Продолжаю публиковать отчет за 5 лет поездок.
В первой части Заброска Питер — Кольский
Во второй части Терский берег, водопад Маманя, пер. Геологов
В третьей части Хибины
В четвертой части Лиинахамари, старая немецкая дорога
Преодолев перевал через хребет Муста-Тунтури, въезжаем на п-ов Средний.
Перевал, в принципе, не сложный, но парочка неприятных мест есть.
Кстати, вот этот памятник неподалеку от выезда со старой немецкой дороги на перевал

Здесь очень много мест, напоминающих о героической обороне полуостровов в годы Великой Отечественной войны. Это и памятники и просто места с окопами, блиндажами, россыпью гильз и осколков…

Почти сразу же стоит указатель налево в сторону музея.
Музей Ю.А.Кобякова
Широта 69°38′31″N (69.641924)
Долгота 31°53′35″E (31.893036)

Об этом музее известно многим. Настоятельно рекомендую посетить, послушать Юрия Александровича и подняться на высоты Муста-Тунтури для того, чтобы воочию увидеть в каких неимоверно сложных условиях совершали каждодневный подвиг наши деды.
Кроме того, до посещения или после путешествия рекомендую прочитать несколько книг про героическую оборону Среднего и Рыбачьего, да и всего Кольского полуострова.
В.Пикуль «Океанский патруль»
Ф.Поночевный «На краю земли советской»
С.Кабанов «Поле боя — берег»
Ну и многие книги М.Орешета.
Вот такие виды, спустя более 70 лет мирной жизни на хребте:



От музея обычно двигались по часовой стрелке по берегу губы Мал.Волоковой
Так видится эта дорога с высоты Большого Муста-Тунтури.

Проезжаем лагерь дайверов, тут небольшой, но неприятный брод.
Он неприятен острыми камнями-ступеньками.
Широта 69°41′5″N (69.684751)
Долгота 31°46′4″E (31.767707)

Далее по кустам, лужам

и выезжаем к памятнику 113 артдивизиону береговой артиллерии,
в т.ч. 221-й береговой батарее. Там же недавно построили часовню.
Широта 69°41′40″N (69.69436)
Долгота 31°44′22″E (31.739459)

Повороты на Земляное, оттуда сразу к р.Выкат. Так можно Средний поперек пересечь.
Мы туда ни разу не ездили. Интереснее объехать вокруг.
Пару поворотов направо на развилках.
Но в любом случае нужно ехать по ситуации.
Широта 69°41′31″N (69.692059)
Долгота 31°45′38″E (31.760554)
Широта 69°43′23″N (69.723168)
Долгота 31°44′45″E (31.745797)
Развилка на нижнюю и верхнюю дорогу.
Широта 69°42′48″N (69.713296)
Долгота 31°43′22″E (31.722912)
Если все время держаться правее, то пойдем по верхней дороге. Она более простая.
Не помню как, но дважды мы попадали на нижнюю и по камням карабкались к тому месту, где эти две дороги снова сходятся
Широта 69°44′54″N (69.748195)
Долгота 31°43′52″E (31.73102)
Оттуда открывается очень красивый вид на Печенгский залив и Лиинахамари

Командно-дальномерный пост + РЛС 142-й батареи береговой артиллерии.
Конечно же это уже не времен войны, более современная постройка.
Широта 69°46′42″N (69.778416)
Долгота 31°43′43″E (31.728596)

142-я береговая батарея
К ней ведут две дороги: по-прямой через брод и подъем сразу в городок или в объезд через лужу с камнями прямиком к орудиям.
Сама батарея.
Широта 69°46′28″N (69.774359)
Долгота 31°45′19″E (31.755297)

Можно полазить по командному пункту и подземным коммуникациям при орудиях.
Достаточно полезно для того, чтобы получить общее впечатление о службе батарейцев
От батареи лучше не пытаться проехать низом по берегу. Дорога там заканчивается в принципе.
Едем по основной верхней дороге мимо воинской части (она остается слева).
Там же будут неприятные лужи с бетонными блоками и шинами. В сезон большой воды не каждый кроссовок там пройдет.
Мне всегда везло.
Широта 69°48′49″N (69.813579)
Долгота 31°45′24″E (31.756531)
Поворот на Два Брата
Широта 69°49′33″N (69.825733)
Долгота 31°48′9″E (31.802513)
Два Брата
Широта 69°49′27″N (69.824183)
Долгота 31°46′1″E (31.767059)


А это, собственно, братья:


Чуть дальше есть несколько приличных и еще не загаженных мест для стоянки и особенно красивые и причудливые камни на побережье.
В этих местах нам посчастливилось увидеть пару северных дельфинов.


Возвращаемся к развилке и едем к перешейку с Рыбачим.
Памятник летчикам на аэродроме Пумманки
Широта 69°47′8″N (69.78557)
Долгота 31°56′50″E (31.947262)
Тут же развилка. Левая дорога через брод на р.Выкат, вторая в объезд.
Сам брод в принципе ничего сложного из себя в конце лета не представляет. Но умельцы умудряются и в нем утопить свои внедорожники.
Широта 69°47′8″N (69.785627)
Долгота 31°57′8″E (31.952127)

Далее дорога не сложная и выезжаем на Рыбачий.
О нем в следующей части.
Кстати, в конце опубликую карту с маршрутами, чтобы было понятнее, где нас все 5 лет носило.






Комментарии 62
Теперь тоже подобными фото обзавёлся: www.drive2.ru/l/548363833240977545/
:)
С удовольствием прочитал все ваши путешествия. огромное спасибо, особенно за координаты, куда я еще не добрался.
Но…
На фото это не батарея Поночевного.
Эту батарею почему-то многие по ошибке считают "батареей Поночевного". Это не так. На самом деле это: Батарея №10 с четырьмя 152-мм установками МУ-2 II-й серии. Введена в эксплуатацию в 1953 г.
Ф. М. Поночевный сначала был заместителем 221-й батареи, а потом, когда Космачева поставили командиром 113 артдивизиона, стал её командиром. В 1942 году, Поночевный был назначен командиром 140-й батареи, а не 142-ой
С большим интересом читается!
В чем основные достоинства Pathfinder по сравнению с xtreil ?
Тяговитый дизель, рама, понижайка, шире возможности для экспедиционной подготовки, нормальный автомат.
Это коротко
Нормальный автомат — согласен.
Но при наличии гидротрасформатора в xtreil понижайка не нужна. Он на короткое время может повышать момент .
Рама зачем ? Несущий кузов более жесткий, чем рама.
Понижайка? Момент 500 против 250. По камням и брёвнами на холостых.
У меня на раме лебедка, фаркоп, силовые пороги.
Понятно. У меня в штатной машине на пониженной машина может в букс уходить на песке, что не удобно. Часто еду до последнего на повышенной пока совсем тяги бензинки не хватает.
Очень здорово, молодцы!а самому стыдно живем в этих краях и все времени нет съездить !
Никогда не поздно начать.
Отлично все расписано. Предыдущие части тоже на одном дыхании прочитал. С нетерпением жду карту с маршрутами.
Вообще мучаюсь с ограничениями в 20 фото. Так много всего хочется показать!
Многие с этим мучаются. Значит надо делать больше частей. ))))
Да не хочется мыльных сериалов устраивать
Много наших там полегло. До сих пор неизвестных выкапывают и опознают…
Вот тоже интересное видео о войне на севере (себе в блог занес тоже):
www.drive2.ru/b/2036360/
Спасибо за список книг. Надо будет прочитать. В электронном виде есть ссылки, кто подскажет? Летом в путешествии почитал бы с удовольствием.
Ссылки не привожу, не имею права.
Поищите сами в сети.
Понял, поищу. Книги то все равно наверное уже давно не выпускаются такие, смыл теряется прав на них. Это единственная возможность почитать, ну кроме библиотеки областной, может быть. ))
barrayar
Много наших там полегло. До сих пор неизвестных выкапывают и опознают…
Вот тоже интересное видео о войне на севере (себе в блог занес тоже):
www.drive2.ru/b/2036360/
Спасибо за список книг. Надо будет прочитать. В электронном виде есть ссылки, кто подскажет? Летом в путешествии почитал бы с удовольствием.
Спасибо большое за ссылку. Посмотрел на одном дыхании…
Не за что! Редкое, объективное видео. Видно что душа в него вложена.
Кстати, да! Тоже СПАСИБО хотела сказать. Пролистала мельком и чуть позже пересмотрю.
Красиво! Небо на Братьях нереальное!
Небо на севере всегда нереально красивое!
Когда нет дождя… )))
В нашу экспедицию повезло меньше)
Да тоже по разному бывало.
В том году было хуже всего — дней 5 без дождей.
Фото с Двух братьев 2014 года.
В какое время туда ездили? И сколько раз?)
5 раз. Обычно в конце июля — начале августа
Сильная разница по годам? Правда, что 15 год самый холодный и серый?
Какой-то системы по годам не заметил. Да, 2015 год был самым дождливым.
TheLenka
Сильная разница по годам? Правда, что 15 год самый холодный и серый?
Сильная разница. Бывает все лето в свитере проходишь, только несколько дней тепла проскочит. Но это последнее время редко. Сейчас пусть и ненадолго но лето к нам заходить стало. Да и залив давно уже не замерзал зимой… Потепление. :)
Так нам не повезло в июле 2015 года? (хотя дождя не было, уже считаю повезло)
Или это нормальное северное лето?
До футболок ни разу не дошло — это так всегда?
Теплые дни бывают, но в свитере — это нормальное явление. ))
TheLenka
Так нам не повезло в июле 2015 года? (хотя дождя не было, уже считаю повезло)
Или это нормальное северное лето?
До футболок ни разу не дошло — это так всегда?
А даже если и потеплеет — проблема в ветре. Вроде и тепло на солнце, но как ветер задует (а он дует всегда практически) — он ледяной.
TheLenka
Так нам не повезло в июле 2015 года? (хотя дождя не было, уже считаю повезло)
Или это нормальное северное лето?
До футболок ни разу не дошло — это так всегда?
Конец июля-начало августа оптимальное время. Как раз несколько солнечных и теплых дней поймать можно. А последнее время и до 2 недель.
Первая половина июня, иногда до конца — может даже снег срываться. А до второй половины июня на перевале на Средний ждет снежное рубилово. Много снега намело. Не растает еще. ))
Ох, хочу к вам еще раз)) только все таки золотой осенью))
И зимой на сияние!
Аккуратнее с желаниями, они имеют свойство исполнятся. )) Не всегда правда в золотом и сияющем виде. )))
…если никогда не пойдешь в лес, с тобой никогда ничего не случится, и твоя жизнь так никогда и не начнется. (с)
=))
С лесами у нас плоховато. Но подобрать можно. )))
Нормальные у вас леса! Просто грибы высокие)))
Я так понял, что они не все съедобные еще не сообщили. )))
Ниже про "свалить" — хорошо там, где нас нет)
А надо как у Шнура "хорошо там, где мы есть")))
Грибы ваши пробовала, жива!))
Вот согласен. Хотя хорошо понятие относительное, а климат — довольно абсолютное. Даже Карелия — уже курорт. Что уж говорить о Краснодарском крае или Алтае (тут не был пока, но восхищен по фото). ))
Да так всегда.
У вас красота нереальная, но холодно.
В каком-нибудь морском крае — возможность наводнений.
Я живу в самом безопасном месте. Нет ни змей, и торнадо, ни воздуха)
Тишь да гладь. А тянет просто туда, где новое))
Так что, человек — это такая скотина, что всё ему тут не так, а там как надо!)))
Не… Москва весьма неприятное место. Деревенские мы. Лес нужен. Горы. Лошади там. Собакам воля. Лепехи что бы лежали. )))
вот-вот… Я все больше хочу отсюда…
Но до такого шага дожить надо))
Все в работу обычно упирается. Я так понял в Москве по сравнению с остальной страной — достойный заработок норма, а не исключение. ))
Было да. Сейчас тоже не у всех.
А если еще по театрам ходить, или типа того. Благо, я тоже в лесу уют нахожу)) тем самым экономия получается)))
TheLenka
Ниже про "свалить" — хорошо там, где нас нет)
А надо как у Шнура "хорошо там, где мы есть")))
Грибы ваши пробовала, жива!))
Грибов у нас много но водянистые и не такие вкусные как в средней полосе к примеру. Не добирают чего-то. ))
Червяков! У вас в грибах нет червяков! По крайней мере я не видела)))
Бывают. Но мало, да. ))
…вот мы чат-то устроили))))
Да уж. ))) Автор уже по моему на нас весьма неодобрительно смотрит. )))
Ну мы ж по доброму! И почти по теме)))
TheLenka
Червяков! У вас в грибах нет червяков! По крайней мере я не видела)))
На Среднем-Рыбачьем грибы чистые, а вот в районе Кандалакши червяки в грибах водятся
значит в районе Кандалакши вкуснее)))
На севере грибы имеют особый вкус. Они как-то более хрустящие!
barrayar
Аккуратнее с желаниями, они имеют свойство исполнятся. )) Не всегда правда в золотом и сияющем виде. )))
после твоих комментов еще больше захотелось свалить отсюда в тепло
Насовсем или в отпуск? Сейчас то мне нравится, осень и весна… и пол лета промозглые достают… Отпуск хочу. А насовсем — может когда дети подрастут.
Насовсем. когда дети подрастут, сами уже не в состоянии будем… надо сейчас решать.
Сейчас никак… только перспектива у жены и у меня в карьере наметилась. Ттт, конечно. Не хочется терять.
Да и бюджетник я, без северных загнемся. )) Разве что Питер или Москва, там доплачивают так, что выше наших получается, но… не смогу я. )
В общем — нет. Пока нет. :)
ну если перспективы, то конечно…
Ну после 7 лет ада из разряда "без вины виноваты" это положено. Еще раз это проходить, даже по сокращенному варианту я не готов. )
Rom-51
ну если перспективы, то конечно…
Года 4 назад заходил в средней полосе в аналогичное нам учреждение. Зарплату насчитали 12 тыс будет. Квартиру — сказали "ну попробуем поговорить…". Вот так. ))
Не — или Москва или Питер, или ну его нафиг. Лучше третье. ))