёл модернизацию на Тульском оружейном заводе в начале XX в. Был изготовлен в 1944 г. на Ижевском механическом заводе, о чем свидетельствуют соответствующие клейма на поверхности пулемёта. Автором украшения пулемёта стал С.Ф. Чернов – один из ведущих гравёров фабрики, Член Союза художников России и лауреат Государственной премии РФ в области искусства. В соответствии с темой пулемёт украсили изображения скульптур «Родина-мать зовёт» и «Воин-освободитель», батальные сцены с применением пулемёта, медали за оборону городов-Героев и традиционные узоры. Все детали пулемёта вплоть до колёс покрыты Златоустовской гравюрой, которая на поверхности металла помимо красоты выполняет защитные функции против коррозии. Вес пулемёта – 65 кг. Как видно из фото, в музее имеется целых два пулемёта системы Максим.
Безусловно, положительным моментом является то, что экспонаты огнестрельного оружия можно не только любознательно смотреть, но и поддержать в руках. На фотографиях видны были белые перчатки – обязательный элемент, для взятия оружия в руки.
Пулемётчики-чапаевцы. Слева – Владислав, справа – Сергей.На правой фотографии Владислав держит в руках золочёный 7,62-мм пистолет-пулемёт, образца 1942/1943 г., системы Судаева (ППС). Нередко ППС называют лучшим пистолетом-пулемётом Второй мировой войны. Всего было выпущено 2 000 000 шт. (в СССР за время ВОВ – 500 000 шт.)Изготовленные топоры за всю историю завода. Экземпляр на нижней фотографии впечатляет своими размерами.Деловой стол с находящимся на нём атрибутами с Златоустовской гравюрой.Натюрморт рабочего места. Левый верх – пушка настольная с офисным ножом, 2013 г. Использованные материалы: латунь, нержавеющая сталь 40Х13, орех. Количество золота на изделии – 0,73 г. Использованные технологии: рисовка, гравирование, травление, никелирование, золочение, подрезка. Правый низ – кабинетный нож (нож для разрезания бумаги).Складной нож, поражающий своей утончённость. Ну конечно же и самурайская катана.
Пару интересных фактов о Златоустовской оружейной фабрики.
1. На фабрике (ранее – завод им. Ленина) делали наградное оружие для политических деятелей и крупных военачальников. Для Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева – украшенную золотом шашку, для министра обороны СССР маршала Андрея Гречко – двуручный меч, для монгольского маршала Хорлогийна Чойбалсана – кривой кинжал.
2. Во время Парада Победы в 1945 году все генералы шли по Красной площади с именными Златоустовскими шашками. Так что Брежневу уральские мастера делали шашку дважды – как генерал-майору, и как маршалу.
Подводя итог вышеизложенному, хочется отметить профессионализм и талант наших мастеров, изготовивших такие прекрасные экспонаты. Безусловно, некоторую часть из них можно приобрести, не по малой цене, но ведь это настоящие произведения искусства! Музей очень понравился, оставил у нас много положительных впечатлений.
Комментарии 8
Вообще супер, спасибо за такую историю, жду продолжение
Спасибо)
Невольная аналогия прошла в голове. Помнится, билет в краеведческий музей в СССР стоил 10 коп, что равнялось цене половины булки белого хлеба.
Было время…
Интересный рассказ, спасибо
Спасибо и Вам!
Молодец, так хорошо и подробно всё рассказал про Златоустовских оружейников, им не мешало бы тебе за рекламу заплатить!))
Хах, спасибо! Музей действительно понравился)