Думаю, сам бы я не додумался обо всём этом писать.
На днях мне позвонил Станислав Грязин и предложил записать видеоматериал о наших выступлениях в Прибалтике. Не о эмоциях и машинах, а о структуре и нюансах. Как ездить систематически выступать в Эстонию (Литву, Латвию – всё одно) с небольшим бюджетом или как это сделать один раз, но чтоб запомнить. Стас посчитал, что это будет много кому интересно.
Сим подтверждаю, что идея не моя.
В процессе записи видео, я понял, что информации у меня намного больше, чем умещается в смотрибельное видео. Так что я создал текстовый материал, куда поместил всё, что вспомнил. Публикую его раньше видео, так как конец ноября, время публикации спортивных календарей – самое то определятся с планами на 2018. И если хотя бы одному экипажу в нашей стране, этот материал поможет, я буду искренне рад, поэтому не могу позволить себе «выдерживать» текст.
Итак, начинаем. Предупреждаю – LONGREAD!
Ралли в Прибалтике. От выезда с палаткой до полной серии с небольшим бюджетом и разными задачами.
Итак, начинаем.

1. Главное – решить, зачем вы поедете. От цели зависит всё – траты, выбор самого гоночного мероприятия, выбор типа лицензии, объём ЗИПа с собой и миллион мелочей.
Я сам прошёл тут 3 «стадии».
Первая – разовый выезд «за атмосферой и дорогами» (300 Lakes&Saaremaa 2014)
Вторая – дешёвая и простая микросерия Lada Classic CUP 2015
Третья форма инфекции – участие в полноценном чемпионате Эстонии (2016,2017)

Выбор обусловлен только вашими целями и возможностями. В моём случае всё само по себе складывалось правильно. Я не сразу заявился в Эстонский чемпионат «с наскока», а принял осознанное решение, когда уже представлял себе особенности местных гонок, их структуру, да и большинство участников.
Выбрали? Переходим к следующему пункту.
2. Цена поездки. В случае, если вы выбрали вариант 1 (разовый выезд), а если вы это читаете, наверняка вы выбрали именно его, я искренне вам советую попробовать для расчёта стоимости первой поездки применять формулу – руб./боевой километр, а не просто прикинуть сколько будет стоить «дунуть» туда. Я в первые свои выезды таким образом определял «полезность» гонки. То есть, если кубковый выезд с дистанцией в 80 боевых километров мне обходился в Х рублей, а на «300 озёр» выехать стоит 1,2Х, при том, что там 140 км дистанции, ясно, что полезнее съездить на 300 озёр в Литву. А в пересчёте на «натуру» ещё и дешевле. Конечно, если вы не Петербуржец или Пскович территориально, то сама стоимость выезда будет всё равно дороже домашней гонки, так что всё, что написано выше – хорошие и стройные отговорки для сделки с совестью и кошельком. Но, они работают. Дёшево съездить погонять можно. Как?
• Выбрать гонку с максимальной дистанцией в Литве, Латвии, Эстонии, узнать про неё как можно больше. Подходите к выбору обстоятельно, я с удовольствием помогу вам в этом, потому что там тоже бывают слабые гонки и тоже в наличии плохие дороги.
• Брать всё, буквально всё, с собой. Как говорил мой тренер по картингу «от г****** до батона». (Не забываем, мы вроде как приехали все на один раз). К примеру, мы в 2014-2015 годах даже продукты все везли с собой, покупали в Белоруссии (до сих пор скидка в «Ганне» осталась) для того, чтобы там за евро совсем ничего не покупать. Схема хорошая, работает и нисколько не стыдно. Только помните, что молочку и мясо ввозить нельзя. Но запреты заставы укладывают на лопатки акции в Rimi и Selver с дешёвыми сосисками *))
• Отличный вариант для Жигулистов – серия ралли Дзинтарса Каулкальнса «Lada Classic Cup». Она проходит на базе Латвийских и Литовских гонок, стартовые очень гуманные (в 2014 году стартовый был НОЛЬ Евро!). Гонки, как правило, интересные, советую. Сам я больше не поеду, но для первого знакомства с Прибалтиками – самое оно.

• Главная хитрость, которую я не должен бы предавать огласке. Стартовый взнос. Я до сих пор (когда бюджет не сильно клеится) пользуюсь этим инструментом и заранее пишу организаторам гонки с просьбой уменьшить стартовый взнос (В Эстонии нынче 400 Евро, в 2018 – 450). Иногда срабатывает. Но только тсссс!
3. Техтребования (к чему готовить бричку).
В целом – не стоит бояться, и если ваша машина без замечаний проходит ТИ в Кубке России – дальше можете не читать. Хотя, нет – читайте.
Основной объект внимания техкомов – элементы безопасности автомобиля и экипажа. У меня в том году со стоматологическим зеркальцем техкомы нашли непровар в поперечинах сидений. Машине 7 лет на минуточку, а я знать не знал, но я им благодарен, сразу по приезду всё переделал. Своими глазами видел, как на ралли «Таллинн» финский экипаж на Эво попросили снять сиденье и показать техкому на предмет целостности его (сиденья) силовой структуры. Никто не ругается – сняли, показали – всё в порядке. НО! На финале этого года стеллаж с забракованной экипировкой был огромный и состоял из трёх полок. Смотрят внимательно всё – перчатки, комбезы (так же на каждой гонке проверяют наличие прямо на трассе), ХАНСЫ и шлемы так вообще чуть не под микроскопом. Так вот, если техком вещь из экипировки забраковал – её ЗАБИРАЮТ до конца гонки. Найдёшь новую, не переломишься, а серийный номер старой заносят в «чёрный список». Тут строго, и это очень правильно, «на шарик» или в чужых носках не проедешь.
Особенность – в Эстонии мягкие накладки на каркас могут быть из чего угодно (сантехническая изоляция), а у нас – только FIA. Так же, в 2016 году меня техком попросил съездить купить новый руль до старта – старый имел небольшой люфт по спицам. Я купил. 250 Евро! Дома надо было думать.

В целом – требования чуть более свободные, чем у нас (речь про национальный монопривод), так скажем конструировать можно больше. В 2016 году я гордо показываю техкому сертификат на свои передние рычаги, что, мол, они у меня “road-legal”, одобрены всеми на свете НАМИ, а он посмотрел, посмотрел бумажки – отдал обратно. Сказал: «Мне всё равно, тебе же на этих рычагах ехать. Если они плохие – ты не доедешь». Я убрал писульки и всё понял. В моноприводных классах нет ограничений по дросселям, секвенталкам и переносу осей артикуляции подвески, как в России. На выбор класса влияет только объём мотора. Я не могу объективно судить о Латвийских и Литовских ТТ, я ездил там только в Lada Classic Cup, где условно «можно всё», но думаю, что они не сильно отличаются от эстонских.

Шум. На ТИ всегда меряют шум, он должен быть не больше 103 dB. Иначе – штраф что-то в районе 200 Евро. У меня был в 2014 году эпизод с превышением громкости и скупкой стальных мочалок во всех сельмагах острова с последующей срочной набивкой «банки». Теперь я меняю набивку или глушитель после каждого сезона и у меня всегда 97 dB.

4. Граница. Думаю, самый волнующий вопрос.
Среднее время пересечения в одну сторону 40 минут. Бывало от 15 мин до 5 часов. Обязательно вам нужно с собой иметь Зелёные карты (аналог ОСАГО, делается перед границей в любом из ларьков – цены одинаковые) на всю технику (тягач, спортивная, прицеп), стоит это в данный момент около 5000р. за всё и обязательно Диагностические карты – европейцы спрашивают и могут не пустить.
Если у вас есть паспорт и виза, то самый деликатный вопрос – таможенное оформление. Рекомендую вам все таможенные документы делать дома, иначе если вы приедете на погранпереход и начнёте спрашивать таможенников как тут что заполнять – запаситесь чаем и питанием – вы тут на несколько часов. Тут нужно действовать решительно, но аккуратно. В первые наши поездки в 2014-2015 мы ездили вообще без всяких деклараций, просто как туристы с машиной. В целом – проблем не было, вся граница – двадцать минут. Но однажды, таможня при выезде нам напомнила, что все неделимые товары весом выше 30 кг должны быть задекларированы при въезде. Мы положили на весы запасную коробку – 29,5 кг. Повезло. Нас отпустили, но наглядно очень дружелюбно разъяснили, что всё-таки весь наш ЗИП надо декларировать. Делается это просто, документ «Пассажирская таможенная декларация» (легко ищется в интернете) заполняется в двух экземплярах на въезд и выезд. В нём вы описываете ТОЛЬКО БОЛЬШИЕ ВЕЩИ, не надо детализировать свой скарб до трусов и носков. Только, условно, то, что трудновато поднять одному. В моём случае это – бензогенератор, домкрат, коробка (если есть с собой), палатка и освещение. Остальное не пишу, иначе декларация, в которой 20 товаров выглядит подозрительно «пухлой» и тут может начаться «юридическая вибрация» то есть в вас могут заподозрить «Спортсмена»!

Оформляясь по декларации, де-юре, вы – турист и все эти вещи вам нужны для личного пользования.
Если вы на таможне ударили в грудь кулаком и сказали, я – спортсмен и защищаю честь страны, то тут возможны нюансы. Есть такое решение комиссии Таможенного Союза №263 от 20.05.2010. (С этой таможней я стал немножко юристом), где написано, что «товары, предназначенные для проведения соревнований и тренировок попадают под специальную таможенную процедуру с предоставлением перечня». Не бойтесь – платить не надо, но, по букве закона – если вы – спортсмен – по декларации не проехать.
Один раз в 2016 году на этот нюанс мы попались, широко развесив уши. Кричали о спортивной чести страны, богатом наследии Жигулей – не помогло – оформляйтесь через перечень. Что это? Примерно – та же самая декларация, только помноженная на пять. Для всех товаров надо будет найти коды ОКВЭД (никогда не забуду!), всё заполнить, сотрудник таможни всё сфотографирует, составит акт осмотра и отпустит восвояси, обратно то же самое. Вроде ничего, можно подготовиться дома, но оформление через перечень происходит через грузовые коридоры со всеми вытекающими. Конечно, вас не заставят вернуться в конец очереди грузовиков (а если развесите уши – заставят), но время вы потеряете больше намного. Поэтому, советую, аккуратно и правильно заполнив декларацию, помалкивать о спорте на таможне и спокойно ехать. Когда меня спрашивают – говорю, что еду на слёт почитателей старой техники. Не спрашивают – молчу. 99 из 100 таможенников всё прекрасно понимают, они ведь люди ничуть не хуже нас, и им проще и быстрее провести нас как туристов. Но на 1 случай из 100 будьте готовы сказать – пишите письменный отказ в принятии декларации с указанием причин. В нашей истории были и конфликты, было и «Вы больше никогда тут не проедете!». Но мы продолжаем ездить и остаёмся аккуратными и настойчивыми.
Я не считаю, что мы нарушаем тут закон. Мы едем на машине с документами, на прицепе с документами везём машину с легальными дорожными документами (если вы едете на автокросс и у вас в руках только спорт. Паспорт – перечня не избежать, это – спорт инвентарь). И всё, что мы везём – нужно лично нам для нашего личного автомобиля. Неужели, домкрат –это обязательно спортинвентарь, или тент от дождя? Ни один таможенник не напишет вам отказ, посчитав, что ваш бензогенератор – спортинвентарь. Так же, пункт 4 статьи 351 Таможенного союза определяет «транспортное средство для личного пользования – авто-, мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями»
(ВМЕСТЕ С ЗАПАСНЫМИ ЧАСТЯМИ К НЕМУ!) КАРЛ!
Бояться не стоит, просто нужно всегда быть готовым.
Никаким образом декларировать спортивный автомобиль не надо – у него есть дорожные документы и он выезжает из РФ как обычный автомобиль. Сгружать с прицепа не надо.

Как вы уже догадались, все эти нюансы – с нашей стороны. Со стороны ЕС – всё очень быстро, 15 мин, только посмотрят бумаги и VIN номера. Никакие декларации никого не интересуют. Только спросят, сколько топлива для вечеринки вы купили в DUTYFREE.
Если же вас «зацепило» сильно, как меня, то есть ещё вот такой метод.
Когда я сообразил, что я еду весь сезон (семь гонок) и зип, вообщем-то, вожу всегда один и тот же, я понял, почему бы не ввести всё один раз в начале сезона по декларации и не вывести в конце после финала? Это была отличная идея. Я укомплектовал ЗИП так, что без проблем после гонки мог его оставить в Эстонии и забрать перед следующей. Это суперудобно – у друзей в Тарту или Выру (первый город после границы) я после гонки оставляю буквально всё вплоть до бензогенератора и даже колёс, годных для следующей гонки (Зачем мне их вести 2000 км в одну сторону чтобы через три недели привести обратно?). Через границу еду на пустой Тундре с прицепом и Жигулями, соответственно прохожу за 10 минут без всяких деклараций. Еду на гонку – так же прохожу границу за 10 минут без деклараций и так далее. То есть я, условно, ввёз весь ЗИП в январе, вывез в октябре по одной и той же декларации.
Так можно, испытано в этом году. В моём случае, пришлось купить полный дублирующий комплект разного инструмента для работы дома, но это – дело житейское.
Так же, для «заболевших» сильно всегда есть вариант между гонками оставить исправную спортивную машину в Эстонии. Однажды, в 2016 году я этим воспользовался и оставлял Жигули вместе с прицепом у друзей в Отепяя, предварительно потратив день на регламентные работы и ревизию после гонки. То же очень удобно ехать домой налегке.

Вывод из всего абзаца «о границе» — вы можете ехать «туристами», если вы – маленькая команда, как мы. Большим ребятам с грузовиками и моторхоумами оформления через перечень не избежать. А теперь можете спросить, к примеру, Станислава Грязина, что такое приехать для них на RMS в Москву и сколько времени занимает граница.
5. ДжиПиЭс GPS. На всех ралли в Прибалтике применяется система GPS-контроля. Представляет из себя коробку с проводом и двумя кнопками на пульте. Потрясающее изобретение, позволяющее организаторам вообще не иметь судей, следящих за ознакомлением (нет даже такого документа, как «карта ознакомления»), всегда в режиме он-лайн видеть где находится какой экипаж, а так же в связи с этим очень некисло стричь денежку с нарушителей режима ралли или дорожных правил. Эту штуку надо иметь с собой в машине ознакомления, а после переставить в спортивную. На ознакомлении надо строжайшим образом соблюдать скоростной режим, то есть где 30 – там реально 30. Ни в коем случае не пользоваться разными срезками, и тем более (даже 100 метров нельзя) не двигаться против направления ознакомления. Перед стартом вывешивают «Ведомость штрафов», где первая цифра (лидер), как правило «наездил на» 1500-2500 Евро. Не заплатишь – не поедешь. Могут и лицензию отобрать.

Я лишь однажды получил свои 100 Евро за лишний проезд городского СУ на ознакомлении ралли «Таллинн». Если во время гонки вы встали на СУ, то в течение 30 секунд должны нажать на зелёную кнопку, если всё в порядке, на красную – если вам нужна помощь – СУ тут же остановят и вышлют скорую помощь. Если экипаж ничего не нажимает и не поднимает трубки – спецучасток останавливают. Так же, в этой штуке есть G-sensor. То есть если чувак в штабе видит, что у вас была скорость 180, а в следующую секунду 0, то вам без промедления вышлют подмогу, по данным с датчика ускорения будет видно, какую вы испытали перегрузку. А если видно, что останавливались вы в обычном порядке (или через кусты), то с вами сначала свяжутся. Вообщем – штука очень полезная и предназначена не только для обезжиривания кошельков участников. В любой момент можно на спец. сайте поглядеть где кто живёт и внезапно нагрянуть с пивом! Так же, на Сааремаа, я на этом сайте смотрел, что перед стартом, машина Тянака ещё находится на базе в то время, когда мы все уже были на первом КВ. Очень удобно.
6. Бензин.
Думаю, не секрет ни для кого, что обычный бензин на заправках в ЕС примерно в два раза дороже нашего. Конечно, предпочтителен экономичный тягач. В моём случае, тягач экономичный. У меня Тундра (да, да – 5.7 V8),

но она кушает газ (поставил именно для продолжительных поездок за рубеж). Я заправляю перед границей полные баки (100 бензина и 200 газа), и, бывают такие гонки (близко от границы), когда мне всего этого хватает на все перемещения, ознакомление и прочее. То есть после гонки мы вьезжаем обратно в страну ещё на русском топливе. Трюк для экономных. А газ в ЕС стоит ровно, как у нас бензин, так что выжить можно и не остаться без штанов.
Спортивное топливо. Начну с того, что «там» доступны Panta и Carless (может ещё что-то). Стоит от 4 Евро/литр. Для меня это многовато и вот как я решил эту проблему. В России я езжу на 100 бензине VP/SF. Но мотор я настроил так, что он отлично работает и на хорошем 98 бензине, то есть я взял запас по углам зажигания. Таким образом, я в России перед поездкой заправляю полный бак сотого в Жигули, беру с собой в канистре законные для таможни 10 литров сотого в канистре (иногда и пятнадцать!), а остальное покупаю там на заправках 98. Лучший бензин в Эстонии – заправки Alexela.

Важный момент — в Эстонии в зонах хаправки можно заправлять спортивный автомобиль только из алюминиевой или стальной тары. Пластик нельзя.
Думаю, не стоит пытаться взять с собой бензин и каким-то образом его растамаживать/декларировать и прочее, не морочьте сами себе голову. Лучше тогда купите там Panta и сами от себя отстаньте с еврейскими закидонами. Так же – не стоит играть в контрабандистов и прятать бензин. Штраф будет такой, что вся экономия на пять сезонов вперёд перестанет быть экономически обоснованной. Так же, многие «национальные» эстонцы ездят на немецком сотом бензине с тамошних заправок, но это «высший пилотаж», скорее только для местных.
"Высший" пилотаж на моих глазах однажды исполнил Женька Сорокин, когда выезжал на Rally Utena 2015. Женька дома заправил полный бак в Жигулях и в багажник Жиги привязал грузовыми стяжками бак от Mitsubishi L200 литров на 80. Естественно, тоже полный, накинул какие-то шланги, которые куда-то шли.
Таможенник:
— А это что?
Женёк:
-Бак!
Таможенник:
-А это?
-Тоже бак, жрёт же много!
-А у вас так можно?
Женёк:
-Понятно можно!
Так Женька сэкономил 80 литров бензика )
7. Жильё.
Это простой вопрос, на вкус и кошелёк. Стоимость услуги от нуля за палатку у озера (мне такие случаи известны) до полной стоимости моей гонки «под ключ» за пару ночей в спа-отеле острова Сааремаа. Важно лишь бронировать сильно заранее, иначе останетесь наедине с выбором далеко/дорого. Если вы всё же решились на многократное вторжение, то советую обрастать связями. К примеру, я уже на половине гонок в сезоне не бронирую жильё – достаточно одной СМС и нас уже ждут, естественно, цена лучше букинга.

8. Покрышки.
В случае, если выехать один раз – проще ехать на своём. И меньше вопросов на таможне и потратите меньше средств. Купить всегда можно там прямо на гонках, покупать там дешевле. Если у нас 185 R15 стоит 15-17 000 рублей, то там примерно 190 Евро, а это около 14000 рублей. Так же, в Эстонии можно купить не представленные у нас бренды Dmack и MRF но это для тонких ценителей. Так же, в моей практике случались шинные удачи: в 2015 году Гиртс мне предложил много колёс К4 175/70R15 по очень сладкой цене, такой, как будто Евро и не вырастал в два раза.

Я купил 22 штуки сразу и постепенно выбирал их все. За сезон выбрал. Мне проще покупать там – нюанс с границей – много вывезти не дадут даже с декларацией. Поэтому я оставляю там новые и пригодные для гонок колёса, вывожу домой машину на изношенных, постепенно замещая колёса новыми и перемещая все накопленные домой.
9. Конкуренция.
На гонках в Эстонии надо быть готовым к тому, что вас поставят на место, если вы не Лукас, не Воронов, не Мячин, не Ростилов. К примеру, я – не из их числа. И меня регулярно «ставили» эстонская молодёжь и финские дедушки. Для меня это-стимул, потому что борьба всегда чрезвычайно плотная, не прощающая ошибок от слова «совсем». Пример Saaremaa 2016 года. Ни одной грубой ошибки и прокола с нашей стороны за всю гонку – 7 место в классе. В России тоже хватает быстрых ребят, но их территориальная концентрация сильно ниже – вот и получается, что между экипажами на подиуме по две минуты.
10. Лицензии экипажа. Снова всё зависит от ваших стратегических планов на сезон. Разово я рекомендую выехать по откреплению к обычной «Кубковой» лицензии «Д-национальный», оно стоит 1000 рублей на одного члена экипажа на один выезд, оформляется просто и быстро. Формально – наш дорогая и уважаемая РАФ разрешает вам один разик газануть там, где загнивает капитализъм :)))
Так как я еду в основном «там», и мне лень каждый раз оформлять открепление, у меня лицензия “D-national” (пластиковая), она стоит 5000 рублей, НО! Для её получения недостаточно обычной мед. справки 73-й формы, тут нужна справка от спортивного мед. учреждения о прохождении УМО (углублённого медицинского осмотра), как для спортсменов «высших достижений». У меня в городе такой комплекс процедур стоит примерно 5000 р., что, кстати, ставит под сомнение экономическую целесообразность такой лицензии по сравнению с «вечными откреплениями», но я УМО «уважаю» и отношу это скорее как к диагностике здоровья и заботе об организме. (Там придётся поприседать и покрутить педали тренажёра, а так же кровь, ЭХО сердца, флюорография и прочее)))
11. Последний пункт, кстати, он легко может быть главным. (Я искренне удивлён, что вы смогли дочитать)
Атмосфера и путешествия.

К счастью, вся моя скромная спортивная программа не становится для меня рутиной, ежедневно выполняемыми операциями. Каждая поездка – маленькое волнительное путешествие со всеми вытекающими. Нет-нет, а посетишь какой-нибудь музейчик (кстати, Морской музей Таллина, по-моему, обязателен к посещению). Памятные места, монументы, озёра, природа – всё это меня интересует, как туриста. При всей моей сложной, но большой любви к Асбесту (11 гонок – 9 сходов), поездка туда – это для меня техническая командировка с определенной спортивной задачей, а если я еду в Тарту, то я ещё немножко путешествую.
Я выражаю большое уважение с поклоном (с удовольствием исполню при встрече) тем двум (максимум трём) людям, которые смогли прочесть это до конца. И я искренне надеюсь, что именно с вами мы встретимся на эстонских дорогах в раллийном сезоне 2018 года.
(В моём случае вопрос принципиально решённый).
Обнимаю, Байков.
P.S. Сухие цифры для понимания
«Грязная» стоимость моего полного сезона 2017 года –2 200 000 руб. Много? Не мало. Пользуясь случаем, благодарю дружественные компании, что меня поддерживают. "Движение-автомасла" и весь холдинг "Движение". Хотя, тех экипажей, кто хоть раз проехал целиком Кубок или тем более Чемпионат, такая сумма не удивит. И она реально «грязная», тут и заработная плата Иваныча (механика), тут и обновление инструментария, тут колёса (малая часть которых до сих пор новая), тут и не Эстонские гонки («Малахит» и RMS), тут и не прекращающаяся перестройка машины. Грубо говоря, чемпионами в этом году мы стали, потратив столько денег.
Такое же точно «сальдо» в 2016 году составило 1 130 000 руб. Разница в том, что в 2016 я всё делал сам, все работы с машиной, так же, в 2016 году я купил в на 60% меньше новой резины чем нынче.
Не мне вам рассказывать, что можно ехать ещё намного дешевле, но планировать полноценный сезон в Прибалтике с задачами как минимум «в тройке» (речь о классе 1600), не подразумевая 1 000 000 руб. трудновато.
Хотя и на любой миллион есть миллион разных «если».
P.P.S. (раз пошла такая пьянка). Никто не мешает вам сообразить микродоход при поездках за рубеж. Так как моя стезя — Жигули, чаяния публики мне знакомы и Жигулистам за рубежом всегда что-то нужно. Иными словами, то, что у нас "валяется под ногами", у них надо заказывать и ждать. Пользуйтесь.
К примеру, я в 2014 — 2016 годах почти на каждую эстонскую гонку возил из России чайковские (ГАЗ 13,14) карбюраторы и трамблёры с правительственныз ЗИЛов. Смех? Не спорю. Но спрос сам нашёл предложение — ребята с ГАЗонов подошли и сказали, что им нужно позарез. Как результат деятельности нашей техноартели с контрабандным уклоном — за полтора года мы привезли в Эстонию более 20 карбюраторов : ))) Естественно, немножко прикурили, как правило жильё с дохода окупалось. Этот трюк можете не повторять — рынок теперь перенасыщен, карбисы у нас уже никто не берёт.









Комментарии 96
Спасибо интересная повесть! Надеюсь подобное написать в этом сезоне! Только о выезде из ЛНР в РФ ))
«Грязная» стоимость моего полного сезона 2017 года –2 200 000 руб. Много? Не мало
Дороже квартиры моей :(
Пишете также хорошо как и водите машину ;) Удачи!
Это вряд ли, но спасибо всё равно!)
Я всё осилил!
Спасибо!
Отличный рассказ! Спасибо!
Я то же прочитал . Хоть и не в теме, но довольно занятно
ЗдОрово, Клим! Отличный язык. Думаю, когда станете авторитетным "перцем", будете очень достойно преподавать и тренировать!
Очень понравилось!
И без меня "тренеров" хватает) Спасибо
Одна радость читать я надеюсь зимой побывать там, с человеком, взявший сей трофей
Хорошо пишите) Надо бы организоваться, туристом съездить в 18м))
Клим, а классику в аренду в Эстонии кто-нибудь предоставляет?
Тебе известен хотя бы примерный ценник за боевой км?
Не занимался таким вопросом:)
Sonic87
Клим, а классику в аренду в Эстонии кто-нибудь предоставляет?
Тебе известен хотя бы примерный ценник за боевой км?
В принципе, все Эстонские Жигулисты мне знакомы. И представить что кто-то из них сдаст технику в аренду я не могу.
Хорошо, тогда повторю вопрос который задавал год назад: с семьёй с мелкими детьми на какую гонку туристами лучше всего съездить?
Louna-Eesti (Южная Эстония). Самые сложные дороги, самая ближняя к границе, самое дешёвое жильё, летом в августе.
Saaremaa Ralli. Самая лучшая атмосфера, самая дальняя от границы, самое дорогое жильё, середина октября.
Отличная запись! Много познавательного! Спасибо!
На здоровье
Даже не буду в сотый раз писать, что творчество мсье наполнено шикарным слогом, и читается на одном дыхании.
Браво!)
Благодарю
Браво! Клим, огромное спасибо за подробную информацию. Мне, как латвийцу было приятно прочесть ваш взгляд и реалии. Очень познавательно!
Спасибо
Читал стоя у стола в позе зю )
Кстати, бюджет в моем понимании был даже больше, прямо скажу — приятно удивлен.
В 18м не поеду, но мысль озадачить Андрюху боевой машиной уже зародилась…
Спасибо
Клим, спасибо! Пожалуйста, не переставай писать. Никакое видео не сравниться с текстовым описанием. Спасибо за много букв!
На здоровье
Класс!)
Осилил))
Клим как всегда 👍себя на фотке нашёл 300 озёр 2014, чёт я там увидел в "царь жигулях"
Ух. Жена книгу быстрее прочитала. ))) Клим, а где можно глянуть календарь? Вот читал я читал твои отчеты и решил для себя, что хоть один эстонский этап я должен увидеть ))). Тем более можно подкараулить вас на нашей заправке и в тихоря сесть на хвост ))))).
С удовольствием
Дочитал!Отличное решение на 2018 г. Обнимаю!
Обнимаю, друг
Отлично написано, до встречи на гонках))
Спасибо, Паша
Стенограмма Газонов улет, даже для местных)))
Взял за идеал:)
С интересом прочитал .
Хотелось бы узнать на каких сайтах отслеживать предстоящие эвенты.
forum.arclub.ru/index.php?board=6.0
Что-то можно глянуть тут. Но тоже интересно, где Клим смотрит ). Уже не первый год его читаю, и так хочется хоть на один эстонский этап съездить зрителем ). Он так все круто расписывает, что это желание с каждым разом все сильнее и сильнее ).
Autosport.ee/rallyreg
Респект! И за результат и за текст ! Познавательно и интересно.
Все таки есть что почитать на д2))) спасибо
Благодарю
Статья отличная!
Насчет открепления к национальной Д лицензии одна поправка только. Раф в курсе этой схемы и со скрипом позволяет сделать это один раз. Когда запросите второе открепление, попросят умо. Так что избежать его через открепления не получится. Проверено на себе. :)
Так какой смысл избегать УМО? Если уж решили ехать не один раз-так оформите D лицензию и все. Я при откреплениям ездил 6 раз
Я лишь имел ввиду, что открепления не очень-то альтернатива D т.к. умо все равно нужно.
6 раз ездил по откреплениям. УМО прошёл в первый раз когда получил D
6 раз в этом году? До 17ого года умо не требовалось ни для откреплений, ни для международных лицензий.
Ты прав. Раньше не надо было
cgnrat
Статья отличная!
Насчет открепления к национальной Д лицензии одна поправка только. Раф в курсе этой схемы и со скрипом позволяет сделать это один раз. Когда запросите второе открепление, попросят умо. Так что избежать его через открепления не получится. Проверено на себе. :)
Тебе не нужно открепление к российской лицензии, если у тебя не российская лицензия 8)
Спасибо, Кэп, как говорится. :)
Может, так решать проблему?)
Любопытно — чтобы так решить вопрос, тоже нужно открепление раф для получения лицензии другого государства. :)
Впрочем это в общем-то не проблема. Меня устраивает российская лицензия. Я просто поделился наблюдением. :)
Великолепно читается) Спасибо!
На здоровье
прочитал на одном дыхании, строки пропитаны гоночной атмосферой, про быт редко кто пишет
Спасибо
Клим! Молодец! Отличная статья!
Спасибо, Вася!
Текста много, но пролетает на раз) Очень интересно))
Мдя. Видимо в моем случае выдастся только скатать позырить, да родню эстонскую навестить.
Респект за хотение, умение ну и за интересный текст.
По количеству гемороя, расстоянию и затраченному времени — вы мои герои.
Чувствую, что до прибалтики мне еще далеко, но все равно спасибо за статью. Очень интересно.
Не все так однозначно. Чемпионат Латвии на 50-200 км дальше от Москвы, чем Ралли Псков например. Про остальное Клим написал.
Sudarev
По количеству гемороя, расстоянию и затраченному времени — вы мои герои.
Чувствую, что до прибалтики мне еще далеко, но все равно спасибо за статью. Очень интересно.
У нас вообще не было сложностей (геморроя) в этом сезоне, все штатно кроме поломки мотора.
Спасибо! ;) Познавательно!
На здоровье
Вот я тоже всегда топлю за гоночную экономику! Пожалуй, за 2200т.р. это вполне достойный накат и главное — крутой результат! Молодцы
Спасибо
Клим! Круто! Честно говоря думал что твой сезон даже в грязной сумме будет дороже… Вообщем о чем это я, а… Короче возите в место карбов в Эстонию, вфтс выпускные коллектора для жигулей в РФ)))))
Уверен, клиентов будет ноль:)
Смотря какая цена будет)
Уже один клиент отпал:)
Не отпал. Мне эта железяка нужна) естсвенно не закосмос)
Клим, спасибо большое за статью ! Очень полезно и поучительно.
Спасибо
Чукча явно писатель. До встречи в следующем сезоне ;-) Удачи!
Как всегда на одном дыхании! Очень интересно и познавательно!
Расписал дак расписал …
А мне со своей стороны начинающего болельщика-фаната подобного рода автомобильных гонок хотелось бы такой же гайд по самым зрелищным ивентам.
Участвовать я само собой не поеду, у меня вон задача максимум — летний сезон провести на нашем Питерском автодроме, да и не представляю куда там можно поехать на околосток Ауди с халдексом)
Вобщем хочу такое же чтиво но для тех, кто любит поболеть, посмотреть, пофотографировать и поорать)))
Спасибо!
Теперь стало гораздо понятнее, к чему стоит готовиться, если все-таки решим куда-то поехать. Остается, кстати, интересный вариант взять машину там в аренду. Понятно, что рента-драйвинг штука всегда череватая продажей почки за что-то разложенное об деревья, но для 1 раза может быть более доступным вариантом, как Вы считаете?
Арендовать — дороже.
Там есть страховки для спортивных автомобилей на время соревнований)
Очень интересно, читал взахлёб. Спасибо за такую объёмную и насыщенную запись!
На здоровье
Отлично написано, много занятных нюансов. Пожалуй, некоторые повнедряем в Пено или на RMS ;)
А Гиртс и Брусникин одобрят, я думаю :))
Прочитал запоем, как обычно) Уверен что эта информация сбережёт очень много времени куда больше, чем 2-3 людям. Спасибо!
На здоровье
Отлично, познавательно и легко читается. Поздравляю с титулом! С большим интересом слежу за вашими отчётами.
Клим, обманщег с контрабандным уклоном!
Наобещал чтиво в размере первого издания БСЭ, а в итоге всё прочиталось легко и непринужденно на кружкой чая за 20 мин, с небольшими перерывами на рутинную работу.
В Ворде — десять полных страниц. Не припомню таких материалов
Ну приятно читается же. Я бы еще столько же прочел и не устал. Удачи в следующем сезоне!
Хоть я и дочитал, но не поеду))))
Очень подробно, толково и достаточно.
Поздравляю с победой, с нетерпением жду новых записей и свершений.
P.S. Хоть и консультативно — могу помочь со сваркой, т.к. имею профильное образование и определённый стаж и опыт работ(ы).
С уважением,
Mr. Jasic
Спасибо
Спасибо! Как всегда отлично написано!
На здоровье.